РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОСОБИЯ «АУСКУЛЬТАЦИЯ ЛЕГКИХ» В КУРСЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
Гаранин А.А., Рубаненко А.О., Гаранина Р.М., Трусов Ю.А.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 443099, г. Самара, Российская Федерация
Резюме
Совершенствование цифровой педагогики важно для прогрессивного развития образовательной деятельности в медицинских университетах и академиях. Главный фактор этого развития - обеспечение образовательных программ и дисциплин достаточным количеством качественных мультимедийных и электронных пособий, особенно в наиболее сложных разделах. Один из таких разделов дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней» -аускультация, или выслушивание, легких. Данный раздел содержит обширную информационную базу, что затрудняет усвоение материала при консервативном подходе к учебному процессу. Студентам также необходимо уметь самостоятельно выполнять аускультацию легких у пациентов с различными заболеваниями легких, что не всегда возможно в реальной образовательной практике. Как теоретические, так и практические стороны данного метода обследования больного могут быть реализованы в соответствующих электронных и мультимедийных пособиях, тренажерах и симуляторах. Одно из таких пособий уже внедрено в образовательный процесс, что значительно повысило эффективность учебного процесса и способность студентов осваивать практические навыки.
Заключение. Разработанное в ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России пособие «Аускультация легких» может повысить эффективность усвоения материала, что позволит улучшить формирование компетенций у студентов в части освоения важнейшей составляющей физикального обследования пациента - аускультации и направленных на полноценное обследование пациента, проведение диагностического поиска, интерпретацию полученных данных, постановку верного диагноза и назначения оптимального лечения.
Ключевые слова:
мультимедийное
пособие;
аускультация;
образование;
пропедевтика
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Гаранин А.А., Рубаненко А.О., Гаранина Р.М., Трусов Ю.А. Результаты использования мультимедийного образовательного пособия «Аускультация легких» в курсе преподавания пропедевтики внутренних болезней // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2024. Т. 15, № 2. С. 8-21. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2024-15-2-8-21 Статья поступила в редакцию 28.03.2024. Принята в печать 03.06.2024.
THE RESULTS OF USING THE MULTIMEDIA EDUCATIONAL MANUAL «AUSCULTATION OF THE LUNGS» IN THE COURSE OF TEACHING PROPAEDEUTICS OF INTERNAL DISEASES
Garanin A.A., Rubanenko A.O., Garanina R.M., Trusov Yu.A.
Samara State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation, 443099, Samara, Russian Federation
Abstract
The improvement of digital pedagogy is important for the progressive development Keywords:
of educational activities in medical universities and academies. The main factor in multimedia manual;
this development is the provision of educational programs and disciplines with a auscultation;
sufficient number of high-quality multimedia and electronic manuals, especially education;
in the most difficult sections. One of such sections of the discipline "Propaedeutics propaedeutics
of internal diseases" is auscultation, or listening, of the lungs. This section
contains an extensive information base, which makes it difficult to assimilate
the material with a conservative approach to the educational process. Students
also need to be able to independently perform lung auscultation in patients with
various lung diseases, which is not always possible in real educational practice.
Both theoretical and practical aspects of this method of examination of the
patient can be implemented in appropriate electronic and multimedia manuals,
simulators and simulators. One of these manuals has already been introduced
into the educational process, which has significantly increased the effectiveness
of the educational process and the ability of students to master practical skills.
Conclusion. The manual "Lung Auscultation" developed at SamSMU can increase
the efficiency of assimilation of the material, which will improve the formation
of competencies among students in terms of mastering the most important
component of a physical examination of a patient - auscultation and aimed at a
full-fledged examination of the patient, conducting diagnostic search, interpreting
the data obtained, making the correct diagnosis and prescribing optimal treatment.
Funding. The study had no sponsor support.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
For citation: Garanin A.A., Rubanenko A.O., Garanina R.M., Trusov Yu.A. The results of using the multimedia educational manual "Auscultation of the lungs" in the course of teaching propaedeutics of internal diseases. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2024; 15 (2): 8-21. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2024-15-2-8-21 (in Russian) Received 28.03.2024. Accepted for publication 03.06.2024.
