Научная статья на тему 'К вопросу о мотивации учебной деятельности студентов'

К вопросу о мотивации учебной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4550
885
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ И МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / МЕТОДИКА Н.Ц. БАДМАЕВОЙ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / N.TS. BADMAYEVA'S METHODOLOGY / MOTIVATION AND MOTIVES OF ACADEMIC ACTIVITIES / INNOVATIVE METHODOLOGIES OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осиповская Анна Валерьевна

Исследованы уровень и структура учебной мотивации студентов экономического факультета РГГУ. Общий невысокий уровень мотивации учебной деятельности, интереса к дисциплинам и стремления к знаниям определяют необходимость изменить организацию учебного процесса, перейти к активному использованию инновационных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On motivating students toward academic activities

The article examines the level and structure of motivating the students of Faculty of Economics, RSUH. The general low level of motivation to academic activities, low interest in academic disciplines and low thirst for knowledge determine the need to change the structure of educational process, to adopt innovative methodologies of education.

Текст научной работы на тему «К вопросу о мотивации учебной деятельности студентов»

А.В. Осиповская

К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Мотивация является одной из фундаментальных проблем психологии, исследованию которой посвящены труды многих авторов. Однако интерес к ней не только не ослабевает, но даже усиливается. В последнее время данной проблематике придается все большее значение. Как отмечает Т.О. Гордеева, практики и теоретики считают недостаточным использование традиционных тестов интеллекта для определения учебной деятельности, готовности к школе, приеме на работу и т.д. Диагностику мотивационных характеристик и ценностных диспозиций используют при отборе кадров и рассматривают как необходимое условие для составления прогноза профессиональных достижений. Известный американский психолог Р. Стернберг отмечал, что «практически в любой окружающей обстановке ... мотивация имеет не меньшую роль в достижении успеха, чем умственные способности»1. Имеет место растущее признание роли мотивации школьников.

В последние годы, к сожалению, для России характерно снижение ценности образования. Лишь 15% общего числа поступивших в вуз имеют мотивацию к учебной деятельности. По мнению Г.Е. Сборовского, важным направлением модернизации образования является формирование мотивации учащихся.

Для исследования мотивации студентов экономического факультета РГГУ была использована методика Н.Ц. Бадмаевой, разработанная на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина2.

Мотивы обучения в этой методике объединены в 7 групп:

• коммуникативные мотивы,

• мотивы избегания,

• мотивы престижа,

• профессиональные мотивы,

• мотивы творческой самореализации,

• учебно-познавательные мотивы,

• социальные мотивы.

Студентам предлагается оценить по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов - максимальной. Далее вычисляется средний балл, что позволяет сделать вывод о доминировании тех или иных мотивов.

В нашем исследовании принимали участие студенты третьего, четвертого и пятого курсов дневной формы обучения экономического факультета ИЭУП РГГУ Выборка составила 74 человека. Данные представлены в табл. 1.

Таблица 1. Результаты диагностики учебной мотивации студентов дневного отделения (3, 4, 5 курсы)

Коммуника- Мотивы Мотивы Профессио- Мотивы Учебно- Соци-

тивные избега- престижа нальные творческой познава- альные

мотивы ния мотивы самореали- тельные мотивы

зации мотивы

3,41 2,18 2,63 3,86 3,14 3,28 3,21

Полученные результаты свидетельствуют о невысокой мотивации учебной деятельности современных студентов: средний балл по шкалам колеблется от 2,18 до 3,86 и в целом составил 3,10. Однако это характерно не только для наших студентов, что подтверждают исследования Д.Л. Меламеда, М.В. Ляха и других. Среди мотивов доминируют профессиональные мотивы, что подтверждает значимость этой группы в учебной деятельности студентов (в отличие от школьников). На втором месте коммуникативные мотивы. Студенты понимают важность общения, коммуникативных умений и навыков, в том числе в профессиональной деятельности. Этим можно объяснить полученные значения.

Учебно-познавательные мотивы на третьем месте. Среднее значение составило 3,28 балла. Следует отметить, что познавательные и профессиональные мотивы - это положительные, ведущие мотивы учения, причем профессиональные мотивы рассматриваются как производные от познавательных. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что познавательные мотивы не являются ведущими у современных студентов. Возможно, что эти мотивы ими недостаточно осознаются.

Невысокое значение получено по шкале мотивов творческой самореализации (3,14). Это может быть связано с тем, что будущая профессия -экономист - не является собственно творческой профессией, что, на наш взгляд, свидетельствует о слабом стремлении к самореализации.

Среднее значение по группе социальных мотивов составило 3,21 балла.

Неярко проявляются и мотивы престижа. Среднее значение по данной шкале составляет 2,63 балла. Современные студенты не хотят быть в числе лучших студентов, не столь важно для них одобрение родителей и окружающих.

Наименьшее значение получено по шкале мотива избегания, хотя многие студенты отмечают, что, попав в институт, вынуждены учиться, чтобы его закончить. Это можно расценивать положительно, так как студенты учатся не из желания избежать неприятных ситуаций. 90

Представляется интересным вопрос, существуют ли особенности в мотивации у студентов разных курсов. Проанализируем уровень и структуру мотивов студентов 3-го, 4-го и 5-го курсов очной формы обучения. Результаты диагностики студентов представлены в табл. 2.

