С.Г. Марфин, д.п.н., доцент кафедры ИиСУ
Е.Н. Горбачевская, к.п.н., доцент, профессор кафедры ИиСУ
А.М. Г алкина, студентка группы ИСЗ-601
Волжский университет имени В.Н. Татищева, г. Тольятти
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ КОМПЛЕКС КАК ЧАСТЬ
ДИДАКТИЧЕСКОЙСИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
Волжский Университет имени В.Н.Татищева - образовательная автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования (институт). Цели образовательного процесса - выйти на новый уровень качества предоставления лицензированных образовательных услуг по подготовке специалистов с высшим образованием, проведения научных исследований, переподготовки специалистов и повышения квалификации. Политика в области качества подготовки в университете направлена на постоянное обеспечение своих обучающихся качественными образовательными услугами и непрерывное их улучшение на основе эффективной обратной связи с потребителями (заказчиками) выпускников. Приоритетами при принятии решений являются:
- профессионализм персонала;
- корпоративная культура;
- эффективные технологии;
- удовлетворенность потребителя в качестве;
- оптимизация материальных и трудовых затрат;
- безопасность жизни и здоровье персонала и студентов.
Основные характеристики организации образовательного процесса.
Управление вузом осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации, нормативными документами, Уставом образовательного учреждения. Общее руководство вузом в соответствии с Уставом осуществляет выборный представительный орган - Ученый совет Университета. Непосредственное управление деятельностью осуществляет ректор. Оперативное руководство возложено на совещательный орган -ректорат Университета. Непосредственное руководство отдельными направлениями деятельности вуза осуществляют проректоры. Комплексную оценку деятельности вуза в феврале 2008 г. провела экспертная комиссия МО и Н РФ, подписаны приказы об аттестации и аккредитации вуза, оформлены свидетельства.
В соответствии с требованиями Устава вуза разработаны локальные акты, определяющие организационно-правовое положение, функциональные обязанности отдельных структурных подразделений. Экспертиза указанных документов подтвердила их соответствие действующему законодательству РФ и Уставу университета.
В период аттестационной экспертизы был проведен анализ качества подготовки студентов и выпускников по всем аттестуемым основным образовательным программам высшего профессионального образования путем проведения выборочного тестирования и собеседования.
Результаты контрольного тестирования и опроса студентов Университета по циклам дисциплин, полученные во время аттестационной экспертизы, свидетельствуют о достаточном качестве подготовки студентов по каждому циклу и несущественно отличаются от показателей, полученных во время самоаттестации. Отмечается преобладание хороших оценок, что является свидетельством качественной подготовки студентов. Такие же хорошие результаты получены по итогам электронного тестирования, организованного Центром тестирования ОАНО ВПО ВУиТ. Учебный процесс в вузе соответствует календарному графику. Учебные занятия организуются, в основном, в одну смену. Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям - 45 минут.
Расписания занятий в учебных подразделениях разрабатываются на семестр. Внесение изменений в расписание контролируется диспетчерской службой учебно-методического управления. Порядок пересдачи экзаменов и зачетов определяется локальными документами вуза. Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ разрабатывается и утверждается выпускающими кафедрами, ежегодно обновляется и своевременно доводится до студентов. Ежегодно издается достаточное количество методических указаний по порядку их разработки и защиты.
Учебный процесс в вузе, в целом, ориентирован на увеличение доли самостоятельной работы студентов, развитие новых форм и методов обучения. Применяемые методы обучения направлены на овладение и совершенствование знаний, формирование навыков и умений.
Преподаватели вуза, в целом, достаточно активно проходят стажировки и курсы повышения квалификации. Факультеты Университета возглавляются кандидатами наук. В Университете ведется постоянная работа по подготовке молодых преподавателей.
Проведенный анализ кадрового обеспечения образовательного процесса позволяет сделать вывод о том, что кадровый состав университета в состоянии обеспечить уровень профессиональной подготовки специалистов в соответствии с требованиями ГОС.