В системе высшего медицинского образования России реализуются инициативные программы, направленные на обеспечение конкурентоспособности будущего специалиста, приобретение студентами глубоких и качественных знаний,развитие профессиональных компетенций для освоения будущей специальности, формирова-
ние профессиональной культуры. Под воздействием интенсивных глобализационных процессов, предполагающих всемирную экономическую, культурную и политическую интеграцию и унификацию, происходят изменение содержания научного медицинского знания, стремительная технологи-зация профессионального медицинского
образования, оптимизация процессов его получения и системной подготовки высококвалифицированного врача: использование в учебном процессе современных концепций, инновационных и интерактивных мультимедийных технологий, новейших научных разработок, методов и средств [1].
Важнейшими задачами системы высшего профессионального образования являются усилия,направленные на приобретение знаний студентами вузов, и развитие у них профессиональных компетенций для освоения будущей специальности [2]. Медицина является той областью знаний, которая охватывает различные аспекты ряда естественных и гуманитарных наук, и подготовка высокообразованного, конкурентоспособного медицинского специалиста - важная задача, особенно в условиях кадрового дефицита в системе здравоохранения. Система медицинского образования нашей страны сталкивается с беспрецедентными вызовами в условиях развития инновационных процессов, а изменения, происходящие в мире, обусловливают необходимость модернизации в системе здравоохранения [3].
К важнейшим задачам Федеральной целевой программы развития образования на 2018-2025 гг.относятся повышение его уровня для обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, а также приведение структуры и содержания профессионального образования в соответствие с требованиями инновационного социально ориентированного развития [4].
Актуальна задача обновления и оптимизации «целей медицинского образования - ориентация на подготовку кадров для
медицины будущего, владеющих методами решения профессиональных задач с помощью цифровых технологий, способных стать"проводником" для пациентов в мире цифровых сервисов и приложений в области оказания медицинских услуг» [5].
Наиболее приоритетным направлением формирования и реализации современной модели образования является обеспечение его инновационного характера в соответствии с требованиями экономики, обновления содержания и технологий, обеспечивающих баланс фундаментальности компетент-ностного подхода. Все это требует усиления технической базы в подготовке специалистов с высшим образованием, перехода от традиционных средств обучения в пользу интерактивных [6].
Реализация основных принципов цифровой педагогики (целесообразность, прак-тикоориентированность, полимодальность и насыщенность образовательной среды) происходит в процессе модернизации образовательной деятельности, развития цифровых технологий, цифровизации инфраструктуры и управления ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России. Цифровая трансформация образовательного процесса в современных условиях происходит с внедрением в учебный процесс современных технических средств, применением возможностей цифровых технологий с максимальной эффективностью, а внедрение электронных образовательных ресурсов, мультимедийных пособий предоставляет студентам удобный доступ к широкому выбору учебных материалов.
Один из важных шагов - обеспечение образовательных программ и реализуемых в их рамках дисциплин достаточным количеством электронных и мультимедийных учебных пособий, в том числе по наиболее
сложным разделам. Один из таких разделов дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней» - аускультация легких. Наличие обширной теоретической базы, большой объем информации могут вызывать у студентов затруднения в усвоении указанной темы при традиционном подходе к учебному процессу. Кроме того, для успешного овладения этим навыком студентам необходимо проводить самостоятельную аускультацию легких у пациентов с различными заболеваниями дыхательной системы, что не всегда осуществимо в реальной образовательной практике. Как теоретические, так и практические аспекты данного метода обследования пациента могут быть реализованы в соответствующих мультимедийных и электронных пособиях, симуляторах и тренажерах.
Цель исследования - оценка эффективности использования мультимедийного пособия «Аускультация легких» при обучении студентов медицинского вуза по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней».
Гипотеза исследования. Достижение целевых значений показателей эффективности обучения с помощью мультимедийного пособия в дополнение к традиционным методам обучения не менее эффективно, чем только посредством традиционных методов обучения (исследование non-inferiority).
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
В ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России было разработано мультимедийное учебное пособие «Аускультация легких». Оно содержит теоретический материал по данной теме, а также большое количество примеров звуковых явлений, возникающих в легких при различных заболеваниях.
