Е. А. Ашихмина
МОТИВАЦИЯ И САМООРГАНИЗАЦИЯ КАК ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ ИНТЕГРАТИВНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Работа представлена кафедрой психологии Череповецкого государственного университета.
Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент Т. В. Сборцева
В статье рассмотрены основные подходы к проблеме самоорганизации и мотивации учебной деятельности студентов, представлены результаты диагностики мотивации обучения в вузе у студентов-спортсменов. Полученные данные свидетельствуют о значимых различиях в мотивации студентов, обучающихся по общей программе, и студентов, обучающихся по индивидуальному плану.
Ключевые слова: мотивация обучения в вузе, самоорганизация учебной деятельности, динамические и информативные характеристики мотивации.
The article examines the basic principles of the question of self-organisation and motivation in students’ studying activity and represents the diagnostic results of motivation for studying in institutions of higher education among students of physical departments. The obtained results testify the significant difference in motivation of students who study according to the general programme and of those who study according to an individual plan.
Key words: motivation for studying in institutions of higher education, selforganisation of studying activity, dynamic and informative characteristics of motivation.
Проблема мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов является достаточно актуальной в настоящее время. В последние годы появились работы О. С. Гребенюка, В. Я. Ляудис, А. Т. Цветковой, В. А. Яковлева и др., в которых мотивация и самоорганизация не безосновательно рассматриваются как взаимосвязанные интегративные свойства личности обучаемых.
Идея исследований этого направления - мотивационно-самоорганизацион-ное развитие обучаемых и обучающих средствами изучаемой науки [5, с. 36-40]. Представители данного направления расширили структурные звенья учебной деятельности, выделенные Л. Н. Леонтьевым (учебная задача (цель) - учебные действии - самоконтроль, самооценка). Авторы представили учебную деятельность в следующем виде: сосре-
доточение внимания учащегося на учебной ситуации - ориентировка его в деятельности - постановка цели деятельности - стремление к ее достижению, выполнение учебных действий -контроль (самоконтроль) и корректировка учебных действий - оценка (самооценка) полученных результатов. Данную структуру называют мотива-ционно-самоорганизационной основой учебной деятельности, а возникающие психические состояния, адекватные элементам данной последовательности действий обучаемого, его мотивацион-но-самоорганизационными состояниями [5, с. 36-40].
В отечественной психологии проблема формирования мотивации учебной деятельности осуществляется с выделением двух групп характеристик мотивации - содержательных и динамических (В. Г. Асеев, А. К. Маркова, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн). К первой (содержательной) группе характеристик относят: личностную значимость мотива для человека, которую трактуют как «смыслообразующую» или «мотив-стимул»; степень действенности мотива, когда его понимают как «знаемый» или «реально действующий»; уровень осознания - осознаваемый неадекватно или адекватно неосознаваемый, сознательно маскируемый; место мотива в структуре совместной деятельности, возникающего с чьей-либо помощью или возникающего самостоятельно. Динамическая сторона мотивации обусловлена особенностями нервной системы, уровнем ее общей активности [4]. Все это определяет такие динамические характеристики мотивации, как сила, степень ее возбудимости, устойчивость.
Проблема мотивации как сложной иерархически организованной системы мотивов получила разноаспектное исследование в работах В. М. Матюхиной, П. И. Мешкова, Ю. М. Орлова и др. Ав-
торами выделены мотивационные функции учебной деятельности: побуждающая, направляющая, регулирующая, прогнозирующая, контролирующая, смыслообразующая (В. И. Ковалев, А. К. Маркова). Сформированная положительная мотивация студентов способствует не только их становлению как специалистов, формированию общих и профессиональных знаний, но и ускорению темпов развития самоорганизации.
Проблема психической самоорганизации привлекала внимание многих выдающихся специалистов, в том числе В. М. Бехтерева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, М. И. Дьяченко, Л. А. Канды-бович, Н. С. Копеиной и др.
С нашей точки зрения, заслуживает внимания позиция М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович (2001), в которой авторы придерживаются следующего мнения: самоорганизация - это интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли, интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения.
Н. С. Копеина на основе результатов комплексного исследования индивидуально-психологических особенностей личности студентов и их связи с успешностью обучения приходит к выводу, что понятие «самоорганизация» представляет собой «осознанную совокупность мотивационно-личностных
свойств, согласующихся с индивидуальными особенностями субъекта, оптимально воплощаемыми в приемах и результатах деятельности», и в соответствии с этим выделяет три основных структурных компонента самоорганизации: мотивация, стиль учебной деятельности, самопознание [3, с. 214-215].
