Олимпиадное движение в партнёрстве «школа - вуз - предприятие»
Троешестова Дарья Анатольевна - канд. физ.-мат. наук, доцент, руководитель центра по работе с одарённой молодёжью. E-mail: sda-chuvsu@yandex.ru Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Чебоксары, Россия Адрес: 428015, г. Чебоксары, Московский проспект, 15
Аннотация. Рассматривается проблема организации университетом олимпиад и конкурсов для школьников и студентов с целью выявления и сопровождения их по индивидуальной образовательной и карьерной траектории с участием работодателей региона. Для решения этой проблемы Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова реализует ряд проектов в системе партнёрства «школа - вуз - предприятие». В статье представлена деятельность центра по работе с одарённой молодёжью ЧГУ, который занимается организацией и проведением мероприятий в рамках стратегического проекта развития университета «Формирование и развитие комплекса популяризации перспективных профессий, привлечения и сопровождения талантливой молодёжи в системе многоуровневой опережающей подготовки кадров». Описывается уникальный опыт организации олимпиад и творческих проектных конкурсов для школьников совместно с инновационными предприятиями Чувашской Республики, среди которых: «Надежда электротехники Чувашии», «Надежда машиностроения Чувашии», «Строители будущего», «Электроника 4.0», «IT-Ринг». Победители и призёры этих олимпиад и конкурсов подключаются к работе профнавигационной площадки вуза «Центр планирования карьеры». В настоящее время в университете ведётся активная работа по адаптации и внедрению модели тьюторства. Приводятся ключевые показатели эффективности олимпиадного движения в системе сетевого сотрудничества с предприятиями. Анализ этих показателей позволяет сделать вывод, что проведение различных образовательных олимпиадных и конкурсных мероприятий для школьников совместно с предприятиями-партнёрами способствует увеличению поступающих в университет победителей и призёров олимпиад самого высокого уровня. В статье также обсуждаются формы дополнительного образования одарённых школьников и их педагогов-наставников. Утверждается, что ценностью является не проведение олимпиад и выявление талантливых учащихся, а регулярные занятия с ними в кружках и на курсах дополнительного образования. Делается вывод, что благодаря привлечению в университет талантливых выпускников средних образовательных организаций и активному их участию в студенческом олимпиадном движении, осуществляемом в партнёрстве с ведущими инновационными предприятиями, успешно решается задача наращивания профессиональной элиты региона.
Ключевые слова: одарённый ребенок, олимпиадное движение, профессиональное самоопределение, индивидуальная карьерная траектория, сетевое взаимодействие, система выявления и поддержки талантов
Для цитирования: Троешестова Д.А. Олимпиадное движение в партнёрстве «школа -вуз - предприятие» // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. С. 116-125. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-116-125
Введение системы образования. Интеллектуальные
Школьное и студенческое олимпиадное состязания в России стали проводиться еще движение является неотъемлемой частью в XIX в., а в привычной для современников
форме «олимпиада» (по математике) была организована Ленинградским университетом почти 85 лет назад. Изначально олимпиады школьников по разным предметам организовывались преимущественно с целью отбора наиболее способной молодёжи в вузы страны, а студенческие олимпиады - с целью отбора лучших по уровню знаний студентов для дальнейшей научно-исследовательской деятельности. Затем олимпиадное движение стали рассматривать как форму реализации деятельностного подхода в образовании, организации творческой самостоятельной работы [1], оценки достижений учащихся [2] и в целом как основу эффективного образования. В олимпиадное движение с целью поиска и раскрытия способностей талантливой молодёжи постепенно включились региональные вузы [3]. Совсем недавно в связи
с появлением в мировой экономике такого феномена, как «война за таланты» (автор предлагает термин «борьба за таланты»), появились олимпиады профориентацион-ного характера, соорганизаторами которых, наряду с вузами, стали крупные корпорации, концерны, региональные кластеры и отдельные предприятия-работодатели.
Появление таких олимпиад с участием предприятий-партнёров позволило сдвинуть с мёртвой точки решение проблемы «утечки мозгов», которая в последние два десятилетия обострилась, особенно в регионах [4]. Сложившаяся в прошлом столетии традиционная система профориентации школьников сегодня трансформировалась в эффективную систему профнавигации учащихся с участием вузов и предприятий-работодателей [5]. Регионы активно работают
над созданием условий, способствующих формированию успешной профессиональной карьеры выпускников средних и высших образовательных организаций. При этом особое внимание уделяется профнавигации одарённых детей и талантливой молодёжи, привлечению их к созданию малых инновационных предприятий на базе или при поддержке вузов [6].
