Научная статья на тему 'Мораль и право: некоторые базовые аспекты взаимосвязи и взаимовлияния'

Мораль и право: некоторые базовые аспекты взаимосвязи и взаимовлияния Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11820
932
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМОРАЛИЗМ / ДИАЛЕКТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КАТЕГОРИЯ / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРАВИЛО ТАЛИОНА / СОЦИАЛЬНЫЙ РЕГУЛЯТОР ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / ПРАВО / CATEGORY / DIALECTIC / ETHICS / IMMORALITY / LAW / LEGISLATION / MORALITY / RULE OF TALION / SOCIAL REGULATOR OF PUBLIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хмелевский Сергей Владимирович

в статье на основе комплексного (социально-философского, формально-логического, социально-правового, конкретно-исторического) анализа исследованы мораль и право, как специфические, но многогранно взаимосвязанные и взаимовлияющие социальные регуляторы общественных отношений. Автором последовательно проводится мысль о том, что с помощью норм права, отвечающих фундаментальным чаяниям, интересам и потребностям личности, общества и государства, публичная власть объективно помогает укреплению в социуме идеалов, принципов, норм ориентированной на позитив и прогресс морали, которые, в свою очередь, способствуют укреплению нравственного авторитета права, полнейшему раскрытию его социокультурного потенциала. И, напротив, социум, страдающий от аморализма, недостатка высоких, четких и ясных нравственных ориентиров, идеалов и принципов, погружается в хаос, насилие, безответственность, обман, убожество, жесткость, наглость сильных и богатых, холуйство бедных и униженных, тоску, раздражение, отсутствие уверенности в будущем. Здесь право теряет свою нравственную основу и, как следствие, становится выше уровень преступности, возрастает правовой нигилизм, снижается эффективность правоохранительной деятельности, иссякает ее поддержка населением страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORALITY AND LAW: SOME BASIC ASPECTS OF THE RELATIONSHIP AND INTERACTION

in an article, based on an integrated (social-philosophical, formal-logical, social-legal, concrete-historical) analysis, explored morality and law, as specific, but interrelated and interdependent multi-faceted social regulators of social relations. The author has consistently held the idea, that, using the law, meeting on the fundamental aspirations, interests and needs of the individual, society and state, public power objective helps to strengthen in society the ideals, principles, standards focused on positive and progress morality, which, in turn, help to strengthen the moral authority of law, the full disclosure of its social and cultural development. On the contrary, society, suffering from immorality, lack of high, sharp and clear moral guidelines, ideals and principles, descends into chaos, violence, irresponsibility, deceit, misery, stiffness, audacity of strengths and rich, servility of poor and humble, anguish, anger, lack of confidence in the future. Here, law loses its moral basis and, as a consequence, the crime rate is higher, increasing the legal nihilism, reduces the effectiveness of law enforcement, it dries up support for the country's population.

Текст научной работы на тему «Мораль и право: некоторые базовые аспекты взаимосвязи и взаимовлияния»

9. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ, МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

9.1. МОРАЛЬ И ПРАВО: НЕКОТОРЫЕ БАЗОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ

Хмелевский Сергей Владимирович, кандидат философских наук, доцент.

xmelevsk@mail.ru

Аннотация: в статье на основе комплексного (социальнофилософского, формально-логического, социально-правового, конкретно-исторического) анализа исследованы мораль и право, как специфические, но многогранно взаимосвязанные и взаимовлияющие социальные регуляторы общественных отношений. Автором последовательно проводится мысль о том, что с помощью норм права, отвечающих фундаментальным чаяниям, интересам и потребностям личности, общества и государства, публичная власть объективно помогает укреплению в социуме идеалов, принципов, норм ориентированной на позитив и прогресс морали, которые, в свою очередь, способствуют укреплению нравственного авторитета права, полнейшему раскрытию его социокультурного потенциала. И, напротив, социум, страдающий от аморализма, недостатка высоких, четких и ясных нравственных ориентиров, идеалов и принципов, погружается в хаос, насилие, безответственность, обман, убожество, жесткость, наглость сильных и богатых, холуйство бедных и униженных, тоску, раздражение, отсутствие уверенности в будущем. Здесь право теряет свою нравственную основу и, как следствие, становится выше уровень преступности, возрастает правовой нигилизм, снижается эффективность правоохранительной деятельности, иссякает ее поддержка населением страны.

Ключевые слова: аморализм; диалектика; законодательство; категория; мораль; нравственность; правило талиона; социальный регулятор общественных отношений; право.

MORALITY AND LAW: SOME BASIC ASPECTS OF THE RELATIONSHIP AND INTERACTION

Khmelevsky Sergey Vladimirovich, the candidate of philosophical sciences, senior lecturer.

xmelevsk@mail.ru

Annotation: in an article, based on an integrated (social-philosophical, formal-logical, social-legal, concrete-historical) analysis, explored morality and law, as specific, but interrelated and interdependent multifaceted social regulators of social relations. The author has consistently held the idea, that, using the law, meeting on the fundamental aspirations, interests and needs of the individual, society and state, public power objective helps to strengthen in society the ideals, principles, standards focused on positive and progress morality, which, in turn, help to strengthen the moral authority of law, the full disclosure of its social and cultural development. On the contrary, society, suffering from immorality, lack of high, sharp and clear moral guidelines, ideals and principles, descends into chaos, violence, irresponsibility, deceit, misery, stiffness, audacity of strengths and rich, servility of poor and humble, anguish, anger, lack of confidence in the future. Here, law loses its moral basis and, as a consequence, the crime rate is higher, increasing the legal nihilism, reduces the effectiveness of law enforcement, it dries up support for the country's population.

Keywords: category; dialectic; ethics; immorality; law; legislation; morality; rule of talion; social regulator of public relations.

Принято считать, что особое место в формировании гармонично развитой личности, здорового, ориентированного на позитив и прогресс общества принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами общественных отношений, целенаправленно воздействующими на их нормальное функционирование и совершенствование.

Перед тем как приступить к анализу базовых аспектов взаимосвязи и взаимовлияния этих социальных регуляторов общественных отношений, попытаемся дать им хотя бы краткую общую характеристику.

Мораль (от лат. «mores» - нравы) - форма общественного сознания и ее реализации на практике, утверждающие общественно необходимый положительный тип жизнедеятельности людей. Мораль имеет преимущественно неписаный характер, предоставляет социальным субъектам широкую возможность выбора и санкционируется воздействием, главным образом, силой общественного мнения. Требования морали фиксируются в общественном сознании в виде народных обычаев, традиций, общепринятых представлений, ценностных ориентаций. Нравственность - практическая воплощенность моральных идеалов, принципов, целей и установок в различных формах общественной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и в отношениях между ними. Ряд ученых рассматривают понятия «мораль» и «нравственность» как синонимы. Часть философии, которая занимается разработкой проблематики морали (нравственности) именуется этикой.