Исследователи проблемы моти-вационно-самоорганизационного обеспечения учебной деятельности студен-
тов сходятся во мнении о том, что механизм генезиса мотивации подчиняется как логике опыта реальной деятельности, так и логике саморазвития человека, который сам активно строит свою мотивационную сферу. Поэтому можно сделать вывод, что развитие и формирование мотивации и самоорганизации учебной деятельности взаимообусловлены.
Формирование мотивации и самоорганизации учебной деятельности у студентов сопровождается изменениями в области самоорганизации: мобилизацией в достижении результата, умением планировать свою деятельность, перестройкой смыслов и актуализацией целей, уровнем рефлексии; а также в области мотивации: уровнем настойчивости, объемом выполненных работ, уровнем затраченных усилий, выбором деятельности, активностью.
Мы рассмотрели взаимосвязанные между собой процессы самоорганизации и мотивации учебной деятельности студентов и считаем правомерным в нашем диссертационном исследовании психологических условий самоорганизации студентов изучить мотивацию обучения в вузе.
В нашем исследовании принимали участие студенты спортивного факультета, занимающиеся любительским
спортом (далее 1-я группа испытуемых) и обучающиеся по общей программе, их количество 98 человек, и студенты спортивного факультета, занимающиеся спортом профессионально (далее 2-я группа испытуемых) и проходящие обучение по индивидуальному плану, их также 98 человек. Студенты являются учащимися 1-5-х курсов Череповецкого государственного университета. В опытной работе использовался следующий диагностический инструментарий: «Методика изучения мотивации обучения в вузе» Т. И. Ильиной [2, с. 433-434] и
«Методика изучения мотивов учебной деятельности» (модификация А. А. Реа-на, В. А. Якунина) [2, с. 434-435].
По «Методике изучения мотивации обучения в вузе» Т. И. Ильиной были получены следующие результаты (табл. 1).
Таблица1 Мотивация обучения студентов 1-й
и 2-й группы, в баллах*
Шкалы методики «Мотивация обучения в вузе» (макс. балл) Группы
Студенты 1-й группы (п = 98) Студенты 2-й группы (п = 98)
Получение знаний -ПЗ (12,6) 8,86±0,32 6,51±0,252
Овладение профессией - ОП (1о) 5,36±0,25 4,79±0,11
Получение диплома - ПД (10) 7,33±0,10 8,61 ±0,141
Сумма шкал ПЗ и ОП (22,6) 14,25±0,53 11,3±0,471
С помощью критерия различий ¿-Стьюдента было выявлено, что студенты-спортсмены 1-й группы имеют статистически значимо более высокий уровень мотивации получения знаний (при р < 0,01). У студентов 2-й группы достоверно выше показатель (при р < 0,05) получения диплома.
Выявлено также, что все студенты 1-й группы выбрали профессию адекватно. У 82,35% студентов преобладает мотив приобретения знаний, т. е. ярко выражено стремление к приобретению знаний, любознательность. Высокий показатель по шкале «Овладение профессией» показали 29,4% студентов любительского спорта, что означает стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества. И лишь у 18,37% студентов показатель по шкале «Получение диплома» превышает шкалу «Приобретение знаний», т. е. у этих спортсменов преобладает стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к минимальным усилиям при сдаче экзаменов и зачетов.
У 35,71% студентов 2-й группы наблюдается неадекватный выбор профессии, а именно сумма баллов по шкалам «Получение знаний» и «Овладение профессией» у них меньше, чем количество баллов по шкале «Получение диплома». Это может быть обусловлено возрастающей престижностью получения высшего образования, а также недостаточно внимательным отношением к выбору профессии. Достаточно большое количество (68,37%) студентов, занимающихся спортом профессионально, имеют более высо-
кий показатель по шкале «Получение диплома», чем по шкале «Получение знаний», что позволяет говорить о направленности на формальное приобретение знаний.
Следующим этапом в изучении мотивов обучения студентов-спортсменов в вузе стало проведение «Методики изучения мотивов учебной деятельности» (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина). В результате проведения данной методики были получены следующие данные (табл. 2, 3).
