Научная статья на тему 'Нравственно-этические нормы социально-политического регулирования в чеченском обществе'

Нравственно-этические нормы социально-политического регулирования в чеченском обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1070
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиции / обычаи / Право / Адат / мораль / Шариат / народные суды / соглашения / Правосознание / менталитет / РЕГУЛИРОВАНИЕ / traditions / Customs / Right / adat / morals / sheriat / national courts / Agreement / feeling for law and order / mentality / Regulation

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нанаева Борят Балаудиновна

Раскрываются природа нравственно-этических норм как фактора социально-политического регулирования в чеченском обществе, регламентация поведения членов общества, приобщение к социальному и культурному опыту предшествующих поколений. Обычное право чеченцев выступает как традиционный правовой институт, системообразующее звено морально-правового регулирования. Нормативно-нравственные предписания и моральные установки действуют как факторы регулирования общественных и межличностных отношений чеченцев. Принципы морали расцениваются как основа норм права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The custom in the chechen society are the main regulator of social-law relations. This work considers regulation the behaviour of the members of society. Enter to the rights Chechen people as a traditional law systems as a unit morally-law regulation. Moral orders is the law factors of regulation social and interpersonal relations of chechen people. Principles, morals are the main norms of the right. The role of public agreements in socially law regulation of public relations.

Текст научной работы на тему «Нравственно-этические нормы социально-политического регулирования в чеченском обществе»

УДК 39(4/9)

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЧЕЧЕНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

© 2009 г. Б.Б. Нанаева

Грозненский государственный нефтяной институт

им. акад. М.Д. Миллионщикова,

ул. А. Авторханова, 14, г. Грозный, 364024,

ggni@mail.ru

Grozny State Oil Institute Named after M.D. Millionshikov, A. Avtorkhanov St., 14, Grozny, 364024 ggni@mail.ru

Раскрываются природа нравственно-этических норм как фактора социально-политического регулирования в чеченском обществе, регламентация поведения членов общества, приобщение к социальному и культурному опыту предшествующих поколений. Обычное право чеченцев выступает как традиционный правовой институт, системообразующее звено морально-правового регулирования. Нормативно-нравственные предписания и моральные установки действуют как факторы регулирования общественных и межличностных отношений чеченцев. Принципы морали расцениваются как основа норм права.

Ключевые слова: традиции, обычаи, право, адат, мораль, шариат, народные суды, соглашения, правосознание, менталитет, регулирование.

The custom in the chechen society are the main regulator of social-law relations. This work considers regulation the behaviour of the members of society. Enter to the rights Chechen people as a traditional law systems as a unit morally-law regulation. Moral orders is the law factors of regulation social and interpersonal relations of chechen people. Principles, morals are the main norms of the right. The role ofpublic agreements in socially law regulation of public relations.

Keywords: traditions, customs, right, adat, morals, sheriat, national courts, agreement, feeling for law and order, mentality, regulation.

Нравственное наследие - это богатство, способное в новых условиях сохранить этническую идентичность и определить стратегию дальнейшего развития человечества. В современном мире, где в общественной жизни преобладают такие мощные регуляторы, как политический и экономический рынки, регулятивная роль морали уступает свои позиции индивидуализму и прагматизму. Поэтому усиление интереса к нравственной проблематике вполне закономерно.

Актуализация проблемы нравственных традиций поставлена в край угла политики в Чеченской Республике. «Цивилизованное возрождение республики должно начаться с морального кодекса» [1, с. 52]. В этих словах президента Чеченской Республики Р.А. Кадырова нравственное наследие чеченцев провозглашено богатством, способным определить стратегию дальнейшего развития чеченского общества. Обращение к нравственным традициям оправдано тем, что овладение молодежью духовного наследия народа, сконцентрировавшего в себе многовековой опыт и моральные ценности прошлого, явится глав-

ным условием духовного оздоровления этноса. Ведь «этические воззрения - это, прежде всего, „вбирание" в себя каждой личностью духовно-нравственной культуры родного этноса, его национального духа, бытия», -отмечает Э.А. Исаев [2, с. 154].

