Научная статья на тему 'Предметное портфолио как эффективная образовательная технология'

Предметное портфолио как эффективная образовательная технология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / ТЕХНОЛОГИЯ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / LEARNING MOTIVATION / СТУДЕНТ / STUDENT / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING METHODS / ПОРТФОЛИО / PORTFOLIO / ВИДЫ ПОРТФОЛИО / TYPES OF PORTFOLIOS / ПРЕДМЕТНОЕ ПОРТФОЛИО / PORTFOLIO OBJECTIVE / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семина М. В.

В статье представлено предметное портфолио как одна из образовательных технологий, поддерживающих компетентностно-ориентированный подход в образовании. Приводятся материалы изучения портфолио как эффективного средства развития учебной мотивации обучающихся студентов. С помощью комплекса методов исследования показаны теоретико-методические аспекты портфолио как современного метода обучения, эмпирически определена взаимосвязь учебной мотивации студентов и применения в их образовании технологии предметного портфолио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семина М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT PORTFOLIO AS GOOD EDUCATIONAL TECHNOLOGY

The paper presents a substantive portfolio as one of the educational technologies that support the competence-based approach in education. We present the materials of subject portfolios as an effective means of learning motivation of students. With the help of complex methods are shown the theoretical and methodological aspects of the portfolio as a modern method of teaching, empirically determined the relationship of motivation of students and their education meaningful technology portfolio.

Текст научной работы на тему «Предметное портфолио как эффективная образовательная технология»

УДК 378

Предметное портфолио как эффективная образовательная технология

Семина М. В.

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского, г. Чита, Россия E-mail: [email protected]

В статье представлено предметное портфолио как одна из образовательных технологий, поддерживающих компетентностно-ориен-тированный подход в образовании. Приводятся материалы изучения портфолио как эффективного средства развития учебной мотивации обучающихся студентов. С помощью комплекса методов исследования показаны теоретико-методические аспекты портфолио как современного метода обучения, эмпирически определена взаимосвязь учебной мотивации студентов и применения в их образовании технологии предметного портфолио.

Ключевые слова: компетентностный подход, технология, учебная мотивация, студент, методы обучения, портфолио, виды портфолио, предметное портфолио, диагностика.

UDC 378

Subject portfolio as good educational technology Syomina M. V.

Zabaikalsky State Humanitarian and Pedagogical university named after N. G. Chernyshevsky, Chita, Russia E-mail: [email protected]

The paper presents a substantive portfolio as one of the educational technologies that support the competence-based approach in education. We present the materials of subject portfolios as an effective means of learning motivation of students. With the help of complex methods are shown the theoretical and methodological aspects of the portfolio as a

modern method of teaching, empirically determined the relationship of motivation of students and their education meaningful technology portfolio.

Keywords: competence-based approach, learning motivation, student, teaching methods, portfolio, types of portfolios, portfolio objective, diagnostics.

Введение

Одной из основных задач отечественной системы образования, вслед за Т. Г. Новиковой и др., мы считаем ориентацию на подготовку человека, который самостоятельно выбирает индивидуальный путь развития, исходя из своих способностей и возможностей; который с ответственностью принимает эффективные и рациональные решения в условиях постоянно меняющегося мира [1, С. 139]. Образовательный процесс, согласно компетентностному подходу, носит вариативный, нелинейный характер с множественными траекториями развития. Обучающийся является ответственным за продвижение, он — субъект собственного развития. Для реализации компетентност-ного подхода необходим пересмотр используемых образовательных технологий и разработка новых. Потребность в новых методах и технологиях обучения мотивирует преподавателей на поиск новых форм организации учебного процесса.

Целью данной работы является изучение предметного портфолио как эффективного средства развития учебной мотивации обучающихся студентов.

Задачами исследования являются, во-первых, изучение теоретико-методических аспектов портфолио как современного метода обучения; во-вторых, эмпирическое определение взаимосвязи учебной мотивации студентов и применения в их образовании технологии предметного портфолио.

Материалы и методы исследования

Методы исследования делятся на две группы: теоретические: анализ, синтез теоретического материала по проблеме исследования; практические: методика изучения учебной мотивации обучающихся,

разработанная на основе опросника А. А. Реан и В. А. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой; беседа, наблюдение.

Практическая значимость исследования заключается в эмпирически подтвержденной взаимосвязи учебной мотивации студентов и применения в их образовании технологии предметного портфолио по дисциплинам «Психология благополучного супружества», «Основы психологии семьи и семейного воспитания» и др. Апробированная авторская схема предметного портфолио может использоваться в образовательном процессе факультета психологии и других гуманитарных подразделений вузов России.

