УДК 378
Э. Т. Хайруллова
НЕПРЕРЫВНОЕ РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СРЕДСТВАМИ САМООБРАЗОВАНИЯ
И САМОВОСПИТАНИЯ
Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел, морально-психологическая устойчивость, самообразование, самовоспитание.
Рассмотрены возможности самообразования и самовоспитания в развитии морально-психологической устойчивости сотрудников правоохранительных органов, разработан алгоритм составления программы саморазвития морально-психологической устойчивости сотрудника органов внутренних дел.
Keywords: law enforcement officers, moral-psychological stability, self-education, self-development.
The possibility of self and self in the development of moral and psychological stability of law enforcement officers are considered, developed an algorithm to self-development program of moral and psychological stability of law enforcement officers.
На фоне снижения значимости формализованных знаний особо востребованными становятся: способность к самообучению, социализация субъектов образовательного процесса в динамичной и неопределенной социальной и профессиональной средах, повышение собственной ответственности и активности в приобретении и передаче знаний, формировании необходимых качеств. Поэтому и развитие морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел невозможно без самообразования и самовоспитания [1].
Самообразование - целенаправленная, систематическая деятельность, управляемая самой личностью, служащая для совершенствования ее профессиональной деятельности. Нами выделены следующие основные характеристики самообразования сотрудников органов ОВД в аспекте развития своей морально-психологической устойчивости.
1. Самообразование сотрудника органов ОВД является составной частью относительно самостоятельного вида деятельности - его профессионального самосовершенствования, саморазвития, сущность которых состоит в сознательном формировании, развитии и совершенствовании профессионально важных качеств, профессиональной компетенции (знаний, навыков, умений, профессиональных позиций); одним из элементов которой является морально-психологическая устойчивость.
2. Цель самообразования. И.Н. Кузнецов цель самообразования определяет как «предвосхищаемый личностью уровень знаний, умений и навыков в определенной области, а также успехи в деятельности, которые для личности являются желательными и определяют направление и содержание деятельности, нацеленной на решение поставленных задач и достижение намеченных жизненных планов. Наметив цель самообразования, личность выбирает средства для ее осуществления» [2].
На наш взгляд, целью самообразования сотрудника ОВД в аспекте развития его морально-психологической устойчивости является формирование особых знаний (политических, экономических, правовых, психологических и др.), умений
(коммуникативных, информационных, саморегуляции и др.), навыков (защиты от негативного информационно-психологического воздействия, повышения психологической устойчивости в стрессовых ситуациях и др.), необходимых ему для сохранения высокой функциональной активности в условиях воздействия психотравмирующих факторов и успешного выполнения поставленных задач.
3. Самообразование бывает системным и автономным [3]. Системное самообразование побуждается и направляется извне. В этом случае сотрудники лишь выполняют задания или углубляют то, что было преподнесено на занятиях по морально-психологической подготовке в рамках дополнительного образования или служебной подготовки [4].
Нас интересует автономное самообразование, когда самосовершенствование, самообучение или изучение какого-либо вопроса побуждается не извне, а потребностями или интересами самой личности. Сотрудник ОВД при этом сам определяет цели своего самообучения и объем знаний (программу занятий), который должен быть им освоен. При автономном самообразовании контроль за ходом учебы выступает в виде самоконтроля, самоотчета и так далее, то есть этот процесс приближает его к самоуправлению.
4. Самообразование как деятельность, имеет свою структуру: мотивы, цели, средства, техники, технологии, которые в свою очередь являются производными от мотивов, целей, средств, техник, технологий деятельности по развитию морально-психологической устойчивости сотрудников органов ОВД.
5. При организации процесса самообразования сотрудника ОВД необходимо, на наш взгляд, соблюдать ряд принципов:
• гуманистичность и демократизм (осознанная свобода выбора содержания и форм самообразования);
• непрерывность (постоянство процесса самообразования);
• опережающий характер содержания самообразования (ориентация не только на актуальные,
но и прогнозируемые изменения в служебной деятельности);
• вариативность (разнообразие, гибкость подхода в содержании, методах, формах самообразования сотрудников);
• дифференциация и индивидуализация самообразования (учет реального уровня профессиональной подготовки и личностного развития сотрудника).