Ставя задачу, раскрыть природу нравственно-этических норм как фактора социально-политического регулирования в чеченском обществе, автор видит цель исследования в том, чтобы выявить специфику культурной традиции чеченцев, характер взаимодействия члена традиционного общества с социальным миром на основе обычного права, сконцентрировавшего в себе нравственно-этические нормы и принципы поведения человека.

Методологическим основанием исследования является применение системного и социокультурного подходов к изучению традиционного общества, отраженных в работах [2-11].

Универсальный характер нравственно-этических норм социально-политического регулирования в чеченском обществе предполагал взаимодействие и взаимо-

обусловленность двух основных его аспектов: внешнего механизма регулирования, которое осуществлялось обычным правом, и внутреннего - на уровне сознания и психики человека. В условиях отсутствия иных (государственных) механизмов социально-политического регулирования, нравственно-этические нормы успешно поддерживали здесь стабильность и общественный порядок. Глубокий смысл этой системы социально-политического регулирования заключался именно в этой слитности внешних - правовых и внутренних -нравственно-этических механизмов регулирования, которая достигала силы воздействия, немыслимой даже в условиях государственной системы. Член общества, включенный в процесс нравственно -этического регулирования, где универсальные нормы и принципы поведения отражали интересы этноса в целом, даже не нуждался во внешнем принуждении. Предписания морали, обретя императивный характер, становились внутренним убеждением человека, частью его духовного мира, как на сознательном, так и на психологическом уровне.

Систему социально-нравственной регуляции в чеченском обществе составляли нормы нравственности, в которых реализовывались важнейшие требования к моральным качествам человека, в результате чего они становились основными стереотипами его поведения в обществе; регламентация поведения члена общества с использованием детально разработанных и обязательных для исполнения норм и правил поведения; средства и методы общественного воздействия, каковыми в чеченском обществе являлись общественное мнение, внушение, убеждение, воспитание.

Все эти формы нравственно-этического регулирования действовали в тесной связи и в совокупности с такими социально-политическими институтами, как род, община, семья, функционирование которых насквозь было пронизано нравственно-этическими предписаниями, заключенными в обычном праве.

Слово «право» употребляется, как обычно, в применении к нормам, санкционированным государством. А «правовой обычай ... был санкционирован силой общественного мнения» [8, с. 15]. Прослеживая историческую динамику правовых институтов, крупнейший советский этнолог А.М. Ладыженский приходит к выводу, что в традиционных обществах заложены зачатки права. Хотя в точном его смысле к ним и не применимо слово «право», но эти общества не могут рассматриваться и как не имеющее никаких законов. О разработанной системе правовых норм родового строя говорил и М.О. Косвен. И поскольку право как атрибут государства возникло не сразу, то обычное право традиционных обществ рассматривается промежуточной формой правового регулирования. Так, объясняя происхождение адата с позиций потребностей жизни, Ладыженский отмечал, что в основе родового строя лежали общественные договоры (соглашения) между людьми, между родами и т.д., которые, повторяясь в других подобных случаях, превращались в адат. «Обычай чисто родовой превращался. в правовой, в точном смысле этого слова, в обычное право» [8, с. 36].

Обычное право чеченцев - адат как традиционный правовой институт выступал основным звеном, объединявшим все формы морально-правового регулирования в единую систему. В нем в наиболее систематизированном виде были сконцентрированы нормативно-нравственные предписания и моральные установки, регламентировавшие личную и общественную жизнь человека. После распространения в Чечне мусульманства адат стал действовать совместно с шариатом, основанным на правилах нравственности и религии, заключающихся в Коране. И если регулятивные возможности юридического закона основываются на мощи государства, и за ним стоят суд, прокуратура, полиция, то мораль в чеченском обществе регулировала правовые отношения без опоры на властные структуры, поскольку таковые здесь отсутствовали. И если право сегодня не может осудить, например, за отсутствие милосердия в человеке, то мораль не делала исключения в оценке поведения человека, не соответствующего нормам морали.

В установлениях норм обычного права чеченцев были изложены все основные права и обязанности члена общества. Эти требования строго регламентировали как говорить с женой при людях, в семье, с детьми при старших, при младших, при родственниках, при посторонних, как вести себя дома, в гостях, как поступать при встрече со взрослыми или с молодыми, как ухаживать за гостем, кому уступить правую сторону от себя, как есть дома и в гостях и др. Эта связь морали и права, которая составляла в обществе единую систему нравственно-политического регулирования, была обусловлена тем, что принципы морали и права здесь полностью совпадали. Именно эта взаимообусловленность нравственных предписаний и норм права обеспечивала то социальное равновесие в обществе, которое для юридических законов остается недосягаемым.

