Научная статья на тему 'РОЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ФАРМАЦИИ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ'

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ФАРМАЦИИ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организация и экономика фармации / провизор / анкетирование / факторы / профессиональные компетенции / organization and economics of pharmacy / pharmacist / questionnaire / factors / professional competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т А. Дорофеева, В В. Кугач, Е В. Игнатьева, Г А. Хуткина, Е С. Шабунин

С целью совершенствования образовательного процесса при изучении дисциплины «Организация и экономика фармации» студентами фармацевтического факультета и провизорами при прохождении повышения квалификации проведено исследование факторов, которые, по мнению фармацевтических работников, влияют на формирование профессиональных компетенций у выпускников фармацевтического факультета и их развитие в процессе непрерывного профессионального образования. Исследование выполнено путем анкетирования 220 провизоров аптечных организаций Республики Беларусь. В результате установлено, что основными мотивами, повлиявшими на выбор ими будущей профессии, были интерес к учебным предметам химия и биология, совет родителей, желание работать в сфере здравоохранения, престиж профессии, достойная заработная плата. По мнению респондентов, самыми полезными учебными дисциплинами для практической деятельности провизора являются «Организация и экономика фармации» и «Клиническая фармакология, фармакологическая терапия». На необходимость повышения квалификации в этих областях знаний указало соответственно 87,73% и 79,55% опрошенных. Значительная доля (38,18%) респондентов также назвала дисциплину «Психология профессионального общения». По мнению практических работников, при подготовке специалистов по организации и экономике фармации требуется более углубленное изучение нормативных правовых актов, регламентирующих фармацевтическую деятельность, необходимо расширить изучение вопросов трудового законодательства, увеличить учебные часы блока «Учет и отчетность в аптечных организациях». В ряде анкет были сделаны акценты на большую практикоориентированность в подготовке провизоров. Предложения по углублению изучения тем по организации и экономике фармации при повышении квалификации провизоров во многом совпадают с их пожеланиями относительно додипломной подготовки. При оценке профессиональных компетенций выпускников, наибольшее количество респондентов, ответивших на этот вопрос, указало на недостаток знаний по клинической фармакологии и психологии. Как показало анкетирование, большинство провизоров (90%) удовлетворены занимаемой должностью и выбранной профессией. Около 58% опрошенных считают, что у них есть перспективы карьерного роста. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования образовательного процесса при преподавании данной дисциплины студентам, а также при повышении квалификации провизоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т А. Дорофеева, В В. Кугач, Е В. Игнатьева, Г А. Хуткина, Е С. Шабунин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE ACADEMIC DISCIPLINE “ORGANIZATION AND ECONOMICS OF PHARMACY” IN PROFESSIONAL FORMATION AND GROWTH OF PHARMACEUTICAL EMPLOYEES

In order to improve the educational process when studying the discipline “Organization and Economics of Pharmacy” (OEF) by the students of the Pharmaceutical Faculty and by the pharmacists during advanced training course the study of factors which, in pharmaceutical employees’ opinion, influence the formation of professional competencies among the Pharmaceutical Faculty graduates and their growth in the process of continuous professional education was conducted. The study was carried out with the 220 pharmacists questionnaire at pharmacy organizations in the Republic of Belarus. As a result, it was established that the main motives influencing the choice of a future profession were interest in the academic subjects of chemistry and biology, parental advice, desire to work in the healthcare sector, profession prestige and decent salary. In respondents’ opinion the most useful disciplines for any practical activity of a pharmacist are “Organization and Economics of Pharmacy” and “Clinical Pharmacology and Pharmacological Therapy”. The need for advanced training in these areas of knowledge was indicated by 87,73% and 79,55% of the respondents, respectively. A significant proportion (38,18%) of respondents also mentioned the discipline “Psychology of Professional Communication”. According to practical employees, the training of specialists in OEF requires a more advanced study of the standard legal acts regulating pharmaceutical activity, it is necessary to expand the study of labor legislation issues and increase the academic hours of the “Accounting and Reporting at Pharmacy Organizations” section. Emphases were made on greater practice orientation in the training of pharmacists in a number of questionnaires. Suggestions for deepening the study of topics on OEF while improving pharmacists qualification largely coincide with their wishes regarding undergraduate training. When assessing professional competencies of graduates, the largest number of respondents having answered this question indicated lack of knowledge in clinical pharmacology and psychology. As the questionnaire showed the majority of pharmacists (90%) are satisfied with their position and the profession chosen. About 58% of respondents believe that they have prospects for career growth. The results of the study can be used to further improvement of the educational process when teaching this discipline to students and also to improve pharmacists’ qualification.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ФАРМАЦИИ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 615.1.15_057.87 DOI: https://doi.org/10.52540/2074-9457.2023.3.82

Т. А. Дорофеева, В. В. Кугач, Е. В. Игнатьева, Г. А. Хуткина, Е. С. Шабунин

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ФАРМАЦИИ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет,

г. Витебск, Республика Беларусь

С целью совершенствования образовательного процесса при изучении дисциплины «Организация и экономика фармации» студентами фармацевтического факультета и провизорами при прохождении повышения квалификации проведено исследование факторов, которые, по мнению фармацевтических работников, влияют на формирование профессиональных компетенций у выпускников фармацевтического факультета и их развитие в процессе непрерывного профессионального образования. Исследование выполнено путем анкетирования 220 провизоров аптечных организаций Республики Беларусь. В результате установлено, что основными мотивами, повлиявшими на выбор ими будущей профессии, были интерес к учебным предметам химия и биология, совет родителей, желание работать в сфере здравоохранения, престиж профессии, достойная заработная плата. По мнению респондентов, самыми полезными учебными дисциплинами для практической деятельности провизора являются «Организация и экономика фармации» и «Клиническая фармакология, фармакологическая терапия». На необходимость повышения квалификации в этих областях знаний указало соответственно 87,73% и 79,55% опрошенных. Значительная доля (38,18%) респондентов также назвала дисциплину «Психология профессионального общения». По мнению практических работников, при подготовке специалистов по организации и экономике фармации требуется более углубленное изучение нормативных правовых актов, регламентирующих фармацевтическую деятельность, необходимо расширить изучение вопросов трудового законодательства, увеличить учебные часы блока «Учет и отчетность в аптечных организациях». В ряде анкет были сделаны акценты на большую практикоориентированность в подготовке провизоров. Предложения по углублению изучения тем по организации и экономике фармации при повышении квалификации провизоров во многом совпадают с их пожеланиями относительно додипломной подготовки. При оценке профессиональных компетенций выпускников, наибольшее количество респондентов, ответивших на этот вопрос, указало на недостаток знаний по клинической фармакологии и психологии. Как показало анкетирование, большинство провизоров (90%) удовлетворены занимаемой должностью и выбранной профессией. Около 58% опрошенных считают, что у них есть перспективы карьерного роста. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования образовательного процесса при преподавании данной дисциплины студентам, а также при повышении квалификации провизоров.

