References
1. D'yui D. Shkola i obschestvo. Moskva, 1924.
2. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyjpodhod. Moskva, 1991.
3. Voyushina M.P. Formirovanie kul'turnogo polya shkol'nika v urochnoj i neurochnoj obrazovatel'noj deyatel'nosti. Metametodika kak perspektivnoe napravlenie razvitiya predmetnyh metodik obucheniya. Vypusk 7. Sankt-Peterburg, 2010.
4. Federal'nyjgosudarstvennyj obscheobrazovatel'nyjstandartosnovnogo obschego obrazovaniya. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. Moskva, 2011.
Статья поступила в редакцию 24.09.18
УДК 376 +159.9
Chebotarev A.P., senior teacher, Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk Branch of Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Volgodonsk, Russia), E-mail: aleksandr010871@yndex.ru Karavaev E.S., senior teacher, Department of Special Disciplines, Volgodonsk Branch of Rostov Law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russian Federation (Volgodonsk, Russia), E-mail: v28zaikin@mail.ru
Zaikin V.Yu., teacher, Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk Branch of Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Volgodonsk, Russia), E-mail: aleksandr010871@yndex.ru
Lavrenko A.V., teacher, Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk Branch of Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Volgodonsk, Russia), E-mail: vitalana@inbox.ru
MORAL EDUCATION OF THE POLICE OFFICER AS THE BASIS OF NATIONAL SECURITY OF RUSSIA. The article reveals a problem of the necessity of purposeful and high-quality formation of stable moral guidelines of employees of Internal Affairs bodies as the basis of law enforcement activity of the state and national security of Russia at present stage. The authors point to the interrelation of moral and legal norms in the development of the state and suggest looking at the police officer as a link of these social categories. The authors conclude that for the formation of a new image of the Russian police, characterized by a high level of moral principles, it is necessary to pay close attention to the formation of the needs of each employee to the continuous personal self-development and increase the overall level of personal culture, primarily through targeted psychological and pedagogical education of law enforcement personnel.
Key words: moral education, spiritual and moral values, self-development, national security, moral and psychological support.
A.П. Чеботарев, ст. преп. каф. тактико-специальной подготовки, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, подполковник полиции, г. Волгодонск, Е-mail: aleksandr010871@yndex.ru
Е.С. Караваев, ст. преп. каф. специальных дисциплин, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, майор полиции, г. Волгодонск, Е-mail: evgkaravaev@yandex.ru
B.Ю. Заикин, преп. каф тактико-специальной подготовки, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, майор полиции, г. Волгодонск, Е-mail: v28zaikin@mail.ru
А.В. Лавренко, преп. каф. тактико-специальной подготовки, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, капитан полиции, г. Волгодонск, Е-mail: vitalana@inbox.ru
МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
В статье раскрывается проблема необходимости целенаправленного и качественного формирования устойчивых морально-нравственных ориентиров сотрудников органов внутренних дел как основы правоохранительной деятельности государства и национальной безопасности России на современном этапе. Авторы указывают на взаимосвязь моральных и правовых норм в развитии государства и предлагают взглянуть на сотрудника полиции как связующее звено этих социальных категорий. Авторы делают вывод о том, что для формирования нового облика российской полиции, отличающейся высоким уровнем морально-нравственных принципов, необходимо уделять пристальное внимание формированию потребности каждого сотрудника к непрерывному личностному саморазвитию и повышению общего уровня личной культуры, в первую очередь через целенаправленное психолого-педагогическое просвещение личного состава правоохранительных органов.
Ключевые слова: морально-нравственное воспитание, духовно-нравственные ценности, саморазвитие, национальная безопасность, морально-психологическое обеспечение.
Современную Россию начала третьего тысячелетия в социальном аспекте характеризует утрата духовно-нравственных ценностей, которые всегда выступали фундаментом российского государства. Рост насилия и корысти, духовная опустошенность российского народа являются основным источником нравственного разложения общества и высокого уровня преступности. Поэтому первостепенной задачей с точки зрения жизнеспособности Российского государства должно выступать возрождение духовных традиций и нравственных идеалов. Так, согласно стратегии национальной безопасности Российской Федерации, одной из стратегических целей обеспечения национальной безопасности России является «сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества» [1]. В связи с этим очевидно, что в настоящее время в нашей стране остро стоит вопрос поиска и формулирования нравственных ориентиров, удовлетворяющих новым требованиям жизни и способных объединить общество.
