обеспечить успешность своей деятельности, приобрести прочные знания, представляет собой эффективный конструкт учебно-познавательной деятельности. В то же время, три из наименее выраженных осознанных мотивов обучения - постоянно готовиться к занятиям; выполнять требования педагогов; избегать санкций за плохую успеваемость, свидетельствуют об отсутствии у данных студентов готовности прикладывать усилия для овладения профессиональными знаниями.
3. Мотивационная специфика нахождения и обучения студентов в вузе свидетельствует об их низкой заинтересованности в групповых успехах; отсутствии интереса к успехам и неудачам своих одногруппников, что, в свою очередь, обусловливает невысокую групповую сплоченность.
4. Блок личностных психологических характеристик участников исследования, определяющих успешное овладение выбранной профессией, вполне сформирован и (при определенных условиях) может выступать в качестве базы для формирования устойчивой внутренней мотивации к учебно-познавательной деятельности и ориентации на профессиональное обучение.
Библиографический список
Это дает нам основания для разработки комплексной тре-нинговой программы, направленной на:
- развитие групповой сплоченности участников исследования и их заинтересованности в успешности общегрупповой деятельности;
- формирование результативного целеполагания и эффективной внутренней мотивации на профессиональное обучение;
- осознание собственных личностных качеств как значимого ресурса для профессионального и личностного развития.
Формулировка этих целей подтверждается и результатами наших исследований, показывающих, что развитие профессиональной идентичности обусловливает уверенность в профессиональной компетентности, готовность принимать на себя ответственность за проблемные ситуации, способствует формированию мотивационно-осмысленной позиции профессионала [4]. Мы полагаем, что реализация программы будет способствовать формированию и развитию у студентов устойчивой мотивации к учебно-познавательной деятельности, ориентации на профессиональное обучение.
1. Рождественская, Е.А. Особенности мотивации обучения в вузе / Е.А. Рождественская, Н.А. Рощина, Е. Н. Кубарев // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2005. - № 1.
2. Жданова, Л.Г. Некоторые особенности мотивации обучения студентов // Педагогические и психологические науки: современные тенденции: материалы международной заочной научно-практич. конф. - Новосибирск, 2012.
3. Буравцова, Н.В. Психологическое пространство личности в контексте проблем профессионального образования // Философия образования. - 2010. - № 1.
4. Буравцова, Н.В. Психологические факторы, обусловливающие развитие организационно-управленческих навыков будущих менеджеров / Н.В. Буравцова, В.И. Коваленко // Мир науки, культуры, образования, 2013. - № 4(41).
Bibliography
1. Rozhdestvenskaya, E.A. Osobennosti motivacii obucheniya v vuze / E.A. Rozhdestvenskaya, N.A. Rothina, E. N. Kubarev // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2005. - № 1.
2. Zhdanova, L.G. Nekotorihe osobennosti motivacii obucheniya studentov // Pedagogicheskie i psikhologicheskie nauki: sovremennihe tendencii: materialih mezhdunarodnoyj zaochnoyj nauchno-praktich. konf. - Novosibirsk, 2012.
3. Buravcova, N.V. Psikhologicheskoe prostranstvo lichnosti v kontekste problem professionaljnogo obrazovaniya // Filosofiya obrazovaniya. -2010. - № 1.
4. Buravcova, N.V. Psikhologicheskie faktorih, obuslovlivayuthie razvitie organizacionno-upravlencheskikh navihkov buduthikh menedzherov / N.V. Buravcova, V.I. Kovalenko // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya, 2013. - № 4(41).
Статья поступила в редакцию 20.06.14
УДК 159.923
Buravtsova N.V, Kovalenko V.I. FORMATION OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE MOTIVATION USING A SOCIAL-PSYCHOLOGICAL TRAINING. This article analyzes the possibilities of formation and development of educational and cognitive motivation of first-year students. The work has a purpose to present a program of socio-psychological training for forming motivation. It also shows the results of implementation of this program in forming a motivational sphere among students.
Key words: studies in higher education schools, students, motivational space, educational activity, ways of forming motivation for learning.
Н.В. Буравцова, канд. психол. наук, доц. каф. социальной психологии и психофизиологии Новосибирского гос. университета экономики и управления, E-mail: [email protected]; В.И. Коваленко, канд. техн. наук, доц. каф. социальной психологии и психофизиологии Новосибирского гос. университета экономики и управления, E-mail: [email protected]; Ю.А. Думрауф, ассистент каф. социальной психологии и психофизиологии Новосибирского гос. университета экономики и управления; E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ С ПОМОЩЬЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Статья посвящена анализу возможностей формирования и развития учебно-познавательной мотивации студентов первого курса. Представлена программа социально-психологического тренинга формирования мотивации. Показаны результаты реализации программы формирования мотивационной сферы студентов.
