Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ФАРМАЦИЯ"'

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ФАРМАЦИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ФАРМАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимохина Алёна Владимировна

Статья посвящена актуальной теме формирования профессиональной направленности студентов специальности «Фармация» через систему практико-ориентированных аудиторных и внеаудиторных занятий с применением современных методов обучения. Такой комплекс мер в высшей школе с учетом условий образовательной парадигмы и рынка труда нацелен на повышение уровня профессиональной подготовки и создания психологически адаптированной программы образования. Целью работы выступает диагностическое исследование формирования профессиональной направленности студентов специальности «Фармация» в образовательном пространстве университета с применением современных методов обучения. Методы и методология работы. Для раскрытия темы исследования были использованы следующие методы: анализ научной литературы; реализация диагностического инструментария; контент-анализ; педагогический эксперимент. Работа базируется на системно-деятельностном (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.Д. Шадриков), компетентностном подходах (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В.В. Краевский, А.К. Маркова, Л.И. Митина, Дж. Равен, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской), а также на теории профессионального самоопределения личности (Дж. Холланд, Эли Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, И.Л. Федотенко). Результаты. Анализ данных, полученных в ходе эксперимента, показал, что научная новизна исследований заключается в следующем: 1. Конкретизирован и уточнен категориально-понятийный аппарат: «профессиональная направленность», «этапы формирования профессиональной направленности», «структура направленности», «современные методы обучения»; 2. Обоснованы теории и концепции, необходимые для успешного формирования профессиональной направленности будущих фармацевтов в образовательном пространстве университета; 3. Выделены психолого-педагогические условия успешного формирования профессиональной направленности фармацевтов; 4. Реализован диагностический инструментарий по определению уровня профессиональной направленности студентов специальности «Фармация». Область применения результатов. Полученные практические результаты, диагностические и исследовательские материалы (адаптированные методики, тесты, кейсы, проекты, практико-ориентированные и компетентностные задания, квесты, квизы) могут при определенной адаптации транслироваться в различных образовательных организациях для формирования профессиональной направленности студентов других специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимохина Алёна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF INNOVATIVE METHODS AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS OF THE SPECIALTY “PHARMACY”

The article is devoted to the actual topic of the formation of the professional orientation of students of the specialty “Pharmacy” through a system of practice-oriented classroom and extracurricular classes using modern teaching methods. Such a set of measures in higher education, taking into account the conditions of the educational paradigm and the labor market, is aimed at increasing the level of professional training and creating a psychologically adapted education program. The purpose of the study is a diagnostic study of the formation of the professional orientation of students of the specialty “Pharmacy” in the educational space of the university using modern teaching methods. Methodology. The following methods were used to disclose the topic of research: analysis of scientific literature; implementation of diagnostic tools; content analysis; pedagogical experiment. The work is based on system-activity (L.S. Vygotsky, A.N. Leontiev, S.L. Rubinstein, B.G. Ananiev, V.D. Shadrikov), competence-based approaches (V.I. Baidenko, A.A. Verbitsky, I.A. Zimnyaya, N.V. Kuzmina, V.V. Kraevsky, A.K. Markova, L.I. Mitina, J. Raven, Yu.G. Tatur, A.V. Khutorskoy), as well as on the theory of professional self-determination of a person (J. Holland, Eli Ginsberg, D. Super, E.A. Klimov, E.F. Zeer, I.L. Fedotenko). Results. Analysis of the data obtained during the experiment showed that the scientific novelty of the research is as follows: 1. the categorical-conceptual apparatus was concretized and clarified: “professional orientation”, “stages of formation of professional orientation”, “orientation structure”, “modern teaching methods”; 2. substantiated theories and concepts necessary for the successful formation of the professional orientation of future pharmacists in the educational space of the university; 3. the psychological and pedagogical conditions for the successful formation of the professional orientation of pharmacists are highlighted; 4. implemented diagnostic tools to determine the level of professional orientation of students of the specialty “Pharmacy”. Practical implications. The obtained practical results, diagnostic and research materials (adapted methods, tests, cases, projects, practice-oriented and competency-based tasks, quests, quizzes) can, with a certain adaptation, be broadcast in various educational organizations to form a professional orientation for students of other specialties.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ФАРМАЦИЯ"»

DOI: 10.12731/2658-4034-2022-13-4-22-43 УДК 378.14.015.62

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ФАРМАЦИЯ»

А.В. Тимохина

Статья посвящена актуальной теме формирования профессиональной направленности студентов специальности «Фармация» через систему практико-ориентированных аудиторных и внеаудиторных занятий с применением современных методов обучения. Такой комплекс мер в высшей школе с учетом условий образовательной парадигмы и рынка труда нацелен на повышение уровня профессиональной подготовки и создания психологически адаптированной программы образования.

Цельюработы выступает диагностическое исследование формирования профессиональной направленности студентов специальности «Фармация» в образовательном пространстве университета с применением современных методов обучения.

Методы и методология работы. Для раскрытия темы исследования были использованы следующие методы: анализ научной литературы; реализация диагностического инструментария; контент-анализ; педагогический эксперимент.

