междунар. научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. -Коломна, 2012. - С. 389-391.
REFERENCES
1. Batenko, E.M. (2015), "Features of special physical training of basketball students", Omsk Scientific Bulletin, No. 1, pp. 158-161.
2. Doroshenko, E.Yu, Sushko, R. and Kreivite, R. (2015), "Training of highly qualified basketball players at the stage of maximum realization of individual capabilities", Science in Olympic sports, No. 4, pp. 33-38.
3. Kozin, V.V. and Vitman, D.Yu. (2015), "The accuracy of tracking and forecasting game situations by qualified basketball players of different roles", Problems of improving physical culture, sports and Olympism, No. 1/2, pp. 128-136.
4. Kozina, Zh.L. (2009), Individualization of training of athletes in game types of sports: monograph, Tochka, Kharkov.
5. Makarov, Yu. M. (2013), "The concept of the formation of game activity in sports games", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (101), pp. 78-83.
6. Rodin, A. V., Pavlov, E.A. and Pogorely, M.V. (2012), "Methodological aspects of individual tactical training of qualified athletes in team sports", Man, health, physical culture and sport in a changing world: materials of the XXII international scientific-practical conference on the problems ofphysical education of students, Kolomna, pp. 389-391.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.11.2020
УДК 796.011.3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ
Денис Геннадьевич Овечкин, кандидат педагогических наук, доцент, Роман Викторович Камнев, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации
Аннотация
Высокий уровень профессионализма сотрудников является основой эффективного функционирования любой организации или ведомства. Для становления высококлассного специалиста, наряду с множеством его умственных и нравственных качеств, требуется высокий уровень его здоровья и физической активности. Таким образом, поддержание и повышение уровня здоровья сотрудников ОВД РФ, является одним из приоритетных направлений их профессионального становления и высокой служебной эффективности. Одной из главных составляющих оздоровительных методик являются физические упражнения. Следовательно, разработка и практическое применение концепций, направленных на формирование высокого мотивационного уровня к самостоятельным занятиям физической подготовкой курсантов и слушателей образовательных организаций России, является актуальным направлением обучения сотрудников правоохранительных органов.
Ключевые слова: информационные технологии, физическая подготовка, мотивация, сотрудники ОВД России, здоровьесберегающие технологии.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p375-378
USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES TO MOTIVATE CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING
Denis Gennadievich Ovechkin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Roman Viktorovich Kamnev, the candidate ofpedagogical Sciences, deputy head of the department,
Volgograd academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
Abstract
The high level of professionalism of employees is the basis for the effective functioning of any organization or Department. To become a highly qualified specialist, along with many of his mental and moral qualities, requires a high level of health and physical activity. Thus, maintaining and improving the health of employees of the internal Affairs Department of the Russian Federation is one of the priorities of their professional development and high performance. One of the main components of health technologies is physical exercise. Therefore, the development and practical application of concepts aimed at creating a high motivational level for independent physical training of cadets and students of educational organizations in Russia is an actual direction of training professional law enforcement officers.
Keywords: information technologies, physical training, motivation, employees of the Russian internal Affairs Department, health-saving technologies.
ВВЕДЕНИЕ
Человек и его здоровье являются основными факторами экономического прогресса государства. В экономике широко используются термины «человеческие ресурсы», «человеческий капитал», а также теория развития «человеческого потенциала», все они включают в себя следующие позиции: продолжительность жизни населения, уровень образования и показатель годового валового дохода государства на душу населения. Формулой расчета индекса развития человеческого потенциала пользуется ООН для проведения оценки развития стран. В 2017 году, в соответствии с этим индексом, Россия стояла на 43-м месте в мире. Индекс развития «человеческого потенциала» служит, для представителей органов власти и экономистов, как определяющий фактор оценки эффективности выбранных управленческих стратегий.
