Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
уверенность в возможности поддержания уровня их умственной и физической работоспособности при выполнении ряда условий: ведение здорового образа жизни, ограничение качества и количества пищи, занятия физическим трудом или физическими упражнениями, поддержание оптимизма и благоприятного эмоционального фона на работе и в семье.
Физическая подготовка офицеров-преподавателей старших возрастов в связи с частым пропуском ими плановых занятий по объективным и субъективным причинам носит зачастую авральный характер, особенно при подготовке к проверкам, что наносит непоправимый ущерб их здоровью. Фактически отсутствует профилактическая, оздоровительная направленность физической подготовки, предотвращающая развитие наиболее распространенных заболеваний среди преподавателей вузов старших возрастов.
Организация самостоятельной физической тренировки офицеров запаса даже в вузах является весьма проблематичной, а при военкоматах и на сборах при решении задач мобилизационной подготовки руководящими документами предусмотрена, но реально не проводится.
Между тем имеется огромное количество не сложных по организации тестов, которые надежно характеризуют функциональное состояние и физическую работоспособность лиц старшего возраста, которые в случае военного времени могут быть мобилизованы на военную службу.
Для разрешения данного противоречия и на основании собственных исследований нами и была сформулирована концепция построения системы физической подготовки офицеров-преподавателей старших возрастов и находящихся в запасе.
Положенные в основу ее разработки методологические позиции оздоровительной физической культуры раскрывают логику подбора содержания и методики занятий по физической подготовке с данной категорией военнослужащих и порядок управления ими.
УДК 316.6 А.С. Петрова*
К вопросу о гражданственности
сотрудника органов внутренних дел
как основе нравственно-правового воспитания
Статья посвящена исследованию вопроса формирования гражданственности сотрудника органов внутренних дел как основы его нравственно-правового воспитания. Рассматриваются понятия нравственности, морали и гражданственности сотрудника органов внутренних дел. Включая в себя единую систему нравственных и правовых норм, гражданственность выступает непосредственным регулятором деятельности сотрудника.
The article is devoted to the research of the question of the formation of civilization of a law-enforcement worker as the bases of his moral-legal education. Concepts of morals and civilization of the law-enforcement worker are examined. Including indispensable system of moral and legal norms, civilization acts as a direct regulator of activity of the worker.
Ключевые слова: гражданственность, нравственность, правосознание, мораль, законность, поведение, воспитание, личность, общество.
Ученик и последователь Сократа Платон впервые обосновал идею гражданского воспитания. Он исходил из представлений о тесном взаимодействии нравственного и правового начал, законов и добродетелей. Его государство строится на этической основе и в нем осуществляется справедливость. Идея тесной взаимосвязи законов и добродетели, позитивного влияния законов на добродетель красной нитью проходит через всю концепцию государственного устройства
* Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры криминологии, психологии и педагогики ТЮИ МВД России.
Платона [4]. Он выделяет три типа государственного устройства, но взаимосвязь законов и добродетели выступает как общий принцип, который не вызывает сомнений: «Ничто так не способствует людской добродетели, как законодательство и основание, где законы прекрасны или будут такими впоследствии», такими же, можно предположить, будут и люди в государстве. При этом важность и значимость законов Платон видит не только в том, что они способствует людской добродетели, но и в том, что они представляют гражданам блага и делают их счастливыми. Проблема, сформулированная Платоном (о необходимости воспитания гармонии человека и гражданина), станет во все последующие времена камнем преткновения. Многие выдающиеся педагоги, включая Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, A.C. Макаренко, будут биться над ее разрешением, пытаясь примирить гражданственность и человечность, понять закономерности гармоничного формирования нравственно совершенного человека-гражданина. Понятие гражданственности имеет сложную структуру, содержит как нравственные, так и правовые характеристики.
В структуре гражданственности можно вычленить два основных элемента: нравственность и правосознание. Нравственность - это свойство личности регулировать, определять свое поведение, исходя из конкретной ситуации, способность к нравственной жизни на основе саморегуляции. Правосознание - это совокупность знаний и представлений о правах, свободах и обязанностях гражданина.
Важно подчеркнуть, что гражданственность проявляется в поступках, поведении сотрудника органов внутренних дел. Гражданственность отражает определяемую уровнем морально-правовой культуры меру овладения личностью гражданскими правами и умением исполнять гражданские обязанности.
Сотрудникам присуща различная степень гражданственности. Возможна ситуация, когда у сотрудника в силу социальных или личностных причин наступает нравственно-правовая глухота, невежественность, неадекватность образа мыслей или поведения - это такая ограниченность, обладая которой, не всегда знаешь, что обладаешь ею. Проблема еще и в том, что нравственноправовая некомпетентность зачастую свойственна даже тем должностным лицам, которые, не имея практически никакой нравственно-правовой подготовки, каждый день сталкиваются с неизбежной необходимостью принимать решения правового и нравственного характера, что находит отражение в определенных законодательных актах. В силу этого законодательство отстает от реального развития общественных и личных интересов и потребностей.