В пособии представлен учебный материал по истории создания стетофонен-
доскопа, упоминаются основные правила аускультации легких, представлена информация по основным (везикулярное, бронхиальное дыхание и их разновидности) и побочным дыхательным шумам (хрипы, крепитация, шум трения плевры, шум плеска). Также в пособии есть сведения о методике проведения бронхофонии и ее изменениях при патологии (пекторилок-вия, эгофония). Вышеуказанный материал представлен в виде аудиофайлов, интегрированных в оболочку программы. По вышеуказанным аспектам аускультации легких студенты могут прослушать аудиопримеры соответствующих звуковых явлений для лучшего их распознавания при контакте с пациентом.
Таким образом, студенты при освоении данного мультимедийного пособия получат основную информацию по аускультации легких, что позволит в дальнейшем применять приобретенные знания на практике для идентификации основных и побочных (патологических) дыхательных шумов и определения локализации выявленных звуковых явлений.
Данное мультимедийное учебное пособие зарегистрировано в качестве объекта интеллектуальной собственности, результатом чего стало получение свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022662162 от 30.06.2022 (авторы А.А. Гаранин, А.О. Рубаненко), а также о государственной регистрации базы данных звуковых явлений № 2023623517 от 18.10.2023 (авторы А.А. Гаранин, А.О. Рубаненко).
Главное меню мультимедийного пособия представлено на рис. 1. Открыв данное окно, обучающиеся могут прослушать вводную информацию о сущности метода, материал по истории создания фонендоскопа, пра-
Аускультация легких Авторы: Гаранин А.А., Рубаненко А.О.
Введение Стоп История создания фонендоскопа Стоп
Об аускультации легких Стоп Правила аускультации легких Стоп
Основные дыхательные шумы Побочные дыхательные шумы
Исследование бронхофонии
Выйти из программы
Самара, 2021
Рис. 1. Главное меню мультимедийного пособия «Аускультация легких»
Основные дыхательные шумы
О везикулярном дыхании Стоп Аудио Стоп О ларинго-трахеальном дыхании Стоп Аудио Стоп
Физиологические изменения везикулярного дыхания Стоп О патологическом бронхиальном дыхании Стоп Аудио Стоп
Ослабление везикулярного дыхания Стоп Аудио Стоп Об амфорическом дыхании Стоп Аудио Стоп
Патологическое ослабление везикулярного дыхания Стоп Аудио Стоп О металлическом дыхании Стоп Аудио Стоп
Усиление везикулярного дыхания Стоп Аудио Стоп О стенотическом дыхании Стоп Аудио Стоп
Патологическое усиление везикулярного дыхания Стоп Аудио Стоп
О жестком дыхании Стоп Аудио Стоп
В главное меню К побочным дыхательным шумам К бронхофонии
Рис. 2. Раздел мультимедийного пособия, посвященный основным дыхательным шумам
вилах аускультации легких. При нажатии на кнопку «Основные дыхательные шумы» обучающийся попадает в соответствующий раздел пособия (рис. 2). В данном разделе студенты изучают информацию о везикулярном и бронхиальном дыхании, а также об основных разновидностях бронхиального дыхания (жесткое, амфорическое дыхание и т.д.). При нажатии на соответствующую
кнопку студенты попадают в раздел, посвященный побочным дыхательным шумам (рис. 3). В данном разделе обучающиеся могут прослушать аудиофайлы, содержащие информацию о хрипах, крепитации, шуме трения плевры, шуме плеска и т.д.
Завершающий раздел пособия - исследование бронхофонии (рис. 4). В данном разделе студенты знакомятся с методикой
Побочные дыхательные шумы
О побочных дыхательных шумах Стоп Влажные хрипы Стоп
О сухих хрипах Стоп Крупнопузырчатые влажные хрипы Стоп Аудио Стоп
Сухие свистящие хрипы Стоп Аудио Стоп Среднепузырчатые влажные хрипы Стоп Аудио Стоп
Об усилении свистящих хрипов Стоп Аудио Стоп Мелкопузырчатые влажные хрипы Стоп Аудио Стоп
Сухие жужжащие хрипы Стоп Аудио Стоп Субкрепитирующие хрипы Стоп Аудио Стоп
Крепитация Стоп Аудио Стоп Шум трения плевры Стоп Шум трения полости при обезвоживании Стоп
Отличия крепитации от влажных хрипов Стоп Свойства шума трения плевры Стоп Шум трения плевры при сухом плеврите Стоп
Шум плеска в грудной полости Стоп Аудио Стоп Отличие шума трения плевры от мелкопузырчатых хрипов Стоп Шум трения плевры при плевральных спайках Стоп
Отличие шума трения плевры от крепитации Стоп
В главное меню К основным дыхательным шумам К бронхофонии
Рис. 3. Раздел мультимедийного пособия, посвященный побочным дыхательным шумам
Исследование бронхофонии
О бронхофонии. Причины ослабления Стоп
Причины усиления бронхофонии Стоп Аудио Стоп
Пекторилоквия Стоп Аудио Стоп
Эгофония Стоп Аудио Стоп
В главное меню К основным дыхательным К основным побочным шумам шумам
Рис. 4. Раздел мультимедийного пособия, посвященный исследованию бронхофонии
оценки бронхофонии, узнают об основных причинах ее усиления, могут прослушать материал, посвященный основным изменениям бронхофонии, таким как пектори-локвия и эгофония.