Ключевые слова: обучение в вузе, студенты, мотивационное пространство, учебная деятельность, пути формирования учебной мотивации.
Известно, что одним из наиболее эффективных факторов успешного обучения студента в вузе является его собственная мотивация. Недостаточная учебно-познавательная мотивация зачастую является наиболее частой причиной низ-
кой учебной успеваемости студента. Поэтому решение проблемы ее формирования представляется высоко актуальной.
Психологическая диагностика учебно-познавательной мотивации, а также ее формирование и развитие представ-
ляет собой сложный и поэтапный процесс, который должен сопровождать обучающегося на протяжении всего периода обучения. К сожалению, классически организованный учебный процесс не в полной мере может удовлетворить такой познавательный интерес. Ещё одним важным компонентом учебной мотивации является внутренняя ориентация студента на успешность. Развитие личностной успешности способствует повышению учебной мотивации. В то же время, учебный процесс в вузах организован таким образом, что развитию внутренней успешности в рамках занятий уделяется небольшое внимание в силу того, что цели и задачи учебных занятий несколько иные.
Исследование, проведенное нами в рамках внутреннего гранта Новосибирского государственного университета экономики и управления № 1 г/2014 по НИР «Мотивационное пространство НГУЭУ» с участием 158 студентов первого курса (119 девушек и 39 юношей 18-20 лет), показало:
- несмотря на сформированность у респондентов блока личностных характеристик, определяющих успешное овладение выбранной профессией, и наличие ориентации на то, чтобы стать высококвалифицированными специалистами, они не вполне представляют процесс профессионального обучения; ориентированы на формальное получение диплома; недостаточно мотивированы на получение информации о профессиональном применении получаемых знаний; характеризуются расплывчатым представлением об особенностях будущей профессии и отсутствием устойчивой направленности на формирование профессионально важных качеств;
- мотивацию участников исследования к обучению в наибольшей степени обусловливает ориентация на высокий материальный уровень, формальное получение диплома и вера в свою удачливость;
- мотивационная специфика нахождения и обучения студентов в вузе свидетельствует об их низкой заинтересованности в групповых успехах; отсутствии интереса к успехам и неудачам своих одногруппников, что, в свою очередь, обусловливает невысокую групповую сплоченность [1].
Как показывают исследования А.Н. Леонтьева, мотивация представляет собой психологический компонент, индивидуально формирующийся самой личностью, и имеющий многоуровневый и динамический характер [2]. Мотивационная сфера студентов, отмечает О.В. Солодянкина, выступает как важный элемент профессионального образования и как фактор повышения его качества. Необходимо создать условия для профессионального самоопределения студентов, через осознание своих потребностей, определение целей, выработке мировоззренческой позиции и жизненной стратегии [3]. М.В. Романова отмечает, что период обучения в вузе является важной составляющей становления профессионала, когда человек получает необходимые знания и умения, уточняет исходное представление о деятельности, которой решил себя посвятить. Именно на этом этапе человек должен решить вопрос о приоритетности своих жизненных ценностей, наметить ближайшие и перспективные цели, «попробовать» себя в различных ситуациях. По мнению автора, приобретению высокой квалификации сопутствует важная проблема - личное, «пристрастное» отношение к предстоящей работе, ориентация на профессиональные, корпоративные, а не чисто материальные ценности, связанные с деятельностью в данном качестве [4].
Из этого следует, что в учебном процессе необходимы специально организованные мероприятия, позволяющие развивать как познавательный интерес, так и внутреннюю успешность личности. Одним из эффективных методов формирования этих компонентов учебной мотивации является социально-психологический тренинг - один из современных методов групповой психологической работы в различных областях деятельности.
Для формирования мотивационного пространства студентов к учебно-познавательной деятельности нами была разработана и реализована тренинговая программа, направленная на:
- развитие групповой сплоченности участников исследования и их заинтересованности в успешности общегрупповой деятельности;
- формирование результативного целеполагания и эффективной внутренней мотивации к учебной деятельности и ориентации на профессиональное обучение;
- осознание студентами собственных личностных качеств как значимого ресурса для профессионального и личностного развития.
Программа рассчитана на 8 занятий по 2 часа каждое. План тренинга включал следующие темы:
1. Осознавание собственных мотивов на обучение.
2. Внешние и внутренние активаторы мотивации.
