УДК 378.147 ББК Ч448.02
ГСНТИ 15.81.21
Код ВАК 19.00.07
М. А. Воробьёва
Екатеринбург
СВЯЗЬ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С САМООРГАНИЗАЦИЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самоорганизация; учебная деятельность; мотивация; деятельность студентов; рефлексия.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема самоорганизации студентов в процессе учебной деятельности и ее связь с мотивацией. В проведенном исследовании доказана эта связь.
M. A. Vorobiyova
Ekaterinburg
CONNECTION OF MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES AND THE ACTIVITIES OF THE STUDENTS’ SELF-ORGANIZING
KEY WORDS: self-organization; educational activities; motivation; students’ activities; reflection.
ABSTRACT. The problem of students’ self-organizing in the process of learning activities and its connection with the motivation is under discussion. The study proves the link.
А
ктуальность изучения проблемы формирования самоорганизации многие авторы подтверждают данными, показывающими, что основными источниками представлений студента об учебной деятельности являются не столько рефлексия собственного опыта учения, сколько те требования к организации учебной деятельности, которые прямо или косвенно задаются учащимся в типичной ситуации обучения в средней и старшей школе. Образовательный процесс в вузе значительно отличается от образовательного процесса в школе тем, что студент должен уже сам развивать себя в области выбранной профессии, мотивировать себя на получение знаний и овладение профессией, иметь цели на становление себя как специалиста, иметь позитивный эмоциональный настрой, т. е. брать на себя ответственность за организацию своей деятельности.
Высокий общий уровень самоорганизации свидетельствует об автономности человека в организации собственной жизни, его способности самостоятельно и осознанно ставить цели, анализировать ситуацию, моделировать работу по достижению выдвинутой цели, выделять критерии ее оценки и контролировать ход выполнения как промежуточных, так и конечных результатов деятельности, адекватно и оперативно реагировать на любые изменения. Чем выше уровень самоорганизации, тем легче он овладевает новыми видами деятельности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных сферах жизни. Мотивы необходимы для социальных стремлений — чувство долга перед страной и близкими, что дает силы для преодоления препятствий и про-
явления таких характерологических черт, как терпеливость и усидчивость. Мотивация способствует достижению более узких целей, например личного благополучия, интеллектуального и профессионального развития [5].
По мнению психологов И. А. Васильева, В. К. Вилюнаса, Д. А. Леонтьева, формирование мотивации нужно осуществлять на основе совокупности содержательных особенностей обучения и стремлений студента преодолеть затруднения в работе, проявить настойчивость в достижении положительных результатов, несмотря на ситуации неуспеха в какой-либо части деятельности.
Анализ всех компонентов самоорганизации позволяет определить общий уровень сформированности индивидуальной системы организации человеком процесса собственной деятельности. Формирование компонентов самоорганизации — важная основа в жизни каждого человека, это база для развития его деятельности и достижения успеха. Современные производственные технологии нуждаются в специалистах с высоким уровнем самоорганизации. Поэтому одним из приоритетных направлений повышения качества высшего образования является применение современной системы развития умений самоорганизации студента, в том числе самоорганизации его времени. Под умениями самоорганизации времени мы понимаем умения, отражающие освоенные способы выполнения действий обучающихся на основе специально сформированных знаний, которые позволяют им с учетом своих индивидуальных особенностей рационально использовать свои силы, самостоятельно и целенаправленно организовывать свою жизнедеятельность самым
эффективным образом. Данные умения объединяют умения целеполагания, грамотного планирования времени на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу, умения рационально организовать время, рефлексивные умения [4].
Исследования В. Я. Ляудис, Н. М. Пей-сахова, А. Т. Цветковой, В. А. Чкунина подтверждают неразрывную связь мотивации с самоорганизацией деятельности личности. Закономерности самоорганизации личности рассматриваются в работах Е. Н. Князевой, С. П. Курдюмова, Н. В. Поддубного, Е. Г. Силяевой, И. Н. Трофимовой и других авторов. В исследовании А. Н. Леонтьева отражены мотивы учебной деятельности и мотив получения учеником определенной отметки. А. К. Маркова дает классификацию групп психологических характеристик познавательных и социальных мотивов [См.: 2].
