УДК 004.9+ 372.17 ББК 30в6+75.1
Рева А.В.
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Reva A. V.
FEATURES OF TRAINING OF PHYSICAL EDUCATION IN TERMS OF INFORMATIZATION OF EDUCATION
Ключевые слова: образование, информатизация, компьютерные технологии,
интерактивная образовательная среда, дистанционное обучение, компьютерная компетентность
Keywords: education, informatization, computer technologies, interactive educational environment, distance learning, computer awareness.
Аннотация
Вопросы овладения современными информационными и коммуникационным технологиями и их использование становятся одними из основных компонентов профессиональной подготовки современного специалиста в области физической культуры и спорта. Это требует разработки и внедрения в учебный процесс профильных вузов профессионально-ориентированных программных и программно-педагогических средств и курсов. В статье рассмотрены ряд понятий и терминов, связанных с информационными технологиями, получившими в последние годы распространение в сфере физкультурного образования.
Abstract
The issues of learning the use of information and communication technologies and its use become one of the major component of professional training of modern specialist in physical education and sport. It requires the development and implementation of the profile higher school, professional-oriented programming and pedagogical means and courses in educational process. The article deals with the number of concepts and terms related to the information technologies.
Развитие современного общества происходит в эпоху информатизации, характеризующейся применением средств информационных и коммуникативных технологий во многих сферах человеческой деятельности, в том числе в сфере образования.
В информационном обществе информация приобретает характер капитала, становится основой экономики, нормальное функционирование которой зависит от успешного решения комплекса проблем, связанных с обработкой информационного потока, развитием информационной индустрии и рыночных информационных систем. Основой формирования информационного общества является развитие вычислительной и информационной техники, которое определяет следующие изменения, свидетельствующие о наступлении «эпохи информационного общества» [2]:
S информация приобретает глобальный характер;
S на движение информационных потоков уже не оказывают существенного влияния государственные границы и различные барьеры, попытки ограничить свободное распространение информации наносят вред государству, стремящемуся ввести такого рода ограничения;
S значительно возрастают возможности сбора, хранения, передачи информации и доступа к ней;
растет влияние информации на развитие различных сфер человеческой деятельности;
^ углубляется процесс децентрализации общества; происходит переход к новым формам занятости;
осуществляется процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии.
Одним из главных инструментов информатизации общества являются информационные технологии. Они позволяют коренным образом изменить жизнедеятельность каждого человека. Разработка стратегии развития и использования информационных технологий во всех сферах человеческой деятельности является одной из ключевых проблем стратегического планирования, как на национальном, так и на глобальном уровнях. Темпы и направления перемен на нынешнем этапе определяются уже не вычислительной техникой, возможностями телекоммуникаций и программными средствами, а людьми, их запросами, проблемами, готовностью к переменам.
Современное информативное общество, в свою очередь, ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных гибко адаптироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно творчески мыслить, быть способным генерировать новые идеи, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютера, телекоммуникаций и других средств информационных технологий.
В этой связи процесс информатизации образования предполагает использование возможностей современных информационных технологий, методов и средств информатики для реализации идей развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, а также повышения его эффективности и качества в целях подготовки молодежи к жизни в условиях информатизации общества.
Активное внедрение средств информационных технологий в образовательный процесс предполагает использование определенного понятийного аппарата. Рассмотрим ряд понятий и терминов, связанных с информационными технологиями, получившими в последние годы распространение в сфере физкультурного образования [2].
Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства становится сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного обмена.
Информатизация физкультурного образования - процесс обеспечения сферы физической культуры методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания и используемых в здоровьесберегающих условиях.
Средства информационных и коммуникационных технологий в физической культуре и спорте - программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, современных средств и систем транслирования информации и информационного обмена, а также обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению, обработке, передаче и продуцированию информации и доступ к информационным ресурсам компьютерных сетей.
Средства информатизации и коммуникации физкультурно-образовательного назначения - средства информационных и коммуникационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-
инструктивными материалами, которые обеспечивают реализацию оптимальной технологии их педагогического использования.
Инструментальное программное средство - программное средство,
предназначенное для конструирования программных средств учебного назначения, подготовки или генерирования учебно-методических и организационных материалов, создания графических, видео- или музыкальных включений.
