Научная статья на тему 'Исследование мотивации при выборе фармацевтического факультета Воронежского государственного университета'

Исследование мотивации при выборе фармацевтического факультета Воронежского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PHARMACEUTICAL EDUCATION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / PHARMACEUTICAL FACULTY / ВЫСШЕЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGH PHARMACEUTICAL EDUCATION / VET IN PHARMACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдырева Е. В.

Проведено анкетирование среди студентов 1 курса 2017-2018 учебного года фармацевтического факультета Воронежского государственного университета с целью изучения мотивации при выборе фармацевтического факультета Воронежского государственного университета, в том числе специальности «Фармация». Задачами исследования явилось: выявление источников информации, из которых абитуриенты узнали о фармацевтическом факультете; определение факторов, влияющих на выбор абитуриентами фармацевтического факультета; изучение мнения студентов о работе приемной комиссии на фармацевтическом факультете Воронежского государственного университета; выявление предпочтения при выборе должности и вида фармацевтической организации после окончания фармацевтического факультета. Проведенное исследование позволило установить, что большинство абитуриентов получили информацию о фармацевтическом факультете Воронежского государственного университета из официального сайта фармацевтического факультета Воронежского государственного университета 42% опрошенных. Также нами было определено, для учащихся является важным, чтобы ВУЗ был государственным, находился в их родном городе и имел высокий рейтинг (был престижным). Были установлены мотивационные факторы при выборе фармацевтического факультета: интерес изучать состав лекарственных препаратов, их влияние на организм человека; интерес к данной профессии (в особенности провизор, а также востребованность и престиж профессии, отсутствие проблем с трудоустройством, высокая заработная плата, оказание помощи людям, советы родственников, подходящий балл по ЕГЭ и продолжение семейной династии. Самой распространенной организацией среди студентов для дальнейшей профессиональной деятельности является аптечная организация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF MOTIVATION AT THE CHOICE OF PHARMACEUTICAL FACULTY OF VORONEZH STATE UNIVERSITY

A survey was conducted among 1st year students of the 2017-2018 academic year of the Voronezh State University’s Pharmaceutical Faculty with the purpose of studying the motivation when choosing a pharmaceutical faculty of the Voronezh State University, including the specialty "Pharmacy".The research tasks were to identify sources of information, from which the applicants learned about the pharmaceutical faculty; determine the factors that influence the choice of applicants of the Faculty of Pharmacy; to study the opinion of students about the work of the admission committee at the pharmaceutical faculty of the Voronezh State University; identify preferences when choosing a position and the type ofpharmaceutical organization after graduating from the pharmaceutical faculty. The study made it possible to establish that the majority of applicants received information about the pharmaceutical faculty of the Voronezh State University from the official site of the pharmaceutical faculty of the Voronezh State University 42% of the respondents. We also determined that for students it is important that the University be a state institution that was in their hometown and had a high rating (it was prestigious). There were established the motivationalfactors when choosing a pharmaceutical faculty: the interest to study the composition of drugs, their effect on the human body; interest in the profession (especially the pharmacist, as well as the relevance and prestige of the profession, the lack ofproblems with employment, high wages, helping people, advice from relatives, a suitable USE score and the continuation of the family dynasty. The most common organization among students forfurther professional activity is the pharmacy organization.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивации при выборе фармацевтического факультета Воронежского государственного университета»

2018, том 20 [5]

е^с«^-—

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-5-45-51

УДК 615:37

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРИ ВЫБОРЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Болдырева Е.В.

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», г. Воронеж, Российская Федерация

Аннотация. Проведено анкетирование среди студентов 1 курса 2017-2018 учебного года фармацевтического факультета Воронежского государственного университета с целью изучения мотивации при выборе фармацевтического факультета Воронежского государственного университета, в том числе специальности «Фармация». Задачами исследования явилось: выявление источников информации, из которых абитуриенты узнали о фармацевтическом факультете; определение факторов, влияющих на выбор абитуриентами фармацевтического факультета; изучение мнения студентов о работе приемной комиссии на фармацевтическом факультете Воронежского государственного университета; выявление предпочтения при выборе должности и вида фармацевтической организации после окончания фармацевтического факультета. Проведенное исследование позволило установить, что большинство абитуриентов получили информацию о фармацевтическом факультете Воронежского государственного университета из официального сайта фармацевтического факультета Воронежского государственного университета - 42% опрошенных. Также нами было определено, для учащихся является важным, чтобы ВУЗ был государственным, находился в их родном городе и имел высокий рейтинг (был престижным). Были установлены мотивационные факторы при выборе фармацевтического факультета: интерес изучать состав лекарственных препаратов, их влияние на организм человека; интерес к данной профессии (в особенности провизор, а также востребованность и престиж профессии, отсутствие проблем с трудоустройством, высокая заработная плата, оказание помощи людям, советы родственников, подходящий балл по ЕГЭ и продолжение семейной династии. Самой распространенной организацией среди студентов для дальнейшей профессиональной деятельности является аптечная организация. Ключевые слова: фармацевтическое образование, мотивация, фармацевтический факультет, высшее фармацевтическое образование, среднее фармацевтическое образование.