Основным структурным подразделением организации и контроля учебного процесса в вузе является учебно-методическое управление (УМУ).
УМУ вуза осуществляет планирование, контроль, методическое обеспечение учебного процесса на общеуниверситетском уровне и является структурным подразделением университета. УМУ возглавляет начальник, непосредственно подчиняющийся проректору университета по учебной работе.
Учебно-методическое управление в своей работе руководствуется:
- Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- Законодательными актами и постановлениями Правительства о высшей школе;
- распорядительными и нормативными документами МО Российской Федерации;
- Уставом ВУиТ;
- Приказами и распоряжениями ректора;
- Решениями Ученого совета ВУиТ и др.
УМУ в своей работе исходит из понимания самостоятельности факультетов в решении организационно-методических задач подготовки специалистов, поддерживает инициативу деканатов и зав. кафедр, направленную на совершенствование учебного процесса, оказывает деканатам и кафедрам практическую помощь в работе. Состав сотрудников учебно-методического управления определяется штатным расписанием. Одной из основных функций УМУ является контроль наличия, содержания УМКД по всем дисциплинам специальностей.
В состав УМКД входят:
- рабочая программа дисциплины, разработанная в соответствии с установленными требованиями;
- график самостоятельной учебной работы студентов по дисциплине с указанием ее содержания, объема в часах по неделям семестра, сроков и форм контроля результатов;
- методические пособия, указания по изучению теоретического материала, выполнению лабораторных практикумов, контрольных работ,
домашних заданий и других видов учебной работы, включая выполнение курсовых проектов и работ, расчетно-графических, контрольных работ;
- перечень специализированных аудиторий, кабинетов и лабораторий с указанием используемого в учебном процессе по дисциплине основного учебно-лабораторного оборудования, технических средств обучения и контроля.
Таким образом, при организации учебного процесса УМУ контролирует проведение занятий, обеспеченность учебного процесса, в частности, УМКД.
Для разработки мультимедийных комплексов необходимо определить структуру курса, дидактические единицы, разработать электронный материал.
На следующем шаге проектирования была проанализирована рабочая программа курса, были определены основные дидактические единицы курса, а именно:
1. Информационно-производственные системы (ИПС) и их внешняя
среда: Внешняя среда ИПС, ее составляющие. Факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия. Взаимодействие ИПС и внешней среды: материальные, финансовые и информационные связи. Факторы,
определяющие масштаб и уровень связей ИПС: отраслевая принадлежность ИПС, характер конкуренции с другими ИПС, масштаб деятельности ИПС, ее организационно-правовая форма.
2. Внутренняя среда ИПС и ее элементы: Внутренняя среда ИПС.
Элементы ИПС, формируемые материальными, финансовыми и
информационными связями. Постоянные элементы: основные фонды,
оборотные средства, персонал и финансы. Переменные элементы: миссия, стратегия, цель, задачи, структура, технология. Взаимодействие элементов ИПС.
3. Основные фонды ИПС: Сущность, состав и структура основных
фондов. Воспроизводство основных фондов: капитальное строительство, новое строительство, техническое перевооружение, реконструкция и
расширение ИПС. Оценка основных фондов. Амортизация. Методы исчисления амортизации. Эффективность основных фондов. Резервы роста эффективности основных фондов.
4. Оборотные средства и оборотные фонды ИПС: Сущность и состав оборотных средств. Собственные и заёмные оборотные средства. Сущность и
состав оборотных фондов. Сущность и состав фондов обращения. Основные методы нормирования оборотных средств. Производственные запасы. Системы управления запасами. Незавершённое производство. Расходы будущих периодов. Эффективность использования оборотных средств.
5. Персонал ИПС: Персонал. Кадры ИПС. Профессия. Специальность. Квалификация. Структура кадров. Подбор кадров для ИПС. Производительность труда. Натуральный, трудовой и стоимостной методы измерения производительности труда. Факторы роста производительности труда. Обоснование необходимой численности работников. Организация оплаты труда.
