УДК 378.147 DOI: 10.24412/2790-1289-2024-4-25-37
МРНТИ 14.35.07
МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ФАРМАЦЕВТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Г. С. Кемелова, Т. Л. Кан*, И. С. Провоторова, Д. М. Кудерина, А. Д. Досай
НАО «Карагандинский медицинский университет», Казахстан, Караганда
*Корреспондирующий автор
Аннотация
В современном мире фармацевтическое образование играет неотъемлемую роль в формировании будущей профессиональной карьеры. Понимание интересов студентов, которые выбрали путь в области фармации, становится ключевым фактором в обеспечении качественной фармацевтической помощи в будущем. Данное исследование направлено на анализ мотивационных факторов, оказывающих влияние на выбор данной профессии, а также на изучение динамики вовлеченности на различных этапах обучения.
Материалы и методы. Для реализации поставленной цели исследования был проведен социологический опрос. Объектами исследования явились студенты-фармацевты с 1 по 5 курсы специальности «Фармация» НАО «Медицинского Университета Караганды».
Результаты исследования выявили, что наиболее важными мотивами для выбора данной специальности являются престижность профессии, получение диплома и желание приносить пользу людям. Однако стоит отметить, что интересы студентов могут изменяться на разных этапах обучения. Студенты первых курсов проявляют больший интерес к приобретению знаний, в то время как студенты старших курсов более склонны к овладению профессией. Практическое значение данного исследования заключается в том, что уровень мотивации обучающихся оказывает прямое влияние на их профессиональную подготовку и способность предоставлять качественные фармацевтические услуги в будущем.
Выводы. Полученные результаты предоставляют ценную информацию для дальнейших исследований и практического применения в области фармацевтического образования. Это способствует лучшему пониманию мотивации студентов и адаптации образовательных программ к их индивидуальным потребностям, обеспечивая более качественную подготовку будущих фармацевтов.
Ключевые слова: фармация, мотивация обучения, студенты, мотивация студентов, студенты-фармацевты, профессиональные навыки, факторы мотивации, медицинское образование.
Введение
Современное международное медицинское сообщество требует от высших учебных заведений качественную подготовку будущих специалистов для системы здравоохранения в соответствии с динамично меняющимися приоритетами, включая фармацевтическую отрасль, которая играет важную роль в качестве поставщиков медицинских услуг. Фармацевты являются связующим звеном в здравоохранении, реализующие научно обоснованные подходы, способствующие достижению наилучших
результатов в отношении здоровья населения, с учетом потребностей пациента и общества [1].
Современное общество Казахстана также требует квалифицированных фармацевтов, способных предоставлять качественные медицинские услуги и участвовать в обеспечении общественного здоровья [2]. Особенности фармацевтической профессии включают в себя не только обязанности по обеспечению пациентов лекарствами, но также активное участие в заботе о здоровье населения, консультирование по вопросам лечения, исследования новых препа-
ратов, административную работу и многое другое [3]. Для того чтобы выпускники успешно справлялись с этими задачами, им необходимо быть мотивированными к получению соответствующего образования и развитию профессиональных навыков. Понимание мотивационных факторов, которые влияют на выбор профессии, а также на успешное обучение и профессиональное развитие в данной области, представляет важное значение как для высших учебных заведений (далее - ВУЗ), так и для будущих фармацевтов. Ключевым фактором, влияющим на успешное обучение и будущую карьеру студентов-фармацевтов, является мотивация. Мотивация играет важную роль в формировании интереса к профессии, желания достичь профессионального роста, и осознания важности усвоения знаний, навыков и умений [4], необходимых для успешной практики в фармацевтической отрасли.
Рассмотрение мотивации студентов-фармацевтов и разработка эффективных подходов к ее повышению становятся ключевыми задачами в образовательном контексте. Понимание факторов, формирующих мотивацию, позволяет ВУЗам адаптировать образовательные программы под потребности и интересы студентов, что способствует более эффективному обучению и профессиональной подготовке. Это также помогает предоставить студентам полное представление о фармацевтической профессии, что важно для принятия информированных решений относительно будущей карьеры. На сегодняшний день в Казахстане отсутствуют литературные и научные данные по исследованию мотивации студентов-фармацевтов, что и стало предметом нашего исследования. Актуальностью данного исследования является интерес к изучению факторов мотивации студентов-фармацевтов, их значимости в теоретическом и в практическом контексте.
Современное общество требует студентов, мотивированных своей будущей профессией, однако в системе высшего образования существует конфликт между современными европейскими требованиями к обучению и низкой мотивацией студентов к приобретению профессиональных знаний и навыков. Психологи и педагоги подчеркивают, что именно в период учебы формируются ключевые качества, лежащие
в основе профессионального развития на всем протяжении жизни, такие как ответственность, креативность, инициативность, самомотивация и стремление к постоянному совершенствованию знаний.
Мотивация играет важную роль в приобретении профессиональных компетенций на протяжении всего периода обучения. Эффективное управление мотивацией к обучению необходимо для достижения лучших результатов в образовательном процессе. В литературе как отечественных, так и зарубежных исследователей имеется достаточное количество публикаций о проблеме мотивации студентов медицинских вузов, которые посвящены анализу и пониманию мотивации, в частности, её социальной роли в формировании профессиональных навыков. Исследования в этой области показали, что мотивация влияет на развитие личности и формирование сознания. Кроме того, эти исследования предоставляют методы изучения и регулирования мотивации, что имеет большое практическое значение [5]. Особый интерес вызывают исследования, направленные на изучение формирования профессиональной мотивации у студентов. Понимание этого процесса позволяет улучшить образовательные программы и подходы к обучению, что способствует более успешной реализации образовательного процесса и развитию личности студентов.
