ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «ТЕРМОМЕТРИЯ» В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ: ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гаранин А.А., Рубаненко А.О., Гаранина Р.М., Дьячков В.А., Мирошниченко А.И.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 443099, г. Самара, Российская Федерация
Резюме
Введение. Развитие цифрового образования и внедрение средств цифровой педагогики и дидактики ограничены отсутствием достаточного количества научных исследований, доказательной базы их эффективности. Одним из ключевых шагов для преодоления существующих проблем и барьеров может стать внедрение в процесс реализации образовательных программ различных образовательных технологий, в том числе средств электронного обучения. Цель - оценить эффективность использования мультимедийного пособия «Термометрия» при обучении студентов медицинского вуза по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней».
Материал и методы. Разработано мультимедийное учебное пособие «Термометрия», содержащее теоретический материал, примеры графиков температурных кривых, тестовые задания и задачи. С целью оценки эффективности данного учебного мультимедийного пособия было проведено одномоментное исследование, в ходе которого студентам III курса в процессе освоения темы «Термометрия» было предложено в дополнение к основным источникам литературы использовать разработанное нами пособие. В исследование включены 215 студентов, разделенных на две группы: 1-я группа представлена 111 студентами, которым наряду с традиционным обучением предлагалось использовать мультимедийное пособие; 2-я группа представлена 104 студентами, обучавшимися по традиционной методике. В конце занятия студентам обеих групп предлагалось пройти электронное тестирование. По завершении тестирования проведен опрос студентов о качестве, пользе и эффективности примененного мультимедийного пособия. Статистическую обработку полученных результатов проводили в программе MedCalc с использованием методов непараметрической статистики. Результаты. При оценке количества правильных ответов в группах было выявлено, что студенты 1-й группы показали на 15,4% больше правильных ответов по сравнению со студентами 2-й группы (р<0,0001).
Заключение. Данные анкетирования студентов, проведенного по итогам применения мультимедийного пособия, позволяют сделать вывод, что подавляющее число опрошенных студентов детерминируют мультимедийное пособие как качественное, полезное и эффективное дидактическое средство обучения.
Ключевые слова:
педагогика; пропедевтика внутренних болезней; мультимедийное учебное пособие; цифровое образование; термометрия
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Гаранин А.А., Рубаненко А.О., Гаранина Р.М., Дьячков В.А., Мирошниченко А.И. Применение мультимедийного учебного пособия «Термометрия» в процессе преподавания пропедевтики внутренних болезней: первые результаты // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2024. Т. 15, № 4. С. 8-25. DOI: https://dol.org/10.33029/2220-8453-2024-15-4-8-25 Статья поступила в редакцию 02.09.2024. Принята в печать 02.12.2024.
THE APPLICATION OF THE MULTIMEDIA MANUAL "THERMOMETRY" IN TEACHING OF PROPAEDEUTICS OF INTERNAL DISEASES: THE FIRST RESULTS
Garanin A.A., Rubanenko A.O., Garanina R.M., Dyachkov V.A., Miroshnichenko A.I.
Samara State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation, 443079, Samara, Russian Federation
Abstract
Introduction. The development of digital education and the introduction of digital pedagogy and didactics is limited by the lack of sufficient scientific research and evidence base for their effectiveness. One of the key steps to overcome existing problems and barriers may be implementation of various educational technologies, including e-learning tools, into the educational process. Aim - to evaluate the effectiveness of using the multimedia manual "Thermometry" in teaching students of a medical university in the discipline "Propaedeutics of internal diseases".
Material and methods. A multimedia manual "Thermometry" has been developed. It contains theoretical material, examples of graphs of temperature curves, test tasks and clinical cases. In order to evaluate the effectiveness of this educational multimedia manual, a study was conducted, during which 3rd-year students in the process of mastering the topic "Thermometry" were invited to use the abovementioned manual in addition to the main literature sources. The study included 215 students who were divided into two groups. Group 1 comprised 111 students who, along with traditional education, were offered to use a multimedia manual. Group 2 comprised 104 students who studied according to the traditional method. At the end of the lesson, students of both groups were asked to take an electronic test. At the end of the test students were asked to fill in a survey devoted to the quality, benefits and effectiveness of the multimedia manual. Statistical processing of the obtained results was carried out by MedCalc program using nonparametric statistical methods.
Results. Students of the 1st group showed 15.4% more correct answers, compared with the students of the 2nd group (p<0.0001).
Conclusion. The data of the student survey based on the results of the application of the multimedia manual allow us to conclude that the overwhelming number of students enrolled in the study determine the multimedia manual as a high-quality, useful and effective didactic teaching tool.
Funding. The study had no sponsor support.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
For citation: Garanin A.A., Rubanenko A.O., Garanina R.M., Dyachkov V.A., Miroshnichenko A.I. The application of the multimedia manual "Thermometry" in teaching of propaedeutics of internal diseases: the first results. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2024; 15 (4): 8-25. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2024-15-4-8-25 (in Russian)
Received 02.09.2024. Accepted for publication 02.12.2024.
Keywords:
pedagogy; propaedeutics of internal diseases; multimedia manual; digital education; thermometry
В настоящее время социально-экономическое развитие Российской Федерации обусловлено трансформацией страны в цифровое общество, смысловой характеристикой которого служат развитие глобального информационного пространства, становление цифровой экономики, что влечет за собой возрастание роли информации и знаний, цифровизацию всей системы производства и сферы услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Преобразование экономики приводит к масштабным изменениям во всех сферах жизни общества, что определяет государственную политику России, в том числе в сфере образования [1].
Уровень социально-экономического развития страны во многом обусловливается стратегией управления и эффективностью использования не только накопленного производственного потенциала, но и стратегией целенаправленного формирования, накопления и приумножения человеческого капитала.
Целенаправленное развитие человеческого потенциала является важной характеристикой социально-экономической безопасности и представляет собой приоритетное направление государственной политики согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации. Доктрина определяет методологическую основу для разработки, совершенствования и реализации концепций и программ стратегического развития и планирования образовательной деятельности учебных заведений, улучшение качества профессионального обучения и повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.
Основными тенденциями трансформации и развития современного отечественного
образования являются процессы тотальной цифровизации, применения технологий VR и AR, активная проектная работа, использование Agile и Scrum-технологий, способствующих повышению качества обучения в сфере непрерывного образования, в том числе реализуемого в дистанционном формате.
