2018, том 20 [5]
е^с«^-—
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-5-45-51
УДК 615:37
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРИ ВЫБОРЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Болдырева Е.В.
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», г. Воронеж, Российская Федерация
Аннотация. Проведено анкетирование среди студентов 1 курса 2017-2018 учебного года фармацевтического факультета Воронежского государственного университета с целью изучения мотивации при выборе фармацевтического факультета Воронежского государственного университета, в том числе специальности «Фармация». Задачами исследования явилось: выявление источников информации, из которых абитуриенты узнали о фармацевтическом факультете; определение факторов, влияющих на выбор абитуриентами фармацевтического факультета; изучение мнения студентов о работе приемной комиссии на фармацевтическом факультете Воронежского государственного университета; выявление предпочтения при выборе должности и вида фармацевтической организации после окончания фармацевтического факультета. Проведенное исследование позволило установить, что большинство абитуриентов получили информацию о фармацевтическом факультете Воронежского государственного университета из официального сайта фармацевтического факультета Воронежского государственного университета - 42% опрошенных. Также нами было определено, для учащихся является важным, чтобы ВУЗ был государственным, находился в их родном городе и имел высокий рейтинг (был престижным). Были установлены мотивационные факторы при выборе фармацевтического факультета: интерес изучать состав лекарственных препаратов, их влияние на организм человека; интерес к данной профессии (в особенности провизор, а также востребованность и престиж профессии, отсутствие проблем с трудоустройством, высокая заработная плата, оказание помощи людям, советы родственников, подходящий балл по ЕГЭ и продолжение семейной династии. Самой распространенной организацией среди студентов для дальнейшей профессиональной деятельности является аптечная организация. Ключевые слова: фармацевтическое образование, мотивация, фармацевтический факультет, высшее фармацевтическое образование, среднее фармацевтическое образование.
В последнее время под влиянием различных факторов существенно обострились проблемы, связанные с приемом абитуриентов в вузы. Поэтому профессиональное самоопределение выпускников школ и студентов для высшей школы представляет
несомненный интерес [1].
Выбор высшего учебного заведения и будущей специальности имеет важное значение в будущем. Актуальность темы объясняется еще и тем, что вопрос мотивации соотносится с качеством учебного
—-3-—
~ 45 ~
—---
процесса, успешности социально-психологической адаптации студента к условиям обучения в вузе, эффективности профессиональной подготовки будущего провизора [2].
Проблема учебной мотивации студентов при обучении в вузе в настоящее время приобретает особую актуальность, поскольку с введением новых образовательных стандартов третьего поколения большое внимание уделяется повышению роли самостоятельной работы студентов, что в свою очередь ведет к стимулированию саморазвития студентов [3, 4, 5].
Целью нашего исследования явилось изучение мотивации при выборе фармацевтического факультета ВГУ, в том числе специальности «Фармация».
Задачи исследования: — выявить источники информации, из которых абитуриенты узнали о фармацевтическом факультете;
— определить факторы, влияющие на выбор абитуриентами фармацевтического факультета;
— изучить мнение студентов о работе приемной комиссии на фармацевтическом факультете ВГУ;
— выявить предпочтения при выборе должности и вида фармацевтической организации после окончания фармацевтического факультета.
Для сбора первичной информации было проведено анкетирование среди студентов 1 курса 20172018 учебного года фармацевтического факультета ВГУ. Первокурсникам было предложено ответить на вопросы анкеты, которая состояла из 14 вопросов. В опросе приняли участие 70 человек, что соответствует репрезентативности данных.
Результаты показали, что из 70 человек 59 человек - представительницы женского пола, что составило 84% и 11 представителей мужского пола, что составило 16%. Результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение респондентов по половому признаку
Социологический опрос показал, что 51% студентов обучаются на договорной основе, 49% - на бюджетной основе. При расчете среднего балла по ЕГЭ респондентов, было выявлено, что средний балл по ЕГЭ - 216.
При изучении типа учебного заведения, в которых обучались первокурсники, было определено,
что наибольшую долю - 77% составляют школы, 17% составляют лицеи и 6% - гимназии.
Далее было установлено, что на фармацевтическом факультете учатся студенты не только из Воронежа и Воронежской области, но даже из других городов и стран. Результаты представлены на рисунке 2.
~ 46 ~
—--—
Рис. 2. Распределение студентов по географическому признаку
Выявлено, что большинство студентов фармацевтического факультета учатся из Воронежа и Воронежской области - 93% респондентов. 7% составляют студенты из других городов, таких как Краснодар, Ростов, Урюпинск, Норильск, Волгоград; и студенты из других стран - Ирак и Таджикистан.
При проведении исследования определено, что для большинства абитуриентов (60%) было важно, чтобы ВУЗ, в котором они собирались обучаться был государственным.