6. Самообразование сотрудника органов ОВД по отношению к развитию морально-психологической устойчивости может выполнять адаптивную (приспособительную) или продуктивную (творческую) функции.
Адаптивная функция самообразования направлена, в первую очередь, на решение профессиональных задач в конкретных условиях (вхождение в новую профессиональную среду, усвоение сложившихся требований к профессиональной деятельности и т.д.). В данном случае используют такие виды самообразования, как самостоятельное усвоение социальных норм, сложившихся в данном коллективе; самоанализ причин ошибок в служебной деятельности; самостоятельное изучение специальной литературы, публицистики, профессиональных биографий и другие [5]. Данная функция самообразования реализуется в основном молодыми сотрудниками, только начинающими свой профессиональный путь.
А продуктивная функция самообразования, которая заключается в формировании новых мотивов, знаний, способностей, качеств, составляющих начало новых актов продуктивной деятельности сотрудника ОВД, на наш взгляд, позволяет ему развивать свою морально-психологическую устойчивость. Реализация этой функции осуществляется посредством самостоятельного анализа трудностей, возникающих в процессе служебной деятельности, способов поиска неизвестных профессиональных решений, построения планов профессионального саморазвития, самопроектирования и реализации сценария профессиональной жизни, саморегуляции деятельности, самоконтроля и самооценки.
7. Мотивация самообразования включает в себя такие побудительные мотивы, вызывающие активность сотрудника ОВД в работе над собой, как интересы, влечения, идеалы.
Активизация внутренней мотивации сотрудников на самообразование может происходить извне и изнутри. Внешняя часть представляет собой собственно воспитательное и образовательное воздействие, его педагогическую организацию, действие с ним как с объектом. Эту функцию выполняет непосредственный руководитель подразделения, а также специально организованная морально-психологическая подготовка.
Вторая, внутренняя, часть процесса - это деятельность самого субъекта (сотрудника), которая происходит на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение им внешних воздействий и превращение их в умения и личностные качества. Причем интерпретацию этих воздействий, их оценку,
решение об их сохранении, превращении в свои качества и применении их осуществляет сама личность. Это и есть процесс саморазвития личности.
Следовательно, движущей силой и источником самообразования сотрудника ОВД является его потребность в совершенствовании. Следует заметить, однако, что эта потребность не формируется сама по себе из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к сотруднику и имеющимся уровнем его морально-психологической устойчивости. Требования, предъявляемые обществом к нему либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, используя такие компенсаторные механизмы, как рационализация, инверсия, проекция, «бегство от реальности» и др.
8. Эффективность процесса самообразования сотрудника ОВД зависит от следующих факторов:
• если в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии морально-психологической устойчивости;
• если он владеет способами самопознания и самоанализа, понимает как позитивные, так и негативные моменты своей служебной деятельности, своего морально-психологического состояния, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений;
• обладает развитой способностью к рефлексии. Неотрефлексированная практика бесполезна и ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации. В процессе рефлексии обеспечивается самопознание, саморазвитие и самоактуализация личности, что позволяет ей постоянно самосовершенствоваться.
9. Направления, в рамках которых, на наш взгляд, сотрудник ОВД должен заниматься самообразованием:
• профессиональное (углубление юридических знаний по основным вопросам борьбы с преступностью и профилактики правонарушений);
• психолого-педагогическое (углубление психолого-педагогических знаний для понимания человеческих поступков и отношений, умений осуществлять воспитательную работу среди населения, в трудовых коллективах, организовывать профилактику правонарушений, осуществлять правовую пропаганду);
• информационное (ориентация в политических проблемах современности, изучение внешнеполитических и внутриполитических событий, умение их анализировать и делать обобщающие выводы);
• личные компетентности (имидж, искусство общения, лидерские качества).
Будет результативным процесс профессионального самообразования или нет, зависит также от способности работника извлекать из различных источников информации сведения, содержание которых может стать предметом профессионального самообразования. Очевидно, что данная способность позволяет работнику выбирать из огромного
объема информации главное, соответствующее целям профессионального самообразования, внутренним потребностям работника и его знаниевым энергоресурсам. Стоит также отметить способность работника пользоваться электронными технологиями, поскольку на сегодняшний день существует множество электронных технологий, которые значительно упрощают и ускоряют работу с источниками информации и непосредственно с извлечёнными сведениями, что немаловажно в условиях ограниченности во времени. Поэтому мы выделили еще одно направление самообразования сотрудника ОВД компьютерное - развитие способности пользоваться источниками информации и электронными технологиями, находить сведения, содержание которых может стать предметом профессионального самообразования.