Структурно мораль состоит из следующих компонентов:

Моральная деятельность - важнейший и определяющий компонент морали, проявляющийся в поступках. Поступок, вернее - совокупность поступков, характеризующая поведение личности, дает представление о подлинном уровне ее нравственности. Неслучайно, например, Г. В. Ф.Гегель в своей «Философии права»1 обратил особое внимание на то, что когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, этим он еще не добродетелен; индивид добродетелен, если данный способ поведения является базовой чертой его характера, следовательно, человек есть не что иное, как ряд последовательных его поступков.

Моральные (нравственные) отношения - отношения, в которые вступают люди, совершая моральные (или аморальные) поступки. Эти отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, чувства людей) и объективного (нормы, идеалы, нравы, обычаи и др., с которыми индивидам, так или иначе, приходится считаться, и которые имеют для них императивный характер). Вступая в нравственные отношения непосредственно или опосредованно - через различные социальные группы, люди возлагают на себя определенные моральные обязанности и вместе с тем приобретают определенные моральные права. Нравственные отношения в группе подразделяются, в свою очередь, на три уровня: субординации; интро-вертности-эквивалентности (отношения между равными по статусным позициям членами группы); экстра-вертности-неэквивалентности (отношения между членами данной группы и внешними по отношению к ней

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права //Работы разных лет: в 2 т. Т.1. - М., 1970.

субъектами). В каждой группе (семья, трудовой коллектив и пр.) эти отношения приобретают специфический характер, формируясь по принципу диалектического сочетания общего, особенного и частного.

Моральное сознание - включает постижение, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность, моральные отношения. Сюда также относятся моральное самосознание и моральная самооценка, порождающие нравственные чувства: стыд, угрызения совести, раскаяние, удовлетворенность поступком, гордость за свой коллектив и пр.

Определенный интерес представляет вопрос о соотнесении морального и религиозного сознания. Существует довольно широко распространенная точка зрения (особенно активно она отстаивается современными служителями культа) о том, что исключительно верующий человек может быть подлинно нравственным, ибо он «живет по-Божески», то есть уважает и соблюдает и Библейские 10 заповедей, и заповеди, изложенные в Нагорной проповеди Иисуса Христа, в других религиозных текстах.

Однако, во-первых, далеко не все верующие являются людьми богобоязненными: к верующим причисляют себя многие представители криминального сообщества, что нисколько не мешает им творить зло и нарушать постоянно едва ли не все Библейские заповеди. Да и сама церковь, как социальный институт, на этот случай изобрела и широко апробирует инструмент покаяния: грешить (то есть совершать безнравственные поступки) в общем-то можно. Важно только своевременно покаяться, и «Бог простит». А, во-вторых, сами религиозные тексты в вопросах нравственности весьма двусмысленны и противоречивы. Например, если в Ветхом завете закреплено правило талиона: «Око за око и зуб за зуб», «Мне отмщение и аз воздам»2, то в Новом завете, наоборот, предлагается «любить врагов своих» и «ударившему тебя по одной щеке подставить и другую».

Одновременно с этим следует обратить внимание на доминирование (в большей или меньшей степени) в различных государственно-организованных обществах религиозно «окрашенных» этических систем, среди которых, в частности, - так называемая «протестантская этика»3.

2 «Правило талиона выросло из глубокого знания людей - из понимания того, что они не так страшны в преступлениях, как в слепоте, неистовстве, коварстве и безмерности последующих отмщений. Оно однородно с "золотым правилом нравственности" ("не делай другому то, чего сам себе не желаешь"). Оно не просто клятва, подразумевающая неотвратимость возмездия (мотив наиболее слышимый). Оно заключает в себе начало юридического гуманизма: тяжесть карательного насилия ограничивается тяжестью преступления (происходит минимизация драконова правила насилия, склонность к которому всегда есть у какой-то части общества). Оно утверждает, наконец, начало сравнительно-распределительной (дистрибутивной) справедливости: менее тяжкое преступление влечет за собой и менее тяжкое наказание» //Соловьев Э.Ю. Переосмысление талиона. Карательная справедливость и юридический гуманизм //Новый мир. - 2004. - №1. - С.128. «Талион... то и дело оказывается востребованным в практических отношениях людей как насущный регулятивный, конфликторазрешающий и сдерживающий избыточную, деструктивную агрессивность инструмент» //Апресян Р.Г. Талион и золотое правило (критический анализ сопряженных контекстов) //Вопросы философии. - 2001. - №3. С.72-73.

3 Сам термин «протестантская этика» введен в научный оборот немецким философом и социологом М.Вебером в его работе «Протестант-

ская этика и дух капитализма», впервые вышедшей в свет в 1905 г. В ней он, в частности, проанализировал распределение протестантов и католиков по социально-профессиональным группам в Австрии, Германии, Голландии, иных странах Запада конца XIX - начала XX вв., придя к выводам о том, что: протестанты преобладали среди предпринимателей и высококвалифицированных рабочих; если среди католиков доминировали люди с гуманитарным образованием, то среди про-

Как и всякая современная наука, этика располагает значительным по объему категориально-понятийным аппаратом. Слово «категория» - греческого происхождения («1^едопа»). Категории этики - это наиболее общие понятия, отражающие самые существенные стороны, аспекты морали и составляющие теоретический аппарат этики как науки. Они - объективны по содержанию (там сконцентрировано то, что есть в реальной жизни, и они не зависят от сознания людей), и субъективны по форме (то есть объективное содержание может по-разному оцениваться, в зависимости от интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, образа жизни и пр.). Имея много общего с категориями других наук, этические категории обладают и некоторыми специфическими чертами. Прежде всего, они отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу в целом, государству, семье, трудовому коллективу - с точки зрения дихотомичных (парных) дефиниций: добра - зла, справедливости - несправедливости, чести - бесчестья, ответственности - безответственности и т.п. При этом они не всегда выступают в чистом виде, а замысловато переплетаются с категориями других наук, высвечивая в них нравственный аспект, связанный с поведением людей. Категории этики носят аксиологический характер: они, как правило, выступают формой оценки: человек - долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т.п. Они, как определенная побудительная сила, выражают нравственные требования общества с позиций сущего или должного. Их авторитет и значимость базируется на принципах, нормах морали, на силе общественного мнения и (или) на самосознании личности. В категориях этики в значительно большей степени, чем в категориях других наук, выражена эмоциональная составляющая общественных отношений.

