УДК 377:796 ГРНТИ 14:77.29 EDN: JGCKJS
2.6. Формирование мотивации обучающихся в образовательных организациях МВД России по дисциплине «Физическая подготовка»
©Кодзоков Азнаур Хасанович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия [email protected]
Аннотация: В данной статье изучены ключевые аспекты формирования у слушателей образовательных организаций МВД России мотивации к занятиям физической культурой и спортом. В образовательных организациях МВД большое значение придается развитию и укреплению здоровья и физических показателей слушателей. Слабая физическая подготовленность напрямую сказывается на успешности деятельности сотрудников органов внутренних дел, их статусе, заслугах и необходимости уважительно отношение к их представителям. Поэтому, для достижения надлежащего уровня физического совершенства требуется выработка привычки занятия спортом и поддерживания своего состояния, путем систематического получения нагрузок и выполнения разнообразных комплексов упражнений. Важным компонентом для постоянного занятия спортом является правильная мотивация, представляющая собой совокупность внутренних и внешних факторов для достижения поставленных целей.
Установили, что одним из ключевых аспектов мотивации слушателей в области физической подготовки является выбор оптимальной методики занятий. Применяемые методы должны соответствовать уровню обученности слушателей, а также их целям и интересам. Например, использование инновационных технологий в процессе обучения, таких как интерактивные видеоматериалы, компьютерные игры и прочее, может повысить мотивацию слушателей и заинтересовать их участие в занятиях. Однако, помимо выбора оптимальной методики, необходима и правильная организация занятий.
Сделан вывод о том, что вероятность того, что получится решить проблему с мотивацией слушателей в любом ее проявлении раз и на всегда крайне мала, однако это не значит, что не надо уделять ей внимание и продолжать ее игнорировать. Необходимо выработать действенную методику по повышению мотивации и использовать ее на систематической основе независимо от текущего уровня мотивации слушателей.
Ключевые слова: мотивация, физическая подготовка, образовательные организации МВД России, слушатели, эталон для подражания, уровень ответственности, самостоятельность.
Г
Для цитирования: Кодзоков А.Х. Формирование мотивации обучающихся в образовательных организа циях МВД России по дисциплине «Физическая подготовка» // Пробелы в российском законодательстве 2023. Т.16. №4. С. 073-077. EDN: JGCKJS
V_
Formation ofMotivation ofStudents in Educational Organizations ofthe Ministry oflnternalAffairs ofRussia in the Discipline «Physical Training»
©Kodzokov Aznaur Khasanovich North Caucasus Institute forAdvanced Studies (branch)
of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia [email protected]
Abstract: This article examines the key aspects of the formation of motivation for physical culture and sports among students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs, great importance is attached to the development and strengthening ofthe health and physical indicators of students. Poor physical fitness directly affects the success ofthe activities of employees of the internal affairs bodies, their status, merits and the need to treat their representatives with respect. Therefore, in order to achieve an appropriate level of physical perfection, it is necessary to develop the habit of playing sports and maintaining one's condition by systematically receiving loads and performing various sets of exercises. An important component for the constant occupation ofthe dispute is the right motivation, which is a combination ofinternal and externalfactors to achieve the goals.
It was established that one of the key aspects of motivating students in the field of physical training is the choice of the optimal method of classes. The methods used should correspond to the level of students' training, as well as their goals and interests. For example, the use of innovative technologies in the learning process, such as interactive videos, computer games, etc., can increase the motivation ofstudents and interest them in participating in classes. However, in addition to choosing the optimal methodology, proper organization ofclasses is also necessary.
It is concluded that the probability that it will be possible to solve the problem with the motivation of listeners in any of its manifestations once and for all is extremely small, but this does not mean that it is not necessary to pay attention to it and continue to ignore it. It is necessary to develop an effective methodology to increase motivation and use it on a systematic basis, regardless ofthe current level ofmotivation oflisteners.
Keywords: motivation, physical training, educational organizations ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia, students, a standardfor imitation, the level ofresponsibility, independence.