Реализация государственной политики в процессе цифровой трансформации с целью обеспечения развития образования в условиях цифрового общества потребовала существенных структурных и содержательных изменений в отечественной образовательной системе. Важно то, что сложившиеся обстоятельства определяют не просто изменение и усложнение педагогической деятельности, обусловленное реализацией федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), но и демонстрируют появление инновационных подходов в новых педагогических условиях с точки зрения организации учебного процесса, использования нового технологического и технического обеспечения, предполагающего обязательное применение вычислительных методов, информационных, коммуникационных, компьютерных технологий и мультимедийных аппаратных средств [2].
Вместе с тем развитие цифрового образования и внедрение средств цифровой педагогики и дидактики ограничены отсутствием достаточного количества научных исследований, доказательной базы их эффективности и методических материалов для подготовки педагогических кадров, позволяющих организовать подготовку преподавателей к работе в новых условиях на различных уровнях в системе основного и дополнительного образования. Остаются недостаточно изученными вопросы организации и содержания учебного процесса, применения инновационных технологий,
структуры современного учебного занятия в условиях дистанционного обучения, соотношения дефиниций и понятийного аппарата в современном образовании [3].
Одним из ключевых шагов для преодоления существующих проблем и барьеров может стать внедрение в процесс реализации образовательных программ в рамках изучаемых дисциплин разных образовательных технологий, в том числе дистанционных средств электронного обучения.
Важной задачей является обеспечение обучающихся достаточным количеством электронных и мультимедийных учебных пособий, в том числе по наиболее сложным разделам, а также педагогическое обеспечение реализации мультимедийных технологий, позволяющих одновременно использовать несколько информационно насыщенных сред, погружение в которые оптимизирует полное усвоение непрерывно поступающего большого объема информации участниками образовательного процесса.
Один из таких разделов дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней» -термометрия. Наличие обширной теоретической базы,значительное количество графиков температурных кривых, большой объем информации о заболеваниях, характеризующихся изменением температуры тела, может вызывать у студентов определенные затруднения в усвоении указанной темы при традиционном подходе к учебному процессу. Как теоретические,так и практические аспекты данного метода обследования пациента могут быть учтены и реализованы в соответствующих мультимедийных и электронных пособиях, симуляторах и тренажерах.
Обзор литературы
Важнейшей задачей системы высшего профессионального образования являют-
ся формирование ценностно-смысловой основы будущего специалиста, актуализация ведущего мотива самообразования -ориентации на приобретение студентами вузов дополнительных глубоких и прочных знаний, развития у них профессиональных компетенций для освоения будущей специальности, приобретение профессионального мастерства [4].
Система медицинского образования нашей страны сталкивается с беспрецедентными вызовами в условиях развития инновационных процессов (прежде всего развитие телемедицинских технологий, интерактивных и дистанционных образовательных технологий, онлайн-курсов и т.д.), а глобальные изменения, происходящие в мире, обусловливают необходимость модернизации в системе здравоохранения [5].
Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2018-2025 гг., важными задачами российского образования по-прежнему остаются повышение его уровня и глобальной конкурентоспособности, обеспечение соответствия структуры и содержания профессионального образования требованиям инновационного социально-ориентированного развития [6].
Актуальной остается задача динамичной трансформации и оптимизации целей медицинского образования - оптимизация процесса подготовки кадров для медицины будущего, готовых и способных к решению профессиональных задач с помощью цифровых технологий, искусственного интеллекта, коммуникативных технологий для обеспечения открытости системы здравоохранения и успешного выполнения ролевой функции «проводника» в мире пациентоориентиро-ванных ИТ-сервисов [7].
Наиболее приоритетным направлением формирования и реализации современной
модели образования является обеспечение его инновационного характера в соответствии с требованиями экономики, обновления содержания и технологий, обеспечивающих баланс фундаментальности компетентност-ного подхода. Все это требует усиления технической базы в подготовке специалистов с высшим образованием, более активного перехода от традиционных средств обучения в пользу интерактивных [8].
Выявляемые дидактические возможности связаны с систематизацией и визуализацией учебного материала, размещением большого объема изучаемой информации, созданием условий для самостоятельной работы, самоконтроля знаний, наиболее прочного усвоения учебного материала. Применение мультимедийных пособий способствует формированию новых возможностей организации образовательного процесса на основе принципов цифровой дидактики в условиях цифровой трансформации [9].
Использование мультимедийного электронного образовательного ресурса предоставляет принципиально новые возможности: повышаются уровень и глубина знаний, самооценка студента, развивается познавательный интерес, происходит освоение специфических человеческих способностей (способностей к экспертной оценке, решению практических задач в новых и сложных ситуациях, самостоятельному освоению инновационного знания и опыта) [10].
При систематическом применении мультимедийного пособия в учебном процессе формируются и развиваются познавательные, исследовательские и коммуникативные компетенции обучающихся, формируются оптимальные личностные качества, любознательность, улучшаются когнитивные способности, процесс усвоения знаний становится более интересным и динамичным.
Современные технические средства обучения, одним из которых является мультимедийное пособие, выступают незаменимыми помощниками в решении задач, обозначенных в ФГОС высшего медицинского образования [11].
Практика применения мультимедийных пособий создает возможности для организации и реализации продуктивного познавательного учебного процесса, в котором студенты могут проводить мысленные операции с объектами, представленными визуально, разрабатывать и проверять гипотезы, находить решения проблемных задач, возникающих в процессе освоения дисциплины [12]. Кроме того, при грамотном использовании принципов управления познавательной деятельностью обучающихся преподаватель способствует активизации и росту мотивационной деятельности студента, к возникновению познавательного интереса к дальнейшей поисковой деятельности, выходящей за рамки учебной программы, например выработка тактики интегрального подхода в управлении здоровьем человека [13].
Использование мультимедиа неизмеримо расширяет возможности в организации и управлении учебной деятельностью и тем самым позволяет практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые, однако, оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта [14].
Кроме того, мультимедийные технологии позволяют создавать интерактивные учебные материалы, задачей которых служит стимуляция активного участия студентов в образовательном процессе. Например, с помощью интерактивных заданий обуча-
ющиеся имеют возможность проверить свои знания и навыки и получить обратную связь от педагога (консультация, помощь, коррекция действий, направляющее воздействие, взаимодействие и сотрудничество). Важнейшим преимуществом мультимедийных технологий является их доступность: в наши дни каждый студент имеет доступ к компьютеру и сети Интернет, что позволяет использовать мультимедийные технологии в обучении практически повсеместно и в любое время [15].
Важнейшим аспектом внедрения и применения мультимедийных технологий в образовательный процесс служит тот факт, что они позволяют обучающемуся становиться не столько созерцателем готового учебного материала, сколько активным участником его создания, развития и применения [16].
