Научная статья на тему 'САМООРГАНИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ АСПЕКТ МОТИВАЦИИ К РЕГУЛЯРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ'

САМООРГАНИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ АСПЕКТ МОТИВАЦИИ К РЕГУЛЯРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / студенческая молодежь / физическая культура / физические упражнения / самоорганизация / образовательные организации / юридические вузы / двигательная активность / учебные занятия / motivation / student youth / physical education / physical exercise / self-organization / educational organizations / law schools / physical activity / training sessions.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С В. Малетин, А С. Гричанов, П Л. Ипполитов

В представленной статье поднимается актуальный вопрос, который в настоящее время стоит перед всеми образовательными организациями высшего образования, – это повышение мотивации к учебным занятиям по физической культуре у студенческой молодежи. В статье рассмотрены мотивационные составляющие физкультурно-спортивной деятельности, которые заключаются в формировании потребности у молодого поколения к регулярным занятиям физическими упражнениями. Также показаны виды мотиваций относительно устойчивых личностных характеристик, базирующихся на комплексном подходе к решению поставленных педагогических задач и определяющих педагогическое воздействие на развитие мотивационного аспекта, который обусловливает содержание новообразований личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С В. Малетин, А С. Гричанов, П Л. Ипполитов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ORGANIZATION AS A BASIC ASPECT OF MOTIVATION TO REGULAR CLASSES BY PHYSICAL CULTURE AND SPORT OF TRAINERS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE LEGAL PROFILE

The article raises a pressing issue that currently is faced by all educational institutions of higher education – an increase in motivation to physical education classes for students. The article discusses the motivational components of physical culture and sports activities, which consist in shaping the needs of the younger generation to regular exercise. There are types of motivations for relatively stable personal characteristics based on an integrated approach to solving the assigned pedagogical tasks and determining the pedagogical impact on the development of the motivational aspect that determines the contents of the personality’s new growths

Текст научной работы на тему «САМООРГАНИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ АСПЕКТ МОТИВАЦИИ К РЕГУЛЯРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»

8. Kopiya s cerkulyarnago predlozheniya Uchilischnago pri Svyatejshem Sinode Soveta. V Tomskij Eparhial'nyj Uchilischnyj Sovet. Ot Tomskoj duhovnoj konsistorii. Otdel oficial'nyj. Tomskie eparhial'nye vedomosti. 1899; № 19 (1 okt.): 7 - 8.

9. Po Sibiri. Ust'-Charyshskaya Pristan', Bijskago uezda. Tkackaya masterskaya. Zhizn'Altaya. 1913; № 163 (25 iyulya).

10. Ot Tomskago Eparhial'nago Uchilischnago Soveta. Otdel oficial'nyj. Tomskie eparhial'nye vedomosti. 1904; № 10 (15 - 22 maya): 2; Vyp. 1 - 2.

11. Novikov I. Zapiski o raskole i protivoraskol'nicheskoj deyatel'nosti v predelah Bijskago i Zmejngorskago okrugov v 1897-98 g. Missionerskij otdel. Tomskie eparhial'nye vedomosti. 1898; № 24 (15 dek.): 1 - 8.

12. Otchet Tomskago Eparhial'nago Nablyudatelya o sostoyanii cerkovnyh shkol Tomskoj eparhii v uchebno-vospitatel'nom otnoshenii za 1909 - 1910 uchebnyj god. Oficial'naya chast'. Tomskie eparhial'nye vedomosti. 1911; № 14 (15 iyulya): 294 - 305.

Статья поступила в редакцию 06.11.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10040

Maletin S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

Gnehanov A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

Ippolitov P.L., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Constitutional and International Law, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs

of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

SELF-ORGANIZATION AS A BASIC ASPECT OF MOTIVATION TO REGULAR CLASSES BY PHYSICAL CULTURE AND SPORT OF TRAINERS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE LEGAL PROFILE. The article raises a pressing issue that currently is faced by all educational institutions of higher education - an increase in motivation to physical education classes for students. The article discusses the motivational components of physical culture and sports activities, which consist in shaping the needs of the younger generation to regular exercise. There are types of motivations for relatively stable personal characteristics based on an integrated approach to solving the assigned pedagogical tasks and determining the pedagogical impact on the development of the motivational aspect that determines the contents of the personality's new growths.