Большое значение кадровому потенциалу уделяется и в ОВД России. Для руководства правоохранительных органов одной из основных задач является обучение не только профессионально подготовленных, но и физически развитых и здоровых сотрудников полиции. Немаловажным направлением административной деятельности руководства ОВД России, это поддержание высокого уровня здоровья своих сотрудников. Связано это, прежде всего, с ценностью практического опыта сотрудников полиции, который приобретается за долгие годы активной работы в избранной профессии. Важно создать условия, при которых уровень здоровья, физическая активность и психическое состояние позволяли сотруднику полиции долгие годы высокоэффективно выполнять поставленные перед ним служебные задачи, постоянно применять в своей деятельности современные научные достижения. Во всем этом, на наш взгляд, ключевым фактором является здоровье граждан устраивающихся на службу в ОВД России, действующих сотрудников и ветеранов [1]. Снижение уровня здоровья, как правило, тесно связано с недостатком системных занятий физическими упражнениями, что является четвертой ведущей причиной смертности от хронических болезней в мире (Торонтская хартия о физической активности). В России статистика регистрирует факт неуклонного снижения уровня здоровья на протяжении последних 18 лет. Совершенно закономерно, что одновременно наблюдается рост числа заболеваний, аффинированных с низкой физической активностью: сердечнососудистых, эндокринных, опорно-двигательного аппарата и др. [2]. Это приводит к логическому выводу: в обществе существует проблема распространения ценностей физической культуры, возможно вследствие малой эффективности используемых средств и методов их пропаганды [3].
Задачи развития и поддержания высокого уровня здоровья и физической подготовленности сотрудников правоохранительных органов решаются во время их обучения в образовательных организациях. В этот период обучающиеся должны не только повысить и укрепить уровень своего здоровья и физических качеств, но и получить достаточный объем теоретических знаний для организации самостоятельной подготовки во время и
после своего обучения. Еще одна задача, которая должна быть решена в период обучения, это формирование устойчивой потребности обучающихся к систематическим занятиям физической культурой, в не образовательного процесса. Т.е. посещение спортивных секций и организация самостоятельных оздоровительно-тренировочных занятий.
По результатам анкетирования, проведенного А. А. Гладышевой и ее коллегами, участие в котором приняло 826 учащихся вузов России, 22,3% респондентов ответили, что основным источником информации и самой массовой платформой для агитационно-пропагандистских мероприятий на сегодняшний день являются Интернет-ресурсы, 11,78% получили подобную информацию от преподавателей и 10,91% респондентов ответили, что информационным источником по физкультурно-оздоровительной и спортивной тематике для них стали беседы с врачами. Во время анкетирования также рассматривались следующие источники: общероссийские и региональные ТВ программы, друзья и знакомые, периодическая печать, члены семьи и родственники, радиопередачи, книги и брошюры, специалисты в сфере ФКиС, рекламные материалы, тематические лекции и семинары, специальная методическая литература, видеоматериалы и кинематографическая продукция, зарубежные средства массовой информации. В ходе социального обследования А.А. Гладышевой с соавторами сделан следующий вывод о том, что большинство размещенной информации на интернет-платформах не является побудительным мотивом для начала занятий физической культурой на постоянной основе. Всего 4,57% респондентов приступили к регулярным занятиям после получения информации, по физкультурно-оздоровительной и спортивной тематике, из интернет-ресурсов. На основе этого авторы делают следующее заключение, что рассматриваемые источники не пользуются доверием, или не ассоциируются с источником, оказывающим влияние на формирование собственных убеждений [3].
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами была разработана следующая экспериментальная концепция агитационно-пропагандистских мероприятий курсантов и слушателей ВА МВД России, целью которой служит их привлечение к регулярным занятиям физической культурой.
1. Разработка и размещение на дистанционном образовательном портале ВА МВД России комплексов физических упражнений (описательная часть и видео сюжеты с иллюстрацией выполнения упражнений, с участием педагогических работников кафедры физической подготовки).
