9. Кузин, В.С. Психология. - М., 1982.
10. Нейронные сети. Statistica Neural Netwoks. - М., 2000.
11. Премия Альфреда Нобеля: Лауреаты 2004 года // GEO FOCUS. - 2005. - № 14.
12. Психологический справочник [Э/р]. - М., 1998. - Электрон. опт. диск (CD-ROM).
13. Робертсон, Р. Введение в психологию Юнга. - Ростов-на-Дону, 1999.
14. Лучак Х. Бессознательное // GEO. - 2005. - № 4.
Bibliography
1. Nazaretyan, A.P. Psikhologiya massovogo stikhiyjnogo povedeniya: kratkiyj konspekt kursa // Prikladnaya psikhologiya. - 1999. - № 3.
2. Golovanov, L.V. Kosmicheskiyj determinizm Chizhevskogo. Vstupiteljnaya statjya // A.L. Chizhevskiyj. Zemlya v objhyatiyakh solnca. -M., 1995.
3. Chizhevskiyj, A.L. Kosmicheskiyj puljs zhizni: Zemlya v objhyatiyakh Solnca. Geliotaraksiya. - M., 1995.
4. Volkov, A.V. Sto velikikh zagadok astronomii. - M., 2012.
5. Vih i Vashi dukhi / sost. A.S. Likhonin. - Nizhniyj Novgorod, 1999.
6. Prigozhin, I. Poryadok iz khaosa: Novihyj dialog cheloveka s prirodoyj / I. Prigozhin, I. Stengers. - M., 1986.
7. Ryazancev, S.V. V mire zapakhov i zvukov (Zanimateljnaya otorinolaringologiya). - M., 1997.
8. Vilson, G. Yazihk zhestov - putj k uspekhu / G. Vilson, K. Makklaflin. - SPb., 1999.
9. Kuzin, V.S. Psikhologiya. - M., 1982.
10. Neyjronnihe seti. Statistica Neural Netwoks. - M., 2000.
11. Premiya Aljfreda Nobelya: Laureatih 2004 goda // GEO FOCUS. - 2005. - № 14.
12. Psikhologicheskiyj spravochnik [Eh/r]. - M., 1998. - Ehlektron. opt. disk (CD-ROM).
13. Robertson, R. Vvedenie v psikhologiyu Yunga. - Rostov-na-Donu, 1999.
14. Luchak Kh. Bessoznateljnoe // GEO. - 2005. - № 4.
Статья поступила в редакцию 20.06.14
УДК 159.923
Buravtsova N.V., Kovalenko V.I. MOTIVATION OF AN EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY AMONG FIRST-YEAR STUDENTS. The paper analyzes factors determining the formation and development of first-year students' motivation to learning and cognitive activity. The results of the research present the specificity of motives for choosing a profession and courses by students at a university. The work shows the relationship of significant parameters of a motivational sphere of students.
Key words: higher education, students, motivational space, educational activity, motives for a choice of a profession.
Н.В. Буравцова, канд. психол. наук, доц. каф. социальной психологии и психофизиологии Новосибирского гос. университета экономики и управления, E-mail: [email protected]; В.И. Коваленко, канд. техн. наук, доц. каф. социальной психологии и психофизиологии Новосибирского гос. университета экономики и управления, E-mail: [email protected]
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
Статья посвящена анализу факторов, определяющих формирование и развитие мотивации студентов первого курса к учебно-познавательной деятельности. Представлена специфика мотивов выбора студентами профессии и обучения в вузе. Показаны взаимосвязи значимых параметров мотивационной сферы студентов.
Ключевые слова: обучение в вузе, студенты, мотивационное пространство, учебная деятельность, мотивы выбора профессии.
Формирование у студентов первого курса мотивации к учебно-познавательной деятельности в вузе в настоящее время выступает как актуальная и сложная проблема. Это обусловлено тем, что вчерашний школьник, в высшем учебном заведении, сталкивается с новой для него системой образования. Данная система отличается от школьного обучения как организационно, методически и содержательно, так и по основным направлениям и целям. Существенно меняется «качество среды»: первокурсник находится не среди одноклассников, с которыми он был знаком многие годы, а попадает в новую группу, на первый план в которой начинает выступать потребность вхождения в эту группу, потребность реализации новых социальных ролей. Нередко у студентов-первокурсников в течение нескольких месяцев с начала обучения остается неудовлетворенной потребность в собственной востребованности. Первый год обучения для любого студента всегда представляет собой сложный период адаптации к новой системе образования, к новым межличностным контактам и взаимосвязям. Быстрая и успешная адаптация студентов к обучению по вузовской системе является основой успешности овладения ими профессией, залогом того, ради чего они пришли в вуз, и ради чего работает система высшего образования.
