DOI 10.47576/2949-1878_2023_11_181 УДК 378.6
Мотивдционно-цЕнностныЕ факторы успешности занятий физической подготовкой
Яхутлова Эмма Борисовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова, Нальчик, Россия
Хажироков Валерий Ахиедович,
кандидат юридических наук, начальник кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Россия, [email protected]
В статье рассматриваются мотивационно-ценностные факторы успешности занятий физической подготовкой. Отмечается, что одной из ключевых задач педагогики высшей школы становится формирование мотивации слушателей к деятельности, связанной как напрямую с физической культурой, так и косвенно с различными нагрузками, которые так или иначе могут возникнуть во время выполнения служебных задач. Параллельно физподготовка рассматривается как предмет и как ключевой компонент распорядка будней. Установлено, что потребность слушателей в занятиях по физподго-товке должна базироваться не только на желании получения хороших отметок по изучаемому предмету, но и на индивидуальной потребности в спортивной деятельности. Мотивационно-ценностный подход позволяет сформировать такую потребность, а также развить и удерживать на должном уровне мотивацию в спортивных занятиях у слушателей самой разной степени подготовленности.
Ключевые слова: физическая подготовка; мотивационно-ценностный подход; методы обучения.
UDC 378.6
motivational and value factors of success in physical training
Yakhutlova Emma B.,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov, Nalchik, Russia
Khazhirokov Valery A.,
PhD in Law, Head of the Department of Physical Training, North Caucasus Institute of Advanced Training (Branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, [email protected]
The article discusses the motivational and value factors of the success of physical training. It is noted that one of the key tasks of higher school pedagogy is the formation of students' motivation for activities related both directly to physical culture and indirectly to various loads that may arise one way or another during the performance of official tasks. In parallel, physical training is considered as a subject and as a key component of the daily routine. It is established that the students' need for physical training classes should be based not only on the desire to get good marks in the subject being studied, but also on the individual need for sports activities. The motivational-value approach makes it possible to form such a need, as well as to develop and maintain motivation at the proper level in sports classes for students of very different degrees of preparedness.
Keywords: physical training; motivational-value approach; teaching methods.
С трансформацией преступности и развитием общества появляется и необходимость в противодействии и контроле жизни общества для безопасности нашего государства. Относительно дисциплины «Физическая подготовка» качественное изменение знаний и методик тоже пойдет на пользу, так как существующие методики хотя и доказали свою эффективность, однако вероятность того, что завтра они будут не столь полезны, есть всегда, а значит, необходима разработка новых, которые бы позволяли добиться больших результатов за меньший период времени.
Проблематика создания стимула к занятиям спортивной деятельностью и к поддержанию должного уровня физической формы не утрачивает актуальности, и ее делают объектом внимания многие деятели современной науки. В связи с этим одной из ключевых задач педагогики высшей школы становится формирование мотивации слушателей к деятельности, связанной как напрямую с физической культурой, так и косвенно с различными нагрузками, которые так или иначе могут возникнуть во время выполнения служебных задач. Параллельно физподготовка рассматривается как предмет и как ключевой компонент распорядка будней [7].
Современный ритм жизни и специфика структуры общества зачастую подразумевают перевес нагрузок в сторону психоэмоционального спектра в ущерб физической деятельности. Это приводит к понижению уровня сопротивляемости организма человека различным негативным факторам, что побуждает деятелей здравоохранения разыскивать новые формы деятельности, направленные на его укрепление. На сегодняшний день в Российской Федерации соотношение между числом обучающихся, зачисленных в специальные группы по здоровью, и общим количеством обучающихся доходит до 1 к 3, то есть треть обучающихся имеет недостаточный уровень физического состояния. Более того, каждый второй молодой человек призывного возраста имеет хронические или острые заболевания, наличие которых закрывает ему возможность поступления на службу в органы внутренних дел.