В каждом разделе пособия студенты могут прослушать аудиопримеры соответствующих звуковых явлений.
Особо значимо, что программу можно использовать неоднократно для закрепления
у студентов представлений об аускультатив-ной картине в легких у пациентов с различной патологией дыхательной и сердечнососудистой систем.
В то же время мультимедийное пособие является универсальным и может сопровождать студентов на протяжении всего обучения в медицинском университете при освоении ими клинических дисциплин, в процессе изучения которых применяется аускультация, тем более что эволюционно наш мозг в большей степени приспособлен воспринимать именно аудиоинформацию. Кроме того, врачи, обучающиеся в ординатуре, также могут использовать данное пособие, чтобы освежить свои знания, полученные в студенчестве, или подкрепить теоретическую информацию практическими навыками.
С целью оценки эффективности данного учебного мультимедийного пособия было проведено одномоментное экспериментальное исследование, в ходе которого студентам III курса Института клинической медицины в процессе освоения темы «Аускультация легких» дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней» было предложено в дополнение к основным источникам литературы, имеющимся в библиотеке вуза, использовать разработанное нами пособие.
Критерии включения: студенты III курса Института клинической медицины ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России.
Критерии невключения: студенты других курсов, а также студенты других институтов.
В итоге в исследование включены 188 студентов, которые были разделены на две группы.
• 1-я группа (экспериментальная) представлена 94 студентами, которым наряду с традиционным обучением с использованием методических материалов,
имеющихся в библиотеке университета, было предложено на клиническом практическом занятии прослушать мультимедийное пособие по аускультации легких в течение 30 мин. • 2-я группа (группа сравнения) представлена 94 студентами, которые обучались по традиционной методике с использованием методических материалов, имеющихся в библиотеке университета.
Статистически значимых различий по возрасту и полу среди студентов обеих групп не выявлено.
В конце занятия студентам обеих групп предлагалось пройти электронное тестирование по теме «Аускультация легких». Тестовое задание включало 20 вопросов со случайным порядком вопросов для каждого студента. Для решения теста отводилось 20 мин (по 1 мин на каждый вопрос).
Статистическая обработка полученных результатов проводилась в программе MedCalc (версия 20.104). Ввиду неподчинения данных в одной из групп закону нормального распределения нами использовались методы непараметрической статистики. Количественные показатели представлены в виде медианы (25-75-го процентилей). Качественные показатели представлялись в виде абсолютного числа (в процентах). При сравнении двух групп по количественным показателям использовался критерий Манна-Уитни, по качественным показателям - четырехпольные таблицы (2x2) с использованием критерия х2.
Для расчета размера выборки применяли программу MedCalc (версия 20.104). Использовался метод сравнения средних значений. В качестве ошибки первого рода (а) принималось значение 0,05; ошибки 2-го рода (ß) - значение 0,0005 при мощ-
ности исследования 99,95%. Ожидаемое различие средних значений между группами принималось равным 2, стандартное отклонение в 1-й и 2-й группах - 2,5. Соотношение между 1-й и 2-й группами принималось 1:1. В итоге для достижения ожидаемых различий между группами при вышеуказанной мощности исследования необходимо набрать как минимум по 88 человек в каждой группе (общее количество - 176 человек).