Таблица 2
Мотивы учебной деятельности студентов, занимающихся любительским спортом
Номер мотива по списку 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Количество называний мотива, % 69 78 25 33 25 65 4 13 8 56 8 4 4 39 4 56
Ранг мотива 2 1 8,5 7 8,5 3 14,5 10 11,5 4,5 11,5 14,5 14,5 6 14,5 4,5
Таблица 3
Мотивы учебной деятельности студентов 2-й группы
Номер мотива по списку 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Количество называний мотива, % 60 87 30 38 8 45 23 8 8 38 15 52 8 23 2 45
Ранг мотива 2 1 8 6,5 13,5 4,5 9,5 13,5 13,5 6,5 11 3 13,5 9,5 16 4,5
Данные результаты свидетельствуют о том, что у студентов-спортсменов 1-й группы в учебной деятельности преобладают мотивы престижа (номер мотива по списку 2), на 2-м и 3-м местах находятся учебно-познавательные и профессиональные мотивы (номер мотива по списку соответственно 1 и 6). Это показывает доминирование мотива престижа, что выражается в стремлении реализовать свою социальную роль, принять участие в общественно значимой деятельности. На втором месте у студентов любительского спорта стоит интерес к новым знаниям, преодоление трудностей в ходе их добывания, интерес к методам теоретического и творческого мышления. На высоком уровне у
студентов-спортсменов 1-й группы сформировано стремление к решению познавательных задач, проявляющееся в наличии интереса к процессу решения, нацеленности на результат. На третьем месте среди мотивов, доминирующих в учебной деятельности, находится позитивное отношение к избранной профессии. Студенты 1-й группы занимают осознанную, активную позицию по формированию у себя профессиональных побуждений к учебной деятельности, постановке профессиональных целей, развитию качеств личности, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к компетентному специалисту.
Полученные с помощью «Методики изучения мотивов учебной деятельности»
(модификация А. А. Реана, В. А. Якунина) результаты свидетельствуют о том, что студенты 2-й группы в большей степени в обучении руководствуются мотивом престижа (1-е и 3-е места) и профессиональными мотивами (2-е место). У студентов преобладает установка на достижение определенного социального статуса, получение возможности общаться с интересными и новыми людьми. Будущая профессиональная карьера недостаточно соотносится с профессиональным ростом и продвижением. На втором месте у студентов-спортсменов стоят профессиональные мотивы, что позволяет говорить об активной позиции относительно постановки профессиональных целей, развитии качеств личности, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к компетентному специалисту. Учебно-познавательный мотив выражен незначительно, а значит, данный контингент по сравнению со студентами 1-й группы меньше заинтересован в получении знаний. Они в меньшей степени готовы преодолевать трудности при решении познавательных задач.
Полученные эмпирические данные, на наш взгляд, в основном определяются образом жизни студентов различных групп. Студенты 1-й группы большое количество времени посвящают учебной деятельности, так как любительский спорт не предполагает больших временных затрат. У данных студентов устойчиво сформировался учебно-познавательный мотив. Студенты, являющиеся профессиональными спортсменами, значительную часть своего времени уделяют соревновательной деятельности. Возможно, поэтому у студентов-спортсме-
нов 2-й группы учебно-познавательный мотив имеет низкий показатель. Данное обстоятельство определяет одно из направлений развивающей работы - формирование познавательной мотивации.
Итак, мы провели изучение мотивации обучения в вузе у студентов-спортсменов любительского и профессионального спорта. В результате исследования мы пришли к выводу, что студенты 1-й группы выбрали профессию адекватно, у них выражено стремление к приобретению знаний, стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества. Кроме того, они занимают активную позицию по формированию у себя профессиональных побуждений к учебной деятельности, постановке профессиональных целей.
У студентов 2-й группы высокий показатель (35,71%) неадекватно выбравших профессию. Большинство данных студентов-спортсменов (68,37%) нацелено на формальное приобретение знаний. У них преобладает установка на достижение определенного социального статуса, возможность общаться с интересными людьми.
Таким образом, обучение студентов - профессиональных спортсменов обязательно должно предусматривать большее количество времени для индивидуальной работы со спортсменами; постоянное развитие у них навыков самоорганизации; четкое планирование самостоятельной работы самих студентов. Названные особенности организации педагогического процесса для спортсменов-профессионалов позволят сделать его более эффективным.
ПРИМЕЧАНИЯ
* 1) 1 - р < 0,05; 2 - р < 0,01; 3 - р < 0 ,001; 2) преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе профессии, поэтому должна подтверждаться формула: ПЗ+ОП>ПД; 3) М±тх.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Генин Л. В., Вишневский В. Ю., Кораблева Г. Б. Кадровый потенциал работы с молодежью // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 87-92.
2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 502 с.
3. Копеина Н. С. Самоорганизация в системе свойств индивидуальности // Личность в системе общественных отношений. М.: АН СССР, 1983. Ч. I. С. 214-215.
4. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1972. 136 с.
5. Цветкова А. Т. Методика формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности в процессе обучения физики: Монография. М.: Прометей, 1999. 130 с.