Программно-педагогические средства в физической культуре и спорте -программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для
осуществления различных видов учебной деятельности. Программно-педагогические
средства используются в учебно-тренировочном процессе, при подготовке,
переподготовке и повышении квалификации кадров сферы образования, в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения. Применение программнопедагогических средств ориентировано на: решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения или разрешения; осуществление некоторой деятельности с объектной средой; осуществление деятельности в конкретной предметной среде. Современные программно-педагогические средства реализуются на базе технологии мультимедиа.
Электронные учебные пособия - образовательное электронное издание, частично или полностью заменяющее либо дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Информационно-коммуникационная среда - совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя информационного ресурса с помощью интерактивных средств информационных технологий, которые взаимодействуют с ним как с субъектом информационного общения и личностью.
Информационно-коммуникационная физкультурная среда - совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым, преподавателем и информационными технологиями, формированию познавательной активности обучаемого при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием.
Информационное взаимодействие - деятельность, направленная на осуществление процесса передачи - приема информации, представленной в любом виде (символы, графика, анимация, аудио- и видеоинформация), при реализации обратной связи, развитых средствах ведения интерактивного диалога и обеспечении возможности сбора, обработки, продуцирования, архивирования, передачи и транслирования информации.
Интерактивный диалог - взаимодействие пользователя и программы (программноаппаратной системы), предполагающее обмен текстовыми командами, запросами и ответами, приглашениями, использование более развитых средств ведения диалога; при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала и режима работы с ним. Интерактивный режим взаимодействия пользователя с электронно -вычислительной машиной отличается тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие программы и, наоборот, реакция последней требует реакции пользователя.
Технология мультимедиа - информационная технология, основанная на одновременном использовании различных средств представления информации и являющаяся совокупностью приемов, методов, способов и средств сбора, накопления, обработки, хранения, передачи и продуцирования аудиовизуальной, текстовой, графической информации в условиях интерактивного взаимодействия пользователя и информационной системы, реализующей возможности мультимедийных операционных сред.
Технология телекоммуникации в физической культуре и спорте - совокупность приемов, методов, способов и средств обработки, информационного обмена,
транспортировки и транслирования информации, представленной в любом виде.
Компьютерная визуализация учебной информации по физической культуре -наглядное представление на экране объекта, его основных частей или моделей, а при необходимости - представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого объекта или процесса (во всевозможных ракурсах, деталях, с демонстрацией внутренних взаимосвязей составных частей) в развитии, во временном и в пространственном движении.
Вопросы овладения современными информационными и коммуникационным технологиями и их использование становятся одним из основных компонентов профессиональной подготовки современного специалиста в области физической культуры и спорта. Это требует разработки и внедрения в учебный процесс факультетов и институтов физической культуры профессионально-ориентированных программных и программно-педагогических средств и курсов, содействующих овладению специальными знаниями, способствующих накоплению личного опыта их использования в профессионально-педагогической и спортивной деятельности.
Решая задачи информатизации учебно-тренировочного процесса, следует четко определить следующее:
S где и с какой целью использовать возможности персонального компьютера, информационных и коммуникационных технологий;
S какие программные продукты должны обеспечить решение задач информатизации учебно-тренировочного процесса;
S как создавать и использовать в профессионально-педагогической деятельности специалистов по физической культуре и спорте программно-педагогические средства;
S каким образом вести поиск, обработку, хранение, передачу и представление учебной и научно-методической информации в области физической культуры и спорта средствами современных информационных и коммуникационных технологий.
Согласно требованиям нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов, вуз призван содействовать выявлению и формированию компетенций обучающихся в зависимости от их личных склонностей и интересов. Для того же, чтобы университет, как социальный институт мог влиять на ход профессионального становления будущего специалиста и самореализацию личности студента необходимо создание новой образовательной среды, интерактивного образовательного пространства.
В практике высшего образования можно выделить три основные часто используемые технологии: кейс-технология, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор и передаются обучаемому для самостоятельного изучения (например, с периодическими консультациями у специальных преподавателей -тьюторов, в созданных для этих целей региональных учебных центрах или специальных учебных подразделениях); TV-технология, базирующаяся на использовании
телевизионных лекций с консультациями у преподавателей - тьюторов; сетевая технология, базирующаяся на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемых учебно-методическими материалами, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемым. Существуют и другие интерактивные технологии (например, обучение по переписке, по e-mail), однако они получили существенно меньшее распространение на практике.