С целью сбора и анализа обратной связи, изучения мнения целевой аудитории по завершении тестирования был проведен опрос студентов о качестве, пользе и эффективности использованного мультимедийного пособия как дидактического средства обучения. Анкетирование носило анонимный характер, что повышает объективность и достоверность ответов студентов. Вопросы, использованные для анализа обратной связи, представлены в табл. 1.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
При оценке количества правильных ответов в группах было выявлено, что в экспериментальной группе медиана правильных ответов равнялась 16 (14-17), а в группе сравнения - 13 (11-15) при значении р<0,0001. Графическое изображение полученных результатов представлено на рис. 5. Таким образом, студенты 1-й группы показали на 18,75% больше правильных ответов по сравнению со студентами 2-й группы.
На основании результатов проведенного статистического анализа оценки учебной деятельности студентов можно утверждать, что в экспериментальной группе результаты освоения дисциплины выше, чем в группе сравнения.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать заключение,
что модель обучения с использованием мультимедийных дидактических средств позволяет получить планируемый результат -повышение уровня успеваемости и качества обучения.
Полученные результаты исследования свидетельствуют об эффективности применения мультимедийного пособия при освоении учебной дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней»: достигаются должный эмоциональный уровень, качество интерактивности, гибкости и интеграции различных типов аудиоинформации, обеспечивается многозадачность, экономится время.
Данные анкетирования студентов, проведенного по итогам применения разработанного нами мультимедийного пособия в процессе обучения, мониторинга и контроля знаний по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней», позволяют сделать вывод, что преобладающее число опрошенных студентов детерминируют мультимедийное пособие как качественное, полезное и эффективное дидактическое средство обучения.
Ответы респондентов дают основание полагать, что данное средство обучения будет востребовано у студентов медицинских вузов, так как его применение обеспечивает лучшее восприятие учебного материала, способствует совершенствованию навыков аускульта-ции, позволяет лучше запомнить и закрепить материал, предоставляет возможность архивации материала для дальнейшего изучения, повышает качество обучения.
Результаты анкетирования представлены в табл. 2. Всего в опросе приняли участие 69 студентов III курса Института клинической медицины, из них 16 мужчин и 53 женщины.
Следует отметить, что важной характеристикой мультимедийного пособия являются высокое качество воспроизведения всех
Таблица 1. Анкета для анализа обратной связи по использованию мультимедийного пособия
№ Вопрос Вариант ответа
1 Ваш пол? Мужской Женский
2 Считаете ли вы, что использование данного пособия позволяет максимально эффективно повторить освоенный материал в короткий период времени, например перед сессией? Да Нет
3 Считаете ли вы, что визуальное представление данных и визуальные инструменты управления в мультимедийном пособии позволяют эффективнее воспринимать и усваивать большой объем информации по сравнению с печатными изданиями? Помогает ли это лучше понимать учебный материал? Да Нет
4 Считаете ли вы, что использование пособия на смартфоне, планшете или ноутбуке в качестве приложения способствует достижению образовательных целей и потому более эффективно? Да Нет
5 Как вы думаете, использование обучающего мультимедийного пособия по сравнению с печатными изданиями способствует повышению мотивации и познавательного интереса к освоению нового учебного материала? Да Нет
6 Как вы думаете, позволяет ли использование данного пособия трансформировать процесс обучения в более современный и эффективный? Да Нет
7 Считаете ли вы, что материал, представленный в пособии, является более структурированным и понятным, чем в печатных изданиях? Обладает ли данное дидактическое средство обучения значительным развивающим потенциалом? Да Нет
8 Считаете ли вы, что пособие обладает понятным и удобным интерфейсом в сравнении с аналогичными пособиями, представленными на платформах для студентов? Да Нет
9 Хотели бы вы продолжить освоение разделов пропедевтической терапии в формате мультимедийных пособий, в каждом из которых будет представлен значительный объем информации об отдельных системах органов? Да Нет
10 Как вы считаете, появится ли у вас необходимость и потребность в использовании материалов данного пособия на последующих курсах обучения? Да Нет
11 Будете ли вы рекомендовать данное пособие своему коллеге из другого медицинского университета? Да Нет
Рис. 5. Медиана количества правильных ответов в исследуемых группах студентов (Violinplot+Box-and-Wiskerplot)
составляющих ее звуковых данных, возможность максимального, одновременного и выразительного аудиовоздействия с целью освоения техники аускультации легких, а также возможность их взаимосвязанного или взаимодополняющего использования для обучения как студентов, так и молодых специалистов.
