Хайруллова Э.Т.
особенности самообразования сотрудников правоохранительных органов в аспекте развития морально-психологической
устойчивости
FEATURES SELF-EMPLOYEES LAw ENFORCEMENT AGENCIES IN THE ASPECT OF DEVELOPMENT MORAL AND PSYCHOLOGICAL STABILITY
Статья посвящена проблеме развития морально-психологической устойчивости сотрудников правоохранительных органов. Рассматриваются характерологические особенности самообразования 31 полицейских.
Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел, профессионально важные качества, компетентность, саморазвитие, самообразование, морально-психологическая устойчивость.
The article is devoted the problem of development of moral-psychological stability of law enforcement officers. The system of police self-education, its character features.
Keywords: internal Affairs officers, professionаl important quality, competence, self-development, self-education, moral and psychological stability.
Современное общество пребывает в ожидании качественных изменений в вопросах внешней организации деятельности правоохранительных органов. Не менее важной проблемой является, на наш взгляд, и процесс мотивационно-ценностных ориентаций, установок, взглядов, убеждений, стремлений к чему-то новому и, как результат, организация эффективной профессиональной деятельности сотрудника. Не секрет, что отно- 31 шение населения к сотрудникам правопорядка и на сегодняшний день неоднозначно. Однако, как показывает социологический опрос населения, за последние 4 года общество изменило отношение к правоохранительным органам и считает полицию способной выполнять поставленные служебные задачи на высоком уровне. В то же время анализ служебной дисциплины показывает, что в первом полугодии 2015 года общее количество осужденных сотрудников органов внутренних дел увеличилось на 4,6% по сравнению с АППГ. Наиболее острой остается проблема соблюдения законности при приеме, рассмотрении заявлений и сообщений о совершенных правонарушениях криминального характера. Увеличилось количество сотрудников, привлекаемых к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности. Такая негативная динамика зафиксирована в 2/3 территориальных ОВД Российской Федерации.
Данный факт свидетельствует о том, что все еще существуют некоторые проблемы в организации воспитательной работы, отсутствует системный подход к решению данного вопроса. Необходимо признать, что организация воспитательной работы - это лишь внешнее воздействие на личность и её морально-психоло-
Хайруллова Эльвира Тагировна, старший преподаватель кафедры криминалистики Казанского юридического института МВД России e-mail: elv_hai@mail.ru © Хайруллова Э.Т., 2016
гическую устойчивость как важнейшую характеристику личности сотрудника органов внутренних дел.
В современном обществе, несмотря на быстрое устаревание знаний, растет чувство ответственности и активности в приобретении различных навыков и умений, в формировании и развитии профессионально важных качеств, востребованными становятся способность к самообучению, саморазвитию и самосовершенствованию. Таким образом, процесс развития должен, прежде всего, подкрепляться внутренними установками и убеждением личности полицейского. Ведь любое развитие невозможно без самообразования.
Определяя характерологические особенности самообразования в аспекте развития морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел, мы приходим к выводу, что 32 существуют различные подходы к определению сущности и содержания самообразования, но наибольший интерес, на наш взгляд, представляет акмеологи-ческий подход, сущность которого заключается в рассмотрении самообразования как процесса достижения личностью вершин профессионализма в деятельности, в том числе служебной. Такой подход рассмотрен в научных трудах К.А. Абуль-хановой, О.С. Анисимова, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, Л.Г. Лаптева и других.
Подразумевая под самообразованием целенаправленную, систематическую деятельность, управляемую самой личностью и служащую для совершенствования ее профессиональной деятельности, в аспекте развития морально-психологической устойчивости нынешних полицейских мы выделили ряд основных характеристик самообразования:
Во-первых, самообразование сотрудника органов внутренних дел должно являться частью его профессионального самосовершенствования и саморазвития, другими словами, сознательное развитие и совершенствование личных и профессионально важных качеств, со-
ответственно, профессиональной компетенции, одним из элементов которой является морально-психологическая устойчивость.
Во-вторых, большое значение в этом процессе отводится цели самообразования. На наш взгляд, целью самообразования современного полицейского является формирование особых знаний (политических, экономических, юридических, криминалистических, психологических и других в зависимости от требований профессий), умений (коммуникативных, информационных, саморегуляции и других), навыков (например, защиты от негативного информационно-психологического воздействия, повышения психологической устойчивости в экстремальных ситуациях и других). Все эти компетенции необходимы современному полицейскому, чтобы эффективно выполнять служебные задачи, поставленные руководством ведомства 32 и страны, сохранив при этом высокую функциональную активность в условиях воздействия психотравмирующих факторов, а также нестабильности внешней и внутренней политики государства.
По мнению И.Н. Кузнецова, цель самообразования - это «предвосхищаемый личностью уровень знаний, умений и навыков в определенной области, а также успехи в деятельности, которые для личности являются желательными и определяют направление и содержание деятельности, нацеленной на решение поставленных задач и достижение намеченных жизненных планов. Наметив цель самообразования, личность выбирает средствадля ееосуществления»[1,с.357].
В-третьих, необходимо учитывать, что самообразование бывает системным и автономным [2, с. 49]. Системное самообразование побуждается и направляется извне, в рамках проведения обучения, дополнительного образования или служебной подготовки. В этом случае человек выполняет задания преподавателей или углубляет те знания, которые получил на занятиях, например, по мораль-
33
но-психологической подготовке
Автономное самообразование интересует нас в большой степени, поскольку ведущая роль в этом процессе отводится самому полицейскому, он сам ставит себе цели, составляет программу самообучения, сам себя контролирует, отчитывается только перед собой, то есть «когда изучение какого-либо вопроса побуждается потребностями самой личности, а не извне» [2, с. 50].