Несмотря на то, что отношение поколений к тем или иным нравственным ценностям меняется, все же остаются неизмен-
ными приоритеты, такие как здоровье, жизнь и свобода, стремление к идеалу, честь, долг, совесть, мужество и героизм, и другие. И образец такого духовно-нравственного воспитания граждан накоплен в отечественной педагогике - это национальные идеалы и традиции, священная любовь к Родине, мужество и патриотизм, которые, во второй половине 20 века еще являлись высшей моральной ценностью для подрастающего поколения, и были проявлены во время Великой Отечественной войны. Поэтому сохранение традиционных для нашего народа духовных, в том числе, воинских ценностей, сформированных генетически, имеющих историческое значение и нравственный смысл, является, на наш взгляд, первостепенной государственной задачей.
Для решения указанной задачи необходимо направить усилия всего аппарата государственной власти Российской Федерации на создание обновленной системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В этой связи нельзя не упомянуть об общности морально-нравственных норм с нормами права, поскольку и те и другие входят в содержание культуры любого общества и определяют ценностно-нормативную ориен-
тацию людей. К сожалению, для нашей страны на протяжении последних десятилетий стал характерным низкий уровень правовой культуры, пренебрежение к закону, криминализация общества. Причем, под криминализацией следует понимать не только рост преступности, но и проникновение идеологии криминальной среды в общество, а особенно в молодежную среду. Указанные процессы ведут к культурной деградации и духовно-нравственному кризису общества в целом.
Возрождение нравственных устоев должно начинаться с закрепления в обществе важнейших государственных приоритетов. В связи с этим, главными вопросами, которые необходимо поднять в сознании общественности, выступают следующие:
- осознание того, что уровень духовно-нравственного развития общества находится в прямой корреляции с состоянием правопорядка в целом;
- наличие стойких морально-нравственных качеств должностных лиц органов власти, а в частности, сотрудников органов внутренних дел, выступает непосредственной частью процесса противодействия преступности и осуществления правопорядка;
- с укреплением морально-нравственной стороны личности полицейского достигается должный уровень служения обществу, эффективное обеспечение прав, свобод и безопасности личности, общества и государства.
В нашей стране большое значение придается вопросам возрождения среди населения уважения и доверия к правоохранительным органам, восстановлению утраченного ими авторитета, особенно в нынешних условиях резко обостряющихся мировых политических взаимоотношений, когда «глобализационные процессы, проходящие в мировом сообществе, сопровождаются стремительным развитием транснациональной (международной) организованной преступности» [2, с. 66], тем самым актуализируя роль представителей правоохранительной системы в жизни российского социума.
Важно отметить, что специфика деятельности полицейского такова, что он ежедневно вынужден находиться в социально неблагоприятной, нравственно-негативной среде, регулярно контактируя с аморальным, циничным контингентом, преступившим закон, воздействуя, с одной стороны, на сознание и поведение правонарушителей, а с другой стороны, подвергаясь их обратному влиянию. Постоянные стрессовые и конфликтные ситуации, участником которых сотрудник полиции становится в ходе своей профессиональной деятельности, способствуют развитию психического перенапряжения, подавлению эмоций, зарождению внутренних конфликтов. И если у сотрудника не достаточно внутренних психологических ресурсов, стойкого морального сознания и сформированного арсенала способов работы со своим состоянием, то постепенно это приводит к формированию устойчивых негативных качеств личности, снижающих эффективность служебной деятельности, способствует деморализации и даже деградации личности сотрудника ОВД. Поэтому сотруднику полиции необходимо иметь собственные стойкие морально-нравственные принципы и ориентиры.
В этой связи, несомненно, руководством МВД уделено должное внимание морально-психологической стороне служебной деятельности в органах внутренних дел и предусмотрена планомерная работа с личным составом в указанном направлении. Так, в соответствии с Руководством по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Руководство) [3], предписана централизация управления этим направлением деятельности в системе МВД РФ, и предоставлена возможность выбора способов выполнения указанных задач.
В соответствии с Руководством, морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности включает:
- Воспитательную работу, которая проводится в направлениях патриотического, профессионально-нравственного и правового воспитания. Акцент смещен на формирование качеств гражданина-патриота, представлений о нравственных основах службы, правовых знаний и правового поведения.
- Психологическую работу, которая направлена в первую очередь на изучение индивидуально-психологических особенностей личности кандидатов на службу, а в отношении действующих сотрудников зачастую ограничивается работой с той категорией, которая нуждается в повышенном психолого-педагогическом внимании (находящихся в неудовлетворительном морально-психологическом состоянии; склонных к аддиктивному поведению; и др.).
- Социальную работу, которая направлена на обеспечение реализации государственных гарантий социальной защиты сотрудников, членов их семей, служащих и работников.