Впервые термин «самоорганизация» появился в научной публикации в 1947 г. Уильяма Эшби (англ. W. R. Ashby) «Principles of the Self-Organizing Dynamic System». В 1960-х гг. термин использовался в теории систем, а в 1970 — 1980-х стал использоваться в физике сложных систем [3]. Самоорганизация — процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счет внутренних факторов, без внешнего специального воздействия (изменение внешних условий может также быть стимулирующим воздействием). Результат — появление единицы следующего качественного уровня [1]. Первым в советской психологии автором и разработчиком разноуровневой концепции организации поведения, психологии деятельности, психологии личности как субъекта в деятельности и общении является М. Я. Басов [5].
Самоорганизация — это показатель личной зрелости человека, совокупность природных и социально приобретенных свойств личности, воплощенных в осознаваемые особенностях воли, интеллекта, в мотивах поведения и реализуемых в организации деятельности человека. В голографической модели процесса самоорганизации выделяют следующие функциональные компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция, коррекция.
Слово «самоорганизация», так же как и слова «саморазвитие», «самореализация», «самодисциплина» и «самообразование», содержит в себе слово «сам». Это говорит о том, что самые важные вещи в своей жизни надо делать самому. Нужные книги, интересные люди, возможности обучения притянутся со временем. Как говорится, когда ученик готов — приходит учитель. Но все
начинается с нас самих. Определение жизненного предназначения, постановка целей, грамотное планирование и последовательное выполнение заданных действий и представляют собой успешную самоорганизацию личности [6].
Образовательный процесс современного вуза актуализирует изменение позиции студента из объекта обучения в активного субъекта учебно-профессиональной деятельности, а также активизирует самоуправляемую творческую учебно-профессиональную деятельность. Становятся востребованными интерактивные и активные формы и методы обучения, воспитания, контроля. Для их реализации необходимо овладение компетенциями самодисциплины и самоорганизации учебно-профессиональной деятельности [2]. Самодисциплина — это основа, фундамент для достижения наших жизненно важных целей. Не организовав свою жизнедеятельность, невозможно даже начать двигаться в направлении достижения своей мечты.
Учебно-профессиональная деятельность — это специфический вид деятельности, направленной на освоение знаний, умений и навыков, являющихся средствами будущей профессиональной деятельности, в процессе которой происходит развитие необходимых профессионально-личностных качеств и компетенций.
Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности — это деятельность студента, побуждаемая и направляемая целями самоуправления и саморегулирования своей профессионально значимой учебной работы, осуществляемая системой интеллектуальных действий, направленных на решение задач самостоятельной рациональной организации и осуществления своего учебного труда. Самоорганизация студента определяется его мотивацией на учебную деятельность. Насколько он будет настроен на определение жизненного предназначения, на постановку личных целей в жизни, грамотное планирование и последовательное выполнение заданных действий в учебном процессе, настолько он и представит себя как успешную, самоорганизованную личность, необходимую современному обществу.
Сложность решения вопросов формирования мотивации и самоорганизации в условиях высшей школы исследователи объясняют, с одной стороны, тем, что студент побуждается к учению, профессиональной деятельности целым комплексом мотивов. С другой стороны, преподаватели вуза, имея многочисленные рекомендации по формированию отдельных мотивов (интерес к предмету, мотивы профессиональной деятельности, достижения, создание
ситуации успеха), не соотносят их с самоорганизацией, следовательно, не представляют, что формирование мотивации и самоорганизации происходит как формирование определенного целостного свойства личности [3; 6].
Преподавателям вуза необходимо убедить студента в том, что он как самопро-граммированное, самодеятельное и самоорганизующееся разумное существо и субъект своего становления способен удовлетворить собственные потребности только тогда, когда разовьет в себе собственные сущностные силы, способности и умения в процессе обучения и воспитания.
Планомерное и систематическое обучение студентов основам самоорганизации личности, вовлечение их в процесс самоорганизации (а этот процесс начинается со школы) имеет большое значение:
- активизирует все виды деятельности и побуждает проявлять встречные усилия относительно своего обучения, воспитания и развития, что способствует повышению успеваемости, дисциплины, организованности;
- способствует эффективному самопознанию, самоопределению, самореализации;
- формирует высокое чувство ответственности за собственное поведение, что способствует социализации личности, вырабатывает правильную самооценку, самоконтроль поведения;
- ускоряет формирование главного фактора развития личности — субъектного;
- снимает со студентов присущее им сопротивление педагогическому воздействию извне, делая их самокритичными и восприимчивыми к педагогическим требованиям, автоматически ускоряет цивилизованное развитие;
- существенно облегчает труд педагога,
освобождает его от постоянного и неприятного долга подгонять, контролировать, заставлять учиться, правильно вести себя [4].