Требования ФГОС, представленные в компетентностном формате, ставят акцент на развитие творческих способностей будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта на основе формирования базовых знаний с последующим овладением технологий их перевода в практическую деятельность. Эти задачи решаются ведущими вузами через разработку и реализацию интерактивных методов обучения на групповых занятиях и проведение профильных спецкурсов, позволяющих значительно расширить сферу специальных знаний, приобретаемых в ходе лекционного курса, методических умений и
навыков на основе метода проблемного обучения и метода проектов с использованием современных информационных технологий.
Так, в рамках преподавания базовой дисциплины направления подготовки «Физическая культура» специалистами выделены 7 блоков: концептуальный,
информационный, содержательный, организационно-технологический, управленческий, ресурсный, результативный [3]. Каждый блок имеет свое название, структуру и содержание, хотя все блоки тесно взаимосвязаны и составляют целостный учебный комплекс на основе реализации учебной программы предмета. Входящий в комплекс электронный образовательный ресурс включает: электронный учебный модуль (ЭУМ) и модуль методической поддержки.
ЭУМ - автономный модуль с совокупностью содержательных элементов по предмету и решающий определенную педагогическую задачу. ЭУМы могут быть различными в зависимости от содержания учебного материала, уровней его сложности, контактного времени, стиля изложения, педагогического дизайна, и пр. На занятиях преподавателем используются различные виды интерактивных средств.
Информационные ЭУМы используются для демонстрации определенных знаний в виде активных схем и таблиц, анимации, видео-фрагментов и интерактивных моделей с помощью мультимедиа проектора или на экранах компьютеров. Информационные ЭУМы используются для получения теоретических знаний (в дополнение к учебнику), повторения пройденного материала, организованного во время занятия или самостоятельного поиска учебного материала, анализа анимаций и видеофрагментов, работы с интерактивными моделями.
Практические ЭУМы применяются для проведения методических, практических и самостоятельных работ, организации творческой работы на занятии, игр и практикумов по решению задач. Практические ЭУМы служат для выполнения заданий различного гипа (лабораторная работа, тесты и практикумы), самостоятельного изучения нового материала.
Аттестационные ЭУМы предназначены для проведения контрольных работ и выполнения тестов непосредственно на занятиях или дистантно.
Контрольные (зачетные) ЭУМы необходимы для перманентного мониторинга и оценки уровня освоенных знаний и методических умений в виде прохождения тестов рубежного или этапного контроля, выполнения контрольных, методических работ или практических заданий, для самоконтроля своих знаний и умений самими студентами.
Модуль методической поддержки (ММП) также выполняет важную роль в создании единого образовательного процесса. Он задает последовательность ЭУМ, составляющих курс обучения по определенной траектории, и включает:
■S планирование с интегрированным в него списком ЭУМов;
■S методический анализ тем;
■S систему разноуровневых заданий и вопросов системы контроля знаний студентов;
■S модели занятий; рекомендации по структуре занятий; рекомендации по формированию ключевых компетенций;
■S основные способы использования ЭУМов различных типов;
■S рекомендуемые темы рефератов;
■S рекомендуемые темы проектной и научно-исследовательской работы студентов.
Как известно, в рамках Межведомственной программы «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы» создана национальная магистральная инфраструктура компьютерных телекоммуникаций, функционирует ряд региональных высокоскоростных сетей передачи данных, организованы средства доступа пользователей к сетевым ресурсам. Создание региональных точек концентрации компьютерных сетей - опорных точек RBNet, в том числе на основе региональных систем обмена типа Internet Exchange, позволяет осуществить обмен данными между различными сетями внутри региона и обеспечить им возможность совместного использования межрегиональных каналов связи.
Федеральная университетская компьютерная сеть RUNNet (Russian University Network), являющаяся опорной сетью в системе образования, обеспечивает связь между всеми основными регионами России. Данная сеть с региональными узлами на базе центров НИТ (более 100 центров во всех основных регионах) и Internet-центров (более 30 центров на базе ведущих университетов) в настоящее время могут обеспечить межрегиональный уровень сетевого взаимодействия образовательных учреждений со скоростями обмена данными 128...2048 Кбит/с. К инфраструктуре системы образования, кроме этой сети, относятся еще сети RBNet, FREENet и другие, с опорными узлами на основе ЦНИ-тов и университетских узлов Интернет [2].