Ключевые слова: организация и экономика фармации, провизор, анкетирование, факторы, профессиональные компетенции.

ВВЕДЕНИЕ

Для студентов и выпускников фармацевтического факультета одной из ключевых фармацевтических дисциплин, востребованных в профессиональной деятельности провизора, является организация и экономика фармации (ОЭФ). Это

динамичная дисциплина, требующая постоянной актуализации учебного материала и включения в программу подготовки новых разделов. В ходе ее изучения студенты получают, а слушатели факультета повышения квалификации и переподготовки кадров (ФПК и ПК) актуализируют компетенции по различным направлени-

ям деятельности аптечных организаций: лицензирование, приемка товаров и их хранение, фармацевтическая экспертиза и таксирование рецептов врача, организация аптечного изготовления, контроля качества и реализации лекарственных препаратов, учет движения различных групп хозяйственных средств, анализ и планирование основных показателей финансово-хозяйственной деятельности - рецептуры, товарооборота, товарных запасов, затрат, прибыли, рентабельности, показателей по труду и заработной плате. Студенты и слушатели ФПК и ПК изучают также основы бизнес-планирования, финансового менеджмента, вопросы ассортиментной, ценовой, закупочной и сбытовой политики, информационной, рекламной и маркетинговой деятельности аптечной организации. Важными разделами дисциплины являются кадровое обеспечение фармацевтического сектора здравоохранения, регулирование трудовых отношений, охрана труда работников аптек, защита прав потребителей, организация работы аптеки с обращениями граждан, этика и деонтология в фармации [1, 2].

Ранее нами проведено анкетирование 146 выпускников фармацевтического факультета, в ходе которого установлены мотивирующие факторы выбора профессии; определены профильные фармацевтические дисциплины, положительно влияющие на усвоение учебного материала по ОЭФ; выявлены темы, вызывающие затруднения у студентов при изучении учебного материала по организации и экономике фармации. Анкетируемые отметили значительную роль выполнения курсовой работы и внедрения в образовательный процесс симуляционных образовательных технологий в формировании компетенций по ОЭФ. Установлено наличие корреляционной связи между оценками обучающихся на государственном экзамене по ОЭФ и по производственной фармацевтической организационно-управленческой практике. С учетом анализа результатов промежуточной и итоговой аттестации и мнений респондентов о степени их готовности к самостоятельной работе сделан вывод о достаточно высоком уровне сформиро-ванности у выпускников компетенций по ОЭФ [2].

Актуальным является проведение аналогичного исследования среди руководи-

телей и специалистов с высшим фармацевтическим образованием, которые опираются не только на компетенции, сформированные в университете, но и на свой практический опыт работы, новые знания, полученные в ходе курсов повышения квалификации, образовательных семинаров, научно-практических конференций и круглых столов.

Целью данного исследования являлся анализ мнения фармацевтических работников об особенностях профессионального становления и развития фармацевтических специалистов при изучении учебной дисциплины «Организация и экономика фармации» для дальнейшего поиска наиболее эффективных форм и методов образовательного процесса со студентами и слушателями ФПК и ПК.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Проанкетировано 220 провизоров Республики Беларусь - слушателей повышения квалификации учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет». Гендерный состав опрошенных: 195 (88,64%) женщин и 25 (11,36%) мужчин в возрасте от 23 до 67 лет.

Подавляющее большинство респондентов (179 человек, 81,36%) получили высшее фармацевтическое образование в Витебском государственном медицинском университете, 12 человек (5,45%) - в Белорусском государственном медицинском университете. Среди анкетируемых были выпускники Смоленского государственного медицинского университета, Российская Федерация - 8 человек (3,64%), Национального фармацевтического университета, г. Харьков, Украина - 6 человек (2,73%), Ленинградского химико-фармацевтического института (сейчас - Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет) - 3 человека (1,36%), других учреждений образования - 15 человек (6,81%). При этом в дневной форме получили высшее фармацевтическое образование 156 (70,91%) респондентов, за счет средств бюджета - 153 (69,55%) опрошенных.

Наибольшая доля респондентов - 103 (46,82%) окончили университет в период 2010-2019 гг., 44 (20,00%) завершили обучение в 1990-1999 гг., 40 (18,18%) - 2000-

2009 гг., 26 (11,82%) - в 1978-1989 гг. и 7 (3,18%) - в 2020 году. Общий стаж работы при этом составил для 89 (40,45%) проанкетированных специалистов более 20 лет; для 55 (25,00%) - от 10 до 20 лет; для 28 (12,73%) - от 5 до 10 лет и для 48 (21,82%) опрошенных - от 1 до 5 лет. Высшую квалификационную категорию имели 3 респондента (1,36%), первую - 71 (32,27%), вторую - 53 (24,09%), не имели квалификационной категории 93 (42,27%) опрошенных.

159 (72,27%) респондентов работали в организациях государственной формы собственности. Среди анкетируемых 106 (48,18%) - руководители (заместители руководителей) аптечных организаций и их структурных подразделений, 114 (51,82%) -провизоры-специалисты. 77 человек (35,00%) работали в аптеках 5 категории, 55 человек (25,00%) - в аптеках 2 категории, 33 человека (15,00%) - в аптеках 1-й категории, 14 человек (6,36%) - в аптеках 4 категории, 3 человека (1,36%) - в аптеках 3 категории, 34 человека (15,45%) работали на аптечных складах, 3 человека (1,36%) - в контрольно-аналитической (испытательной) лаборатории (КАЛ), 1 человек (0,45%) - в организационно-фармацевтическом отделе РУП «Фармация».