Что касается права, автор может с уверенностью лишь утверждать, что это один из социальных регуля-

тестантов - люди с производственно-техническим образованием. По Веберу, если рассматривать капитализм с точки зрения марксизма, все его характерные признаки можно обнаружить уже в государственноорганизованных обществах древности, где также были жажда наживы, деление общества на враждебные классы, но не было нацеленности на рациональную организацию общественного производства, высокую производительность и эффективность труда, то есть духа современного капитализма. В связи с этим он и классифицировал капитализм на «традиционный» и «современный» по способу организации общественного производства, качеству человеческого капитала, ценностным ориентациям предпринимателей и т.п. Так, традиционный предприниматель работает, чтобы жить, профессия для него - бремя, он участник простого общественного производства, его принцип: «не обманешь -не продашь», основной вид его деятельности - торговля. И, напротив, согласующий свою деятельность с принципами протестантской трудовой этики предприниматель живет, чтобы работать, профессия для него - форма существования, он участник расширенного общественного производства, его принцип: «честность - лучшая гарантия», основной вид его занятий - реальное производство все более совершенных товаров (работ, услуг). Идеальный тип предпринимателя М.Вебер обозначил так: ему чужды показная роскошь и расточительство, упоение властью, ему присущ аскетический образ жизни, сдержанность и скромность в быту. Богатство дает ему, прежде всего, ощущение хорошо исполненного морального долга. За это его осуждают в традиционных обществах, задающихся вопросом, неужели нужно всю жизнь напряженно работать, чтобы потом все свое богатство унести в могилу.

На этапе первоначального накопления капитала протестантская трудовая этика, по Веберу, привела к резкому скачку в развитии хозяйственной сферы стран Запада. В этой этике упорный труд, личный успех и богатство считались делом богоугодным, и индивид, чтобы заслужить Царствие небесное, трудился, не покладая рук, и стремился при этом хорошо зарабатывать //Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма //Избр. произв. - М., 1990. - С.44-59.

торов общественных отношений, причем наиболее мощный и влиятельный, если речь идет о цивилизованном государственно-организованном обществе. Важно учитывать, что многочисленными философами и правоведами разных эпох и народов не раз справедливо указывалось на то, что в вопросах о праве следует избегать универсальных дефиниций, а общепризнанного определения права вряд ли удастся когда-либо выработать. Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной ученый (то есть его представлений о праве). В связи с этим существуют определения права, как: принудительного требования реализации определенного минимального добра; совокупности правил, определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе; комплекса установленных или санкционированных публичной властью общеобязательных правил поведения, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия; возведенной в закон воли господствующего класса; единства равной для всех нормы и меры свободы и справедливости и др. Как бы там ни было, но право -явление не только политико-юридическое, но и социально-этическое. Правовая жизнь общества не может развиваться вне моральных категорий добра, справедливости, совести, чести, достоинства, свободы, ответственности и пр. Органическая связь нравственных идеалов и принципов, воплощенных в реальные правовые связи и отношения, - свидетельство моральной ценности права. Возрастание нравственных начал права - одно из проявлений культурного прогресса, который невозможен без упрочения этических аспектов общественных отношений. Право исторически как бы «вырастает» из нравственности. Постепенно оно обособилось от морали, приобрело вид законодательства, иных источников.

Диалектическое единство и противоположность морали и права неоднозначно предстают в разных условиях жизнедеятельности людей. Так, в социуме, в котором объективные экономические, политические, социальные противоречия не имеют в данное исторически конкретное время надлежащих «сдержек и противовесов» (например, механизм получения и

распределения природной ренты обеспечивают материальное благополучие отдельных социальных групп,

4\

а не всего населения страны ), где учителю, врачу, преподавателю вуза, квалифицированному рабочему, иному взрослому трудоспособному индивиду, по общему правилу, приходится каждый день ломать голову, как прокормить семью, - там возрастают зависть, озлобление людей друг против друга, популизм публичной властью, увеличивается негативный нравст-

4 «Разителен контраст между немалыми доходами, получаемыми страной, и недопустимо низким уровнем жизни нашего населения. Сегодня по душевому ВВП Россия отстает от США в 5 раз, от безресурсной Японии - в 4 раза, от стран Западной Европы в 3,5-4 раза. Указанное несоответствие сложилось не сегодня. Оно было характерно и для советского периода, когда мы проиграли экономическое соревнование с ведущими странами Запада. И тогда во всех наших "грехах" мы обвинили социализм. Парадокс же нынешней ситуации состоит в том, что, реформировав "зрелый социализм" в "переходный капитализм", мы еще в большей степени стали проигрывать "зрелому капитализму". Реальная причина состоит в порочности, как старой, так и новой экономических систем. Если мы хотим видеть Россию сильной и процветающей страной, то мы должны коренным образом изменить механизм распределения рентного дохода, направить поток чистой прибыли от нефти и газа, использования других природных ресурсов страны на подъем жизненного уровня народа» //Львов Д.С. Экономика и жизненный мир человека //Российская газета (федеральный выпуск). - 19.05.2006.

венный компонент во всех сферах общественных отношений. При этом нормальная индивидуальная и общественная мораль неизбежно вступает в болезненный конфликт с действительностью, негативно относится к институтам публичной власти, организации и управления экономикой, культурой, образованием и пр.5 И, прежде всего, она начинает стихийно противопоставлять себя политико-правовой системе общества. Право теряет нравственную базу и, как следствие, снижается эффективность многих видов правоохранительной деятельности, иссякает ее поддержка населением.

Неблагополучие в социальной сфере бытия людей непосредственно связано с аморализмом (так называемой «двойной моралью») в обществе, а, следовательно, с преступностью, ибо, в конечном итоге, каждое криминальное деяние аморально, хотя не каждый безнравственный поступок преступен. Аморальный поступок тогда становится преступным, когда право «выбирает» из всей совокупности аморальных поступков те, которые представляют наибольшую социальную опасность. Хотя следует заметить, что порой люди переживают совершенные по отношению к ним безнравственные поступки гораздо сильнее, чем, если бы даже они стали потерпевшими от преступлений.

Связь права и морали - процесс, характеризуемый многообразием проявлений: во-первых, единством и общностью; во-вторых, различием; в-третьих, взаимодействием и взаимообогащением.