Международный опыт применения мультимедийных пособий для обучения медицинских специалистов на дипломном и последипломном этапах демонстрирует их высокую эффективность в плане освоения профессиональных компетенций [17-19].
Вместе с тем наши западные коллеги отмечают дефицит мультимедийных пособий для обучения будущих врачей и подчеркивают необходимость их разработки [20-22].
Все более широкое распространение находят мультимедийные учебные пособия для более глубокого понимания и осмысления научного процесса [23-25].
Более широкое применение для внедрения в учебный процесс приобретают возможности сети Интернет [26], о чем также свидетельствует публикация крупных систематических и нарративных обзоров [27-29].
Большую популярность набирают разработка и внедрение мультимедийных образовательных пособий для пациентов с целью увеличения их способности к самопомощи и самостоятельному уходу за собой [30-33].
Перспективным направлением представляется использование технологий машинного обучения, применения искусственного интеллекта и цифровых двойников для реализации целей цифровой педагогики и цифровой дидактики [34-36].
Цель исследования - оценка эффективности использования мультимедийного пособия «Термометрия» при обучении студентов медицинского вуза по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней».
Гипотеза исследования: достижение целевых значений параметров эффективности обучения посредством мультимедийного пособия в дополнение к традиционным методам обучения является не менее эффективным, чем осуществляемое только посредством традиционных методов обучения (исследование поп-^епогИу).
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
В ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России разработано мультимедийное учебное пособие «Термометрия». Оно содержит теоретический материал по данной теме, а также большое количество примеров графиков температурных кривых, возникающих при различных заболеваниях. Теоретический материал и его визуализация сопровождаются озвучиванием голосом, таким образом происходит воздействие на визуальную и ау-диальную составляющие памяти обучаемого, что должно способствовать увеличению эффективности освоения учебного материала.
В пособии представлен учебный материал, который дает представление студенту об основах термометрии, правилах измерения температуры тела и о возможных анатомических областях для размещения термометра. На отдельной вкладке размещена информация по видам термометров, применяемых в настоящее время на практике, а также
Рис. 1. Главное меню мультимедийного пособия «Термометрия»
об алгоритме измерения температуры тела и ошибках, допускаемых при термометрии. Далее следует раздел, посвященный видам лихорадок, демонстрирующий все виды температурных кривых, а также перечень заболеваний, при которых они встречаются, степени повышения температуры и правила заполнения температурного листа. Демонстрация учебного материала осуществляется воспроизведением аудиосопровождения голосом из файлов, интегрированных в оболочку программы. Помимо теоретического материала для освоения, в пособии представлены разделы с тестами и задачами по теме «Термометрия».
Таким образом, студенты при освоении данного мультимедийного пособия получат основную информацию по термометрии, что позволит в дальнейшем результативно применять приобретенные знания на практике.
Данное мультимедийное учебное пособие зарегистрировано в качестве объекта интеллектуальной собственности, результатом чего стало получение свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ № RU 2023685601 от 15.11.2023 (ав-
торы А.О. Рубаненко, В.А. Дьячков, А.И. Мирошниченко).
Главное меню мультимедийного пособия представлено на рис. 1. Открыв основное окно, обучающиеся могут выбрать соответствующую строку, например изучение теоретического материала, выполнение тестовых заданий или решение задач.
При нажатии на кнопку «Изучение материала» обучающийся попадает в соответствующий раздел пособия (рис. 2). В данном разделе студенты изучают информацию об основах термометрии, видах термометров, алгоритме измерения температуры тела, ошибках при измерении температуры тела, видах лихорадок, степени повышения температуры тела, правилах оформления температурного листа и получают пример его оформления.
При нажатии на кнопку «Виды лихорадок» студенты попадают в раздел, в котором представлена информация обо всех существующих видах температурных кривых при различных лихорадках (постоянной, послабляющей, перемежающей, истощающей, возвратной, волнообразной, извращенной и неправильной) (рис. 3).
Рис. 2. Раздел мультимедийного пособия, посвященный изучению теоретического материала
Рис. 3. Раздел мультимедийного пособия, посвященный видам лихорадок
Завершающие разделы пособия - тестовые задания и ситуационные задачи (рис. 4, 5). В данном разделе студенты могут провести самостоятельную проверку своих знаний по теме «Термометрия».
С целью оценки эффективности данного учебного мультимедийного пособия было проведено одномоментное экспериментальное исследование, в ходе которого студентам III курса Института клинической медицины
Вопрос 1. Наиболее распространенное измерение температуры тела:
О в прямой кишке О в подмышечной впадине О в ротовой полости в паховой I Вопрос 2. Т(
й ямке, как правило: С выше, чем в пряной кишке О ниже, чем в прямой кишке
С такая же, как в прямой кишке Вопрос 3. Сколько раз а день, как правило, проводят термометрию? С один раз в двнь О два раза а дань С три раза о день С четыре раза в день вопрос 4. выберите прав) температуры, сое субфебрильной: О 37-37,9 градусов Цельсия С1 38-38,9 градусов Цельсия р 34МО,9 градусов Цельсия '0 41 градус Цельсия и выше
Вопрос 5. Выберите правильный диапазон температуры, соттветствующе« гиперпиретической: О 37-37,9 градусов Цельсия С 38-38,9 градусов Цельсия С 39-40,9 градусов Цельсия О 41 градус Цельсия и выше Вопрос 6. Когда необходимо вынуть термометр при намерении температуры тела а подмышечной впадина? С Через 1 минуту О Через 2 минуты 50 Через 5 минут С Через 10 минут
Вопрос 7 На температурном листе и шкале "Т" каждое деление сотки по вертикали соответствует; О 0.1 градуса Цельсия С 0,2 градуса Цельсия О 0,5 градуса Цельсия С 1 градус Цельсия
Вопрос б. На сколько градусов отличается температуры в прямой кишке от температуры в подмышечной впадине?
О на 0,1 градуса Цельсия О на 1,5 градуса Цельсия О на О,!»'! градус Цельсия
Вопрос 9. В каких случаях у л может определяться г
Вопрос 10. В каких случаях у пациента
О брюшной тиф
о.
