Завада Г.В., Романова Л.М.
АПРОБАЦИЯ МОДЕЛЕЙ ПОДГОТОВКИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ДОЦЕ НТА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
В статье рассмотрена апробация модели непрерывного образования преподавателя высшей школы при подготовке к деятельности на должностных уровнях старшего преподавателя и доцента.
Ключевые слова: непрерывное образование, повышение квалификации, преподаватель высшей школы.
На сегодняшний день проблема подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров остается достаточно актуальной. Вступление России в Болонский процесс предъявляет новые требования к преподавателю высшей школы на всех должностных уровнях, что объясняет необходимость его специальной подготовки.
Сравнение специфики различных квалификационно-должностных уровней неизбежно приводит к вопросу о возможных путях получения недостающих знаний и умений для преподавателя высшей школы (ПВШ). Появление нового уровня компетентности не происходит вдруг, профессиональное выполнение новых видов педагогической деятельности должно опираться на системное знание, обобщенный опыт и специальную подготовку Сказанное актуализирует проблему моделирования принципов, форм, методов и содержания непрерывной подготовки преподавателя высшей школы.
Для системного решения указанной проблемы в Казанском государственном энергетическом университете (КГЭУ) в 2008 г. был введен экспериментальный проект в сфере повышения квалификации преподавателей по направлению «Психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы». Разработка моделей непрерывной подготовки ПВШ осуществлялась на основе анализа существующих характеристик деятельности ПВШ, требований квалификационных характеристик, а также действующих должностных инструкций. Был выявлен набор компетенций ПВШ на различных квалификационно-должностных уровнях и определено приращение на
этапах ассистент - старший преподаватель [1], старший преподавателя -доцент [2]. Проектирование новых образовательных программ было основано на особенностях должностных обязанностей старшего преподавателя и доцента вуза. Целью экспериментального проекта являлась апробация непрерывной программы подготовки ПВШ к осуществлению деятельности на новом должностном уровне. В первую очередь обучение проводилось с преподавателями, планировавшими проходить конкурс на должность.
Проект состоял из нескольких этапов: интернатура (стажировка для начинающих ассистентов), подготовка ассистентов на должность старшего преподавателя, подготовка старшего преподавателя к уровню деятельности доцента. В рамках названного выше направления были реализованы инновационные программы повышения квалификации преподавателей вуза объемом по 72 часа. Второй этап проводился среди ассистентов, имеющих стаж педагогической деятельности не менее одного года или ученую степень без предъявления требований к стажу преподавательской деятельности. На следующем этапе проходило обучение старших преподавателей по подготовке к деятельности на должности доцента.
В начале работы со слушателями по обеим программам подготовки проводилось пилотажное исследование, состоящее из анкетирования и тестирования. Целью анкетирования было составление общего социальнопсихологического портрета слушателя, а целью входного тестирования -выявление наличия проблемы сформированности необходимых элементов компетентности для выполнения профессиональной деятельности на уровне старшего преподавателя и доцента.
Результаты изучения анкет ассистентов показал, что средний возраст слушателей - 32 года (от 24 лет до 49 лет). Максимальный стаж педагогической деятельности 6,5 лет, средний показатель - 2,85 года. Количество слушателей в возрастных группах: со стажем педагогической работы в вузе 1-2 года -25%; 2-3 года - 35%; 4-5 лет - 25% слушателей в возрасте до 30 лет, более 5 лет - 15% слушателей старше 30 лет. Ведут научно-исследовательскую деятельность в аспирантуре или являются соискателями - 65% ассистентов. Средний балл самооценки уровня педагогического мастерства (по 10-балльной шкале) - 6,3 балла. Считают достаточными свои знания по педагогике и психологии - 30% человек. Преобладающая направленность профессиональной деятельности на педагогический труд выявлена у 65% слушателей, на научные
исследования - у 35%. В кураторскую работу вовлечены 55% от общего числа ассистентов.
Анкетирование старших преподавателей выявило, что средний возраст слушателей - 42 года (от 29 лет до 64 лет). Максимальный срок стажа педагогической деятельности в вузе составил 30 лет, минимальный стаж работы - 4 года, средний показатель - 12 лет. Анализ анкет показал, что средний балл самооценки уровня педагогического мастерства (по 10балльной шкале) - 7 баллов. Считают достаточными свои знания по педагогике и психологии - 17% слушателей. Преобладающая
направленность профессиональной деятельности на педагогический труд отмечена у 78% слушателей, поровну с научными исследованиями - у 22%. Научно-исследовательская работа занимает до 40 % времени по отношению к другим видам деятельности, подготовка к аудиторным занятиям - до 30 %, методическая работа - до 20%. В кураторскую работу вовлечены более половины (около 56%) старших преподавателей, у которых она занимает в среднем 10-15% рабочего времени. Среди затруднений, с которыми старшие преподаватели сталкивались в процессе профессионально-педагогической деятельности, были указаны неумение управлять группой на лекции, организовать и мотивировать студентов к учебной работе, состояние стресса и страх перед аудиторией, неразвитое чувство времени (что влечет невыполнение намеченного плана занятия).