Анкетирование позволило получить сведения о
том, в какие ВУЗы первокурсники подавали документы, кроме ВГУ. В основном, у всех студентов были отмечены два вуза - Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко и Воронежский государственный университет информационных технологий.
Далее респондентам было предложено ответить на вопрос: «Каким образом вы выбирали ВУЗ?». Были определены следующие критерии, результаты представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Критерии при выборе ВУЗа
~ 47 ~
Since 1999
—---
При ответе на вопрос о работе приемной комиссии (П.К) большинство студентов (43%) ответили, что члены приемной комиссии доходчиво объяс-
нили правила приема. Важно, что ни один из студентов не отметил, что члены приемной комиссии проявили равнодушие к абитуриенту. Результаты представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Оценка деятельности приемной комиссии фармацевтического факультета абитуриентами
Также было выявлено, что большинство абитуриентов получили информацию о фармацевтиче-
ском факультете ВГУ из официального сайта фармацевтического факультета ВГУ - 42% (рисунке 5).
Рис. 5. Распределение источников информации о фармацевтическом факультете
Далее студентам предлагалось ответить на вопрос: «В какой фармацевтической организации вы хотели бы работать?» Первокурсникам предоставлялись несколько вариантов ответа: а) аптечная организация;
b) организация оптовой торговли;
c) фармацевтический завод.
Больше половины студентов (54%) выбрали аптечную организацию (рисунок 6).
~ 48 ~
фармацевтический завод организация оптовой торговли аптечная организация
Рис.6. Выбор фармацевтической организации студентами 1 курса
При выявлении должности, в какой хотели бы работать будущие специалисты, большинство респондентов отметили заведующий аптечной организацией - 40%, провизор-аналитик - 9%, заведующий аптечным складом - 7%, провизор-технолог (провизор) - 14%. Среди девушек наиболее распространенной должностью является заведующий аптечной организацией, а среди юношей - заведующий аптечным складом.
Следует отметить, что учащиеся фармацевтического факультета предлагали свои варианты, такие как клинический фармаколог, медицинский представитель и научный работник, что не соответствует специальности «Фармация».
На следующем этапе были установлены мотива-ционные факторы при выборе фармацевтического факультета. При оценке ответов в группе собственное желание были выявлены следующие ответы (45% респондентов): интерес изучать состав лекарственных препаратов, их влияние на организм человека; интерес к данной профессии (в особенности провизор); желание поступить именно на фармацевтический факультет; желание иметь отношение
к системе здравоохранения, любовь к биологии и
—-
химии, мечта детства); а также востребованность и престиж профессии - 25%, отсутствие проблем с трудоустройством - 15%, высокая заработная плата - 4%, оказание помощи людям - 4%, советы родственников - 4%, подходящий балл по ЕГЭ - 2%, продолжение семейной династии - 1%.
С помощью последнего вопроса в анкете, мы хотели выявить, насколько бывшие абитуриенты определяют для себя понятие мотивация. Но именно этот вопрос - «Что для вас мотивация?» вызвал затруднение у студентов. На поставленный вопрос лишь 27 учащихся из 70 смогли ответить.
В основном студенты писали, что мотивация -это то, что заставляет действовать несмотря ни на какие трудности, преодолевая препятствия, это счастливое будущее, открытие собственного дела, хорошая заработная плата, интересная и востребованная профессия, желание сделать открытие, статус в обществе, саморазвитие, стремление к своей цели, перспектива развития, благополучное будущее, возможность карьерного роста.
Таким образом, проведенное исследование позволило установить средний балл по ЕГЭ абитури-
~ 49 ~
ентов - 216. Выявлено, что большинство абитуриентов получили информацию о фармацевтическом факультете ВГУ из официального сайта фармацевтического факультета ВГУ - 42% опрошенных. Также нами было определено, для учащихся является важным, чтобы ВУЗ был государственным, находился в их родном городе и имел высокий рейтинг (был престижным). Самой распространенной организацией среди студентов для дальнейшей профессиональной деятельности является аптечная организация. Было выявлено, что самая распространенная должность среди юношей - заведующий аптечным складом, среди девушек - заведующий аптечной организацией. Проведенное исследование также позволило установить, что понятие мотивация абитуриенты не могут для себя определить - 62% респондентов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Чупрунов Е.В., Грудзинский А.О., Гребенев И.В. Роль инновационных университетов в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» / Е.В. Чупрунов, А.О. Грудзинский, И.В. Гребенев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. №3(3). С. 7-13. КиберЛенинка:
https://cyberleшnka.ra/artide/n/o-dmamike-motrvatsri-i-kachestva-obrazovaniya-abiturientov
[2] Бахарева Н.С., Мильченко Н.О., Шантыз Г.Ю. Мотивации к учебе у студентов фармацевтического факультета с различными формами обучения / Бахарева Н.С., Мильченко Н.О., Шантыз Г.Ю.// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4-1. -С. 36-38; URL: http://applied-research.ru/ru/article/view?id=11275 (дата обращения: 21.03.2018)
[3] Магазаева Е.А., Чуватаева М.К. Взаимосвязь мотивации учебной деятельности со смысложизненными ориентациями студентов медицинского вуза / Е.А. Магазаева, М.К. Чуватаева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №3(23), 2013. // URL: http://www.sisp.nkras.ru.