Работа базируется на системно-деятельностном (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.Д. Шадри-ков), компетентностном подходах (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В.В. Краевский, А.К. Маркова, Л.И. Митина, Дж. Равен, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской), а также на теории профессионального самоопределения личности (Дж. Холланд, Эли Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, И.Л. Федотенко).

Результаты. Анализ данных, полученных в ходе эксперимента, показал, что научная новизна исследований заключается в следующем:

1. Конкретизирован и уточнен категориально-понятийный аппарат: «профессиональная направленность», «этапы формирования профессиональной направленности», «структура направленности», «современные методы обучения»;

2. Обоснованы теории и концепции, необходимые для успешного формирования профессиональной направленности будущих фармацевтов в образовательном пространстве университета;

3. Выделены психолого-педагогические условия успешного формирования профессиональной направленности фармацевтов;

4. Реализован диагностический инструментарий по определению уровня профессиональной направленности студентов специальности «Фармация».

Область применения результатов. Полученные практические результаты, диагностические и исследовательские материалы (адаптированные методики, тесты, кейсы, проекты, практико-ориентированные и компетентностные задания, квесты, квизы) могут при определенной адаптации транслироваться в различных образовательных организациях для формирования профессиональной направленности студентов других специальностей.

Ключевые слова: высшее образование; современные методы обучения; фармация; профессиональная направленность; самоопределение; мотивация; профориентация; практико-ориентированные задания

REALIZATION OF INNOVATIVE METHODS AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS OF THE SPECIALTY "PHARMACY"

A.V. Timokhina

The article is devoted to the actual topic of the formation of the professional orientation ofstudents of the specialty "Pharmacy" through a system of practice-oriented classroom and extracurricular classes using modern teaching methods. Such a set of measures in higher education,

taking into account the conditions of the educational paradigm and the labor market, is aimed at increasing the level of professional training and creating a psychologically adapted education program.

The purpose of the study is a diagnostic study of the formation of the professional orientation of students of the specialty "Pharmacy" in the educational space of the university using modern teaching methods.

Methodology. The following methods were used to disclose the topic of research: analysis of scientific literature; implementation of diagnostic tools; content analysis; pedagogical experiment.

The work is based on system-activity (L.S. Vygotsky, A.N. Leontiev, S.L. Rubinstein, B. G. Ananiev, V.D. Shadrikov), competence-based approaches (V.I. Baidenko, A.A. Verbitsky, I.A. Zimnyaya, N.V. Kuzmina, V.V. Kraevsky, A.K. Markova, L.I. Mitina, J. Raven, Yu.G. Tatur, A.V. Khutorskoy), as well as on the theory ofprofessional self-determination ofa person (J. Holland, Eli Ginsberg, D. Super, E.A. Klimov, E.F. Zeer, I.L. Fedotenko).

Results. Analysis of the data obtained during the experiment showed that the scientific novelty of the research is as follows:

1. the categorical-conceptual apparatus was concretized and clarified: "professional orientation", "stages offormation ofprofessional orientation", "orientation structure", "modern teaching methods";

2. substantiated theories and concepts necessary for the successful formation of the professional orientation of future pharmacists in the educational space of the university;

3. the psychological and pedagogical conditions for the successful formation of the professional orientation ofpharmacists are highlighted;

4. implemented diagnostic tools to determine the level of professional orientation of students of the specialty "Pharmacy".

Practical implications. The obtained practical results, diagnostic and research materials (adapted methods, tests, cases, projects, practice-oriented and competency-based tasks, quests, quizzes) can, with a certain adaptation, be broadcast in various educational organizations to form a professional orientation for students of other specialties.

Keywords: higher education; modern teaching methods; pharmacy; professional orientation; self-determination; motivation; career guidance; practice-oriented tasks

Введение

В современном обществе качество фармацевтического образования, как элемент здравоохранения и социальной сферы, зависит от многих факторов, одним из которых является компетентностный специалист. Высокий уровень профессионализма фармацевта требует личностных и профессиональных качеств в соответствующей области, формирование которых начинается со школы и университета [6, с. 215]. Современному выпускнику необходимо не только осваивать рынок труда, закрепляться в нем, но и быть активным, конкурентоспособным, мобильным, готовым к профессиональной деятельности и ответственным за свои результаты. В данной связи перед высшей школой стоит задача подготовить не просто грамотного специалиста, но и личность, стремящуюся к профессиональному развитию и росту. Поэтому актуальным становится исследование и формирование профессиональной направленности студентов [14, с. 69].

Однако в современной ситуации преподаватели университетов предпочитают традиционные методы обучения, что не соответствует в полной мере изучаемым образовательным программам и соответственно нет четкой структуры формирования профессиональной направленности, также не делается акцент на фармацевтическую практику и межпредметные связи, что является основополагающем для самоопределения студентов. Такой подход в будущем может привести к низкому уровню овладения профессиональными компетенциями провизоров, которые не могут решать практические и ситуационные задачи, что в дальнейшем сугубо отрицательно повлияет на качество услуг и продукции [11, с. 59; 15, с. 74; 19, с. 26; 21, с. 5]. Поэтому, на наш взгляд, необходимо создавать психолого-педагогические условия формирования профессиональной направленности, внедрять в образовательный процесс студентов современные методы обучения, которые заключаются в непосредственном активном участии каждого обучающегося в выполнении творческих, практико-ориентированных заданий, объединение и взаимодействие в группах для решения ситуационных и компетент-ностных кейсов, квизов, квестов.