Сравнительный анализ анкет ассистентов и старших преподавателей показал, что вторые выше оценивают свой уровень педагогического мастерства, но при этом многие считают недостаточным имеющийся у них объем психолого-педагогических знаний. Кроме этого, у абсолютного большинства респондентов среди старших преподавателей преобладает педагогическая направленность профессиональной деятельности и резко понижается степень участия в научно-исследовательской работе. Затраты времени на методическую работу у старших преподавателей повышаются. Все слушатели указали на стремление повысить свой уровень педагогического мастерства. Также были выявлены проблемы у слушателей при работе с документацией по менеджменту качества образования в вузе и составлении учебно-методических комплексов по курируемым дисциплинам (УМКД).
Перечень вопросов входного тестирования слушателей содержал задания на определение уровня знаний и выявление отдельных умений в области дидактики (принципы, цели, формы, методы и средства обучения), проектирования аудиторных занятий, государственного
регулирования образовательной деятельности (нормативные законы, ГОС, структура УМКД), тестологии (формы тестовых заданий, обработка результатов тестирования), воспитательной и кураторской работы.
Анализ результатов тестирования ассистентов показал, что большинство слушателей (около 80%) правильно определяют цели образовательной деятельности в вузе, устанавливают особенности основных дидактических принципов, знают основной нормативный документ, регламентирующие образовательную деятельность в вузе, понимают важность и цели воспитательной работы в процессе обучения и кураторской деятельности, имеют четкое представление о формах организации обучения и приемах стимулирования и активизации учебнопознавательной деятельности студентов. Половина слушателей не владеют знаниями о целевой и содержательной специфике различных методов обучения. Более 40% слушателей справились с заданиями на определение сущности методов обучения, о способах формирования и развития аналитического и творческого мышления студентов. Около 40% слушателей затрудняются назвать конкретные методы и приемы, используемые с целью формирования и развития аналитического и творческого мышления у студентов. Большинство слушателей (60%) не смогли перечислить все элементы и разделы учебно-методических комплексов дисциплин. 65% слушателей не владеют терминологией тестологии, они испытали трудности при определении характеристик различных форм тестовых заданий. Преимущественное большинство не проводят анализ результатов тестирования, не знают показатели статистической оценки качества педагогического теста. Несмотря на то, что ассистенты имеют опыт работы, более половины слушателей (65%) не смогли правильно выделить и охарактеризовать этапы планирования и проведения практических и лабораторных занятий. При определении плана лекционного занятия 75% слушателей не выделили подготовительный этап, заключающийся в целеполагании, отборе рациональных методов и средств обучения.
Обобщая результаты тестирования ассистентов можно сделать вывод о том, что слушатели обладают организационными и коммуникативными умениями и базовыми знаниями в области дидактики. В меньшей степени (у половины слушателей) развиты конструктивные знания и умения по применению различных методов обучения, в т.ч. использование активных методов обучения и мультимедийных технологий. У более 60% ассистентов не сформированы компетенции
проектировочной деятельности (целеполагание и планирование аудиторных занятий, разработка УМКД, разработка педагогических тестов по дисциплине).
Анализ результатов входного тестирования старших преподавателей показал, что большинство слушателей (до 83%) правильно определяют цели образовательной деятельности в вузе, знают о сущности методов обучения, о способах формирования и развития аналитического и творческого мышления студентов, о формах организации обучения, о приемах стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности студентов, воспитательной работы в процессе обучения и кураторской деятельности в вузе. До 28% слушателей не обладают знаниями о целевой и содержательной специфике различных методов обучения, основные нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность в вузе. Треть слушателей не владеет терминологией тестологии, они испытали трудности при определении характеристик различных форм тестовых заданий. Около 40% участников не смогли определить дидактически обоснованное планирование практических и семинарских занятий, перечислить все элементы и разделы учебно-методических комплексов дисциплин.
Преимущественное большинство не проводят анализ результатов тестирования, не знают показатели статистической оценки качества педагогического теста. Не установили особенности основных дидактических принципов 56% слушателей.
Обобщая результаты входного тестирования сделан вывод о том, что почти 17% слушателей не обладают высоким уровнем организационных и коммуникативных умений и знаний в области методики преподавания, развитыми конструктивными знаниями и умениями по целеполаганию и планированию лекционных и практических занятий. До 40% слушателей владеют низким уровнем компетенций проектировочной деятельности (разработка УМКД, составление банка педагогических тестовых заданий и анализ результатов тестирования по дисциплине). Все результаты тестирования представлены в таблице 1.
Итоговые результаты обучения ассистентов диагностировались при помощи педагогического тестирования. Наибольшие затруднения вызвало задание на формулировку основных принципов осуществления методов активного обучения (50% правильных ответов). Более 70% слушателей смогли определить коэффициент надежности педагогического теста. Большинство (более 90%) усвоили знания о компетенциях специалиста, о
педагогическом проектировании и моделировании, о различных формах лекционных занятий и их особенностях, установили таксономию (иерархию) целей и последовательность действий преподавателя при подготовке к лекции.