В эпоху быстрых изменений в сфере оказания медицинской помощи профессия фармацевта переживает значительный рост и развитие. Хотя фармацевты представляют собой традиционную профессию здравоохранения с древними корнями, люди, не относящиеся к этой профессии, часто воспринимают их со значительной двусмысленностью и неуверенностью. Чаще всего фармацевтов рассматривают как «продавцов» лекарственных средств. На самом деле, фармация является одной из самых уважаемых профессий в мире, которая претерпела значительные изменения за последние годы [6]. Роль фармацевта внесла вклад в эти преобразования, перестав ориентироваться исключительно на фармацевтические товары и став более ориентированным на потребности пациентов. Современные фармацевты выступают в качестве экспертов в медицинской отрасли и оказывают консультации как пациентам, так и медицинским специалистам
относительно рационального применения лекарственных средств. В 1997 году Всемирная Организация Здравоохранения выдвинула концепцию «Фармацевта семи звезд», имея в виду расширение их роли как специалиста, осуществляющего уход за больными, принимающего решения по эффективному применению лекарственных препаратов, коммуникатора, лидера, менеджера, ученика и учителя [7]. Позднее дополнение к концепции «Фармацевта семи звезд» привело к включению двух новых ролей таких как исследователя и предпринимателя, тем самым дав понятие «Фармацевта девяти звезд» [8], что, следовательно, должно войти в концепцию образовательных программ организаций медицинского образования.
Студенты, обучающиеся по специальности «Фармация», получают разнообразные курсы по биомедицинским, фармацевтическим, клиническим и административным наукам. Эти курсы способствуют углублению знаний и развитию необходимых навыков. В результате студенты готовятся стать высококвалифицированными практикующими фармацевтами, способными оказывать значительное влияние на фармацевтическую практику и обеспечивать выдающиеся результаты в сфере здравоохранения [9]. Школьники старших классов обычно мало знакомы с профессией фармацевта и ролью фармации в обществе, и тем не менее они имеют множество мотивов, побуждающие студентов выбирать специальность «Фармация» как свою будущую профессию после окончания средней школы. Некоторых привлекает идея работы в аптеке, поскольку они хотят оказывать помощь пациентам, для других профессия фармацевта может представлять интерес из-за высокого потенциального заработка, а для третьих - это возможности гибкого графика работы [10]. Также на выбор студентов могут повлиять советы и вдохновение со стороны родственников, друзей, учителей и участие их в ярмарках вакансий [11]. При выборе карьеры в области фармации будущие студенты руководствуются как внутренними факторами, такими как желание помогать другим и личный интерес к содействию здравоохранению, так и внешними факторами, такими как потенциально высокий доход, гарантии трудоустройства, профессиональная репутация и независимость в трудовых отношениях.
В медицинских профессиях, систематические обзоры, основанные на теории самоопределения, подчеркивают взаимосвязь между образовательной средой и мотивацией студентов. Обзор доступной зарубежной литературы показывает, что доля студентов, выбравших фармацевтику в качестве своего первого выбора для обучения, колебалась от 39-51,1 % в Африке [12] и от 71,5 % до 77,4 % в развитых странах, Великобритании и США [13; 14]. Разница в выборе профессии фармацевта в качестве предпочтительной между развитыми и развивающимися странами, вероятно, связана с низкой осведомленностью общественности и низким признанием фармацевта как значимой профессии здравоохранения в развивающихся странах [11].
По данным Тристан Л. Майерса [15], фармацевтический колледж медицинских наук Университета Арканзаса предложил недельную программу для выпускников средних школ, знакомящую их с профессией фармацевта. В течение недели студенты были ознакомлены с профессией, участвовали в деятельности, связанной с составлением рецептур, посетили места реальной практики и были включены в определенные клинические тренинги. В конце недели около 70 % студентов, завершивших данный курс, либо подали заявку на обучение по специальности «Фармация», либо рассматривали возможность последующего поступления на специальность фармацевта. Так, авторы сообщают, что через профессиональную ориентацию школьников они способствовали мотивации в выборе будущей профессии фармацевта.
В 2006 году Япония решила продлить свой 4-летний курс подготовки фармацевтов до 6-летнего, чтобы удовлетворить социальную потребность в фармацевтах и помочь улучшить здоровье общества. Наряду с продлением срока обучения в основные учебные планы были включены некоторые программы практической фармацевтической подготовки: предпрактиче-ская подготовка, включающая компьютерное тестирование и объективное структурированное клиническое обследование для студентов 4-го курса, а также практическая подготовка в течение 22 недель в районных аптеках и больницах для студентов 5 курса. Изменения в образовательной программе позволило им сделать выводы, что студентам-фармацевтам необхо-
димо поддерживать высокую учебную мотивацию, чтобы продолжать обучение в течение длительного периода и стать квалифицированными профессионалами [16].