Key word: motivation, student youth, physical education, physical exercise, self-organization, educational organizations, law schools, physical activity, training sessions.

С.В. Малетин, канд. пед. наук, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

А.С. Гричанов, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

П.Л. Ипполитов, канд. юрид. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

САМООРГАНИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ АСПЕКТ МОТИВАЦИИ К РЕГУЛЯРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В представленной статье поднимается актуальный вопрос, который в настоящее время стоит перед всеми образовательными организациями высшего образования, - это повышение мотивации к учебным занятиям по физической культуре у студенческой молодежи. В статье рассмотрены мотивационные составляющие физкультурно-спортивной деятельности, которые заключаются в формировании потребности у молодого поколения к регулярным занятиям физическими упражнениями. Также показаны виды мотиваций относительно устойчивых личностных характеристик, базирующихся на комплексном подходе к решению поставленных педагогических задач и определяющих педагогическое воздействие на развитие мотивационного аспекта, который обусловливает содержание новообразований личности.

Ключевые слова: мотивация, студенческая молодежь, физическая культура, физические упражнения, самоорганизация, образовательные организации, юридические вузы, двигательная активность, учебные занятия.

За последние годы в современном социально-экономическом обществе появляются новые методы пропаганды различных составляющих форм физической культуры и спорта через средства массовой информации сети Интернет Среди традиционных спортивных методов появилось множество фитнесс-направлений, которые стремительно набирают популярность в современном мире. Данные категории спортивных направлений с нетрадиционными видами физической культуры и спорта привлекают большое количество поклонников не только в нашей стране, но и в мире, особенно среди студенческой молодежи различных образовательных организаций. В настоящее время функционирует большое количество спортивных залов и спортивных площадок для занятий различными физическими упражнениями, финансовая доступность которых не всегда «по карману» большому количеству студентов и которая напрямую сказывается на мотивации молодого поколения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Но в то же время при внимательном исследовании вопроса, связанного с мотивацией обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, выясняется, что заниматься двигательной активностью для большинства не представляет непосредственного интереса. Чаще всего, посещение занятий по одноименному предмету сводятся к тому, чтобы получить положительную оценку либо сдать зачет и экзамен. В связи с этим остается актуальным вопрос о формировании способности к самоорганизации личности обучающихся юридических вузов как основного аспекта мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Если разбирать подробно, то процесс самоорганизации заключается в становлении личности, в ходе которого происходит формирование профессионально важных качеств, необходимых в повседневной деятельности. К ним можно отнести психологическую устойчивость, общую физическую выносливость, а также выносливость, касающуюся длительного сопротивления различным психологическим нагрузкам, волевые качества человека и его ценностные основы сознания [1, с. 60].

Обеспечение высокого уровня результатов любой образовательной деятельности предполагает процессы формирования мотивации как одного из ос-

новных условий. Обширная сфера физической культуры и спорта, включающая в себя спортивную психологию, располагает определенными методиками и рядом средств по исследованию мотивации.

Рассматривая специалистов юридического профиля, которые задействованы в современном правовом обществе [2, с. 146], мы видим, что их профессиональная деятельность сопряжена с малоподвижным образом жизни и большой умственной нагрузкой. Отсюда следует, что игнорирование физических нагрузок впоследствии может негативно сказаться на здоровье человека, а также и на дальнейшую производительность его трудовой активности. Поэтому, по нашему мнению, обучающиеся юридических вузов без собственной способности к самоорганизации не могут в полной мере мотивировать себя к занятиям физической культурой и спортом, что в свою очередь оказывает негативное влияние на формирование профессионально важных качеств будущего специалиста данной сферы деятельности.

