Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ" СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ФАРМАЦИЯ"'

МОТИВАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ" СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ФАРМАЦИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ / ФАРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Е. О., Дьяков М. Ю., Павлюченкова Н. А., Теленкова О. Г.

В статье представлены результаты исследования уровня мотивации студентов 2-5 курсов фармацевтического факультета ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России в целом и при изучении дисциплины «Аналитическая химия» в частности. Отмечена высокая внутренняя положительная мотивация студентов к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION IN TEACHING THE DISCIPLINE "ANALYTICAL CHEMISTRY" OF STUDENTS STUDYING IN THE “PHARMACY” SPECIALTY

The article presents the results of the study of the academic motivation level of 2-5 year students of the Faculty of Pharmacy of the FSBEI HE SSMU of the Ministry of Health of Russia in general and in the study of the discipline "Analytical Chemistry" in particular. High internal positive motivation of students for learning was noted.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ" СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ФАРМАЦИЯ"»

УДК 543+615.4:378.180.6 DOI10.37963/SMA.2020.4.77

□ МОТИВАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ» СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ»

Маркова Е. О., Дьяков М.Ю., Павлюченкова Н.А., Теленкова О.Г. Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме: В статье представлены результаты исследования уровня мотивации студентов 2-5 курсов фармацевтического факультета ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России в целом и при изучении дисциплины «Аналитическая химия» в частности. Отмечена высокая внутренняя положительная мотивация студентов к обучению.

Ключевые слова: мотивация обучения, аналитическая химия, фармация.

□ MOTIVATION IN TEACHING THE DISCIPLINE "ANALYTICAL CHEMISTRY" OF STUDENTS STUDYING IN THE "PHARMACY" SPECIALTY

Markova E. O., Dyakov M. Yu., Pavlyuchenkova КА., Telenkova О. G

Smolensk State Medical University

28, Krupskoy St., Smolensk, 214019, Russia

Abstract: The article presents the results of the study of the academic motivation level of 2-5 year students of the Faculty of Pharmacy of the FSBEI HE SSMU of the Ministry of Health of Russia in general and in the study of the discipline "Analytical Chemistry" in particular. High internal positive motivation of students for learning was noted.

Keywords: academic motivation, Analytical Chemistry, Pharmacy. Введение.

Ассортимент лекарственных препаратов и различных продуктов медицинского назначения в РФ в последние годы интенсивно расширяется, развивается фармацевтическое производство отечественных лекарственных средств. В связи с этим высокий профессиональный уровень современного специалиста-провизора должен предполагать владение химическими, физико-химическими методами анализа и навыками по их использованию. Среди химических дисциплин аналитическая химия выполняет функцию универсального, интегративного языка, позволяющего описывать и изучать химические объекты, процессы, методы анализа. В процессе изучения аналитической химии закладывается теоретическая и методологическая база для изучения профильных дисциплин: фармацевтическая химия и фармакогнозия, фармацевтическая технология. Изучение дисциплины «Аналитическая химия» отчетливо ориентирует будущих специалистов на самостоятельность, конкурентоспособность, творческую инициативу, мобильность. Мотивация учебно-профессиональной деятельности является как показателем, так и критерием успешности и качественности профессионального становления будущего специалиста [7]. Согласно Г.Е. Смирновой высокий уровень профессиональной мотивации субъекта — одно из основных условий его эффективной профессиональной деятельности. А.В. Сотникова говорит о том, что профессиональную мотивацию можно определить как совокупность потребностей, интересов, которые побуждают человека к профессиональной деятельности, к профессиональной самореализации и профессиональному совершенствованию [3]. Мотивация к обучению аналитической химии и ее глубокое изучение обеспечивает преемственную связь химического и фармацевтического образования, позволяет перенести знания аналитической химии в решение профессионально-практических задач и удовлетворить образовательно-профессиональные потребности студентов, расширить и углубить некоторые важные для фармацевтического образования вопросы [7].