Исследования рабочей силы в Соединенных Штатах, проводимые с 2002 года, постоянно указывали на нехватку лицензированных фармацевтов. Несмотря на то, что число выпускников фармацевтических наук за последние 10 лет увеличилось на 13 %, данный показатель далеко не соответствует текущим и прогнозируемым потребностям [17]. Нехватка фармацевтов в США также привела к усилению конкуренции среди существующих фармацевтов за право поступить или остаться на академической фармацевтической карьере, что приводит к одновременной нехватке преподавателей по фармации. Эта ситуация подчеркивает необходимость более детального и системного подхода к решению проблемы нехватки фармацевтов, включая содействие в привлечении и обучении более квалифицированных кадров, а также стимулирование интереса студентов к этой профессии.
Таким образом, развитие фармацевтической отрасли и обеспечение населения качественными медицинскими услугами требует совместных усилий образовательных учреждений, профессиональных организаций и государственных органов. Выбор будущей карьеры в области фармации считается одним из значительных и сложных решений, стоящих перед абитуриентами при поступлении в университеты. Это решение влечет за собой долгосрочные последствия, которые будут сопровождать их весь жизненный путь. Учитывая сегодняшнюю возросшую роль фармацевта, для программ обучения очень важно гарантировать, что студенты имеют точное представление о выбранной ими профессии. Чтобы соответствовать требованиям современной системы здравоохранения Казахстана, образовательные программы и учебные планы периодически пересматриваются и оцениваются, чтобы отражать и соответствовать потребностям общества. Аналогичным образом, программы обучения должны учитывать необходимость выпуска мотивированных фармацевтов, обладающих достаточными знаниями, навыками, взглядами и поведением, способных выступать в качестве компетентных поставщиков медицинских услуг.
Целью данного исследования является анализ учебно-профессиональной мотивации студентов всех курсов специальности «Фармация» НАО «Медицинского Университета Караганды». Для достижения этой цели, необходимо рассмотреть разнообразные аспекты мотивации, включая их изменчивость на разных этапах обучения, а также связь мотивации с выбором профессии и качеством обучения. Такой анализ позволит выявить ключевые факторы, влияющие на мотивацию студентов-фармацевтов, и разработать эффективные методы обучения и преподавания для поддержания и укрепления образовательных стратегий.
Материалы и методы
Для реализации поставленной цели исследования был проведен социологический опрос с сентября по декабрь 2023 года. Объектами исследования явились студенты-фармацевты с 1 по 5 курсы специальности «Фармация» НАО «Медицинского Университета Караганды». Этапы исследования: подготовка анкеты для социологического опроса, проведение анкетирования среди студентов-фармацевтов, сбор и анализ полученных данных, интерпретация результатов и формулировка выводов. За основу был взят опросник Т. И. Ильиной [4], который был адаптирован для проведения онлайн опроса и состоял из 16 вопросов. Опросник Т. И. Ильиной «Мотивация обучения в ВУЗе» имеет три блока: 1-й блок - «Приобретение знаний» (изучение стремления к приобретению знаний и любознательности); 2-й блок - «Овладение профессией» (изучение стремления овладеть профессиональными знаниями и формирование профессионально важных качеств); 3-й блок - «Получение диплома» (желание приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). Интерпретация полученных данных включает следующую балльную систему: шкала «Приобретение знаний», максимум - 12,6 балла, шкала «Овладение профессией», максимум - 10 баллов, шкала «Получение диплома», максимум - 10 баллов. Преобладание мотивов по первым двум шкалам «Приобретение знаний», «Овладение профессией» свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею. Этот метод позволяет количественно оценить преоблада-
ние различных мотивов для профессионального становления будущих фармацевтов. Ключом к тестированию являются шкалы для интерпретации с присвоением баллов за каждый ответ, разработанные Т. И. Ильиной. Вопросом исследования является анализ мотивации студентов-фармацевтов при поступлении в медицинский ВУЗ, их долгосрочных планов и восприятия образовательного процесса.
Гипотеза исследования - студенты-фармацевты Медицинского университета Караганды мотивированы на получение диплома и меньше всего их интересует приобретение знаний.
Анкетирование для изучения мотивации студентов-фармацевтов проводилось добровольно и анонимно по онлайн анкете, разработанной на платформе GoogleForm. В анкете респондентам было предложено ответить на вопросы о причинах поступления в медицинский ВУЗ, их дальнейшие планы и впечатления о процессе обучения.
Полученные данные исследования мотивации студентов-фармацевтов, их целях и
Источник: составлено авторами
Из полученных данных следует, что мотивация студентов, выбравших специальность «Фармация», имеет несколько ключевых аспектов, которые оказывают влияние на их выбор и будущие перспективы в данной профессии. Наиболее значимым мотивом для выбора специальности «Фармация» среди всех студентов является «Престижность профессии», что со-
планах на будущее свидетельствуют о наличии различных факторов, влияющих на мотивацию студентов, а также выявлены основные тенденции в их выборе профессии. Среднее значение по всем шкалам для каждого студента может не достигнуть максимального значения, однако это не указывает на негативную оценку результатов теста.
Результаты и обсуждение
Для анализа мотивации студентов медицинского ВУЗа к поступлению было предложено выбрать один или несколько вариантов ответов на вопрос о причинах выбора специальности «Фармация». В разделе анкеты были предложены следующие варианты ответов с выбором нескольких вариантов ответа: «совет родителей, друзей», «престижность профессии», «семейные традиции», «желание приносить пользу людям», «материальные выгоды», «стремление к самореализации», «забота о здоровье близких и собственное здоровье». Рассматривая эту проблему в контексте категорий студентов и форм зачисления в медицинский ВУЗ, получены следующие результаты, представленные в таблице 1.