Проверить результаты
Сбросить результаты
Мочальный экран
Рис. 4. Раздел мультимедийного пособия, посвященный тестовым заданиям
Начальный экран
Задача 1 I Задача 2 I Задача 3 I Задача 4 I Задача 5 I Задача 6 I Задача 7 № Задача 8 Ц Задача 9 I Задача 10 Задача 11 ] - -1 --
Эталон I Эталон I Эталон 1 Эталон I Эталон I Эталон I Эталон I Эталон I Эталон I Эталон Эталон
Рис. 5. Раздел мультимедийного пособия, посвященный ситуационным задачам
в процессе освоения темы «Термометрия» дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней» было предложено в дополнение к основным источникам литературы, имеющимся в библиотеке вуза, использовать разработанное нами пособие.
Критерии включения в исследование: студенты III курса Института клинической медицины ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России.
Критерии невключения: студенты других курсов, а также студенты других институтов.
В итоге в исследование были включены 215 студентов, которых мы разделили на две группы.
• 1-я группа (экспериментальная) представлена 111 студентами, которым наряду с традиционным обучением с использованием методических материалов,
имеющихся в библиотеке университета, предлагалось на клиническом практическом занятии использовать мультимедийное пособие по термометрии в течение 30 мин под контролем преподавателя.
• 2-я группа (группа сравнения) представлена 104 студентами, которые обучались по традиционной методике с использованием методических материалов, имеющихся в библиотеке университета. Статистически значимых различий по возрасту и полу среди студентов обеих групп не выявлено.
В конце занятия студентам обеих групп предлагалось пройти электронное тестирование по теме «Термометрия». Тестовое задание включало 15 вопросов со случайным порядком вопросов для каждого студента. Для решения теста отводилось 15 мин (по 1 мин на каждый вопрос).
Статистическую обработку полученных результатов проводили в программе МеССа1с (версия 20.104). Ввиду неподчинения данных в одной из групп закону нормального распределения использовались методы непараметрической статистики. Количественные показатели представлены в виде медианы (25-75 процентилей). Качественные показатели представлялись в виде абсолютного числа (в процентах). При сравнении двух групп по количественным показателям использовался критерий Манна-Уитни, по качественным показателям - четырехпольные таблицы (2x2) с использованием критерия х2.
Для расчета размера выборки применяли программу МеССа1с (версия 20.104). Использовали метод сравнения средних значений. В качестве ошибки первого рода (альфа) принималось значение 0,05; ошибки второго рода (бета) - значение 0,0005 при
мощности исследования 99,95%. Ожидаемое различие средних значений между группами принималось равным 2, стандартное отклонение в 1-й и 2-й группах - 2,5. Соотношение между 1-й и 2-й группами принималось 1:1. В итоге для достижения ожидаемых различий между группами при вышеуказанной мощности исследования необходимо набрать как минимум по 88 человек в каждой группе (общее количество -176 человек).
С целью сбора и анализа обратной связи, изучения мнения целевой аудитории по завершении тестирования был проведен опрос студентов о качестве, пользе и эффективности использованного мультимедийного пособия как дидактического средства обучения. Анкетирование носило анонимный характер, что повышает объективность и достоверность ответов студентов. Вопросы, использованные для анализа обратной связи, представлены в табл.1.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
При оценке количества правильных ответов в группах было выявлено, что в экспериментальной группе медиана правильных ответов составила 13 (11; 13,75), а в группе сравнения - 11 (9; 12) при значении р<0,0001. Графическое изображение полученных результатов представлено на рис. 6. Таким образом, студенты 1-й группы показали на 15,4% больше правильных ответов по сравнению со студентами 2-й группы.
На основании результатов проведенного статистического анализа оценки учебной деятельности студентов можно утверждать, что в экспериментальной группе результаты освоения дисциплины выше, чем в группе сравнения.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую ги-
Таблица 1. Анкета для анализа обратной связи по применению мультимедийного пособия
№ Вопрос Вариант ответа
1 Ваш пол? Мужской Женский
2 Был ли вам понятен материал, представленный в пособии? Да Нет
3 Было ли вам интересно изучать данное учебное пособие? Да Нет
4 Считаете ли вы, что использование данного пособия позволяет максимально эффективно повторить освоенный материал в короткий период времени, например перед сессией? Да Нет
5 Считаете ли вы, что визуальное представление данных и визуальные инструменты управления в мультимедийном пособии позволяют эффективнее воспринимать и усваивать большой объем информации по сравнению с печатными изданиями? Да Нет
6 Считаете ли вы, что использование пособия на смартфоне, планшете или ноутбуке в качестве приложения способствует достижению образовательных целей и потому более эффективно? Да Нет
7 Как вы думаете, использование обучающего мультимедийного пособия по сравнению с печатными изданиями способствует повышению мотивации и познавательного интереса к освоению нового учебного материала? Да Нет
8 Как вы думаете, позволяет ли использование данного пособия трансформировать процесс обучения в более современный и эффективный? Да Нет
9 Считаете ли вы, что данное дидактическое средство обучения обладает большим развивающим потенциалом? Да Нет
10 Считаете ли вы, что пособие обладает понятным и удобным интерфейсом в сравнении с аналогичными пособиями, представленными на образовательных платформах для студентов? Да Нет
11 Хотели бы вы продолжить освоение разделов пропедевтики внутренних болезней в формате мультимедийных пособий, в каждом из которых будет представлен значительный объем информации об отдельных системах органов? Да Нет
12 Как вы считаете, появится ли у вас необходимость и потребность в использовании материалов данного пособия на последующих курсах обучения? Да Нет
13 Будете ли вы рекомендовать данное пособие своим коллегам? Да Нет
потезу и позволили сделать заключение, что модель обучения с использованием мультимедийных дидактических средств позволяет получить планируемый результат: повышение уровня успеваемости и качества обучения.
Полученные результаты исследования свидетельствуют об эффективности применения мультимедийного пособия при освоении учебной дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней»: достигаются должный
Рис. 6. Медиана количества правильных ответов в исследуемых группах студентов (Violinplot + Box-and-Wiskerplot)
эмоциональный уровень, качество интерактивности, гибкости и интеграции различных типов информации, обеспечивается многозадачность, экономится время.
Данные анкетирования студентов, проведенного по итогам применения разработанного нами мультимедийного пособия в процессе обучения, мониторинга и контроля знаний по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» позволяют сделать вывод, что подавляющее число опрошенных студентов детерминируют мультимедийное пособие как качественное, полезное и эффективное дидактическое средство обучения.
Ответы респондентов дают основания полагать, что данное средство обучения будет востребовано у студентов медицинских
вузов, так как применение его обеспечивает лучшее восприятие учебного материала, способствует совершенствованию навыков, позволяет лучше запомнить и закрепить материал, предоставляет возможность архивации материала для дальнейшего изучения, повышает качество обучения.