Снижение уровня здоровья, недостаточная двигательная активность молодых людей - эти проблемы приобрели масштабный
характер, что обусловило потребность в привлечении к решению проблемы специалистов самого разного профиля. К числу тревожных факторов относится тот момент, что реализация целей и задач физической культуры проходит однобоко: в частности, преподаватели акцентируют внимание на занятия двигательной активностью, тогда как формированию физической культуры в целом достается лишь декларативная форма выражения. В рамках привлечения обучающихся к психофизическому улучшению и оздоровлению специалисты нередко упускают важность учета и создания мотивацион-но-ценностного подхода и его реализации, в лучшем случае уделяют ему недостаточно внимания.
Одним из ключевых элементов здоровья человека является его личная физическая культура. Ее основу составляет грамотное применение одного или нескольких видов физических нагрузок, направленных на формирование психофизического здоровья, повышение сопротивляемости организма негативным факторам и улучшение состояния тела. Ценностный подход в формировании отношения молодежи к физической культуре позволяет увеличить их мотивацию в занятиях спортом, а также играет роль формирующего должный уровень здоровья и самочувствия аспекта.
Хотелось бы добавить, что физическая подготовка важна, однако не у каждого слушателя присутствует понимание и осознание этого. Также негативно на данное обстоятельство влияет недостаток мотивации и ответственности. Реалии сегодняшнего дня подтверждают недопустимость данного положения, а значит, преподавателями физической подготовки должно уделяться особое внимание формированию мотивации сотрудников. Систематическое и комплексное использование элементов физической культуры и спорта с включением их в распорядок дня и образ жизни поможет слушателям избавляться от постоянно накапливающегося стресса, а также квалифицированно выполнять должностные обязанности на протяжении всей профессиональной деятельности без ущерба для здоровья, иметь моральное удовлетворение результатами своего труда [1; 4].
Ориентация на ключевые ценности обу-
чающихся в рамках физкультурных занятий и упор на предпочитаемые ими виды активности позволяет поднять и удерживать мотивацию к такой деятельности на высоком уровне. При этом достижение таких ценностей в рамках физкультурных упражнений или косвенное влияние последних позитивно влияет на эмоциональную атмосферу на занятиях, а также способствует последующему совершенствованию путем применения физических нагрузок.
Одним из наиболее важных условий формирования и роста физической культуры индивидуума становится систематическая проверка уровня мотивации и процесса появления заинтересованности к занятиям. Если условия для ее реализации не будут созданы, личная физическая культура не будет сформирована, что лишает человека базы для ведения здорового образа жизни. При этом главенствующая роль в привлечении обучающихся к систематическим занятиям физподготовкой отводится мотивационно-ценностному подходу, который подразумевает наличие вектора сознания, обеспечивающего личностную устойчивость и создание конкретной направленности в потребностях человека. Можно также выделить цепочку факторов, помогающих создать стабильную мотивацию и положительное отношение к физической активности. В частности, к таким элементам относятся выстроенные педагогические условия, выраженные в виде обстоятельств, напрямую воздействующих на процесс физической подготовки будущего офицерского состава.
Во время определения преподавателем спектра педагогических условий, необходимых для слушателя, специалист обязан применять индивидуальный подход к обучающимся. Крайне важно основываться на создании и поддержании личного интереса у слушателей к спортивной деятельности, связанной с будущими профессиональными задачами, будь то служебная или боевая работа. Из этого следует, что слушателям необходимо создать несколько педагогических условий в рамках этого тезиса [4; 7; 8]:
1. Учет конкретного уровня физподготовки каждого обучающегося в процессе динамики подготовительного процесса. В ходе создания и назначения заданий должна быть пред -усмотрена возможность составления набора
упражнений для слушателей по отдельности, а также изменения уровня интенсивности. Это позволяет обеспечить успешность физической подготовки кадрового состава.
2. Взаимодействие слушателей между собой, с командованием подразделений и преподавательским составом. Этот фактор служит определяющим в обозначении положения обучающегося в образовательном процессе.
3. Регулярная работа над мотивацией слушателей к физическим занятиям на базе создания и стимулирования мотивов становления сотрудника с личностной и профессиональной точки зрения.
4. Выделение времени для слушателей на период самостоятельных занятий для плановой спортивной деятельности без разделения на участников сборных команд и обычных обучающихся.
5. Прививание командно-методических навыков и умений для слушателей с целью их последующего становления в личностно-профессиональном плане.