Добродетель сотрудника заключается в способности умело властвовать и подчиняться. Это важнейший принцип гражданского воспитания, который успешно применялся педагогами-практиками, в частности, A.C. Макаренко. Между тем, этот принцип гражданского воспитания выступает подлинной гарантией демократичности нравственной атмосферы любой социальной общности, взаимоотношений подчиненного и руководителя, залогом гражданственности членов коллектива, препятствует созданию культа непогрешимости начальника, его вседозволенности и бесконтрольности.
Таким образом, зародившись в античности, идея гражданского воспитания обрела в теории воспитания концептуальный характер. Воспитание выступает как фактор социальной стабильности государственного строя. Идея гражданского воспитания - это ответ на общественную потребность разрешить противоречия между интересами личности и государства, исходящая из безусловной необходимости подчинения интересов человека интересам государства, сложилась и стала традицией, предопределив постановку и решение данной проблемы в истории культуры, этики, права и педагогики.
В деятельности органов внутренних дел мораль имеет правовой характер: это правила, которые регулируют поведение сотрудников. Воздействие нравов на состояние законности в обществе несомненно и, наоборот, беззаконие приводит к «порче нравов». Вся деятельность органов внутренних дел пронизана моралью:
- мораль и право находятся в неразрывной связи, оказывают влияние друг на друга. Право всегда имеет моральные начала. Правовые нормы - это важнейшие моральные нормы, утвердившиеся в истории и жизни народа и одобряемые им, а поэтому возведенные в ранг закона, ставшие обязательными, охраняемыми законом и защищаемые государством. Правовые нормы, в свою очередь, имеют силу, если они моральны, если они утверждают добро и справедливость, защищают господствующую мораль и отвечают моральным ожиданиям народа;
- решение правоохранительных задач - это прежде всего защита справедливости, утверждение добра, борьба со злом и несправедливостью. Занимаясь профилактикой
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
правонарушений, раскрывая, расследуя их, охраняя общественный порядок и решая другие правоохранительные задачи, персонал органов внутренних дел не только укрепляет законность, но одновременно действует моралью, защищает и укрепляет мораль, веру людей в справедливость и защищенность, в неизбежность наказания зла и несправедливости;
- защищая справедливость и мораль, любой сотрудник обязан сам в своих действиях, поведении и личной жизни быть морально примерным. Это не только дает ему моральное право требовать должного поведения от других, но и повышает успешность решения моральных проблем при выполнении своих служебных обязанностей;
- деятельность органов внутренних дел связана с высокими морально-психологическими нагрузками, выдерживать которые обязан каждый сотрудник;
- мораль - не только требование, не только характеристика знания сотрудника, его психологии, его личных качеств и подготовленности, но и всегда неразрывная часть, результат профессиональных действий. Несоответствие подготовленности морально-психологическим требованиям, которые объективно предъявляет к нему профессиональная деятельность, ведет к срывам, ошибкам, неэффективности в решении задач, нарушениям законности, подрыву авторитета, престижа профессии сотрудника, снижению активности участия населения в укреплении правопорядка, утрате гражданами веры в справедливость и другим неприятным последствиям
[5].
В обществе, где господствует законность, царят благонравие и умеренность в частной жизни людей, мы наблюдаем добрые обычаи и традиции. Благодаря хорошим законам и обычаям, между людьми в обществе господствует гармония, они органично соответствуют государственному строю.
Законность нужно понимать как повиновение действующим нравственным принципам и законам не только со стороны граждан, но и со стороны носителей власти. Существует тесная взаимосвязь, взаимозависимость между законностью, справедливостью и гуманностью в обществе. Взаимосвязь нравственности и правосознания рассматривается как необходимость гражданского воспитания сотрудника, для которого обладание всей полнотой гражданских прав, участие в управлении общественными делами, благо общества как высшая цель человеческих стремлений являются столь же насущно необходимыми, как и гуманность, сострадание, стремление к счастью; для которого уважение к законам является основой добродетели, достоинства, а законное тождественно справедливому.