В 2018 г. Президент Российской Федерации В. Путин поручил Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 г. должна быть сформирована «эффективная система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанная на принципах справедливости, всеобщности и направленная на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся»1. Во всех субъектах РФ сегодня ведётся работа по выявлению и поддержке одарённых детей. В ряде регионов созданы центры по модели «Сириуса», действуют центры на базе вузов или иных учреждений образования. В любом случае, независимо от формата и места локации, миссия этих центров - создание среды с целью выявления одарённых детей и развития их потенциала с учётом кадровых потребностей региона.
Особую потребность в «выращивании» талантов имеют региональные вузы, поскольку они напрямую заинтересованы в целенаправленной качественной подготовке высококлассных специалистов для экономики региона [7]. Опорные и ведущие вузы регионов реализуют собственные программы профориентации и сопровождения одарённых детей, становясь ключевыми участниками региональных систем выявления и развития талантливой молодёжи [8; 9].
1 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/43027
Политика выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи в региональном вузе
В Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова одним из приоритетных направлений деятельности является развитие системы выявления и поддержки талантливых детей. С 2016 г. успешно реализуется стратегический проект «Формирование и развитие комплекса популяризации перспективных профессий, привлечения и сопровождения талантливой молодёжи в системе многоуровневой опережающей подготовки кадров». Работа в этом направлении ведётся посредством консолидации ресурсов четырёх университетских центров: дополнительного образования, профориентации, инновационно-внедренческого и центра по работе с одарённой молодёжью [10]. Одной из задач, на решение которой направлены ресурсы центра по работе с одарённой молодёжью, является развитие школьного и студенческого олимпиадного движения при участии ведущих инновационных предприятий региона.
В Чувашии ведущими промышленными отраслями являются: электротехническая (восемь инновационных предприятий, входящих в Инновационный территориальный электротехнический кластер), машиностроительная (концерн «Тракторные заводы», Шумерлинский завод специализированных автомобилей), химическая (ПАО «Хим-пром», Вурнарский завод смесевых препаратов) и приборостроительная (АО НПК «ЭЛАРА»). Быстрыми темпами развивается сеть 1Т-компаний, объединённых в 1Т-кластер Чувашской Республики. Эти и другие предприятия имеют устойчивые партнёрские связи с Чувашским государственным университетом и заинтересованы в разработке и реализации принципиально новых форм подготовки, привлечения и развития конкурентоспособных кадров [11]. Одной из них стала система олимпиад и творческих конкурсов для школьников, в состав организаторов которых, помимо университета,
входят ведущие инновационные предприятия республики (Рис. 1). Далее рассмотрим самые значимые профильные междисциплинарные олимпиады и интеллектуальные творческие конкурсы.
Олимпиада «Надежда электротехники Чувашии» для учащихся 9-11-х классов и студентов выпускных курсов учреждений среднего профессионального образования. Предприятия-соорганизаторы - АО «Чебоксарский электроаппаратный завод» и ООО Научно-производственное предприятие «ЭКРА». Победители и призёры олимпиады при поступлении на один из факультетов ЧГУ (энергетики и электротехники, информатики и вычислительной техники, машиностроительный) имеют право на заключение целевого договора на обучение с выплатой именной стипендии от предприятия в течение всего срока обучения.
Олимпиада «Надежда машиностроения Чувашии» для учащихся 9-11-х классов и студентов выпускных курсов учреждений среднего профессионального образования.
Соорганизаторы - Компания корпоративного управления «Концерн "Тракторные заводы"» и Чувашское региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России». Победители и призёры олимпиады при поступлении на направления подготовки ЧГУ («Машиностроение», «Электроэнергетика и электротехника», «Стандартизация и метрология», «Управление качеством», «Физика», «Химия») имеют право на заключение целевого договора на обучение с выплатой именной стипендии от предприятий ОАО «Промтрактор», ОАО «ЧАЗ», ООО «Пром-трактор-Промлит», ООО «Миконт», ООО «СПМ» в течение всего срока обучения.
