НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Мультимедийное образовательное пособие «Аускультация сердца
____ш
и сосудов»: новый инструмент цифровой дидактики для обучения студентов медицинских вузов
Гаранин А.А., Трусов Ю.А., Рубаненко А.О.
Ключевые слова:
образование; мультимедийное пособие; аускультация сердца; аускультация сосудов; пропедевтика внутренних болезней
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 443099, г. Самара Российская Федерация
Резюме _
Цифровая трансформация высшего медицинского образования диктует необходимость применения основных принципов цифровой педагогики, методов и средств цифровой дидактики. Одним из важнейших шагов такой трансформации является обеспечение образовательных программ и реализуемых в их рамках дисциплин достаточным количеством электронных и мультимедийных учебных пособий, в том числе по наиболее сложным разделам. Одним из таких разделов пропедевтики внутренних болезней является аускультация сердца и сосудов. Учитывая, что данный раздел изобилует обширной теоретической базой, это может вызвать затруднения в освоении указанной темы при традиционном, аналоговом подходе к учебному процессу. Кроме того, для успешного овладения навыками аускультации студентам необходимо проводить самостоятельное выслушивание сердца у пациентов с различными заболеваниями системы кровообращения, что не всегда достижимо в реальной образовательной практике. Теоретические и практические аспекты данного метода обследования пациента могут быть реализованы с применением мультимедийных и электронных пособий, симуляторов и тренажеров.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Гаранин А.А., Трусов Ю.А., Рубаненко А.О. Мультимедийное образовательное пособие «Аускультация сердца и сосудов»: новый инструмент цифровой дидактики для обучения студентов медицинских вузов // Кардиология: новости, мнения, обучение. 2024. Т. 12, № 4. С. 83-89. 001: https://doi.org/10.33029/2309-1908-2024-12-4-83-89 Статья поступила в редакцию 08.09.2024. Принята в печать 29.11.2024.
Multimedia manual "Auscultation of the heart and blood vessels": a new digital didactics tool for teaching medical students
Garanin A.A., Trusov Yu.A., Rubanenko A.O. Samara State Medical University, Ministry of Health of the Russian
Federation, 443099, Samara, Russian Federation
Abstract
The digital transformation of higher medical education causes the need to apply the basic principles of digital pedagogy and methods and means of digital didactics. One of the most important steps of such a transformation is to provide educational programs and disciplines implemented within their framework with a sufficient number of electronic and multimedia textbooks, including the most complex sections. One of such sections of propaedeutics of internal diseases is auscultation of the heart and blood vessels. Given the fact that this section has got an extensive theoretical base, this may cause difficulties in mastering this topic with a traditional, "analog" approach to the educational process. In addition, in order to successfully master the skill of auscultation, students need to perform this method in patients with various cardiovascular diseases, which is not always achievable in real educational practice. Both theoretical and practical aspects of this patient examination method can be implemented using multimedia, electronic manuals and simulators.
Funding. The study had no sponsor support.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
For citation: Garanin A.A., Trusov Yu.A., Rubanenko A.O. Multimedia manual "Auscultation of the heart and blood vessels": a new digital didactics tool for teaching medical students. Kardiologiya: novosti, mneniya, obuchenie [Cardiology: News, Opinions, Training]. 2024; 12 (4): 83-89. DOI: https://doi.org/10.33029/2309-1908-2024-12-4-83-89 (in Russian) Received 08.09.2024. Accepted for publication 29.11.2024.
Keywords:
education; multimedia manual; heart auscultation; vessels auscultation; propaedeutics of internal diseases
В современном мире информационные технологии играют все более важную роль в различных областях человеческой деятельности, включая медицину. В наши дни актуальным и перспективным направлением развития профессионального медицинского образования является его цифровизация, подразумевающая процесс интеграции различных коммуникационных и информационных технологий во все сферы образовательной деятельности. Данный процесс является неотъемлемой частью цифровой педагогики, и в конечном счете он направлен на повышение качества профессионального образования в России [1].