3. Основы таймменеджмента: способы грамотного распределения внутренних и внешних ресурсов в процессе обучения.
4. Внутренняя мотивация к обучению, целеполагание в образовательном процессе.
5. Выявление внутренних мотивов на обучение и их активация.
6. Личностная успешность: техники развития мотивации достижений.
7. Индивидуальная ценностная основа мотивации.
8. Техники постановки цели: психология и внутренняя стратегия.
В реализации программы приняли участие две студенческие группы в количестве 18 и 20 человек.
Мотивационные параметры респондентов до и после реализации тренинговой программы исследовались с помощью следующего пакета психодиагностических методик: 1) методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной, в которой представлены шкалы: приобретение знаний; овладение профессии; получение диплома; 2) методика изучения мотивации успешной деятельности студента, предполагающая возможность определить внешние мотивы (материальный уровень жизни, ориентация на удачливость, признание и власть) и внутренние мотивы (результат собственной деятельности, личный успех; психическое состояние; преодоление препятствий и призвание); 3) методика изучения мотивов учебной деятельности студентов А.А. Реана, В.А. Якунина, определяющая выраженность 20-ти ведущих мотивов; 4) методика изучения мотивов выбора профессии Р.В. Овчаровой, позволяющая определить внутренние и внешние положительные и отрицательные мотивы выбора профессии; 5) методика Т. Эллерса, направленная на исследование потребности в достижении успеха в актуальном виде деятельности.
Сравнение результатов, полученных до и после реализации тренинговой программы, показало наличие определенных статистически значимых изменений (р< 0,05). Так, с 73,00 до 84,04 процентилей повысился мотив приобретения глубоких и прочных знаний; с 40,04 до 44,43 процентилей возросла мотивация к успешному обучению; с 13,0 до 16,35 процентилей - стремление на продолжение обучения в данном вузе. Существенно повысилась мотивация на овладение выбранной профессией - с 51,01 до 57,00 процентилей. Одним из показательных результатов реализации тренинговой работы мы считаем усиление у респондентов внутренних мотивов выбора будущей профессии: выраженность внутренних социально-значимых мотивов возросла с 18,53 до 19,69 (р< 0,05); выраженность внутренних индивидуальных мотивов повысилась с 19,83 до 20,0б баллов, хотя различия статистически не значимы. Следовательно, для участников программы развития мотивации к учебно-познавательной деятельности значимо большую важность приобрели мотивы общественной и личностной значимости выбора профессии; мотивация удовлетворения от работы; возможность общения или занятия определенной статусной позиции; возможность получить одобрение со стороны социума и т.д. Студенты осознают свои способности к овладению выбранной профессией и понимают преимущества, которые профессия им предоставляет.
В то же время, имеет место определенный рост внешних отрицательных мотивов (страх наказаний, осуждения, критики и других негативных санкций) с 12,37 до18,53 баллов (р< 0,05). Выросло стремление получить диплом пусть даже и формальным путем с 47,03 до 75,00 процентилей (р< 0,05).
Для всестороннего анализа эффективности тренинговой программы проводилось анкетирование участников. По их мнению, после участия в тренинге они стали увереннее в себе и своих силах; научились управлять своим временем; научились ставить перед собой четкие цели и добиваться их; у них выросла мотивация к обучению, так как они смогли определить, что именно им нравится в учебе «разобрались в том, зачем учиться»; лучше узнали друг друга и, как следствие -студенческие группы стали более сплоченными.
Наряду с этим, выявлено, что одна их тренинговых групп была менее ориентирована на формирование мотивации, так как в ней интенсивно начали реализовываться процессы ко-мандообразования. Участники пришли к мнению, что без командного духа и командных целей сложно работать над собственной внутренней мотивацией к обучению. Таким образом, одним из важных факторов формирования познавательного интереса к учёбе и мотивации к достижению успеха является командообразование. На наш взгляд, с этой целью в начале обучения со студентами-первокурсниками рационально проводить тренинг общения и командообразования - в формате самостоятельной дисциплины или практикума [5]. Кроме того, были выявлены субъективные факторы, которые могли бы увеличить интерес первокурсников к процессу обучения: увеличение качества и количества интерактивных занятий; наличие расписания, учитывающего психофизиологические особенности студентов; наличие внеаудиторных форм работы в виде психологических игр, тренингов, направленных на процессы сплочения студенческой группы; наличие мероприятий, в большей степени ориентирующих обучающихся на конкретную практическую профессиональную деятельность; наличие преподавателя-куратора искренне заинтересованного в работе со студентами.