Большинство респондентов занимали должности заведующего аптекой или заместителя заведующего аптекой (87 человек, 39,55%) и провизора-рецептара аптеки (85 человек, 38,64%). По другим должностям провизоры распределились следующим образом:

директор/заместитель директора по фармацевтической работе - 3 человека (1,36%);

заведующий аптечным складом, заместитель заведующего аптечным складом -7 человек (3,18%);

заведующий КАЛ - 1 человек (0,45%); заведующий отделом, заместитель заведующего отделом аптечного склада и аптеки - 11 человек (5,00%);

провизор-специалист аптечного склада - 6 человек (2,73%);

провизор-аналитик аптеки и КАЛ - 6 человек (2,73%);

провизор-маркетолог - 5 человек (2,27%);

провизор-инспектор - 4 человека (1,82%);

другие должности (провизор-инфор-

матор, провизор-организатор, провизор-технолог, провизор) - 5 человек (2,27%).

Разработанная анкета включала 28 вопросов, целью которых было получить информацию о мотивирующих факторах при выборе профессии, о том, какие учебные дисциплины повлияли на усвоение материала по ОЭФ, насколько помогли школьные знания при учебе в университете, с какими сложностями респонденты столкнулись при изучении данной дисциплины; каких профессиональных компетенций недостаточно у выпускников, по каким темам наиболее полезно и необходимо повышение квалификации и что необходимо изменить при подготовке студентов и при повышении квалификации провизоров по ОЭФ, а также насколько провизоры удовлетворены выбранной профессией.

В работе использованы теоретические методы исследования (анализ, синтез, сравнение, индукция) и эмпирические (анкетирование, наблюдение). Статистическую обработку провели с использованием программы Microsoft Excel.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Ответы респондентов на вопрос «Что явилось для Вас мотивирующим фактором при выборе профессии после окончания школы?» (можно было дать до 3-х вариантов ответов) приведены в таблице 1. Такой же вопрос ранее был задан выпускникам фармацевтического факультета, результаты ответов приводятся здесь же для сравнения.

Как видно из полученных результатов, наиболее важными мотивирующими факторами для выбора профессии анкетируемые считали интерес к учебным предметам «химия» и «биология» (93, 42,27%), совет родителей (89, 40,45%), желание работать в сфере здравоохранения (86, 39,09%). Сравнение данного результата с предыдущим исследованием [2] показало, что для выпускников фармацевтического факультета наиболее часто в анкетах в качестве мотивирующего фактора для выбора профессии назывались достойная заработная плата (81, 55,48% упоминаний из 146), интерес к химии и биологии был на втором месте, престиж профессии - на третьем. В то же время престиж профессии провизора повлияла на выбор 70 (31,82%) проанкетированных фармацевтических работ-

Таблица 1. - Ранжирование факторов, повлиявших на выбор респондентами профессии _после окончания школы_

Провизоры Выпускники [6]

Мотивирующий фактор Количество упоминаний данного фактора То же, в % Рейтинг фактора Количество упоминаний данного фактора То же, в % Рейтинг фактора

Интерес к химии и биологии 93 42,27 1 74 50,68 2

Совет родителей 89 40,45 2 54 36,99 4

Желание работать в сфере 86 39,09 3 41 28,08 6

здравоохранения

Престижная профессия 70 31,82 4 66 45,21 3

Достойная заработная плата 68 30,91 5 81 55,48 1

Комфортные условия труда 52 23,64 6 43 29,45 5

Продолжение семейной династии 27 12,27 7 9 6,16 7

Поступал(а) за компанию с другом (подругой) 7 3,18 9 4 2,74 9

Близость медицинского 6 2,73 10 2 1,37 10

университета

Другое 10 4,55 8 5 3,42 8

ников (четвертый по значимости фактор), достойная заработная плата для практических работников оказалась на пятом месте (68, 30,91%).

Респондентам также был задан вопрос: «Насколько помогли Вам школьные знания при учебе в университете?» 88 (40,00%) опрошенных считали, что «получили в школе твердые знания, учиться было легко», 84 (38,18%) - «в школе учиться было легко, в университете было сложно переключиться на другую систему обучения». 26 (11,82%) анкетируемых ответили, что «школьных знаний было недостаточно, учиться было тяжело» и столько же опрошенных полагали, что получили в

школе твердые знания по отдельным предметам, таким как химия, биология, но для некоторых респондентов вызывали затруднения химия, физика, математика.

Далее респондентам было предложено расставить по степени значимости для их профессиональной деятельности (про-ранжировать) 12 фармацевтических дисциплин. Анализ результатов ранжирования свидетельствует о том, что наиболее важными для профессиональной деятельности фармацевтических работников работающие провизоры считают ОЭФ, фармакологию и клиническую фармакологию, фармакологическую терапию (таблица 2). Аналогичные результаты получены при

Таблица 2. - Оценка провизорами значимости учебных дисциплин _для профессиональной деятельности_

Дисциплина Место дисциплины в рейтинге, % ответов

1 2 3 4 5

Организация и экономика фармации 40,56 20,56 17,22 8,33 2,78

Фармакология 33,01 31,58 10,05 7,18 6,70

Клиническая фармакология, фармакологическая терапия 23,62 20,10 14,07 9,55 12,06

Фармацевтическая помощь 4,26 9,57 12,77 13,83 13,30

Основы фармакоэкономики 3,68 9,56 8,09 7,35 7,35

Фармацевтическая химия 3,37 3,37 6,18 6,18 5,06

Промышленная технология лекарственных средств 1,57 3,14 1,57 3,14 4,19

Менеджмент в фармации 1,52 8,63 9,14 8,63 10,15

Аптечная технология лекарственных средств 1,04 1,04 4,17 5,73 6,25

Стандартизация лекарственных средств 0,55 1,09 2,19 2,73 5,56

Медицинское и фармацевтическое товароведение 0,52 3,66 13,61 19,37 14,66

Фармакогнозия 0,52 1,55 11,40 13,47 16,58

анкетировании выпускников фармацевтического факультета [2].

Независимо от занимаемой должности, стажа работы, наличия или отсутствия квалификационной категории, на каждом рабочем месте специалистам требуются знания по организации фармацевтической деятельности. Аптечные организации, работающие с населением, являются коммерческими и для своего существования и развития должны получать прибыль от осуществляемой деятельности. Поэтому вопросы ОЭФ для специалистов всегда являются актуальными, что подтвердили результаты нашего исследования.

Знания по фармакологии и клинической фармакологии также востребованы у фармацевтических работников, особенно у провизоров-рецептаров и заведующих аптеками 3, 4, 5 категорий: принадлежность лекарственных препаратов к той или иной фармакотерапевтической группе, механизм их действия, нежелательные реакции, лекарственные взаимодействия.

При этом необходимо отметить, что ряд дисциплин (стандартизация лекарственных средств, фармацевтическая помощь, менеджмент в фармации, основы фармакоэкономики) были включены в программы подготовки провизоров только в 2016-2017 годах. Для лиц, имеющих стаж работы по специальности более 10 лет, этот факт мог повлиять на результаты анкетирования.