Важнейшим инструментом цифровой дидактики как метода реализации основных принципов цифровой педагогики служит применение мультимедийных образовательных пособий и активных методов обучения. Мультимедийные пособия представляют собой учебные материалы, выполненные в электронном формате. Они могут включать в себя тексты, изображения, видео-, аудио- и другие элементы, которые помогают студентам лучше усвоить материал. Электронные пособия могут быть созданы как для отдельных тем или разделов, так и для всего курса обучения. Использование электронных пособий имеет ряд преимуществ перед традиционными методами обучения: во-первых, они позволяют студентам получать доступ к учебным материалам в любое время и в любом месте, где есть интернет, это особенно полезно для тех, кто живет далеко от учебного заведения или не может посещать занятия по каким-либо причинам. Во-вторых, электронные пособия предоставляют возможность интерактивного взаимодействия с материалом, что способствует лучшему его усвоению. В-третьих, они могут содержать большое количество информации, которая не всегда может быть представлена в традиционном учебнике. В-четвертых, мультимедийные пособия обладают высокой валидностью и позволяют многократно обращаться к необходимой информации для пополнения багажа своих знаний и их актуализации. И наконец, самое главное, при использовании мультимедийного пособия в рамках самостоятельной работы обучающийся сам становится активным участником образовательного процесса, а не просто пассивным наблюдателем или слушателем [2].
Однако использование электронных пособий имеет и некоторые недостатки. Во-первых, студенты могут столкнуться с трудностями при поиске нужной информации среди большого объема материала. Во-вторых, некоторые студенты предпочтут традиционные методы обучения, такие как лекции и практические занятия. В-третьих, создание качественных электронных пособий требует значительных усилий и ресурсов.
Для того чтобы электронные пособия были эффективными, они должны соответствовать следующим требованиям:
1. Содержание должно быть актуальным и соответствовать современным стандартам медицинского образования.
2. Материалы должны быть представлены в доступной форме, с использованием понятного языка и наглядных примеров.
3. Электронные пособия должны быть адаптированы для использования на различных устройствах, таких как компьютеры, планшеты и смартфоны.
Таким образом, электронные пособия являются перспективным инструментом, в том числе в области медицинского образования. Они позволяют повысить качество обучения, сделать его более доступным и эффективным. Однако, для того чтобы они полностью раскрыли свой потенциал, необходимо разработать четкие критерии их создания и оценки.
Один из примеров использования компьютерных технологий в медицине - разработка программ для проведения аускультации, например, легких и сердечно-сосудистой системы.
Цель исследования - создание мультимедийного учебного пособия, посвященного аускультации сердца и сосудов.
Материал и методы
Аускультация сердца и сосудов - это метод диагностики болезней системы кровообращения, основанный на прослушивании звуков, возникающих при деятельности сердечно-сосудистой системы. Этот метод широко используется врачами-терапевтами и кардиологами для выявления различных сердечно-сосудистых заболеваний.
Однако аускультация требует от врача определенных навыков и опыта, которые приобретаются только после длительной практики. Кроме того, этот метод может быть затруднен у пациентов с избыточным весом или находящихся в тяжелом состоянии. В этих случаях электронное учебное пособие может стать незаменимым инструментом для студентов и ординаторов.
Коллективом авторов данной статьи было разработано мультимедийное учебное пособие «Аускультация сердца и сосудов». Оно содержит теоретический материал по данной теме, а также большое количество примеров звуковых явлений, возникающих при работе сердца и в сосудах при различных заболеваниях. В пособии представлен учебный материал по основным правилам выполнения аускультации сердца и сосудов и значении данного метода в клинической практике, содержатся аудиозаписи, предоставляющие информацию о тонах сердца, внутри- и внесердечных, а также о сосудистых шумах и нарушениях ритма сердца. В программе представлено много примеров тонов сердца, внутри- и вне-сердечных шумов, выслушиваемых у пациентов с различными заболеваниями сердца и сосудов. Вышеуказанный материал представлен в виде аудиофайлов, интегрированных в оболочку программы, и позволяет изучить метод аускультации более детально, чем предложено в традиционных печатных учебных пособиях.
Студенты могут прослушать аудиопримеры соответствующих звуковых явлений для их лучшего распознавания у постели больного. Таким образом, студенты при освоении данного мультимедийного пособия получат основную информацию по аускультации сердца и сосудов, что позволит им в дальнейшем применять полученные знания на практике.
Пособие представляет собой программное обеспечение, которое позволяет воспроизводить звуки, возникающие при функционировании системы кровообращения. Эти звуковые явления были зарегистрированы у пациентов с различными заболеваниями сердечно-сосудистой системы с помощью
Рис. 1. Главное меню мультимедийного пособия «Аускультация сердца и сосудов»
электронного стетоскопа, а затем обработаны программой. Пособие также включает в себя различные функции: анализ звука, сравнение с эталонными звуками и предоставление рекомендаций по диагностике. Помимо этого, пособие содержит материалы для самоподготовки и оценки остаточных знаний.