Связь между правом и моралью, заключенная в адате, была обусловлена также и той ролью, которую мораль играла в системе нормативного регулирования: мораль в этой системе доминировала. Будучи универсальным регулятором человеческой деятельности, мораль преследовала в конечном счете задачу упорядочить общественную жизнь, обеспечить организующее начало для жизнедеятельности человека, утвердить в обществе принципы справедливости. Но ведь назначение норм права было тем же: установление общественного порядка. Обусловленные естественно-историческими условиями нормы морали были неотделимы от самой жизнедеятельности людей. Поэтому всякое безнравственное поведение члена общества оценивалось и как противоправное: обычное право требовало соблюдения нравственных предписаний, того же требовала и мораль. То есть в процессе реализации своих функций и правовые предписания, и нормы морали преследовали общие цели. Поэтому одни и те же поступки члена общества получали в глазах окружающих людей как правовую, так и моральную оценку, о них судили с позиций дозволенного или недозволенного и с позиций совести и чести. Например, без нравственных критериев было невозмож-

но оценить такие действия, как клевета, оскорбление, унижение чести и достоинства, составлявшие подавляющее большинство случаев нарушений общественного порядка. Такие правонарушения, как воровство, грабеж, и подобные, не были особенно распространены в чеченском обществе в силу неразвитости социальной дифференциации и, возможно, поэтому мы не находим здесь столь жестких методов наказания, как членовредительство (отрубание руки).

Как известно, правовое сознание и поведение могут расходиться. При таком соотношении этих компонентов люди могут уклониться от их выполнения. Однако моральные нормы, выступающие в форме правовых предписаний, не нуждались в механизме принуждения. Поскольку предписания морали не противоречили нормам обычного права, в рамках которых протекала жизнедеятельность человека, люди доверяли им и разделяли как на рациональном, так и на эмоциональном уровне. В результате отпадала и необходимость в принуждении извне. Так, усвоив с детства, что за каждое слово, тем более, если оно содержало негативный оттенок в отношении кого-либо (в присутствии, так и в отсутствии объекта обсуждения), следует давать объяснение членам семей и родов с обеих сторон, чеченец не мог позволить необдуманных высказываний. Поэтому здесь просто была невозможна ситуация, когда право что-то одобряло (разрешало), а мораль запрещала, и, наоборот, когда право запрещало, а мораль разрешала. Нравственно-этические предписания были одинаковыми для всех.

О сформировавшейся системе социально-политического регулирования в чеченском обществе говорят и архаизмы языка народа: машар - мир, барт -союз, гулам - собрание, кхеташо - совещание, чъир -возмездие, или месть, кхел - приговор, теш - свидетель, таллам - следствие, къайле - тайна, что свидетельствует о высоком уровне развития общественных отношений чеченцев. У многих народов для обозначения этих понятий обычно используются русские заимствования [9, с. 209]. Кроме того, чеченцами были разработаны такие правовые процедуры, как объявление войны, заключение мира, предъявление претензий противнику, правила ведения военных действий. Существовали и строго выработанные правила приема в члены рода, право убежища, выдача преступников.

В свое время шейх Мансур, имам Шамиль предпринимали решительные шаги заменить адат шариатом, но добиться полного успеха им все же не удалось. Народ предпочел более мягкие обычно-правовые нормы. Действительно, по справедливому замечанию В. Акаева, «роль адата была значительной в духовной и общественной жизни народов Северного Кавказа, в том числе и у чеченцев. В процессе исла-мизации горцев нормы шариата вынуждены были взаимодействовать с достаточно развитой системой обычного права» [12, с. 12]. Так, сфера функционирования адата в период существования имамата Шамиля была резко ограничена, даже наказание над провинившимися горцами осуществлялось только по шариату. «По шариату совершались казни горцев, что

вызывало у них протесты и противостояние власти Шамиля. Шамиль был вынужден уступить некоторым нормам адата, которых горцы придерживались охотнее» [12, с. 13].