Цель исследования: определить уровень мотивации студентов к обучению в Вузе и уровень мотивации к изучению дисциплины «Аналитическая химия» в рамках обучения по специальности «Фармация».

Методика

Участниками исследования выступили 151 студент 2, 3, 4 и 5 курсов фармацевтического факультета очной формы обучения СГМУ. В качестве метода исследования было выбрано анкетирование. Для проведения исследования нами были выбраны две методики: методика А.А. Реана и В.А. Якунина «Мотивация профессиональной деятельности» в модификации Н.Ц. Бадмаевой и методика Дубовицкой Т.Д. «Диагностика направленности учебной мотивации по предмету».

Первая методика разработана на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г. Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц. Бадмаевой в результате опроса студентов. Эта методика использовалась с целью выявления коммуникативных, профессиональных, учебно-познавательных, широких социальных мотивов, а также мотивов творческой самореализации, избегания неудачи и престижа у студентов фармацевтического факультета. Каждый мотив оценивали максимально в 5 баллов. При обработке результатов тестирования подсчитывали средний показатель по каждой шкале опросника. Кроме того, у студентов выделяли внешнюю мотивацию (0-10 набранных баллов) и внутреннюю мотивацию (11-20 баллов). Для определения уровня внутренней мотивации использовались следующие нормативные границы: 11-14 баллов средний уровень внутренней мотивации; 15-20 баллов высокий уровень внутренней мотивации [5].

Вторая методика использовалась с целью выявления направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при изучении ими непосредственно дисциплины Аналитическая химия. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде + и - записываются напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом [2].

Результаты исследования и их обсуждение

В традиционной психологии принято выделять такие виды мотивации, как внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация (экстринсивная) — это мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация поведения, определяющаяся внутренними психологическими факторами. Экстринсивные мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия этих мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например, престиж или материальные факторы). Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия внешних мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней, а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности. Внутренняя мотивация проявляется тогда, когда человек, решая задачу, формирует мотивы. Например, это может быть стремление к достижению определенной цели, завершению работы, познанию, желание бороться, страх. На основе внутренней мотивации люди действуют спокойнее; они добросовестнее выполняют работу, затрачивают меньше сил, лучше понимают задания и овладевают знаниями [3,4].

В ходе проведенного исследования было установлено, что все опрошенные студенты обладают внутренней мотивацией к обучению. Большинство респондентов имеют высокий уровень мотивации. Самую высокую мотивацию показали студенты второго курса. При переходе от младших курсов к старшим мотивация к обучению слегка снижается. На пятом курсе, число студентов, обладающих средним уровнем мотивации оказалось больше, чем число студентов с высоким уровнем мотивации. Вероятно, это связано с переориентацией студентов на профессиональную деятельность, т.к. многие студенты, начиная с 3-4 курса, совмещают учебную деятельность в университете с работой. Полученные нами результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Уровень внешней и внутренней мотивации к обучению у студентов 2-5 курсов фармацевтического факультета._

Студенты Студенты Студенты Студенты

2 курса 3 курса 4 курса 5 курса

Внешняя мотивация 0% 0% 0% 0%

Внутренняя мотивация (средний уровень мотивации) 23,7 % 40,5 % 41,0% 52,6%

Внутренняя мотивация (высокий уровень мотивации) 76,3 % 59,5 % 59,0% 47,4%

Интерпретация полученных данных позволила выделить конкретные мотивы обучения у исследуемых студентов (Таблица 2). Нами были выявлены достаточно высокие показатели по таким параметрам внутренней мотивации как профессиональные мотивы (средний балл по всем курсам 4,2) и коммуникативные мотивы (средний балл по всем курсам 3,7). Коммуникативные мотивы связаны с потребностями в общении. Профессиональные мотивы - связаны с желанием получить необходимые знания и навыки в выбранной профессиональной области, стать квалифицированным специалистом [3].

Таблица 2. Мотивы обучения согласно опросника А.А. Реана и В.А. Якунина у студентов 2-5

курсов фармацевтического ( >акультета.