6. Финансы ИПС: Сущность финансов. Функции финансов. Организация финансирования и кредитования в ИПС. Фонды ИПС. Формирование и использование денежных фондов. Финансовый план ИПС. Основные показатели финансового плана. Выручка от реализации, прибыль от реализации, валовая, балансовая, налогооблагаемая и чистая прибыль. Внереализационные доходы и расходы.
7. Продукция, ее жизненный цикл и товарная политика ИПС: Сущность и классификация продукции: товары повседневного спроса, предметы роскоши, специальные товары. Жизненный цикл продукции. Фазы жизненного цикла продукции: внедрение товара на рынок, рост объемов продаж, зрелость товара, спад объемов продаж. Средний возраст товара. Товарная политика ИПС.
8. Качество продукции: Сущность качества продукции. Система показателей качества продукции. Конкурентоспособность продукции ИПС. Факторы конкурентоспособности продукции. Показатели конкурентоспособности. Резервы конкурентоспособности продукции ИПС: рыночная ситуация, организационный, производственный, кадровый и технологический потенциал ИПС, финансовая устойчивость ИПС. Позиционирование товаров на рынке. Планирование качества продукции. Взаимосвязь планирования качества продукции с изменением экономических показателей деятельности ИПС. Контроль качества продукции. Субъекты контроля качества продукции. Элементы системы контроля качества продукции. Экономические результаты функционирования систем контроля качества продукции в ИПС.
9. Себестоимость продукции, ее формирование и анализ: Бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Нормальная прибыль. Краткосрочный и долгосрочный периоды в деятельности ИПС. Затраты в краткосрочном периоде. Затраты в долгосрочном периоде. Эффект масштаба. Причины положительного эффекта масштаба. Причины отрицательного эффекта масштаба. Классификация затрат на производство. Группировка затрат по экономическим элементам и по калькуляционным статьям. Методы снижения себестоимости продукции.
10. Цена продукции, ценообразование и варианты ценовой политики: Цена продукции и факторы ее формирующие. Зависимость ценообразования от степени конкуренции. Выбор оптимального объёма производства и особенности ценообразования в условиях совершенной конкуренции. Принцип сопоставления общего дохода и общих затрат. Принцип сопоставления предельного дохода и предельных затрат. Правило максимизации прибыли. Три случая в деятельности конкурентной ИПС: случай максимизации прибыли, случай минимизации убытков и случай закрытия. Кривая предложения конкурентной ИПС в краткосрочном периоде. ИПС и отрасль. Равновесие ИПС и отрасли в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффективность конкурентных рынков. Ценообразование и выбор оптимального объёма производства в условиях чистой монополии. Принцип сопоставления общего дохода и общих затрат. Принцип сопоставления предельного дохода и предельных затрат. Барьеры для вступления в отрасль. Ценовая дискриминация. Коэффициенты концентрации. Антимонопольная политика. Ценообразование и выбор оптимального объёма производства в условиях монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция. Издержки монополистической конкуренции. Олигополистическое ценообразование. Олигополистическая взаимосвязь и взаимозависимость. Модели олигополии. Экономическая эффективность олигополии. Ценообразование в ИПС: сущность и виды цен, варианты ценовой политики.
11. Анализ финансово-экономического состояния ИПС и эффективности ее деятельности: Бизнес-план ИПС. Виды бизнес-планов. Основные разделы бизнес-плана. Оценка качества бизнес-плана. Г одовой отчёт ИПС. Баланс. Активы и пассивы ИПС. Прибыль ИПС. Финансовый план ИПС. Определение точки безубыточности. Анализ рентабельности и
доходности ИПС. Анализ ликвидности и платёжеспособности ИПС.
Сущность и критерии экономической эффективности. Абсолютная и сравнительная эффективность производства. Абсолютная и сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений и инвестиций.