Олимпиада школьников по предметам «математика», «физика», «химия», «русский язык» для учащихся 10-11-х классов и студентов выпускных курсов учреждений среднего профессионального образования. Соорганизаторы - Инновационный электротехнический кластер Чувашской Республики и ПАО «Химпром». Победители и
Рис. 1. Схема партнёрства «школа - вуз - предприятие» в республиканском олимпиадном движении
призеры олимпиады получают ценные призы и возможность закрепления за наставником от предприятий-организаторов олимпиады с гарантированным трудоустройством.
В числе интеллектуальных творческих конкурсов для учащихся 10-11-х классов и студентов выпускных курсов средне-профессиональных учреждений отметим следующие:
- конкурс проектов «1Т-ринг» по направлениям: «Программирование», «Разработка сайтов», «Мобильные приложения», «Компьютерная графика и анимация», «Программирование систем робототехники»;
- конкурс проектов «Электроника 4.0» по направлениям: «Электроника и нано-электроника», «Беспроводные технологии и инфокоммуникации», «Автоматическое управление и микропроцессорные устройства»;
- командный турнир «Битва лицеев» по математике, физике, информатике.
Вышеперечисленные конкурсы проводятся совместно с предприятиями Ассоциации «1Т-кластер Чувашской Республики» и АО НПК «ЭЛАРА» имени Г.А. Ильенко. Представители предприятий активно участвуют
в составлении кейсовых заданий и в работе жюри.
Следует отметить, что решением Учёного совета университета и Положениями перечисленных олимпиад и конкурсов закрепляются права победителей и призёров при поступлении в ЧГУ им. И.Н. Ульянова. В частности, это право на получение 10 дополнительных баллов к сумме ЕГЭ (победителям и призёрам конкурсов - пять дополнительных баллов) и право на получение дополнительной стипендии (в 2018 г. размер дополнительной к академической стипендии составил 10000 руб. ежемесячно для победителей и призёров олимпиад и 3600 руб. - для победителей и призёров творческих конкурсов).
Ключевыми показателями эффективности олимпиадного движения в системе партнёрства «школа - вуз - предприятие» являются:
1) количество олимпиад и интеллектуальных творческих конкурсов вуза, соорганиза-торами которых являются ведущие инновационные предприятия республики;
2) охват школьников и студентов, вовлечённых в олимпиадное движение в системе партнёрства «школа - вуз - предприятие»;
Рис. 2. Значения ключевых показателей пп. 1 и 3 за период с 2015 по 2018 гг.
3) количество победителей и призёров регионального или заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по всем предметам; количество олимпиад из перечня Минобрнауки России, а также олимпиад и интеллектуальных творческих конкурсов, соорганизаторами которых являются ведущие инновационные предприятия республики; количество участников, поступивших в вуз;
4) количество студентов из числа победителей и призёров олимпиад и конкурсов, обучающихся в вузе по целевым договорам с предприятиями-партнёрами.
Анализ этих показателей позволяет сделать вывод, что проведение олимпиад для школьников совместно с предприятиями-партнёрами способствует увеличению числа поступающих в университет победителей и призёров не только этих олимпиад, но и победителей и призёров регионального или заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников, а также олимпиад из перечня Минобрнауки России (Рис. 2). Опрос первокурсников-олимпиадников показал, что активное сотрудничество с предприятиями республики повысило имидж университета и стало решающим фактором выбора вуза для 63% респондентов.
Наряду с олимпиадами и творческими конкурсами для школьников университет в партнёрстве с предприятиями-работодателями проводит студенческие олимпиады. В этом направлении лидирует факультет информатики и вычислительной техники, на базе которого ежегодно проводятся олимпиады по программированию, студенческие «1С: Соревнования» совместно с ООО «Ин-фолинк», ООО «Кейсистемс», ГК «Исерв», ООО «ир1аЬ».
Дополнительное образование школьников и педагогов-наставников в системе поддержки одарённых детей
Участие в олимпиадах или конкурсах -это прежде всего способ самовыражения и самореализации личности. Практически каждый ребенок имеет потребность в соревновании, детям нравится находиться в атмосфере соперничества, ощущать себя частью интеллектуального сообщества, сравнивать свои успехи с успехами сверстников. Однако не надо забывать, что ценно не только проведение олимпиады и выявление талантливых детей, но и регулярные занятия с такими детьми в кружках, центрах дополнительного образования. Поэтому мы сегодня предлагаем школьникам занятия в группах
по различным программам дополнительного образования, в частности в рамках Малого физико-математического факультета, преподаватели которого не просто ведут занятия, а помогают каждому ребенку выстроить свою образовательную траекторию.