ставляет 48 %. Это указывает на то, что многие студенты видят в фармацевтической профессии возможность получить уважение и признание со стороны общества. Престижность профессии важна не только с точки зрения социального статуса, но также может влиять на восприятие самой профессии студентами и их вовлеченность в учебный процесс. Вторым по значимости мо-
Таблица 1. Мотивы поступления на специальность «Фармация» (%)
Мотивы поступления в ВУЗ Категории обучения студентов Всего по признаку «мотивы поступления в ВУЗ»
Бюджетная форма Платная форма
Престижность профессии 15 33 48
Получение диплома 18 27 45
Приносить пользу людям 15 21 36
Совет родителей, друзей 12 21 33
Возможность заботиться о здоровье близких и своем 15 18 33
Материальная заинтересованность 15 15 30
Стремление к самореализации 9 18 27
Традиции семьи 0 3 3
тивом является «Получение диплома», среди всех студентов составляющий 45 %. Это свидетельствует о том, что многие студенты видят в обучении на фармацевтической специальности возможность получить высшее образование и приобрести необходимые профессиональные навыки. Для них образование становится средством достижения личных и профессиональных целей. «Приносить пользу людям» также является значимым мотивом, хотя его доля (36 %) ниже, чем у предыдущих мотивов. Это отражает гуманитарный аспект медицинской профессии и стремление студентов оказывать положительное воздействие на здоровье и благополучие других людей. Важно учесть, что для некоторых студентов это может быть ключевым фактором при выборе профессии. Эти аспекты могут различаться в зависимости от финансовой составляющей и других факторов, и их понимание является важным шагом для улучшения образовательных программ и поддержки студентов.
При анализе данных по категориям студентов, поступивших на бюджетной и платной основе, имеются некоторые различия в мотивации. Среди студентов, обучающихся на бюджетной основе, «Получение диплома» остается ведущим мотивом, что вполне объяснимо, учитывая государственное финансирование обучения. При этом мотивы, связанные с «Семейными традициями», «Стремлением к самореализации» и «Советами родителей и друзей», оказываются менее значимыми. Это может указывать на то, что студенты, поступившие на бюджетное отделение, ориентированы на достижение образовательных целей и в меньшей степени учитывают внешние влияния. Среди студентов, обучающихся на платной основе, наибольшей мотивацией является «Престижность профессии» (33 %), что, вероятно, связано с более прагматичным подходом к выбору профессии и финансовыми вложениями в обучение. «Получение диплома» также остается значимым мотивом для этой категории студентов (27 %).
Обобщая результаты, можно сказать, что мотивация студентов-фармацевтов имеет разнообразные аспекты и различия, которые следует учитывать при разработке образовательных программ и стратегий обучения. Понимание мотивации студентов позволяет более эффективно поддерживать их в процессе обучения, что
в свою очередь способствует формированию квалифицированных фармацевтов, готовых к предоставлению высококачественных медицинских услуг в будущем.
Для студентов-фармацевтов мотивация в учебном процессе играет ключевую роль в формировании профессиональных навыков и знаний, необходимых для будущей карьеры в фармацевтической области. Важно осознавать, насколько студенты заинтересованы в обучении, потому что это напрямую влияет на их способность предоставлять качественные фармацевтические услуги в будущем. Уровень мотивации и отношения к учебе будут оказывать влияние на уровень профессиональной подготовки и возможности в фармацевтической практике. На графике 1 представлены средние показатели по шкалам мотивации к обучению в баллах в зависимости от курса.
Анализ данных в зависимости от курса свидетельствует о разнообразии мотивации студентов-фармацевтов на разных этапах обучения. На некоторых курсах происходит снижение мотивации по некоторым шкалам, в то время как на других курсах мотивация остается стабильной или даже повышается. Стоит учитывать, что мотивация может варьировать в зависимости от различных факторов, включая образовательные методики, педагогическую поддержку, а также особенности студентов. На основании ответов на поставленные вопросы можно сделать выводы о мотивации студентов к обучению по трем шкалам (методика описана в соответствующем разделе статьи) с оценкой результатов по максимальному баллу соответствующей шкалы.
При расчете общих данных всех студентов НАО «МУК» специальности «Фармация» основным мотивом обучения является «Приобретение знаний», также по полученным данным мотив «Получение диплома» выбрало наименьшее количество респондентов (Диаграмма 1).
Наиболее выраженной мотивацией обладают студенты, учащиеся на первых двух курсах, в то время как мотивация снижается у студентов, обучающихся на четвертом курсе (Диаграмма 2). Это наблюдение может быть объяснено тем, что в начале своего обучения студенты обычно полны энтузиазма и высоких ожиданий. С течением времени, по мере продвижения к старшим курсам, мотивация может
Таблица 2. Средние показатели мотивации к обучению в зависимости от курса
о4-
рр
РЦ О
ПОКАЗАТЕЛИ МОТИВАЦИИ
70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00
■ Шкала № 1 «Приобретение знаний» Макс. —12,6 балла
Ср. балл %
■ Шкала № 2 «Овладение профессией» Макс. —10,0
баллов Ср. балл %
Шкала № 3 «Получение диплома» Макс. —10,0 баллов Ср.балл %
1 курс 55,41
63,64 59,09
2 курс 63,10
60,00 55,00
3 курс 58,50
48,57 55,00
КУРС
Источник: составлено авторами Основные мотивы, %
4 курс 55,95
52,50 28,75
5 курс 64,63
47,14 52,14
■ Шкала № 1 «Приобретение знаний»
■ Шкала № 2 «Овладение профессией»
Диаграмма 1. Общие данные для студентов НАО «МУК» специальности «Фармация»
Источник: составлено авторами
уменьшаться, из-за увеличения учебной нагрузки и ожиданий от будущей профессиональной карьеры. Однако на пятом курсе наблюдается увеличение мотивации, что, возможно, связано
с приближающимся окончанием университета и перспективой начала профессиональной деятельности.