Результаты анкетирования представлены в табл. 2. Всего в опросе приняли участие 94 студента III курса Института клинической медицины, из них 21 мужчина и 73 женщины.
Важнейшие отличия настоящего мультимедийного учебного пособия состоят в том, что оно может быть использовано многократно на протяжении всего обучения в вузе для закрепления у студентов представлений о термометрии как о методе исследования
Таблица 2. Результаты анкетирования студентов при анализе обратной связи о качестве, пользе и эффективности мультимедийного пособия
Вопрос Да Нет
Был ли вам понятен материал, представленный в пособии? 94 0
Было ли вам интересно изучать данное учебное пособие? 93 1
Считаете ли вы, что использование данного пособия позволяет максимально эффективно повторить освоенный материал в короткий период времени, например перед сессией? 92 2
Считаете ли вы, что визуальное представление данных и визуальные инструменты управления в мультимедийном пособии позволяют эффективнее воспринимать и усваивать большой объем информации по сравнению с печатными изданиями? 93 1
Считаете ли вы, что использование пособия на смартфоне, планшете или ноутбуке в качестве приложения способствует достижению образовательных целей и потому более эффективно? 90 4
Как вы думаете, использование обучающего мультимедийного пособия по сравнению с печатными изданиями способствует повышению мотивации и познавательного интереса к освоению нового учебного материала? 87 7
Как вы думаете, позволяет ли использование данного пособия трансформировать процесс обучения в более современный и эффективный? 94 0
Считаете ли вы, что данное дидактическое средство обучения обладает большим развивающим потенциалом? 85 9
Считаете ли вы, что пособие обладает понятным и удобным интерфейсом в сравнении с аналогичными пособиями, представленными на образовательных платформах для студентов? 90 4
Хотели бы вы продолжить освоение разделов пропедевтический терапии в формате мультимедийных пособий, в каждом из которых будет представлен значительный объем информации об отдельных системах органов? 92 2
Как вы считаете, появятся ли у вас необходимость и потребность в использовании материалов данного пособия на последующих курсах обучения? 89 5
Будете ли вы рекомендовать данное пособие своим коллегам? 93 1
пациента, а после окончания университета - и на постдипломном этапе, а также сопровождать врача на протяжении профессиональной деятельности, если возникнет необходимость актуализировать свои знания по данной теме. Следует отметить, что важной характеристикой представленного мультимедийного пособия является высокое качество воспроизведения всех составляющих ее данных, возможность максимального, одновременного и выразительного визуального и аудиовоздействия с целью
освоения техники термометрии и понимания ее теоретических основ. Высокая валидность разработанного нами мультимедийного пособия, доказанная в результате приведенного эксперимента, демонстрирует необходимость внедрения подобных решений в учебный процесс. Контент данного мультимедийного пособия соответствует учебным программам, разработанным согласно требованиям ФГОС, однако, как подчеркивалось ранее,подача материала характеризуется воздействием на аудио- и визуальную память обучающегося,
что позволяет повысить качество обучения. Интерактивные тестовые задания и ситуационные задачи,а впоследствии интеграция кейсовых заданий с моделированием реальных ситуаций и использование очков дополненной реальности внесут элементы геймификации в обучение студентов, что сделает учебный процесс увлекательнее и повысит интерес обучающихся к освоению учебного материала.
Применение предложенного нами дидактического средства обучения способствует повышению активности учебной деятельности по имитационному моделированию изучаемых явлений, облегчает непосредственное и косвенное познание методики термометрии и дифференциальной диагностики, способствует формированию системного клинического мышления и в конечном итоге достижению образовательной цели - повышению эффективности и результативности профессиональной подготовки будущего специалиста.
К настоящему времени авторами осуществлен перевод данного пособия на английский язык, оно представлено в виде отдельной программы «Thermometry», на которую получено свидетельство о государственной регистрации № RU 2024661079 от 1 5.05.2024 (авторы А.О. Рубаненко, В.А. Дьячков, А.И. Мирошниченко, А.А. Гаранин). В целях дальнейшей разработки темы планируется проведение исследования по эффективности мультимедийных пособий среди иностранных студентов, обучающихся на английском языке.
Современная медицина как система теоретических и практических знаний и процесс медицинского познания тесно связаны с другими науками: естественными и гуманитарными, предполагают исследование объекта и субъекта медицинского познания на основе системного подхода с учетом биологического,
социального, психологического состояния, а также экзогенных и эндогенных факторов, составляют диагностическую компетентность врача.
Совершенствование системы обучения будущих врачей, эффективность использования кадрового потенциала, подготовка высокообразованного, конкурентоспособного медицинского специалиста являются важными задачами, особенно в условиях кадрового дефицита в системе здравоохранения.
Медицинское образование конкурентоспособного врача предполагает наличие современного клинического мышления, высокую степень овладения навыками и техникой манипуляций, непосредственно связанных с обследованием и лечением больного, способности к систематизации медицинских знаний и практическому их применению.
Цифровизация медицинского образования, подразумевающая процесс интеграции различных информационных и коммуникационных технологий во все сферы образовательной деятельности, формирования цифровых компетенций медицинских работников, направлена, прежде всего, на модернизацию и развитие образования, техноло-гизацию и автоматизацию операционного процесса, алгоритмов и протоколов лечения, на реализацию прав пациентов на получение высококачественной медицинской помощи.
Динамично и стремительно развивающаяся цифровая образовательная среда как необходимое условие развития современного медицинского образования предполагает развитие цифровых технологий, оптимальное применение которых достигается посредством внедрения цифровых инструментов, например мультимедийных пособий, в которых учебная информация сконцентрирована в доступной, удобной и познавательной форме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование мультимедийного пособия «Термометрия», разработанного в ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, продемонстрировало высокую эффективность обучения при освоении студентами III курса дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней».
Авторы полагают, что внедрение данного пособия в образовательный процесс может повысить эффективность усвоения материала, что позволит улучшить формирование профессиональных и личностных компетенций студентов, способствовать развитию современного клинического мышления для актуализации важнейшей составляющей
объективного обследования пациента -термометрии, целенаправленного полноценного обследования пациента, проведения диагностического поиска, интерпретации полученных данных, постановки верного диагноза, его дифференциации и назначения оптимального лечения.