Для изучения мотивационной составляющей обучающихся в сфере физической культуры актуально и достаточно эффективно использовать такие апробированные методики, которые будут способствовать изучению различных мотивов, при этом изучение может быть направлено на мотивы как различных классификаций, так и более конкретной направленности. При реализации методик изучения мотивации у обучающихся возможно использование метода анкетирования, зарекомендовавшего себя как наиболее простого и достоверного метода исследования. Так, в результате проведенного анкетирования студентов в нескольких юридических вузах городов Барнаула и Иркутска мы получили данные, которые указывают на недостаточную мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, а в результате - низкую самоорганизацию обучающихся. Проведенное анкетирование показало, что 63% респондентов не видят необходимости в увеличении учебных часов по дисциплине «Физическая культура». По их мнению, это отрицательно сказывается на изучении основных предметов по юриспруденции. Другая часть респондентов, которая составила 22% опрошенных, изъявила желание заниматься физической культурой и спортом помимо

учебных занятий, но при условии функционирования различных спортивных секций с профессиональными тренерами или инструкторами (специалистами) в сфере физкультурно-спортивной деятельности. Остальные 15% опрошенных высказались о необходимости занятий спортом, но в свободное от занятий время в форме факультативных занятий.

По результатам нашего опроса мы видим, что значительная часть студентов юридических вузов не видит связь между занятиями спортом и их будущей профессиональной деятельностью. Однако 22% опрошенных изъявили желание заниматься физической культурой и спортом при активном функционировании спортивных секций под руководством специалистов спортивной индустрии. Данная категория составляет область физкультурно-спортивной деятельности юридического вуза.

Для изучения формирования способности к самоорганизации личности обучающегося юридического вуза нами было рассмотрено несколько мотивацион-ных составляющих физкультурно-спортивной деятельности, на основе которых были сгруппированы мотивы при занятии физической культурой и спортом и выделены несколько основных видов:

1) мотивы, направленные на укрепление здоровья и оздоровительной деятельности;

2) мотивы, ориентированные на самоутверждение и самовыражение личности;

3) мотивы эстетического развития;

4) мотивы положительной сдачи зачетов и экзаменов по соответствующей дисциплине;

5) мотивы, связанные с достижением определенного результата в спортивной деятельности.

Образовательный процесс юридического вуза, предполагающий обязательность занятий по физической культуре и спорту, влияет опосредованно или непосредственно на формирование мотивации у обучающихся к регулярным занятиям физическими упражнениями [3, с. 19]. Исследования показывают, что устойчивая мотивация возникает как посредством внешних источников, так и внутренних. Ряд авторов рассматривали тенденции развития мотивации в этом аспекте достаточно подробно [4, с. 16]. Вместе с этим, по нашему мнению, следует обратить внимание на развитие мотивации в направлении оздоровительной деятельности, которая имеет ряд отличительных особенностей и характеристик. Данный вид мотивации следует рассматривать как относительно устойчивые личностные характеристики, которые тесно связаны с мотивами физического воспитания [5, с. 117]. В сфере физической культуры условно выделяются несколько типов физкультурной деятельности:

- ярко выраженная спортивная направленность;

- полуспортивная направленность;

- рекреационная (развлекательная) направленность;

- раздвоенная направленность, берущая за основу достижение спортивных целей, а мотивом выступает оздоровительная направленность;

- реабилитационная направленность и адаптивная физическая культура.