В ассортименте аптечных организаций имеются лекарственное растительное сырье и лекарственные препараты на его основе, медицинские изделия и другие товары аптечного ассортимента. Это предполагает наличие у провизора компетенций по проведению товароведческой экспертизы, приемки указанных групп товаров, их хранению и реализации. Результаты анкетирования подтвердили значимость для провизора учебных дисциплин «Медицинское и фармацевтическое товароведение» и «Фармакогнозия»: в совокупности 105 (47,73%) и 91 (41,36%) респондентов соответственно определили данные дисциплины на 3-5 места с точки зрения их значимости для профессиональной деятельности.

На вопрос: «Нравилась ли Вам дисциплина «Организация и экономика фармации?» 100 (45,45%) респондентов ответили, что во время учебы в университете для них это была интересная дисциплина,

96 человек (43,64%) считали, что для них ОЭФ была не лучше, не хуже других дисциплин, 14 человек (6,36%) отметили, что не нравилась дисциплина или не нравился преподаватель.

Ответы на вопрос «Какие дисциплины, изучаемые на младших курсах, сформировали основы для изучения ОЭФ?» распределились следующим образом: 105 респондентов (47,73%) считали, что не было таких дисциплин, 66 человек (30,00%) указали экономическую теорию, 37 человек (16,82%) - историю фармации, 29 человек (13,18%) - основы медицинской статистики, 23 человека (10,45%) - социологию, 21 человек (9,55%) - медицинскую информатику.

Важную роль при формировании профессиональных компетенций по конкретной дисциплине играют знания и навыки, полученные при изучении смежных фармацевтических дисциплин [3]. Поэтому фармацевтическим работникам был задан вопрос: «Изучение каких профильных фармацевтических дисциплин способствовало формированию знаний, умений и навыков по ОЭФ?» Ответы респондентов распределились следующим образом: 119 респондентов (54,09%) указали «Медицинское и фармацевтическое товароведение», 114 (51,82%) - «Менеджмент в фармации», 99 (45,00%) - «Основы фармакоэкономики». Такие ответы вполне объяснимы, так как указанные дисциплины формируют профессиональные компетенции провизора, связанные с проведением ассортиментной и ценовой политики аптеки, продвижением лекарственных препаратов, медицинских изделий и других товаров аптечного ассортимента на фармацевтическом рынке, сегментированием покупателей, рекламированием реализуемой в аптеках продукции, проведением товароведческой экспертизы, которые необходимы работникам аптек при реализации их профессиональных функций.

Анкетируемые также выделили значимость дисциплин «Аптечная технология лекарственных средств» (53 человека, 24,09%) и «Клиническая фармакология, фармакологическая терапия» (35 человек, 15,91%) для изучения ОЭФ. Ряд респондентов связали успехи в изучении ОЭФ с традиционными фармацевтическими дисциплинами «Промышленная технология лекарственных средств» и «Фармакогно-

зия» (по 16 человек, 7,27%), а также «Фармацевтическая химия» (14 ответов, 6,36%).

На вопрос «Возникали ли у Вас затруднения при изучении дисциплины «Организация и экономика фармации» только 75 (34,09%) респондентов отметили, что у них таких затруднений не было, материал был доступен для понимания. У большинства проанкетированных фармацевтических работников (138, 62,73%) в той или иной мере имелись проблемы с усвоением данной дисциплины. Почти половина респондентов (102 человека, 46,36%) в качестве трудностей отметили необходимость изучать нормативные правовые акты, написанные сухим юридическим языком. 33 респондента (15%) указали, что было нелегко усваивать большие объемы материала, задаваемого к занятиям. Для 29 (13,18%) проанкетированных изучаемый материал был труден для понимания. 7 человек (3,18%) отмечали большой объем изучаемой информации, изложенной непростым языком.

Респондентам был задан вопрос: «Какие разделы дисциплины «Организация и экономика фармации», по Вашему мнению, требовали более детального рассмотрения?». Ответы распределились следующим образом. 94 (42,73%) респондента выбрали ответ «Общие вопросы организации работы аптек и надлежащая аптечная практика», причем 31 (14,09%) проанкетированный ограничился только этим ответом. 90 (40,91%) респондентов отметили раздел «Общие вопросы организации фармации: лицензирование, государственная регистрация лекарственных средств, фар-маконадзор, государственные закупки», при этом 37 человек (16,82%) не комбинировали этот ответ с другими ответами. Для 74 (33,64%) проанкетированных необходимо было более детальное изучение вопросов экономики и учета в аптечных организациях.

Сравнение полученных результатов с ответами выпускников свидетельствовало, что для них перечень вопросов, вызывающих затруднения, был шире. Наиболее трудными были экономика и учет в аптечных организациях, фармацевтическая экспертиза и таксировка рецептов врача. Вызывали затруднения также общие вопросы организации фармации, организации работы аптек, аптечных складов, система контроля качества лекарственных средств [2].

На заданный респондентам вопрос о том, какие разделы (направления) ОЭФ им пришлось изучать самостоятельно, 109 человек (49,54%) указали, что объем материала был достаточным, не было необходимости в поиске дополнительной информации. 47 (21,36%) респондентов самостоятельно изучали вопросы информатизации и цифровизации экономики, здравоохранения и фармации, 49 человек (22,27%) - зарубежный опыт лекарственного обеспечения населения, 29 человек (13,18%) - передовой опыт работы белорусских аптек.

На вопрос «Насколько в Вашей настоящей практической деятельности востребованы компетенции, полученные Вами при изучении организации и экономики фармации», ответы респондентов распределились следующим образом: 143 (65,00%) опрошенных утверждали, что компетенции необходимы им ежедневно и занимают значительную долю в их профессиональной деятельности. Для 63 (28,64%) проанкетированных такие компетенции оказались необходимыми, но не очень часто востребованными. 9 человек (4,09%) отметили, что знания по ОЭФ в их деятельности практически не нужны. 2 респондента (0,91%) ответили, что все зависит от производственной ситуации: иногда в своей работе они опираются на знания по ОЭФ, иногда - по другим дисциплинам.

Затем мы посчитали необходимым выяснить, по каким фармацевтическим дисциплинам провизоры нуждаются в повышении квалификации, новые знания в которых были бы наиболее полезными (можно было дать несколько вариантов ответов). Ответы фармацевтических работников показали значительный разброс степени востребованности в актуализации знаний по профильным фармацевтическим дисциплинам: от 1,83% до 87,67% (рисунок 1).