У Лаудаев по этому поводу пишет: «С принятием магометанства спорные дела чеченцев должны были решаться по шариату. Но возможно ли было вольный народ, веками привыкший к адату, подчинить шариату. Чтобы исправить неудобства, постигшие шариат, нашли необходимым согласовать его с адатом, а потому некоторые дела стали решаться по адату, а другие по шариату» [13, с. 88]. Было установлено, что по шариату должны разбираться только споры между супругами, родителями и детьми, по поводу завещания и религиозные ссоры. А по адату - убийства и кровная месть, ранения, похищения невест, воровство, поджоги... имущественные споры, нанесение ран, увечья и смерти в ссоре или драке без намерения совершить убийство или причинить рану, о нарушении пределов необходимой личной обороны, о похищении женщин и т.п.» [13, с. 89]. Особую категорию составляли ада-ты, регулировавшие внутриродовые отношения. Род судил и наказывал своих членов, он обязывал искупить вину, и никто из членов рода не мог идти против интересов и воли своего рода.

Принятие мусульманства обогатило и систематизировало нравственно-этическую сторону их общественных отношений. «Со времени принятия предками вайнахов ислама и на протяжении всей их дальнейшей истории он стал тем фактором, который обогащал, развивал и цементировал духовный строй нации, способствовал миру и согласию внутри народа и между народами...» [14, с. 3]. Действительно мусульманство сыграло огромную роль в судьбе чеченцев. В годы самых тяжёлых испытаний оно удерживало народ от отчаяния и безысходности, поднимая над всем тем, что порой унижало его или вызывало обиду и боль. Многое роднило эти две культуры, а отсюда и нравственно-правовые установки. Так, например, строгое размежевание сфер права и этики, характерное для западной цивилизации, не являлось отличительной чертой ни традиционной этики чеченцев, ни мусульманской нравственной культуры. Это обстоятельство определило сходство и взаимопонимание этических представлений чеченцев и религиозных предписаний мусульманства.

Мусульманская этика и право в процессе взаимодействия с нормами обычного права чеченцев, тесно переплетаясь, выступали в качестве умиротворяющего фактора. «Наши обычаи и нравы возникли и совершенствовались тысячелетиями. Поэтому оказались настолько близкими исламу. Мы должны их свято беречь и не позволять опошлять никому и ни при каких обстоятельствах.», - подчеркивал в своих проповедях шейх Кунта-хаджи Кишиев [15, с. 54]. Так, например, в вопросах, связанных с трезвым, взвешенным отношением человека к жизни, когда безудержная отвага, характерная менталитету чеченцев, расценивалась как неправильное стремление. Так же считалось неразумным не уклониться от столкновения с

опасностью, если в таком столкновении не было особой пользы. Призыв к прощению, не воздаянию «плохим за плохое» также выражен в мусульманстве достаточно отчетливо.

Таким образом, нравственно-этические нормы, являясь инструментом сознательного саморегулирования, эффективно решали главную политическую задачу - поддерживали общественный порядок, организованность и этническую целостность. Эта система социально-политического регулирования наполняла смыслом существование этноса, как единой социально-политической общности, способствовала выработке приемлемых для всех членов общества правил поведения и неукоснительное подчинение им, способствовала реализации коллективных целей и строгому распределению социально-политических ролей в обществе. Поэтому неудивительно, что не только ученые, но и само общественное сознание все чаще обращается к вопросу о необходимости возрождения нравственно-этических форм социально-политического регулирования, заключенных в обычном праве.

Возлагая определенные надежды на позитивный потенциал обычного права, все же следует учитывать, что оно не может воспроизводиться в любое время и в любых условиях. Поэтому вопрос о возрождении каких-либо норм адата может быть решен положительно лишь при соблюдении разумной пропорции их и фиксированных законов Чеченской Республики, находящихся в рамках правотворчества Российской Федерации. Наиболее реальным шагом в этом направлении, на наш взгляд, стало бы создание системы обычного права в виде «Свода положений обычного права чеченцев», что в определенной мере способствовало бы развитию правосознания людей. К тому же исключительно велика научная значимость этих документов - ведь запись норм обычного права открыла бы еще одну завесу над самобытной духовной культурой этноса.

Литература

1. Кадыров P.A. Избранные статьи и речи. Грозный, 2008.