Новая личностно ориентированная парадигма предполагает комплексный

подход к решению поставленных педагогических задач, который способствует поиску ответов на них с использованием таких компонентов педагогической системы, как целевой, дидактический, содержательный, коммуникативный, гносеологический, гностический и организационный. Поэтому, рассматривая круг вопросов, определяющих педагогическое воздействие на развитие мотивацион-ного аспекта, следует выделить в них аксиологическую, когнитивную, эмотивную и конативную составляющие, которые определяют содержание новообразований личности. В этих условиях основной задачей, которая стоит перед специалистами и педагогами физической культуры и спорта, будет являться создание таких

Библиографический список

условий для занятий физической культурой и спортом обучающихся юридических вузов, которые бы в большей степени соответствовали требованиям и целям занимающихся. Формирование необходимых мотивов поможет осознать обучающимися важность и значимость получаемых ими знаний и умений, определить дальнейшую стратегию своего образования в юридическом вузе [6, с. 90].

В современных юридических вузах образ жизни обучающихся предопределяет статус образовательной организации и существенно влияет на поступление в данное учебное заведение, где ведущими мотивами в это время у абитуриентов и будущих специалистов юридического профиля становятся мотивы «личностного престижа» и «финансового благосостояния». В связи с этим следует выделить существующую проблему, заключающуюся в противоречии основ физкультур-но-спортивной системы, существующей и используемой в образовательных организациях, с комплексом различных потребностей обучающихся. Следовательно, по нашему мнению, основы навыков самоорганизации обучающихся должны находить отражение в сбалансированной системе педагогического воздействия, которое будет направлено на создание благоприятных условий для проявления ценностного потенциала личностных структур сознания обучающихся. На вооружение необходимо брать инновационные средства и методы физического воспитания, которые позволят создать такие педагогические условия, которые будут способствовать переходу внутреннего потенциала сознания обучающихся на более высокий уровень. С помощью средств инновационных технологий и поддержки со стороны профессорско-преподавательского состава можно оказывать влияние на понимание своих возможностей в ходе реализации двигательной активности, что в свою очередь будет непосредственно влиять на способности совершенствования самоорганизации личности обучающихся в юридических вузах. Не последнюю роль играет повышение способности к самоорганизации личности обучающихся, а следовательно, и мотивации к занятиям физическими упражнениями за счет разработки определенного алгоритма привлечения занимающихся к регулярным занятиям спортом посредством проведения спортивно-массовых мероприятий и традиционных спортивных праздников, где обучающиеся, принимая в них участие, могут активно проявлять свои двигательные способности.

Рассматривая занятия физической культурой и спортом через призму пересечения сфер общения, социальной активности, способов организации и реализации досуговых мероприятий, следует довести до обучающихся то, что занятия являются, прежде всего, основным средством укрепления здоровья, повышения физических кондиций и формирования культа красоты тела. Высокий уровень сформированности навыков самоорганизации оказывает влияние на положение человека в обществе и его социальный статус, активность в профессиональной деятельности, имеет значение в развитии структуры интеллектуальных и нравственных качеств, эстетических характеристик и ценностных идеалов. Широкие возможности физической культуры и спорта непосредственно влияют на возможности обучающегося эффективно саморазвиваться, выражать свою индивидуальность, утвердить жизненную позицию.

Подводя итог, необходимо резюмировать важность использования в образовательном процессе образовательных организаций юридической направленности мотивационной сферы, составными элементами которой будут являться потребность в самоорганизации и целевая направленность. Эти элементы непрерывно связаны между собой. Положительная мотивация возникает в ходе удовлетворения основных внутренних потребностей обучающегося в активной двигательной деятельности. Если потребности в двигательной активности будут удовлетворены, а технология педагогического воздействия окажется достаточно эффективной, то это окажет влияние на повышение регулярности занятий физической культурой и спортом. В конечном счете, правильное использование этих элементов будет влиять на формирование и повышение качества самообразования обучающихся юридических вузов.

1. Николаев П.П., Белова Ю.В. Мотивация студентов к здоровому образу жизни. Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований: материалы II Международной научно-практической конференции, 10 - 11 окт. Москва, 2013: 20 - 63.

2. Малетин С.В., Гричанов А.С., Зуев В.М. Основные направления подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России к будущей профессиональной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66): 145 - 147.