Forcitation: KodzokovA.Kh. Formation ofMotivation ofStudents in Educational Organizations ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia in the Discipline «Physical Training» // Gaps in Russian Legislation. 2023. Vol. 16. №4. Pp. 073-077. (in Russ.). EDN: JGCKJS
введение
В современном обществе физическая подготовка является обязательным элементом жизни каждого человека. Она позволяет поддерживать здоровье, повышать работоспособность, а также укреплять духовно-нравственные качества личности. Для обучающихся в образовательных организациях МВД России дисциплина «Физическая подготовка» имеет особое значение, так как они должны быть физически подготовлены для выполнения своих служебных обязанностей.
Для формирования мотивации обучающихся в образовательных организациях МВД России по дисциплине «Физическая подготовка» необходимо проводить мероприятия, направленные на стимулирование интереса и увлечения обучающихся к занятиям спортом и физической культурой. Эти мероприятия могут быть разного характера, но важно, чтобы они были организованы систематически и регулярно.
Например, можно проводить соревнования по различным видам спорта, организовывать физкультурные и спортивные мероприятия, отмечать достижения обучающихся в области физической культуры и спорта, давать возможность участвовать в профессиональных соревнованиях. При этом важно не только поощрять победителей, но и заботиться о тех, кто не достиг высоких результатов.
Также для формирования мотивации целесообразно использовать методы психологической поддержки. Необходимо создать условия, чтобы обучающиеся чувствовали поддержку со стороны преподавателей и администрации, могли обсуждать свои трудности и сомнения, получать конструктивные советы и помощь [1; 2; 6; 10].
Важно помнить, что формирование мотивации - это процесс постоянный. Необходимо постоянно совершенствовать мероприятия и методы, которые используются для стимулирования интереса и увлечения обучающихся к занятиям спортом и физической культурой. Только так можно создать условия для становления физически подготовленных и профессиональных сотрудников в органах внутреннихдел.
процесс формирования мотивации у обучающихся в образовательных организациях мвд россии
Формирование мотивации обучающихся в образо-
вательных организациях МВД России по дисциплине «Физическая подготовка» важно для достижения оптимального результата в процессе обучения. Занятия физической подготовкой — это не только способ поддержания физической формы, но и помощь в развитии устойчивой психологической основы, которая станет надежной опорой для обучения.
Одним из ключевых аспектов мотивации слушателей в области физической подготовки является выбор оптимальной методики занятий. Применяемые методы должны соответствовать уровню обученности слушателей, а также их целям и интересам. Например, использование инновационных технологий в процессе обучения, таких как интерактивные видеоматериалы, компьютерные игры и прочее, может повысить мотивацию слушателей и заинтересовать их участие в занятиях. Однако, помимо выбора оптимальной методики, необходима и правильная организация занятий. Успех в обучении физической подготовке зависит от регулярности занятий, а также наличия материальных стимулов, которые могут быть в виде оценок, бонусов, дополнительных возможностей и т.д. Другой важный аспект формирования мотивации у слушателей - это создание положительной обстановки во время занятий. Преподаватели должны быть внимательны к слушателям и уметь поощрять их достижения. Они также должны уметь объяснять почему изучение физической подготовки имеет большое значение для слушателей в их будущей профессиональной и личной жизни [4; 9].
В целом, формирование мотивации слушателей в области физической подготовки - это сложный, но очень важный процесс. И успешное его осуществление обеспечивает не только успех в обучении, но помогает создать здоровые привычки и поведение на всю оставшуюся жизнь.
роль преподавателя в мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и спортом
Мотивация сама по себе возникнуть не может, для этого должны существовать мотивирующие факторы. Ранее мы рассмотрели один из возможных вариантов мотивации слушателей образовательных организаций к занятиям по физической подготовке и спорту в целом. Однако, всегда есть исключения, с которыми данная методика может не сработать. Например, это
74 Gaps in Russian Legislation
Vol.16 №4 2023
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
могут быть неуверенные в себе и своих силах слушатели, которые не охотно будут принимать участие в различных соревнованиях и прочих активностях. Причин у нежелания выступать может быть много - не желание подвести потенциальную команду, неуверенность, стеснение и т.д. И задачей преподавателя является помочь слушателю преодолеть все существующие барьеры и посвятить себя занятиям. В данном случае будут неэффективны предложенные нами ранее варианты, так как отсутствие мотивации в данном конкретном случае напрямую связано с психологическими проблемами, на которые и нужно воздействовать также-психологически.