2. Исаев Э.А. Этические воззрения в системе традиционной культуры вайнахов // СКНЦ ВШ. Южнороссийское обозрение. Ростов н/Д, 2007. Вып. 43.

3. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988; Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М., 1985; Блюмкин В.А. О чести и достоинстве советского человека. М., 1974; Гумницкий Д.Н. Нравственное воспитание: цель, условия, закономерности. М., 1983; Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1988; Дробницкий О.Г. Проблема нравственности. М., 1977; Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991; Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980; Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск, 1981.

4. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990; Сарсенбаев Н.С. Обычаи и традиции в развитии. Алма-Ата, 1965; Плахов В.Д. Традиции и общест-

во: опыт философско-социологических исследований. М., 1982; Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976; Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: очерки теории. Л., 1986; Першиц А.И. Традиции и культурно-исторический процесс // Народы Азии и Африки. 1981. №. 4.

5. Рахматуллина З.Я. Традиция башкирского этноса как социокультурное явление (философский анализ). Уфа, 2000; Варюхина Т.О. Культура как ценность: социально-философский анализ. Саратов, 1998; Галиуллин И.Т. Народные традиции в становлении и развитии этнического самосознания (на примере Республики Татарстан). Казань, 1999; Носова И.В. Традиции как социальный феномен и объект социального и информационного анализа. Новосибирск, 2000; Федотов В.А. Нравственные традиции этноса как социокультурное явление. Чебоксары, 2003.

6. Гадаев В.Ю. Современная чеченская молодежь: поиск духовных ориентиров. Грозный, 2005; Танкиев А.Х. Свет народного сознания вайнахов. Грозный, 1990; Межидов Д.Д., Алироев И.Ю. Обычаи, традиции, нравы : социально-философский аспект. Грозный, 1992.

7. Ахмадов М. Чеченская традиционная культура и этика. Грозный, 2006; Исаев Э.А. Религиозно-этические воззрения вайнахов по формированию личности. Ростов н/Д, 2008; Хасбулатова З.И. Вайнахский этикет (традиционные нормы поведения и формы общения у вайнахов XIX-ХХ вв.) // Культура Чечни. История и современные проблемы. М., 2002.

8. См.: Ладыженский А.М. Адаты горцев Северного Кавказа. Ростов н/Д, 2003.

9. Арсалиев Ш.М.-Х. Этнопедагогика чеченцев. М., 2007.

10. См.: КадыровА.А. Борьба с международным терроризмом в Чечне глазами чеченского народа // Безопасность Евразии. 2003. № 3; Акаев ВХ. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. Конфронтация или компромисс? Махачкала, 1999; Его же. Жизнь и учение Кунта-хаджи. Грозный, 1994; Дауев С. Чечня: коварные таинства истории. М., 1999; Ахмадов ШБ. Чечня и Ингушетия в XVIII - нач. XIX в. Грозный, 2002; Тишков В.А. Этничность и власть в полиэтнических государствах. М., 1994; Его же. Этносы и политика. М., 2000; Его же. Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны). М., 2001; Чес-нов Я.В. Кто они, чеченцы? // История и культура чеченского народа. М., 2002.

11. Алхазуров М.И. Становление и развитие Чеченской республики: историко-политологический анализ : дис. ... канд. полит. наук. М., 2006; Алдамова И.В. Этнополитиза-ция конфликта в Чеченской Республике: причины, генезис и постконфликтное строительство : дис. ... канд. полит. наук. М., 2005; Арляпова Е.С. Этнополитические процессы в Чечне 1917-2000 гг. : дис. ... канд. полит. наук. М., 2007; Ушаков С.В. Социокультурный анализ этнополити-ческого конфликта (на примере конфликта в Чеченской Республике): дис. ... канд. полит, наук. Ставрополь, 2004. Акаев В.Х. Ислам и горские адаты на Северном Кавказе // Традиционализм и модернизация на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 2004

13. Лаудаев У. Чеченское племя // Чечня и чеченцы. Элиста, 1990.

14. Дениев ИХ. Ислам в жизни вайнахов // Голос Чеченской 15. Нунуев С.-Х. Из учения эвлия Кунта-хаджи Кишиева // Республики. 1991. 10 янв. История и культура чеченского народа. М., 2002.

Поступила в редакцию 21 апреля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.