Для создания данной программы для аускультации коллективом авторов использовался язык программирования BASIC.
BASIC (Beginner's All-purpose Symbolic Instruction Code) -это простой и доступный язык программирования, разработанный в 1964 г. Он был создан для того, чтобы сделать процесс программирования более доступным для непрофессионалов. BASIC стал одним из самых популярных языков программирования в истории благодаря своей простоте и универсальности. Этот язык имеет простой синтаксис и понятные команды, что делает его идеальным выбором для внедрения в образовательный процесс. Кроме того, BASIC широко используется в образовательных целях именно в медицинских вузах, поэтому существует множество учебных материалов и ресурсов, которые были адаптированы в электронный вид именно с помощью этого языка программирования. Кроме того, BASIC можно использовать для обучения основам алгоритмизации и логики. Преподаватели при интеграции учебных пособий в образовательный процесс могут создавать алгоритмы для решения задач и использовать их в своих программах. Это поможет им развить навыки логического мышления и анализа.
На данное мультимедийное учебное пособие получено свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ «Аускультация сердца и сосудов» № 2024666256 от 11.07.2024 (авторы - А.А. Гаранин, А.О. Рубаненко, Ю.А. Трусов), а также о государственной регистрации «Базы данных звуковых явлений, выявляемых при аускультации сердца и сосудов» № 2024621687 от 17.04.2024 (авторы - А.А. Гаранин, А.О. Рубаненко).
Главное меню мультимедийного пособия представлено на рис. 1. В этом окне обучающиеся могут прослушать вводную информацию о сущности метода, о правилах аускультации легких. При нажатии на кнопку «Точки аускультации, тоны сердца» обучающийся попадает в соответствующий раз-
дел пособия (рис. 2). В данном разделе студенты изучают информацию об основных точках аускультации сердца и характеристикам нормальных тонов сердца. При нажатии на соответствующую кнопку студенты попадают в раздел, посвященный изменениям тонов сердца (рис. 3). В данном разделе обучающиеся могут прослушать аудиофайлы, содержащие информацию об ослаблении или усилении тонов сердца, о патологических тонах. При нажатии кнопки «Нарушения ритма сердца» (рис. 4) обучающийся попадает в раздел, посвященный звуковым явлениям, возникающим в сердце при развитии у пациента различных аритмий. Завершающий раздел пособия - исследование шумов сердца (рис. 5). В данном разделе студенты ознакомятся с различными шумами, возникающими при болезнях системы кровообращения (вне- и внутрисердечные шумы, сосудистые шумы).
В каждом разделе студенты могут прослушать аудиопри-меры соответствующих звуковых явлений.
Важнейшее значение имеет то, что программа может использоваться неоднократно для закрепления у студентов представлений об аускультативной картине в сердце и сосудах у пациентов с различной патологией сердечно-сосудистой системы.
В то же время мультимедийное пособие является универсальным и может сопровождать студента на протяжении всего обучения в медицинском университете при освоении ими клинических дисциплин, в процессе изучения которых применяется аускультация. Кроме того, врачи, обучающиеся в ординатуре, тоже могут использовать данное пособие, для того чтобы освежить свои знания, полученные в студенчестве, или подкрепить теоретическую информацию практическими навыками.
После апробации мультимедийного пособия в образовательном процессе было выявлено, что его использование имеет ряд преимуществ перед традиционной методикой. Во-первых, это позволяет студентам практиковаться в выполнении аускультации без необходимости присутствия реального пациента. Это особенно полезно для тех, кто еще не имеет достаточного опыта или не уверен в своих навыках.