Таким образом, процесс самообразования сотрудника ОВД должен быть творческим и непрерывным.
Самообразование - одно из средств самовоспитания, поэтому для успешного самообразования в современных условиях больших служебных нагрузок необходимо воспитать в себе определенные личностные качества. Следовательно, можно говорить о возрастании роли самовоспитания при самообразовательной работе сотрудников правоохранительных органов. Процесс самовоспитания направлен на изменение внутреннего мира человека именно в этом направлении, в связи с этим необходимо вносить изменения в содержание процесса самостоятельной работы личности, т.е. учитывать возрастание воспитательного и деятельностного аспектов в самообразовании.
Кроме того, особенности служебной деятельности сотрудника правоохранительных органов требуют умений и навыков в любых ситуациях сохранять уравновешенность, «дисциплинированность чувств», самообладание, поскольку даже физически здоровый и тренированный человек, постоянно испытывающий эмоциональные перегрузки, может потерять контроль над своими чувствами. В результате возможна дезорганизация поведения, способная ввергнуть человека в панику и привести к эмоциональному истощению. Чтобы избежать подобных срывов, данные качества, которые, несомненно, входят в систему морально-психологических качеств, необходимо также постоянно развивать.
Проблемой самовоспитания в образовательных учреждениях силовых структур России занимались такие ученые, как A.B. Барабанщиков, И.В.Биочинский, Н.Т. Волков, В.Я. Гожиков, В.И. Давыдов, А.Т. Иваницкий, В.Б. Синников, Г.И. Шпак. С.Я. Батышев, П.Н. Осипов, М.И. Рожков исследовали особенности самовоспитания в процессе профессиональной подготовки студентов в гражданских учебных заведениях.
Обоснование теоретических основ и методики организации самовоспитания в вузовских условиях дано в работах В.И. Андреева, Л.Я. Арета, Д.М. Гришина, A.B. Иващенко, А.И. Кочетова. В данных исследованиях выявлена тесная взаимосвязь воспитания и самовоспитания.
Самовоспитание - это всегда сознательная деятельность, т.е. самодеятельность человека, являющаяся средством самореализации и самоактуализации; это сознательная и системная работа над собой, направленная на развитие своей личности в соответствии со сложившимися идеалами, ценностями и убеждениями. Концентрированным же выражением самообразовательной и самовоспитательной деятельности является становление и развитие субъектности личности [3].
Самовоспитание личностью тех или иных качеств возможно только в той деятельности, для которой формируются эти качества.
Целью самовоспитания и самообразования в аспекте развития морально-психологической устойчивости сотрудника ОВД является формирование и развитие положительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером деятельности; постоянная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков, привычек, соответствующих моральным требованиям [6].
Содержание этих процессов включает в себя развитие различных сфер личности сотрудника ОВД: государственно-патриотической, духовно-нравственной, служебно-профессиональной, правовой, эстетической и физической. Каждая из них имеет свое специфическое содержание и связана с развитием ума, чувств и воли полицейского. Эти сферы его личности тесно связаны между собой и зависят друг от друга. Часто в качестве важнейшей задачи некоторые правоохранители ставят развитие у себя каких-либо отдельных качеств, например самообладания, выдержки, воли, ответственности, честности и т.п. В любом случае самовоспитание и самообразование сотрудника ОВД должны иметь профессиональную направленность и осуществляться в рамках стремления к всестороннему развитию своей личности.
В процессе самовоспитания и самообразования используются различные методы в зависимости от того, на каком этапе процесса находится данный сотрудник. Рассмотрим их:
• первый уровень - это преодоление имеющихся недостатков, которые выявляются в процессе самопознания личности;
• второй уровень связан с утверждением тех качеств, которые входят в структуру морально-психологической устойчивости, но пока не развиты в достаточной мере;
• третий, самый высокий уровень связан с совершенствованием имеющихся положительных качеств.
