Научная статья на тему 'Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов технических вузов'

Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / MOTIVE / MOTIVATION / THE EDUCATIONAL-PROFESSIONAL MOTIVATION / MOTIVATING FACTORS / PEDAGOGICAL MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарабрина Тамара Борисовна

В статье рассматриваются способы формирования учебно-профессиональной мотивации студентов в высшем учебном заведении. Показано, что мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения учебного материала. Изложены теоретические основы предлагаемой модели формирования мотивации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation educational-professional motivation of students of technical educational institutions

In the article the ways of formation of educational-professional motivation of students in a higher educational institution are considered. It is shown that the motives are the moving forces of the process of training and teaching material mastering. Theoretical bases of the offered model of formation of motivation of students are stated.

Текст научной работы на тему «Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов технических вузов»

УДК 37.013.75

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Т.Б. Тарабрина1

Самарский государственный технический университет 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются способы формирования учебно-профессиональной мотивации студентов в высшем учебном заведении. Показано, что мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения учебного материала. Изложены теоретические основы предлагаемой модели формирования мотивации студентов.

Ключевые слова: мотив, мотивация, учебно-профессиональная мотивация, мотивирующие факторы, педагогические средства.

Современные тенденции в развитии образования вызывают необходимость научно обоснованных изменений в подходе к проблемам подготовки специалистов. Современная ситуация в России характеризуется рядом серьезных социальных и экономических перемен. С этим связаны происходящие в настоящее время процессы модернизации отечественной системы высшего образования. Вузы играют при этом значительную роль, поскольку от качества выпускаемых ими специалистов во многом зависит эффективность многих преобразований общества. Перед высшей школой ставится весьма ответственная задача, связанная с разработкой и распространением новых образовательных технологий для подготовки специалистов, способных решать актуальные проблемы. Со всей остротой встает задача формирования самообразовательной деятельности студентов в образовательном процессе вуза. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами, среди которых существенным является мотивация студентов [1].

Как формировать мотивы учебной деятельности? Как организовать процесс обучения, чтобы познавательная потребность, с которой студенты пришли учиться в вуз, не утратилась? Для этого необходимо сделать все, чтобы студент понял: постоянное самосовершенствование - залог его успеха. Обеспечить студенту все возможности для самосовершенствования и самореализации. Задача университетов - сформировать правильную, активную и позитивную мотивацию студента к самообразованию. Выпускник с верной мотивацией сможет реализоваться в любой сфере. Развитие положительной учебной мотивации у студентов является одним из условий благоприятного личностного развития и эффективной профессиональной подготовки студента. Только зная, какие мотивы лежат в основе действий обучающегося, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления процессом обучения. Для этого необходимо учитывать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами они могут быть сформированы.

Проблема мотивации учебной деятельности традиционна для педагогической психологии. В педагогике и психологии существует множество определений мотивов, наиболее полным и доказательным из них мы считаем определение, данное Н.А. Бакшаевой и А.А. Вербицким в работе «Психология мотивации студентов» [2]. По их мнению, термином «мотив» обозначают инстинктивные импульсы, потребности, биологические влечения, переживание эмоций, интересы, желания, жизненные цели, идеалы и другие мотивационные переменные или компоненты.

Положительная мотивация к учению играет большую роль в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. Успехи в учебной деятельности студентов примерно на 70% обусловлены именно мотивацией, а на долю способностей психологи оставляют всего 30% [3]. В ходе исследования А.А. Реана [8] были получены любопытные результаты. Протестировав по шкале общего интеллекта группу студентов и сопоставив данные тестирования с данными об уровне учебной успеваемости, было выявлено, что никакой значимой связи интеллекта с успеваемостью ни по специальным предметам, ни по общеобразовательному блоку дисциплин нет. Этот удивительный факт

1 Тарабрина Тамара Борисовна, аспирант каф. психологии и педагогики.