Цель исследования - проанализировать уровень профессиональной направленности студентов-фармацевтов на основе реализации диагностического инструментария и применения современных аудиторных и внеаудиторных методов обучения в образовательном процессе.

Задачи научного исследования заключаются:

- в обосновании понятийно-категориального аппарата «направленность личности», «профессиональная направленность», «структура профессиональной направленности», «современные методы обучения» согласно теоретико-методологическим подходам;

- реализации современных аудиторных и внеаудиторных методов обучения в образовательном процессе студентов-фармацевтов (1-5 курсы);

- в оценке уровня сформированное™ профессиональной направленности посредством диагностического инструментария;

- интерпретации полученных результатов педагогического исследования и формулировки выводов.

Многие исследователи уделяют большое значение профессиональной направленности и определяет ее через отношения (Е.А. Климов), интересы (С.П. Крягжде, М.И. Дьяченко), склонности (Л.М. Митина, М.И. Кузьмина), мотивы (А.К. Маркова, Л.М. Митина), установку (А.С. Ткаченко) потребности, цели, убеждения (А.П. Сейтешев), мотивационно-ценностные ориентации, профессиональную позицию, социально-профессиональный статус (Э.Ф. Зеер).

На основе анализа и обобщения методологических подходов к категориям «направленность личности», «профессиональная направленность», мы выделили среди них практико-ориентиро-ванные на университет. Наиболее четко определяют направленность личности концепции системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.Д. Шадриков). Исследователи рассматривали личность как систему, его личностные качества, которые являются результатом широкой социальной, внешней и внутренней, умственно-нрав-

ственной деятельности. Данная теория показывает связь структуры личности с профессиональной направленностью. Психолог А.Н. Леонтьев в основу деятельности вкладывал мотивы и предполагал, что направленность является «ядром личности, представляющим собой систему относительно устойчивых мотивов как основных побудителей профессиональной деятельности» [17, с. 62-63; 3 с. 23-25]. В другом методологическом подходе - компе-тентностном (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В.В. Краевский, А.К. Маркова, Л.И. Митина, Дж. Равен, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской), исследователи делают акцент не только на профессиональной деятельности, но и на успешной социальной работе. Понятие «компетентность» трансформируется в систему «компетенций», которые определяют знания, умения, навыки, опыт деятельности и взаимосвязаны с профессиональной направленностью, что определяет дальнейшую деятельность будущего специалиста.

По мнению А.М. Новикова, компетентность - это «самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, которая основана на приобретенном студентами учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях [9, с. 235-236]. Нам близка позиция А.В. Хуторского, который предложил дифференцировать понятия «компетенция» и «компетентность». При этом он подчеркивал, что компетенции - это «совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу дисциплин и процессов, необходимых, чтобы качественно действовать в профессиональном обучении» [10 с. 131-132]. Следовательно, в основе формирования профессиональной направленности реализуется система мотивов, которые определяют знания, умения, навыки и опыт профессиональной деятельности, то есть будущие компетенции. Результатом профессиональной подготовки студентов специальности «Фармация» является комплекс компетенций: общепрофессиональные, профессиональные и универсальные (табл. 1).

Таблица 1.

Система компетенций специальности «Фармация»

№ п/п Название компетенции Расшифровка приобретаемой компетенции

1 Общепрофессиональные компетенции готовность к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач профессиональной деятельности

способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок

готовность к ведению документации, предусмотренной в сфере производства и обращения лекарственных средств

готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач

2 Профессиональные компетенции изготавливать медицинские препараты и принимать участие в технологии производства готовых лекарственных средств

участвовать в мониторинге качества, эффективности и безопасности медицинских средств и лекарственного растительного сырья

выполнять клинические лабораторные исследования третьей категории сложности, в том числе на основе внедрения новых методов и методик исследования

Профессиональные, общепрофессиональные компетенции формируются у будущих фармацевтов в условиях активного взаимодействия в аудиторной и во внеаудиторной деятельности [20, с. 4].

В теории профессионального самоопределения наиболее углубленно вопросы профессиональной направленности личности изучены в трудах известного русского учёного Е.А. Климова. Профессиональную направленность исследователь рассматривал как «сложную черту личности, которая отличается не только положительным отношением к определенным профессиям, но и активным желанием трудиться в профессиональной деятельности» [4 с. 5-6; 5 с. 52-53]. В своих учениях автор определил структурные компоненты профессиональной направленности личности (рис. 1).

Такая структура находит отражение в традиционных педагогических этапах профессиональной направленности (Э.Ф. Зеер,

Ю.А. Полещук и др.): начальный этап профессионального самоопределения; процесс профессионального обучения и сама деятельность специалиста (рис. 2).