Следовательно, можно говорить о том, что в России уже создана телекоммуникационная основа системы интерактивного образования. Непременным условием эффективного использования этих систем является качественное информационное
наполнение, обеспечивающее поддержку процесса обучения, научных исследований и управления. Информационно-образовательная среда системы образования РФ как раз призвана наполнить созданные каналы такой информацией и, как следствие, обеспечить качественно новые условия для развития всей системы образования в России.
Анализ специальной литературы показал, что наибольшее количество исследований в области информационных технологий, применяемых в сфере физической культуры и спорта, посвящено созданию прикладных программных продуктов (ППП) и автоматизированных систем (АС), позволяющих оптимизировать управление тренировочным процессом; вопросам улучшения качества технической подготовленности спортсменов [1]. Разработка систем для усиления этой стороны подготовки спортсменов ведется в направлении создания программно-аппаратных комплексов, позволяющих автоматизировать ввод информации в ЭВМ, ее обработку и вычисление необходимых биомеханических параметров. Это дает возможность повысить эффективность обучения двигательным действиям и избежать множества ошибок. Аппаратурой для сбора информации о спортсмене может служить видеомагнитофон; тензоплатформа, и электромагнитография.
На начальной стадии внедрение ИТ в планирование тренировочного процесса шло по пути создания систем управления базами данных, позволяющих хранить и осуществлять поиск адекватных средств тренировки. В спорте высших достижений оптимизация планирования подготовленности спортсмена идет по пути создания экспертных систем и программ, близких к ним по содержанию. Экспертные системы -это сложные программные комплексы, интегрирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот опыт для консультации менее квалифицированных пользователей. К настоящему времени разработаны экспертные системы для планирования подготовки бегунов на средние дистанции и тяжелоатлетов, а также спортсменов в прыжковых видах легкой атлетики. Разработана программа, позволяющая осуществлять планирование нагрузки в стрельбе. На базе микрокомпьютера созданы простые программы, позволяющие повысить эффективность работы тренера при проведении занятий по лыжному спорту. Несмотря на их относительную простоту, карманный микрокомпьютер производит вычисления быстро и эффективно. Предложенный пакет программ дает возможность рассчитать результаты в лыжных гонках с учетом возрастного коэффициента, вычислить некоторые параметры нагрузки, границы метаболических режимов по частоте пульса и многое другое. В статье Г.П. Лосева описывается малогабаритный вычислительный комплекс, позволяющий в полевых условиях тестировать и выбирать оптимальный вариант смазки лыж перед соревнованиями [3].
На сегодняшний день в компании «Adidas» разработаны совершенно новые технологии, начиная от воздушных подушек в спортивной обуви, заканчивая системой «Polar». Сегодня указанные фирмы сотрудничают в совместном проекте «Fusion». Это партнерство объединяет современные технологии «Adidas» в одежде и обуви и технологию «Polar RS800 Running Computer», которая позволяет оперативно измерять пульс, скорость, дистанцию спортсмена. Современные технологии дали возможность спортивным фанатам видеть на электронном табло четкую картинку и все детали проходящего состязания. Например, в американском футболе во избежание спорных ситуаций в различных матчах с 2007 года стали использовать HD-технологии, которые в пять раз четче обычных стандартных изображений. Профессиональные спортсмены повсеместно используют цифровые технологии. Например, спортсмен-игровик может поместить датчик на свое тело, чтобы он замерил траекторию и силу удара. Полученные показатели впоследствии анализируются и, при необходимости в тренировочный процесс вносятся своевременные научно-обоснованные коррективы. Несколько лет назад спортивные ошибки мог подтвердить только судья или тренер, однако сейчас каждое движение может быть разложено на части, любой человек может проконтролировать и
оценить реальное действие с помощью современных цифровых технологий.
