педагогическая психология
Чанышева Г.Г., Хайруллова Э. Т.
морально-психологическая устойчивость сотрудников овд и организационно-Педагогические условия ее развития
Одним из путей повышения эффективности служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел является не только формирование у них морально-психологической устойчивости в процессе профессиональной подготовки, но и дальнейшее непрерывное ее развитие в условиях выполнения профессиональных задач и непрерывного самообразования и самовоспитания. для решения этой актуальной проблемы, на наш взгляд, необходимо выявить и обосновать организационно-педагогические условия этого процесса.
Еще Л.С. выготский отмечал целесообразность создания условий, необходимых для развития соответствующих психических качеств еще до того, как они «созрели» для самостоятельного функционирования [2, с. 33].
Под организационно-педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных факторов, необходимых для эффективного развития у сотрудников Овд морально-психологической устойчивости, способствующей успешному осуществлению ими профессиональной деятельности.
Изучение научно-педагогической литературы и анализ образовательной практики позволили выделить организационно-педагогические условия развития морально-психологической устойчивости (МПУ) сотрудников органов внутренних дел [5]:
- использование аксиологического, андрагогического и системного подходов;
- использование принципов единства личностной, профессиональной и социокультурной направленности; единства развития, саморазвития и служебной подготовки; активизации самостоятельности и творческого потенциала сотрудников Овд; гуманизма; ценностно-смысловой и рефлексивной направленности процесса развития морально-психологической устойчивости; систематичности, непрерывности и преемственности для конкретизации содержания методологических подходов, определяющих направление развития морально-психологической устойчивости личности сотрудника Овд, реализующих избранные подхо-
ды;
- создание мотивирующей среды для сотрудников Овд к развитию их морально-психологической устойчивости за счет осуществления этого процесса в условиях их образования и повседневной служебной деятельности, их постоянного профессионально-нравственного самосовершенствования, развития у личного состава навыков нравственной самооценки;
- обучение сотрудников Овд методам самообразования и самовоспитания, что позволит обеспечить непрерывный характер развития их морально-психологической устойчивости.
дадим расширенную трактовку выделенных педагогических условий.
1. Развитие морально-психологической устойчивости у уже работающих сотрудников Овд происходит в процессе обучения и воспитания, поэтому, на наш взгляд, наиболее эффективным будет использование таких методологических подходов, как аксиологический, андрогогический и системный.
Аксиологический подход (Ю.в. Артюхович, в.А.Кан-Калик, Н.д.Никан-дров, Н.С.Розов, в.А.Сластенин) позволяет рассматривать в качестве одной из главных задач процесса развития МПУ личности приобщение сотрудников Овд к социокультурным ценностям. Именно ценности стимулируют саморазвитие человека, двигают его вперед. данный подход рассматривается в качестве неотъемлемого компонента гуманистической педагогики, поскольку позволяет ориентировать педагогический процесс таким образом, что основной его целью становится человек как главная ценность. С другой стороны, аксиологический подход является методом, позволяющим формировать ценностные свойства личности, без которых ее развитие невозможно.
выделяя аксиологический поход в качестве одного из основных подходов в процессе развития морально-психологической устойчивости, мы исходим из того, что сотруднику Овд необходимо иметь устойчивую систему профессиональных и социальных ценностных ориентаций, прочную ценностную позицию, которые формируют мотивацию поведения и составляют основу отношений личности с окружающим миром.
важным средством развития морально-психологической устойчивости у сотрудников органов внутренних дел является внедрение андрагогического подхода (Б.М.Бим-Бад, Н.О.вербицкая, Кукуев, A.И., С.Г.вершловский, М.Т.Гром-кова, С.И.змеев), который требует соответствующего отбора форм, методов, средств и способов организации этого процесса.
Изначально специфичность и качественное своеобразие содержания процесса развития МПУ определяется феноменом «продолженности» образования и воспитания, преобладанием самоорганизационных и самообучающих начал в деятельности субъекта: развитие данного феномена всегда происходит на основе уже имеющегося профессионального образования, выполняющего роль базового, и имеющегося жизненного и профессионального опыта. Поэтому отбор содержания, применяемые формы и методы обучения и воспитания, технологии, организация образовательного процесса в целом должны отвечать требованиям
андрагогики, принципам самообучения и самоогранизации в деятельности.
И, наконец, системный подход, (С.И.Архангельский, Ю.в.Агапов, в.П. Беспалько, в.Г.виненко, Б.з.вульфов) в контексте которого все составляющие процесса развития МПУ у личного состава органов внутренних дел можно организовать в единую, целостную систему, динамично развивающуюся и оптимально действующую, а его содержание отбирать таким образом, чтобы результатом его освоения была морально-психологическая устойчивость в целом, а не сумма ее отдельных частей.
Системный подход определяет объект педагогического воздействия как систему, обладающую такими свойствами как целостность и членимость, внутренняя организация, связанность элементов, интегративность, которые отсутствуют у элементов системы, отдельно взятых. Только данный подход, который отражает диалектическое единство целостного и структурного, непрерывного и дискретного, позволяет строить модели самых сложных процессов и облегчать их изучение. Таким образом, системный анализ, являющийся методологией системного подхода, помогает представлять педагогическую действительность целостно в единстве целей, функций и содержания ее компонентов [3].