Результаты и обсуждение

Известно, что юношеский возраст является важным периодом в жизни человека. Перед молодыми людьми встает проблема выбора дальнейшего их пути — выбора профессии и получения соответствующего образования. Учебная деятельность в вузе имеет свои особенности. В ее успешности немало значение имеет развитая мотивация обучающегося. Учебная мотивация студента зависит от многих факторов, решающее значение, на наш взгляд, имеет адекватное сущности компетентностного подхода методическое сопровождение образовательного процесса.

А. А. Реан, В. А. Якунин, Н. И. Мешков и др. проводили исследования, связанные с уровнем успеваемости студентов. Благодаря им выяснилось, что успеваемость студентов зависит не только от уровня интеллекта, а еще и от типа и качества учебной деятельности. Л. А. Суханова вводит понятие «позитивная мотивация», понимая под ним систему признаваемых личностью ценностей, принципов, убеждений, установок, которые отражают содержание и сущность будущей профессии. В качестве главных компонентов, которые помогают формировать позитивную мотивацию, она выделяет це-леполагание, рефлексию, учебные мотивы и учебную активность [2, С. 159-162]. Мотивационная сфера личности — это динамичная структура, которая находится в развитии и может изменяться с течением времени. Поэтому с помощью педагогического воздействия возможно управление развитием мотивационной сферы студента. Позитивное отношение обучающегося к своей образовательной позиции благоприятно влияет на учебную деятельность, ее успешность и, таким образом, на формирование профессио-

нальной компетентности. Согласно Н. Е. Седовой и А. Н. Назарен-ко, профессиональная мотивация формируется в том случае, когда учебная деятельность направлена на формирование профессиональной компетенции.

В образовательном процессе высшей школы возможно использование различных методов, которые могут повысить учебную мотивацию студентов, например, технология предметного портфолио.

Первоначально под портфолио понимали целенаправленный сбор работ, которые показывают достижения обучающегося в одной или более областях учебного плана [1, С. 140]. Назначение портфолио представляется как систематизация обучающимися личных достижений в той или иной деятельности. Сама деятельность по оформлению портфолио должна быть заранее осмыслена, продумана и спланирована как преподавателем, так и обучающимся. Тем не менее, работа с портфолио не сводится к накоплению материала. Основываясь на исследованиях А. А. Погодиной, мы отмечаем, что работа студентов над портфолио способствует формированию таких умений, как планирование своего развития, развитие умения анализировать полученную информацию [3]. Савина Н. М. выделяет следующие виды портфолио в учреждениях профессионального образования:

— «Портфолио документации». Такое портфолио чаще всего содержит в себе документы учащегося, которые показывают его рост и развитие в процессе обучения. В него могут быть включены грамоты, свидетельства, зачетные документы и т. д.

— «Портфолио-коллектор» состоит из материалов, автором которых студент не является. То есть это могут быть списки литературы, схемы, ксерокопии статей периодических изданий, какие-либо иллюстрации и т. п. Таким образом, такое портфолио включает в себя весь материал, который связан с его тематикой, но не является продуктом деятельности самого студента.

— «Портфолио процесса» показывает сам процесс и уровень самостоятельного использования студентом полученных компетенций при выполнении различных проектов. Оно отражает стадии проектной деятельности от зарождения идеи и заканчивая определенным ее результатом, его оценкой.

— «Портфолио показательный» применяется для суммирования уровня мастерства студента, который был получен по определенным

направлениям и включает лучшие работы студента, отобранные им самим или преподавателем.

— «Портфолио оценочный» предназначен для контроля накопления знаний, умений и навыков студента и включает в себя такие работы как: тесты, тексты и задания лабораторных, контрольных работ и т. п.

— «Портфолио отзыв» содержит в себе характеристики отношения студента к различным видам учебной деятельности, а так же письменный анализ самого студента своей деятельности и ее результатов.

— «Портфолио достижений» включает в себя материалы, которые, по мнению студента, отражают его лучшие результаты и успехи. Это могут быть лучшие проекты, тесты, отзывы и др. [4, С. 2-5]. Главными принципами создания портфолио являются непрерывность, диагно-стичность (наличие критериев, с помощью которых можно оценить реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса), проблемная ориентированность (отслеживаение наиболее проблемных показателей и критериев, основываясь на которые можно сделать вывод об искажениях в отслеживаемых процессах), технологичность критериев отслеживания (включение в критерии наибольшего количества информации при сохранении удобства их отслеживания), широкий спектр обнаружения изменений, обратная связь (объект исследований о полученных результатах), научность, вариативность.

