Научная статья на тему 'Мотивация учебной деятельности студентов юридического факультета'

Мотивация учебной деятельности студентов юридического факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1917
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / MOTIVATION / MOTIVES OF EDUCATIONAL ACTIVITY / STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скобина Елена Александровна

Проблема мотивации в обучении продолжает оставаться ключевой в педагогической психологии. В статье рассматриваются мотивы учебной деятельности студентов направления подготовки «Юриспруденция». По мнению автора, наблюдаются различия в мотивации учебной деятельности как у студентов, обучающихся на различных курсах очно, так и у студентов, обучающихся заочно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF LAW DEPARTMENT

The motivation problem in training continues to remain the key one in pedagogical psychology. The motives of educational activity of students on Law are considered in the article. The author thinks that there are some differences in motivation of both internal and external students.

Текст научной работы на тему «Мотивация учебной деятельности студентов юридического факультета»

№ 2 (32)

• 7universum.com

UNIVERSUM:

, ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

февраль, 2017 г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО

ФАКУЛЬТЕТА

Скобина Елена Александровна

доцент Читинского института (филиала) Байкальского государственного университета,

672000, РФ, Забайкальский край, г. Чита, ул. Анохина, 56 E-mail: [email protected]

MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF LAW DEPARTMENT

Elena Skobina

associate professor of Chita institute (branch), Baikal state university, 672000, Russia, Zabaykalsky Krai, Chita, Anokhina St., 56

АННОТАЦИЯ

Проблема мотивации в обучении продолжает оставаться ключевой в педагогической психологии. В статье рассматриваются мотивы учебной деятельности студентов направления подготовки «Юриспруденция». По мнению автора, наблюдаются различия в мотивации учебной деятельности как у студентов, обучающихся на различных курсах очно, так и у студентов, обучающихся заочно.

ABSTRACT

The motivation problem in training continues to remain the key one in pedagogical psychology. The motives of educational activity of students on Law are considered in the article. The author thinks that there are some differences in motivation of both internal and external students.

Ключевые слова: мотивация, мотивы учебной деятельности, государственный образовательный стандарт.

Keywords: motivation, motives of educational activity, state educational standard.

Современная жизнь характеризуется возрастающей потребностью в юридических знаниях и вовлечением в процесс их освоения все большего числа людей. Успех любой деятельности, в том числе учебной и познавательной, зависит от мотивации студентов. С 1 сентября 2017 года вступает в силу новый образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), который требует от обучающихся решения следующих профессиональных задач:

• разработка нормативно-правовых актов и их подготовка к реализации;

• обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений и совершение действий, связанных с реализацией правовых норм, составление юридических документов;

• обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства, предупреждение правонарушений, расследование преступлений, защита всех форм собственности;

• осуществление правовой экспертизы документов [29].

Как следует из представленных требований, чтобы выполнить поставленные задачи, необходимо наличие такого важного побудителя - регулятора поведения личности, как мотивация. В этой связи вопрос о мотивах учебной, познавательной и профессиональной деятельности студентов является актуальным, что подтверждается, официальной статистикой Читинского института (филиала) Байкальского государственного университета (далее ЧИ БГУ). Юридический факультет указанного института, существующего с 2000 года, выпустил за последние 5 лет (с 2012 по 2016 годы) 798 юристов.

Наблюдается тенденция увеличения количества выпускников очной формы обучения с 71 в 2015 году

Библиографическое описание: Скобина Е.А. Мотивация учебной деятельности студентов юридического факультета // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 2(32). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/4288

до 84 в 2016 году (это самые высокие показатели), самый низкий показатель - 46 выпускников, пришёлся на 2013 год.

В отношении выпускников заочной формы обучения складывается тенденция, направленная на снижение. Так в 2016 году количество таких студентов

февраль, 2017 г.

составило 40 человек, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (АППГ), эта цифра составила 53. Динамика количества выпускников представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика количества выпускников юридического факультета (2012-2016гг.)

Как видно из диаграммы, наибольшее количество выпускников данной формы обучения отмечалось в 2014 году, их количество составило 174 человека, (93% из них составили лица, служащие и работающие в правоохранительных органах Забайкальского края). Можно предположить, что тенденция на снижение студентов - заочников будет сохраняться и в будущем.