Общность и единство норм права и норм морали выражаются в следующем. Как формы общественного сознания и общественных отношений, мораль и право имеют между собой много сходного постольку, поскольку выполняют общую социальную функцию: они являются важнейшими средствами регулирования общественных отношений, имеют нормативный характер, и люди их соблюдают, как правило, добровольно и сознательно. Несмотря на то, что нормы права но-

5 Например, с 01.01.2008 в вузах, непосредственно подведомственных Минобрнауки России, официально отменили тарифную сетку, то есть сколько именно заработает преподаватель, решает теперь ректор, он же и утверждает оклады и размер выплат, при этом никто из преподавателей в деньгах якобы не теряет. На самом деле, получилось хуже для многих «рабочих лошадок» - профессоров, доцентов, преподавателей кафедр, заработки которых скатились до 7-ми, а то и 5-ти тысяч рублей в месяц. При этом резко увеличился разрыв их доходов и заработков ректоров и приближенных к ним сотрудников вузов. Обедневшая педагогическая общественность была просто шокирована рейтингом ректоров-миллионеров (возглавил который ректор Санкт-Петербургского государственного горного университета В.С.Литвиненко, который зарабатывал в 2010 г. с учетом премий в среднем 703600 руб. в месяц; за ним следовали руководители Российского государственного социального университета В.И.Жуков /579400 руб. в месяц/ и Российского экономического университета имени Плеханова В.И.Гришин /400000 руб. в месяц/). В связи с этим, по меньшей мере, лукаво-циничным выглядит предвыборное обещание первого лица государства добиться, чтобы средняя зарплата профессорско-преподавательского состава соответствовала средней по экономике, тем более что аналогичное обещание уже было декларировано в 2000 г. в Национальной доктрине образования в Российской Федерации. Подробнее см.: Ивойлова И. Наценка на доцента. Кому повысить зарплату - теперь решит ректор //Российская газета (федеральный выпуск). - 19.09.2008; Латухина К. Вузовская наука привлекает деньги //Российская газета (федеральный выпуск). - 19.11.2011; Панова М. 5-7 тысяч - сможем выжить в Москве? Преподаватели вузов на собственной шкуре ощутили, что такое новая система оплаты труда. -19.11.2011 //http:kprf.ru/crisis/edros/99149.html; Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 №751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» //Российская газета (федеральный выпуск). - 11.10.2000; Чеберко И., Горчакова А. Минобрнауки составило рейтинг ректоров-миллионеров //Известия. -

07.11.2011.

сят, за редким исключением (так называемое обычное право), писаный характер, официально провозглашены публичной властью, а нормы морали в основном живут в общественном сознании, - и мораль и право представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений, выражающих волю тех или иных групп, слоев и общества в целом, а также, в определенной мере, некоторые общечеловеческие представления о справедливом и должном. Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются (по крайней мере, формально) на всех дееспособных членов социума. Кроме того, моральные и правовые требования обладают оценочно-повелительным характером. И право, и мораль представляют собой совокупность строго определенных, относительно устойчивых, зафиксированных в общественном сознании норм поведения, отражающих фундаментальные чаяния и потребности общества.

Сферы моральных и правовых отношений в определенной мере совпадают. Речь идет не только о том, что субъектами тех или иных отношений являются люди, социальные группы и пр., обладающие одновременно и моральным, и правовым сознанием, представляющим определенную целостность. Отношение к своей Родине, государству, национальной культуре, к другим народам и этносам получает лишь различное оформление в нравственных требованиях, нормах, оценках, с одной стороны, и в праве (писаном и неписаном) - с другой6. При этом такие ценности, как патриотизм, гуманизм, свобода, справедливость, совесть, долг и пр. выступают в силу этого как принципы морально-правовые. Мораль и за пределами своей сферы отношений имеет самое широкое поле действия.

Почему существуют, сохраняются единство и взаимосвязь морали и права?

Во-первых, они выражают потребности, стремления и волю львиной доли населения страны;

во-вторых, закрепляют надлежащее соотношение фундаментальных интересов личности, общества и государства;

в-третьих, представляют равные требования к каждому человеку, независимо от его пола, национальности, социального статуса (принцип равенства в морали адекватен равноправию людей перед законом и судом);

в-четвертых, выдвигают одинаковые критерии для оценки поведения людей;

в-пятых, нравственность опирается на метод убеждения, который является одним из ведущих методов и в праве. Опираясь на здоровую мораль, право обеспечивает своевременное принятия, например, законов, которые не только справедливы и избавлены от «правового бессилия»7, но и выполняет функцию нравст-

6 Во времена правления российского императора Николая I был учрежден Комитет для соображения законов о лихоимстве, который в Записке, составленной на имя государя, справедливо обратил внимание на то, что «Россию нельзя сравнивать ни с каким иным государством. В ней люди и иначе думают, и иначе действуют. Что в другом Государстве считается преступлением, то в России бывает обычаем, духу народа принадлежащим; в России и добродетели, и приверженности к Отчизне, и преступления собственно ей только свойственны, а потому и наказания не могут быть одинаковы с теми, какие узаконены в других государствах». Цит. по: Кулыгин В.В. Этнопсихологические доминанты современной уголовно-правовой культуры //Правовая политика и правовая жизнь. - 2004. - №1. - С.92.

7 Правовое бессилие, «как и половое, - не шутка... Например, в 2006 году был принят закон "О персональных данных", который предусматривал, что все информационные системы, имеющиеся в распоряжении органов публичной власти и хозяйствующих субъектов, должны быть приведены в соответствие с новыми правилами "не позднее 1 января

венного воспитания субъектов, отношения которых отныне урегулированы этими законами.

Юридические решения, основанные исключительно на формальном использовании «буквы закона» и принятые без учета морально-психологического климата в обществе, не могут быть до конца правильными, справедливыми. В подавляющем большинстве случаев правовые нормы соблюдаются добровольно постольку, поскольку они соответствуют нравственным представлениям людей о зле и добре, справедливом и несправедливом и пр. Нарушение правовой нормы рассматривается как безнравственный поступок и влечет за собой, помимо юридической ответственности, и моральное осуждение. Причем нравственность правосудия - это не только моральная обоснованность процессуальных норм, но и этическая безупречность самой деятельности лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судьи по рассмотрению и доказыванию правонарушений, так как государством им дано в руки такое мощное орудие борьбы с преступностью, как закон. Нравственность закона, умноженная на моральные принципы лица, применяющего этот закон, способны породить эффективную правовую политику, по достоинству оцениваемую обществом. В связи с этим, если в обществе официально провозглашены прогрессивные принципы права, а правоприменитель (а также законодатель) их, так или иначе, игнорируют, это ведет к формированию в социуме атмосферы неуважения к праву, закону. И подобно тому, как резонно говорят недобросовестному врачу: «Прежде чем лечить, излечись-ка, уважаемый, сам!», нечистоплотному судье с полным основанием можно предъявить претензию: «Прежде чем судить, будь, Ваша честь, высоконравственным!».