К числу обязательных мероприятий можно отнести следующие действия, которые должны быть предусмотрены в рамках организационной деятельности:
1. Беседы воспитательного характера, затрагивающие вопрос пользы физической деятельности для развития организма.
2. Усиленный контроль над посещением занятий по физкультуре на всех курсах.
3. Консультации обучающихся на предмет планирования физических занятий и дозирования нагрузки.
4. Помощь преподавателей в разработке плана тренировок для слушательского состава для восполнения пробелов в различных видах физической деятельности.
Статистика показывает, что объем мотивации к занятиям физической культурой возрастает по мере взросления, поэтому наиболее ориентированными на спортивную деятельность являются слушатели старших групп, поскольку они начинают подготовку к смотрам для последующего служебного распределения. Наиболее привлекательными для обучающихся становятся те виды спорта, которые позволяют сохранить здоровье, улучшить физическую форму и способствуют привлекательному внешнему виду.
Нередко случается, что при начале обучения слушатель сталкивается с непривычными для него по интенсивности физ-нагрузками, что может снизить мотивацию в дальнейшем. Чтобы избавиться от такой проблемы, исследователи предлагают применять следующие приемы [2; 5; 6]:
1. Увеличивать нагрузку и сложность упражнений плавно, а не резкими скачками.
2. Привлекать преподавателей к постоянному контролю над проведением массовых спортивных занятий.
3. Консультация руководства подразделений слушателей по оптимальному выполнению утренней зарядки, спортивных состязаний и праздников.
Нередко слушатели бывают недовольны своим уровнем освоения методов и приемов самозащиты, и это также негативно влияет на уровень их мотивации, а также эффективность использования этих приемов. Для решения предполагаются следующие действия:
1. Дополнительное освоение приемов самозащиты с привлечением преподавательского состава.
2. Проведение бесед с командирами подразделений и составом сборных о потребности оказания помощи другим слушателям в освоении мер самозащиты и навыков единоборств.
3. Организация учебных боев между слушателями под наблюдением командиров, при этом участники поединка должны быть сопоставимы по уровню физподготовки, умениям и способностям.
Существуют различные техники и упражнения для формирования необходимой профессиональной физической подготовки. Большая часть всех упражнений направлена на формирование специфических характеристик опорно-двигательного аппарата, показателей силы, выносливости и гибкости. Не стоит забывать и о психологической составляющей, которой также уделяется большое внимание. Такое сочетание всех существующих методов и упражнений является основой профессиональной физической подготовки и позволяет настраивать и подготавливать слушателей. На дидактических и практических занятиях слушатели совершенствуются и приобретают новые навыки, которые, как предполагается, помогут им успешно вы-
полнять свои задачи. Помимо прочего, не следует игнорировать прямое влияние физической культуры и спорта на психическую составляющую каждого человека. Занятия спортом позволяют формировать мотивацию слушателей к здоровому образу жизни, уверенность в себе, умение справляться со стрессом и, конечно же, позволяют укреплять и поддерживать здоровье.
Таким образом, формирование и развитие способностей обучающихся к физической деятельности становится ключевым фактором их становления как специалистов право -охранительного порядка в конкретных подвидах деятельности. Существует 4 базовых основания, выполняющих функцию структурных компонентов физкультурно-спортивной мотивации у обучающихся военных вузов [3; 4; 8]:
1. Ориентация на предпочитаемые молодежью виды спортивной деятельности с целью повышения мотивации к физической активности.
2. В рамках оптимизации образовательной деятельности в сфере развития общей и личной физической культуры требуется брать в расчет тот факт, что применяемые физнагрузки должны не просто увеличивать двигательные способности, но и укреплять доминирующие социально-психологические свойства индивидуума, в частности уверенность в своих силах и действиях, коммуникабельность и самостоятельность в выборе решений.
3. В процессе работы над мотивацией в формирующей должный уровень здоровья деятельности требуется принимать во внимание представления молодежи о социальном здоровье, которые должны быть напрямую соединены с успешностью в обществе, общительностью и коммуникативными навыками.
