УДК 37.013.42
МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА
MOTIVATIONAL AND VALUE ASPECT OF FUTURE SOCIAL TEACHERS' PROFESSIONAL READINESS TO WORK IN RURAL COMMUNITY
Т. В. Горбунова
T. V. Gorbunova
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье раскрыт мотивационно-ценностный аспект профессиональной готовности будущих социальных педагогов к работе в условиях сельского социума. Рассмотрены понятия «потребность», «мотив», «мотивация», «интерес», «ценность». Проанализированы мотиваци-онные потенциалы различных видов стимуляции к профессиональной деятельности. Представлены результаты исследований мотивов обучения студентов психолого-педагогического факультета (профиль подготовки «Психология и социальная педагогика») с использованием методики Т. И. Ильиной «Мотивация учения в вузе».
Abstract. The article reveals the motivational and value aspect of future social teachers' professional readiness to work in rural community. The article considers such notions as «need», «motive», «motivation», «interest», «value». The author analyzes the motivational potential of different kinds of stimulation of professional activity and presents the results of the survey of the motives to study of the students of the faculty of Psychology and Pedagogics (the training profile - Psychology and Social Pedagogics) using the method by T. I. Ilyina «Motivation of Learning at the University».
Ключевые слова: социальный педагог, сельский социум, потребность, мотив, мотивация, интерес, ценность.
Keywords: social teacher, rural community, need, motive, motivation, interest, value.
Актуальность исследуемой проблемы. Работа в условиях сельского социума предъявляет особые требования к социальному педагогу, поскольку в силу открытого характера данного социума ему приходится иметь дело не только с учащимися, их родителями, но и с ближайшим социальным окружением, с общественностью, с администрацией. Образ жизни социального педагога, его действия и поведение, стиль общения с детьми, коллегами, односельчанами, его отношение к сельскохозяйственному труду, национальным и культурным ценностям проживающего в селении этноса, к старшему поколению становятся известны всем жителям села. Практика доказывает, что в сельской местности пользуется уважением и имеет авторитет тот специалист, который обладает высокой нравственностью и может стать примером не только для учащихся, но и для од-
носельчан. В связи с этим будущий социальный педагог должен хорошо осознавать свою значимость в развитии духовной и материальной сфер жизни сельского социума. Лишь социальный педагог, обладающий гуманитарно-альтруистическими духовными ценностями, может действовать в соответствии с принципами социальной справедливости.
Качество профессиональной деятельности, ее результат зависят от побуждения и потребностей самого социального педагога, его мотивации к работе в условиях сельского социума. Как любая деятельность, работа социального педагога направлена на удовлетворение его потребностей. Именно потребность является тем механизмом, который запускает активность человека на достижение цели, удовлетворяющей эту потребность. Потребность - важнейшее звено в процессе развития личности, в том числе и специалиста.
Потребности человека могут быть обусловлены историческими, духовными, экономическими, материальными, социальными, педагогическими, этнопедагогическими факторами. На их основе формируется мотивационно-ценностное отношение личности к будущей профессии. Профессиональную мотивацию в этом случае будут составлять мотивация развития самой личности и профессиональной деятельности. Мы считаем, что одним из показателей готовности будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности в условиях сельского социума является сформированность положительной профессиональной мотивации. Изучение данного феномена - цель нашего исследования.
Материал и методика исследований. Опытно-экспериментальная работа проводилась нами на базе психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».
В ходе исследования применялись следующие методы: теоретические (анализ философской, психологической, педагогической и социально-педагогической литературы), эмпирические (наблюдение, тестирование, анкетирование, интервью, беседа) и общенаучные (систематизация, обобщение).
Была использована методика Т. И. Ильиной «Мотивация учения в вузе». Методика содержит три шкалы:
1) «приобретение знаний» (стремление к овладению знаниями, проявление любознательности);
2) «овладение профессией» (желание получить профессиональные знания и выработать профессионально важные навыки);
3) «получение диплома» (стремление получить документ о высшем образовании, а усвоение знаний - формальное) [5].
Результаты исследований и их обсуждение. Исследования Л. И. Божович, Л. Д. Деминой, И. А. Зимней, В. С. Мерлина и др. доказали, что важнейшим условием развития специалиста является направленность личности, включающая в себя мотивы, интересы, склонности, намерения, признание.
В современной психологической литературе в определении понятия «мотив» есть некоторые расхождения:
1) мотив - это психическое явление, побуждающее к действию (К. К. Платонов) [8];
2) мотив соотносится с переживанием потребности в ее удовлетворении (С. Л. Рубинштейн) [9];
3) мотивом могут быть предметы внешнего мира, идеи, представления, переживания и чувства (Г. А. Суворова) [10];
4) мотив обозначает то объективное, в чем выражается потребность в предоставленных условиях и на что обращена деятельность, т. е. мотив определяет направленность, связанную с удовлетворением потребности (А. Н. Леонтьев) [6].