Было бы преувеличением утверждать, что каждая правовая норма совпадает с соответствующей нравственной нормой. Но определенный круг чисто моральных норм, так или иначе, выражается в юридических нормах. Это проникновение нравственных принципов в содержание права носит различный характер. В некоторых отраслях национальной системы права (например, в конституционном праве, семейном праве) правовые нормы прямо закрепляют известные нравственные нормы, принципы. Многие правовые нормы, прямо не охватывая своим содержанием нравственные обязанности, направлены на их юридическое обеспечение, охрану, претворение в жизнь. Особое место здесь занимают нормы уголовного и административного права, выражающие запреты совершать вредные для общества деяния и содержащие указания на меры воздействия в отношении нарушителей этих запретов. Но вместе с тем каждая взятая в отдельности уголовно-правовая или административно-правовая норма закрепляет нравственные требования и запреты не непосредственно, а путем указания на противоправные, антиобщественные деяния. Эти деяния являются в демократическом, правовом государстве и антиморальными актами поведения. Следовательно, нормы уголовного и административного права, преду-

2010 года". В декабре 2009 года эту дату перенесли на год, в начале

2011 года - еще на полгода. Казалось, государство, наконец-то, потребует со всей строгостью выполнения им же установленных правил. Но опять лишь казалось: летом 2011 года срок перенесли на "не позднее 1 января 2012 года", потом, поняв, что "не успеваем", на 1 января 2012 года - канун президентских выборов, не стали мелочиться и отложили все до "не позднее 1 января 2013 года". Итог: закон "О персональных данных" не сможет полноценно заработать 7 (семь!) лет» //Озерова М. Не охота //Московский комсомолец. - 20.02.2012.

сматривающие юридическую ответственность, направлены и на охрану нравственности, на утверждение принципов морали.

В правовой системе можно встретить организационные, технические правила, не несущие этической нагрузки. Например, формы протокола судебного заседания, нотариального удостоверения документов или протокола задержания и привлечения к административной ответственности гражданина-правонарушителя сотрудником органов внутренних дел не касаются напрямую каких-либо моральных ценностей. Однако их введение преследует цель упорядочения общественных отношений, внесения четкости и ясности во взаимоотношения субъектов права, что не может быть безразлично для морали, ибо их несоблюдение наносит ущерб интересам людей. В этом случае в моральных категориях оценивается не само организационнотехническое правило, а отношение людей к его соблюдению.

Следовательно, при выявлении общего, присущего праву и морали, следует принимать во внимание не большее или меньшее число правовых норм, не подлежащих напрямую моральным оценкам, а главную закономерность во взаимоотношениях морали и права, состоящую в том, что мораль неотделима от права, является одной из сторон правовых отношений. Моральность права - проявление его ценностной характеристики.

Общность права и морали, порожденная едиными общественными отношениями, дополняется общностью их функционального предназначения - право и мораль формируют эталоны и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную организацию общества. Предписания права и морали вырастают из жизнедеятельности людей, из форм их общения, приобретающих в результате многократной повторяемости нормативный характер и выступающих регулятором их поведения.

Мораль и право имеют ряд различий:

1) право имеет дело, как правило, не с единичным человеком и не с его нравственными качествами, которые трансформируют определенные общие социальные свойства в индивидуальность, в личность. В отдельных случаях право обращено лишь к одной из сторон человека - его конкретной социальной роли, функции. Устанавливая формальное равенство между людьми с точки зрения их взаимных обязанностей, притязаний и прав, иными словами, учитывая равенство всех перед законом и судом, задавая возможность действий в пределах заранее установленных границ, право исходит из упрощенного взгляда на человека и отношения между людьми. Мораль, напротив, имеет, как правило, дело с конкретным человеком, с его интегрирующими личностными свойствами. С позиций морали люди сравниваются в своих конкретных свойствах и поступках.

2) мораль задает во многом идеальные масштабы жизнедеятельности людей, ориентирует их на совершенные нормы, ценности, цели. В противоположность ей право исходит из соображений возможности и целесообразности достижения средствами нормативноправовой регуляции необходимого общественного порядка. Образно говоря, мораль спускается с небес, а право отталкивается от земли.

3) правовая ответственность, в отличие от моральной, всегда конкретно определена, четко зафиксирована в законодательстве, иных источниках права. Моральные санкции, как правило, не зафиксированы

официально и поэтому менее определены, чем правовые. Различны и субъекты, реагирующие на правонарушения и аморальные поступки и применяющие санкции. Применение санкций в случае правонарушений осуществляется государством в лице его органов, субъекты, применяющие санкции в случае нарушения моральных предписаний и запретов, могут быть самыми разными: отдельные индивиды, организации, социальные группы, выражающие осуждение аморального поступка (соседи, религиозная община, профессиональный союз, политическая партия и т.п.).

4) долженствующая мораль обладает, в сущности, ненасильственным характером и, в отличие от права, исходит из общей позитивно-ориентированной мотивации людей. Поэтому тогда, когда в социуме имеет место тенденция к постепенному возрастанию негативно-ориентированных морально «окрашенных» мотиваций людей, общественное мнение теряет свойство «гаранта» такой морали.

5) мораль и право отличаются друг от друга не только по объему, но и по способу их формирования. Специфика права определяется его связью с публичной властью. Если нормы права устанавливаются властной силой государства и официально закрепляются нормативными правовыми актами, иными источников права, которые приобретают общеобязательное значение с момента их обнародования, то нравственные нормы исходят непосредственно из общества, их формирование осуществляется стихийно, путем коллективного народного творчества, под влиянием которого большинство людей приходит к убеждению в их мудрости и полезности. Эти нормы складываются постепенно в форме обычаев, традиций, передающихся из поколения в поколение в процессе общения людей, фиксируясь в мифах, легендах, преданиях, произведениях художественной литературы и искусства. Моральные санкции осуществляются мерами духовного воздействия.

6) мораль и право отличаются друг от друга сферами применения. Правовые нормы направлены, главным образом, на регулирование наиболее существенных для данного социума сфер общественных отношений, по мнение правящей элиты, требующих публичновластного воздействия и контроля. Нравственность пронизывает практически все сферы жизнедеятельности людей, охваченные и не охваченные такими воздействием и контролем.

7) мораль объективно предполагает, как возможность, так и необходимость регулярно давать оценку праву (как в целом, так и отдельным его элементам), обусловленную переживаниями, чувствами, эмоциями людей относительно законодательства, иных источников права, правоприменения, других элементов правовой «материи». В свою очередь, право объективно лишено привилегии оценивать мораль. Иначе говоря, закон может быть квалифицирован как «справедливый» или «несправедливый», но квалифицировать нравственность как «правомерную» или «неправомерную» (а такое в истории нашей цивилизации случалось неоднократно) - бессмысленно и непродуктивно.

Итак, мораль и право, прежде всего, всесторонне взаимосвязаны. Поэтому если в социуме постепенно деградируют нравственные устои жизнедеятельности людей, то и право обесценивается и повсеместно превращается в свою противоположность. Недостаток нравственности не может быть восполнен «хорошими» законодательством, судопроизводством, правоприменением в целом. Без нормального духовно-

нравственного развития личности, социальных групп, слоев, общества в целом нет и не будет нормального механизма правового регулирования общественных отношений постольку, поскольку «право и мораль - сообщающиеся сосуды. Чем ниже культурный, духовный, нравственный уровень общества, тем больше правовой нигилизм, сложнее законоприменение, тем выше преступность... Общество, где нет четких нравственных ориентиров, высоких идеалов, погружается в насилие, безответственность, обман, серость. В нем воцарятся не только жестокость и хамство сильных, но и общая тоска, раздражение, постоянное ожидание худшего»8.