4. Расширение спектра видов физической деятельности в вузе способствует росту круга интересов обучающихся в этом направлении.
Из вышесказанного можно прийти к выводу о том, что потребность слушателей в занятиях по физподготовке должна базироваться не только на желании получения хороших отметок по изучаемому предмету, но и на индивидуальной потребности в спортивной деятельности. Мотивационно-ценност-
ный подход позволяет сформировать такую потребность, а также развить и удерживать на должном уровне мотивацию в спортивных
занятиях у слушателей самой разной степени подготовленности.
Список источников _
1. Баженов А. Е., Долженков С. И., Кузьмина А. И. Формирование мотивации к занятиям физической подготовкой и спортом у курсантов и слушателей высших образовательных организаций МВД России // Дети, спорт, здоровье : межрегиональный сборник научных трудов по проблемам интегративной и спортивной антропологии, посвященный памяти доктора медицинских наук, профессора Р. Н. Дорохова. Смоленск, 2023. С. 103-108.
2. Клименко Б. А., Алексеев Н. А., Битюцких И. В., Гниломедов Р. А. Анализ учебной мотивации курсантов образовательных организаций МВД России на начальном этапе обучения по физической подготовке // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 7 (133).
3. Кодзоков А. Х. Формирование мотивации обучающихся в образовательных организациях МВД России по дисциплине «Физическая подготовка» // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. № 4. С. 73-77.
4. Кодзоков А. Х., Кузнецов И. В. Некоторые аспекты мотивации слушателей к занятиям физической подготовкой в образовательных организациях МВД России // Культура физическая и здоровье. 2021. № 2(78). С. 64-66.
5. Кучмезов А. Н. Мотивация как элемент повышения эффективности занятий по специальной физической подготовке // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы международной научно-практической конференции / отв. ред. С. М. Струганов. Иркутск, 2022. С. 76-79.
6. Подрезов И. Н. Повышение мотивации курсантов к практическим занятиям по физической подготовке // Наука-2020. 2022. № 4 (58). С. 39-44.
7. Тхазеплов Р. Л. Современные проблемы физической подготовки сотрудников органов внутренних дел и пути их решения // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. № 4. С. 98-103.
8. Юркин Д. В. К вопросу о формировании мотивационного компонента физической культуры у сотрудников полиции // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : сборник статей XXIII Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. С. М. Струганов. Иркутск, 2021. С. 129-133.
References _
1. Bazhenov A. E., Dolzhenkov S. I., Kuzmina A. I. Formation of motivation for physical training and sports among cadets and students of higher educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Children, sports, health: interregional collection of scientific papers on the problems of integrative and sports anthropology, dedicated to the memory of Doctor of Medical Sciences, Professor R. N. Dorokhov. Smolensk, 2023. Рp. 103-108.
2. Klimenko B. A., Alekseev N. A., Bityutskikh I. V., Gnilomedov R. A. Analysis of educational motivation of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the initial stage of physical training. International Research Journal. 2023. № 7 (133).
3. Kodzokov A. H. Formation of motivation of students in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the discipline "Physical training". Gaps in Russian legislation. 2023. Vol. 16. No. 4. Рp. 73-77.
4. Kodzokov A. H., Kuznetsov I. V. Some aspects of motivating students to engage in physical training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Physical culture and health. 2021. No. 2(78). Рp. 64-66.
5. Kuchmezov A. N. Motivation as an element of improving the effectiveness of special physical training. Improvement of professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: materials of the international scientific and practical conference / ed. S. M. Struganov. Irkutsk, 2022. Рp. 76-79.
6. Podrezov I. N. Increasing the motivation of cadets for practical classes in physical training. Nauka-2020. 2022. № 4 (58). Рр. 39-44.
7. Tkhazeplov R. L. Modern problems of physical training of employees of internal affairs bodies and ways to solve them. Gaps in Russian legislation. 2023. Vol. 16. No. 4. Рp. 98-103.
8. Yurkin D. V. On the formation of the motivational component of physical culture among police officers. Improvement of professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: collection of articles of the XXIII All-Russian Scientific and Practical Conference / ed. S. M. Struganov. Irkutsk, 2021. Рp. 129-133.