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
59%
1 курс
60%
2 курс
54%
47%
3 курс 4 курс
Диаграмма 2. Мотивация студентов. Источник: составлено авторами
55%
5 курс
Для того чтобы более точно понять изменения в мотивации студентов, требуется дополнительное исследование, включая анализ долгосрочных факторов, влияющих на изменения в мотивации на разных этапах обучения. Это позволит учреждениям высшего образования разработать более целевые стратегии для поддержки студентов в разные периоды обучения, помогая им поддерживать высокий уровень мотивации и успешно завершать свое образование. Кроме того, важно учитывать факторы, которые могут повысить мотивацию студентов на различных этапах обучения. Это может включать в себя создание стимулирующей учебной среды, обеспечение доступа к практическим навыкам и опыту, а также поддержку в выборе профессиональной карьеры после окончания обучения. Исследование мотивации студентов-фармацевтов на различных этапах обучения предоставляет ценные данные, которые могут быть использованы для улучшения образовательных программ и стратегий поддержки студентов. Это позволяет обеспечивать лучшие условия для их профессионального роста и подготовки к будущей карьере в сфере фармацевтики.
При опросе о дальнейших планах 78,8 % студентов-фармацевтов выразили намерение работать по специальности после окончания университета. Это свидетельствует о их готовности применить полученные знания и навыки на практике, что является положительным показателем. Небольшая доля студентов (3 %) выразила желание продолжить обучение после окончания бакалавриата в связи, с их стремлением к профессиональному росту и углубленному из-
учению предмета. При этом 18,2 % респондентов пока не определились относительно своих будущих планов. Эта группа может требовать дополнительной поддержки и консультаций, чтобы помочь им принять решения относительно своей карьеры.
Студенты-фармацевты оценили текущий процесс обучения следующим образом: 51,5 % респондентов выразили удовлетворение и интерес к текущему состоянию образовательного процесса; 45,5 % - считает качество образования не плохим; 3 % респондентов пришли к выводу, что данная профессия не соответствует их ожиданиям.
Важно отметить, что результаты данного исследования представляют собой отправную точку для более глубоких исследований в области мотивации студентов-фармацевтов. Дополнительные исследования могут включать в себя более крупные выборки, более длительные периоды наблюдения и анализ долгосрочных изменений в мотивации студентов. Тем не менее, полученные данные предоставляют ценную информацию для образовательных учреждений и профессиональных фармацевтических организаций, которые могут использовать их для улучшения образовательных программ и поддержки студентов на пути к успешной карьере в фармацевтической сфере.
Обсуждение данных показывает, что большинство студентов на данный момент довольны процессом обучения, но также важно учитывать потребности и взгляды тех, кто может испытывать более нейтральные или отрицательные эмоции по отношению к учебе. Это
может потребовать дополнительных усилий в обеспечении качественного образования и поддержки для всех студентов.
Выводы
Следует отметить, что мотивационные факторы, влияющие на выбор студентами-фармацевтами профессионального пути, представляют собой сложную и многогранную динамику. Среди основных мотивов, стоящих за выбором специальности «Фармация», выделяются престижность профессии, стремление к получению диплома и желание оказывать пользу обществу через медицинскую практику.
Анализ данных выявил интересное наблюдение, что уровень мотивации студентов может изменяться в зависимости от этапа обучения. Наиболее высокая мотивация наблюдается на первом и пятом курсах, что может быть связано с ожиданиями на начальных этапах и перспективой окончания учебы перед выпуском.
Кроме того, различия в мотивации студентов, обучающихся на бюджетной и платной основе, подчеркивают важность учета финансовых аспектов и престижа профессии при формировании мотивационной стратегии образовательного процесса.
Сохранение и поддержание мотивации играют важную роль в формировании квалифицированных фармацевтов, способных предоставлять высококачественные медицинские услуги в будущем. Научное исследование этой динамики мотивации может послужить основой для разработки более эффективных образовательных стратегий и программ, способствующих улучшению профессиональной подготовки будущих фармацевтов.
Однако для более точной оценки изменений в мотивации студентов-фармацевтов требуется провести дополнительный статистический анализ, включая более крупные выборки и долгосрочное наблюдение.
Список источников
1. Abdelhadi N. et al. Doctor of pharmacy in Jordan: students' career choices, perceptions and expectations // Journal of Pharmacy and Nutrition Sciences. - 2014. - Vol. 4(3). - P. 213-219. -D01:10.6000/1927-5951.2014.04.03.7.
2. Anderson Jr D. C. et al. Influences on pharmacy students' decision to pursue a Doctor of Pharmacy
degree // American Journal of Pharmaceutical Education. - 2008. - Vol. 72(2). - P. 22. - DOI: 10.5688/ aj720222.