В частности: «Распространенным способом ограничения доступа к правосудию остается практика незаконных отказов в возбуждении уголовного дела. В ноябре 2010 года к Уполномоченному поступила жалоба С. на отказ в возбуждении уголовного дела по факту смерти ее мужа в медицинском вытрезвителе УВД по Ленинскому району г. Перми. В апреле 2009 года муж С., доставленный в вытрезвитель, был избит, после чего скончался. Однако следственным отделом по Ленинскому району г. Перми по результатам проверки заявления С. действия сотрудников милиции, как ни странно, были признаны правомерными, несмотря на имевшиеся видеозапись и показания очевидцев. Решением Ленинского районного суда г. Перми от 20.07.2010 очередное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было признано незаконным. Органы предварительного следствия послушно провели еще одну проверку и вынесли новое постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Это постановление следователя было также отменено ввиду его необоснованности руководителем следственного органа. И только после обращения Уполномоченного к Председателю Следственного комитета Российской Федерации в декабре 2010 года следователем Ленинского МРСО СУ СК РФ по Пермскому краю было возбуждено уголовное дело по факту превышения сотрудниками милиции УВД по Ленинскому району г. Перми должностных полномочий (ч.3 ст.286 УК РФ). Буквально на следующий день постановление следователя было отменено и.о. заместителя прокурора Ленинского района г. Перми. Ходатайство следователя об отмене указанного постановления оставлено прокурором Ленинского района без удовлетворения. Решения районной прокуратуры были обжалованы следователем в прокуратуру Пермского края. В отчетном году эта безобразная комедия продолжилась. Наконец, в августе СК РФ сообщил Уполномоченному о том, что по результатам очередной дополнительной проверки по факту смерти мужа С. было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Одним словом, умер человек - забудьте»9.

10.03.2012 в городскую больницу №18 из отдела полиции №9 «Дальний» УМВД Российской Федерации по г. Казани бригадой скорой медицинской помощи был доставлен 52-летний житель этого города с повреждениями прямой кишки, который, несмотря на оперативное вмешательство хирургов, скончался. Перед смертью он успел сообщить медицинским работникам, что был изнасилован. полицейскими! По данному факту

8 Ямшанов Б. Проповедь от прокурора. Корни двойной правовой морали - для высоких чинов и обычных граждан исследовал заместитель Генерального прокурора России Александр Звягинцев //Российская газета (федеральный выпуск). - 13.02.2008.

9Закон сильнее власти. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2011 год //Российская газета (федеральный

выпуск). - 06.03.2012.

было возбуждено уголовное дело по признакам составов преступлений, предусмотренных п. «а» ч.3 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия), п. «б» ч.2 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное с издевательством над потерпевшим). Несколько позже выяснилось, что аналогичных криминальных деяний немало на счету местных, назовем их по заслугам, - «полицаев». Пытки, насилие над подозреваемыми, обвиняемыми, обычными гражданами, которым не посчастливилось не к месту или не ко времени встретиться на пути «правоохранителей», иные преступления, субъектами которых являются сотрудники ОВД, здесь - обыденность1 .

И не только здесь, но и в других населенных пунктах, имеющих абсолютно несхожие географические координаты, что позволяет говорить о системном характере морально-правовой деградации только что «отформатированного» по шаблонам «демократии» МВД России. «Оттененные» трагедией в Казани, едва не ускользнули от общественности другие полицейские преступления: «в начале марта был арестован оперуполномоченный угрозыска Московского района Петербурга Игорь Ситников. 24 февраля на своей "Ауди" он, грубо нарушив правила, вылетел на тротуар и сбил двух прохожих. Одна женщина скончалась на месте, вторую в бессознательном состоянии доставили в больницу, ей предстоит тяжелейшая операция. После наезда майор полиции Ситников, даже не подумав подойти к своим жертвам, скрутил с машины номера и скрылся. Ровно за день до задержания Ситникова там же, в Северной столице, был вынесен приговор его коллеге, бывшему начальнику смены УГИБДД ГУВД Эдуарду Константинову. В пьяном виде он задавил насмерть двух студенток и угробил своего пассажира -тоже, кстати, сотрудника ГИБДД. Полицейские ДТП, наряду с убийствами, давно уже стали явлением обыденным, своеобразной визитной карточкой МВД. Никакие реформы это не в силах изменить. Конечно, от аварий не застрахован никто. Но здесь вопрос в ином. Как правило, совершив наезд, полицейские скрываются с места, бросая людей умирать. Собственное спокойствие им дороже человеческой жизни. Вот лишь фрагменты из хроники последних месяцев. Москва. 5 февраля. Пьяный оперуполномоченный ЛОВД "Шереметьево" сбил на служебной машине 75-летнюю москвичку. С места скрылся. 2 декабря. Следователь следственного отдела Находкинского ЛОВДТ (Приморский край) насмерть задавил 50-летнюю женщину. Скрылся. 9 сентября в селе Сюмси пьяный участковый отдела полиции «Селтинское» МВД Удмуртии сбил пешехода на автостанции. С места происшествия уехал. Пострадавший через несколько часов скончался. Петропавловск. 1 сентября. Инспектор УГИБДД УМВД Камчатского края совершил наезд на переходящего дорогу человека. Пешеход без сознания доставлен в больницу. Нарушитель скрылся. Ровно то же случилось 27 августа в Улан-Удэ: прямо на пешеходном переходе "Нива" с полицейской раскраской сбила 63-летнюю женщину. За рулем находился участковый уполномоченный, удравший восвояси. Дальше всех пошел следователь Металлургического РОВД Челябинска. Сбив человека и убедившись, что тот мертв (следователь как-никак!), он... закопал тело. Нет тела - нет дела... Примеров подобных - множество. Счет идет на десят-

10 Подробнее см.: Мальцев И. Менты без границ или о том, к чему приводит деградация юстиции //Известия. - 21.03.2012.

ки, а если учесть, что находят отнюдь не всех бегле-

11

цов в погонах, то и на сотни» .

Как и после резонансных преступлений, совершенных, в частности, в станице Кущевской Краснодарского края12, в столицу Татарстана съехались многочисленные комиссии - Следственного комитета Российской Федерации, МВД России, Генпрокуратуры России, иных «правоохранительных» ведомств, чтобы не только найти и покарать злодеев, но и изучить ситуацию за последние десять лет. При этом глава СКР А. И. Бастрыкин лично встретится с местными жителями, которые, по предварительным данным, стали жертвами милицейско-полицейского произвола и беспредела. А вот глава МВД России Р.Г.Нургалиев как-то странно и как бы в замешательстве признал: «Нам нужно, может быть, даже какую-то такую дисциплину ввести или курс - человеколюбие. Мы очень озлоблены сейчас, у нас очень много проблемных вопросов, а надо просто научиться слушать и быть услышанным, надо уметь сопереживать, сочувствовать»13.