Точки аускультации сердца, тоны сердца
Первая точка аускультации Стоп Стоп Стоп
Вторая точка аускультации Стоп Стоп Стоп
Третья точка аускультации Стоп Стоп Стоп
Четвертая точка аускультации Стоп Стоп
Пятая точка аускультации Стоп Стоп
В главное меню Следующий раздел
Рис. 2. Раздел мультимедийного пособия, посвященный точкам аускультации сердца, тонам сердца
Рис. 3. Раздел мультимедийного пособия, посвященный патологическим изменениям тонов сердца
Нарушения ритма сердца
Оценка ЧСС и ритма Стоп
Экстрасистолия Стоп Стоп Стоп
Фибрилляция предсердий Стоп Стоп Стоп
Пароксизмальная тахикардия Стоп Стоп
Эмбриокардия Стоп Стоп
Брадикардия Стоп Стоп
Синусовая аритмия Стоп Стоп
В главное меню Предыдущий раздел Следующий раздел
Рис. 4. Раздел мультимедийного пособия, посвященный нарушениям ритма сердца
О шумах сердца
Митральная недостаточность
Вариант систолического шума
Функциональный шум на верхушке
Трикуспидальная недостаточность
Стеноз устья аорты
Сочетанный митральный порок
Сочетанный аортальный порок
Классификация шумов сердца
Пример № 1 Пример № 2 Пример № 3
| Систолический шум при поражении сосочковой мышцы
Пример № 1
Систолический шум при трикуспидальной недостаточности
Систолический шум во 2 точке аускультации
Систолический шум в точке Боткина
Проведения систолического шума на сонную артерию
Пример № 1
Пример № 1 Пример № 2
Вариант систолического шума над аортой
Стеноз устья легочной артерии
Дефект межжелудочковой перегородки
Митральный стеноз
Стеноз правого атриовентрикуляр-ного отверстия
Недостаточность аортального клапана
Недостаточность клапана легочной артерии
I Вариант сочетанного ] митрального порока
Систолические функциональные шумы
Систолический шум над аортой при атеросклерозе
Систолический шум | над легочной артерией
Систолический шум при дефекте межпредсердной перегородки
Диастолический шум при митральном стенозе
Диастолический шум во 2 точке аускультации
Диастолический шум в точке Боткина
Пример № 1
Диастолические функциональные шумы
Рис. 5. Раздел мультимедийного пособия, посвященный шумам сердца
Стоп
Стоп
Во-вторых, программа может предоставить более объективную оценку звуков, что помогает избежать субъективных ошибок, связанных с человеческим восприятием. Наконец пособие может быть использовано для обучения студентов различным методам аускультации, таким как сравнительная и топографическая аускультация.
Преимущества электронного мультимедийного пособия:
1. Возможность практиковаться без присутствия пациента.
2. Объективная оценка звуков.
3. Обучение различным методам аускультации.
Несмотря на все преимущества, электронное мультимедийное пособие не заменяет полностью традиционную методику. Оно может служить лишь дополнительным инструментом в обучении и практике студентов. Однако его использование может значительно улучшить качество подготовки будущих врачей и повысить их уверенность в своих способностях.
Инновационные средства обучения, одним из которых служит мультимедийное пособие, выступают незаменимыми помощниками в решении проблем, обозначенных в Фе-
деральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлениям подготовки специалитета [3].
Одна из важнейших задач Федеральной целевой программы развития образования на 2018-2025 гг.- повышение уровня образования для обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, а также приведение структуры и содержания профессионального образования в соответствие с требованиями инновационного социально-ориентированного развития [4]. Самым приоритетным направлением формирования и реализации современной модели образования является обеспечение инновационного характера образования в соответствии с требованиями экономики, обновления содержания и технологий образования, обеспечивающих баланс фундаментальности компетентностного подхода. Все это требует усиления технической базы в подготовке специалистов с высшим образованием, перехода от традиционных средств обучения к интерактивным [5].
Практика применения проблемных мультимедийных учебных пособий в учебном процессе демонстрирует возможность организовать с их помощью продуктивные познавательные процессы, в которых студенты могут проводить мысленные операции с объектами, представленными визуально, разрабатывать и проверять гипотезы, находить решения проблем по дисциплине на основе информации, данной в пособии. Кроме того, благодаря управляющим воздействиям преподавателя студенты могут проявлять тенденцию к дальнейшей поисковой деятельности, выходящей за рамки учебной программы [6].
Использование мультимедиа неизмеримо расширяет возможности при организации и управлении учебной деятельности, позволяя практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые, однако, оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта [7].
Кроме того, мультимедийные технологии позволяют создавать интерактивные учебные материалы, задачей которых служит стимуляция активного участия студентов в обучении. Например, с помощью интерактивных заданий обучающиеся могут проверить свои знания и навыки и получить обратную связь от педагога. Важнейшим преимуществом мультимедийных технологий является их доступность: в наши дни каждый студент имеет доступ к компьютеру и сети «Интернет», что позволяет использовать мультимедийные технологии в обучении практически повсеместно и в любое время [8].
Мультимедийные пособия успешно применяются в любых системах высшего профессионального образования, в том числе за рубежом, где они на протяжении продолжительного периода получают широкое распространение в образова-
тельном процессе по целому ряду дисциплин, среди которых кардиология и сердечно-сосудистая хирургия, лабораторная диагностика, общая патология и др. [9-11].