Наиболее значимыми, по мнению опрошенных фармацевтических работников, являются новые знания по ОЭФ - так ответили 193 человека (87,73%). Такие результаты вполне объяснимы, так как для фармацевтического рынка характерно постоянное обновление законодательной базы в сфере обращения лекарственных средств, в том числе вступление в силу на территории Республики Беларусь ряда нормативных правовых актов, составляющих право Евразийского экономического

союза; повышение уровня требований к качеству аптечных услуг, к работе аптечных складов; расширение перечня процедур при регистрации лекарственных средств; инновации в сфере ценообразования на ле-

карственные средства [4]. Все вышеперечисленное вызывает вполне объяснимый интерес к повышению квалификации по указанной дисциплине у фармацевтических работников.

100 90 80 ' 70 60 50 40 30 20 10 0

87,73

И

79,55

2,73 гз

19,09

37,73

И

1,82

8,18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4,09

5 6 7 8 Варианты ответов

24,55

1

9

38,18

33,18 W1

10

11

0,45 12

1

2

3

4

1. ОЭФ. 2. Фармацевтическая химия. 3. Клиническая фармакология. 4. Фармакогнозия. 5. Стандартизация ЛС. 6. Аптечная технология ЛС. 7. Промышленная технология ЛС. 8. Фармацевтическая помощь. 9. Медицинское и фармацевтическое товароведение. 10. Менеджмент в фармации. 11. Психология. 12. Другое. Рисунок 1. - Распределение мнений провизоров о востребованности дисциплин

при повышении квалификации

175 (79,55%) респондентов указали на необходимость совершенствования знаний в области клинической фармакологии. Это ожидаемо, так как работа специалистов аптек и аптечных складов требует обновления информации о новых лекарственных препаратах, их фармакологическом действии, возможности замены аналогами и синонимами, режимах дозирования и др.

Третьей по значимости с точки зрения повышения квалификации респонденты назвали психологию профессионального общения. Работа провизора часто сопровождается стрессами, что обусловлено спецификой фармацевтической деятельности. Посетители аптеки испытывают проблемы со своим здоровьем или здоровьем близких им людей. Как известно, в таких ситуациях человеку присуща излишняя эмоциональность. Аптечному работнику необходимо знать тактику поведения в случаях назревающего конфликта, уметь найти выход из стрессовой ситуации, сохранить собственное здоровье, рабочее настроение и при этом решить проблему потребителя. Вопросы психологии общения с коллегами, подчиненными, посетителями аптек важ-

ны также и для руководителей [5]. На необходимость, а порой и недостаток знаний по психологии указало более одной трети (84, 38,18%) опрошенных специалистов.

В последние годы при подготовке провизоров изучается учебная дисциплина «Фармацевтическая помощь». Необходимость актуализации знаний в этой области отметили 83 человека (37,73%). Это свидетельствует о том, что фармацевтическое консультирование населения и медицинских работников является приоритетным направлением в работе провизора и требует постоянного совершенствования.

73 человека (33,18%) к наиболее полезным дисциплинам для повышения квалификации отнесли «Менеджмент в фармации». Эта дисциплина прежде всего актуальна для провизоров, занимающих руководящие должности, но также важна и для рядовых работников, которые в будущем могут стать руководителями.

54 (24,55%) фармацевтических работника актуальными для повышения квалификации назвали «Медицинское и фармацевтическое товароведение», 42 (19,09%) -«Фармакогнозию». Это также вполне объ-

яснимо, так как ассортимент аптек в настоящее время расширяется не только за счет лекарственных препаратов, но и медицинских изделий, лекарственного растительного сырья и препаратов на его основе. Кроме того, важными для провизора являются вопросы фармацевтического маркетинга, рассматриваемого в ходе изучения дисциплины «Медицинское и фармацевтическое товароведение».

Респонденты также отнесли к полезным в профессиональной подготовке следующие дисциплины: «Стандартизация лекарственных средств» (18 человек, 8,18%), «Аптечная технология лекарственных средств» (9, 4,09%), «Фармацевтическая химия» (6, 2,73%), «Промышленная технология лекарственных средств» (4, 1,82%). Небольшая частота упоминания данных дисциплин связана с тем, что они наиболее актуальны для работников аптек первой категории. Большинство анкетируемых представляли аптеки второй - пятой категорий и аптечные склады, где отсутствуют процессы аптечного изготовления лекарственных препаратов и контроля их качества.

Ряд вопросов анкеты был направлен на выявление удовлетворенности провизоров занимаемой должностью и в целом выбранной профессией, а также посвящен перспективам карьерного роста специалистов.

Большинство респондентов (192 человека, 87,27%) на вопрос, соответствует ли занимаемая должность уровню их квалификации и компетенции, ответило утвердительно, 13 опрошенных (5,91%) считали, что их недооценивают в аптечной организации и что они способны на большее. Только 5 респондентов (2,27%) отметили, что они занимают не свое место. Иные ответы (4) составили 1,82%.

Занятие руководящей должности требует от работника нового уровня ответственности. Руководителю важно разбираться в профессиональной сфере, экономике аптечной организации, управлении персоналом, то есть ему необходимы дополнительные знания и умения. Кроме того, менеджеру должны быть присущи качества лидера [6].

Провизоры аптечных организаций ставят перед собой разные задачи: карьерный рост по ступеням служебной лестницы, достижение профессионального успеха,

определяемого как признание их квалификации посетителями аптек, руководителями и коллегами, стремление получить более высокую квалификационную категорию. По результатам анкетирования выявлено, что более половины провизоров (123, 55,91%) считают, что у них есть перспективы карьерного роста. 82 человека (37,27%) ответили, что у них по разным причинам нет возможности занимать руководящие должности: на такие должности нет вакансий (22 человека, 26,83% из 82); нет стремления к занятию руководящих должностей, так как вполне устраивает занимаемая должность; принадлежность к старшим возрастным группам. Некоторые специалисты считают, что не могут работать руководителем, так как у них был опыт такой работы, но больше устраивает работа рядового провизора-специалиста. Только 3 провизора (3,66% из 82, или 1,36% от общего количества проанкетированных) отметили несправедливое к ним отношение с точки зрения продвижения по служебной лестнице.