С одной стороны, фактически главный полицейский нашей страны официально констатировал, что у его нынешних подчиненных отсутствуют «человеколюбие», иные позитивные нравственные качества, дающие им не только моральные, но и юридические основания обеспечивать в обществе справедливый правопорядок.

С другой стороны, заметно актуализуется проблема нравственной перековки, воспитания, формирования у российских правоохранителей потребности, мотивации правильно «сопереживать», «сочувствовать». Понятно, что «нам необходимо вернуться к таким понятиям, как совестливость, нравственность, профессиональная этика, порядочность»14. Вот только «искусство воспитания имеет ту особенность, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания, хотя многочисленные педагогические блуждания наши и могли бы всех убедить в этом»15. И, похоже, что таких воспитателей сегодня и в обозримой перспективе ни в системе МВД России, ни в правоохранительной системе в целом нет и не будет: советские кадры, если они еще живы, отвергнуты напрочь, а у постсоветских - мозги «заточены» на то, чтобы обращаться с обычными людьми, «как с крепостными. Ведь в бездуховные времена деньги и власть всегда ходят в обнимку с узилищем или смертью»16.

Обратимся напоследок еще раз к отмеченной выше криминальной статистике, в которой четко прослеживается переплетение деградирующих права и морали. Наверное, во всей стране не найдется отныне взрос-

11Хинштейн А. Трагедия с грифом «секретно». Чтобы скрыть участие в ДТП жены Нургалиева, МВД провело специальную операцию //Московский комсомолец. - 27.03.2012.

12 Подробнее см., в частности: Павловская Т. Кущевский след. Задержаны еще двое подозреваемых в жестоком убийстве 12 человек в станице Кущевской //Российская газета (федеральный выпуск). -22.11.2010.

13 Цит. по: Игорев А. Глава МВД России Рашид Нургалиев: полицейских курсантов научат человеколюбию //Комсомольская правда. -

28.03.2012.

14 Цит. по: Ямшанов Б. Александр Бастрыкин: Следствие по контракту. Впервые следователи по особо важным делам будут работать на контрактной основе //Российская газета (федеральный выпуск). -29.08.2007.

15 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии //История образования и педагогической мысли за

рубежом и в России. - М., 2006. - С.297.

1 Цит. по: Ямшанов Б. Проповедь от прокурора. Корни двойной право-

вой морали - для высоких чинов и обычных граждан исследовал за-

меститель Генерального прокурора России Александр Звягинцев.

лого человека, кто был бы не осведомлен о названных преступлениях. Замять произошедшее после того, как оно получило столь широкий общественный резонанс, вряд ли получится. Это очевидно. Как очевидно и другое. Аналогичные резонансные преступления, которые постоянно воспроизводятся не только в правоохранительных структурах нашего государства, но и без исключения во всех сферах общественных отношений постсоветской России, уже не потрясают и не надламывают общество постольку, поскольку мучительно пережившее и еще переживающее многочисленные экономические, политические и социальные пертурбации общество, само пребывает в потрясенном и надломленном состоянии. В то же время полицейско-чиновничий произвол и криминальный беспредел постоянно испепеляют изнутри многих обычных людей -реальных и потенциальных «виктимумов» (от «викто-логии» - раздела криминологии, учения о жертве преступления). Годами те, кто хотя бы раз столкнулся с коррупцией17 и вседозволенностью в правоохранительных органах и судебной системе, молча болеют каждый своей тягучей болью, не надеясь на неотвратимость и справедливость официального правосудия. Иногда какое-нибудь очередное преступление становится последней каплей терпения, и тогда волна индивидуального или группового гнева спонтанно выплескивается наружу, пробуждает потребность в отмщении по правилу талиона или по аналогии со «сдиранием кожи с продажного судьи Сисамн31118 Неудивительно поэтому, что даже первые лица государства стараются обезопасить себя и от народного гнева, и от нынешних «правоохранителей», от которых можно ожидать чего угодно, - например, путем формирования для себя, любимых, «преторианской гвардии»19.

Список литературы:

1. Апресян Р.Г. Талион и золотое правило (критический анализ сопряженных контекстов) //Вопросы философии. - 2001. -№3. - С.72-76.

2. В России может появиться Национальная гвардия Президента //Новая газета. - 2012. - 02 апреля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Как считают эксперты МВД России, коррупция в стране, несмотря на официально заявленную активизацию борьбы с ней, неуклонно растет: средний размер взятки в 2011 г. составил 250 тысяч, а при особо опасных преступлениях достигает 2 млн рублей (в 2010 г., соответственно, 60 тысяч и 1,2 млн рублей). Между тем, еще 26.08.2011 г. глава МВД России Р.Г.Нургалиев отметил, что взяточничество и должностные преступления остались в прошлом российской милиции, новая полицейская структура уже избавлена от них: «Вот там, за моей спиной, в прошлом, остались взяточничество, злоупотребление служебными полномочиями, коррупция и весь негатив, нету его сегодня» //Размер взятки в России вырос за год в четыре раза //РБК-ЬаНу. - 19.10.2011.

18 Выражение заимствовано автором из названия фрагмента (правой панели) диптиха, написанного в конце XV в. художником Герардом Давидом: «Сдирание кожи с продажного судьи» («Суд Камбиса»). Эта картина была специально заказана для зала ратуши г. Брюгге, в котором проводились судебные заседания, чтобы постоянно напоминать вершителям правосудия о пресловутом Сисамне, который «был одним из царских судей. За то, что этот Сисамн, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло, Камбис назначил судьей вместо Сисамна, которого казнил и велел затем содрать кожу, его сына, повелев ему помнить, на каком кресле, восседая, он судит». Подробнее см.: Геродот. История в

9 кн. - Л., 1972. - Книга V. Терпсихора. Гл.25. Таким образом, речь идет о наказании персидским царем Камбисом II, который правил в 530-522 до н.э., коррумпированного судьи Сисамна.

19 См.: В России может появиться Национальная гвардия Президента //Новая газета. - 02.04.2012.

3. Вебер М. Избранные произведения: Перевод с немецкого. /Составление, общая редакция и послесловие Ю.Н.Давыдова; предисловие П.П.Гайденко. - М.: Издательство «Прогресс», 1990. - 808 с.

4. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: в 2 томах /Институт Философии АН СССР. Том 1 /Составление, общая редакция А.В.Гулыги. - М.: Издательство «Мысль», 1970. - 668 с.

5. Геродот. История в 9 книгах /Перевод и примечания Г.А.Стратановского, под общей редакцией С.Л.Утченко, редактор перевода Н.А.Мещерский. - Л.: Издательство «Наука», 1972. - Книга V. Терпсихора. - 126 с.