получил подтверждение и в исследовании В.А. Якунина и Н.И. Мешкова [7]. Оказалось, что сильные и слабые студенты все-таки отличаются друг от друга, но не по уровню интеллекта, а по силе, качеству и типу мотивационной деятельности. Для сильных студентов характерна внутренняя мотивация: им необходимо освоить профессию на высоком уровне. Они ориентируются на получение прочных профессиональных знаний и практических умений. Что касается слабых студентов, то их мотивы в основном внешние: для таких студентов в первую очередь важно избежать осуждения и наказания за плохую учебу, не лишиться стипендии и т.п. Данные исследований позволяют утверждать, что высокая положительная мотивация может восполнять недостаточный запас знаний, умений и навыков. Иными словами, каким бы способным и эрудированным не был студент, без желания учиться успехов он не добьется. Именно комплекс мотивов побуждает студентов успешно учиться.

При изучении и формировании мотивации студентов необходимо придерживаться следующей последовательности действий. Во-первых, формирование мотивации следует начинать с диагностики мотивационной сферы, с выявления исходного состояния мотивации студентов. Вторым важным моментом является постановка целей формирования мотивации. В-третьих, необходимо, в соответствии с поставленными целями, произвести отбор и применение педагогических средств формирования мотивации [5].

Учебный процесс - это сложный вид деятельности, поэтому здесь можно наблюдать много мотивов, и они могут не только проявляться отдельно, но и сливаться, формируя сложные мотивационные системы. Для понимания соответствия обучаемых требованиям будущей профессии нужно иметь представление о мотивах поступления в вуз, уровне общеобразовательной подготовки, умении и навыках самостоятельной работы. Особенно важно продолжать исследование профессиональной мотивации студента на разных этапах обучения, используя при этом различные диагностические методики и приемы. Пути становления мотивации каждого студента индивидуальны и неповторимы.

Результаты диагностики мотивационной сферы студентов становятся основой для планирования процесса формирования учебно-профессиональной мотивации. Диагностика мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив ближайшего развития каждого студента и группы в целом.

Чтобы получить информацию о мотивах деятельности студентов, их особенностях, а также выделить категории лиц, которым учиться неинтересно и которым учиться очень хочется, хотя и трудно, уже в самом начале учебного года целесообразно провести соответствующие психологические исследования. Перед вузом стоит нелегкая задача - построить учебный и воспитательный процессы, ориентируясь на разные индивидуальные качества студентов, на разные возможности. Чтобы лучше изучить мотивацию, все теоретические знания необходимо подкреплять исследованиями на практике.

Исследование было проведено на базе двух факультетов СамГТУ - теплоэнергетического и нефтетехнологического - в марте 2010 г. В исследовании принимали участие студенты двух групп 2-го курса. Выборка составила 39 человек.

Целью диагностической программы стало изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов второго курса и выделение контрольной и экспериментальной групп для дальнейшего исследования эффективности мероприятий, направленных на формирование навыков самообразовательной деятельности студентов вуза. Задачи диагностической программы представлены в табл. 1.

Таблица 1

Задачи диагностической программы

№ п/п Задачи диагностической программы

1 Выявление ведущих мотивов учебной деятельности студентов

2 Установление связи между мотивацией учебной деятельности студентов и их профессиональной направленностью

3 Установление связи между мотивацией учебной деятельности студентов и их личностной направленностью

4 Установление связи между мотивацией учебной деятельности студентов и их ценностными ориентациями

Были использованы методики, которые представлены в табл. 2.

Таблица 2

Методика Цели

№ 1 - «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин) Определение частоты выбора того или иного мотива (по всей выборке)

№ 2 - «Мотивация обучения в вузе» (Т.И. Ильина) Изучение мотивации обучения в вузе

Методика № 1 - «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин).

В ходе исследования студенту предъявляется список мотивов учебной деятельности. Из 16 мотивов ему необходимо выбрать 5 наиболее значимых. Те мотивы, которые при выборе занимают первые места, и являются главными в мотивационной сфере учебной деятельности студента.