Проблема определения мотивов поведения в деятельности человека является чрезвычайно важной и актуальной в психологии. Вопросам изучения мотивов в научной литературе уделялось достаточно внимания, как со стороны зарубежных психологов [16; 2, с. 345; 34, с.38], так и со стороны отечественных учёных [32, с.394; 1; 7; 19].

Имеющиеся точки зрения в отношении понятия «мотив» можно сгруппировать следующим образом: одни учёные считают, что мотив - это внутренний побудитель (осознанный стимул, стремление к удовлетворению потребности)[15], другие полагают, что мотив - это цель (предмет)[17], третьи - что это намерение, которое выступает в качестве мотивов, когда человек принимает решение, либо когда предстоит достичь определённой цели, четвёртые - что это свойство личности (поведение обуславливают устойчивые черты личности, к которым следует отнести уровень притязаний, тревожность и агрессивность) [28, с.186; 20; 24], пятые считают что мотив - это потребность (стремление человека к преобразованию среды) [6, с.228].

Вопросам влияния мотивов на развитие умственных способностей, обучение студентов и их профессиональное развитие посвящены работы Н.Ц. Бадма-евой [5], Г.В. Икрина [10], М.В. Овчинникова [25], С.А. Пакулиной [26].

Не смотря на большое количество литературы, проблема мотивации в обучении продолжает оставаться ключевой в педагогической психологии, так

как учебная деятельность является ведущей в образовательном учреждении, работодатели предъявляют высокие требования к знаниям, умениям и навыкам студентов, приобретённым как во время обучения, так и в ходе производственной практики.

Следует согласиться с мнением С. Л. Рубинштейна, о том, что основная цель учения заключается в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности [32, с. 394]. Мотивы деятельности включают в себя характеристику потребностей, их анализ преобразуется в исследование мотивов. Следовательно, обучение как процесс напрямую зависит от мотивации студентов. В педагогической психологии проблема учебной мотивации является одной их доминирующих. Изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности студента.

Учебную мотивацию следует рассматривать как систему мотивов, побуждающих к учебной деятельности. Эта система включает в себя следующие структурные элементы: познавательные цели, потребности, интересы, мотивационные установки, идеалы.

Мотив следует рассматривать как психологическую категорию, т.е. как фактор активности личности, движущую силу, находящуюся в основе поведения человека. Учитывая, что мотивы являются обязательным (базовым) компонентом деятельности и определяют заинтересованность студентов в процессе обучения, следует отметить, что они изменяются в течение всего периода обучения и влияют на её результат в зависимости от поставленной цели, к которой стремятся обучаемые.

Л.И. Божович отмечала, что иерархическая структура мотивационной сферы предполагает усвоение тех или иных моральных ценностей как доминирующих мотивов поведения [6, с.39].

А.К. Маркова по отношению к деятельности выделяет классификацию мотивов внешних и внутренних (применительно к лицам старшего школьного возраста) [21, с.10]. Полагаем, что эта же классификация может быть отнесена и к лицам, обучающимся в вузе. Внутренние (познавательные) мотивы связаны с учебной деятельностью и процессом её выполнения и составляют основу самообразования, а внешние (социальные мотивы) связаны с социальными взаимодействиями и составляют основу самообразования и самосовершенствования.

Познавательные мотивы обучения включают в себя: направление на овладение новыми знаниями, расширение имеющихся; стремление к усвоению способов и приёмов получения (добывания) знаний; ориентацию на самосовершенствование, самостоятельное изучение как пройденного, так и нового материала, о предметах, явлениях и закономерностях.

Социальные мотивы включают в себя понимание социальной значимости учения, стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, направление на разные способы взаимодействия с сокурсниками, педагогами, родителями.

Коммуникативная потребность является базовой для обучающихся, одной из активных форм деятельности человека, влияет и на повседневную и на трудовую деятельность. Она способствует развитию личности (удовлетворение познавательной, духовной потребности, потребности во впечатлениях). М.И. Лисина видит в коммуникации (потребности общения) стремление к познанию людей, их оценке и через них - к самопознанию и самооценке [18, с. 97]. Отсюда коммуникативные мотивы должны занимать высшую ступень в иерархии мотивов. Мотивы общения студентов отличаются от аналогичных мотивов учащихся старших классов, так как круг общения расширяется, внутригрупповое общение переходит в индивидуальное, превалируют контакты с представителями противоположного пола.