Авторы надеются, что данное пособие будет востребовано студентами на протяжении всего процесса обучения в медицинском вузе при изучении клинических дисциплин, в курсе которых рассматриваются вопросы термометрии, а также окажется полезным для обучающихся по программам ординатуры по клиническим специальностям.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, Самара, Российская Федерация: Гаранин Андрей Александрович (Andrey A. Garanin)* - кандидат медицинских наук, директор Научно-практического центра дистанционной медицины E-mail: sameagle0yandex.ru https://orcid.org/0000-0001-6665-1533
Рубаненко Анатолий Олегович (Anatoliy O. Rubanenko) - кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры пропедевтической терапии с курсом кардиологии E-mail: a. o.rubanenko0samsmu.ru https://orcid.org/0000-0002-3996-4689
Гаранина Резеда Мухаррамовна (Rezede M. Garanina) - кандидат педагогических наук, доцент кафедры медицинской химии E-mail: r. m.garanina0samsmu.ru https://orcid.org/0000-0002-5827-3269
Дьячков Владислав Александрович (Vladislav A. Dyachkov) - кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры пропедевтической терапии с курсом кардиологии E-mail: v. a.dyachkov0samsmu.ru https://orcid.org/0000-0001-8891-6088
МирошниченкоАнастасия Игоревна (Anastasiya I. Miroschnichenko) - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры пропедевтической терапии с курсом кардиологии E-mail: miroshni4enko.nast0yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-0240-9144
*Автор для корреспонденции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. Цифровая дидактика: особенности организации обучения в образовательной организации // Человеческий капитал. 2021. № 12 [156]. С. 15-22. DOI: https://doi.org/10.25629/HC.2021.12.36
2. Гордеева Е.В., Мурадян Ш.Г., Жажоян А.С. Цифровизация в образовании // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 4-1 [74]. С. 112-115. DOI: https://doi.org/10.24412/241 1-0450-2021-4-1-1 12-1 15
3. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Электронный научно-публицистический журнал «HomoCyberus». 2019. № 1 [6]. URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 [дата обращения: 20.06.2024].
4. Воротникова Е.И. Мультимедийные технологии и видеоуроки // Молодой исследователь Дона. 2020. № 3 [24]. С. 144-152. EDN: JCGKKO.
5. Сипливая Л.Е., Кукурека А.В., Сипливый Г.В., Тарасова О.В. Применение мультимедийных средств в педагогической деятельности медицинского вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 1 [43], ч. 4. С. 43-45. DOI: https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.43.030
6. Средства обучения в педагогике // Электронный журнал методики и технологии обучения - Педагогика. 2018. URL: http://paidagogos.com/?p=4555 [дата обращения: 20.06.2024].
7. Иванчук О.В., Плащевая Е.В. Цифровизация медицинского образования: новые вызовы и границы применимости // ЦИТИСЭ. 2022. № 1 [31]. С. 121-131. DOI: https://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.10
8. Ивченко Е.Н. Роль и место средств обучения в учебном процессе // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 759-760. URL: https://moluch.ru/archive/87/16608/ [дата обращения: 20.06.2024].
9. Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая И.В. и др. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. Москва : ИД Высшей школы экономики, 2019. 343 с. DOI: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1990-5
10. Сазонов С.В., Арутюнян Е.В. Электронные образовательные ресурсы в обучении и закреплении практических навыков и умений при изучении гистологии в медицинском вузе // Вестник Уральского государственного медицинского университета. 2016. Вып. 3. С. 10-15. EDN: RMSSTQ.
11. Тихонова Л.М. Из опыта применения мультимедийных технологий в курсе латинского языка и основ медицинской терминологии // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. 2013. № 4 [2]. С. 333-335.
12. Ляшенко Т.В. Мультимедийные образовательные технологии: сущность и типология // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 1 [33]. С. 150-157. EDN: MUWUUF.
13. Петрищев И.О. Цифровая педагогика как фактор повышения качества образовательных услуг в РФ // Мир науки, культуры и образования. 2019. № 6 [79]. С. 339-341. DOI: https://doi.org/10.2441 1/1991-5497-2019-10147
14. Джаджа В.П. Мультимедийные технологии обучения : учебное пособие. Самара : СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2013. 98 с. EDN: XSAWXJ.
15. Киндря Н.А. Использование мультимедийных средств в обучении студентов английскому языку в неязыковом вузе // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 6А. Ч. II. С. 701-708. DOI: https://doi.org/10.34670/AR.2022.20.69.022
16. Гузуева Э.Р. Мультимедийные технологии и их педагогические возможности // Приднепровский научный вестник. 2019. Т. 4, № 2. С. 69-72. EDN: NBGNOF.
17. Wanjiku G.W., Bell G., Wachira B. Assessing a novel point-of-care ultrasound training program for rural health care providers in Kenya // BMC Health Serv. Res. 2018. Vol. 18, N 1. P. 607. DOI: https://doi.org/10.1186/s12913-018-3196-5
18. Turina M. Multimedia manual of cardiothoracic surgery: the internet-based educational tool // Eur. J. Cardiothorac. Surg. 2008. Vol. 33, N 1. P. 1-3. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ejcts.2007.10.001
19. Welch M.C., Yu J., Larkin M.B., Graves E.K., Mears D. A multimedia educational module for teaching early medical neuroanatomy // MedEdPORTAL. 2020. Vol. 16. Article ID 10885. DOI: https://doi.org/10.15766/mep_2374-8265.10885
20. Schäfer C., Mittelmeier W., Osmanski-Zenk K., Ellenrieder M. Medizin produkteschu lungen in der Endoprothetik: Nationale Praxis und Qualitätsansprüche [Medical device training in arthroplasty: National practice and quality standards] // Orthopade. 2020. Vol. 49, N 12. P. 1072-1076. DOI: https://doi.org/10.1007/s00132-020-04024-1 [in German]
21. Glenn I.C., Abdulhai S., Lamoshi A., Ponsky T.A. New multimedia advances in surgical information // Minerva Pediatr. 2018. Vol. 70, N 3. P. 315-320. DOI: https://doi.org/10.23736/S 0026-4946.18.05129-0