Как и выпускникам университета, практическим работникам был задан вопрос, насколько правильным в юности оказался выбор ими своей профессии и поступали бы они вновь на фармацевтический факультет, если бы им пришлось принимать решение сегодня. Подтвердили правильность выбора 141 (64,09%) опрошенных; немного разочаровались в профессии, но скорее всего вновь поступали бы сюда же 58 (26,36%) респондентов. 21 проанкетированный работник (9,55%) считал, что выбрал профессию неправильно и не поступал бы вновь на фармацевтический факультет (рисунок 2).

Такое распределение ответов свидетельствует о том, что большинство провизоров правильно определились с видом профессиональной деятельности, нашли свое призвание, что важно для практической работы в фармации. Занятие любимым делом позволяет человеку лучше реализовать себя в профессии, избежать разочарования в работе. Удовлетворенность полученным образованием мотивирует специалиста на качественное исполнение своих функциональных обязанностей, выполнение своей миссии [7]. Особое значение это имеет в здравоохранении, где работа связана со здоровьем и жизнью человека.

70

60

и 50 о

40

30

!= 20 о

10

64,09

26,36

9,55

вариант ответа

1. Я бы выбрал(а) фармацию, так как за время работы только утвердился в правильном выборе. 2. Я немного разочарован, но скорее всего поступал(а) сюда же. 3. Я бы не получал(а) данную профессию. Рисунок 2. - Распределение ответов провизоров о выборе профессии

0

1

2

3

Для практической деятельности молодого специалиста важным является процесс адаптации на первом рабочем месте. От уровня теоретической и практической подготовки, которую студент получил во время обучения в учреждении образования, существенным образом зависит, как быстро будет проходить адаптация, насколько сложно ему будет решать практические задачи, принимать решения в конфликтных ситуациях и др. Уровень знаний, умений и практических навыков, приобретаемых будущим провизором-специалистом в учреждении высшего образования, во многом зависит от содержания образовательного стандарта, соотношения объема дисциплин, используемых методик и технологий обучения [8].

В ходе анкетирования мы выясняли, какие темы в программе, на взгляд провизоров, необходимо изменить в подготовке специалиста по ОЭФ, какие вопросы и разделы требуют дополнительного включения в учебную программу по дисциплине для студентов. Это был открытый вопрос, без предлагаемых вариантов ответов. На него ответило 60 респондентов (27,27% от количества опрашиваемых). Ответы показали большой разброс в предложениях по изменению программы подготовки. Наиболее часто встречались пожелания более углубленно изучать нормативные правовые акты, регламентирующие фармацевтическую деятельность, при этом особое

внимание уделять надлежащим практикам. Таких пожеланий было 29 - 48,33% от всех ответов на данный вопрос (13,18% от общего количества респондентов).

22 человека - 36,67% от числа ответивших респондентов (10,00% от общего количества проанкетированных) - предложили увеличить количество учебных часов блока «Учет и отчетность в аптечных организациях» в целом и, в частности, по вопросам ведения кассовых операций и по применению информационных технологий в фармации.

В практической деятельности провизора также требуются знания по регулированию трудовых оотношений между работником и нанимателем. 7 респондентов из 60 (11,70%) предлагали расширить изучение вопросов трудового законодательства применительно к специфике работы аптечных организаций.

В ряде анкет была отмечена существенная роль практикоориентированности образовательного процесса для эффективной подготовки провизоров. На это указало 50 респондентов из 60 (83,33%), или 22,73% от общего количества проанкетированных. Необходимо отметить, что в последние годы проведение практических занятий со студентами по дисциплине ОЭФ претерпело значительные изменения: организованы симуляционные учебные классы для отработки практических навыков работы специалиста в торговом зале аптеки [9],

симуляционный аптечный склад для приобретения компетенций по организации хранения лекарственных средств и условий их транспортировки [10]. Кафедра и в дальнейшем будет работать над углублением практикоориентированности в подготовке провизоров по ОЭФ.

Немаловажную роль в работе провизоров имеет их психологическая подготовка, вопросы взаимоотношения работников в коллективе, разрешение конфликтных ситуаций, поэтому респондентами предлагалось расширить изучение этих тем. На необходимость улучшения подготовки по психологии указало 8 респондентов -13,3% от числа ответивших на этот вопрос.

На вопрос анкеты «Какие темы по ОЭФ необходимо дополнительно включить (расширить) в учебные программы повышения квалификации» ответили 56 анкетируемых. Ответы практических работников во многом совпадали с пожеланиями респондентов по расширению тем по ОЭФ для подготовки студентов. Это обсуждение принятых новых нормативных правовых актов по фармацевтической деятельности, изменений, внесенных в действующие акты, и их практическое применение в аптечных организациях. Особо отмечена значимость обсуждения со слушателями ФПК и ПК выбора правильного решения в спорных, неоднозначных ситуациях - на это указали 28,57% респондентов из 56 (16 человек). Кроме того, респонденты предлагали при повышении квалификации увеличить долю учебных часов по вопросам трудового законодательства (8 человек, 14,29% из 56); по психологическим аспектам разрешения конфликтов в коллективе, взаимодействию с медицинскими работниками и изучению вопросов системы обеспечения качества -по 7 ответов, 12,50%; лицензированию фармацевтической деятельности - 4 ответа, 7,14%; анализу торгово-финансовой деятельности аптечной организации - 3 ответа, 5,36% и столько же рекомендовали увеличить количество ситуационных задач для совместного разбора.

Респондентам был задан вопрос «Какими профессиональными компетенциями выпускники учреждений высшего образования последних лет владеют недостаточно?» Вопрос был открытым, на него ответили 76 провизоров аптечных организаций. Наиболее значительные трудно-

сти в начале своей трудовой деятельности выпускники испытывали в практическом применении полученных знаний по клинической фармакологии. Об этом свидетельствовали ответы 28 человек - 36,84% от количества респондентов, ответивших на данный вопрос. 18 человек (23,68% из 76 провизоров) назвали «психологию взаимодействия с потребителями в торговом зале аптеки». Далее следовали «фармацевтическое консультирование населения» - 8 ответов, 10,53% и «недостаточное знание ассортимента аптеки» - 6 ответов, 7,89%.

На недостаточность практических навыков у молодых специалистов указали 11 человек - 14,47% от количества респондентов, ответивших на данный вопрос, или 5,00% от общего количества проанкетированных. Такие результаты свидетельствуют о высоком уровне подготовки молодых специалистов.