В последнее время под влиянием различных факторов существенно обострились проблемы, связанные с приемом абитуриентов в вузы. Поэтому профессиональное самоопределение выпускников школ и студентов для высшей школы представляет

несомненный интерес [1].

Выбор высшего учебного заведения и будущей специальности имеет важное значение в будущем. Актуальность темы объясняется еще и тем, что вопрос мотивации соотносится с качеством учебного

—-3-—

~ 45 ~

—---

процесса, успешности социально-психологической адаптации студента к условиям обучения в вузе, эффективности профессиональной подготовки будущего провизора [2].

Проблема учебной мотивации студентов при обучении в вузе в настоящее время приобретает особую актуальность, поскольку с введением новых образовательных стандартов третьего поколения большое внимание уделяется повышению роли самостоятельной работы студентов, что в свою очередь ведет к стимулированию саморазвития студентов [3, 4, 5].

Целью нашего исследования явилось изучение мотивации при выборе фармацевтического факультета ВГУ, в том числе специальности «Фармация».

Задачи исследования: — выявить источники информации, из которых абитуриенты узнали о фармацевтическом факультете;

— определить факторы, влияющие на выбор абитуриентами фармацевтического факультета;

— изучить мнение студентов о работе приемной комиссии на фармацевтическом факультете ВГУ;

— выявить предпочтения при выборе должности и вида фармацевтической организации после окончания фармацевтического факультета.

Для сбора первичной информации было проведено анкетирование среди студентов 1 курса 20172018 учебного года фармацевтического факультета ВГУ. Первокурсникам было предложено ответить на вопросы анкеты, которая состояла из 14 вопросов. В опросе приняли участие 70 человек, что соответствует репрезентативности данных.

Результаты показали, что из 70 человек 59 человек - представительницы женского пола, что составило 84% и 11 представителей мужского пола, что составило 16%. Результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение респондентов по половому признаку

Социологический опрос показал, что 51% студентов обучаются на договорной основе, 49% - на бюджетной основе. При расчете среднего балла по ЕГЭ респондентов, было выявлено, что средний балл по ЕГЭ - 216.

При изучении типа учебного заведения, в которых обучались первокурсники, было определено,

что наибольшую долю - 77% составляют школы, 17% составляют лицеи и 6% - гимназии.

Далее было установлено, что на фармацевтическом факультете учатся студенты не только из Воронежа и Воронежской области, но даже из других городов и стран. Результаты представлены на рисунке 2.

~ 46 ~

—--—

Рис. 2. Распределение студентов по географическому признаку

Выявлено, что большинство студентов фармацевтического факультета учатся из Воронежа и Воронежской области - 93% респондентов. 7% составляют студенты из других городов, таких как Краснодар, Ростов, Урюпинск, Норильск, Волгоград; и студенты из других стран - Ирак и Таджикистан.

При проведении исследования определено, что для большинства абитуриентов (60%) было важно, чтобы ВУЗ, в котором они собирались обучаться был государственным.

Анкетирование позволило получить сведения о

том, в какие ВУЗы первокурсники подавали документы, кроме ВГУ. В основном, у всех студентов были отмечены два вуза - Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко и Воронежский государственный университет информационных технологий.

Далее респондентам было предложено ответить на вопрос: «Каким образом вы выбирали ВУЗ?». Были определены следующие критерии, результаты представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Критерии при выборе ВУЗа

~ 47 ~

Since 1999

—---

При ответе на вопрос о работе приемной комиссии (П.К) большинство студентов (43%) ответили, что члены приемной комиссии доходчиво объяс-

нили правила приема. Важно, что ни один из студентов не отметил, что члены приемной комиссии проявили равнодушие к абитуриенту. Результаты представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Оценка деятельности приемной комиссии фармацевтического факультета абитуриентами

Также было выявлено, что большинство абитуриентов получили информацию о фармацевтиче-

ском факультете ВГУ из официального сайта фармацевтического факультета ВГУ - 42% (рисунке 5).