Достоинство является ведущей идеей нравственного и правового положения сотрудника. Взаимодействуя с моралью, право непременно обращается к достоинству личности, поскольку оно выражает социальную ценность человека, связано с реальным положением сотрудника в системе общественных отношений. В понятии достоинства заключено как бы два начала -взаимоотношения сотрудника и сотрудника и взаимоотношения общества и сотрудника. В первом случае достоинство выступает как основанное на осознании своей субъективности, своей личности, своей личной неприкосновенности и признании ценности другого, равного себе представителя общности, социального целого. Во взаимоотношениях общества и сотрудника, коллектива и личности наиболее существенный момент - признание обществом социальной ценности каждого сотрудника, проявляющееся в уважительном отношении к личности сотрудника, признание его равным другим, его права на субъективность.
Наряду с идеей позитивного взаимовлияния нравственного и правового воспитания, взаимосвязи законов и нравов, проявляющейся в формировании идеи гражданского воспитания, возникает противоположная позиция противопоставления законов и добродетели, морали и права, гуманности и законности - противопоставления гражданского и так называемого свободного воспитания. В концепции свободного воспитания добродетель вообще противоположна закону, как правда - лжи. В истории культуры данная концепция была представлена выдающимися именами (например, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой и др.).
В действительности нужно исходить из того, что реформу нравов надо начинать с реформы законов. В каждом обществе искусство формировать людей так тесно связано с формой правления, что какое-либо значительное изменение в общественном воспитании вряд ли возможно без изменения в самом государственном строе. Что касается пороков, то единственный способ произвести благоприятную перемену в этой области есть изменение законов и государственного управления. Нужно исходить из признания безусловной зависимости, взаимосвязи морального человека и гражданина, нравственных и социальных добродетелей. Под воздействием общественной жизни, под влиянием гражданского воспитания человек учится не отделять личный интерес от общественного, задача служения Отечеству приобретает значение высшего личного
интереса. «Добродетельный человек не тот, который жертвует своими привычками и самыми сильными страстями ради общего интереса, - такой человек невозможен, - а тот, чья сильная страсть до такой степени согласуется с общественными интересами, что он почти всегда принужден быть добродетельным» [2].
В действиях сотрудника по отношению к гражданам должен лежать принцип гуманности. Б.П. Кондратов, Ю.П. Соловей, В.В. Черников справедливо отмечают, что милиция относится к числу тех государственных структур, по практической работе которых легко можно судить о реальной степени признания государством незыблемости прав человека, а также о том, насколько всерьез оно обеспокоено проблемой обеспечения личной безопасности граждан [3]. Законы - это правила поведения, которые общество предписывает своим членам для сохранения жизни и обеспечения благополучия всех граждан. Для сотрудника хорошими являются только те законы, которые соответствуют природе общественного человека и обязывают его выполнять свой долг по отношению ко всем другим членам общества, а нравственность - это осознание указанных обязанностей. И нравственно-правовое воспитание сотрудника нельзя, конечно, рассматривать в отрыве от общей социальной ситуации в стране. Нет ничего удивительного в том, что происходящие в обществе противоречивые нравственно-правовые процессы затронули также и сотрудников. Но было бы неверно обнаружившиеся в органах внутренних дел негативные тенденции целиком списывать на общий упадок нравов.
Особенно большое влияние на личность сотрудника органов внутренних дел оказывает первичный коллектив органов внутренних дел, взвод, рота и им равные подразделения. Именно здесь осуществляется процесс обучения и воспитания сотрудника, формируются его нравственноправовые качества, решаются вопросы укрепления законности, правопорядка и служебной дисциплины. Подчеркивая огромное значение воспитательной функции коллектива в целом, можно сказать, что в коллективе решается задача - «обработка людей людьми». Коллектив органов внутренних дел располагает широкими возможностями нравственно-правового воздействия на сотрудников, что позволяет командирам и начальникам эффективно проводить нравственноправовую и психологическую подготовку личного состава на уровне современных требований. Нравственность регулирует поведение сотрудника, его отношение к другим людям. Ее основное назначение - обеспечить социальность поведения сотрудника, предотвратить нарушение им интересов общественного целого, будь то группа, класс, народ или все человечество. Непосредственным источником морального сознания сотрудника является нравственная необходимость, находящая свое выражение в определенном идеале (высшем стандарте) человеческого поведения и человеческих взаимоотношений. Из этого идеала выводятся требования общества к личности (нравственные нормы) и критерии оценки ее поступков. Наиболее общие и важные из нравственных норм обозначаются в профессиональной этике как нравственные принципы, а нормы, призванные регулировать поведение сотрудника в конкретных ситуациях, -как правила поведения.
Кроме этой нормативной стороны, нравственность включает в себя и осознание, усвоение общественных требований сотрудником (нравственные качества, убеждения, чувства), а также выражение всех этих идеальных нравственных ценностей в его поступках (нравственную практику). По своей воспитательной функции и структуре мораль очень близка к праву: ведь последнее тоже представляет собой совокупность требований, норм, регулирующих взаимоотношения и поведение людей.