В исследовании мы используем понятие «мотивация», которое шире понятия «мотив». В психолого-педагогической науке мотивация определяется как источник активности личности и как система побудителей к любому труду. Данное понятие исследуется в различных аспектах и истолковывается учеными по-разному:
1) как один мотив;
2) как целостная система мотивов;
3) как особая сфера, состоящая из потребностей, мотивов, целей, интересов со сложными переплетениями и взаимодействиями.
А. К. Маркова, изучая мотивацию к учению, подчеркивает иерархичность и упорядоченность ее строения, состоящую из нескольких элементов, таких как потребность человека в учении, цель и смысл учения, мотив учения, эмоции, отношение и интересы.
Е. П. Ильин выделяет несколько видов мотивации у студентов: «профессиональную», «личного престижа», «прагматическую» (получение диплома о высшем образовании) и «познавательную» [5]. Практика показывает, что, в зависимости от курса, на котором учится студент, доминирующая мотивация может меняться. На успешность в обучении большое влияние оказывают «профессиональная» и «познавательная» мотивации.
Если студент прогнозирует возможности удовлетворения своих потребностей, то появляются положительные эмоциональные переживания, а как следствие - мотивация к освоению предмета; в случае же планирования действий как объективной необходимости, например, сдать зачет или экзамен, могут возникнуть отрицательные эмоциональные переживания и, соответственно, отрицательная мотивация.
Для формирования и развития положительной профессиональной мотивации у студентов можно использовать различные приемы и методы. Существует множество феноменов, побуждающих человека к деятельности, среди них наиболее часто встречающийся - интерес.
Выдающиеся ученые Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн и др. в своих фундаментальных исследованиях показали влияние положительной эмоциональной реакции, появляющейся при осуществлении интересной для человека работы, на ее эффективность.
Интерес, по мнению Л. С. Выготского, - это целостная динамическая тенденция, определяющая структуру направленности реакции человека. Он рассматривал интерес как жизненный, органический процесс, коренящийся глубоко в биологической, органической основе личности и развивающийся вместе с самой личностью [3].
А. В. Петровский в своих работах отмечает, что именно интерес заставляет людей активно искать пути и способы удовлетворения возникшего у них желания познавать [7].
Содержание изучаемых по программе дисциплин, а также формы, методы и средства их усвоения должны стать главным объектом учебного интереса студента. Интерес к определенной дисциплине может стать отправной точкой развития интереса студентов к будущей профессии в целом. Демонстрация необходимости и гуманности социально-педагогической деятельности, раскрытие множества увлекательнейших возможностей для самореализации, планирование саморазвития после вузовской подготовки способствуют формированию интереса у студентов к будущей профессиональной деятельности. Проявление активности стимулирует и то, что на практике студенты сталкиваются со
сложными, деликатными социально-педагогическими проблемами, которые не имеют однозначных решений и ставят перед необходимостью искать новые, инновационные, неординарные приемы и методы их решения.
Исследование проводилось на базе психолого-педагогического факультета. В нем приняли участие студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», профилю подготовки «Психология и социальная педагогика». До начала опытно-экспериментальной работы мы ознакомили студентов с ее программой и научили методике отслеживания личных достижений. В ходе эксперимента студенты делали записи о своих личных достижениях, анализировали их и определяли перспективы для дальнейшего саморазвития. Тщательный учет полученных данных позволял нам делать некоторые корректировки в процессе подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности в условиях сельского социума.
На констатирующем этапе эксперимента проводилась большая индивидуальная работа с целью выявления мотивов обучения именно на психолого-педагогическом факультете. Результаты исследования показывают, что выпускники образовательных учреждений имеют потребность поступить в высшие учебные заведения, при этом они не уверены, что правильно определились с выбором будущей профессии.
Опрос, проведенный в начале учебного года, показал, что, к сожалению, 79,2 % студентов 1 курса поступили в вуз, имея мотив «получить диплом», и по 10,4 % - «приобрести знания» и «овладеть профессией». Все студенты, поступившие по целевому приему, уверены в том, что будут работать социальными педагогами, так как считают, что «работа социального педагога сложна и многообразна. Нужны специальные знания, чтобы отыскать подход к каждому человеку, исходя из его индивидуальности. Им нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности. Цель деятельности социального педагога -увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее» (из эссе студента 1 курса).
В начале учебного года мы провели исследование и со студентами других курсов. Результаты опроса студентов 2 курса таковы: мотив «получение диплома» доминирует у 42,9 %, «овладение профессией» - у 26,4 %, «приобретение знаний» - у 30,7 %. Опрос студентов 3 курса показал, что мотив «получение диплома» является основным у 39,6 %, «овладение профессией» - у 30,2 %, «приобретение знаний» - у 30,2 %. У студентов 4 курса мотив «получение диплома» составляет 21,42 %, «овладение профессией» -46,41 %, «приобретение знаний» - 32,17 %.