Рис. 5. Распределение источников информации о фармацевтическом факультете

Далее студентам предлагалось ответить на вопрос: «В какой фармацевтической организации вы хотели бы работать?» Первокурсникам предоставлялись несколько вариантов ответа: а) аптечная организация;

b) организация оптовой торговли;

c) фармацевтический завод.

Больше половины студентов (54%) выбрали аптечную организацию (рисунок 6).

~ 48 ~

фармацевтический завод организация оптовой торговли аптечная организация

Рис.6. Выбор фармацевтической организации студентами 1 курса

При выявлении должности, в какой хотели бы работать будущие специалисты, большинство респондентов отметили заведующий аптечной организацией - 40%, провизор-аналитик - 9%, заведующий аптечным складом - 7%, провизор-технолог (провизор) - 14%. Среди девушек наиболее распространенной должностью является заведующий аптечной организацией, а среди юношей - заведующий аптечным складом.

Следует отметить, что учащиеся фармацевтического факультета предлагали свои варианты, такие как клинический фармаколог, медицинский представитель и научный работник, что не соответствует специальности «Фармация».

На следующем этапе были установлены мотива-ционные факторы при выборе фармацевтического факультета. При оценке ответов в группе собственное желание были выявлены следующие ответы (45% респондентов): интерес изучать состав лекарственных препаратов, их влияние на организм человека; интерес к данной профессии (в особенности провизор); желание поступить именно на фармацевтический факультет; желание иметь отношение

к системе здравоохранения, любовь к биологии и

—-

химии, мечта детства); а также востребованность и престиж профессии - 25%, отсутствие проблем с трудоустройством - 15%, высокая заработная плата - 4%, оказание помощи людям - 4%, советы родственников - 4%, подходящий балл по ЕГЭ - 2%, продолжение семейной династии - 1%.

С помощью последнего вопроса в анкете, мы хотели выявить, насколько бывшие абитуриенты определяют для себя понятие мотивация. Но именно этот вопрос - «Что для вас мотивация?» вызвал затруднение у студентов. На поставленный вопрос лишь 27 учащихся из 70 смогли ответить.

В основном студенты писали, что мотивация -это то, что заставляет действовать несмотря ни на какие трудности, преодолевая препятствия, это счастливое будущее, открытие собственного дела, хорошая заработная плата, интересная и востребованная профессия, желание сделать открытие, статус в обществе, саморазвитие, стремление к своей цели, перспектива развития, благополучное будущее, возможность карьерного роста.

Таким образом, проведенное исследование позволило установить средний балл по ЕГЭ абитури-

~ 49 ~

ентов - 216. Выявлено, что большинство абитуриентов получили информацию о фармацевтическом факультете ВГУ из официального сайта фармацевтического факультета ВГУ - 42% опрошенных. Также нами было определено, для учащихся является важным, чтобы ВУЗ был государственным, находился в их родном городе и имел высокий рейтинг (был престижным). Самой распространенной организацией среди студентов для дальнейшей профессиональной деятельности является аптечная организация. Было выявлено, что самая распространенная должность среди юношей - заведующий аптечным складом, среди девушек - заведующий аптечной организацией. Проведенное исследование также позволило установить, что понятие мотивация абитуриенты не могут для себя определить - 62% респондентов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Чупрунов Е.В., Грудзинский А.О., Гребенев И.В. Роль инновационных университетов в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» / Е.В. Чупрунов, А.О. Грудзинский, И.В. Гребенев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. №3(3). С. 7-13. КиберЛенинка:

https://cyberleшnka.ra/artide/n/o-dmamike-motrvatsri-i-kachestva-obrazovaniya-abiturientov

[2] Бахарева Н.С., Мильченко Н.О., Шантыз Г.Ю. Мотивации к учебе у студентов фармацевтического факультета с различными формами обучения / Бахарева Н.С., Мильченко Н.О., Шантыз Г.Ю.// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4-1. -С. 36-38; URL: http://applied-research.ru/ru/article/view?id=11275 (дата обращения: 21.03.2018)

[3] Магазаева Е.А., Чуватаева М.К. Взаимосвязь мотивации учебной деятельности со смысложизненными ориентациями студентов медицинского вуза / Е.А. Магазаева, М.К. Чуватаева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №3(23), 2013. // URL: http://www.sisp.nkras.ru.