Применение предложенного нами дидактического средства обучения способствует повышению активности учебной деятельности по имитационному моделированию изучаемых явлений,облегчает непосредственное и косвенное познание методики аускультации легких и дифференциальной диагностики, способствует формированию системного клинического мышления и в ко-
нечном итоге достижению образовательной цели - повышению эффективности и результативности профессиональной подготовки будущего специалиста.
К настоящему времени авторами осуществлен перевод данного пособия на английский язык, оно представлено в виде отдельной программы «Auscultation of the lungs», на которую получено свидетельство о государственной регистрации № 2023681621 от 16.10.2023 (авторы А.А. Гаранин, Ю.А. Трусов, А.О. Рубаненко). В дальнейшем в плане разработки темы планируется проведение исследования по эффективности мультимедийных пособий среди билингвальных студентов из иностранных государств, обучающихся на английском языке.
Таблица 2. Результаты анкетирования студентов для анализа обратной связи о качестве, пользе и эффективности при использовании мультимедийного пособия
№ Ответ
Да Нет
1 Считаете ли вы, что использование данного пособия позволяет максимально эффективно повторить освоенный материал в короткий период времени, например перед сессией? 68 1
2 Считаете ли вы, что визуальное представление данных и визуальные инструменты управления в мультимедийном пособии позволяют эффективнее воспринимать и усваивать большой объем информации по сравнению с печатными изданиями? Помогает ли это лучше понимать учебный материал? 67 2
3 Считаете ли вы, что использование пособия на смартфоне, планшете или ноутбуке в качестве приложения способствует достижению образовательных целей и потому более эффективно? 69 0
4 Как вы думаете, использование обучающего мультимедийного пособия по сравнению с печатными изданиями способствует повышению мотивации и познавательного интереса к освоению нового учебного материала? 63 6
5 Как вы думаете, позволяет ли использование данного пособия трансформировать процесс обучения в более современный и эффективный? 69 0
6 Считаете ли вы, что материал, представленный в пособии, является более структурированным и понятным, чем в печатных изданиях? Обладает ли данное дидактическое средство обучения значительным развивающим потенциалом? 67 2
7 Считаете ли вы, что пособие обладает понятным и удобным интерфейсом в сравнении с аналогичными пособиями, представленными на платформах для студентов? 64 5
8 Хотели бы вы продолжить освоение разделов пропедевтический терапии в формате мультимедийных пособий, в каждом из которых будет представлен значительный объем информации об отдельных системах органов? 68 1
9 Как вы считаете, появятся ли у вас необходимость и потребность в использовании материалов данного пособия на последующих курсах обучения? 67 2
10 Будете ли вы рекомендовать данное пособие своему коллеге из другого медицинского университета? 69 0
Цифровизация медицинского образования, подразумевающая процесс интеграции различных информационных и коммуникационных технологий во все сферы образовательной деятельности, сформированность цифровой грамотности и цифровых компетенций медицинского работника, призвана обеспечить прежде всего доступ пациента к высококачественным медицинским услугам.
Динамично и стремительно развивающаяся цифровая образовательная среда представляет собой современную тенденцию модернизации образования,оптимальное управление которой достигается посредством внедрения цифровых инструментов, и одним из них представляется мультимедийное пособие, в котором концентрируется учебная информация в доступной, удобной и познавательной форме. Выявляемые ди-
дактические возможности связаны с систематизацией и визуализацией учебного материала, размещением большого объема различной информации, созданием условий для самостоятельной работы и самоконтроля знаний, формированием новых возможностей организации образовательного процесса на основе принципов цифровой дидактики в условиях цифровой трансформации [7].
Использование мультимедийного электронного образовательного ресурса предоставляет принципиально новые для них возможности: повышаются самооценка студента, его заинтересованность в изучении предмета [8], происходит освоение специфических человеческих способностей (к экспертной оценке и переносу освоенных знаний и умений в новые ситуации).
При их активном применении в учебном процессе формируются и развиваются познавательные, исследовательские и коммуникативные компетенции обучающихся, способствующие развитию их профессиональной направленности, а также активному усвоению и применению в работе полученных при обучении знаний, умений и навыков [9].
Современные технические средства обучения, одним из которых является мультимедийное пособие, выступают незаменимыми помощниками в решении задач, обозначенных в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлениям подготовки специали-тета [10].