Методика № 2 - «Мотивация обучения в вузе» (Т.И. Ильина).

В данной методике имеются три шкалы: «приобретение знаний»; «овладение профессией»; «получение диплома». В ходе проведения эксперимента использовали опросник, состоящий из 50 пунктов. Студент внимательно прочитывает утверждение и отмечает свое согласие с ним знаком «+» или несогласие - знаком «-». Результаты исследования, полученные с помощью методики № 1 «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» в двух группах, анализируются и сравниваются.

Таблица 3

Результаты исследования, полученные с помощью методики № 1 «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (факультет ТЭФ)

Место Наименование мотива

I место 1 - стать высококвалифицированным специалистом; 10 - обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности

II место 2 - получить диплом

III место 6 - приобрести глубокие и прочные знания

IV место 3 - успешно продолжить обучение на последующих курсах; 12 - достичь уважения преподавателей; 14 - добиться одобрения родителей и окружающих

V место 4 - успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»

VI место 5 - постоянно получать стипендию

VII место 16 - получить интеллектуальное удовлетворение

VIII место 7 - быть постоянно готовым к очередным занятиям; 8 - не запускать изучение предметов учебного цикла

Оказались невыбранными мотивы: 9 - не отставать от сокурсников; 11 - выполнять педагогические требования; 13 - быть примером для сокурсников; 15 - избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

Таким образом, студентами факультета ТЭФ чаще выбираются следующие мотивы: стать высококвалифицированным специалистом и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, получить диплом, приобрести глубокие и прочные знания.

Таблица 4

Результаты исследования, полученные с помощью методики № 1 «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (нефтетехнологический факультет)

Место Наименование мотива

I место 1 - стать высококвалифицированным специалистом

II место 2 - получить диплом

III место 6 - приобрести глубокие и прочные знания

IV место 5 - постоянно получать стипендию

V место 4 - успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»; 10 - обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности; 16 - получить интеллектуальное удовлетворение

VI место 8 - не запускать изучение предметов учебного цикла; 14 - добиться одобрения родителей и окружающих

VII место 3 - успешно продолжить обучение на последующих курсах

VIII место 9 - не отставать от сокурсников; 12 - достичь уважения преподавателей; 13 - быть примером для сокурсников

Невыбранные мотивы: 7 - быть постоянно готовым к очередным занятиям; 15- избежать

осуждения и наказания за плохую учебу. Таким образом, студентами нефтетехнологического факультета чаще выбираются следующие мотивы: стать высококвалифицированным

специалистом, получить диплом, приобрести глубокие и прочные знания, что говорит об их доминировании в системе мотивов.

Сравним и проанализируем результаты, полученные с помощью методики № 1.

На основании исследования, проведенного в двух группах на теплоэнергетическом и нефтетехнологическом факультетах, можно утверждать, что в системе преобладают следующие мотивы: стать высококвалифицированным специалистом, получить диплом, приобрести глубокие и прочные знания. Однако у студентов факультета ТЭФ в системе мотивов доминирует, наряду с вышеперечисленными, мотив «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности».

Мотив «избежать осуждения и наказания за плохую учебу» оказался не выбранным студентами обоих факультетов. Студенты нефтетехнологического факультета не выбрали мотив «быть постоянно готовым к очередным занятиям», а студенты факультета ТЭФ не выбрали мотивы: «выполнять педагогические требования», «не отставать от сокурсников», «быть примером для сокурсников».

При анализе и систематизации результатов исследования с помощью методики № 2 «Мотивация обучения в вузе» студентов ТЭФ по шкале «приобретение знаний» были отмечены: высокие показатели (8,5-12,6 баллов) - у 25 % студентов, средние показатели (4,3-8,4 баллов) - у 55,2 % студентов, низкие показатели (0-4,2 баллов) - у 19,8 % студентов. В целом группа показала средний уровень направленности на приобретение знаний.