Мотивы избегания неудачи противоположны мотивами достижения успеха. Цель таких мотивов заключается в том, чтобы избежать порицания, критики со стороны сверстников, родителей, близких, педагогов или избежать наказания в связи с безуспешной учебной деятельностью, что влечёт за собой тревожность и защитное поведение, переживание стыда и унижения за неудачу. Указанные мотивы присущи лицам слабо обучающимся и изыскивающим многочисленные причины, оправдывающие их невыполнение того или иного задания преподавателя, направленного на самостоятельное изучение предмета, явления и закономерности.

Мотивация достижения успеха (престижа) впервые была выделена Г. Мюрреем, который относил данный вид мотивации к вторичной и рассматривал её как устойчивую потребность достичь определённого уровня в каком-то деле[13]. Затем Д. Маккле-ланд создал методику его измерения (тест тематической апперцепции), который нашла своё продолжение в другом варианте, предложенном В. Мейером, Х. Хекхаузеном и Л. Кеммлер [35]. Общая мысль, связывающая представленных авторов заключается в

февраль, 2017 г.

том, что мотив достижения успеха представляет собой переживание гордости и удовольствия при достижении результата. Дж. Аткинсон предложил концепцию мотивации успеха как ценности [8]. Данная мотивация присуща лицам, ставящим перед собой средние или слегка завышенные цели в отношении достигнутого результата, они стараются рисковать обдуманно. Мотивированные на успех обучающиеся, в условиях дефицита времени лучше и качественнее решают проблемные задачи. Страх перед неудачей при ориентации на успех отсутствует.

Профессиональные мотивы обучения также достаточно хорошо изучены в педагогической психологии [11, c.270; 9], они включают в себя мотивы трудовой деятельности (общественная установка на необходимость деятельности, получение определённых благ для себя и семьи, удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении), выбора профессии (сочетание общественного престижа с типологией особенностей свойств нервной системы личности), выбора места работы (оценка внешней ситуации, оценка своих возможностей, учёт собственных интересов). В настоящее время одних мотивов не достаточно, требуется не только наличие прочных знаний, но и практического опыта (например, в качестве общественного помощника следователя в системе Следственного комитета Российской Федерации, представителя стороны в суде и т.д.).

Мотивы творческой самореализации связаны с возможностью реализовать себя в труде. Н.Ц Бадма-ева считает, что если человек видит в профессии личностный смысл, отвечающий его высоким потребностям, это является важным условием творческого отношения к работе [5, с.133-134]. Е.П. Ильин указывает, что решение технических задач творческим путём может быть связано с трудностями в освоении средств производства, при использовании технических средств, разрешении научных проблем [11, с.282].

Целью данной работы явилось выявление и исследование совокупности мотивов, влияющих на учебную и познавательную деятельность студентов, обучающихся по очной форме, по направлению «Юриспруденция».

Объектом исследования явилась мотивация учебной деятельности, а предметом - мотивы учебной деятельности студентов. Мы полагали, что мотивация обучения студентов зависит от развития познавательных потребностей.

Для достижения поставленной цели использовались методы наблюдения, опроса (методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина), общения, систематизации, анализа опыта преподавания юридических дисциплин, статистический метод обработки данных исследования.

Базой исследования явились 115 студентов 2, 3, 4 курсов очной формы обучения и 14 человек студентов 4 курса заочной формы обучения. Всего было опрошено 129 человек, обучающихся на юридическом факультете Читинского института (филиала) Байкальского государственного университета.

№ 2 (32)

февраль, 2017 г.

Научная новизна работы заключается в том, что данный контингент студентов по изучению учебно-познавательных мотивов исследовался впервые.

Мотивация обучения складывается из оценки студентами различных аспектов учебного процесса,

что подтверждается отдельными исследовательскими работами [30; 12; 31; 4; 3], а также результатом опроса (анкетирования) обучающихся на юридическом факультете, отражённым в таблице 1.

Таблица 1.