Практика применения проблемных мультимедийных учебных пособий в учебном процессе демонстрирует существование возможности организовывать с их помощью продуктивные познавательные про-
цессы, в которых студенты могут проводить мысленные операции с объектами, представленными визуально, разрабатывать и проверять гипотезы, находить решения проблем, возникающих в процессе освоения дисциплины, на основе изложенной в пособии информации. Кроме того, благодаря управляющим воздействиям преподавателя студенты могут проявлять тенденцию к дальнейшей поисковой деятельности, выходящей за рамки учебной программы [11].
Использование мультимедиа неизмеримо расширяет возможности в организации и управлении учебной деятельности и тем самым позволяет практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые, однако, оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта [12].
Кроме того, мультимедийные технологии позволяют создавать интерактивные учебные материалы, задачей которых служит стимуляция активного участия студентов в образовательном процессе. Например, с помощью интерактивных заданий обучающиеся имеют возможность проверить свои знания и навыки и получить обратную связь от педагога. Важнейшим преимуществом мультимедийных технологий является их доступность: в наши дни каждый студент имеет доступ к компьютеру и сети Интернет, что позволяет использовать мультимедийные технологии в обучении практически повсеместно и в любое время [13].
Наконец, самое главное: мультимедийные технологии позволяют студенту быть не только созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, оптимизации и оперативного использования [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование мультимедийного пособия «Аускультация легких», разработанного в ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, продемонстрировало высокую эффективность при освоении студентами III курса дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней». Авторы полагают, что внедрение данного пособия в образовательный процесс может повысить эффективность усвоения материала. Это позволит улучшить формирование компетенций у студентов в части освоения важнейшей составляющей физикального обследования
пациента - аускультации, направленных на полноценное обследование пациента, проведение диагностического поиска, интерпретацию полученных данных, постановку верного диагноза и назначение оптимального лечения. Авторы надеются, что данное пособие будет востребовано студентами и полезно на протяжении всего обучения в медицинском вузе при изучении клинических дисциплин, в курсе которых рассматриваются вопросы аускультации легких, а также для обучающихся в клинической ординатуре по терапевтическим специальностям.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, Самара, Российская Федерация: Гаранин Андрей Александрович (Andrey A. Garanin)* - кандидат медицинских наук, доцент, директор научно-практического центра дистанционной медицины E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0001-6665-1533
Рубаненко Анатолий Олегович (Anatoliy O. Rubanenko) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтической терапии с курсом кардиологии E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-3996-4689
Гаранина Резеда Мухаррамовна (Rezeda M. Garanina) - кандидат педагогических наук, доцент кафедры медицинской химии E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-5827-3269
Трусов Юрий Александрович (Yuriy A. Trusov) - ассистент кафедры пропедевтической терапии с курсом кардиологии E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0001-6407-3880
ЛИТЕРАТУРА
1. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. Цифровая дидактика: особенности организации обучения в образовательной организации // Человеческий капитал. 2021. Т. 2, № 12 [156]. С. 15-22.
2. Воротникова Е.И. Мультимедийные технологии и видеоуроки // Молодой исследователь Дона. 2020. № 3 [24]. С. 144-152.
3. Сипливая Л.Е., Кукурека А.В., Сипливый Г.В., Тарасова О.В. Применение мультимедийных средств в педагогической деятельности медицинского вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 1 [43]. Ч. 4. С. 43-45.
*Автор для корреспонденции.
4. Средства обучения в педагогике [Электронный ресурс]: многопредметный научный журнал // Электронный журнал методики и технологии обучения. Педагогика. 2018. URL: http://paidagogos.com/?p=4555
5. Иванчук О.В., Плащевая Е.В. Цифровизация медицинского образования: новые вызовы и границы применимости // ЦИТИСЭ. 2022. № 1 (31). С. 121-131.
6. Ивченко Е.Н. Роль и место средств обучения в учебном процессе [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 759-760. URL: https://moluch.ru/archive/87/16608/
7. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкаяи др. ; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. Москва : ИД Высшей школы экономики, 2019. 343 с.
8. Сазонов С.В., Арутюнян Е.В. Электронные образовательные ресурсы в обучении и закреплении практических навыков и умений при изучении гистологии в медицинском вузе // Вестник Уральского государственного медицинского университета. 2016. Вып. 3. С. 10-15.