К сожалению, в первый год обучения обнаруживается некоторый отток первокурсников. Одни утрачивают интерес к обучению; другие переживают трудности в обучении и бро-
сают его из-за неуспеваемости и академических задолженностей; остальные, как правило, ощущают нехватку времени и учатся без особого желания и удовольствия, подчиняясь течению событий или социальному давлению со стороны родителей или педагогов. Многие студенты первого курса переживают сомнения в правильном выборе будущей профессии. Эти сомнения связаны с незнанием собственных способностей, с нехваткой физических и психологических сил для успешного освоения учебной программы, с неумением быстро восстанавливаться после стрессовых ситуаций, с ориентацией на мнение и решение родителей и других членов их семьи. При этом, большинство студентов, даже при наличии всех благоприятных условий, учатся хуже, чем могли бы, так как не владеют эффективными стратегиями учения и возможностями их развития.
На основании этого, формирование и развитие мотивации студентов к учебно-познавательной деятельности является одной их важнейших задач, обеспечивающих формирование личности профессионала. По мнению Е.А. Рождественской, Н.А. Рощиной и др., изучение мотивации студента к обучению и ее формирование представляет собой две стороны единого процесса формирования мотивационной сферы личности. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня, перспектив и зоны ее ближайшего развития у каждого студента и группы (потока) в целом. В то же время, в ходе формирования мотивации вскрываются ее новые резервы,
поэтому подлинное изучение и диагностика реализовывают-ся в процессе ее формирования [1].
В ходе реализации исследовательского этапа внутреннего гранта Новосибирского государственного университета экономики и управления № 1 г/2014 по НИР «Мотивационное пространство НГУЭУ» нами было осуществлено тестирование 158 студентов первого курса института менеджмента (119 девушек и 39 юношей в возрасте 18-20 лет).
С целью исследования мотивации студентов к учебно-познавательной деятельности и ориентации на профессиональное обучение был подобран пакет следующих психодиагностических методик: 1) методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной, в которой представлены шкалы: приобретение знаний; овладение профессии; получение диплома; 2) методика изучения мотивации успешной деятельности студента, предполагающая возможность определить внешние мотивы (материальный уровень жизни, ориентация на удачливость, признание и власть) и внутренние мотивы (результат собственной деятельности, личный успех; психическое состояние; преодоление препятствий и призвание); 3) методика изучения мотивов учебной деятельности студентов А.А. Реана, В.А. Якунина, определяющая выраженность 20-ти ведущих мотивов; 4) методика изучения мотивов выбора профессии Р.В. Овчаровой, позволяющая определить внутренние индивидуально значимые и социально значимые мотивы, внешние положительные и отрицательные мотивы выбора профессии; 5) методика Т. Эллерса, направленная на исследование потребности в достижении успеха в актуальном виде деятельности.
Исследование показало, что мотив приобретения знаний у участников исследования присутствует, но не находит своего существенного выражения. Наиболее значимым мотивом обучения студентов является мотив получения диплома (наиболее сильно выражен у девушек). К наименее значимым относится мотив овладения профессией. Он выражен только у половины первокурсников, и у девушек встречается гораздо реже, чем у юношей. Такое распределение мотивов можно объяснить тем, что студенты, участвующие в исследовании, не вполне представляют себе целостный процесс обучения, ориентируются на приобретение диплома при формальном усвоении знаний, на поиск обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов; недостаточно стремятся к приобретению конкретных профессиональных знаний и их применению. Они характеризуются расплывчатым представлением об особенностях выбранной профессии и отсутствием направленности на формирование профессионально важных качеств. Сходные результаты получены Л.Г. Ждановой, отмечающей, что в начале обучения студенты часто руководствуются формальными мотивами, не имеют непосредственной установки на учебу, ориентируются на размер зарплаты и престиж профессии [2].
Определенный интерес вызывает структура мотивации успешной деятельности участников исследования. Во-первых, девушки-студентки значимо более мотивированы на успешную деятельность, чем юноши. Во-вторых, имеет место устойчивое преобладание интериоризированных мотивов деятельности над экстериоризированными. Т.е., для данных студентов-первокурсников более значима ориентация на проявления успешности, обусловлены их личностными качествами, собственным трудом и связаны с приложением существенных усилий, чем на внешние (показные) и социально-значимые проявления успешности. К наиболее выраженным мотивам успешной деятельности относятся: результативность собственной деятельности - выраженность составляет 77,18% у юношей, 83,78% у девушек; ощущение личного (индивидуального) успеха - 73,85% у юношей, 80,43% у девушек; успешное преодоление препятствий на пути к успеху - 74,28% у юношей, 80,80% у девушек. При этом, успех своей деятельности в вузе участники исследования в значительной мере связывают с материальным уровнем жизни - 72,05% у юношей, 79,71% у девушек. Схожие результаты были получены и для студентов-гуманитариев [3]. Т.е., ориентация на материальный уровень - выступает как значимая мотивационная тенденция.