Анализ результатов опроса студентов 2-4 курсов показывает, что на старших курсах у студентов меняется мотив обучения в вузе. В ходе исследования нами было выявлено, что причины этого кроются в появлении у них уверенности в своих знаниях и возможностях самореализоваться в избранной профессии. В отчетах по педагогической практике студенты пишут: «Профессия социального педагога - самая гуманная профессия в мире. Я хочу стать хорошим специалистом и помогать людям в решении их социально-педагогических проблем»; «... уверена в том, что стану работать социальным педагогом и приносить пользу людям, которые нуждаются в моей помощи»; «есть большая необходимость обобщить передовой социально-педагогический опыт работы социального педагога нашей школы: она - высококлассный специалист. Хочу стать такой же».
Студенты, у которых сохранилось устойчивое отрицательное отношение к будущей работе социальными педагогами, мотивируют это тем, что профессия социального педагога «очень сложная, ответственная и при этом низкооплачиваемая» [4].
Проведенное нами исследование показало, что в последнее время все большее количество студентов тяготеет к прагматическим ценностям, таким как высокая зарплата, продолжительный отпуск, хорошие условия труда (отдельный кабинет, нормированный рабочий день, отсутствие лишней бумажной работы). Студенты, желающие вернуться в качестве специалистов в родные сельские населенные пункты, хотят иметь собственный дом с участком земли. Можно сделать вывод о том, что ценности прагматического порядка касаются различных форм утилитарно-прагматического запроса и материального вознаграждения.
Однако мы считаем, что осуществление социально-педагогической деятельности вообще и в сельском социуме в частности невозможно без гуманитарно -альтруистических ценностей. Именно они определяют отношение личности к профессиональной деятельности, формируют стремление быть полезным обществу. У 80 % студентов психолого-педагогического факультета сформированы гуманитарно-альтруистические ценности. У 85 % студентов, поступивших на обучение из сельских школ, диагностируются статусные ценности, которые определяют их представление о престиже профессии социального педагога в сельской местности, соответственно об их положении в школе, сельском социуме, обществе. Для студентов, поступивших на факультет из городских школ, характерна ценность самовыражения. Они считают, что избранная ими профессия позволит саморазвиваться, самосовершенствоваться, творчески использовать свои способности и профессиональные возможности и, например, заняться частной практикой. Отметим еще ценность, связанную с удовлетворением потребности в общении с детьми и их родителями, коллегами и учителями, без наличия которой невозможна эффективная профессиональная деятельность социального педагога.
В ходе организации дальнейшей работы мы установили, что одна из наиболее эффективных методик мотивации - создание во время занятий занимательных ситуаций. Опора в подготовке только на занимательные упражнения или задания не является современной методикой, стимулирующей мотивацию. Наиболее эффективна методика создания мотивационно-проблемных ситуаций, постановки специальных познавательных задач, в которых отражается прикладной смысл изучаемого предмета. По дисциплине «Социальная педагогика» исходя из темы занятия подбирались мотивационно -проблемные ситуации, которые невозможно разрешить без хорошего знания и, главное, понимания предмета.
В дидактическом процессе мотивационный этап позволяет быстро включить студента в учебную деятельность. Поддержание высокого уровня активности в течение занятия зависит от способов его организации. Для этого мы специально коллекционируем впечатляющие студентов ситуации из практики и показываем методы, методики и технологии их решения, тем самым доказывая необходимость усвоения основных положений изучаемой дисциплины.
Мы согласны с мнением В. П. Беспалько и Ю. Г. Татур, что выбор и подача моти-вационных ситуаций зависят от профессиональной, практически полезной направленности, позволяющей овладеть вниманием студентов и удерживать его в течение всего занятия и в продолжение всего процесса изучения дисциплины [2]. Например, по дисциплине «Методика и технология работы социального педагога» при изучении темы «Социально-педагогическая технология работы с дезадаптированными подростками»
студентам предлагается следующее задание: нужно разбиться по парам; первый в паре исполняет роль социального педагога, второй - подростка; необходимо составить диалог, используя методику контактного взаимодействия.
Студенты с заданием справились хорошо, в результате методику контактного взаимодействия усвоили. Интересно то, что 75 % студентов, которые исполняли роль дезадаптированного подростка, в общении с социальным педагогом обсуждали и решали свои личные проблемы: «мама запрещает мне гулять вечером с друзьями», «делать тату», «дружить с молодым человеком» и т. д.
Такие задания не только формируют мотивационную направленность личности на приобретение знаний, но и развивают и формируют у студентов практические навыки.