На этапе первичного профессионального самоопределения у обучающихся проявляется желанием активного участия в практико-ориентированных мероприятиях, различных профориентационных тестах, производственных экскурсиях, что способствует дальнейшей заинтересованности к профессиям.

Рис. 1. Структурные компоненты профессиональной направленности

Подробно обобщим этап профессионального обучения студентов в университете. Большое значение имеет интерес обучающихся, профессиональная направленность и студенческая мотивация. Для того, чтобы профессиональная подготовка была успешной и способствовала формированию направленности будущих специалистов, необходимо создать ряд психолого-педагогических условий.

Начальный этап профессионального самоопределения

Профессиональное I ^ обучение студентов I ^

Профессиональная деятельность специалистов

Потребности,

желания обучающихся, первичное самоопределение

Интересы в отдельных сферах наук, проявление склонностей

Определенные убеждения в выбранной профессии, профессиональное мировоззрение

Рис. 2. Этапы профессиональной направленности

На основе теоретического анализа мы определили следующие психолого-педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов-фармацевтов:

- создание психологически благоприятной обстановки в образовательном пространстве университета (консультативная помощь абитуриентам, кураторская поддержка первокурсников);

- опора на воспитательный подход (патриотические, ценност-но-ориентационные и профориентационные мероприятия);

- внедрение современных методов обучения в образовательный процесс в сочетании с традиционными;

- активное взаимодействие студентов с преподавателями в аудиторной и во внеаудиторной профессиональной деятельности;

- комбинация массовых форм работы с групповыми и индивидуальными подходами [8, с. 28-29].

Конкретно проанализируем и обобщим внедрение современных методов обучения, которые являются содержательными из условий формирования профессиональной направленности будущих фармацевтов. Научное обоснование методов обучения предложено в исследованиях Н.Л. Безбородовой, А.А. Вербицкого, А.М. Новикова и др. Проанализировав труды ученых, мы представили и адаптировали следующие группы инновационных методов, ориентированных на университет (табл. 2) [1, с. 65; 16, с. 83]:

Таблица 2.

Сравнительный анализ традиционных и современных методов обучения

№ п/п Современные методы обучения Традиционные методы обучения

Усвоение первичных знаний

1 Составление ситуационных и профильных кластеров с последующим совместных обсуждением; брифинг Лекции

2 Дискуссионный клуб Эвристическая беседа

3 IT-платформы и приложения Работа с учебным пособием, иллюстрациями

Контроль знаний и их закрепление

4 Квест, квиз, деловые игры Семинар

5 Кейс-технологии, практико-ориентированные задания Практическая работа

6 Коллоквиум, 1Т-тесты, Google-класс, Тестирование и контрольно-

исследовательские работы самостоятельная работа, экзамены

Формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей

7 Брейн-ринг, круглый стол Конференция

8 Профильные диктанты, стартапы Конкурсы

9 Интерактивные и виртуальные экскурсии; Классические экскурсии,

стажировки производственные практики

Таким образом, представленная группа современных методов обучения может стать эффективным инструментом в руках преподавателей, что позволит разнообразить образовательный процесс, вовлечь большую часть студентов, объединить воедино профильные дисциплины. Такой комплекс поможет разрешить проблемы с низкой мотивацией, эмоциональным выгоранием и проблемой формирования профессиональной направленностью, также сделает усвоение образовательной программы более практичной и эффективной для студентов специальности «Фармация» [3, с. 23].

Материалы и методы

Экспериментальное исследование проходило среди студентов специальности «Фармация» Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого (количество респондентов 34

человека: 23 девушки и 11 юношей возрастом 18-23 года). Начиная с 2019 года обучения студенты первого курса специальности «Фармация» приняли участие в педагогическом эксперименте по определению уровня сформированности профессиональной направленности. В течение трех лет до 2022 года (исследование продолжается) одни и те же респонденты проходили профессиональную подготовку. Осуществляли поиск, хранение и применение знаний, умений, навыков в процессе профильных дисциплин (фармакогнозия, фармация, история лекарственных растений, органическая химия и др.) посредством инновационных методов, средств и форм обучения, и внеаудиторных мероприятий (квизы, квесты, дебаты, дискуссии, викторины).

Для определения уровня сформированности направленности на профессию, когнитивные способности, коммуникативные и организаторские умения, мотивацию нами использованы в исследовании следующие диагностики: «Методика по определению мотивации обучения в вузе» (автор Т.И. Ильина); «Диагностика уровня профессиональной направленности» (автор Т.Д. Дубовицкая, адаптированная), «Диагностика профессиональной деятельности» (авторы К. Замфир в модификации А.А. Реана), «Методика ценностные ориентации» (автор М. Рокич), «Коммуникативные и организаторские склонности» (авторы В.В. Синявский, В.А. Федорошин).

Вспомогательным методом эксперимента выступил контент-анализ, при помощи которого осуществлялась интерпретация психологических тестов, учебных материалов промежуточных, итоговых и проектных работ студентов в процессе профессиональной подготовки [2, с. 84; 4, с. 17; 5, с. 123-124].