3. Организация и проведение занятий, связанных с моделированием ситуаций повседневной деятельности подразделений органов внутренних дел с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия: учебное пособие. Под редакцией Т.С. Купавцева, В.А. Морозова, Б.А. Федулова. Москва: Департамент гос. службы и кадров МВД РФ, 2018.

4. Гричанов А.С. Социально-культурные факторы и условия формирования физической культуры курсантов вузов МВД России. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015; № 4 (63): 16 - 19.

5. Касаткин А.А., Якубовская О.В., Развина В.Р Структура мотивации оздоровительной деятельности студентов Поволжской академии государственной службы. Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Москва: МГУ 2002; Ч. II; 117 - 120.

6. Туренков А.Н., Скотникова Л.Н. К вопросу о повышении уровня мотивации студентов высших учебных заведений к занятиям физической культурой и спортом. Вестник Кемеровского государственного университета. 2009; № 3 (39): 90 - 94.

References

1. Nikolaev P.P., Belova Yu.V. Motivaciya studentov k zdorovomu obrazu zhizni. Aktual'nye napravleniya fundamental'nyh i prikladnyh issledovanij: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 10 - 11 okt. Moskva, 2013: 20 - 63.

2. Maletin S.V., Grichanov A.S., Zuev V.M. Osnovnye napravleniya podgotovki kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij sistemy MVD Rossii k buduschej professional'noj deyatel'nosti. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017. № 5 (66): 145 - 147.

3. Organizaciya i provedenie zanyatij, svyazannyh s modelirovaniem situacij povsednevnoj deyatel'nosti podrazdelenij organov vnutrennih del s primeneniem fizicheskoj sily, special'nyh sredstv iognestrel'nogo oruzhiya: uchebnoe posobie. Pod redakciej T.S. Kupavceva, V.A. Morozova, B.A. Fedulova. Moskva: Departament gos. sluzhby i kadrov MVD RF, 2018.

4. Grichanov A.S. Social'no-kul'turnye faktory i usloviya formirovaniya fizicheskoj kul'tury kursantov vuzov MVD Rossii. Psihopedagogika vpravoohranitel'nyh organah. 2015; № 4 (63): 16 - 19.

5. Kasatkin A.A., Yakubovskaya O.V., Razvina V.R. Struktura motivacii ozdorovitel'noj deyatel'nosti studentov Povolzhskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby. Organizaciya i metodika uchebnogoprocessa, fizkul'turno-ozdorovitel'nojisportivnojraboty. Moskva: MGU, 2002; Ch. II; 117 - 120.

6. Turenkov A.N., Skotnikova L.N. K voprosu o povyshenii urovnya motivacii studentov vysshih uchebnyh zavedenij k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom. VestnikKemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; № 3 (39): 90 - 94.

Статья поступила в редакцию 06.11.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10041

Tokhchukov M.O., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliev (Karachaevsk, Russia),

E-mail: [email protected]

Bashlaeva M.S., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliev (Karachaevsk, Russia),

E-mail: [email protected]

PREPARATION OF STUDENTS FOR THE IMPLEMENTATION OF ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT TECHNOLOGIES FOR THE PROVISION OF STATE AND MUNICIPAL SERVICES. The article analyzes the main trends in the use of organizational and managerial technologies to provide state and municipal services. The conceptual apparatus on the research topic is presented. The work designates modern technology for the implementation of services. The results of the administrative reform for the provision of state and municipal services are highlighted. The authors concluded that the need for special training of students in the implementation of this direction. The forms of work with students are indicated. The emphasis is placed on the organization of work during the educational and industrial practice of students.

Key words: student training, organizational and managerial technologies, provision of services, administrative reform, student practice.