Процесс самовоспитания на основе самообразования протекает в несколько этапов, на каждом из которых используются разные методы (А.Р. Фо-нарев, Н.Б. Шмелева, А.В. Власов и др.). На первом этапе целесообразны такие методы, как:
• самопознание (обеспечивает формирование точных представлений о путях и методах целенаправленного решения задач собственного саморазвития, в процессе самопознания формируются
идеал, цель и задачи самовоспитания и самообразования, а также определяются методы, средства и приемы работы над собой);
• самоанализ (выявление положительных и отрицательных качеств, мешающих развитию морально-психологической устойчивости, критический анализ своих действий, поступков, поведения, уровня развития профессиональных качеств, пробелов в знаниях);
• самооценка (оценка себя, своих моральных качеств, способностей, умений и поступков).
• самопрогнозирование (как, в какие сроки и чего можно добиться).
На втором этапе самовоспитания в рамках самообразования, на наш взгляд, необходимо использовать такие методы, как:
• самопринуждение (особая функция воли, направленная на принуждение себя совершать определенные действия. Одна из форм - осознанное подчинение себя другому лицу или обстоятельствам);
• самонаблюдение - динамический процесс, который носит преднамеренный характер, включает в себя определенный замысел и систему приемов;
• самоконтроль - предполагает наличие установки и критическое отношение к отклонениям от нее.
На последнем этапе наиболее целесообразно применение таких методов, как:
• самоотчет - мысленная постановка вопросов, связанных с поступками, поведением, отношением к выполнению служебных обязанностей, со своими чувствами, психическими состояниями, переживаниями и объективными ответами на эти вопросы. Самоотчет позволяет сотруднику ОВД проанализировать: что и как сделал, правильно или неправильно поступил, какие проблемы в саморазвитии решил, а какие остались нерешенными;
• самокритика - служит совершенствованию личности и обеспечению успехов в деле.
Результатом самовоспитания и самообразования сотрудника ОВД должны стать изменения в уровне развития его морально-психологической устойчивости.
Закономерности самовоспитания и самообразования в аспекте развития морально-психологической устойчивости сотрудника ОВД можно условно разделить на внешние и внутренние. К внешним относят обусловленность самовоспитания социальной средой, службой в правоохранительных органах, культурным уровнем личности сотрудника, его воспитанием и социальным опытом. К внутренним относится зависимость самовоспитания от потребностей и интересов человека, мотивов его жизнедеятельности, целей, идеалов, биологических особенностей и других факторов.
Таким образом, развитие морально-психологической устойчивости сотрудников будет эффективным, если оно будет осуществляться, в том числе, и в системе самообразования и самовоспитания. Однако не каждый человек обладает достаточными для этого знаниями, умениями, качествами,
поэтому необходимо, во-первых, стимулирование этого процесса, а во-вторых, оказание помощи сотрудникам в разработке программы самовоспитания и самообразования в аспекте саморазвития морально-психологической устойчивости.
Если сотрудник ОВД всерьез намерен заняться самовоспитанием и самообразованием, то ему необходимо составить для себя программу, следуя которой добьется необходимого эффекта. В основу этой программы должны быть положены принципы прогностичности, оптимальности, реальности. Нами разработан алгоритм составления программы саморазвития морально-психологической устойчивости сотрудника правоохранительных органов, включающей его самообразование и самовоспитание.
Любая программа саморазвития личности подразумевает наличие циклических ежедневных действий, которые необходимо выполнять для достижения результата.
Условно программу самовоспитания и самообразования в аспекте развития морально-психологической устойчивости сотрудника ОВД можно подразделить на ряд этапов:
1) рефлексивно-аналитический этап (самодиагностика и принятие решения о самовоспитании и самообразовании);
2) концептуальный этап (самопрогнозирование и планирование работы над собой);
3) содержательно-операциональный (непосредственная работа над собой);
4) результативно-оценочный этап (самодиагностика проделанной работы над собой).
Стимулирование самовоспитания и самообразования сотрудников начинается с самодиагностики состояния готовности к ним. Самодиагностику желательно осуществлять по трем критериям:
• когнитивному (знает ли сотрудник способы самопознания и регулирования своего поведения),
• мотивационному (желает ли он больше узнать о себе и изменить себя),
• деятельностному (предпринимает ли он что-то реально для этого).