Для выявления связи мотивации учебной деятельности с самоорганизацией деятельности у студентов (33 студента 18—21 года 2—3 курса дневной формы обучения факультетов менеджмента и юриспруденции) мы использовали следующие методики:
- «Методику изучения мотивации обучения в вузе» Т. И. Ильиной; ее цель: выявить доминирующий мотив обучения в вузе (приобретение знаний, овладение профессией, получение диплома);
- «Методику изучения мотивов учебной деятельности студентов», модифциро-ванную А. А. Реаном, В. А. Якуниным; ее цель: выявить иерархию мотивов учебной деятельности студентов (таких, как стать высококвалифицированным специалистом, получить диплом, продолжить обучение на последующих курсах, успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» и др.);
- «Диагностику особенностей самоорганизации» А. Д. Ишкова; она представляет собой 39 утверждений, позволяет выявить уровень развития навыков планирования, самоконтроля, коррекции, волевых усилий, самоорганизации.
Исходя из результатов исследования
(рис. 1) по методике изучения мотивации обучения в вузе было выявлено, что студенты пришли в вуз для того, чтобы в первую очередь приобрести знания — 48,5% (16 человек), далее их цель — получить диплом — 24,2% (8 человек) и менее их интересует овладение профессией — 9,09% (3 человека).
Рис. 1. Показатели мотивация обучения в вузе у студентов:
1 — приобретение знаний;
2 — овладение профессией;
3 — получение диплома;
4 — приобретение знаний, овладение профессией;
5 — приобретение знаний и получение диплома;
6 — овладение профессией и получение диплома
Анализ результатов по второй методике (рис. 2) позволил выявить доминирующие
мотивы учебной деятельности — стать высококвалифицированным специалистом 87,9% (29 человек); обеспечить успешность
будущей профессиональной деятельности 78,8% (26 человек); получить диплом 66,7% (22 человека).
1
1 . ■ . ■ 1
123-4 56~7 8Э Ю 11 12 13 1-4 15 16
Рис. 2. Мотивация учебной деятельности:
1 — стать высококвалифицированным специалистом;
2 — получить диплом;
3 — успешно продолжить обучение на следующих курсах;
4 — успешно учиться и сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»;
5 — постоянно получать стипендию;
6 — приобрести глубокие и прочные знания;
7 — быть постоянно готовым к очередным занятиям;
8 — не запускать изучение предметов учебного цикла;
9 — не отставать от сокурсников;
10 — обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности;
11 — выполнять педагогические требования;
12 — достигнуть уважения преподавателей;
13 — быть примером для сокурсников;
14 — добиться одобрения родителей и окружающих;
15 — избежать осуждения и наказания за плохую учебу;
16 — получить интеллектуальное удовлетворение
Далее идут следующие мотивы: приобрести глубокие и прочные знания — 66,7% (22 человека); добиться одобрения родителей и окружающих — 60,6% (20 человек); получить интеллектуальное удовлетворение — 45,5% (15 человек); успешно продолжить обучение на следующих курсах — 30,3% (10 человек); успешно сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» — 24,2% (8 человек); постоянно получать стипендию и избежать осуждения и наказания за плохую учебу — 9,1% (по 3 человека); не запускать изучение предметов учебного цикла и достичь уважения преподавателей — 6,1% (по 2 человека); быть постоянно готовым к очередным занятиям и не отставать от сокурсников — 3,0% (по 1 человеку). Не выпал выбор на такие мотивы, как выполнять педагогические требования и быть примером для сокурсников.
Полученные результаты подтверждают то, что студенты стремятся не просто поступить в вуз на определенный факультет, а делают это осознанно и будущая профессия им нравится.
По результатам методики самооргани-
зации выявлены средние показатели студентов по умению планировать, анализировать ситуации, показатели самоконтроля, коррекции и волевых усилий. Высоких показателей выявлено от 6 до 9%, что говорит о неготовности к самоорганизации и об отсутствии высокой мотивации к развитию себя.
Для выявления связи мотивации учебной деятельности и самоорганизации деятельности студентов был использован критерий Пирсона (табл.).
Выявлена связь мотивов со шкалой «самоорганизация», а именно установлена связь мотива приобретения знаний с уровнем самоконтроля, коррекции, мотива получить диплом.