Преподаватели независимо от места их работы и вида деятельности в первую очередь являются педагогами, а педагог — это человек, который может помочь своему подопечному не только в рамках своего предмета, но и советами, мотивацией с другими вещами которые вызывают у обучающихся трудности и тем самым влияют на его общую успеваемость. По этой причине преподавателю необходимо находить подход к каждому слушателю. Некоторым необходим наставник, некоторым старший приятель, а в случае некоторых работает только соблюдение жесткой субординации. Каждый случай индивидуален, следственно и для эффективной работы необходим индивидуальный подход.
Преподаватель должно обладать определённым интуитивным навыком, который позволит ему определить некоторые проблемы слушателей, которые не сильно хотят о них говорить. Выходом в таких ситуациях могут быть разговоры или беседы со слушателем наедине после занятий, в неформальной, комфортной обстановке, вдалеке от посторонних глаз и ушей. Как правило, это помогает закрытым в себе людям немного расслабиться и открыться, рассказать о своей проблеме и тогда вероятность что ему будет оказана помощь намного выше.
Некоторые проблемы необходимо проговаривать, а не ждать что окружающие сами догадаются и предложат помощь. Для этого, преподавателю помимо навыков педагога необходимо обладать и навыками лидера и некоторого психолога, который может выслушать, поддержать, подать пример и мотивировать человека. Чаще всего такого рода нехватка мотивации возникает именно из-за отсутствия примера, человека на которого слушателю хотелось бы равняться. Когда у человека нет четко сформулированных собственных желаний, ему необходим такой «кумир», которому на начальном этапе он мог бы подражать, и со временем, перенимая опыт и знания сформулировать свои уели и добиваться их. В отсутствии такого наставника на его место должен встать сам преподаватель и на собственном примере показать слушателю как следует себя вести, на что обращать внимание и т.д.
Если же у преподавателя не сильно получается справляться с ролью психолога, можно прибегнуть к помощи квалифицированного специалиста, посоветовать слушателю обратиться к нему. Это тоже будет являться своего рода помощью и мотивацией, если показать человеку, что у его проблем есть решения, и есть специалисты, которые ему охотно помогут с ними справиться. Психология очень непростая вещь, желая помочь человеку всегда есть шанс ему навредить, по
этой причине, если у преподавателя нет уверенности что его слова или действия точно помогут в данном случае, лучше не брать на себя ответственность за дальнейшую судьбу человека, а предоставить это дипломированным специалистам [3; 7; 8].
Существует еще одна группа мотивов, которая направлена на оздоровление слушателей, занимающихся физической подготовкой. Данная группа мотивов связана с укреплением слушателями своего здоровья и профилактикой заболеваний. Всем известно с давних времен, что физические упражнения благотворно влияют на организм, в том числе по следующим критериям: формирование здорового образа жизни и уменьшение вероятности заболеваний, в том числе и профессиональных; лечебное воздействие физических упражнений при многих видах болезней. Мотивы оздоровительной направленности формируются, также, как и мотивы профессионально-прикладной направленности, благодаря методам рассказа и показа. Стой разницей, что короткие рассказы о глубинной пользе оказываемое физическими упражнениями на организм не только занимающихся, но и их будущих поколений, можно применять в заключительной части занятия во время выполнения слушателями упражнений для развития гибкости.