Результаты и обсуждение

Процесс опытно-экспериментальной работы был разделен на три этапа: констатирующий этап (2019-2020 гг.) заключен в профессиональном обучении группы студентов специальности «Фармация» на занятиях «Общая и неорганическая химия», «Фармация», «История лекарственных растений». Для предоставления учебного материала вместо лекции, был реализован дискуссионный клуб совместно с составлением кластеров. Студенты в процессе обучения научились

составлять схемы-кластеры в группах, рассуждать и вести дискуссии. Для закрепления знаний с практической стороны студенты решали кейсы, соревновались между собой в решении профильных заданий на квестах, викторинах и квизах. Такие практико-ориентированные методы направлены на формирование эрудиции, соперничества и сплоченности. Следовательно, практическое закрепление проходило в виде «мозгового штурма», дискуссии, дебатов, что способствует более эффективному формированию мотивации, когнитивных способностей, коммуникативных и организаторских умений, профессиональной направленности студентов [12, с. 132-133]. В конце года проходил первичный контроль, диагностическое исследование и вспомогательный метод контент-анализа учебных материалов.

Второй - формирующий этап (2020-2022 гг.) проходил в виде сочетания аудиторных занятия по дисциплинам «Органическая химия», «Фармакогнозия» и во внеаудиторной работе. Будущим фармацевтам предстояло выполнить эссе и исследовательскую работу по профильному направлению, затем представить результаты на научных конференциях или практическом стартапе. Такие инновационные методы направлены на развитие профессиональных умений, творческих и ораторских способностей (табл. 3). Также проходил текущий контроль, диагностическое исследование посредством методик и контент-анализ [21, с. 3-4; 22, с. 1320].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Завершающий или контрольный этап (2021-2022 гг.) был направлен на итоговое диагностическое исследование и метод контент-анализа учебных материалов студентов специальности «Фармация» по завершении учебного года.

Таблица 3.

Примеры мероприятий, реализованных в процессе обучения студентов специальности «Фармация»

Аудиторные и внеаудиторные мероприятия Особенности заданий

Первичное овладение знаний

Эссе Темы выступлений: «Почему Я выбрал специальность «Фармация» и какие ожидания? «Значение химических дисциплин в подготовке будущего фармацевта». «Что для Вас значит быть фармацевтом?»

Окончание табл. 3.

Дискуссионный клуб Темы дискуссий: 1. Создание рабочих мест должно быть главной целью нашего планирования? 2. Фармацевтическая культура: от политики взаимных претензий к сотрудничеству 3. Обслуживание или сотрудничество: отношения провизор-клиент

Ситуационные задачи 1. К провизору аптеки обратился мужчина 55 лет с просьбой выдать ему жаропонижающее средство, однако провизор отказал в просьбе, обосновав свою позицию тем, что аптека уже закрыта. Оцените тактику провизора. 2. В аптеку пришла женщина с жалобами на головную боль и попросила измерить артериальное давление. Лицо красно-синюшное, кожа покрыта потом. Фармацевт отказал ей в услуге, сославшись на большую очередь. Оцените ситуацию [12, с. 53-54].

Составление кластеров по профильной дисциплине Составить кластер по теме: 1. Особенности влияния жаропонижающих лекарств на организм человека. 2. Воздействие на человека антропогенных загрязнений. Способы предотвращения. 3. Коммуникативно-организаторские особенности в отношении провизор-клиент.

Контроль знаний и их закрепление

Деловые игры, квизы, квесты, викторины Квиз «Как не отравиться и способы лечения» Викторина «Сыщики и мошенники: способы определения биологически активных веществ в лекарственном растительном сырье»

Кейс-технологии Кейс: В аптеку зашел мужчина с просьбой разъяснить ему действие препарата «Цитрамон», который был выписан ему врачом, однако фармацевт отказался предоставить мужчине информацию, сославшись на то, что аптека - не справочное бюро. 1. Оцените представленную ситуацию. 2. Предложите способы избегания конфликтов. 3. Какое действие оказывает на организм человека препарат «Цитрамон».

Формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей

Творческие задания по специальности Составление муляжей, макетов, схем и таблиц по профильным дисциплинам.

Профильные конференции Темы докладов: «Влияние химических дисциплин на специальность «Фармация»» «Значение компетентных фармацевтов в современном обществе» «Особенности работы фармацевтов на производствах»

Обобщая результаты исследования, мы на первоначальном этапе выявили уровень сформированности индивидуальных когнитивных способностей, коммуникативных и организаторских умений, мотивации к выбранной профессии посредством контент-анализа

на трех этапах профессионального обучения (табл. 4). [23, с. 14; 24, с. 251].

Таблица 4.