В-четвертых, как любая деятельность, самообразование тоже имеет свои цели, мотивы, технологии, средства, техники, которые находятся в зависимости от целей, мотивов, технологий, средств, техник деятельности по развитию морально-психологической устойчивости сотрудников органов ОВД.
В-пятых, при организации процесса самообразования современного полицейского необходимо ориентироваться на определенные принципы, среди которых:
- гуманистичность и демократизм, суть которого заключается в осознанной свободе выбора содержания и форм самообразования;
- непрерывность, отражающая постоянство процесса самообразования;
- опережающий характер содержания самообразования, ориентированный не только на актуальные, но и прогнозируе-мыеизменениявслужебнойдеятельности;
- вариативность, позволяющая рассмотреть процесс развития с точки зрения разнообразных и гибких подходах в содержании, методах, формах самообразования полицейских;
- дифференциация и индивидуализация самообразования, позволяющие учитывать реальный уровень профессиональной подготовки и личностного развития сотрудника).
В-шестых, самообразование сотрудника правоохранительных органов по отношению к развитию морально-психологической устойчивости может выполнять адаптивную или продуктивную функции.
Адаптивная функция самообразования способствует решению служебных
задач в конкретных реальных условиях, а именно: вхождение в профессиональную среду, усвоение норм профессиональной деятельности и требований к ней и т.д. В данном случае используют такие виды самообразования, как изучение специальной литературы, самостоятельное усвоение норм, сложившихся в коллективе; самоанализ ошибок в служебной деятельности и их причин [3, с.13.]. Данная функция самообразования реализуется, в основном, молодыми сотрудниками, которые только начинают свой профессиональный путь.
Продуктивная функция позволяет развивать новые мотивы, знания, способности, личностные и профессиональные качества посредством внутренних установок. Реализация этой функции осуществляется посредством самостоятельного анализа трудностей, возникающих в процессе служебной деятельности, способов поиска неизвестных профессиональных решений, построения планов профессионального саморазвития, самопроектирования и реализации сценария профессиональной жизни, саморегуляции деятельности, самоконтроля и самооценки. На наш взгляд, именно продуктивная функция позволяет сотруднику органов внутренних дел развивать себя как личность и такую компетенцию как морально-психологическую устойчивость.
В-седьмых, мотивация самообразования включает в себя такие побудительные мотивы, как интересы, влечения, идеалы, которые пробуждают активность современного полицейского в работе над собой.
Активизация внутренней мотивации сотрудников на самообразование может происходить также извне и изнутри. Внешнее воздействие - это собственно образовательное и воспитательное воздействие. Данную функцию выполняют руководители подразделений и отделов по морально-психологическому сопровождению сотрудников органов внутренних дел и специально организованная ими морально-психологическая подготовка.
Вторая,внутренняячастьпроцесса-это
33
деятельность самого субъекта (в нашем случае личность полицейского), которая осуществляется на внутриличностном уровне и представляет собой преобразование внешних воздействий в умения и личностные качества. Личность сама интерпретирует эти воздействия, оценивает их, принимает решение об их сохранении, преобразовании их в свои качества, а также их применении [4, с. 36]. Это и есть процесс саморазвития личности.
Таким образом, важной движущей силой и источником самообразования современного полицейского является его потребность в совершенствовании.
В-восьмых, зависимость процесса самообразования от определенных субъективных факторов. Эффективность процесса самообразования сотрудника правоохранительных органов зависит от следующих факторов:
• если в процессе самообразования 34 реализуется его потребность в саморазвитии морально-психологической устойчивости;
• если он владеет способами самопознания и самоанализа, осознает как позитивные, так и негативные моменты своей служебной деятельности, своего морально-психологического состояния, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений;
• обладает развитой способностью к рефлексии. Поскольку неотрефлексиро-ванная практика бесполезна и ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации. В процессе рефлексии обеспечивается самопознание и саморазвитие личности, что и позволяет ей постоянно
самосовершенствоваться.
В-девятых, приоритетные направления самообразования.
На наш взгляд, сотрудник ОВД должен заниматься самообразованием в следующих направлениях профессиональной деятельности:
• профессиональное (углубление юридических, криминалистических, процессуальных, специальных знаний по основным вопросам борьбы с преступностью и профилактики правонарушений);
• психолого-педагогическое (углубление психолого-педагогических знаний для понимания человеческих поступков и отношений, умений осуществлять воспитательную работу среди населения, в трудовых коллективах, организовывать эффективное расследование преступлений и профилактику правонарушений, осуществлять правовую пропаганду);
• информационное (ориентация в политических проблемах современности, 34 изучение внешнеполитических и внутриполитических событий, умение их анализировать и делать обобщающие выводы);
• компьютерное (развитие способности пользоваться источниками информации и электронными технологиями, находить сведения, содержание которых может стать предметом профессионального самообразования);
• личные компетентности (имидж, искусство общения, лидерские качества).
Таким образом, процесс самообразования современного полицейского должен быть творческим и непрерывным, проходить через всю жизнь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Энциклопедия студента / сост. И. Н. Кузнецов. - Минск : Кн. Дом, 2004. - 405 с.
2. Гамидуллаев Б. Н. Самоуправление: потенциал личности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 592 с.
3. Шалаков Ю. А. Влияние профессионального самообразования на эффективность деятельности офицера налоговой полиции: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000. - 160 с.
4. Купавцев Т. С. Акмеологические основы профессионального образования в вузе МВД России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - Выпуск