6. Закон сильнее власти. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2011 год //Российская газета (федеральный выпуск). - 2012 - 06 марта.

7. Ивойлова И. Наценка на доцента. Кому повысить зарплату -теперь решит ректор //Российская газета (федеральный выпуск). - 2008. - 19 сентября.

8. Игорев А. Глава МВД России Рашид Нургалиев: полицейских курсантов научат человеколюбию //Комсомольская правда. - 2012. - 28 марта.

9. Кулыгин В.В. Этнопсихологические доминанты современной уголовно-правовой культуры //Правовая политика и правовая жизнь. - 2004. - №1. - С.90-94.

10. Латухина К. Вузовская наука привлекает деньги //Российская газета (федеральный выпуск). - 2011. - 19 ноября.

11. Львов Д. С. Экономика и жизненный мир человека //Российская газета (федеральный выпуск). - 2006. - 19 мая.

12. Мальцев И. Менты без границ или о том, к чему приводит деградация юстиции //Известия. - 2012. - 21 марта.

13. Озерова М. Не охота //Московский комсомолец. - 2012. - 20 февраля.

14. Павловская Т. Кущевский след. Задержаны еще двое подозреваемых в жестоком убийстве 12 человек в станице Кущевской //Российская газета (федеральный выпуск). -2010. - 22 ноября.

15. Панова М. 5-7 тысяч рублей - сможем выжить в Москве? Преподаватели вузов на собственной шкуре ощутили, что такое новая система оплаты труда. - 2011. - 19 ноября //http:kprf.ru/crisis/edros/99149.html.

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 г. №751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» //Российская газета (федеральный выпуск). - 2000. - 11 октября.

17. Размер взятки в России вырос за год в четыре раза //РБК-daily. - 2011. - 19 октября.

18. Соловьев Э.Ю. Переосмысление талиона. Карательная справедливость и юридический гуманизм //Новый мир. -2004. - №1. - С.123-143.

19. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии //История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /Под ред. З.И.Васильевой. - М.: Издательство «Просвещение», 2006. - С.297-298.

20. Хинштейн А. Трагедия с грифом «секретно». Чтобы скрыть участие в ДТП жены Нургалиева, МВД провело специальную операцию //Московский комсомолец. - 2012. - 27 марта.

21. Чеберко И., Горчакова А. Минобрнауки составило рейтинг ректоров-миллионеров //Известия. - 2011. - 07 ноября.

22. Ямшанов Б. Александр Бастрыкин: Следствие по контракту. Впервые следователи по особо важным делам будут работать на контрактной основе //Российская газета (федеральный выпуск). - 2007. - 29 августа.

23. Ямшанов Б. Проповедь от прокурора. Корни двойной правовой морали - для высоких чинов и обычных граждан - исследовал заместитель Генерального прокурора России Александр Звягинцев //Российская газета (федеральный выпуск). - 2008. - 13 февраля.

Reference list:

1. R.G. Talion and the golden rule (a critical analysis of the paired context) //Questions of philosophy. - 2001. - №3. - P.72-76.

2. Cheberko I., Gorchakova A. Ministry of education ranked the rectors of millionaire //Izvestia. - 2011. - November 07.

3. Hegel G.V.F. Work in different years: in 2 volumes /Institute of Philosophy, Academy of Sciences of the USSR. Volume 1

/Compilation, general editors A.V.Gulygi. - M.: Publishing house «Thought», 1970. - 668 p.

4. Herodotus. History in 9 books /Translation and notes G.A.Stratanovsky, under the general editorship S.L.Utchenko, editor of translation N.A.Meschersky. - Leningrad: Publishing house «Nauka», 1972. - Book V. Terpsichore. - 126 p.

5. Igorev A. The head of the Ministry of internal affairs of Russia

Rashid Nurgaliyev: police cadets teach humanity

//Komsomolskaya pravda. - 2012. - March 28.

6. In Russia may be receive National guard of the President //Novaya Gazeta. - 2012. - April 02.

7. Ivoylova I. Extra charge for the senior lecturer. Who is to increase the salaries - now decide rector //Rossiyskaya Gazeta (federal issue). - 2008. - September 19.

8. Khinshtein A. A tragedy marked «secret». To hide a part in the accident of wife Nurgaliyev, the Russian interior ministry has conducted a special operation //Moskovsky komsomolets. -2012. - March 27.

9. Kuliugin V.V Ethno-psychological dominant modern penal culture //Juridical policy and juridical life. - 2004. - №1. - P.90-94.

10. Latukhina K. University science attracts money //Rossiyskaya Gazeta (federal issue). - 2011. - November 19.

11. Law powerful authority. Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for 2011 //Rossiyskaya Gazeta (federal issue). - 2012 - March 06.

12. Lvov D.S. Economics and human life-world //Rossiyskaya Gazeta (federal issue). - 2006. - May 19.

13. Maltsev I. Cops without borders, or about the consequences of degradation of justice //Izvestia. - 2012. - March 21.

14. Ozerova M. Not hunt //Moskovsky komsomolets. - 2012. - February 20.

15. Panova M. 5-7 thousand rubbles - will be able to survive in Mos-

cow? University teachers in their own skin to feel that this new wage system. - 2011. - November 19

//http:kprf.ru/crisis/edros/99149.html.

16. Pavlovskaya T. Kushchevsky trail. Detained two more suspects in the brutal murder of 12 people in the village of Kushchevskaya //Rossiyskaya Gazeta (federal issue). - 2010. - November 22.

17. Resolution of the Government of the Russian Federation on October 04, 2000 №751 «On a national doctrine of education in the Russian Federation» //Rossiyskaya Gazeta (federal issue). -2000. - October 11.

18. Soloviev E.Y. Rethinking talion. Punitive justice and juridical humanism //New world. - 2004. - №1. - P.123-143.

19. The size of bribes in Russia has grown over the year four times //RBC-daily. - 2011. - October 19.

20. Ushinsky K.D. Man as a subject of education. Experience in teaching anthropology //History of education and educational thought abroad and in Russia: A textbook for students of higher educational institutions /Ed.: Z.I.Vasileva. - M.: Publishing house «Education», 2006. - P.297-298.

21. Weber M. Selected Works: Translated from the German /Compilation, general editors and an afterword Y.N.Davydov; P.P.Gaydenko preface. - M.: Publishing house «Progress», 1990. - 808 p.

22. Yamshanov B. Alexander Bastrykin: The investigation of the contract. For the first time investigators for especially important cases will be working on a contract basis //Russian newspaper (federal issue). - 2007. - August 29.

23. Yamshanov B. Sermon on the prosecutor. The roots of the dual juridical morality - for high officials and ordinary citizens - examined deputy of the General prosecutor of the Russian Federation Alexander Zvyagintsev //Russian newspaper (federal issue). -2008. - February 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.