22. Linet M.S., Applegate K.E., McCollough C.H., Bailey J.E., Bright C. et al. A multimedia strategy to integrate introductory broad-based radiation science education in us medical schools // J. Am. Coll. Radiol. 2023. Vol. 20, N 2. P. 251-264. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jacr. 2022.08.010
23. Green N.H., Walter M., Anderton B.N. The explorer's guide to biology: a free multimedia educational resource to promote deep learning and understanding of the scientific process // J. Microbiol. Biol. Educ. 2022. Vol. 23, N 1. Article ID e00257-21. DOI: https://doi.org/10.1128/jmbe.00257-21
24. Ward H., Card S.E., Chipperfield D., Sheppard S.M., Bulk F., Giesbrecht W. Interprofessional skills learning guide: a multimedia e-book for small-group or individual learning // MedEdPORTAL. 2016. Vol. 12. Article ID 10425. DOI: https://doi. org/10.15766/mep_2374-8265.10425
25. Bland T., Guo M., Dousay T.A. Multimedia design for learner interest and achievement: a visual guide to pharmacology // BMC Med. Educ. 2024. Vol. 24, N 1. P. 113. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-024-05077-y
26. Davidson B., Alotaibi N.M., Hendricks B.K., Cohen-Gadol A.A. Popularity of online multimedia educational resources in neurosurgery: insights from the neurosurgical atlas project // J. Surg. Educ. 2018. Vol. 75, N 6. P. 1615-1623. DOI: https://doi. org/10.1016/j.jsurg.2018.05.001
27. Sinclair P., Kable A., Levett-Jones T. The effectiveness of internet-based e-learning on clinician behavior and patient outcomes: a systematic review protocol // JBI Database System Rev. Implement. Rep. 2015. Vol. 13, N 1. P. 52-64. DOI: https://doi.org/10.11124/jbisrir-2015-1919
28. Cook D.A., Dupras D.M. A practical guide to developing effective web-based learning // J. Gen. Intern. Med. 2004. Vol. 19, N 6. P. 698-707. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1525-1497.2004.30029.x
29. Culbert M.M., Brisson R.J., Oladeru O.T. The landscape of digital resources in radiation oncology // Tech. Innov. Patient Support Radiat. Oncol. 2022. Vol. 24. P. 19-24. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tipsro.2022.08.006
30. Gordon M., Sinopoulou V., Ibrahim U., Abdulshafea M., Bracewell K., Akobeng A.K. Patient education interventions for the management of inflammatory bowel disease // Cochrane Database Syst. Rev. 2023. Vol. 5, N 5. CD 013854. DOI: https://doi. org/10.1002/14651858.CD 013854.pub2
31. Ferguson M., Maidment D., Henshaw H., Heffernan E. Evidence-based interventions for adult aural rehabilitation: that was then, this is now // Semin. Hear. 2019. Vol. 40, N 1. P. 68-84. DOI: https://doi.org/10.1055/s-0038-1676784
32. Axelsson C.G.S., Healy M.G., Ramani S., Wolbrink T., Armstrong E., Phitayakorn R. Virtual training for small group facilitators // Clin. Teach. 2024. Vol. 21, N 4. Article ID e13731. DOI: https://doi.org/10.1111/tct.13731
33. Yeh M.L., Chen H.H., Liu P.H. Effects of multimedia with printed nursing guide in education on self-efficacy and functional activity and hospitalization in patients with hip replacement // Patient Educ. Couns. 2005. Vol. 57, N 2. P. 217-224. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pec.2004.06.003
34. GámezDíaz R., Yu Q., Ding Y., Laamarti F., ElSaddik A. Digital twin coaching for physical activities: a survey // Sensors (Basel). 2020. Vol. 20, N 20. P. 5936. DOI: https://doi.org/10.3390/s20205936
35. Eckardt J.N., Bornhauser M., Wendt K., Middeke J.M. Semi-supervised learning in cancer diagnostics // Front. Oncol. 2022. Vol. 12. Article ID 960984. DOI: https://doi.org/10.3389/fonc.2022.960984
36. Lau K.H. Computer-based teaching module design: principles derived from learning theories // Med. Educ. 2014. Vol. 48, N 3. P. 247-254. DOI: https://doi.org/10.1111/medu.12357
REFERENCES
1. Weindorf-Sysoeva M.E., Subocheva M.L. Digital didactics: features of the organization of training in the educational organization. Chelovecheskiy kapital [Human Capital]. 2021; 12 (156): 15-22. DOI: https://doi.org/10.25629/HC.2021.12.36 (in Russian)
2. Gordeeva E.V., Muradyan Sh.G., Zhazhoyan A.S. Digitalization in education. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika [Economics and Business: Theory and Practice]. 2021; 4-1 (74): 112-5. DOI: https://doi.org/10.24412/241 1-0450-2021-4-1112-115 (in Russian)
3. Verbitsky A.A. Digital learning: problems, risks and prospects. Elektronniy nauchno-publitsisticheskiy zhurnal «HomoCyberus» [Electronic Scientific Journal «HomoCyberus»]. 2019; 1 (6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_ AA_1_2019 (date of access June 20, 2024). (in Russian)
4. Vorotnikova E.I. Multimedia technologies and video tutorials. Molodoy issledovatel' Dona [Young Researcher of the Don]. 2020; 3 (24): 144-52. EDN: JCGKKO. (in Russian)
5. Siplivaya L.E., Kukureka A.V., Siplivy G.V., Tarasova O.V. The use of multimedia tools in the pedagogical activity of the medical university. Mezhdunarodniy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal [International Scientific Research Journal]. 2016; 1 (43 pt 4): 43-5. DOI: https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.43.030 (in Russian)
6. Teaching tools in pedagogy. Elektronniy zhurnal metodiki i tekhnologii obucheniya - Pedagogika [Electronic Journal of Teaching Methods and Technologies - Pedagogy]. 2018. URL: http://paidagogos.com/?p=4555 (date of access June 20, 2024). (in Russian)
7. Ivanchuk O.V., Plashchevaya E.V. Digitalization of medical education: new challenges and boundaries of applicability limits. TsITISE [CITISE]. 2022; 1 (31): 121-31. DOI: https://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.10 (in Russian)
8. Ivchenko E.N. The role and place of learning tools in the educational process. Molodoy ucheniy [Young Scientist]. 2015; (7): 759-60. URL: https://moluch.ru/archive/87/16608/ (date of access June 20, 2024). (in Russian)
9. Uvarov A. Yu., Gable E., Dvoretskaya I.V., et al. Difficulties and prospects of digital trans-formation of education. In: A. Yu. Uvarov, I.D. Frumin (eds). Moscow: ID Vysshey shkoly ekonomiki, 2019: 343 p. DOI: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1990-5 (in Russian)
10. Sazonov S.V., Harutyunyan E.V. (2016). Electronic educational resources in teaching and consolidating practical skills and abilities in the study of histology at a medical university. Vestnik Ural'skogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta [Bulletin of Uralic State Medical University]. 2016; (3): 10-5. EDN: RMSSTQ. (in Russian)