3. Azhar S., Hassali M. A., Ibrahim M. I. M. et al. The role of pharmacists in developing countries: the current scenario in Pakistan // Hum Resour Health.
- 2009. - Vol. 7. - Article No. 54 (2009). - DOI: https://doi.org/10.1186/1478-4491-7-54.
4. Baia P., Strang A. An elective course to promote academic pharmacy as a career // Am J Pharm Educ. - 2012. - Vol. 76(2). - P. 30. - DOI: 10.5688/ ajpe76230.
5. Brazeau G. Entrepreneurial spirit in pharmacy // Am J Pharm Educ. - 2013. - Vol. 77(5). - P. 88. -DOI: 10.5688/ajpe77588.
6. Ильина Т. И. Методика изучения мотивации обучения в вузе. URL: http://testoteka.narod.ru/ ms/1/05.html (дата обращения: 12.10.2023).
7. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер. - 2002. - 512 с.
8. Kieran Dalton & Stephen Byrne. Role of the pharmacist in reducing healthcare costs: current insights // Integrated Pharmacy Research and Practice. -2017. - Vol. 6. - P. 37-46. - DOI: 10.2147/IPRP. S108047.
9. Modipa S. I., Dambisya Y. M. Profile and career preferences of pharmacy students at the University of Limpopo, Turfloop Campus, South Africa // Educ Health (Abingdon). - 2008. - Vol. 21(3).
- P. 164.
10. Myers T. L. et al. A summer pharmacy camp for high school students as a pharmacy student recruitment tool //American Journal of Pharmaceutical Education. - 2012. - Vol. 76(4). - P. 60. - DOI: 10.5688/ajpe76460.
11. Обзор казахстанской системы здравоохранения: итоги 2021 года [Электронный ресур]. Официальный информационный ресурс Премьер-Министра Республики Казахстан 19.04.2022 [Web-сайт]. - URL: https://prime-minister.kz/ru/news/reviews/obzor-kazahstans-koy-sistemy-zdravoohraneniya-itogi-2021-go-da-1933931 (дата обращения: 10.10.2023). Obzor kazahstanskoj sistemy zdravoohranenija: itogi 2021 goda. Oficial'nyj informacionnyj resurs Prem'er-Ministra Respubliki Kazahstan 19.04.2022 URL: https://primeminister.kz/ru/news/reviews/ obzor-kazahstanskoy-sistemy-zdravoohraneniya-itogi-2021-goda-1933931 (date of application: 10.10.2023) (in Russian)
12. Pearson G. J. Evolution in the practice of pharmacy-not a revolution! // CMAJ. - 2007.
- Vol. 176(9). - P. 1295-1296. - DOI: 10.1503/ cmaj.070041.
13. Sam A. T., Parasuraman S. The Nine-Star Pharmacist: An Overview // J Young Pharm. - 2015. -Vol. 7(4). - P. 281-284
14. Thamby S. A., Subramani P. Seven-star pharmacist concept of WHO // Journal of Young Pharmacists. - 2014. - Vol. 6(2). - P. 1.
15. Wilson K., Jesson J., Langley C., Hatfield K., Clarke L. Pharmacy Undergraduate Students: Career Choices and Expectations Across a Career Choices and Expectations Across a Four-Year Degree Programme. London (UK): Royal Pharmaceutical Society, 2006. - 99 p.
16. Yamamura S., Takehira R. Effect of practical training on the learning motivation profile of Japanese pharmacy students using structural equation modeling // J Educ Eval Health Prof. - 2017. - Vol. 14. - P. 2. - DOI: 10.3352/jeehp.2017.14.2.
17. Younes S., Hammoudi Halat D., Rahal M., Hendaus M., & Mourad N. (). Motivation. satisfaction. and future career intentions of pharmacy students: A cross-sectional preliminary analysis // Currents in pharmacy teaching & learning. - 2022.
- Vol. 14(11). - P. 1365-1372. - DOI: https://doi. org/10.1016/j.cptl.2022.09.026.
References
1. Abdelhadi, N. et al. (2014). Doctor of pharmacy in Jordan: students' career choices, perceptions and expectations. Journal of Pharmacy and Nutrition Sciences, 4(3), 213-219. DOI:10.6000/1927-5951.2014.04.03.7.
2. Anderson, Jr D. C. et al. (2008). Influences on pharmacy students' decision to pursue a Doctor of Pharmacy degree // American Journal of Pharmaceutical Education, 72(2), 22. DOI: 10.5688/ aj720222.
3. Azhar, S., Hassali, M. A., Ibrahim, M. I. M. et al. (2009). The role of pharmacists in developing countries: the current scenario in Pakistan. Hum Resour Health, 7, 54 (2009). DOI: https://doi. org/10.1186/1478-4491-7-54.
4. Baia, P., Strang, A. (2012). An elective course to promote academic pharmacy as a career // Am J Pharm Educ., 76(2), 30. DOI: 10.5688/ajpe76230.
5. Brazeau, G. (2013). Entrepreneurial spirit in
pharmacy. Am J Pharm Educ., 77(5), 88. DOI: 10.5688/ajpe77588.
6. Il'ina, T. I. Metodika izuchenija motivacii obu-chenija v vuze. Retrieved October 12, 2023, from http://testoteka.narod.ru/ms/1/05.html. (in Russian).