Следовательно, в процессе самодиагностики сотрудника ОВД целесообразны:
• самоанализ мотивов самовоспитания и самообразования;
• самоанализ поведения в служебной, общественной и других видах деятельности, в процессе общения с коллегами и другими людьми;
• самонаблюдение, представляющее собой организованную, целенаправленную и планомерную фиксацию фактов, свидетельствующих об изменении сотрудниками самих себя, своего отношения к себе и окружающей действительности, к служебной деятельности;
• хронометраж, позволяющий получить информацию не только о том, как сотрудник планирует и проводит свой рабочий день, но и наличие (или отсутствие) у него таких качеств, как умение планировать и организовывать время, деловитость, ответственность, самоконтроль, способность к са-
моанализу и т. д.; одновременно хронометраж выступает и стимулом самовоспитания;
• рефлексия - сравнение и сопоставление самооценки и оценки сотрудника другими людьми (руководителем структурного подразделения, коллегами, товарищами).
Самодиагностика сотрудников способствует их самопознанию, побуждает задуматься о себе, оценить себя, поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы изучение самих себя было осознанным, целенаправленным и систематическим.
Таким образом, на первом этапе самообразования и самовоспитания сотрудника ОВД происходит самопознание. Он познает себя, свои достоинства, возможности и недостатки. На этом этапе исключительно важно самоосознание необходимости самопознания.
Помощь сотруднику в самопознании может оказать специальная литература о возможностях и резервах организма, культуре поведения, беседы с непосредственным руководителем и коллегами, а также книги и фильмы об известных и успешных сотрудниках полиции, анализ которых позволит выявить, какие профессионально значимые качества необходимы для успешной служебной деятельности, но недостаточно развиты у него. В результате сотрудник принимает решение о самовоспитании и самообразовании.
На следующем этапе сотрудник прогнозирует, к чему он должен стремиться, чего добиваться и как этого достигать. Самопрогнозирование создает основу для планирования самообразования и самовоспитания.
В соответствии с целями самовоспитания и самообразования определяются задачи, на основании которых составляется программа работы над собой. В ней отражаются:
• направления работы над собой (например, какие качества личности необходимо развивать и от каких недостатков избавляться, какие знания необходимо углублять и пр.);
• методы и способы осуществления намеченного;
• примерные сроки выполнения;
• вопросы самоконтроля и самокорректирования работы над собой.
При желании программу самообразования и самовоспитания можно дополнить личными принципами поведения, которых сотрудник будет придерживаться и на основе которых он будет анализировать свои действия и поступки.
Следующий, третий этап включает непосредственную работу сотрудника над собой по самовоспитанию и самообразованию. Используя различные методы работы по развитию морально-психологической устойчивости, сотрудники формируют новые морально-психологические качества, совершенствуют и развивают уже имеющиеся положительные и избавляются от отрицательных качеств и привычек, приобретают и углубляют необходимые для служебной деятельности знания и умения.
Этот процесс включает в себя:
• самообязательство (добровольное задание осознанных целей и задач);
• самоотчет (анализ пройденного пути);
• осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач);
• самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).
Самовоспитание и самообразование осуществляются в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции, что составляет содержание последнего этапа программы.
Литература
1. Н.Ш. Валеева, Э.Т. Хайруллова, Вестник Казанского технологического университета, 23, 300-304 (2012).
2. И.Н. Кузнецов. Энциклопедия студента. Книжный Дом, Минск, 2004, с. 357.
3. Б.Н. Гамидуллаев. Самоуправление: потенциал личности. Феникс, Ростов н/Д, 2006, С. 49.
4. Н.Ш. Валеева, Г.Б. Хасанова, Э.Т. Хайруллова, Вестник Казанского технологического университета, 21, 219-223 (2012).
5. Ю.А. Шалаков. Автореф. дисс. ...канд. психол.наук, Российская академия гос. службы при Президенте РФ, Москва, 2000, с. 13.
6. Г.А. Голубева. Этика, Экзамен, Москва, 2000, 320 с.
© Э. Т. Хайруллова - соискатель каф. социальной работы, педагогики и психологии (СРПП) КНИТУ, kaspp@mail.ru. © E. T. Khairullova - postgraduate student of the chair of social work, pedagogics and psychology, KNRTU, kaspp@mail.ru.