- Культурно-просветительскую работу, которая предусматривает проведение культурно-досуговых мероприятий, и включает содействие формированию позитивных служебных традиций и ритуалов в учреждениях ОВД.
- Работу по укреплению служебной дисциплины и законности, направленную на формирование правосознания, профессиональной этики и сознательного отношения к служебному долгу.
Однако, фактическая реализация морально-психологического обеспечения деятельности ОВД на местах в большинстве своем сводится к доведению до личного состава теоретических положений тех или иных нормативных правовых актов и необходимой информации, связанной с указанными выше направлениями работы, что, по мнению авторов, не является достаточно эффективным, особенно в силу недостаточной моральной зрелости молодых сотрудников правоохранительной системы.
Невозможно обойти вниманием и тот факт, что, не смотря на проводимую в системе органов внутренних дел планомерную работу по морально-психологическому обеспечению, многие сотрудники полиции обесценивают предназначение указанного направления, считают изучение ряда вопросов излишним формализмом. Причина видится в психолого-педагогическом невежестве, а также в отсутствии преемственности образовательного процесса, поскольку в настоящее время психологическое образование опрометчиво не включено в перечень обязательных учебных дисциплин общеобразовательных учреждений в России. Хотя именно общеобразовательная школа должна выступать ведущим звеном интегрирующего и непрерывного духовно-нравственного становления личности гражданина своей страны.
Важность психологического просвещения заключается в том, что знания в области психологии позволяют ускорить процесс становления личности, ее созревания, личностного роста, самосовершенствования на любом возрастном этапе. Сознательная психологическая работа над собой позволяет находить ответы на главные вопросы в жизни любого человека, выступать залогом эмоциональной устойчивости личности, преодолевать сложности и противоречия, как в повседневной жизни, так и в служебной деятельности сотрудника полиции, уверенно осуществлять моральный выбор. Психологическая и моральная устойчивость личности не является врожденным признаком, она создается, прежде всего, в процессе самовоспитания личности. Поэтому важной задачей в этом направлении должно выступать формирование у сотрудника полиции потребности к постоянному личностному росту, самосовершенствованию, осознанному развитию личностных качеств, что предполагает получение значительной психолого-педагогической просвещенности.
Ряд исследователей, занимающихся изучением профессиональных компетенций сотрудников правоохранительных органов, придерживаются мнения о том, что для сотрудника органов внутренних дел крайне важна «развитая потребность к самосовершенствованию», а уровень «развития, динамика жизни и сложные проблемы современного общества требуют от каждого сотрудника ОВД учиться и совершенствоваться непрерывно» [4, с. 338].
Достижению тех же целей, по мнению авторов, будет способствовать реальное внедрение в практику повседневной служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел мероприятий, направленных на повышение общего уровня культуры личности сотрудника, его всестороннего развития, способствующих решению первостепенной задачи личностного роста. При этом, авторы солидарны с позицией А.С. Петрова о том, что «чем выше уровень общей культуры сотрудника, чем более психологически зрелой личностью выступает человек, тем шире его набор альтернативных моделей поведения, позволяющих остаться в общесоциальных рамках при любом обострении обстановки» [5, с. 16].
Действительно, многовековая историческая практика показывает, что высокий уровень культуры - это действенный фундамент самосохранения, а подчас, и физического выживания в любых сложных условиях. Разумеется, речь идет не о напускной «культурности», а о стойком внутреннем устремлении человека овладевать культурой, опытом и знаниями для собственного саморазвития.
Таким образом, в рамках работы с личным составом по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности, целесообразно продолжать развивать указанное направление, акцентируя внимание на следующих положениях:
- установка на приоритет духовно-нравственных основ в жизни общества и в деятельности сотрудников полиции, как предпосылка к дальнейшему развитию индивидуальной нравственности;
- создание в коллективе здорового психологического климата, атмосферы одобрения нравственно-этического поведения и нетерпимости к любым нарушениям духовно-нравственных принципов и служебной дисциплины;
- создание условий для более глубокого психолого-педагогического и духовного просвещения сотрудников полиции, направленного на формирование стойкой потребности к непрерывному процессу личностного саморазвития;
- поддержание здорового образа жизни, как основы укрепления духа и моральной стойкости сотрудника полиции;
Библиографический список
- использование воспитательной силы личного примера в служебной деятельности и повседневной жизни.