Малый физмат является интеллектуально-творческой образовательной средой для одарённых учащихся 1-11-х классов. На занятиях широко используется материально-техническая база факультета прикладной математики, физики и информационных технологий. Это позволяет реализовывать программы прикладной направленности, развивать метапредметные навыки школьников и поддерживать их интерес к проектной деятельности [12]. Наряду с обучением по образовательным программам на Малом физмате проводятся Физико-математический школьный форум и различные интеллектуальные праздники для детей и их родителей. Например, ежегодно в День города учащиеся Малого физмата участвуют в проекте «Творческий бульвар». В 2018 г. проект «Малый физмат» выиграл грант Министерства образования и науки РФ по дополнительному образованию детей, что позволит оборудовать университет современными физическими лабораториями, мобильными кабинетами для занятий, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Занятия в этих лабораториях, безусловно, позволят повысить уровень подготовки школьников к олимпиадам.
Одним из главных направлений деятельности центра по работе с одарённой молодёжью является сопровождение педагогов-наставников. Ежегодно в каникулярное время университет проводит интенсивные курсы для учителей средних образовательных организаций, осуществляющих подготовку школьников к олимпиадам. Ведётся разработка и реализация современных образовательных программ переподготовки и повышения квалификации педагогов-наставников. Регулярно университет организует панельные дискуссии, круглые столы,
семинары, конференции по обобщению лучших практик работы с одарёнными детьми. В настоящее время четыре преподавателя университета осуществляют обучение по комплексной программе переподготовки педагогических и управленческих кадров для систем выявления и поддержки одарённых детей и молодёжи «Большие вызовы» образовательного центра «Сириус». В программе объединены и систематизированы передовые теории, практики и технологии по выявлению и развитию одарённости в детском и юношеском возрасте.
Заключение
На наш взгляд, опыт Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова свидетельствует об эффективности партнёрского сотрудничества регионального университета с ведущими инновационными предприятиями региона в сфере организации творческих конкурсов и сопровождения талантливой молодёжи. Победители и призёры вышеперечисленных олимпиад подключаются к работе профна-вигационной площадки «Центр планирования карьеры». В настоящее время ведётся активная работа по апробации и внедрению тьюторской модели современного университета [13]. В рамках этого проекта со школьниками работают университетские педагоги и психологи, которые помогают им успешно решать проблемы профессионального самоопределения. Индивидуальные образовательные траектории школьников и студентов строятся в условиях сетевого взаимодействия университета в партнёрстве «школа - вуз - предприятие». Таким образом, благодаря привлечению талантливых выпускников средних образовательных организаций к поступлению в университет и их активному участию в студенческом олимпиадном движении, а также благодаря партнёрству вуза с ведущими инновационными предприятиями успешно решается задача наращивания профессиональной элиты региона.
Литература
1. Попов А.И. Олимпиадное движение студентов как форма организации творческой самостоятельной работы в вузе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 5-2. С. 166-170.
2. Литвинова И.Н. Олимпиадное движение как одна из форм оценки достижений учащихся // Труды международного симпозиума «Надёжность и качество». 2010. Т. 2. С. 471-473.
3. Шамец С.П., Князева М.С. Олимпиадное движение на базе вуза: поиск и раскрытие талантов // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 79-85.
4. Троешестова Д.А. О некоторых проблемах формирования интеллектуального потенциала региона в современных условиях // Проблемы и перспективы развития социально-экономического потенциала российских регионов: Материалы II Всероссийской электронной научно-практической конференции. 2013. С. 198-203.
5. Sibgatova K.I, Ilchinskaya E.P, Bastrikova E.M., Kuramshina L.L., Makarov A.L., Chernova N.Y, Khairullina E.R, Murugova V.V. The Traditional and Innovative Technologies of Vocational Guidance Work with Pupils and Students // International Review of Management and Marketing. 2016. T. 6. № 52. P. 97-103.
6. Orlova L.V, Afonin Y.A., Voronin V.V. Talent Management and Knowledge: Theory, Methodology, Models // Review of European Studies. 2015. Т. 7. № 9. P. 75-82.