В. Д. Полежаев, М. В. Полежаева считают, что портфолио помогает решать важные педагогические задачи, такие как: поддержка высокой учебной мотивации студентов, повышение их активности и самостоятельности, расширение возможностей обучения и самообучения, развитие навыков рефлексии [5]. В условиях высшего профессионального образования применение портфолио является удобным и эффективным. Одной из особенностей высшей школы является то, что преподаватель работает с конкретной группой студентов в период прохождения ими определенного курса. Основной задачей преподавателя, отмечают С. А. Мухамедьянов, А. С. Абулгатина и др., является усвоение студентами на высоком уровне теоретического материала и развитие у них определенных умений и навыков последующей работы с этими знаниями [6, С. 138-140].

Портфолио является одной из образовательных технологий, которые поддерживают компетентностно-ориентированный подход в образовании, справедливо считает Т. В. Бакун [7, С. 40-44]. Пред-

метное портфолио — современная эффективная форма оценивания, оно может дополнять традиционные контрольно-оценочные средства, которые направлены на проверку качества усвоения информации и владении умениями и навыками. Эта технология — одна из немногих, которая содействует объективной оценке и самооценке знаний. Она может быть использована как по отдельным дисциплинам и темам, так и направлена на непрерывное обучение и итоговую оценку по всему курсу.

Предметное портфолио представляет собой синтез различных, известных в педагогике видов портфолио: портфолио-документа, коллектора, оценочного портфолио и портфолио — отзыва. Использование данной технологии эффективно в рамках отдельной дисциплины, предусмотренной учебным планом. Ниже приводится авторская структура предметного портфолио по учебной дисциплине «Психология благополучного супружества». Цель учебной дисциплины состоит в изучении психолого-педагогических основ супружества и путей их оптимизации.

Основные образовательные задачи дисциплины состоят в развитии ключевых компетенций студента гуманитарно-педагогического вуза, его подготовке к профессиональной деятельности и социальным контактам с респондентами, имеющими активный брачно-семейный статус; а также в развитии фамилистической компетентности студентов как важной составляющей личного благополучия.

Основными формами обучения по дисциплине являются лекционные и семинарские занятия в процессе которых актуально составление и защита портфолио по дисциплине. В нашей практике положительно зарекомендовало себя участие обучающихся во внеаудиторных мероприятиях, направленных на поддержку молодых семей, повышение престижа благополучного супружества. Структура портфолио содержит три блока.

Индивидуальный блок портфолио включает личные сведения составителя портфолио, номер его академической группы, прежние достижения по дисциплинам психолого-педагогического блока, семейный статус, контактный телефон, а также период составления портфолио.

Предметный блок состоит из двенадцати вариативных заданий, из которых не менее шести позиций по выбору студента выполняются обязательно. Высшая оценка за выполненное задание составляет

5 баллов по традиционным в высшей школе критериям оценивания качества работы.

• Глоссарий (словарь) основных понятий по дисциплине (1520 ключевых понятий с комментариями);

• Интернет-обзор сайтов или отдельных электронных ресурсов о партнерстве, супружестве, родительстве.

• Библиографический список по учебной дисциплине (не менее 10 источников, не ранее 2006 года издания, включая научные статьи).

• Способы (методы, приемы, правила) создания благополучного брака.

• Диагностика супружеской совместимости (2-3 теста, с приложением методики с результатами диагностики, выводами).

• Интервью со значимым для Вас человеком (родителем, другом, педагогом, тренером...) на тему: «Счастье для двоих» или др. (тема может быть изменена по желанию студента).

• Создание эмблемы благополучной семьи (описание приложить).

• Подбор художественного произведения о семье (стихотворение, басня, сказка, рассказ, поэма, роман; а также — фильм, песня, видеоролик, фоторепродукция..). Сочинение-рассуждение по его материалам.

• Цитаты известных педагогов, психологов, философов, общественных деятелей о браке и семье, смысл которых Вы разделяете (не менее 10). Эссе по одной — двум цитатам по выбору студента.

• Подбор сценария внеучебного мероприятия для молодежи по брачно-семейной проблематике, его психолого-педагогический анализ.

• Аннотация научных, методических работ по проблемам брака и семьи.

• Личное участие во внеаудиторной работе по поддержке молодых семей, пропаганде ценностей благополучного супружества (приложить краткое описание мероприятия, фото, грамоты, отзывы, печатные работы, подтверждающие участие).