Мультимедийный комплекс рассматривается как часть дидактической системы, включающей следующие компоненты: субъекты образовательного процесса:
- педагог - организатор образовательной среды, консультант, контролер;
- обучаемый - конструктор собственного знания;
- образовательная информация;
- образовательные технологии;
- информационные технологии.
Мультимедийный комплекс представляет собой совокупность образовательной информации и информационных технологий, при этом являясь одним из средств организации взаимодействия между субъектами образовательного процесса (педагог, обучаемый) на основе образовательных технологий.
Образовательная информация - это те знания, которые необходимо передать обучаемому для того, чтобы он мог квалифицированно выполнять ту или иную деятельность. В дисциплинарной модели обучения, присущей очной системе образования, интерпретатором знаний выступает преподаватель. Это относится и к создаваемым электронным учебникам, учебным пособиям, мультимедийным комплексам, а также информационным базам и банкам знаний, справочным и экспертным системам, используемым для целей обучения. Представляемая в них информация должна иметь организацию и структуру, существенно отличающуюся от полиграфической. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями восприятия информации с монитора, так и технологией доступа к ней. В связи с вышеизложенным очевидно, что создание мультимедийного комплекса представляет собой сложную дидактическую задачу.
Современные компьютерные технологии предоставляют реальные возможности для ее решения, при этом должны соблюдаться следующие требования:
- использование различных видов информации;
- модульность и свободный доступ к фрагментам содержания;
- включение в модуль системы образовательных действий;
- представление курса как совокупности разделов (тем);
- адаптация содержания учебного материала к особенностям обучаемых.
Использование возможностей, представляемых новыми информационными технологиями, ведет к преодолению многих
принципиальных проблем развития содержания образования, связанных с резким ростом объема преподаваемого материала, его обновлением, трудностями подготовки образовательных текстов и развитием образовательной среды. Новый технологический уровень развития содержания образования обеспечивает новое качество обучения.
Разработка содержания образования предполагает учет индивидуальных образовательных особенностей разных категорий
обучаемых. Какая информация представляется, как, в какой
последовательности, какие методики преподавания используются, как они строятся - все это должно определяться в зависимости от индивидуальных черт, характеризующих тот или иной процесс обучения. Образовательные технологии - это комплекс дидактических методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю и зависящих от форм ее представления. Среди образовательных технологий, использующих компьютеры в качестве дидактических средств, наибольшее признание среди специалистов получили метод информационного ресурса, ассоциативный метод обучения, метод компьютерного моделирования. Развитие таких компьютерных технологий как гипертекст, гипермедиа, мультимедиа позволяет формировать метод, основанный на анализе информационных ресурсов.
Совокупность дидактических единиц позволил сформировать электронный материал по курсу.
Подбор электронного теоретического материала, практических заданий, вопросов для тестирования, разработка электронного учебника, системы обучения, мультимедийного комплекса позволит:
1. Повысить качество обучения студентов.
2. Повысить эффективность обучающих курсов, использующих современные автоматизированные средства обучения, таких как гипертекст, мультимедиа средства и встроенные упражнения, позволяющие увеличить
скорость обучения, легче понять контекст и улучшить запоминание материала.
3. Расширить возможности самоподготовки к зачетам, к экзаменам и самоконтроля студентов.
4. Облегчить труд преподавателя, в частности, при проверке знаний студентов.
Мультимедийный комплекс должен обеспечивать возможность выполнения следующих функций:
- инициализация системы;
- ввод и хранение информации;
- получение сведений о запрашиваемой информации;
- доступ к информации;
- формирование базы данных студентов и работа с ней.
Исходными данными комплекса является:
- ГОСТ на специальность;
- требования заказчика;
- материал по дисциплине.
Результатами работы комплекса являются:
- электронный материал по дисциплине;
- ведомости результатов при выполнении контрольных работ.