Таблица 2. Результаты диагностики учебной мотивации студентов 3-го,4-го и 5-го курса дневного отделения

Курс 3-й 4-й г- 5-й г- г-

Мотив ^^^^ критерий ( 3 и 4 курс) критерий (4 и 5 курс) критерий (3 и 5 курс)

Коммуникативные 3,3 3,64 0,6 3,29 1,1 0,6

мотивы

Мотивы 2,35 2,46 0,1 1,72 2,5* 2,1*

избегания

Мотивы престижа 2,76 2,99 0,8 2,13 2,8** 1,7

Профессиональные 3,9 3,72 1,5 3,96 1,2 0

мотивы

Мотивы 3,13 3,46 1,2 2,9 1,6 0,7

творческой

самореализации

Учебно- 3,42 3,38 0,3 3,06 1,2 1,5

познавательные

мотивы

Социальные 3,32 3,45 0,5 2,87 2,4* 1,5

мотивы

Ср. значение 3,17 3,3 2,85

*р<0,05 **р<0,01

Полученные значения позволяют сделать следующие выводы. Уровень мотивации у студентов 4-го курса несколько выше по сравнению со студентами 3-го курса, но снижается на пятом курсе (соответственно 3,1, 3,3 и 2,73 балла). У студентов 3-го и 4-го курсов, 3-го и 5-го курсов различия в общем уровне мотивации незначимы. Статистически значимы различия в уровне мотивации у студентов 4-го и 5-го курсов (/ = 2,4 при р<0,05). Снижение мотивации к концу обучения можно объяснить тем, что студенты озабочены поиском работы, а завершение обучения отодвигается на второй план. Значительная часть студентов начинают работать уже на 3-4-м курсе обучения. Но в основном это временная работа, часто не по специальности. К моменту окончания обучения большинство задумываются о поиске постоянной работы по специальности, о построении карьеры.

Наиболее выражены у студентов 3-го курса профессиональные и учебно-познавательные мотивы, у студентов 4-го и 5-го курсов - профессиональные и коммуникативные мотивы. Учебно-познавательные и профес-

сиональные мотивы рассматриваются специалистами как ведущие мотивы учебной деятельности студентов. Низкий уровень учебно-познавательных мотивов свидетельствует об отсутствии интереса и стремления к знаниям, к открытию нового.

Несмотря на общее снижение мотивации у студентов 5-го курса, значимые различия у студентов 4-го и 5-го курсов получены по мотивам избегания, престижа и социальным мотивам.

Если проранжировать мотивы по средним значениям у студентов разных курсов, то получим следующую картину (табл. 3).

Таблица 3. Структура мотивов учебной деятельности

Ранг мотива по значимости 3-й курс 4-й курс 5-й курс

1 Профессиональные Профессиональные Профессиональные

2 Учебно-познавательные Коммуникативные Коммуникативные

3 Социальные Творческой самореализации Учебно-познавательные

4 Коммуникативные Социальные Творческой самореализации

5 Творческой самореализации Учебно-познавательные Социальные

6 Престижа Престижа Престижа

7 Избегания Избегания Избегания

Таким образом, на первом месте у студентов всех курсов находятся профессиональные мотивы. Учебно-познавательные мотивы оказались одними из ведущих (на втором месте) только у студентов 3-го курса. Они выступают наравне с профессиональными мотивами ведущими в учебной деятельности студентов. Низкий уровень учебно-познавательных мотивов свидетельствует об отсутствии интереса и стремления к знаниям, к открытию нового. У студентов 4-го и 5-го курсов на втором месте коммуникативные мотивы. Мотивы творческой самореализации, учебно-познавательные мотивы и социальные мотивы занимают средние позиции. Наименее значимы мотивы престижа и избегания.

Полученные данные коррелируют с данными других опросов. Уровень своей мотивации как средний и ниже среднего оценили более 50% студентов. В качестве основной причины посещения занятий 53% назвали необходимость сдать экзамен, и только 16 % - интерес к предмету. Эти данные свидетельствуют о необходимости пересмотреть подход к организации и проведению учебных занятий. Ввиду большого объема имеющейся литературы и ее доступности (в том числе благодаря Сети) можно пойти по пути сокращения лекционных часов и увеличения часов семинарских

и практических занятий при наличии соответствующего методического обеспечения. Безусловно, не по всем дисциплинам это представляется рациональным. Но здесь нужен гибкий подход. Например, по теоретическим дисциплинам, где нет постоянных изменений, это вполне возможно.

Организация семинарских и практических занятий требует современных подходов и инновационных технологий. Студенты весьма активно высказывают пожелания об использовании такой формы как деловая игра. Она способствует развитию коммуникативных навыков, сотрудничеству и умению работать в команде, отстаивать свою точку зрения. Такая форма, возможно, повысит интерес к самой дисциплине, усилит мотивацию студентов.

Примечания

1 Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл; ИЦ «Академия»,

2006.

Gordeeva T.O. Psikhologiya motivatcii dostijeniy. M.: Smysl, IC «Akademiya», 2006.

2 Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан-Удэ, 2004. http://vsetesti.ru/438/

Badmaeva N.Tc. Vliyanie motivatcionnogo faktora na razvitie umstvennykh sposobnostey. Ulan-Ude, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.