7. Ilyin, E.P. (2002). Motivacziya i motivy' [Motivation and motives]. St. Petersburg: Peter, 512 p. (in Russian).
8. Kieran, Dalton & Stephen, Byrne (2017). Role of the pharmacist in reducing healthcare costs: current insights. Integrated Pharmacy Research and Practice, 6, 37-46. DOI: 10.2147/IPRP.S108047.
9. Modipa. S. I., Dambisya. Y. M. (2008). Profile and career preferences of pharmacy students at the University of Limpopo, Turfloop Campus, South Africa. Educ Health (Abingdon), 21(3), 164.
10. Myers, T. L. et al. (2012). A summer pharmacy camp for high school students as a pharmacy student recruitment tool. American Journal of Pharmaceutical Education, 76(4), 60. DOI: 10.5688/ ajpe76460.
11. Obzor kazahstanskoj sistemy zdravoohranenija: itogi 2021 goda. Official information resource of the Prime Minister of the Republic of Kazakhstan 04/19/2022 [Website]. Retrieved October 10, 2023, from https://primeminister.kz/ru/news/reviews/ obzor-kazahstanskoy-sistemy-zdravoohraneniya-itogi-2021-goda-1933931 (date of application: 10.10.2023) (in Russian).
12. Pearson, G. J. (2007). Evolution in the practice of pharmacy-not a revolution! CMAJ, 176(9), 1295-1296. DOI: 10.1503/cmaj.070041.
13. Sam, A. T., Parasuraman S. (2015). The Nine-Star Pharmacist: An Overview. J Young Pharm., 7(4), 281-284
14. Thamby, S. A., Subramani, P. (2014). Seven-star pharmacist concept of WHO. Journal of Young Pharmacists, 6(2), 1.
15. Wilson, K., Jesson, J., Langley, C., Hatfield, K., Clarke, L. (2006). Pharmacy Undergraduate Students: Career Choices and Expectations Across a Career Choices and Expectations Across a Four-Year Degree Programme. London (UK): Royal Pharmaceutical Society, 99 p.
16. Yamamura, S., Takehira, R. (2017). Effect of practical training on the learning motivation profile of Japanese pharmacy students using structural equation modeling. J Educ Eval Health Prof., 14, 2. DOI: 10.3352/jeehp.2017.14.2.
17. Younes, S., Hammoudi Halat, D., Rahal, M., Hendaus, M., & Mourad, N. (2022). Motivation. satisfaction. and future career intentions of pharmacy students: A cross-sectional preliminary anal-
ysis. Currents in pharmacy teaching & learning, 14(11), 1365-1372. DOI: https://doi.org/10.1016/j. cptl.2022.09.026.
ЖОГАРЫ ОЦУ ОРНЫНДА ОЩТЫН ФАРМАЦЕВТ-СТУДЕНТТЕРД1 ЫНТАЛАНДЫРУ
Г. С. Кемелова, Т. Л. Кан*, И. С. Провоторова, Д. М. Кудерина, А. Д. Досай
«Караганды медициналык университета KeAK, ^азакстан, Караганды
*Корреспондент автор
Ацдатпа
^аз1рп элемде фармацевтикалык бiлiм болашак кэаби мансапты калыптастыруда ажырамас рел аткарады. Фармация жолын тацдаган студенттердщ мYДделерiн тYсiну болашакта сапалы фармацевтикалык кемек керсетудщ негiзгi факторына айналады. Бул зерттеу осы мамандыкты тацдауга эсер ететш мотивациялык факторларды талдауга, сондай-ак окытудыц эртYрлi кезецдершдеп катысу динамикасын зерттеуге багытталган.
Материалдар мен эдютер. Зерттеудщ максатын жYзеге асыру Yшiн элеуметтанулык сауалнама жYргiзiлдi. Зерттеу нысандары «Караганды медициналык университет» КЕА^ «Фармация» мамандыгыныц 1-5 курс студенттерi болды.
Зерттеу нэтижелерi бул мамандыкты тацдаудыц ец мацызды мотивтерi мамандыктыц бедел^ диплом алу жэне адамдарга пайда экелуге деген умтылыс екенiн аныктады. Дегенмен, студенттердiц кызыгушылыктары окудыц эртYрлi кезецдерiнде езгеруi мYмкiн екенiн атап еткен жен. Бiрiншi курс студенттерi бiлiм алуга кебiрек кызыгушылык танытады, ал жогары курс студенттерi кэсшт игеруге бейiм. Бул зерттеудiц практикалык мацыздылыгы студенттердiц мотивация децгейi олардыц кэсiби дайындыгына жэне болашакта сапалы фармацевтикалык кызмет керсету кабiлетiне тшелей эсер етедi.
^орытындылар. Алынган нэтижелер фармацевтикалык бшм беру саласында одан эрi зерттеулер мен практикалык колдану Yшiн кунды акпарат бередi. Бул болашак фармацевтер Yшiн жаксы дайындыкты камтамасыз ете отырып, студенттердiц мотивациясын жэне бiлiм беру багдарламаларын олардыц жеке кажеттшктерше бейiмдеудi жаксырак тYсiнуге ыкпал етедi.
Ty^h свздер: фармация, оцуга ынталандыру, студенттер, студенттердщ мотивациясы, фармацевт-студенттер, кэс1би дагдылар, мотивациялыц факторлар, медициналыц б1л1м беру.