Это дает нам основания для формулировки определенных выводов:
1. Реализация программы социально-психологического тренинга способствует формированию у студентов первого курса мотивации к учебно-познавательной деятельности. У участников данной программы значимо повысилась мотивация на приобретение глубоких и прочных знаний; сформировалась мотивация к успешному обучению и стремление на продолжение обучения в данном вузе.
2. Для участников исследования значимо большую важность приобрели мотивы общественной и личностной значимости выбора профессии; возможности профессионального общения, занятия определенной статусной позиции; получе-
Библиографический список
ния одобрение со стороны социума. Они более осознанно оценивают свои способности к овладению выбранной профессией и понимают ее преимущества.
3. Весьма значимым для формирования и развития мотивации студентов к учебе выступает сплоченность студенческих групп. Так как, придя в вуз, студенты-первокурсники попадают в иную социальную среду, где на первый план начинает выступать потребность вхождения в новую группу, потребность реализации новых социальных ролей, потребность личной востребованности, огромное значение приобретает реализация процессов формирования командного духа и командных целей. Без этого невозможно должным образом сформировать мотивационное пространство студента вуза.
4. Увеличение качества и количества интерактивных занятий; внеучебных мероприятий, ориентирующих студентов на практическую профессиональную деятельность; наличие эффективного куратора также будут способствовать развитию мотивационного пространства студентов к обучению в вузе.
Формирование и развитие учебной мотивации студентов - сложный и многоплановый процесс. Это процесс формирования особого пространства, где преподаватель и студент выступают как равноправные партнеры; помогающих отношений, когда преподаватель помогает студентам осознать содержание образовательного опыта и содействует его развитию. Реализация этого процесса возможна при условии знания студентами своих когнитивных и эмоционально-волевых качеств, позволяющих проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом; наличия навыков це-леполагания, таймменеджмента и самопрезентации. Разработанная и реализованная нами программа тренинга, направленная на формирование у студентов НГУЭУ мотивации к учебно-познавательной деятельности, показала возможность запуска этого процесса. Мы считаем, что полученные результаты найдут свое применение в преподавательской и кураторской деятельности.
1. Буравцова, Н.В. Особенности мотивационного пространства студентов первого курса к учебно-познавательной деятельности / Н.В. Буравцова, В.И. Коваленко // СМАЛЬТА. - 2014. - № 2.
2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2005.
3. Солодянкина, О.В. Мотивация учебной деятельности студентов направления «социальная работа» // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. - 2012. - № 11(19).
4. Романова, М.В. Проблема формирования мотивации студентов во время обучения в ВУЗе // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2006. - № 6.
5. Думрауф, Ю.А. Программа дисциплины «Тренинг общения и командообразования» // СМАЛЬТА. - 2014. - № 2.
Bibliography
1. Buravcova, N.V. Osobennosti motivacionnogo prostranstva studentov pervogo kursa k uchebno-poznavateljnoyj deyateljnosti / N.V. Buravcova, V.I. Kovalenko // SMALJTA. - 2014. - № 2.
2. Leontjev, A.N. Deyateljnostj. Soznanie. Lichnostj. - M., 2005.
3. Solodyankina, O.V. Motivaciya uchebnoyj deyateljnosti studentov napravleniya «socialjnaya rabota» // Sovremennihe issledovaniya socialjnihkh problem: ehlektronnihyj nauchnihyj zhurnal. - 2012. - № 11(19).
4. Romanova, M.V. Problema formirovaniya motivacii studentov vo vremya obucheniya v VUZe // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo. - 2006. - № 6.
5. Dumrauf, Yu.A. Programma disciplinih «Trening obtheniya i komandoobrazovaniya» // SMALJTA. - 2014. - № 2.
Статья поступила в редакцию 20.06.14
УДК 159.9
Kostin Ye.Yu. TEACHERS' EMOTIONAL BURNOUT IN THE SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE.
The paper is devoted to the study of an emotional burnout syndrome. The work considers the notion of an emotional burnout syndrome from the viewpoints of Russian and foreign scientists. The author explores qualitative characteristics of the syndrome, distinguishes models of emotional burnout and factors that cause it. Key words: emotional burnout, syndrome, emotional exhaustion, emotional activity.
Е.Ю. Костин, аспирант Московского гос. гуманитарного университета им М.А. Шолохова, г. Москва, E-mail: [email protected]
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Автор рассматривает проблему изучения синдрома эмоционального выгорания. В статье рассматривается понятие синдрома эмоционального выгорания с точки зрения отечественной и зарубежной науки, изучаются