Относительные показатели студентов юридического факультета, выделивших значимые мотивы

Название мотива 2 курс 3 курс 4 курс 4 курс ОЗО

получить диплом 81 % 67 % 65 % 86 %

стать высококвалифицированным специалистом 70 % 67 % 59 % 57 %

приобрести глубокие и прочные знания 65 % 69 % 41 % 71 %

обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности 57 % 65 % 70 % 57 %

успешно продолжить обучение на последующих курсах 67 % 33 %

не запускать предметы учебного цикла 51 % 25 % 36%

получить интеллектуальное удовлетворение 28 % 35 % 36%

Доминирующие мотивы на разных курсах изменяются, это отмечалось в научной литературе [27; 23] и подтвердилось результатами опроса студентов юридического факультета. В отличие от градации мотивов, указанных в работах указанных авторов (профессионального, личного престижа, прагматические и познавательные), опрошенные студенты на первое место поставили прагматичный мотив «получения диплома», далее - профессиональный и только затем - познавательный. Полученные данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что на втором и последующих курсах обучения у респондентов доминируют такие значимые мотивы, как стремление получить диплом и стать высококвалифицированным специалистом, приобрести глубокие

и прочные знания, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. Наиболее высокий показатель наблюдается у студентов 4 курса.

Мотив успешного продолжения обучения на последующих курсах отмечается у 67% студентов

2 курса и 33% студентов 3-го курса. Мотив «не запускать предметы учебного цикла» выделили как значимый 51% студентов 2 курса и 25% респондентов

3 курса.

Мотив «получения интеллектуального удовлетворения от обучения» отметили 28% респондентов, обучающихся на 3 курсе и 35% респондентов, обучающихся на 4 курсе.

Таблица 2.

Наиболее значимые мотивы для студентов юридического факультета

Название мотива 2 курс 3 курс 4 курс 4 курс ОЗО

получить диплом 81 % 67 % 65 % 86 %

стать высококвалифицированным специалистом 70 % 67 % 59 % 57 %

приобрести глубокие и прочные знания 65 % 69 % 41 % 71 %

обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности 57 % 65 % 70 % 57 %

успешно продолжить обучение на последующих курсах 67 % 33 %

не запускать предметы учебного цикла 51 % 25 % 36%

получить интеллектуальное удовлетворение 28 % 35 % 36%

Для определения влияния указанных мотивов на результат обучения были проанализированы показатели среднего балла успеваемости на каждом из исследуемых курсов. На 2-м курсе данный показатель составил 3,2; на 3-м - 3,7; на 4-м курсе средний балл составил 3,25.

Показательным в данном случае является результат обучения студентов на 3 -м курсе, который и подтверждает превалирующие указанные мотивы обучения, указанные в таблице 2.

Одна из причин снижения среднего балла успеваемости - это повышение требований к студентам -

выпускникам 4 курса, у большей части которых познавательная деятельность направлена только на те предметы, по которым предстоит Государственная аттестация.

Кроме того, наблюдается так называемая волновая тенденция успеваемости студентов. Юристы -выпускники 2016 года имели более высокие показатели успеваемости, в отличие от выпускников 2017 года. В сравнении с ними, студенты 3 курса имеют гораздо лучшие показатели. Как видно из результатов опроса и наблюдения, обнаруживается разный базовый уровень подготовки абитуриентов,

наличие или отсутствие навыков обучения, восприятия информации, её объёма, скорости запоминания, анализа, группировки нового материала.

Для оценки внешних и внутренних мотивов учебной деятельности оценивались коммуникативные,

февраль, 2017 г.

профессиональные мотивы, а также мотивы избегания, престижа и творческой самореализации.

Результат опроса обучающихся по методике изучения мотивов учебной деятельности А.А. Реана и В.А. Якунина, представлен в таблице 3 [33].

Таблица 3.

Показатели студентов по видам мотивов учебной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Виды мотивов 3 курс 4 курс

низкий средний высокий низкий средний высокий

уровень уровень уровень уровень уровень уровень

Учебно-познавательные мотивы 29 % 60 % 11 % 59 % 24 % 18 %

Социальные мотивы 35 % 56% 9 % 24 % 41 % 35 %

Коммуникативные мотивы 38 % 53 % 9 % 24 % 71 % 5 %

Мотивы избегания 57 % 36 % 7 % 47 % 53 % 0 %

Мотивы престижа 24 % 65 % 10 % 29 % 65 % 6 %

Профессиональные мотивы 19 % 43 % 38 % 24 % 29 % 47 %

Мотивы творческой самореализации 31 % 64 % 5 % 22 % 65 % 13 %

Представленные в таблице 3 данные позволяют утверждать, что иерархия мотивов у студентов 4 курса выглядит следующим образом: профессиональные мотивы занимают главенствующее положение, их разброс составляет от 24 до 47%, за ними следуют социальные мотивы (в диапазоне 24 - 41%). Далее коммуникативные (от 5% и до 71%), мотивы престижа, (разброс которых составил от 6% и до 65%), мотив творческой самореализации (в диапазоне от 13 до 65%). Реже отмечались такие мотивы, как мотив избегания (разброс составил от 0 до 53%) и, наконец, познавательные мотивы, представленные в диапазоне 18% - 59 %.