7. Александров А.Ю. Многопрофильные университеты в инновационном развитии региональной экономики // Состояние и перспективы развития инновационных технологий в России и за рубежом: сб. материалов I Меж-дунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25-26 янв. 2016 г.). Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2016. С. 14-20.
8. Троешестова Д.А. Система педагогического сопровождения профессионального самоопределения одарённых школьников на базе регионального вуза // Совершенствование системы высшего образования: опыт и перспективы: Материалы VIII Междунар. учеб.-метод. конф. / Под ред. А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева. Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2016. С. 465-469.
9. Овсиенко Л.В, Кайбияйнен А.А. О системе работы с одарёнными детьми // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 90-96.
10. Троешестова Д.А., Васильева О.Н. Система профессиональной ориентации учащихся, привлечения и сопровождения талантливой молодёжи в университете // Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 123-129.
11. Александров А.Ю. Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова - инновационный многопрофильный вуз, интегрированный в экономику региона и страны // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 99-105.
12. Троешестова Д.А, Васильева Е.В. Малые факультеты вузов в индивидуальном образовательном маршруте одарённых детей // Высшая школа России перед вызовами современности: перспективы развития: Материалы VII Междунар. учеб.-метод. конф. / Под ред. А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева. Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2015. С. 267-270.
13. Ковалева Т.М, Суханова Е.А., Гулиус Н.С. Переход к тьюторской модели современного университета: предпосылки, прецеденты, задачи управления // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 6 (112). С. 101-113.
Статья поступила в редакцию 15.10.18 После доработки 06.11.18 Принята к публикации 15.11.18
Olympiad Movement in the System of Partnership "School-University-Enterprise"
Dariya A. Troeshestova - Cand. Sci. (Phys. and Math.), Assoc. Prof., Head of the Center for work with gifted youth, e-mail: sda-chuvsu@yandex.ru Chuvash State University, Cheboksary, Russia
Address: 15, Moskovskij prosp., Cheboksary, 428015, Russian Federation
Abstract. The article addresses the problem of organizing Olympiads and competitions for schoolchildren and students by the University to identify and support them in their individual educational
and career trajectory, with the participation of employers in the region. To solve this problem, I.N. Ulianov Chuvash State University is implementing a number of projects in the partnership system «school - University - enterprise». The article highlights the activities of the Centre for working with the talented youth of I.N. Ulianov Chuvash State University aimed at realization of the strategic project roadmap of the University «Formation and development of the complex for popularization of promising careers, engaging and support of the talented youth in the system of multilevel anticipatory staff training». The article describes a unique experience in organizing academic Olympiads and creative design contests for schoolchildren in conjunction with innovative enterprises of the Chuvash Republic, among which are: «Hope of Chuvashia electrical engineering», «Hope of Chuvashia mechanical engineering», «Builders of the future », «Electronics 4.0», «IT-Ring». Winners and prize-holders of these academic Olympiads and contests get involved into the work of professional navigational guidance platform of the University «Center for career planning». Currently, the University is actively working on adaptation and introduction of the tutorship model. Key indicators of Olympiad movement efficiency in the network of cooperation with enterprises are provided. An analysis of these indicators makes it possible to conclude that various academic Olympiads and competitive activities for schoolchildren held together with enterprises-partners increase the number of winners and prize-holders of the highest level academic Olympiads entering the University. The article also discusses the forms of supplementary education for gifted schoolchildren and their teachers-tutors. It is stated that the value is not holding Olympiads and identifying talented schoolchildren, but regular classes with them in clubs and in supplementary education courses. It is concluded that by attracting talented graduates of secondary educational institutions to enter the University and their active participation in student Olympiad movement organized in partnership with leading innovative enterprises, the problem of professional elite developing in the region is successfully being solved.
Keywords: gifted child, university partnership system, Olympiad movement, professional identity, individual career trajectory, networking cooperation, system for identifying and supporting talents
Cite as:Troeshestova, D.A. (2018). [Olympiad Movement in the System of Partnership «School -University - Enterprise»]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 12, pp. 116-125. (In Russ., abstract in Eng.)
DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-116-125
References
1. Popov, A.I. (2013). [Olympiad Movement of Students as a Form of Creative Independent Work at a University]. VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N.I. = Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. No. 5-2, pp. 166-170. (In Russ., abstract in Eng. )
2. Litvinova, I.N. (2010). [Olympiad Movement as a Form of Assessing Students' Achievements]. Trudy mezhdunarodnogo simpoziuma Nadezhnost' i kachestvo = The annual International Symposium "Reliability and Quality". Vol. 2, pp. 471-473. (In Russ.)
3. Shamets, S.P., Knyazeva, M.S. (2012). [Olympiad Movement Based on a University: Search and Finding Talents]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No.12. pp. 79-85. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Troeshestova, D.A. (2013). [On Some Problems in Forming the Intellectual Potential of the Region in Modern Conditions]. In: Problemy i perspektivy razvitiya sotsial'no-ekonomicheskogo potentsiala rossiiskikh regionov: II Vserossiiskaya elektronnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Problems and Prospects of Socio-Economic Potential of Russian Regions: Proc. Sci. and Method. Electronic Conf.], pp. 198-203. (In Russ.)
5. Sibgatova, K.I., Ilchinskaya, E.P., Bastrikova, E.M., Kuramshina, L.L., Makarov, A.L., Cherno-va, N.Y., Khairullina, E.R., Murugova, V.V. (2016). The Traditional and Innovative Technologies of Vocational Guidance Work with Pupils and Students. International Review of Management and Marketing. Vol. 6. No. 52, pp. 97-103.
6. Orlova, L.V., Afonin, Y.A., Voronin, V.V. (2015). Talent Management and Knowledge: Theory, Methodology, Models. Review of European Studies. Vol. 7. No. 9, pp. 75-82.
7. Aleksandrov, A.Yu. (2016). [Multidisciplinary Universities in the Innovative Development of the Regional Economy]. In: Sostoyanie i perspektivy razvitiya innovatsionykh tekhnologii v Rossii i za rubezhom [The State and Prospects of the Development of Innovative Technologies in Russia and Abroad: Collection of Papers of the I Int. Sci. and Pract. Conf.]. Cheboksary: Chuvash University Publ., pp. 14-20. (In Russ.)
8. Troeshestova, D.A. (2016). [The System of Pedagogical Support of Gifted Schoolchildren's Professional Identity Formation on the Basis of a Regional University]. In: Sovershenstvovanie siste-my vysshego obrazovaniya: opyt i perspektivy, VIII Mezhdunarodnoi uchebno-metodicheskoi konferentsii. [Improving the System of Higher Education: Experience and Prospects: Proc. VIII Int. Educational-Methodical Conference] A. Yu. Aleksandrov, E. L. Nikolaev (Eds), Cheboksary: Chuvash University Publ., pp. 465-469. (In Russ.)
9. Ovsienko, L.V., Kaibiyainen, A.A. (2015). [University as a Centre of Talent Attraction: Working with Gifted Children]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 5, pp. 90-96. (In Russ., abstract in Eng.)
10. Troeshestova, D.A., Vasil'eva, O.N. (2017). [System of Students Career Guidance, Attracting and Accompanying Talented Youth at the University]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No.7 (214), pp. 123-129. (In Russ., abstract in Eng.)
11. Aleksandrov, A.Yu. (2017). [I.N. Ulianov Chuvash State University as a Multiprofile Innovative Higher Education Institution Integrated into the Regional Economy]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7 (214), pp. 99-105. (In Russ., abstract in Eng.)
12. Troeshestova, D.A., Vasil'eva, E.V. (2015). [Minor Faculties of Universities in Individual Educational Route of Gifted Children]. In: VII Mezhdunarodnaya uchebno-metodicheskaya konfer-entsiya "Vysshaya shkola Rossii pered vyzovami sovremennosti: perspektivy razvitiya" [Higher School of Russia Facing the Challenges of Modernity: The Prospects for Development: Proc. VII Int. Educational-Methodical Conf.] A.Yu. Aleksandrov, E. L. Nikolaev (Eds), pp. 267-270. (In Russ.)
13. Kovaleva, T.M., Sukhanova, E.A., Gulius, N.S (2017). [Transition to Tutorial Model of a Modern University: Prerequisites, Precedents, Management Tasks]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis. Vol. 21. No. 6 (112), pp. 101-113. (In Russ.)
The paper was submitted 15.10.18 Accepted for publication 15.11.18