Данные контент-анализа образовательного процесса студентов специальности «Фармация»

№ п/п "—Доля качественного " -—^^^выполнения (%) Элементы материалов 2019-2020 (1 курс) 2020-2021 (2 курс) 2021-2022 (3 курс)

Лекции

1 Четкая речь, логические и креативные рассуждения 27% 42% 69%

2 Каллиграфический почерк, грамотный и структурированный текст лекций 19% 35% 42%

Семинары

3 Наглядные презентации, визуализированы, в едином формате 39% 51% 73%

4 Полный, структурированный ответ доклада 30% 46% 62%

5 Сотрудничество и минимизация конфликтов 28% 42% 60%

Практические работы

6 Четко спланированы этапы выполнения практических работ 10% 24% 48%

7 Выделены все элементы в конспекте практической работы 16% 31% 57%

8 Доля правильных ответов работы больше 70% 15% 23% 42%

Контент-анализ учебных материалов студентов-фармацевтов в течение трех лет показал стабильный процентный рост, что свидетельствует о низком уровне (27%; 19%; 39%, 10% и др.) сформиро-ванности групповых и индивидуальных способностей, мотивации, на втором и третьем году средний уровень (42%, 69%, 31%, 57% и др.) когнитивных способностей, коммуникативных и организаторских умений, мотивации.

На контрольном этапе мы выбрали основную методику ««Диагностика уровня профессиональной направленности» (автор Т.Д. Дубовицкая, адаптированная), с помощью которой были определены низкий (меньше 50% ответов) и высокий уровни (больше 50%

правильных ответов) сформированности профессиональной направленности. Обучающиеся должны ответить на каждый элемент: «да», «не знаю», «нет», затем по итоговому подсчету были определены показатели профессиональной направленности (табл. 5) [4, с. 83-84; 18 с. 15-17].

Таблица 5.

Результаты исследования уровня сформированности профессиональной направленности

№ п/п Количество ответов —-—___(да, не знаю, нет, %) Компоненты ——^^ 2019-2020 (1 курс) 2020-2021 (2 курс) 2021-2022 (3 курс)

1 Выбранная профессия нравится, соответствует интересам и склонностям 45/30/35 50/25/25 65/15/20

2 Вынужденно учусь на данном факультете в силу определенных обстоятельств 20/25/65 15/30/55 10/20/70

3 Мое желание получить данную профессию и работать по ней является достаточно стойким и обоснованным 40/20/40 50/20/30 65/20/15

4 Учусь, прежде всего, для того чтобы получить высшее образование 20/25/65 15/30/55 10/20/70

5 Мои увлечения и занятия в свободное время связаны с будущей профессией 45/30/35 50/25/25 65/15/20

6 Существует много других профессий, которые нравятся мне значительно больше, чем моя будущая 20/25/65 15/30/55 10/20/70

7 По собственной инициативе читаю дополнительную литературу, имеющую отношение к будущей профессии 45/30/35 50/25/25 65/15/20

8 После окончания учебы буду дальше совершенствоваться и повышать квалификацию по получаемой сейчас профессии 45/30/35 50/25/25 65/15/20

9 Если я и буду работать по получаемой сейчас профессии, то недолго 20/25/65 15/30/55 10/20/70

10 В жизни человека не все зависит от него самого, и ему приходится иногда мириться с обстоятельствами 20/25/65 15/30/55 10/20/70

Средний показатель 54,5/26,5/28 52,5/27/20,5 67,5/18/14,5

Средний показатель (%) за три года 55/24/21

Сведения, полученные в ходе прохождения студентами диагностики, показали, что 55% имеют высокий уровень сформированности профессиональной направленности, 24% студентов не определились

и 21% обучающихся имеют низкие показатели профессиональной направленности.

Заключение

По результатам исследования мы сделали выводы об уровне сформированности профессиональной направленности студентов специальности «Фармация» посредством комплекса психолого-педагогических условий:

1. Проанализировали понятийно-категориальный аппарат на основе методологических подходов: «профессиональная направленность», «структура направленности личности», «этапы профессиональной направленности», «современные методы обучения». Были выделены основные компоненты профессиональной направленности: мотивы, склонности потребности, отношения, ценности, ориентация, интересы, установки;

2. Предложили психолого-педагогические условия формирования профессиональной направленности, одними из которых являются инновационные методы обучения;

2. Разработали материалы аудиторных и внеаудиторных мероприятий (квесты, дискуссии, викторины, ситуационные задачи, кейсы и другие), которые были реализованы в образовательном процессе студентов специальности «Фармация» Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого;

3. Провели опытно-экспериментальное исследование среди одной и той же группы студентов специальности «Фармация» в течение трех лет (с 2019 по 2022 годы) посредством контент-анализа и диагностического инструментария;

4. Полученные результаты мы интерпретировали и определили, что с помощью контент-анализа учебных материалов студентов на каждом элементе в первый год обучения студенты имели низкий уровень (27%; 19%; 39%, 10% и др.) сформированности групповых и индивидуальных способностей, мотивации, на втором и третьем году средний уровень (42%, 69%, 31%, 57% и др.) когнитивных способностей, коммуникативных и организаторских умений, мотивации. Посредством диагностических исследований определили

уровень сформированности профессиональной направленности: 55% студентов имеют высокие показатели, что свидетельствует о профессиональном интересе студентов, качественном овладении профильными дисциплинами и связи с выбранной профессией; доля 21% показали низкий уровень, что говорится о вынужденном выборе профессии и высокими рисками не связывать будущую жизнь с осваиваемой специальностью;

5. Адаптированные методики и разработанные аудиторные, внеаудиторные задания могут быть использованы для исследования динамики уровня профессиональной направленности; факторов влияния на профессиональную направленность; уровень психологических и индивидуальных особенностей студентов разных курсов и направлений, также применены для повышения квалификации фармацевтов.