Высокая эффективность мультимедийных пособий также продемонстрирована в процессе освоения практических мануальных навыков на постдипломном этапе, особенно в ординатуре по хирургии. Сравнительный анализ традиционных образовательных практик, дополненных инновационными мультимедийными пособиями, показывает, что обучающиеся демонстрируют более высокие компетенции при освоении хирургических методов лечения [12, 13]. Кроме того, использование мультимедийных пособий позволяет повысить качество обучения лиц, осуществляющих уход за пациентами, перенесшими оперативные вмешательства по поводу онкологических заболеваний [14].
Заключение
Таким образом, электронное мультимедийное пособие является перспективным направлением в развитии информационных технологий в области медицинского образования. Его использование может способствовать повышению качества обучения студентов-медиков и улучшению диагностики заболеваний. Разработанное в ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России пособие «Аускультация сердца и сосудов» может повысить эффективность усвоения учебного материала, что позволит улучшить формирование компетенций у студентов в части освоения важнейшей составляющей физикального обследования пациента - аускультации, направленных на полноценное обследование пациента, проведение диагностического поиска, интерпретацию полученных данных, постановку верного диагноза и назначение оптимального лечения.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, Самара, Российская Федерация:
Гаранин Андрей Александрович (Andrey A. Garanin)* - кандидат медицинских наук, директор научно-практического центра дистанционной медицины E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0001-6665-1533
Трусов Юрий Александрович (Yuriy A. Trusov) - ассистент кафедры пропедевтической терапии с курсом кардиологии
E-mail: [email protected]
https://orcid.org/0000-0001-6407-3880
Рубаненко Анатолий Олегович (Anatoliy O. Rubanenko) - кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры пропедевтической терапии с курсом кардиологии E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-3996-4689
ЛИТЕРАТУРА
1. Петрищев И.О. Цифровая педагогика как фактор повышения качества образовательных услуг в РФ // Мир науки, культуры и образования. 2019. № 6 (79). С. 339-341.
2. Гузуева Э.Р. Мультимедийные технологии и их педагогические возможности // Приднепровский научный вестник. 2019. Т. 4, № 2. С. 69-72.
3. Елистратова Н.Н. Мультимедийный метод обучения в вузе в системе открытого образования [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 6. 1Ш1_: https://web.snauka.ru/ issues/2012/06/15026
* Автор для корреспонденции.
4. Ивченко Е.Н. Роль и место средств обучения в учебном процессе [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 759-760. URL: https://moluch. ru/archive/87/16608/
5. ЛяшенкоТ.В. Мультимедийные образовательные технологии: сущность и типология // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 1 (33). С. 150-157.
6. Шимаров А.И. Особенности создания электронных баз данных по электротехническим дисциплинам // Вестник СамГТУ. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009. № 2. С. 118-123.
7. Джаджа В.П. Мультимедийные технологии обучения: учебное пособие. Самара : СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2013. 98 с.
8. Киндря Н.А. Использование мультимедийных средств в обучении студентов английскому языку в неязыковом вузе // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 6А. Ч. II. С. 701-708. DOI: https://dol.org/10.34670/AR.2022.20.69.022
9. Turlna M. Multimedia Manual of Cardiothoracic Surgery: the Internet-based educational tool // Eur. J. Cardiothorac Surg. 2008. Vol. 33, N 1. P. 1-3. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ejcts.2007.10.001
10. Mutch-Jones K., Sengupta N., Minor V.C., Goudsouzian L.K. Professional science education videos improve student performance in nonmajor and intermediate biology laboratory courses // Biochem. Mol. Biol. Educ. 2021. Vol. 49, N 1. P. 151159. DOI: https://doi.org/10.1002/bmb.21415
11. Kayser K., Ogilvie R., Borkenfeld S., Kayser G. E-education in pathology including certification of ^institutions // Diagn. Pathol. 2011. Vol. 30, N 6. Suppl. 1. P. S 11. DOI: https://doi.org/10.1186/1746-15 96-6-S 1-S 11