В конце учебного года мы повторно использовали методику Т. И. Ильиной «Мотивация учения в вузе» в группах и получили следующие результаты: у 59,4 % студентов 1 курса сохранился мотив «получить диплом», у 29,7 % - мотив «приобретение знаний» и у 10,9 % - «овладение профессией».
Основные причины изменений мы видим в том, что 6,6 % студентов сделали для себя вывод, что приобретаемые знания им пригодятся в личной жизни. 33 % студентов не могут утвердительно ответить, что выбрали профессию, удовлетворяющую их потребности. Сохранилось количество студентов, которые не намерены вернуться в сельскую местность после окончания обучения, так как в городе видят большие перспективы для своего развития.
Результаты опроса, проведенного на 2 курсе, таковы: мотив «получение диплома» имеет место у 19,8 %, «овладение профессией» - у 36,3 %, «приобретение знаний» -у 43,9 %. Мы считаем, что в данной группе произошли существенные изменения в связи с тем, что в течение всего учебного года у них была непрерывная педагогическая практика в образовательных школах и они воочию видели профессиональную деятельность социального педагога. В отчетах по педагогической практике большинство студентов отметили, что у них недостаточно знаний для осуществления социально-педагогической деятельности и есть необходимость в изучении специальных дисциплин.
Опрос студентов 3 курса показал, что у них мотив «получение диплома» составляет 30,7 %, «овладение профессией» - 36,3 %, «приобретение знаний» - 33 %. Студенты 3 курса проходили практику на базе специальных реабилитационных учреждений, им приходилось работать с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, с девиа-нтным поведением, с ограниченными возможностями здоровья. Из отчетов студентов следует: «для того чтобы работать социальным педагогом, необходимо не только иметь хорошие знания, но и нужно быть альтруистом», «социальный педагог должен быть готов к тому, что всю жизнь он посвятит служению человечеству».
У студентов 4 курса результаты не изменились. Это говорит о том, что они самоопределились. Два студента уже устроились на работу в качестве социальных педагогов, семь человек получили дополнительное образование «учитель начальных классов», «учитель английского языка» и одна студентка получает экономическое образование.
Достоверность исследований, проведенных Е. А. Андреевой, подтверждают полученные нами данные. Она в своей статье пишет, что «для студентов психолого-педагогического факультета доминирующими мотивами педагогической деятельности оказались мотивы, связанные с потребностью в альтруизме (19,24 %), уважении (16,6 %) и аффилиации (9,52 %).
Сочетание данных мотивов педагогической деятельности свидетельствует о желании студентов не только наставлять, напутствовать, делать что-либо совместно с учениками, но и глубже познать мир ребенка, понять его особенности, интересы, потребности, заботиться, опекать, поддерживать учеников. Наличие данной совокупности мотивов в мотивационной структуре педагога свидетельствует об интересе к ребенку. Представление потребности в аффилиации в высоком ранге дает основание прогнозировать успешность работы будущего социального педагога на основании хорошего взаимопонимания с обучаемыми [1].
Резюме. Эксперимент доказал, что для формирования положительной мотивации к работе в сельском социуме целесообразно проведение специальных занятий. В связи с этим в программу спецкурса, преподаваемого на психолого-педагогическом факультете, была включена тема «Мотивационно-ценностная подготовка будущих социальных педагогов для работы в условиях сельского социума», где анализировался мотивационный потенциал различных видов стимуляции к профессиональной деятельности. Исследование показало, что после ее изучения изменилось отношение студентов не только к будущей профессии, но и к образовательному процессу в вузе в целом. Следовательно, если мы хотим изменить отношение студентов к своей будущей профессии, мы должны приложить больше усилий, чтобы раскрыть привлекательные стороны деятельности социального педагога, а также обучить их основам профессионального мастерства и подготовить к профессиональной деятельности в условиях сельского социума.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Е. А. Мотивы и склонности в структуре профессионально-педагогической направленности личности студентов разных факультетов педагогического вуза // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2010. - № 3 (67), т. 2. - С. 15-20.
2. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М. : Высшая школа, 1986. - 141 с.
3. Выготский Л. С. Педагогическая технология / под ред. и с послесл. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика-пресс, 1999. - 534 с.
4. Горбунова Т. В. Практико-ориентированный подход к подготовке будущих социальных педагогов в профессиональной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2010. - № 7. - С. 100-101.
5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб. : Питер, 2004. - 509 с.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.
7. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М. : Политиздат, 1982. - 255 с.
8. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М. : Наука, 1986. - 256 с.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / сост., авт. коммент. и послесл. А. В. Бругиленского, К. А. Абульхановой-Славской. - СПб. : Питер, 2000. - 712 с.
10. Суворова Г. А. Психология деятельности : учеб. пособие для студентов псих. и пед. вузов / науч. ред. В. Н. Дружинин. - М. : ПЕРСЭ, 2003. - 176 с.