достижения современных технологий в учебном процессе слушателей образовательных организаций мвд россии
Возвращаясь к разговору о мотивации в контексте повышения интереса у слушателей к своему предмету, не стоит забывать и пренебрегать использование различных высоких технологий в учебном процессе. Современные люди уже давно привыкли получать информацию в формате видео, поэтому хорошим решением будет внедрить те же самые видеоролики и в учебный процесс. Плюсом их использования является несомненно портативность. Видеоролики можно использовать во время лекционных занятий, тем самым задействую фотографическую память слушателей. Также если у слушателей возникают вопросы можно легко поделиться с ними видеороликами, и они смогут в любое для себя удобное время посмотреть их и освежить знания или уточнить некоторые аспекты, которые вызывают у них трудности. Кроме того, можно использовать презентации на лекционных занятиях, что сделает процесс более разнообразным, ведь наличие картинок или текста перед глазами вызывает больший интерес и фокусирование чем классическая запись под диктовку или устные объяснения.
Способов привлечь внимание к своей дисциплине много, мы выделили только наиболее примитивные, главным остается в первую очередь желание самого преподавателя привлечь слушателей. Если у преподавателя самого нет особой мотивации к проведению своих занятий в более понятной, удобной и разнообразной форме, то и советы коллег или других людей не сильно помогут. В первую очередь преподаватель должен сам гореть своей работой, относится к ней с чуточкой креативности и энтузиазма. А если у человек будетжелание, то и возможности, и способы добиться своих целей всегда найдутся [1; 2; 5; 9].
выводы
Подводя итог скажем, что вероятность того, что получится решить проблему с мотивацией слушателей в
любом ее проявлении раз и на всегда крайне мала, од-
ЛИТЕРАТУРА
1. Афов А.Х. Роль физической подготовки и спорта в профессиональной подготовке сотрудников ОВД // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 1. С. 126-128.
2. Губанов Э.В. Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел // Наука-2020. 2019. № 4 (29). С. 135-138.
3. Губжоков А.Х. Оптимизация процесса физической подготовки и ее влияние на физическое состояние сотрудников органов внутренних дел //Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 148-150.
4. Ершов О.В. Совершенствование физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 36. С. 23-26.
5. Кузнецов М.Б. Мотивация курсантов образовательных организаций МВД России к занятию спортом, как основной критерий повышения здоровья и профессиональных качеств // Наука-2020. 2017. № 2 (13). С. 189-192.
6. Кузнецов М.Б., Алдошина Е.А., Смирнов В.Н., Ре-тинская Ю.А. Некоторые аспекты мотивации курсантов МВД России к занятиям физической подготовкой // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. № 2. С. 37-43.
7. Максимов Д.А., Соломченко М.А., Губанов Э.В. Проблемы кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта в орловской области // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 11. С. 101-105.
8. Моськин С.А. Формирование мотивации сотрудников органов внутренних дел к физкультурно-оздоровительным занятиям Ц Автономия личности. 2020. № 3 (23). С. 122-130.
9. Хажироков В.А. Оптимизация физической подготовки сотрудников органов внутренних дел РФ // Культура физическая и здоровье. 2020. № 2 (74). С. 72-73.
10. Черкесов P.M. Педагогические условия реализации дисциплины «Физическая подготовка» // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 1. С. 190-192.
нако это не значит, что не надо уделять ей внимание и продолжать ее игнорировать. Необходимо выработать действенную методику по повышению мотивации и использовать ее на систематической основе независимо оттекущего уровня мотивации слушателей.
REFERENCES
1. AfovA.H. The role of physical training and sports in the professional training of police officers // Education. The science. Scientific personnel. 2020. No. 1. pp. 126-128.
2. Gubanov E.V. Physical culture and sport in the professional activity of employees of internal affairs bodies Ц Nauka-2020. 2019. № 4 (29). Pp. 135-138.
3. Gubzhokov A.H. Optimization of the process of physical training and its impact on the physical condition of employees of internal affairs bodies // Education. The science. Scientific personnel. 2019. No. 1. pp. 148-150.
4. Ershov O.V. Improving the physical training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2017. Vol. 36. pp. 23-26.