[4] Чупандина Е.Е. Особенности мотивации студентов в условиях переходного периода / Е.Е. Чупандина, И.В. Ручкин // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Химия. Биология. Фармация. — Воронеж, 2011. — № 1. - С. 210-212.

[5] Ручкин И.В. Увеличение роли самостоятельной работы с помощью инновационных форм обучения / И.В. Ручкин, Е.В. Болдырева // Традиции и инновации фармацевтической науки и практики: материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной 45-летию фарм. фак. КГМУ, 27 окт. 2011 г. — Курск, 2011. — С. 418-419.

STUDY OF MOTIVATION AT THE CHOICE OF PHARMACEUTICAL FACULTY OF VORONEZH STATE UNIVERSITY

Boldyreva E. V.

Voronezh state university, Voronezh, Russian Federation

Annotation. A survey was conducted among 1st year students of the 2017-2018 academic year of the Voronezh State University's Pharmaceutical Faculty with the purpose of studying the motivation when choosing a pharmaceutical faculty of the Voronezh State University, including the specialty "Pharmacy".The research tasks were to identify sources of information, from which the applicants learned about the pharmaceutical faculty; determine the factors that influence the choice of applicants of the Faculty of Pharmacy; to study the opinion of students about the work of the admission committee at the pharmaceutical faculty of the Voronezh State University; identify preferences when choosing a position and the type ofpharmaceutical organization after graduating from the pharmaceutical faculty. The study made it possible to establish that the majority

—--■—

~ 50 ~

of applicants received information about the pharmaceutical faculty of the Voronezh State University from the official site of the pharmaceutical faculty of the Voronezh State University - 42% of the respondents. We also determined that for students it is important that the University be a state institution that was in their hometown and had a high rating (it was prestigious). There were established the motivationalfactors when choosing a pharmaceutical faculty: the interest to study the composition of drugs, their effect on the human body; interest in the profession (especially the pharmacist, as well as the relevance and prestige of the profession, the lack ofproblems with employment, high wages, helping people, advice from relatives, a suitable USE score and the continuation of the family dynasty. The most common organization among students forfurther professional activity is the pharmacy organization.

Key words: pharmaceutical education, motivation, pharmaceutical faculty, high pharmaceutical education, VET in pharmacy.

REFERENCES

[1] Chuprunov E.V., Grudzinskij A.O., Grebenev I.V. Rol' innovacionnyh universitetov v realizacii nacional'noj obrazovatel'noj iniciativy «Nasha novaja shkola» / E.V. Chuprunov, A.O. Grudzinskij, I.V. Grebenev // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2011. №3(3). p. 7-13. KiberLeninka: https://cyberleninka.ra/artide/n/o-dinamike-motivatsii-i-kachestva-obrazovanija-abiturientov

[2] Bahareva N.S., Mil'chenko N.O., Shantyz G.Ju. Motivacii k uchebe u studentov farmacevticheskogo fakul'teta s razlichnymi formami obuchenija / N.S. Bahareva, Mil'chenko N.O., Shantyz G.Ju.// Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. - 2017. - № 4-1. - p. 36-38; URL: http :// applied-research.ru/ru/article/view?id=11275 (data obrashhenija: 21.03.2018)

[3] Magazaeva E.A., Chuvataeva M.K. Vzaimosvjaz'

motivacii uchebnoj dejatel'nosti so smyslozhiznennymi orientacijami studentov medicinskogo vuza / E.A. Magazaeva, M.K. Chuvataeva // Sovremennye issledovanija social'nyh problem (jelektronnyj nauchnyj zhurnal), №3(23), 2013. // URL: http://www.sisp.nkras.ru.

[4] Chupandina E.E. Osobennosti motivacii studentov v uslovijah perehodnogo perioda / E.E. Chupandina, I.V. Ruchkin // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Himija. Biologija. Farmacija. — Voronezh, 2011. — № 1. - p. 210-212.

[5] Ruchkin I.V. Uvelichenie roli samostojatel'noj raboty s pomoshh'ju innovacionnyh form obuchenija / I.V. Ruchkin, E.V. Boldyreva // Tradicii i innovacii farmacevticheskoj nauki i praktiki: materialy vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, posvjashhennoj 45-letiju farm. fak. KGMU, 27 okt. 2011 g. — Kursk, 2011. — p. 418-419.

—--■—

~ 51 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.