Рефлексивный блок портфолио включает список заданий, оставшихся без ответа; описание того, что изменилось в представлениях студента после изучения дисциплины; определение того, насколько

близок студент идеальному уровню благополучного супруга (и); перечень проблем, которые, на его взгляд, были недостаточно освещены при изучении дисциплины, а также отзыв эксперта о портфолио (составляется на итоговом занятии).

Диагностика взаимосвязи учебной мотивации студентов и применения в их образовании технологии предметного портфолио проводилась нами с использованием методики А. А. Реан и В. А. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой. На наш взгляд, она позволяет рассмотреть не только уровень, но и качество учебной мотивации.

Для выяснения мотивов обучения студентов в вузе был проведен опрос среди студентов факультета психологии и педагогического факультетов. В исследовании принимали участие две группы студентов. Исследование проходило в Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете имени Н. Г. Чернышевского.

Одна из них работает по технологии предметного портфолио, а другая ориентирована на традиционные методы обучения. Данная методика помогает выяснить приоритетные мотивы учебной деятельности. Такая диагностика показывает качество мотивов у студентов к обучению и их иерархию.

С ее помощью мы выясним, какое влияние на учебную мотивацию оказывает применение технологии предметного портфолио в образовательном процессе. Для получения результатов считается средний арифметический балл по той или иной шкале (в данной методике их семь). Средние результаты в экспериментальной группе по шкалам выглядят следующим образом: коммуникативные мотивы — 3 балла; мотивы избегания — 2 балла, мотивы престижа — 2 балла, профессиональные мотивы — 4 балла, мотивы творческой самореализации — 3 балла, учебно-познавательные мотивы — 3 балла, социальные мотивы — 3 балла.

Исходя из полученных результатов, можно сказать, что учебная мотивация первой группы испытуемых находится на среднем уровне и составляет в среднем 2,8 балла. Доминирующее место занимают профессиональные мотивы. Также некоторым превосходством обладают коммуникативные, учебно-познавательные, социальные мотивы и мотивы творческой самореализации. Соответственно, наименьшее количество баллов принадлежит шкалы мотивов избегания и престижа. Вторая группа испытуемых — экспериментальная, в обуче-

нии которых использовался метод предметного портфолио. Возраст респондентов так же находится в диапазоне от 18 до 21 года. Результаты этой группы следующие: коммуникативные мотивы - 4 балла, мотивы избегания — 3 балла, мотивы престижа — 4 балла, профессиональные мотивы — 4 балла, мотивы творческой самореализации — 4 балла, учебно-познавательные мотивы — 4 балла, социальные мотивы — 4 балла.

Заключение

Согласно полученным результатам, учебная мотивация второй группы в целом выше, чем у первой и составляет 3,8 балла, что на 1,0 единиц выше, чем в контрольной группе. Наименьшим баллом была оценена шкала мотивов избегания, в тоже время все остальные шкалы обладают одинаковой оценкой, равной четырем баллам. Прослежена значимая положительная динамика по мотивам престижа (с 2 до 4 баллов), коммуникативным, учебно-познавательным и социальным мотивам и мотивам творческой самореализации на 1 балл соответственно. Количественный уровень профессиональных мотивов идентичен в обеих группах (4 балла).

Таким образом, использование эмпирической методики подтвердило, что использование в учебном процессе предметного портфолио, как современной технологии обучения, повышает уровень учебной мотивации студентов и позитивно повлияет на ее качественные характеристики.

Список литературы

1. Новикова Т. Г. Инновационные подходы к оцениванию с помощью портфолио//Школьные технологии. — 2006. — № 1.

2. Суханова Л. А. Структурные компоненты позитивной учебной мотивации студентов вуза//Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 3.

3. Погодина А. А. Технология тематического портфолио в системе подготовки будущего педагога к воспитанию толерантности у школьников/Первое сентября http://festival.1september. ru/articles/313224/12.11.11.)

4. Савина Н. М. Инновационные компетентностно-ориентиро-ванные педагогические технологии в профессиональном об-разовании//Среднее профессиональное образование. — 2008. — N4.

5. Полежаев В. Д., Полежаева М. В. Портфолио студента как инструмент индивидуальной траектории обучения//Современные наукоемкие технологии. — 2008. — № 3.

6. Мухамедьянов С. А., Абулгатина А. С., Мухамедьянов Г. С. Портфолио в высшей школе: введение в теорию и практику//В мире научных открытий. — 2010.- № 4. — часть 14.

7. Бакун Т. В. Технология «портфолио» в развитии компетенций оценки и самооценки деятельности студента/Инновационное образование и экономика. — 2010. — № 6 (17).

Рецензент:

Виноградова Н. И., д.пс. н., профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.