Список литературы

1. Головей Л.А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости: показатели, факторы, кризисы// На пороге взросления: сб. научных статей. М.: МГППУ. 2011. С. 62-77.

2. Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов// Психологическая наука и образование. 2004. №2. С. 82-86.

3. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования/ Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк// Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 22-28.

4. Зыбина Л.Н. Структурные компоненты динамика профессиональной направленности: автореф. дисс...к-та психол. наук. Новосибирск, 2009. 22 с.

5. Клименко И.В. Динамика мотивационно-ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность: дис.канд.наук: 19.00.03. М. 2014. 243 с.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Москва: Академия, 2004. 304 с.

7. Кононова С.В. Социальный статус и престиж фармацевтического работника в современном обществе/ С.В. Кононова, Н.Н. Дадус,

Е.В. Шаленкова, С.В. Петрова, Л.С. Богомолова // Медицинский альманах, №1, 2011. С. 215-218.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. 308 с.

9. Новиков А.М. Методология образования. 2-е изд. М.: Эгвес, 2006. 488 с.

10. Новикова М.Г. Формирование профессиональной направленности бакалавров экономики в университете на основе взаимодействия с работодателями/ М.Г. Новикова, И.Л. Федотенко// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 2 (54). С. 130-134.

11. Петрова С.В. Фармацевтические специалисты - специфика и стандарты работа/ С.В. Петрова, С.В. Кононова, Н.Н. Дадус, Н.Н. Чес-нокова, Е.В. Жукова// Менеджмент. Ремедиум, 2013. С. 59-64.

12. Платонов В.В. Сборник задач и упражнений по общей и неорганической химии (с решениями): Учеб.-метод. пособие/ В.В. Платонов,

0 С. Половецкая, В.А. Попков. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2012. 167 с.

13. Полещук Ю.А. Исследование компонентов профессиональной направленности студентов-психологов. Издательство «Смальта». НГПУ, под ред. Буравцовой Н.В., №1, 2016. С. 53-56.

14. Полещук Ю.А. Профессиональная направленность личности студентов в контексте компетентностного подхода// Актуальные вопросы образования и науки. 2010. № 1-2. С. 68-81.

15. Поцелуйко Д. Актуальность профессии фармацевта // Мат^али XXV науково1 конференцл здобувачiв вищо1 освгти «1сторичний досввд

1 сучаснють»: зб. наук. праць. Одеса: ПНПУ iм. К. Д. Ушинського. 2019. № 36. С. 73-75.

16. Реан А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией// Вопросы психологии. 1988. №1. С. 83-88.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Серия: Мастера психологии. Издательство: Питер, 2002. 720 с.

18. Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности: теория и практика воспитания. Алма-Ата. 1990. 336 с.

19. Соколова О.В. Профессиональное становление фармацевтических работников/ О.В. Соколова, Л.И. Лаврентьева, О.В. Желткевич, О.А. Куликова // Фармация. 2010. №8. С. 26-27.

20. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности «33.05.01 Фармация». Министерство образования и науки РФ от 27 марта 2018 г. N 219. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201804180012 (дата обр.: 11.08.2022).

21. Martina F. Mylrea Developing Professional Identity in Undergraduate Pharmacy Students: A Role for Self-Determination Theory/ Martina F. Mylrea, Tarun Sen Gupta, Beverley D. Glass// James Cook University College of Medicine and Dentistry Queensland. Pharmacy, Australia. 2017. №5. https://doi.org/10.3390/pharmacy5020016

22. Martina F. Mylrea Design and Evaluation of a Professional Identity Development Program for Pharmacy Students// Martina F. Mylrea, Ta-run Sen Gupta, Beverley D. Glass// James Cook University, College of Medicine and Dentistry. American Journal of Pharmaceutical Education. 2019. Vol. 83 (6). Article 6842. P. 1320-1327.

23. Rabow M.W. Repression of Personal Values and Qualities in Medical Education / M.W. Rabow, C.N. Evans, R.N. Remen// Family Medicine. 2013. Vol. 45. N 1. P. 13-18.

24. Stupariu I. Development and evaluation of a professional development framework for pharmacy undergraduate students to support their learning in professional practice. University of Bath, 2012. P. 1-321.

References

1. Golovey L.A. Professional'noe samoopredelenie na poroge vzroslos-ti: pokazateli, faktory, krizisy [Professional self-determination on the verge of adulthood: indicators, factors, crises]. Na poroge vzrosleniya: sb. nauchnykh statey [On the verge of maturation: Sat. scientific articles]. Moscow: MGPPU, 2011, pp. 62-77.

2. Dubovitskaya T.D. Diagnostika urovnya professional'noy napravlenno-sti studentov [Diagnostics of the level of professional orientation of students]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2004, no. 2, pp. 82-86.