Выявлена связь мотива успешно сдавать экзамен на «хорошо» и «отлично» и шкалами «целеполагание», «планирование», «анализ ситуации», «самоконтроль». Определена связь мотива получить глубокие и прочные знания и шкал «самоорганизация», «волевые усилия», а также мотива быть готовым к очередным занятиям и
шкал «анализ ситуации», «самоконтроль», «коррекция», «волевые усилия».
Таблица 1
Результаты расчетов по мотивации обучения в вузе студентов и диагностики особенностей самоорганизации
Мотивация
приобретение овладение получение приобретение приобретение овладение
Самоорганизация знании профессией диплома знании и знании и профессией и
овладение профессией получение диплома получение диплома
Целеполагание 0,18 0,24 -0,36 -0,15 0,37 0,71
Анализ ситуации 0,14 0,01 -0,91 0,02 0,27 0,74
Планирование 0,03 0,08 -0,99 0,05 -0,61 0,91
Самоконтроль 0,43 0,37 -0,93 0,21 -0,33 0,01
Коррекция 0,01 0,34 0,39 -0,79 0,77 0,96
Волевые усилия 0,14 -0,21 -0,92 -0,67 0,28 -0,72
Самоорганизация 0,08 0,04 -0,84 -0,36 -0,41 0,01
Исходя из данных таблицы, видим, что существует связь между мотивом
приобретения знаний и уровнем
самоорганизации по шкале «самоконтроль» (г 0,43 > Р 0,33). Студенты, у которых мотивом становится приобретение знаний, самоорганизация достаточно развита, т. е. они стараются планировать свою деятельность, анализировать свое поведение и действия, у них цель не просто получить диплом, а еще и приобрести знания, что невозможно без воли.
Существует связь между мотивом «овладение профессией» и шкалами
«самоконтроль» (г 0,37 > р 0,33),
«коррекция» (г 0,34 > Р 0,33). У таких студентов уровень волевых усилий снижен (г -0,21 < р 0,33). Это говорит о том, что студенты не до конца осознали мотивы своей учебной деятельности, существуют резкие перепады отношения к развитию ситуации и последствиям своих действий, они не развивают коррекцию своего поведения и действий. Существует связь между мотивом получить диплом и шкалой «коррекция» (г 0,39 > Р 0,33). Существует связь между мотивами получения диплома и приобретения знаний (г 0,37 > р 0,33). У таких студентов нет определенной цели, она у них двойственна, поэтому по шкалам
«планирование» и «самоконтроль» имеет низкий уровень, так как нет четкого плана действий и контроля психических состояний.
Также математической обработке были подвергнуты результаты двух других методик и получены прямые и обратные связи. Найдена связь между мотивом успешно сдавать экзамен на «хорошо» и «отлично» и шкалами «целеполагание», «планирование», «анализ ситуации», «самоконтроль». Определена связь мотива получить глубокие и прочные знания и шкал «самоорганизация», «волевые усилия», а также мотива быть готовым к очередным занятиям и шкал «анализ ситуации», «самоконтроль», «коррекция», «волевые усилия». Выявлена связь мотива получения диплома и шкал «целеполагание», «планирование», «волевые усилия».
Таким образом, была доказана гипотеза исследования, заключающаяся в том, что существует связь мотивации учебной деятельности с самоорганизацией деятельности студента. Чем больше студент будет заинтересован выбранной профессией и ее содержанием, тем больше он будет самоор-ганизован в получении знаний и умений для дальнейшего профессионального развития.
4-
5-
ЛИТЕРАТУРА
АБДУЛЛИНА О. А. Личность студента в процессе формирования профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. 3.
ИЛЬЯСОВ И. И., ЛЯУДИС В. Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. М. : Изд-во МГУ, 1981.
ПАШТОВ Т. З. Организация профессионального саморазвития студентов — будущих учителей // Перспектива-2006 : материалы всерос. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых / Каб.-Балк. ун-т. Нальчик : Каб.-Балк. ун-т, 2006.
СУСЛИНА А. А. Мотивационное обеспечение учебной деятельности студента вуза. Калининград, 1999.
ТУТЫШКИН Н. К. Основы самоуправления учебной деятельностью : учеб. пособие / КГУ. Казань, 1984.
ЧИЛИКИН М. Г. Организация самостоятельной работы студентов в высшей технической школе. М. : Наука, 1972.
1
2
3
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. А. Сутырина