По шкале «овладение профессией» были выделены: высокие показатели (7-10 баллов) - у 27,5 % студентов, средние показатели (4-6,9 баллов) - у 51,5 % студентов, низкие показатели (0-3,9 баллов) - у 21 % студентов. Таким образом, группа показала средний уровень направленности на овладение профессией.

По шкале «получение диплома» были отмечены: высокие показатели (7-10 баллов) - у 90 % студентов, средние показатели (4-6,9 баллов) - у 10 % студентов. Низкие показатели (0-3,9 баллов) не выявлены в группе. Таким образом, группа показала высокий уровень направленности на получение диплома.

При анализе и систематизации результатов исследования студентов нефтетехнологического факультета по шкале «приобретение знаний» были выделены: высокие показатели (8,5-12,6 баллов) - у 22,5 % студентов, средние показатели (4,3-8,4 баллов) - у 54% студентов, низкие показатели (0-4,2 баллов) - у 23,5 % студентов. В целом группа показала средний уровень направленности на приобретение знаний.

По шкале «овладение профессией» были отмечены: высокие показатели (7-10 баллов) - у 20 % студентов, средние показатели (4-6,9 баллов) - у 40,9 % студентов, низкие показатели (0-3,9 баллов) - у 39,1% студентов. Таким образом, группа показала уровень направленности на овладение профессией ниже среднего. По шкале «получение диплома» были выделены: высокие показатели (7-10 баллов) - у 95,2% студентов, средние показатели (4-6,9 баллов) - у 4,8 % студентов. Низкие показатели (0-3,9 баллов) не выявлены в группе. Таким образом, группа показала высокий уровень направленности на получение диплома.

Сравнивая и анализируя результаты, полученные с помощью методик № 1 и № 2 у студентов двух факультетов, можно утверждать, что у студентов обеих групп преобладает прагматический мотив («получение диплома»). У студентов теплоэнергетического факультета последующие позиции занимают мотивы: профессиональный (стремление овладеть профессиональными

знаниями и сформировать профессионально важные качества) и познавательный (стремление к приобретению знаний, любознательность). У студентов нефтетехнологического факультета последующие позиции занимают познавательный и профессиональный мотивы.

Автор методики Т.И. Ильина отмечает, что преобладание прагматического мотива может свидетельствовать о неадекватном выборе студентом профессии, о неудовлетворенности ею [6]. Но для того, чтобы изучить причину преобладания прагматического мотива в системе мотивов студента, нужно определить профессиональную направленность студента, проанализировать, почему он выбрал данную профессию, как этот выбор был осуществлен, каковы жизненные ориентиры студента.

Анализ результатов, полученных в двух группах, показал, что, несмотря на отдельные различия, в обеих группах доминируют одинаковые мотивы. Таким образом, эти группы близки, что позволяет одну из них рассматривать как контрольную (нефтетехнологический факультет), а вторую как экспериментальную (теплоэнергетический факультет) при дальнейшем исследовании эффективности мероприятий, направленных на формирование навыков самообразования у студентов вуза.

Изучив и проанализировав результаты диагностики состояния мотивации студентов, мы можем правильно разработать мероприятия по созданию механизма повышения мотивации обучения. Чтобы решить эту задачу, необходимо создать психолого-педагогические условия для развития мотивации. Для этого создается совокупность методов и приёмов воздействия на студента со стороны преподавателя, которые побуждали бы студентов к определённому поведению в процессе обучения для достижения целей преподавателя, основанных на необходимости удовлетворения личных потребностей студентов. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Современный преподаватель, знакомый с новейшими образовательными технологиями, может предложить студенту большой выбор активных методов: проблемное обучение, стимулирующее активность, инициативу, самостоятельность и творчество; игровые технологии, тренинговые технологии.