Студенты 2 курса Студенты 3 курса Студенты 4 курса Студенты 5 курса

Коммуникативные мотивы 4,0 3,8 3,4 3,5

Мотивы избегания 2,6 2,6 2,7 2,3

Мотивы престижа 3,5 2,9 2,8 2,5

Профессиональные мотивы 4,3 4,5 4,0 3,9

Мотивы творческой самореализации 3,8 3,5 3,2 3,6

Учебно-познавательные мотивы 3,9 3,7 3,4 3,3

Социальные мотивы: 3,9 3,8 3,4 3,3

Следующими мотивами в иерархической лестнице мотивов у исследуемых студентов стали учебно-познавательные (средний балл по всем курсам 3,6). Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; свидетельствуют об ориентации студента на овладение новыми знаниями, учебными навыками; определяются глубиной интереса к знаниям. К учебно-познавательным также относятся мотивы, свидетельствующие об ориентации студентов на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда; отражают стремление студентов к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний [3].

Высока доля мотивов творческой самореализации (средний балл по всем курсам 3,5). Л.С. Гринкруг считает, что к наиболее выраженным типам внутренних мотивов учения принадлежат: творческое развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. [1]. Мотивы творческой самореализации связаны со стремлением к более полному выявлению и развитию своих способностей и их реализации, творческим подходом к решению задач [3]. Выявленный уровень творческой самореализации у студентов СГМУ фармацевтического факультета оказался достаточно высоким на протяжении всего периода обучения.

Указанные нами выше мотивы можно отнести к положительной мотивации, т.е. мотивации, основанной на положительных стимулах. Зарубежные ученые-теоретики сходятся на том, что положительная мотивация наиболее эффективна, люди работают продуктивнее, не испытывая постоянного давления. Как правило, в момент положительной мотивации человек осознано выполняет какую-либо трудовую деятельность, при этом у человека только положительные эмоции. Все действия направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личность активна, инициативна, ищет способы преодоления препятствий, независима от внешнего контроля, настойчива при достижении поставленной цели [3,6].

У исследуемой группы студентов оказался достаточно высоким такой внешний мотив как социальный. Социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия студента с другими людьми; также к социальным мотивам относятся мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет [3]. Средний балл по всем курсам по уровню выраженности социальных мотивов составил 3,6. Разумеется, хотелось бы, чтобы деятельность студентов направлялась только внутренними мотивами, но и внешняя мотивация может привести к поставленной цели деятельности, если только это не отрицательный мотив.

Отрицательная мотивация отличается от положительной тем, что для человека она звучит как наказание, как материально, так и нематериально, за малейшую ошибку в работе. В психологическом смысле для каждого человека осознание отрицательной мотивации всегда вызывает негативное впечатление. И как следствие этого выступает нежелание работать вообще и полностью поглощаться работой. К отрицательным мотивам можно отнести внешние мотивы: мотивы избегания и престижа. Мотивы избегания неудач связаны с осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения

деятельности. Мотивы престижа связаны со стремлением получить или поддержать высокий социальный статус. Студенты с отрицательной мотивацией характеризуются слабой инициативностью, избеганием ответственных заданий. Как правило, они предпочитают легкие задания, но иногда, наоборот, ставят неоправданно завышенные цели, необъективно оценивая свои возможности. Они склонны к переоценке своих успехов в свете неудач. В экстремальных условиях результаты деятельности у них ухудшаются [3].

Выявив достаточно высокий уровень мотивации к обучению в целом, мы исследовали уровень мотивации к освоению аналитической химии. Данная учебная дисциплина дает возможность подготовки студентов фармацевтического факультета к профессиональной деятельности на основе развития и формирования комплекса химических компетенций. Это возможно благодаря оптимальному соотношению в педагогическом процессе традиционных и инновационных методов обучения, а также правильно подобранных дидактико-методических условий: положительное восприятие и подготовленность преподавательского состава к интегративно-модульному обучению; правильно оснащенные аудитории для занятий; переориентация преподавания с точки зрения обучения дисциплины на формирование химико-аналитических компетенций; методическое обеспечение учебного процесса; внедрение в учебный процесс методических, технологических инноваций; учет индивидуальных и личностных возможностей студентов; комплексное применение средств и методов обучения, осуществление мониторинга учебных достижений студентов для оценки их готовности к дальнейшей учебной и профессиональной деятельности [7].