5. Kuznetsov M.B. Motivation of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to play sports as the main criterion for improving health and professional qualities // Nauka-2020. 2017. № 2 (13). Pp. 189-192.
6. Kuznetsov M.B., Aldoshina E.A., Smirnov V.N., Retinskaya Yu.A. Some aspects of motivation of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia for physical training // Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sport. 2021. No. 2. pp. 37-43.
7. Maksimov D.A., Solomchenko M.A., Gubanov E.V. Problems of staffing the sphere of physical culture and sports in the Orel region // Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Humanities. 2020. No. 11. pp. 101-105.
8. Moskin S.A. Formation of motivation of employees of internal affairs bodies to physical culture and health classes // Autonomy of personality. 2020. No. 3 (23). pp. 122-130.
9. Khazhirokov V.A. Optimization of physical training of employees of internal affairs bodies of the Russian Federation // Physical culture and health. 2020. No. 2 (74). pp. 72-73.
10. Cherkesov R.M. Pedagogical conditions for the implementation of the discipline "Physical training" Ц Education. The science. Scientific personnel. 2020. No. 1. pp. 190-192.
76 Gaps in Russian Legislation
Vol.16 №4 2023
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Формирование мотивации обучающихся в образовательных организациях МВД России по дисциплине «Физическая подготовка», подготовленную старшим преподавателем кафедры физической подготовки СКИф КрУ МВД России, кандидатом педагогических наук, майором полиции Кодзоковым Азнауром Хасановичем
Занятия физической подготовкой — это не только способ поддержания физической формы, но и помощь в развитии устойчивой психологической основы, которая станет надежной опорой для обучения. Формирование мотивации обучающихся в образовательных организациях МВД России по дисциплине «Физическая подготовка» важно для достижения оптимального результата в процессе обучения. Одним из ключевых аспектов мотивации слушателей в области физической подготовки является выбор оптимальной методики занятий.
Автор отмечает, что формирование мотивации слушателей в области физической подготовки - это сложный, но очень важный процесс. И успешное его осуществление обеспечивает не только успех в обучении, но помогает создать здоровые привычки и поведение на всю оставшуюся жизнь. Важно, что мотивация сама по себе возникнуть не может, для этого должны существовать мотивирующие факторы. Существует группа мотивов, которая направлена на оздоровление слушателей, занимающихся физической подготовкой. Данная группа мотивов связана с укреплением слушателями своего здоровья и профилактикой заболеваний. Всем известно с давних времен, что физические упражнения благотворно влияют на организм, в том числе по следующим критериям: формирование здорового образа жизни и уменьшение вероятности заболеваний, в том числе и профессиональных; лечебное воздействие физических упражнений при многих видах болезней. Мотивы оздоровительной направленности формируются, также, как и мотивы профессионально-прикладной направленности, благодаря методам рассказа и показа. С той разницей, что короткие рассказы о глубинной пользе оказываемое физическими упражнениями на организм не только занимающихся, но и их будущих поколений, можно применять в заключительной части занятия во время выполнения слушателями упражнений для развития гибкости.
В целом содержание статьи полностью соответствует ее названию, в полной мере отражает все проблемы анализируемой темы. Обширный список специальной литературы по выбранной теме свидетельствует о полноте их использования. Рецензируемая статья представляет научный и практический интерес и может быть рекомендована к публикации.
Рецензент: Начальник кафедры физической подготовки Северо-кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, к.ю.н., майор полиции В.А. Хажироков
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 80,33%
Статья поступила в редакцию 22.05.2023, принята к публикации 29.06.2023 The article was received on 22.05.2023, accepted for publication 29.06.2023
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Кодзоков Азнаур Хасанович, майор полиции, канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия. E-mail: kodzokov. [email protected]
ABOUTTHEAUTHOR
Kodzokov Aznaur Khasanovich, Police Major, Cand. Sci.(Pedagogics), Senior Lecturer of the Department of Physical Training, North Caucasian institute of professional development (branch) Krasnodar university Ministry of Internal Affairs ofthe Russian Federation, Nalchik, Russia. E-mail: [email protected]