М.О. Тохчуков, канд. эконом. наук, доц., ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск,

E-mail: [email protected]

М.С. Башлаева, канд. философ. наук, доц., ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаееск,

E-mail: [email protected]

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

В статье анализируются основные тенденции реализации организационно-управленческих технологий предоставления государственных и муниципальных услуг Представлен понятийный аппарат по теме исследования, обозначены современные технологии реализации услуг Выделены результаты административной реформы по оказанию государственных и муниципальных услуг Авторами сделан вывод о необходимости специальной подготовки студентов по реализации данного направления. Обозначены формы работы со студентами. Сделан акцент на организацию работы в ходе учебной и производственной практике студентов.

Ключевые слова: подготовка студентов, организационно-управленческие технологии, предоставление услуг, административная реформа, практика студентов.

Предоставление гражданам государственных и муниципальных услуг в настоящее время является составным компонентом социальной политики в РФ. Следовательно, важной задачей по ее реализации является не только улучшение доступности и качества предоставления услуг, но и подготовка молодых специалистов по реализации указанного направления.

Студентам необходимо знать, что основной функцией государства выступает предоставление гражданам услуг, которые обеспечивают экономическую и социальную стабильность в обществе, направлены на развитие здравоохранения, культуры, образования и др. Реализация государственных функций (государственные органы власти и местное самоуправление) осуществляется в специальных учреждениях, направленных на деятельность по оказанию услуг государственного и муниципального уровней.

Для целостного восприятия и комплексного изучения организационно-управленческих технологий в системе предоставления государственных и муниципальных услуг необходимо со студентами изучить понятийный аппарат, раскрывающий данный вид управленческой деятельности, различные стороны жизни общества [1 - 3].

Рассмотрим основные понятия в данной проблематике.

Государственная услуга - это специальная деятельность, которая осуществляется правительством РФ, внебюджетным фондом государства, исполнительными органами субъектов РФ. Государственная услуга является выражение государственных функций, которые определены Конституцией РФ, законами субъектов РФ, федеральными законами. Услуга осуществляется по запросу граждан (заявителей) в пределах установленных нормативных документов.

Муниципальная услуга - это специально организованная деятельность органов местного самоуправления, направленная на реализацию функций местного самоуправления. Данная услуга осуществляется по запросам граждан (заявителей) в пределах полномочий муниципалитета (решение вопросов местного значения), регламентируемых местными законами и уставами муниципальных учреждений на основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Социальные услуги - это совокупность общественных благ выраженных в системе социальных стандартов, установленных федеральными законами на основе Конституции РФ. Предоставление социальных услуг гражданам гаран-

тируется, однако учитывается их социально-правовой статус, уровень доходов. Социальные услуги осуществляются за счет средств внебюджетных фондов, направлены на улучшение качества жизни граждан, являются доступными и безвозмездными.

Студентов необходимо ознакомить с деятельностью институтов по оказанию государственных и муниципальных услуг: органы федеральной исполнительной властью, административными органами власти субъектов РФ, государственными учреждениями, организациями местного самоуправления, непосредственно самими центрами по оказанию государственных и муниципальных услуг. Во время учебной и производственной практики студенты должны ознакомиться с регламентом и стандартами оказания государственных и муниципальных услуг, освоить программы работы и возможность получения услуг в электронной форме.

Ознакомительная практика должна быть построена таким образом, чтобы студенты знали о всех субъектах предоставления государственных социальных услуг (государственные и муниципальные учреждения, центры социального обслуживания населения, НКО и др.). Такая ознакомительная работа может проходить в виде «карусели», т.е. каждые 1 - 2 дня студенты посещают различные учреждения.

По мере продвижения России по пути становления инновационного социально ориентированного общества все более очевидной становится необходимость повышения качества государственного и муниципального управления, что достижимо только на основе внедрения современных технологий в управленческую деятельность на всех уровнях. Особенно важным становится данное направление в сфере образования, т.е. подготовки кадров по направлению «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом» и т.п.

Технология - это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле, применение научного знания для решения практических задач [4].

В последнее время особую актуальность приобретает проблема распространения системного подхода на организацию жизнедеятельности общества, управления им, целостного и комплексного видения проблем совершенствования организационно-управленческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.