С целью совершенствования учебных программ подготовки студентов фармацевтического факультета и слушателей ФПК и ПК будут учтены пожелания практических работников, полученных в ходе данного исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного анкетирования 220 провизоров аптечных организаций Республики Беларусь установлено, что среди мотивирующих факторов при выборе профессии для практических работников на первом месте был интерес к химии и биологии, в отличие от молодого поколения респондентов-выпускников, для которых наиболее важным фактором при выборе специальности была высокая заработная плата.

В ходе анкетирования определено, что в школе респонденты получили разную подготовку, которая 40% опрошенных позволила учиться на фармацевтическом факультете легко, более 38% анкетируемых было трудно переключиться на университетскую систему обучения, около 12% респондентов школьных знаний было недостаточно для успешной учебы в университете.

Ранжированием фармацевтических дисциплин по степени важности для выбранной профессии установлено, что к наиболее значимым респонденты отнесли организацию и экономику фармации, фар-

макологию и клиническую фармакологию, фармакологическую терапию. Такие же результаты получены при анкетировании выпускников.

Исследование показало, что в ходе учебы в университете анкетируемые по-разному относились к ОЭФ: дисциплина была интересной для более 45% опрошенных, не лучше и не хуже других - более 43% и не нравилась более 6% респондентов. В настоящее время полученные по ОЭФ компетенции востребованы в повседневной практической деятельности у 65% респондентов, необходимы, но не очень часто востребованы - у более чем 28% и практически не нужны для 4% анкетируемых.

По мнению опрошенных фармацевтических работников, при формировании компетенций по ОЭФ определенную роль сыграли дисциплины младших курсов: экономическая теория (30%), история фармации (около 17%), а также основы медицинской статистики, социология, медицинская информатика. Более 47% респондентов считали, что таких дисциплин не было. Из профильных фармацевтических дисциплин респонденты выделили медицинское и фармацевтическое товароведение (54%), менеджмент в фармации (около 52%) и основы фармакоэкономики (45%). Важными для изучения ОЭФ анкетируемые также считали аптечную технологию лекарственных средств, клиническую фармакологию, фармакологическую терапию, промышленную технологию лекарственных средств, фармакогнозию, фармацевтическую химию.

Во время учебы в университете у более чем 63% респондентов возникали затруднения при изучении ОЭФ, связанные как с общими проблемами подготовки (большой объем материла - 15%, сухой юридический язык нормативных правовых актов - более 46%), так и с пониманием отдельных тем.

Установлено, что фармацевтические работники нуждались в актуализации знаний практически по всем профильным фармацевтическим дисциплинам. Наиболее часто упоминались ОЭФ (около 88%), клиническая фармакология (около 80%), психология профессионального общения (более 38%).

Определено, что, по мнению более чем 87% опрошенных, они занимали должности в соответствии с уровнем их квалифи-

кации; 64% убеждены в правильности выбранной профессии и еще 26% вновь поступали бы на фармацевтический факультет, несмотря на некоторое разочарование в специальности; около 56% респондентов имели перспективы карьерного роста.

Предложения респондентов по актуализации тем и разделов ОЭФ будут учтены при корректировке учебных программ подготовки студентов и слушателей ФПК и ПК.

SUMMARY

T. A. Dorofeeva, V. V. Kuhach, A. V. Ihnatsyeva, G. A. Hutkina, E. S. Shabunin THE ROLE OF THE ACADEMIC DISCIPLINE "ORGANIZATION AND

ECONOMICS OF PHARMACY" IN PROFESSIONAL FORMATION AND GROWTH OF PHARMACEUTICAL

EMPLOYEES In order to improve the educational process when studying the discipline "Organization and Economics of Pharmacy" (OEF) by the students of the Pharmaceutical Faculty and by the pharmacists during advanced training course the study of factors which, in pharmaceutical employees' opinion, influence the formation of professional competencies among the Pharmaceutical Faculty graduates and their growth in the process of continuous professional education was conducted. The study was carried out with the 220 pharmacists questionnaire at pharmacy organizations in the Republic of Belarus. As a result, it was established that the main motives influencing the choice of a future profession were interest in the academic subjects of chemistry and biology, parental advice, desire to work in the healthcare sector, profession prestige and decent salary. In respondents' opinion the most useful disciplines for any practical activity of a pharmacist are "Organization and Economics of Pharmacy" and "Clinical Pharmacology and Pharmacological Therapy". The need for advanced training in these areas of knowledge was indicated by 87,73% and 79,55% of the respondents, respectively. A significant proportion (38,18%) of respondents also mentioned the discipline "Psychology of Professional Communication". According to practical employees, the training of specialists in OEF requires a more advanced study of the standard legal acts regulating pharma-

ceutical activity, it is necessary to expand the study of labor legislation issues and increase the academic hours of the "Accounting and Reporting at Pharmacy Organizations" section. Emphases were made on greater practice orientation in the training of pharmacists in a number of questionnaires. Suggestions for deepening the study of topics on OEF while improving pharmacists qualification largely coincide with their wishes regarding undergraduate training. When assessing professional competencies of graduates, the largest number of respondents having answered this question indicated lack of knowledge in clinical pharmacology and psychology. As the questionnaire showed the majority of pharmacists (90%) are satisfied with their position and the profession chosen. About 58% of respondents believe that they have prospects for career growth. The results of the study can be used to further improvement of the educational process when teaching this discipline to students and also to improve pharmacists' qualification.

Keywords: organization and economics of pharmacy, pharmacist, questionnaire, factors, professional competencies.

ЛИТЕРАТУРА

1. Развитие кафедры организации и экономики фармации с курсом ФПК и ПК УО «ВГМУ» и ее роль в подготовке фармацевтических кадров для Республики Беларусь / Г. А. Хуткина [и др.] // Вестн. фармации. -2019. - № 3. - С. 40-47.

2. Анализ факторов, формирующих профессиональное становление фармацевтических специалистов при изучении организации и экономики фармации / Е. В. Игнатьева [и др.] // Вестн. фармации. - 2022. - № 1. - С. 80-94.

3. Кугач, В. В. Междисциплинарный подход как важная академическая компетенция [Электронный ресурс] / В. В. Кугач, Е. Н. Тарасова // Медицинское образование XXI века: компетентностный подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования : сб. материалов Респ. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 15 дек. 2017 г. / гл. ред. А. Т. Щастный. -Витебск: Витебский гос. мед. ун-т, 2017. -С. 289-291.- Режим доступа: http://elib. vsmu.by/handle/123/16601. - Дата доступа: 24.05.2023.