Выраженность мотивов выбора профессии, которой обучаются студенты (менеджмент и управление организацией) распределена конструктивно: преобладают внутренние индивидуальные и социально-значимые мотивы, которые представ-
ляют собой общественную и личностную значимость выбора профессии; удовлетворение, получаемое от работы; возможность общения, руководства людьми; занятия определенной статусной позиции; получения одобрения социума и т.д. Студенты осознают свои способности к овладению выбранной профессией и понимают преимущества, которые профессия им предоставляет. Наряду с этим, достаточно выражены как внешние положительные мотивы (ориентация на заработок, престиж, продвижение по службе, одобрение коллектива), так мотивы страха наказаний, осуждения, критики и других негативных санкций. При этом потребность студентов в достижении успеха выражена на уровне чуть выше среднего (и 59,60%), т.е. в данный момент они более ориентированы на реализацию других потребностей.
Изучение сознательного предпочтения наиболее значимых мотивов обучения выбранной профессии показал наличие определенной специфики:
Три наиболее выраженных мотива (стремление стать высококвалифицированными специалистами; обеспечить успешность своей будущей деятельности; приобрести глубокие и прочные знания) выступают как наиболее конструктивный аспект учебной мотивации. Четвертым по значимости выступает стремление к формальному получению диплома, что свидетельствует о стремлении большого числа студентов (Н"43,60% юношей и 60% девушек) ориентироваться на поиск нерегламентированных путей сдачи экзаменов и зачетов. К трем из наименее выраженных осознанных мотивов обучения относятся: стремление быть постоянно готовым к очередным занятиям; качественно выполнять педагогические требования; избегать осуждения и наказаний за плохую учёбу, свидетельствуют об отсутствии у студентов готовности прикладывать усилия для овладения профессиональными знаниями. Слабая выраженность таких мотивов как: стремление быть примером для сокурсников (5,88% девушек; 2,56% юношей), равняться на них в учебе (10,92% девушек; 2,56% юношей), свидетельствует о крайне низкой ориентации студентов на общегрупповые показатели успешности обучения, отсутствие интереса к успехам и неудачам своих одногруппников.
Существует взаимообусловленность изучаемых параметров (р< 0,05). С ростом ориентации на материальный уровень у студентов возрастает: вера в свою удачливость (Rs=0,47); стремление к признанию (Rs=0,46) и власти (Rs=0,48); личный успех (Rs=0,47): стремление к преодолению препятствий (Rs=0,45); ориентация на внешние положительные мотивы, т.е. на заработок, стремление к престижу, продвижение по службе, одобрение коллектива и т.п. (Rs=0,56). Не мене значимым параметром, определяющим особенность учебной деятельности студентов, выступает и ориентация на формальное получение диплома, с ростом которой усиливается: вера в удачливость (Rs=0,51); стремление к признанию (Rs=0,43); ориентация на внешнюю мотивацию (Rs=0,68). Склонность к формальному получению диплома снижает стремление к овладению профессией (Rs=-0,38). Ориентация на удачу взаимосвязана с стремлением к материальному благосостоянию (Rs=0,47), признанию (Rs=0,52) и власти (Rs=0,41); ставится в основу результатов деятельности (Rs=0,56), личного успеха (Rs=0,40). В то же время, имеются устойчивые тенденции к взаимосвязям с параметрами, определяющими мотивы обучения, обусловленные личностными качествами студентов.
Вышеизложенное позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Наиболее значимым мотивом обучения выступает мотив получения диплома. Мотив приобретения знаний в достаточной мере не находит своего выражения. Т.е., данные студенты не вполне представляют процесс профессионального обучения; ориентированы на формальное получение диплома; недостаточно мотивированы на применение получаемых знаний; характеризуются расплывчатым представлением о будущей профессии и отсутствием устойчивой направленности на формирование профессионально важных качеств. Параметры, в наибольшей степени обусловливающие мотивацию к обучению в вузе: ориентация на высокий материальный уровень, формальное получение диплома и уверенность в собственную удачливость.
2. Наличие осознаваемой ориентации студентов на то, чтобы стать высококвалифицированными специалистами,
обеспечить успешность своей деятельности, приобрести прочные знания, представляет собой эффективный конструкт учебно-познавательной деятельности. В то же время, три из наименее выраженных осознанных мотивов обучения - постоянно готовиться к занятиям; выполнять требования педагогов; избегать санкций за плохую успеваемость, свидетельствуют об отсутствии у данных студентов готовности прикладывать усилия для овладения профессиональными знаниями.