11. Tikhonova L.M. From the experience of using multimedia technologies in the course of the Latin language and the basics of medical terminology. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta imeni N.I. Lobachevskogo [Bulletin of N.I. Lobachevsky Nizhny Novgorod University]. 2013; 4 (2): 333-5. (in Russian)
12. Lyashenko T.V. Multimedia educational technologies: essence and typology. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2010; 1 (33): 150-7. EDN: MUWUUF. (in Russian)
13. Petrishchev I.O. Digital pedagogy as a factor of improving the quality of educational services in Russia. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The World of Science, Culture, Education]. 2019; 6 (79): 339-41. DOI: https://doi.org/10.2441 1/19915497-2019-10147 (in Russian)
14. Dzhadzha V.P. Multimedia learning technologies: A textbook. Samara: SF GBOU VPO MGPU, 2013: 98 p. EDN: XSAWXJ. (in Russian)
15. Kindrya N.A. The use of multimedia in teaching English to students in a non-linguistic university. Pedagogicheskiy zhurnal [Pedagogical Journal]. 2022; 12 (6A pt II): 701-8. DOI: https://doi.org/10.34670/AR.2022.20.69.022 (in Russian)
16. Guzueva E.R. Multimedia technologies and their pedagogical opportunities. Pridneprovskiy nauchniy vestnik [Pridneprovsky Scientific Bulletin]. 2019; 4 (2): 69-72. EDN: NBGNOF. (in Russian]
17. Wanjiku G.W., Bell G., Wachira B. Assessing a novel point-of-care ultrasound training program for rural health care providers in Kenya. BMC Health Serv Res. 2018; 18 (1): 607. DOI: https://doi.org/10.1186/s12913-018-3196-5
18. Turina M. Multimedia manual of cardiothoracic surgery: the internet-based educational tool. Eur J Cardiothorac Surg. 2008; 33 (1): 1-3. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ejcts.2007.10.001
19. Welch M.C., Yu J., Larkin M.B., Graves E.K., Mears D. A multimedia educational module for teaching early medical neuroanatomy. MedEdPORTAL. 2020; 16: 10885. DOI: https://doi.org/10.15766/mep_2374-8265.10885
20. Schäfer C., Mittelmeier W., Osmanski-Zenk K., Ellenrieder M. Medizin produkteschu lungen in der Endoprothetik: Nationale Praxis und Qualitätsansprüche [Medical device training in arthroplasty: national practice and quality standards]. Orthopade. 2020; 49 (12): 1072-6. DOI: https://doi.org/10.1007/s00132-020-04024-1 (in German).
21. Glenn I.C., Abdulhai S., Lamoshi A., Ponsky T.A. New multimedia advances in surgical information. Minerva Pediatr. 2018; 70 (3): 315-20. DOI: https://doi.org/10.23736/S 0026-4946.18.05129-0
22. Linet M.S., Applegate K.E., McCollough C.H., Bailey J.E., Bright C., et al. A multimedia strategy to integrate introductory broad-based radiation science education in us medical schools. J Am Coll Radiol. 2023; 20 (2): 251-64. DOI: https://doi. org/10.1016/j.jacr. 2022.08.010
23. Green N.H., Walter M., Anderton B.N. The explorer's guide to biology: a free multimedia educational resource to promote deep learning and understanding of the scientific process. J Microbiol Biol Educ. 2022; 23 (1): e00257-21. DOI: https://doi.org/10.1128/jmbe.00257-21
24. Ward H., Card S.E., Chipperfield D., Sheppard S.M., Bulk F., Giesbrecht W. Interprofessional skills learning guide: a multimedia e-book for small-group or individual learning. MedEdPORTAL. 2016; 12: 10425. DOI: https://doi.org/10.15766/ mep_2374-8265.10425
25. Bland T., Guo M., Dousay T.A. Multimedia design for learner interest and achievement: a visual guide to pharmacology. BMC Med Educ. 2024; 24 (1): 113. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-024-05077-y
26. Davidson B., Alotaibi N.M., Hendricks B.K., Cohen-Gadol A.A. Popularity of online multimedia educational resources in neurosurgery: insights from the neurosurgical atlas project. J Surg Educ. 2018; 75 (6): 1615-23. DOI: https://doi.org/10.1016/j. jsurg.2018.05.001
27. Sinclair P., Kable A., Levett-Jones T. The effectiveness of internet-based e-learning on clinician behavior and patient outcomes: a systematic review protocol. JBI Database System Rev Implement Rep. 2015; 13 (1): 52-64. DOI: https://doi. org/10.11124/jbisrir-2015-1919
28. Cook D.A., Dupras D.M. A practical guide to developing effective web-based learning. J Gen Intern Med. 2004; 19 (6): 698-707. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1525-1497.2004.30029.x
29. Culbert M.M., Brisson R.J., Oladeru O.T. The landscape of digital resources in radiation oncology. Tech Innov Patient Support Radiat Oncol. 2022; 24: 19-24. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tipsro.2022.08.006
30. Gordon M., Sinopoulou V., Ibrahim U., Abdulshafea M., Bracewell K., Akobeng A.K. Patient education interventions for the management of inflammatory bowel disease. Cochrane Database Syst Rev. 2023; 5 (5): CD 013854. DOI: https://doi. org/10.1002/14651858.CD 013854.pub2
31. Ferguson M., Maidment D., Henshaw H., Heffernan E. Evidence-based interventions for adult aural rehabilitation: that was then, this is now. Semin Hear. 2019; 40 (1): 68-84. DOI: https://doi.org/10.1055/s-0038-1676784
32. Axelsson C.G.S., Healy M.G., Ramani S., Wolbrink T., Armstrong E., Phitayakorn R. Virtual training for small group facilitators. Clin Teach. 2024; 21 (4): e13731. DOI: https://doi.org/10.1111/tct.13731
33. Yeh M.L., Chen H.H., Liu P.H. Effects of multimedia with printed nursing guide in education on self-efficacy and functional activity and hospitalization in patients with hip replacement. Patient Educ Couns. 2005; 57 (2): 217-24. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.pec.2004.06.003
34. GámezDíaz R., Yu Q., Ding Y., Laamarti F., ElSaddik A. Digital twin coaching for physical activities: a survey. Sensors (Basel). 2020; 20 (20): 5936. DOI: https://doi.org/10.3390/s20205936
35. Eckardt J.N., Bornhäuser M., Wendt K., Middeke J.M. Semi-supervised learning in cancer diagnostics. Front Oncol. 2022; 12: 960984. DOI: https://doi.org/10.3389/fonc.2022.960984
36. Lau K.H. Computer-based teaching module design: principles derived from learning theories. Med Educ. 2014; 48 (3): 247-54. DOI: https://doi.org/10.1111/medu.12357