9. Тихонова Л.М. Из опыта применения мультимедийных технологий в курсе латинского языка и основ медицинской терминологии // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. 2013. № 4 (2). С. 333-335.
10. Ляшенко Т.В. Мультимедийные образовательные технологии: сущность и типология // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 1 (33). С. 150-157.
11. Петрищев И.О. Цифровая педагогика как фактор повышения качества образовательных услуг в РФ // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 339-341.
12. Джаджа В.П. Мультимедийные технологии обучения : учебное пособие. Самара : СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2013. 98 с.
13. Киндря Н.А. Использование мультимедийных средств в обучении студентов английскому языку в неязыковом вузе // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 6А. Ч. II. С. 701-708. DOI: https://doi.org/10.34670/AR.2022.20.69.022
14. Гузуева Э.Р. Мультимедийные технологии и их педагогические возможности // Приднепровский научный вестник. 2019. Т. 4, № 2. С. 69-72.
REFERENCES
1. Weindorf-Sysoeva M.E., Subocheva M.L. Digital didactics: features of the organization of education in an educational organization. Chelovecheskiy kapital [Human Capital]. 2021; 2 [12 [156]]: 15-22. (in Russian]
2. Vorotnikova E.I. Multimedia technologies and video tutorials. Molodoy issledovatel' Dona [Young Researcher of the Don]. 2020; 3 [24]: 144-52. [in Russian]
3. Siplivaya L.E., Kukureka A.V., Siplivy G.V., Tarasova O.V. The use of multimedia tools in the pedagogical activity of a medical university. Mezhdunarodniy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal [International Scientific Research Journal]. 2016; 1 [43, pt 4]: 43-5. [in Russian]
4. Teaching tools in pedagogy [Electronic resource]: multi-subject scientific journal. Elektronniy zhurmal metodiki
i tekhnologii obucheniya. Pedagogika [Electronic Journal of Teaching Methods and Technologies. Pedagogy]. 2018. URL: http://paidagogos.com/?p=4555 [in Russian]
5. Ivanchuk O.V., Plashcheva E.V. Digitalization of medical education: new challenges and limits of applicability. TslTISE [CITISE]. 2022; 1 [31]: 121-31. [in Russian]
6. Ivchenko E.N. The role and place of learning tools in the educational process [Electronic resource]. Molodoy uchoniy [Young Scientist]. 2015; [7]: 759-60. URL: https://moluch.ru/archive/87/16608/ [in Russian]
7. Difficulties and prospects of digital transformation of education. In: A. Yu. Uvarov, E. Gable, I.V. Dvoretskaya, et al.; A. Yu. Uvarov, I.D. Frumin [eds]; National Research University «Higher School of Economics», Institute of Education, Moscow: ID Vysshey shkoly ekonomiki, 2019: 343 p. [in Russian]
8. Sazonov S.V., Harutyunyan E.V. Electronic educational resources in teaching and consolidating practical skills and abilities in the study of histology at a medical university. Vestnik Ural'skogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta [Bulletin of Uralic State Medical University]. 2016; [3]: 10-5. [in Russian]
9. Tikhonova L.M. From the experience of using multimedia technologies in the course of the Latin language and the basics of medical terminology. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta imeni N.I. Lobachevskogo [Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky]. 2013; 4 [2]: 333-5. [in Russian]
10. Lyashenko T.V. Multimedia educational technologies: essence and typology. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2010; 1 [33]: 150-7. [in Russian]
11. Petrishchev I.O. Digital pedagogy as a factor in improving the quality of educational services in the Russian Federation. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The World of Science, Culture, Education]. 2019; 6 [79]: 339-41. [in Russian]
12. Dzhadzha V.P. Multimedia learning technologies. A textbook. Samara: SF GBOU VPO MGPU, 2013: 98 p. [in Russian]
13. Kindrya N.A. The use of multimedia tools in teaching students English in a non-linguistic university. Pedagogicheskiy zhurnal [Pedagogical Journal]. 2022; 12 [6A pt II]: 701-8. DOI: https://doi.org/10.34670/AR.2022.20.69.022 [in Russian]
14. Guzueva E.R. Multimedia technologies and their pedagogical possibilities. Pridneprovskiy nauchniy vestnik [Pridneprovsky Scientific Bulletin]. 2019; 4 [2]: 69-72. [in Russian]