2. Содержание разработанных комплексов должно соответствовать современным концепциям теории и методики физической культуры и спорта, а также оздоровительной физической культуры.
3. Комплексы подготавливаются с возможностью самостоятельного выбора курсантами и слушателями уровня сложности. Т.е. при желании обучающиеся должны выполнять комплексы в соответствии со своим текущем состоянием и уровнем физического развития.
4. О размещении комплексов физических упражнений на дистанционном образовательном портале, правилами и обще-методическими указаниями их выполнения, оказываемое ими положительное влияние на улучшение фигуры и здоровья, доводится до курсантов и слушателей педагогическими работниками в подготовительной части учебных занятий и во время проведения спортивных секций.
5. Выполнение разработанных комплексов может быть использовано как обязательное задание для обучающихся перед сдачей зачетов и экзаменов или одним из средств отработки пропущенных занятий по уважительной причине. Для осуществления контроля их выполнения, обучающиеся записывают ход выполнения заданий на доступные средства видеофиксации и показывают их педагогическому работнику (присылают на электронную почту).
6. В содержание комплексов должны входить упражнения с различными, доступными средствами отягощения и тренажерами, а также подручными средствами.
7. При подготовке заданий используются различные методики тренировки, способы построения занятия.
ВЫВОДЫ
Разработанная нами экспериментальная концепция агитационно-пропагандистских мероприятий курсантов и слушателей ВА МВД России направлена на:
- укрепление здоровья обучающихся;
- формирование у обучающихся высокого уровня внутренней потребности в систематических, самостоятельных занятиях физической культурой;
- вовлечение большего числа курсантов и слушателей в «спортивную жизнь» образовательной организации;
- осуществление контроля со стороны педагогических работников, над выполнением обучающимися комплексов физических упражнений;
- формирование теоретических и практических навыков, у курсантов и слушателей, умения самостоятельно разрабатывать эффективные, с позиции оздоровительного эффекта и коррекции собственного тела, комплексы физических упражнений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Косяченко В.И. Практическая направленность обучения тактико-специальной подготовке курсантов и слушателей в Волгоградской академии МВД России / В.И. Косяченко, В.А. Овчинников // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2013. - № 2 (25). - С.129-132.
2. Клетнева А.А. Перспективы направления организации физкультурных занятий взрослого населения. Текст / А.А. Клетнева, Е.А. Бородина, С.А. Давыдова // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 11. - С. 63-64.
3. Информационные ресурсы в повышении мотивации молодежи к занятиям физической активностью: социологический аспект. Текст / А.А. Гладышева, А.А. Гладышев, Е.А. Власов, Е.В. Климова, М. Йоксимович // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 5. - С.25-27.
REFERENCES
1. Kosyachenko, V.I. and Ovchinnikov, V A. (2013), "Practical orientation of training in tactical and special training of cadets and students in the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia", Bulletin of the Volgograd academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, No. 2 (25), pp. 129-132.
2. Letneva, A.A., Borodin, E.A. and Davydova, S.A. (2011), "Prospects of the direction of organization of physical culture classes of the adult population", Theory and practice ofphysics culture, No. 11, pp. 63-64.
3. Gladysheva, A.A., Gladyshev, A.A., Vlasov, E.A., Klimova, E.V. and Joksimovic, M. (2020), "Information resources in increasing the motivation of young people to engage in physical activity: a sociological aspect", Theory and practice ofphysics culture, No. 5, pp. 25-27.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.11.2020
УДК 796.011.3
«ИГРОВОЙ МЕТОД» НА ЗАНЯТИЯХ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Инна Николаевна Овсянникова, кандидат педагогических наук, доцент, Константин
Георгиевич Томилин, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Алексеевна Ва-сильковская, кандидат педагогических наук, доцент, Эльвира Геннадьевна Лактионова, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Валентиновна Малыгина, канди-