Публикаций, освещающих вопросы использования ИТ при проведении соревнований, немного. П.А. Виноградов и В.А. Савин указывают, что при проведении соревнований уровня Олимпийских игр применение ИТ обеспечивает оперативный сбор, передачу, хранение и обработку большого количества информации. На Олимпийских играх в Атланте впервые была использована передача данных о результатах соревнований через сеть Интернет. Сегодня мы можем смотреть не только результаты, но и сами соревнования в режиме он-лайн. Помимо работы с большими информационными массивами, персональные компьютеры используются для статистической обработки результатов соревнований. Это особенно важно для тех видов спорта, в которых результат спортсмена оценивается судьями-экспертами. Так, в статье Г.П. Почекуева описывается алгоритм программы, позволяющей оценивать результативность деятельности игрока (команды) в спортивных играх [3].
Важное направление использования ИТ связано с разработкой программ для оздоровительной физической культуры. Программы этого направления можно разделить на диагностические, диагностико-рекомендательные и управляющие. В первом случае программа позволяет специалисту быстрее поставить диагноз, во втором - наряду с диагнозом пользователю предлагается определенный набор рекомендаций, соответствующий выявленному уровню здоровья и двигательной активности. В третьем случае компьютер осуществляет взаимодействие с пользователем по принципу обратной связи: выдает задания, контролирует их выполнение, а по результатам пройденных тестов вырабатывает соответствующие рекомендации. В последнем случае речь идет о создании системы «Персональный тренер».
Перспективным направлением в использовании возможностей информационных технологий для повышения качества профессиональной подготовки специалиста и развития личности студента в системе образования является дистанционное обучение (ДО), которое в идеале позволяет построить для каждого обучающегося индивидуальную траекторию обучения, что особенно актуально для образования в области физической культуры и спорта [4].
Под дистанционным обучением принято понимать обучение с помощью информационных и коммуникационных технологий, при котором преподаватель и студент, опосредованно взаимодействуя, осуществляют общий учебный процесс, направленный на самообразование человека. При таком понимании ДО органично встраивается в общую образовательную систему. Основу образовательного процесса дистанционного обучения составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента. Преподаватель приобретает новый статус. Его основная задача - организовать самостоятельную познавательную деятельность обучаемых, научить их самостоятельно работать с информацией, добывать знания, применять полученные знания на практике. На протяжении всего периода изучения дисциплины студент должен реально ощущать руководство преподавателя. Поэтому большое значение в процессе ДО придается педагогическому сопровождению.
Эффективность педагогического сопровождения в процессе дистанционного обучения достигается следующими условиями: наличием у студентов компьютерной грамотности; учетом психологических закономерностей восприятия, памяти, мышления, внимания и возрастных особенностей студентов, их индивидуальных и личностных характеристик; созданием психологического комфорта, включающего умение преподавателя вести диалог средствами информационных технологий, находить индивидуальный подход к студентам; осуществлением особым образом организованного самоконтроля обучающихся и систематического контроля преподавателя за усвоением знаний, предусмотренных при разработке соответствующих программ; владением студентами навыками самостоятельной работы; обеспечением эффективного
взаимодействия всех компонентов системы ДО: между преподавателем и студентами, студентами между собой, студентами и дидактическим материалом.
Особое внимание на этапе внедрения дистанционного обучения в учебный процесс заочного отделения факультета физической культуры и спорта Тольяттинского государственного университета уделялось дидактическому обеспечению. Мы исходили из того, что дидактическое сопровождение, используемое в среде ДО, должно обеспечивать [1]: индивидуализированный подход к обучающемуся и дифференцированный процесс обучения;
^ предоставление различного вида содержательной учебной информации; контроль процесса обучения и последующую коррекцию;
осуществление различных видов учебной деятельности (моделирование и имитирование процессов и явлений, проведение лабораторных работ, экспериментальных опытов и др.);
привитие умений самостоятельно принимать оптимальные решения; усиление постоянной мотивации и постоянного интереса к процессу обучения; развитие способностей и навыков самообразовательной деятельности.