4. Данильчук, Д. Обзор фармацевтического рынка Беларуси 2020 [Электронный ресурс] / Д. Данильчук, М. Головницкая // Sorainen, BikRatings. - 2020. - 36 с. - Режим до-

ступа: https://www.sorainen.com/wp-content/up-loads/2021/04/Pharma-guide-Belarus-2020.pdf. -Дата доступа: 26.05.2023.

5. Коноплева, А. В. Проблема психологической готовности провизора к взаимодействию с клиентом [Электронный ресурс] /

A. В. Коноплева. - Режим доступа: https://elib. vsmu.by/bitstream/123/16283/1/med_2000_482-485.pdf. - Дата доступа: 14.05.2023.

6. Михайлова, Е. А. Труд руководителя аптечной организации: сущность, специфика и содержание [Электронный ресурс] / Е. А. Михайлова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1, ч. 1. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=17304. - Дата доступа: 14.05.2023.

7. Лубягина, А. Ф. Параметры профессионального выбора и удовлетворенность молодых специалистов карьерой и трудом / А. Ф. Лубягина, С. П. Гурская, Н. Н. Мельникова // Психология. Психофизиология. - 2020. - Т. 13, № 4. - С. 5-12.

8. Шабалина, С. М. Факторы влияния на формирование у студентов интереса к будущей профессии и их трудоустройство [Электронный ресурс] / С. М. Шабалина // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. - 2017. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyaniya-na-formirovanie-u-studentov-interesa-k-buduschey-professii-i-ih-trudoustroystvo. -Дата доступа: 24.05.2023.

9. Кугач, В. В. Симуляционные технологии в образовательном процессе кафедры организации и экономики фармации с курсом ФПК и ПК [Электронный ресурс] / В. В. Кугач, Г. А. Хуткина // Современные достижения фармацевтической науки и практики: материалы Междунар. конф., посвящ. 60-летию фармацевт. фак. учреждения образования «Витебский гос. ордена Дружбы народов мед. ун-т», 31 окт. 2019 г., Витебск / под ред. А. Т. Щаст-ного. - Витебск: ВГМУ, 2019. - С. 385-386. -1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

10. О преподавании студентам фармацевтического факультета ВГМУ требований к дистрибьюции лекарственных средств и организации их хранения на аптечных складах /

B. В. Кугач [и др.] // Вестн. фармации. - 2022. -№ 2.- С. 93-99.

REFERENCES

1. Khutkina GA, Kuhach VV, Ignat'eva EV, Dorofeeva TA, Rzheusskii SE. Development of the Department of Organization and Economics of Pharmacy with the course of FPK and PK of the Educational Institution "VSMU" and its role in the training of pharmaceutical personnel for the Republic of Belarus. Vestn farmatsii. 2019;(3):40-7. (In Russ.)

2. Ignat'eva EV, Kuhach VV, Khutkina GA,

Shabunin ES, Dorofeeva TA. Analysis of factors shaping the professional development of pharmaceutical specialists in the study of the organization and economics of pharmacy. Vestn farmatsii. 2022;(1):80-94. doi: 10.52540/20749457.2022.1.80. (In Russ.)

3. Kuhach VV, Tarasova EN. Interdisciplinary approach as an important academic competency [Elektronnyi resurs]. V: Shchastnyi AT, glavnyi redactor. Meditsinskoe obrazovanie XXI veka: kompetentnostnyi podkhod i ego realizat-siia v sisteme nepreryvnogo meditsinskogo i farmatsevticheskogo obrazovaniia : sb materialov Resp nauch-prakt konf s mezhdunar uchastiem, 15 dek 2017 g. Vitebsk, RB: Vitebskii gos med un-t; 2017. s. 289-91. Rezhim dostupa: http:// elib.vsmu.by/handle/123/16601. Data dostupa: 24.05.2023. (In Russ.)

4. Danil'chuk D, Golovnitskaia M. Review of the pharmaceutical market of Belarus 2020 [Elektronnyi resurs]. Sorainen, BikRatings. 36 s. Rezhim dostupa: https://www.sorainen.com/wp-content/uploads/2021/04/Pharma-guide-Belar-us-2020.pdf. Data dostupa: 26.05.2023. (In Russ.)

5. Konopleva AV. The problem of a pharmacist's psychological readiness to interact with a client [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https:// www.sorainen.com/wp-content/uploads/2021/04/ Pharma-guide-Belarus-2020.pdf. Data dostupa: 14.05.2023. (In Russ.)

6. Mikhailova EA. The work of the head of a pharmacy organization: essence, specificity and content [Elektronnyi resurs]. Sovremennye prob-lemy nauki i obrazovaniia. 2015;(1 Ch 1). Rezhim dostupa: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=17304. Data dostupa: 14.05.2023. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Lubiagina AF, Gurskaia SP, Mel'nikova NN. Parameters of professional choice and satisfaction of young professionals with career and work. Psikhologiia. Psikhofiziologiia.

2020;13(4):5-12. doi: 10.14529/jpps200401. (In Russ.)

8. Shabalina SM. Factors influencing students' interest in their future profession and their employment [Elektronnyi resurs]. Izv Volgo-gradskogo gos ped un-ta. 2017. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliya-niya-na-formirovanie-u-studentov-interesa-k-buduschey-professii-i-ih-trudoustroystvo. Data dostupa: 24.05.2023. (In Russ.)

9. Kuhach VV, Khutkina GA. Simulation technologies in the educational process of the Department of Organization and Economics of Pharmacy with the course of FPC and PC [Elektronnyi resurs]. V: Shchastnyi AT, redactor. Sovremennye dostizheniia farmatsevticheskoi nauki i praktiki [CD-ROM]. Materialy Mezh-dunar konf, posviashch 60-letiiu farmatsevt fak uchrezhdeniia obrazovaniia «Vitebskii gos ordena Druzhby narodov med un-t»; 2019 Okt 31; Vitebsk. Vitebsk, RB: VGMU; 2019. s. 385-6. (In Russ.)

10. Kuhach VV, Adamenko GV, Medush-evskaia AI, Kuprii ND. On teaching students of the Faculty of Pharmacy of VSMU the requirements for the distribution of medicines and the organization of their storage in pharmaceutical warehouses. Vestn farmatsii. 2022;(2):93-9. doi: 10.52540/2074-9457.2022.2.93. (In Russ.)

Адрес для корреспонденции:

210009, Республика Беларусь, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кафедра организации и экономики фармации с курсом ФПК и ПК, тел. раб.: 8 (0212) 60-14-08, е-mail: [email protected], Дорофеева Т. А.

Поступила 26.05.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.