MOTIVATION OF PHARMACIST STUDENTS AT A HIGHER EDUCATION INSTITUTION
G. S. Kemelova, T. L. Kan*, I. S. Provotorova, D. M. Kuderina, A. D. Dosai
1 Karaganda Medical University, Kazakhstan, Karaganda Corresponding author
Abstract
In the modern world, pharmacy education plays an integral role in shaping future professional careers. Understanding the interests of students who have chosen a path in pharmacy becomes a key factor in providing quality pharmaceutical care in the future. This study aims to analyze the motivational factors influencing the choice of this profession and to study the dynamics of engagement at different stages of study.
Materials and methods. To achieve the set research goal, a sociological survey was conducted. The objects of the study were pharmacist students from 1st to 5th courses of the specialty «Pharmacy» of the NAO «Medical University of Karaganda».
The results of the study revealed that the most important motivations for choosing this specialty are the prestige of the profession, obtaining a diploma and the desire to benefit people. However, it is worth noting that students' interests can change at different stages of study. First-year students show more interest in acquiring knowledge, while senior students are more inclined to master the profession. The practical significance of this study is that the level of motivation of students has a direct impact on their professional training and ability to provide quality pharmaceutical services in the future.
Conclusions. The findings provide valuable information for further research and practical application in the field of pharmacy education. This contributes to a better understanding of student motivation and the adaptation of educational programs to their individual needs, providing better training for future pharmacists.
Keywords: pharmacy, learning motivation, students, student motivation, pharmacy students, professional skills, motivational factors, medical education.
АВТОРЛАР ТУРАЛЫ
Кемелова Гулшат Сейтмураткызы - медицина гылымдарыныц кандидаты, «Караганды медициналы; университета КеА^ Симуляциялы; жэне бшм беру технологиялары орталыгыныц директоры, клиникалы; фармакология жэне дэлелдi медицина кафедрасыныц кауымдастырылган профессоры, «Клиникалы; фармакология» мамандыгы бойынша жогары бшктшк санатындагы дэр^ер; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-1326-2363.
Кан Татьяна Леонидовна - «Фармация» мамандыгы бойынша 2-курс магистранты, «Караганды медициналы; университета КеАК e-mail: kantatyana5@gmailcom; ORCID: 0009-0006-8061-7167 Провоторова Илона Сергеевна - «Фармация» мамандыгы бойынша 2-курс магистранты, «Караганды медициналы; университета КеА^; e-mail: [email protected]; ORCID: 0009-0008-6661-815X.
Кудерина Джамиля Мараткызы - «Фармация» мамандыгы бойынша 2-курс магистранты, «Караганды медициналы; университета КеА^; e-mail: [email protected]; ORCID: 0009-0000-33741997.
Досай Акниет Досымкызы - «Фармация» мамандыгы бойынша 2-курс магистранты, «Караганды медициналы; университета КеА^; e-mail: [email protected]; ORCID: 0009-0009-9338-8748.
ОБ АВТОРАХ
Кемелова Гульшат Сейтмуратовна - кандидат медицинских наук, Директор Центра симуляционных и образовательных технологий НАО «Медицинский университет Караганды», ассоциированный профессор кафедры клинической фармакологии и доказательной медицины, врач высшей квалификационной категории по «Клинической фармакологии», e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-1326-2363.
Кан Татьяна Леонидовна - магистрант 2 года обучения по специальности «Фармация», НАО «Карагандинский медицинский университет», e-mail: [email protected]; ORCID: 0009-00068061-7167.
Провоторова Илона Сергеевна - магистрант 2 года обучения по специальности «Фармация», НАО «Карагандинский медицинский университет», e-mail: [email protected]; ORCID: 0009-0008-6661-815X.
Кудерина Джамиля Маратовна - магистрант 2 года обучения по специальности «Фармация», НАО «Карагандинский медицинский университет», e-mail: [email protected]; ORCID: 0009-0000-33741997.
Досай Акниет Досымкызы - магистрант 2 года обучения по специальности «Фармация», НАО «Карагандинский медицинский университет», e-mail: [email protected]; ORCID: 0009-00099338-8748.
ABOUTAUTHORS
Kemelova Gulshat Seitmuratovna - Candidate of Medical Sciences, Director of the Simulation and Educational Technologies Center of the Karaganda Medical University, Associate Professor of the Department of Clinical Pharmacology and Evidence-Based Medicine, Physician of the Highest Qualification Category in Clinical Pharmacology; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-1326-2363. Kan Tatyana Leonidovna - 2nd-year Master's student in Pharmacy, Karaganda Medical University; e-mail: [email protected]; ORCID: 0009-0006-8061-7167.
Provotorova Ilona Sergeevna - 2nd-year Master's student in Pharmacy, Karaganda Medical University; e-mail: [email protected]; ORCID: 0009-0008-6661-815X.
Kuderina Dzhamilya Maratovna - 2nd-year Master's student in Pharmacy, Karaganda Medical University; e-mail: [email protected]; ORCID: 0009-0000-3374-1997.
Dosai Akniyet Dosymkyzy - 2nd-year Master's student in Pharmacy, Karaganda Medical University; e-mail: [email protected]; ORCID: 0009-0009-9338-8748.
Конфликт интересов. Все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.
Вклад авторов. Все авторы внесли равноценный вклад в разработку концепции, выполнение, обработку результатов и написание статьи. Заявляем, что данный материал ранее не публиковался и не находится на рассмотрении в других издательствах. Финансирование. Отсутствует.
Статья поступила:3.10.2024г. Принята к публикации:13.12.2024г.