На основе результатов диагностического исследования, с целью создания психологопедагогических условий для развития мотивации учебной деятельности студентов была разработана программа развития мотивации учебной деятельности студентов, которая является важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Данная программа рекомендована кураторам студенческих групп теплоэнергетического и нефтетехнологического факультетов, принимавших участие в исследовании.

Данная программа рассчитана на 12 занятий продолжительностью по 1,5 часа. Каждое занятие состоит из 3 частей (табл. 5).

Таблица 5

Части занятия и их содержание

п/п Наименование Содержание

1 Вводная часть Приветствие, постановка целей и задач занятия

2 Основная часть Лекция, беседа, групповая дискуссия и т.д.

3 Заключительная часть Обсуждение занятия, прощание

Эффективность реализованной программы заключается в положительной динамике развития мотивации учебной деятельности и мотивационной сферы личности студента, наблюдаемой в исследуемых группах. Реализация этой программы позволила не только активно воздействовать на творческий и интеллектуальный потенциал студентов, но и решить ряд практических задач. Традиционные формы организации учебной деятельности, такие как лекция и семинар, также могут обладать большим мотивационным потенциалом, если будут использоваться разные способы активного обучения. Этому способствуют контекстно-профессиональные лекции, которые отражают логику появления проблемных ситуаций в сфере будущей профессиональной деятельности специалиста и применение эффективных методов их разрешения с учетом опыта специалистов и научных разработок.

Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные задания) может вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента. Следует включать результаты выполнения самостоятельной работы студента в показатели текущей успеваемости, учитывать при выставлении итоговых оценок.

Эффективность педагогических средств формирования мотивации невозможна без наличия серьёзной и устойчивой внутренней мотивации студента. Самый сильный мотивирующий фактор -подготовка к дальнейшей профессиональной деятельности. При рассмотрении мотивирующих факторов, способствующих активизации работы, нельзя не отметить такой фактор, как полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, насколько необходима выполняемая работа.

При правильном выборе системы формирования учебно-профессиональных мотивов основная часть студентов самостоятельно, от курса к курсу, с повышением потенциала меняет внутреннюю мотивацию. Мотивация к обучению представляет собой достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Основной результат, который получается «на выходе» стимулируемого и внутренне мотивированного образования - более конкурентоспособный специалист, а в более широком смысле - конкурентоспособная личность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арестова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестник МГУ. - Сер. 14 «Психология». - 1998. - № 4.

2. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: учебное пособие. - М.: Логос, 2006. -С. 30.

3. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Проблема трансформации мотивов в контексном обучении // Вопросы психологии. - 1979. - № 4.

4. Вербицкий А., Бакшаева А. Развитие мотивации в контекстном обучении // Вестник в высшей школе. -1998. - № 1. - С. 96.

5. Делеу М.В. Некоторые особенности проявления личностных свойств студентов-первокурсников в условиях адаптации к учебному процессу в вузе. - Кишинев, 1990. - С. 29.

6. Ильин Э.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - С. 433-434.

7. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб: Питер, 1999.

9. Савонько И.П. Личностная адаптация студентов к условиям обучения в вузе и ее роль в академической успешности. - М., 1977. - С. 176-196.

Поступила в редакцию 2/Х/2011; в окончательном варианте - 22/Х/2011.

UDC 37.013.75

FORMATION EDUCATIONAL-PROFESSIONAL MOTIVATION OF STUDENTS OF TECHNICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS T.B. Tarabrina

Samara State Technical University

244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: ttb2007@yandex. ru

In the article the ways offormation of educational-professional motivation of students in a higher educational institution are considered. It is shown that the motives are the moving forces of the process of training and teaching material mastering. Theoretical bases of the offered model offormation of motivation of students are stated.

Key words: motive, motivation, the educational-professional motivation, motivating factors, pedagogical means.

Original article submitted 2/Х/2011; revision submitted - 22/Х/2011.

Tamara B. Tarabrina, the post-graduate student of chair "Theoretical bases heating engineers and a hydromechanics".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.