Моральное регулирование направлено на сохранение общества или группы как единого целого, на поддержание определенного социального порядка. При этом единство общества есть всегда результат большего или меньшего ограничения личности. Абсолютная свобода личности означала бы уничтожение морали. Реальная нравственная свобода существует в обществе лишь как осознание нравственной необходимости и возможность действовать в соответствии с этой необходимостью. Вопрос о нравственной свободе - это в значительной мере вопрос о степени соответствия интересов личности и общества. Чем больше проявляется это соответствие, тем свободнее личность, тем меньше ей приходится ограничивать себя перед лицом требований общества.
Развитие современного общества с неизбежностью требует непрерывного усиления той сознательной преобразующей деятельности, которая в конечном счете должна поставить под контроль людей все условия общественной жизни. Одно из ведущих мест в системе сознательной регуляции и саморегуляции общественных процессов занимает нравственно-правовая сфера жизнедеятельности. Она выступает и как специфический способ объективных закономерностей жизни людей, и как инструмент воспитания.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Хотя мораль и право - две различные формы общественного сознания и общественных отношений, однако они имеют между собой много сходного, поскольку выполняют общую социальную функцию регулирования поведения людей в обществе. И мораль, и право представляют собой совокупность строго определенных, относительно устойчивых, зафиксированных в общественном сознании норм поведения, отражающих социально-исторические потребности общества. Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются (по крайней мере, формально) на всех членов общества; принципу равенства в морали соответствует равноправие людей перед законом. Для правоохранительной деятельности сотрудника очень важно то обстоятельство, что и моральные, и правовые нормы можно свести в единый кодекс, который, в свою очередь, подразделяется на более частные своды правил соответственно различным сферам общественной жизни. Если в праве существуют уголовный, гражданский кодекс, трудовое законодательство, семейное право, то нечто подобное наблюдается и в морали - инженерная этика, судебная этика, семейная мораль, воинская этика, хотя здесь это разграничение не столь четко выражено.
Ряд сфер общественной жизни начинает регулироваться по преимуществу правом: вопросы собственности; распределение общественных функций; те нормы поведения, нарушение которых представляет особую опасность для устоев общества. Неофициальные и особенно личные отношения людей в основном регулируются неписанными законами морали. Однако большая часть общественных отношений регулируется одновременно нормами как права, так и морали. И здесь часто возникают несоответствия между требованиями закона и требованиями нравственности. В подавляющей своей части эти несоответствия вовсе не вытекают из различия морали и права как таковых, а отражают в себе противоречия внутри самих этих форм общественного контроля -между законодательством и его практическим осуществлением, между нормами общечеловеческой и групповой морали, между требованиями общества и личной совести.
Мораль и право пронизывают каждодневные отношения людей, проявляются в их практической деятельности. Как мораль, так и право отражают реальный процесс жизни общества: в определенных взглядах, идеях, теориях; в определенной совокупности чувств, представлений, привычек, традиций; в определенных нормах, правилах поведения людей по отношению к обществу, государству, нациям, индивидам.
Служба в органах внутренних дел представляет собой не что иное, как нравственно-правовую услугу обществу. Все сотрудники органов внутренних дел принимают присягу на верность своему народу, дают клятву быть до конца верными своей Родине, защищать ее мужественно и умело, с достоинством и честью, строго и точно исполнять все требования службы, все служебные обязанности, возложенные на них. Нарушение присяги рассматривается существующим правом как тягчайшее преступление перед народом, влекущее за собой как юридические санкции, так и моральное осуждение. «Первоочередная задача кадрового аппарата и руководителей всех звеньев органов внутренних дел - именно восстановление авторитета милиции в российском обществе, пресечение фактов нарушения законности и коррупции в самих органах внутренних дел, бездушного и неуважительного отношения к гражданам. Это соответствует требованиям Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина об укреплении доверия граждан к органам внутренних дел, о предельно открытом, социально ориентированном характере деятельности милиции», - отметил в своем выступлении министр внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиев [1, с. 5].
Таким образом, в гражданственности сотрудника органов внутренних дел важным моментом является совокупность представлений о правах, свободах и обязанностях, умение пользоваться своими правами. Включая в себя единую систему нравственных и правовых норм, гражданственность выступает непосредственным регулятором деятельности сотрудника органов внутренних дел.
Список литературы
1. Вестник кадровой политики МВД России. - 2008. - № 1.
2. Гельвеций К.А. Соч. в 2-х т. - Т. 1. - М., 1973.
3. Кондратов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский закон о милиции. - М., 1992.
4. Платон. Соч. в 3-х т. - Т. 3. - Ч. 2. - М., 1972.
5. Юридическая педагогика: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М., 2004.