Обобщая изложенное, авторы полагают целесообразным уделять более целенаправленное и пристальное внимание внедрению эффективных форм работы по формированию духовно-нравственных ценностей, психолого-педагогического просвещения и повышения уровня общей культуры личности сотрудника полиции. При этом фундаментом развития профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел должна стать регулярная работа по личностному самосовершенствованию, формированию нравственно - психологических качеств, морального сознания, совершенствованию профессиональных компетенций, укреплению осознания исключительной важности собственной профессиональной деятельности.
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683.
2. Зубенко В.В., Тишкин Д.Н., Шувалов А.П. Транснациональная организованная преступность как инструментарий геополитического противостояния. Философия права, 2018, 2 (85): 66 - 73.
3. Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Приказ МВД России от 11.02.2010 № 80.
4. Солдатов Н.Ф, Ложниченко Е.Н., Пирогова Е.Н. Формирование профессиональной направленности личности у будущих сотрудников ОВД. Мир науки, культуры, образования. 2018; 3 (70): 337 - 339.
5. Петров А.С. Проблема профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2000; 2 (14): 15 - 19.
References
1. O Strategiinacional'nojbezopasnostiRossijskojFederacii. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31.12.2015 № 683.
2. Zubenko V.V., Tishkin D.N., Shuvalov A.P. Transnacional'naya organizovannaya prestupnost' kak instrumentarij geopoliticheskogo protivostoyaniya. Filosofiya prava, 2018, 2 (85): 66 - 73.
3. Rukovodstvo po moral'no-psihologicheskomu obespecheniyu operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Prikaz MVD Rossii ot 11.02.2010 № 80.
4. Soldatov N.F, Lozhnichenko E.N., Pirogova E.N. Formirovanie professional'noj napravlennosti lichnosti u buduschih sotrudnikov OVD. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 3 (70): 337 - 339.
5. Petrov A.S. Problema professional'noj deformacii lichnosti sotrudnika organov vnutrennih del. Psihopedagogika vpravoohranitel'nyh organah. 2000; 2 (14): 15 - 19.
Статья поступила в редакцию 14.09.18
УДК 37.015.4
УДК 37.015.3
Cherepanova E.S., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Ural Federal University n.a. the first President of Russia
B.N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russia), E-mail: e.s.cherepanova@urfu.ru
Melnik N.B., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Ural Federal University n.a. the first President of Russia
B.N. Yeltsin Yekaterinburg, Russia), E-mail: eco_nataly@mail.ru
TOPICAL ISSUES OF SCHOOL CONFLICTS ANALYSIS IN THE CONTEXT OF THE MODERN FORMATS OF COMMUNICATION. The article examines the transformation of communicative practices which the conflicting subjects in the educational context are involved. A concept of network interaction is being considered as a new communicative form of the school conflict. The article provides an overview of scientific research in the field of school conflicts and detects changes in their framework and in the readiness of the participants to discuss conflict situations in the out-of-school settings. The authors refer to Habermas' theory about communicative rationality and search of the mutual life-world by the participants of communication, as well as Bahtin's concept of a dialogue. The article presents a content analysis of network communication concerning school conflicts and notes on the interviews with teachers from Yekaterinburg and Sverdlovsk region. The performed analysis allows the authors to claim that discussions of school conflicts in the Network are as follows: often perfunctory, irrational and lack argumentation; excessively emotional and extend the level of conflict; are aimed at conflict resolution and emotional release, psychological support, as well as attracting like-minded people; practically lack moral reasoning; display parents' competences of consumers; promote relocation of conflicts to the field of law. The research finds out that the problem of school conflicts in the Network is multifaceted and demands further exploration.
Key words: school conflict, network communication, morality, conflict management.
Е.С. Черепанова, д-р филос. наук, проф., Уральский федеральный университет им. Первого президента России
Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Е-mail: e.s.cherepanova@urfu.ru
Н.Б. Мельник, канд. филос. наук, доц., Уральский федеральный университет им. Первого президента России
Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Е-mail: eco_nataly@mail.ru
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АНАЛИЗА ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМАТОВ КОММУНИКАЦИИ
Статья посвящена изучению трансформации конфликтного поведения субъектов образования в условиях изменения коммуникативных практик. В статье дан обзор научных изысканий, посвященных школьным конфликтам. Авторы обращаются к новому коммуникативному формату существования школьного конфликта - формату сетевого взаимодействия. Сравнивая свои наблюдения с результатами социологического исследования 2012 года, авторы обнаруживают изменение в формате протекания школьных конфликтов и готовности участников образовательного процесса к обсуждению конфликтных ситуаций во внешкольной среде. Опираясь на представление Ю. Хабермаса о коммуникативной рациональности и о поиске общности жизненного мира участниками коммуникации, а также концепцию диалога М.М. Бахтина, авторы анализируют сетевые