Кроме того, развитие морально-психологической устойчивости сотрудников Овд должно происходить системно, в рамках учебной, служебной и внеслужебной деятельности: в процессе работы; в системе морально-психологической подготовки, организуемой в органах, организациях, подразделениях Мвд России; в условиях профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки, а также путем самообразования и самовоспитания. При этом сам полицейский будет выступать соорганизатором и активным участником данного процесса, заинтересованным в своем профессиональном и личностном росте. Его заинтересованность будет подкрепляться наличием у него стремлений и необходимых возможностей.
2. Процесс развития морально-психологической устойчивости личности полицейского должен строиться на следующих основных принципах: принципе единства личностной, профессиональной и социокультурной направленности; принципе единства развития, саморазвития и служебной подготовки, принципе активизации самостоятельности и творческого потенциала сотрудников Овд; принципе гуманизма; принципе ценностно-смысловой и рефлексивной направленности процесса развития морально-психологической устойчивости; принципе систематичности, принципе непрерывности и преемственности.
Охарактеризуем эти принципы.
Принцип единства личностной, профессиональной и социокультурной направленности. Развитие гуманной, социально устойчивой, целостной личности является ведущей целью и ценностью при организации педагогического процесса. Личность сотрудника органов внутренних дел характеризуется оптимальным уровнем развития комплекса профессиональных и социальных ценностей, которые становятся его личностными ценностными ориентациями. На их основе в дальнейшем, в процессе профессионального и личностного роста, должны
появиться новые приемлемые ценности и посредством их осознания, усвоения и интериоризации перейти в ценностные ориентации, которые в результате складываются в законченную устойчивую систему ценностных ориентаций, что и будет определять жизненный и профессиональный путь личности полицейкого.
С данным принципом перекликается принцип единства развития, саморазвития и служебной подготовки сотрудников ОВд. Никто не может заставить человека развиваться. Можно заставить его заниматься, учить его разным наукам, но нельзя насильно заставить его совершенствоваться, нельзя вложить в него, если он не хочет, какие-то жизненные ценности. Следовательно, развитие без саморазвития, самообразования и самовоспитания невозможно.
Принцип гуманизма в развитии морально-психологической устойчивости заключается в обращении учебно-воспитательного процесса в целом к личности, в создании сотрудникам максимально благоприятных условий для их профессионального роста, развития и проявления творческой индивидуальности, высоких нравственных, гражданских, интеллектуальных и физических качеств, которые обеспечивали бы его эффективную служебную деятельность, социальную защищенность, комфортное существование.
Принцип ценностно-смысловой и рефлексивной направленности процесса развития морально-психологической устойчивости. Известно, что сами по себе знания о нормах и ценностях полицейскому не нужны, они необходимы ему для решения служебных и личных важных задач и проблем. для этого сама деятельность по их осмыслению и присвоению должна быть отрефлексирована [1].
Принцип систематичности предполагает системный характер внешнего воздействия и внутренних изменений в личности, которые будут приводить к развитию морально-психологической устойчивости сотрудников Овд и формированию необходимых качеств.
Принцип непрерывности и преемственности способствует организации непрерывного и целостного развития морально-психологической устойчивости сотрудников ОВд в системе: профессиональное образование - служебная деятельность - дополнительное образование - самообразование и самовоспитание; приближению содержания этого процесса к реальной служебной деятельности; способности к саморазвитию, реализации нравственного потенциала полицейского.
3. Развитие морально-психологической устойчивости возможно только за счет повышения уровня внутренней мотивации сотрудников Овд к соответствующей деятельности. Чтобы субъект совершил действие, недостаточно того, чтобы он понял задачу, он ее должен принять. Общественно значимая цель должна стать личностно значимой, иначе она становится нежелаемой необходимостью. для того чтобы характер деятельности сотрудника Овд соответствовал нормам и ценностям, общественным требованиям, он должен иметь не только практическую, но и психологическую готовность. Чтобы усилить мотивационный потенциал своей служебной деятельности, которая будет соответствовать нормам
морали, ему необходимо приложить максимум усилий и это является крайне важной и сложной задачей: нельзя извне формировать мотивы, можно лишь способствовать этому процессу.
Анализ психолого-педагогических исследований показал, что повышения мотивации сотрудников Овд к развитию морально-психологической устойчивости происходит только в условиях мотивирующей среды, создание которой осуществляется по следующим направлениям: обеспечение развития морально-психологической устойчивости у личного состава в условиях повседневной служебной деятельности; профессионально-нравственное самосовершенствование сотрудников органов внутренних дел; развитие у сотрудников органов внутренних дел навыков нравственной самооценки.
4. Развитие морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел, как было указано выше, должно происходить непрерывно и иметь сквозной характер. Ее формирование и развитие осуществляется как во время профессиональной (первоначальной) подготовки, которую проходят все сотрудники, принятые на службу в органы внутренних дел, и которая проводится в образовательных учреждениях Мвд России [4],так и в условиях начального, среднего и высшего профессионального образования в процессе обучения, воспитания и профессионально-личностного развития курсантов. Причем профессионально-личностное развитие будущих сотрудников органов внутренних дел детерминировано внутренне, а учебно-воспитательный процесс является внешним по отношению к личности.
литература
1. Абульханова, К.А. Акмеологический подход к психологии развития рефлексивной культуры /К.А. Абульханова. // Психологический журнал. - 1999. - № 6. - С.123-124.
2. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1966. - С.ЗЗ
3. Кустов, Ю.А. 10 лекций по системному подходу в профессиональном образовании: учебн. пособие / Ю.А. Кустов, В.А. Гусев. - Самара-Тольятти, 2006. - 90 с.
4. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 512с.
5. Хайруллова Э.Т. Развитие морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного образования: дис... канд. пед. наук. Казань, 2016. С.180.