12. Pape-Köhler C., Chmellk C., Helss M.M., Leferlng R. Lernerfolg durch multimediale Lehre bel Chirurgiestudenten. Eine prospektiv randomisiert-kontrollierte Studie [Learning success of students in surgery with a multimedia-based manual. A prospective randomized trial] // Chirurg. 2013. Vol. 84, N 10. P. 875-880. DOI: https://doi.org/10.1007/s00104-013-2529-5 (in German)
13. Pape-Köhler C., Chmelik C., Rose M., Heiss M.M. Moderne Didaktik in der chirurgischen Weiterbildung - zwischen Anspruch und Wirklichkeit [Modern didactics in surgical education - between demand and reality] // Zentralbl. Chir. 2010. Vol. 135, N 6. P. 575-579. DOI: https://doi.org/10.1055/s-0030-1247358 (in German)
14. Collinge W., Kahn J., Walton T., Kozak L., Bauer-Wu S., Fletcher K. et al. Touch, Caring, and Cancer: randomized controlled trial of a multimedia caregiver education program // Support. Care Cancer. 2013. Vol. 21, N 5. P. 1405-1414. DOI: https://doi. org/10.1007/s00520-012-1682-6
REFERENCES
1. Petrlshchev I.O. Digital pedagogy as a factor of Improving the quality of educational services in Russia. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The World of Science, Culture, Education]. 2019; 6 (79): 339-41. DOI: https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-10147 (in Russian)
2. Guzueva E.R. Multimedia technologies and their pedagogical opportunities. Pridneprovskiy nauchniy vestnik [Pridneprovsky Scientific Bulletin]. 2019; 4 (2): 6972. EDN: NBGNOF (in Russian)
3. Elistratova N.N. Multimedia teaching method in higher education in the system of open education [Electronic resource]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innivatsii [Modern Scientific Researches and Innovations]. 2012; (6). URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/06/15026 (in Russian)
4. Ivchenko E.N. The role and place of learning tools in the educational process [Electronic resource]. Molodoy ucheniy [Young Scientist]. 2015; (7): 759-60. URL: https://moluch.ru/archive/87/16608 (in Russian)
5. Lyashenko T.V. Multimedia educational technologies: the essence and typology // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2010; 1 (33): 150-7. (in Russian)
6. Shimarov A.I. Creating databases on electrical subjects. Vestnik SamGTU. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Bulletin of Samara State Technical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences]. 2009; (2): 118-23. (in Russian)
7. Dzhadzha V.P. Multimedia learning technologies: A textbook. Samara: SF GBOU VPO MGPU, 2013: 98 p. EDN: XSAWXJ (in Russian)
8. Kindrya N.A. The use of multimedia in teaching English to students in a non-linguistic university. Pedagogicheskiy zhurnal [Pedagogical Journal]. 2022; 12 (6A pt II): 701-8. DOI: https://doi.org/10.34670/AR.2022.20.69.022 (in Russian)
9. Turina M. Multimedia Manual of Cardiothoracic Surgery: the internet-based educational tool. Eur J Cardiothorac Surg. 2008; 33 (1): 1-3. DOI: https://doi. org/10.1016/j.ejcts.2007.10.001
10. Mutch-Jones K., Sengupta N., Minor V.C., Goudsouzian L.K. Professional science education videos improve student performance in nonmajor and intermediate biology laboratory courses. Biochem Mol Biol Educ. 2021; 49 (1): 151-9. DOI: https://doi.org/10.1002/bmb.21415
11. Kayser K., Ogilvie R., Borkenfeld S., Kayser G. E-education in pathology including certification of e-institutions. Diagn Pathol. 2011; 30 (6 suppl 1): S 11. DOI: https://doi.org/10.1186/1746-1596-6-S 1-S 11
12. Pape-Köhler C., Chmelik C., Heiss M.M., Lefering R. Lernerfolg durch multimediale Lehre bei Chirurgiestudenten. Eine prospektiv randomisiert-kontrollierte Studie [Learning success of students in surgery with a multimedia-based manual. A prospective randomized trial]. Chirurg. 2013; 84 (10): 875-80. DOI: https://doi. org/10.1007/s00104-013-2529-5 (in German)
13. Pape-Köhler C., Chmelik C., Rose M., Heiss M.M. Moderne Didaktik in der chirurgischen Weiterbildung - zwischen Anspruch und Wirklichkeit [Modern didactics in surgical education - between demand and reality]. Zentralbl Chir. 2010; 135 (6): 575-9. DOI: https://doi.org/10.1055/s-0030-1247358 (in German)
14. Collinge W., Kahn J., Walton T., Kozak L., Bauer-Wu S., Fletcher K., et al. Touch, Caring, and Cancer: randomized controlled trial of a multimedia caregiver education program. Support Care Cancer. 2013; 21 (5): 1405-14. DOI: https://doi.org/10.1007/ s00520-012-1682-6