3. Мотивационная специфика нахождения и обучения студентов в вузе свидетельствует об их низкой заинтересованности в групповых успехах; отсутствии интереса к успехам и неудачам своих одногруппников, что, в свою очередь, обусловливает невысокую групповую сплоченность.
4. Блок личностных психологических характеристик участников исследования, определяющих успешное овладение выбранной профессией, вполне сформирован и (при определенных условиях) может выступать в качестве базы для формирования устойчивой внутренней мотивации к учебно-познавательной деятельности и ориентации на профессиональное обучение.
Библиографический список
Это дает нам основания для разработки комплексной тре-нинговой программы, направленной на:
- развитие групповой сплоченности участников исследования и их заинтересованности в успешности общегрупповой деятельности;
- формирование результативного целеполагания и эффективной внутренней мотивации на профессиональное обучение;
- осознание собственных личностных качеств как значимого ресурса для профессионального и личностного развития.
Формулировка этих целей подтверждается и результатами наших исследований, показывающих, что развитие профессиональной идентичности обусловливает уверенность в профессиональной компетентности, готовность принимать на себя ответственность за проблемные ситуации, способствует формированию мотивационно-осмысленной позиции профессионала [4]. Мы полагаем, что реализация программы будет способствовать формированию и развитию у студентов устойчивой мотивации к учебно-познавательной деятельности, ориентации на профессиональное обучение.
1. Рождественская, Е.А. Особенности мотивации обучения в вузе / Е.А. Рождественская, Н.А. Рощина, Е. Н. Кубарев // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2005. - № 1.
2. Жданова, Л.Г. Некоторые особенности мотивации обучения студентов // Педагогические и психологические науки: современные тенденции: материалы международной заочной научно-практич. конф. - Новосибирск, 2012.
3. Буравцова, Н.В. Психологическое пространство личности в контексте проблем профессионального образования // Философия образования. - 2010. - № 1.
4. Буравцова, Н.В. Психологические факторы, обусловливающие развитие организационно-управленческих навыков будущих менеджеров / Н.В. Буравцова, В.И. Коваленко // Мир науки, культуры, образования, 2013. - № 4(41).
Bibliography
1. Rozhdestvenskaya, E.A. Osobennosti motivacii obucheniya v vuze / E.A. Rozhdestvenskaya, N.A. Rothina, E. N. Kubarev // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2005. - № 1.
2. Zhdanova, L.G. Nekotorihe osobennosti motivacii obucheniya studentov // Pedagogicheskie i psikhologicheskie nauki: sovremennihe tendencii: materialih mezhdunarodnoyj zaochnoyj nauchno-praktich. konf. - Novosibirsk, 2012.
3. Buravcova, N.V. Psikhologicheskoe prostranstvo lichnosti v kontekste problem professionaljnogo obrazovaniya // Filosofiya obrazovaniya. -2010. - № 1.
4. Buravcova, N.V. Psikhologicheskie faktorih, obuslovlivayuthie razvitie organizacionno-upravlencheskikh navihkov buduthikh menedzherov / N.V. Buravcova, V.I. Kovalenko // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya, 2013. - № 4(41).
Статья поступила в редакцию 20.06.14
УДК 159.923
Buravtsova N.V, Kovalenko V.I. FORMATION OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE MOTIVATION USING A SOCIAL-PSYCHOLOGICAL TRAINING. This article analyzes the possibilities of formation and development of educational and cognitive motivation of first-year students. The work has a purpose to present a program of socio-psychological training for forming motivation. It also shows the results of implementation of this program in forming a motivational sphere among students.
Key words: studies in higher education schools, students, motivational space, educational activity, ways of forming motivation for learning.
Н.В. Буравцова, канд. психол. наук, доц. каф. социальной психологии и психофизиологии Новосибирского гос. университета экономики и управления, E-mail: [email protected]; В.И. Коваленко, канд. техн. наук, доц. каф. социальной психологии и психофизиологии Новосибирского гос. университета экономики и управления, E-mail: [email protected]; Ю.А. Думрауф, ассистент каф. социальной психологии и психофизиологии Новосибирского гос. университета экономики и управления; E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ С ПОМОЩЬЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Статья посвящена анализу возможностей формирования и развития учебно-познавательной мотивации студентов первого курса. Представлена программа социально-психологического тренинга формирования мотивации. Показаны результаты реализации программы формирования мотивационной сферы студентов.
Ключевые слова: обучение в вузе, студенты, мотивационное пространство, учебная деятельность, пути формирования учебной мотивации.
Известно, что одним из наиболее эффективных факторов успешного обучения студента в вузе является его собственная мотивация. Недостаточная учебно-познавательная мотивация зачастую является наиболее частой причиной низ-
кой учебной успеваемости студента. Поэтому решение проблемы ее формирования представляется высоко актуальной.
Психологическая диагностика учебно-познавательной мотивации, а также ее формирование и развитие представ-