У обучающихся на 3 -м курсе иерархия мотиваци-онной сферы представлена следующим образом: в основном, все виды мотивов оцениваются обучающимися по среднему уровню, предпочтение отдаётся

Ответы студентов по

мотиву престижа (разброс которого составил от 10 до 65%), а также мотиву творческой самореализации (диапазон представлен от 5% до 64%). Затем выделяются учебно-познавательные мотивы (разброс от 11% до 60%, социальные мотивы (в диапазоне от 9% до 56%) и коммуникативные мотивы (разброс данных от 9 до 53%). Незначительно оценены профессиональные мотивы (от 19 до 43%) и мотив избегания (разброс данных от 7 до 57%).

В качестве мотивов учебной деятельности студенты отметили и такие мотивы: «быть примерным сокурсникам», «избежать осуждения и наказания за плохую учёбу», «не отставать от сокурсников», «добиться одобрения родителей и окружающих». Полученные результаты приведены в таблице 3.

Таблица 4.

учебной деятельности

Название мотива 2 курс 3 курс 4 курс 4 курс ОЗО

Быть примером сокурсникам 51 % 80 % 29 % 14 %

Избежать осуждения и наказания за плохую учебу 43 % 69 % 29 % 14 %

Добиться одобрения родителей и окружающих 30 % 31 % 41 % 36 %

Не отставать от сокурсников 47 % 18 % 29 %

Данные опроса студентов 4 курса показали, что их отношение к мотиву «добиться одобрения родителей и окружающих» является не однозначным. Так, 59% респондентов оценили данный мотив как значимый (оценили его в 6-7 баллов), остальные респонденты (41%), обучающихся очно и 36% обучающихся заочно оценили данный мотив в 1 или 2 балла, считая его малозначительным.

Таким образом, выявились различия в мотивации учебной деятельности как у студентов очной, так и у студентов заочной формы обучения. Наиболее значимыми мотивами учебной деятельности студенты 4 курса юридического факультета считают профессиональные, социальные и учебно-познавательные мотивы. Для студентов 3-го курса представляются

наиболее значимыми профессиональные мотивы, учебно-познавательные мотивы, а также социальные и коммуникативные мотивы.

Как отмечают А.Г. Терещенко, Г.К Черных, учитывая огромную роль мотивации учебной деятельности для эффективной организации учебно-воспитательного процесса вуза, профессорско-преподавательскому составу необходимо уделять особое внимание развитию потребностей студентов [34, с. 80,83].

Сознательное мотивирование собственной деятельности студента относится к высокому уровню познавательных потребностей. Показателями внутренней мотивации обучающегося является полная концентрация мыслей на предмете деятельности,

ощущение осознания необходимости выполнения определённой деятельности и получение удовлетворения от её выполнения.

Преподавателю правовых дисциплин отводится ведущая роль в процессе развития мотивов. Именно

февраль, 2017 г.

он должен вызвать интерес к определённой дисциплине, поддерживать его и развивать, расширять кругозор, наполняя определённым научным содержанием, влиять на внутреннюю мотивацию обучающихся, направленную на получение удовлетворения от результатов своего труда.

Список литературы:

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М. «Мысль», 1976. - 158 с.

2. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Д.Д, Дэм, С.Н. Хоэксема Введение в психологию / Учебник для студентов университетов (пер. с англ.) - М.: 2003. - 672с.

3. Афанасенкова Е.Л. Мотивы учения и их изменение в процессе обучения студентов вуза: Автореф. дис. ... канд. психолог. наук. М. - 2005. - 23 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com/content/motivy- ucheniya-i-ikh-izmenenie-v-protsesse-obucheniya-studentov-vuza (дата обращения 27.01.2017).

4. Ахмедзянова Ф.К. Формирование мотивации учения студентов ВУЗ в условиях концентрированного обучения: Автореф. дис. ... канд. педагог. наук. Казань. - 2006. - 26 с. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-motivatsii-ucheniya-studentov-vuz-v-usloviyakh-kontsentrirovannogo-obucheniya (дата обращения 27.01.2017).

6. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. -Улан-Удэ. Изд. ВСГТУ 2004. - 280 с.

7. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна, - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212с.

8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд-во МГУ, 1990 - 288 с.

9. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения: Учебное пособие. М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2006. -333 с.

10. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Мотивация профессиональной деятельности студентов: монография / В.И. Долгова, В.А. Ткаченко. - Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2011. - 100 с.

11. Икрин Г.В. Особенности учебной деятельности и профессиональное развитие личности студента: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Пермь, 1998. - 23 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com/content/osobennosti-uchebnoi-deyatelnosti-i-professionalnoe-razvitie-lichnosti-studenta (дата обращения 10.01.2017)

12. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

13. Каргина Е.М. Мотивация обучения в вузе // Современные научные исследования и инновации. - 2014. № 6 (38) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://web.snauka.ru/issues/date/2014Z6 (дата обращения 27.01.2017).

14. Келвин С. Холл, Гарнер Линдсей Теории личности. Перевод И.Б Гриншпун 1970; М.6 «КСП+» 1997. - Терминологическая правка Т. Данченко / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://psylib.org.ua/books/holli01/txt05.htm#1 (дата обращения 10.01.2017)

15. Ковалёв А.Г. Психология личности: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвящение, 1965. - 288 с.

16. Ковалёв В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. - 192с.

17. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Изд. Речь. Сенсор,- 2000. -368с.

18. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: МГУ, 1971. - 40 с.

19. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.

20. Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М.: 1987. - 23 с. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com/content/motivatsiya-dostizheniya-struktura-i-mekhanizmy (дата обращения 09.01.2017).

21. Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием / М. Ш. Магомед-Эминов, И. А. Васильев. - М.: МГУ, 1991. - 144 с.

22. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.

23. Маслоу А. Мотивация и личность. Перевод с англ. Татлыбаевой А.М. СПб.: Евразия.- 1999.- 478 с.

24. Меламед Д.Л. Особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности разностатусных студентов вузов: Автореф. дисс. ... канд.психолог. наук. - М. 2011. - 24 с. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com/content/osobennosti-motivatsii-uchebno-professionalnoi-deyatelnosti-raznostatusnykh-studentov-vuza (дата обращения 12.01.2017).

№ 2 (32)

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

• 7universum.com

февраль, 2017 г.

25. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов. - Пермь, 1970. - 120 с.

26. Овчинников М.В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и её формирование: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Екатеринбург 2007. - 26с. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com/content/dinamika-motivatsii-ucheniya-studentov-pedagogicheskogo-vuza-i-ee-formirovanie-0 (дата обращения 10.01.2017).

27. Пакулина С.А. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Челябинск 2004.- 26 с. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com/content/adaptivnye-sposobnosti-studentov-pedvuza-struktura-faktory-i-sredstva-razvitiya (дата обращения 12.01.2017).

28. Печников А.Н., Мухина Г.В. Особенности учебной мотивации курсантов юридических вузов МВД // Психология: итоги и перспективы: тезисы научно-практической конференции. - СПб 1996. - 207с.

29. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука 1986. - 256 с.

30. Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 N 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2016 (дата обращения 20.01.2017).

31. Рождественская Е.А., Рощина Н.А., Кубарев Е.Н. Особенности мотивации обучения в вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2005. Вып. 1(45) Серия психология. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/2005_1.pdf/ (дата обращения 27.01.2017).

32. Романова М.В. Проблема формирования мотивации студентов во время обучения в вузе // Известия Пензин-ского государственного педагогического университета имени В.Г Белинского. - 2006. - № 6 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-motivatsii-studentov-vo-vremya-obucheniya-v-vuze (дата обращения 27.01.2017).

33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.

34. Тест А. А. Реана, В. А. Якунина. Диагностика учебной мотивации студентов. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://testserver.pro/run/test/Diagnostika-uchebnoy-motivatsii-studentov/ (дата обращения 11.01.2017)

35. Терещенко А.Г., Черных Г.К. Основы педагогической психологии: учебное пособие. ВГУЮ (РПА Минюста России), Иркутский институт (филиал). - ВГУЮ (РПА Минюста России), 2016. - 195 с.

36. Хеккхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд., перераб. / Под ред. Д.А. Леонтьева, Б.М. Величковского. СПБ.: Питер; М.: Смысл, 2003.- 860 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.