Итогом работы было создание учебно-методического комплекса для каждой конкретной дисциплины, а также для цикла дисциплин, построенного на основе системных принципов дистанционного обучения. Данный комплекс включает в себя совокупность взаимосвязанных по целям и задачам образования разнообразных видов педагогически полезной содержательной учебной информации на различных носителях и используется для организации, контроля и коррекции образовательного процесса в условиях ДО. В настоящее время ведется работа по усовершенствованию электронных версий УМКД, направленная на создание целостных компьютеризированных курсов, охватывающих все дисциплины учебного плана по годам обучения, то есть УМКД-1-го курса, УМКД-2-го курса и т.д. В комплексы входят: электронные учебники, хрестоматии, пособия, научно-методические рекомендации по организации самостоятельной работы, сетевые учебные курсы, темы контрольных и курсовых работ, зачетные требования, вопросы к экзаменам, практические задания, тестовые задания с банком ответов на них и многое другое.
В целях оценки формируемых профессиональных компетенций у студентов нами разработан фонд аттестационных педагогических измерительных материалов по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Фонд АПИМ специальности охватывает основные блоки дисциплин учебного плана и используется в процессе ДО для осуществления всех видов контроля и самоконтроля обучающихся. В ближайшей перспективе итоговый междисциплинарный экзамен по данной специальности планируется проводить в форме компьютерного тестирования, что, на наш взгляд, значительно повысит объективность оценки качества подготовки выпускника.
Актуальность и востребованность ДО очевидны в связи с наличием в числе студентов заочного отделения лиц с ограниченными возможностями, обучающихся на специальности «Адаптивная физическая культура». При обучении данного контингента широко используются такие технологии, как голосовая и электронная почта. В настоящее время преподавателями разрабатываются электронные лекции, которые можно распространять по компьютерным сетям с помощью досок объявлений (ВВS). Электронная лекция может представлять собой подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалов, которые готовят обучающихся к будущим дискуссиям. На базе технологии электронной доски объявлений можно проводить учебные электронные симпозиумы, представляющие собой серию выступлений ведущих специалистов в области адаптивной физической культуры. Особую роль при обучении контингента с ограниченными возможностями играют компьютерные конференции, которые позволяют
всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями, как в синхронном, так и в асинхронном режимах, что имеет большую дидактическую ценность.
На основе анализа трудностей, с которыми сталкиваются студенты заочного отделения факультета физической культуры и спорта при дистанционном обучении, было определено, что использование средств ДО предполагает в первую очередь учет уровня сформированности компьютерной компетентности обучающихся. Так, для работы с электронными учебниками, хрестоматиями и др. они должны уметь работать с текстовыми редакторами и электронными таблицами. Обращение к базам данных предполагает также их умение работать с гиперссылками и поисковыми системами. Дистанционные формы консультаций со специалистами предполагают умение работать в системе Intemet. Международные дистанционные курсы помимо указанных требований включают также навыки заполнения электронных тестов и работы в чатах (чаще всего, на иностранном языке). Следовательно, под компьютерной компетентностью, как составляющей инструментальных компетенций, следует понимать интегральное личностное качество студента, выраженное в знаниях о способах получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально детерминированной информации с помощью компьютерных технологий; в обобщенных умениях интегрировать компьютерные технологии в технологии адаптивной физической культуры, не нарушая при этом профессиональных ценностей и установок; понимание их роли и места в непрерывном профессиональном развитии путем самостоятельной познавательной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, составляющими компьютерной компетентности будущего специалиста по адаптивной физической культуре могут быть:
готовность добывать, перерабатывать, передавать, хранить, оперативно обмениваться специальной информацией, необходимой для плодотворной профессиональной компетентностной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре;
обладать способностью интегрировать компьютерные технологии в технологии адаптивной физической культуры, которые можно применять в профессиональной деятельности с определенными нозологическими группами;
способность организовывать через Интернет оперативную консультационную помощь широкому кругу лиц с отклонениями в состоянии здоровья по вопросам адаптивной физической культуры (составление комплекса упражнений, организация спортивно-массового или физкультурно-оздоровительного мероприятия, организация судейства соревнований и др.);
способность организовать сеть дистанционного обучения и повышения квалификации специалистов в области адаптивной физической культуры и другие.