3. Zeer E.F., Symanyuk E.E. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher education in Russia], 2005, no. 4, pp. 22-28.

4. Zybina L.N. Strukturnye komponenty dinamika professional'noy naprav-lennosti [Structural components of the dynamics of professional orientation]: Ph.D. diss. ... cand. psychol. sciences. Novosibirsk, 2009, 22 p.

5. Klimenko I.V. Dinamika motivatsionno-tsennostnoy napravlennosti stu-dentovnaprofessional'nuyu deyatel'nost' [Dynamics of students' motivational and value orientation towards professional activity]: Ph.D. cand. sciences: 19.00.03. M., 2014, 243 p.

6. Klimov E.A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow: Academy, 2004, 304 p.

7. Kononova S.V., Dadus N.N., Shalenkova E.V., Petrova S.V., Bogomolova L.S. Meditsinskiy al'manakh [Medical Almanac], 2011, no. 1, pp. 215218.

8. Markova A.K. Psikhologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. M., 1996, 308 p.

9. Novikov A.M.Metodologiya obrazovaniya [Methodology of education]. M.: Egves, 2006, 488 p.

10.Novikova M.G., Fedotenko I.L. Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020, no. 2 (54), pp. 130-134.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Petrova S.V., Kononova S.V., Dadus N.N., Chesnokova N.N., Zhukova E.V. Management. Remedium, 2013, pp. 59-64.

12. Platonov V.V., Polovetskaya O.S., Popkov V.A. Sbornik zadach i up-razhneniy po obshchey i neorganicheskoy khimii (s resheniyami) [Collection of tasks and exercises in general and inorganic chemistry (with solutions)]. Tula, 2012, 167 p.

13. Poleshchuk Yu. A. Issledovanie komponentov professional'noy napravlennosti studentov-psikhologov [Study of the components of the professional orientation of students-psychologists]. Smalta Publishing House, ed. Buravtsova N.V., 2016, no. 1, pp. 53-56.

14. Poleshchuk Y.A. Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki [Topical Issues of Education and Science], 2010, no. 1-2, pp. 68-81.

15. Potseluiko D. Materiali XXV naukovoi konferentsii zdobuvachiv vish-choi osviti «Istorichniy dosvid i suchasnist'» [Proceedings of the XXV scientific conference on health education "Historical background and present"]. Odessa: PNPU, 2019, no. 36, pp. 73-75.

16. Rean A.A. Voprosy psikhologii, 1988, no. 1, pp. 83-88.

17. Rubinstein S.L. Osnovy obshchey psikhologii. Seriya: Mastera psikhologii [Fundamentals of General Psychology. Series: Masters of Psychology]. Publisher: Piter, 2002, 720 p.

18. Seiteshev A.P. Professional'naya napravlennost' lichnosti: teoriya i praktika vospitaniya [Professional orientation of personality: theory and practice of education]. Alma-Ata, 1990, 336 p.

19. Sokolova O.V., Lavrentiev L.I., Zheltkevich O.V., Kulikova O.A. Profes-sional'noe stanovlenie farmatsevticheskikh rabotnikov [Professional development of pharmaceutical workers]. Farmatsiya, 2010, no. 8, pp. 26-27.

20. Federal state educational standard of higher education in the specialty "33.05.01 Pharmacy". Ministry of Education and Science of the Russian Federation of March 27, 2018 N 219. http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001201804180012

21. Martina F. Mylrea Developing Professional Identity in Undergraduate Pharmacy Students: A Role for Self-Determination Theory/ Martina F. Mylrea, Tarun Sen Gupta, Beverley D. Glass. James Cook University College of Medicine and Dentistry Queensland. Pharmacy, 2017, no. 5, https://doi.org/10.3390/pharmacy5020016

22. Martina F. Mylrea Design and Evaluation of a Professional Identity Development Program for Pharmacy Students// Martina F. Mylrea, Tarun Sen Gupta, Beverley D. Glass. James Cook University, College of Medicine and Dentistry. American Journal of Pharmaceutical Education, 2019, vol. 83(6), article 6842, pp. 1320-1327.

23. Rabow M.W. Repression of Personal Values and Qualities in Medical Education/ M.W. Rabow, C.N. Evans, R.N. Remen. Family Medicine, 2013, vol. 45, no. 1, pp. 13-18.

24. Stupariu I. Development and evaluation of a professional development framework for pharmacy undergraduate students to support their learning in professional practice. University of Bath, 2012, pp. 1-321.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Тимохина Алёна Владимировна, аспирант 4-ого года обучения кафедры психологии и педагогики, ассистент кафедры химии

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

проспект Ленина, 125, г. Тула, 300026, Тульская область, Российская Федерация [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR Alyona V. Timokhina, postgraduate student of 4th year the Department of Psychology and Pedagogy, assistant of the Department of Chemistry

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

125, Lenin Ave., Tula, 300026, Tula Region, Russian Federation

[email protected]

SPIN-code: 8352-4955

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9274-3888

Поступила 19.07.2022

После рецензирования 08.08.2022

Принята 27.08.2022

Received 19.07.2022 Revised 08.08.2022 Accepted 27.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.