Таблица 1. Количество правильных ответов на тестовые задания в группах подготовки ассистентов и старших преподавателей (в %)
Тематика тестовых заданий на определение знаний Результаты тестирования ассистентов Результаты входного тестирования старших преподавателей Разница в уровне знаний ассистента и старшего преподавателя
входное выходное прирост входного тестирования в столбцах 3 и 5
1) дидактических принципов 80 - - -30 -
2) образовательных целей 80 90 10 83 +3 -7
3) форм организации обучения 80 90 10 83 +3 -7
4) методов обучения, принципов и способов активизации и стимулирования, формирования аналитического мышления и креативных качеств 50 50 - 72 +22 +22
5)этапов планирования аудиторных занятий (лекционных и практических) 30 70 40 83 +53 +13
6) содержания и назначения ГОС ВПО 80 90 10 72 -8 -12
7) полную структуру УМКД 40 90 50 40 0 -50
8) форм тестовых заданий 35 70 35 33 -2 -37
9)статистической обработки результатов тестирования 10 70 60 10 0 -60
10) воспитательной и кураторской работе 90 - 90 0 -
Сравнительный анализ результатов входного и выходного тестирования ассистентов показал увеличение количества правильных ответов по всем тестируемым категориям, кроме определения принципов и сущности активных методов обучения. Сравнительный анализ результатов входного тестирования в двух различных группах подготовки слушателей к деятельности старшего преподавателя и доцента показал, что старшие преподаватели чуть хуже ассистентов различили формы тестовых заданий, выявили содержание и назначение ГОС и не определили соответствие дидактических правил и принципов. По другим критериям у ассистентов и старших преподавателей одинаковые показатели положительных ответов.
В ходе реализации разработанных моделей подготовки к деятельности старшего преподавателя и доцента осуществлялось развитие различных групп компетенций ПВШ, характерных для той или иной должности. Так, в результате выполнения выпускной аттестационной работы у ассистентов сформировались следующие педагогические компетенции: знания и умения использования
компьютерных, мультимедийных технологий; знание содержания и структуры ГОС по направлениям подготовки выпускников вузов; умения проектирования аудиторного занятия (лекционного и практического) и учебной дисциплины; умения формулировать цели и задачи занятия на основе компетентностного подхода; умения отбора и структурирования учебного материала; умения по разработке и использованию современных технологий контроля знаний студентов, составления банка тестовых заданий; умения по планированию и организации самостоятельной работы студентов; умения организации и управления общением и дискуссией; умения индивидуальной и коллективной работы и другие компетенции.
Программа обучения старших преподавателей включала написание научной статьи, анализ собственного педагогического опыта, участие в тренинге по развитию управленческих качеств личности, определение уровня самоактуализации и завершалась защитой выпускной аттестационной работы по разработке и внедрению авторской образовательной технологии на основе компетентностного подхода по преподаваемой дисциплине. Набор компетенций старших преподавателей, сформировавшихся программой обучения, дополнительно к вышеперечисленному списку компетенций ассистента включает: знание правил оформления прав интеллектуальной собственности; знание основ
права и экономики в образовании; знание законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам высшего
профессионального образования; знание и соблюдение основ
менеджмента качества образования; знание теории и методов управления образовательными системами; знание методологии научного творчества и научных исследований в высшей школе; умения по выбору оптимальной образовательной технологии; умения разработки образовательных программ, УМКД и их электронные версии; подготовки к
лицензированию новых специальностей; умений использовать методы активного обучения, инновационные технологии обучения; умение разрабатывать и использовать авторские образовательные программы и технологии; внедрять инновационные проекты; умение выделить и сформулировать научную проблему; проводить анализ результатов научных исследований; умение оформлять тезисы, статьи, материалы конференций.
Анализ результатов апробации разработанных моделей показал на необходимость специальной подготовки ПВШ к деятельности на должностных уровнях старшего преподавателя и доцента. Эффективность обучения определяется увеличением числа и уровня развития отдельных компетенций. В результате проведенного эксперимента был получен первый опыт перехода к более гибкой, дифференцированной и непрерывной подготовке преподавателей вузов на основе диагностики предполагаемых проблем и затруднений в профессиональнопедагогической деятельности ПВШ на новом квалификационном уровне.
Источники
1. Матушанский ГУ, Завада Г.В., Романова Л.М. Повышение квалификации ассистентов при подготовке к профессиональной деятельности на должности старшего преподавателя // Вестник Казанского государственного технологического университета. 2010. № 12. С. 195-200.
2. Романова Л.М. Результаты подготовки старшего преподавателя к профессиональной деятельности на должности доцента // Материалы Международной научно-практической конференции «Модернизация профессионального образования: вопросы теории и практический опыт». Казань: Изд-во «Печать - Сервис - XXI век», 2010. С. 503-506.
Зарегистрирована 02.03.2011 г.