[4] Чупандина Е.Е. Особенности мотивации студентов в условиях переходного периода / Е.Е. Чупандина, И.В. Ручкин // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Химия. Биология. Фармация. — Воронеж, 2011. — № 1. - С. 210-212.
[5] Ручкин И.В. Увеличение роли самостоятельной работы с помощью инновационных форм обучения / И.В. Ручкин, Е.В. Болдырева // Традиции и инновации фармацевтической науки и практики: материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной 45-летию фарм. фак. КГМУ, 27 окт. 2011 г. — Курск, 2011. — С. 418-419.
STUDY OF MOTIVATION AT THE CHOICE OF PHARMACEUTICAL FACULTY OF VORONEZH STATE UNIVERSITY
Boldyreva E. V.
Voronezh state university, Voronezh, Russian Federation
Annotation. A survey was conducted among 1st year students of the 2017-2018 academic year of the Voronezh State University's Pharmaceutical Faculty with the purpose of studying the motivation when choosing a pharmaceutical faculty of the Voronezh State University, including the specialty "Pharmacy".The research tasks were to identify sources of information, from which the applicants learned about the pharmaceutical faculty; determine the factors that influence the choice of applicants of the Faculty of Pharmacy; to study the opinion of students about the work of the admission committee at the pharmaceutical faculty of the Voronezh State University; identify preferences when choosing a position and the type ofpharmaceutical organization after graduating from the pharmaceutical faculty. The study made it possible to establish that the majority
—--■—
~ 50 ~
of applicants received information about the pharmaceutical faculty of the Voronezh State University from the official site of the pharmaceutical faculty of the Voronezh State University - 42% of the respondents. We also determined that for students it is important that the University be a state institution that was in their hometown and had a high rating (it was prestigious). There were established the motivationalfactors when choosing a pharmaceutical faculty: the interest to study the composition of drugs, their effect on the human body; interest in the profession (especially the pharmacist, as well as the relevance and prestige of the profession, the lack ofproblems with employment, high wages, helping people, advice from relatives, a suitable USE score and the continuation of the family dynasty. The most common organization among students forfurther professional activity is the pharmacy organization.
Key words: pharmaceutical education, motivation, pharmaceutical faculty, high pharmaceutical education, VET in pharmacy.
REFERENCES
[1] Chuprunov E.V., Grudzinskij A.O., Grebenev I.V. Rol' innovacionnyh universitetov v realizacii nacional'noj obrazovatel'noj iniciativy «Nasha novaja shkola» / E.V. Chuprunov, A.O. Grudzinskij, I.V. Grebenev // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2011. №3(3). p. 7-13. KiberLeninka: https://cyberleninka.ra/artide/n/o-dinamike-motivatsii-i-kachestva-obrazovanija-abiturientov
[2] Bahareva N.S., Mil'chenko N.O., Shantyz G.Ju. Motivacii k uchebe u studentov farmacevticheskogo fakul'teta s razlichnymi formami obuchenija / N.S. Bahareva, Mil'chenko N.O., Shantyz G.Ju.// Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. - 2017. - № 4-1. - p. 36-38; URL: http :// applied-research.ru/ru/article/view?id=11275 (data obrashhenija: 21.03.2018)
[3] Magazaeva E.A., Chuvataeva M.K. Vzaimosvjaz'
motivacii uchebnoj dejatel'nosti so smyslozhiznennymi orientacijami studentov medicinskogo vuza / E.A. Magazaeva, M.K. Chuvataeva // Sovremennye issledovanija social'nyh problem (jelektronnyj nauchnyj zhurnal), №3(23), 2013. // URL: http://www.sisp.nkras.ru.
[4] Chupandina E.E. Osobennosti motivacii studentov v uslovijah perehodnogo perioda / E.E. Chupandina, I.V. Ruchkin // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Himija. Biologija. Farmacija. — Voronezh, 2011. — № 1. - p. 210-212.
[5] Ruchkin I.V. Uvelichenie roli samostojatel'noj raboty s pomoshh'ju innovacionnyh form obuchenija / I.V. Ruchkin, E.V. Boldyreva // Tradicii i innovacii farmacevticheskoj nauki i praktiki: materialy vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, posvjashhennoj 45-letiju farm. fak. KGMU, 27 okt. 2011 g. — Kursk, 2011. — p. 418-419.
—--■—
~ 51 ~