В ходе исследования нами было установлено, что студенты всех курсов проявляют внутреннюю мотивацию при изучении дисциплины «Аналитическая химия». Достаточно высокий уровень внутренней мотивации к изучению данной дисциплины проявился у студентов со 2 по 4 курс. На пятом курсе высокий уровень мотивации отмечен лишь у 6 человек. Вероятно, это связано с ориентацией студентов на изучение профильных дисциплин (Таблица 3).

Таблица 3. Уровень внешней и внутренней мотивации к изучению аналитической химии у

студентов 2-5 курсов фармацевтического факультета.

Студенты Студенты Студенты Студенты

2 курса 3 курса 4 курса 5 курса

Внешняя мотивация 21% 26,3% 33,3% 31,6%

Внутренняя мотивация 79% % 73,7% 66,7% 68,4%

Высокий уровень внутренней мотивации 52,5 % 31,6% 35,9% 15,6%

Высокий уровень мотивации у студентов подтверждается и итоговой оценкой их знаний, полученной на экзамене (Таблица 4).

Таблица 4. Результаты промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Аналитическая

химия»

Студенты 2 курса Студенты 3 курса Студенты 4 курса Студенты 5 курса

Средний балл по экзамену «Аналитическая химия» - * 4,1 3,6 3,5

* - студенты второго курса на момент написания статьи экзамен по дисциплине Аналитическая химия еще не сдавали.

Заключение: Для формирования компетенций, указанных в ФГОС - 3++ ВО по специальности «Фармация», студенту необходимо изучить учебные дисциплины, имеющие общепрофессиональное значение, вносящие вклад в повышение фундаментальности высшего фармацевтического образования [6]. Химическая подготовка будущих провизоров является основой формирования всех трех типов компетенций (общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных), заявленных в ФГОС - 3++ ВО и играет существенную роль в формировании профессиональных компетенций [7]. Последнее издание Государственной Фармакопеи включает не только классические химические методы определения подлинности препаратов, чистоты и их количественного содержания (гравиметрия, титриметрия), но в ней также широко представлены современные инструментальные методы анализа, рассматриваемые при изучении дисциплины «Аналитическая химия» [3,4]. Аналитический контроль лекарственных средств или определенных ингредиентов в препарате необходим, чтобы гарантировать их безопасность и эффективность на протяжении всего срока годности, включая хранение, распределение и использование [7]. Все это определяет высокую мотивацию студентов фармацевтического факультета при изучении дисциплины «Аналитическая химия», доказанную в нашем исследовании.

Литература

1. Гринкруг Л. С. Концептуальный анализ мотивации участников образовательной деятельности вуза. СПб., 2010. // Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А. И. Герцена. 2010. № 136.

2. Дубовицкая Т.Г. Методика диагностики направленности учебной мотивации Психологическая наука и образование 2002. Том. 7, № 2. С. 42-45

3. Лаврентьева И. В. Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе обучения в вузе (на материале тестирования студентов-дефектологов 1-3 курсов) / И. В. Лаврентьева, К. М. Игнатенко. Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 778 - 783.

4. Львович И.Я. Проблемы повышения мотивации студентов к обучению / И.Я. Львович, А.П. Преображенский / Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. -№ 10. - С. 51 - 54.

5. Реан А. А. Психология и психодиагностика личности: Теория, методы исследования, практикум. СПб., 2006 - 255с.

6. Стародубцева В.К. Мотивация студентов к обучению // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 432 - 439.

7. Юдина Т.Г. Профессиональная подготовка студентов фармацевтического факультета на основе формирования предметных компетенций (на материале курса аналитической химии) Автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Краснодар, 2018. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.