Одной из проблем современного образования является информационная культура самих преподавателей факультетов и институтов физической культуры, их готовность к применению информационных технологий в системе подготовки и повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту. Компьютер не станет инструментом в деятельности будущих специалистов до тех пор, пока преподаватели физкультурных вузов и факультетов физической культуры не будут в совершенстве владеть этим инструментом. Поэтому умение использовать компьютер при обучении и в профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту становится жизненно необходимым для преподавателя. И если рассматривать процесс компьютеризации обучения как одну из наиболее современных тенденций методики преподавания любых спортивно-педагогических дисциплин, то владение методологией использования современных информационных технологий в учебном процессе должно стать неотъемлемым качеством каждого преподавателя, независимо от его специализации.
В основу формирования информационной культуры преподавательского состава должна быть положена идея компьютерной поддержки каждого изучаемого предмета:
нельзя подменить это изучением единственного курса информатики. Наряду с дисциплиной «Информатика», которая стала обязательной для всех специальностей и направлений образовательной подготовки согласно государственным образовательным стандартам нового поколения, в учебных планах физкультурных вузов и факультетов физической культуры может предусматриваться ряд курсов и дисциплин, играющих значительную роль в информационной подготовке будущих специалистов. Это прежде всего «Биомеханика», «Спортивная метрология», «Основы научно-методической деятельности» и др. На сегодняшний день практически каждый преподаватель вуза должен знать операционную систему Windows и владеть ею, работать в редакторской системе Word, использовать электронную таблицу Microsoft Excel, уметь пользоваться системой управления базами данных Microsoft Access и, конечно же, владеть основами знаний и умений по поиску и обмену информацией с помощью Интернет.
Сегодня очень важно создание опережающей информационной среды физкультурного образования, которая могла бы позволить свободно пользоваться базами данных и знаний, сформированных в каждом отдельно взятом профильном вузе, всем специалистам независимо от места их проживания. Сюда прежде всего можно отнести базы данных по защищенным диссертациям; новым учебникам; статьям межвузовских научных сборников и тезисов докладов научно-практических конференций; перспективным программным оболочкам по разработке электронных учебников по различным спортивно-педагогическим дисциплинам и оздоровительной работе с населением; защищенным выпускным квалификационным работам студентов; подготовленным и используемым в учебно-тренировочном процессе мультимедийным изданиям и т.д.
Таким образом, положительное влияния информационных технологий на развитие отрасли физической культуры и спорта выявлено по следующим основным направлениям: статистический анализ и графическое изображение цифрового материала; текстовое редактирование методической и деловой документации; обучение и контроль теоретических знаний студентов; контроль физического развития, подготовленности, работоспособности занимающихся; подготовка и обработка результатов соревнований по различным видам спорта; контроль и оптимизация техники спортивных движений; создание компьютеризированных тренажерных комплексов на базе персональных ЭВМ.
Несмотря на определенные трудности, связанные с организационными, материально-техническими, научно-методическими аспектами разработки и внедрения современных технологий в область физической культуры и спорта, они вызывают определенный интерес у специалистов, так как здесь, как и в других областях, назрела необходимость перехода от традиционных средств к использованию современных информационных и коммуникационных технологий, позволяющих значительно эффективнее осуществлять сбор, обработку и передачу информации, вести самостоятельную работу и самообразование, качественно изменить содержания, методы и организационные формы обучения, подготовки высококвалифицированных спортсменов и судей, проведения физкультурно-оздоровительной работы с населением. Учитывая тенденции постоянного расширения сферы использования специалистами по физической культуре информационных технологий, в основе которых лежит общее и специальное программное обеспечение, компьютерная компетентность должна рассматриваться как неотъемлемый компонент их профессиональной компетентности.
Библиографический список
1. Балашова, В.Ф. Кoмпeтeнтнocть cпeциaлиcтa пo aдaптивнoй физичecкoй культуре : мoнoгpафия / В.Ф. Бaлaшoвa. - М.: Физическая культура, 2008. - 245 c.
2. Информатика: учебник / В.Б. Соболь и др. - Изд-е 5-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 446 с.
3. Сахарова, М.А. Интерактивные технологии в образовательном процессе
физкультурного вуза: их виды и сущность // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: тезисы докладов VI Всероссийской научно-практической
конференции (г. Москва, 11-13 марта 2008г). - М.: Физическая культура, 2008. - С. 13-16.
4. Сергиенко, Е.Б. Роль дистанционного обучения в образовательном процессе // Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки практики: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. Часть II. - Уфа: РИУ БашИФК, 3 - 5 октября 2011 г. - С. 126.