Научная статья на тему 'Монография «Формирование готовности будущих специалистов в вузе к профессиональной самореализации»: взгляд автора'

Монография «Формирование готовности будущих специалистов в вузе к профессиональной самореализации»: взгляд автора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / СУБЪЕКТНОСТЬ / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION / READINESS OF STUDENTS TO PROFESSIONAL SELF-REALIZATION / THE PROCESS OF FORMATION OF STUDENTS' READINESS TO PROFESSIONAL SELF-REALIZATION / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байлук Владимир Васильевич

В первых четырех главах монографии рассматриваются теоретико-методологические вопросы исследования формирования готовности студентов к профессиональной самореализации: раскрывается природа профессиональной самореализации, ее ценности и функции, сущность профессионального самоопределения личности, готовность к профессиональной самореализации. В 5-й и 15-й главах исследуется образовательный процесс в вузе, включающий подготовку преподавателя к формированию готовности студентов к профессиональной самореализации воздействие преподавателя на студентов взаимодействие преподавателя и студентов самостоятельную деятельность студентов (СДС). В работе впервые СДС исследуется как система, в которой выделены подсистема эзотерических видов деятельности (самопознавательная деятельность, самоуправленческая, самовоспитательная и самооздоровительная) и подсистема экзотерических видов деятельности (учебно-познавательная, исследовательская, учебно-практическая и социокультурная). Доказывается, что самопознание личности является интегративным фактором не только в системе СДС, но и в образовательном процессе в вузе в целом, т. к. им обеспечивается сознательный характер деятельности как преподавателей, так и субъектов управления образовательным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байлук Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The monograph “FORMATION OF READINESS OF FUTURE SPECIALISTS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION TO PROFESSIONAL SELF-REALIZTION”: the author’s view

The first four parts of the monograph discuss theoretical and methodological issues of the study of formation of the students’ readiness to professional self-realization: the essence of professional self-realization, its value and functions, the essence of professional self-determination of a person and readiness to professional self-realization. Chapters five to fifteen study the educational process in higher school including training of the teaching staff to form the students’ readiness to professional self-realization the influence of a teacher on students cooperation of teachers and students independent work of students (IWS). The monograph is the first attempt to view IWS as a system, which is divided into sub-systems of esoteric types of activity (self-cognition activity, self-managing, self-educational and health-improving) and sub-systems of esoteric types of activity (educational, research, practical and socio-cultural). It is proved that self-cognition of a person is an integral factor not only in IWS, but in the educational process in higher school as well, because it ensures conscious activity of both teachers and managers of the higher school.

Текст научной работы на тему «Монография «Формирование готовности будущих специалистов в вузе к профессиональной самореализации»: взгляд автора»

РЕЦЕНЗИИ

УДК 378.14 ББК Ч448.043

ГСНТИ 16.21.27

Код ВАК 13.00.02

Байлук Владимир Васильевич,

доктор философских наук, профессор, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д.26, e-mail: [email protected]

МОНОГРАФИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ»: ВЗГЛЯД АВТОРА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональная самореализация; готовность студентов к профессиональной самореализации; процесс формирования готовности студентов к профессиональной самореализации; самостоятельная деятельность студентов; субъектность.

АННОТАЦИЯ. В первых четырех главах монографии рассматриваются теоретико-методологические вопросы исследования формирования готовности студентов к профессиональной самореализации: раскрывается природа профессиональной самореализации, ее ценности и функции, сущность профессионального самоопределения личности, готовность к профессиональной самореализации. В 5-й и 15-й главах исследуется образовательный процесс в вузе, включающий подготовку преподавателя к формированию готовности студентов к профессиональной самореализации - воздействие преподавателя на студентов - взаимодействие преподавателя и студентов - самостоятельную деятельность студентов (СДС). В работе впервые СДС исследуется как система, в которой выделены подсистема эзотерических видов деятельности (самопознавательная деятельность, самоуправленческая, самовоспитательная и самооздоровительная) и подсистема экзотерических видов деятельности (учебно-познавательная, исследовательская, учебно-практическая и социокультурная). Доказывается, что самопознание личности является интегративным фактором не только в системе СДС, но и в образовательном процессе в вузе в целом, т. к. им обеспечивается сознательный характер деятельности как преподавателей, так и субъектов управления образовательным процессом.

Bayluk Vladimir Vasilievich,

Doctor of Philosophy, Professor, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

THE MONOGRAPH "FORMATION OF READINESS OF FUTURE SPECIALISTS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION TO PROFESSIONAL SELF-REALIZTION": THE AUTHOR'S VIEW

KEYWORDS: professional self-realization; readiness of students to professional self-realization; the process of formation of students' readiness to professional self-realization; independent work of students; subjectivity.

ABSTRACT. The first four parts of the monograph discuss theoretical and methodological issues of the study of formation of the students' readiness to professional self-realization: the essence of professional self-realization, its value and functions, the essence of professional self-determination of a person and readiness to professional self-realization. Chapters five to fifteen study the educational process in higher school including training of the teaching staff to form the students' readiness to professional self-realization - the influence of a teacher on students - cooperation of teachers and students - independent work of students (IWS). The monograph is the first attempt to view IWS as a system, which is divided into sub-systems of esoteric types of activity (self-cognition activity, self-managing, self-educational and health-improving) and sub-systems of esoteric types of activity (educational, research, practical and socio-cultural). It is proved that self-cognition of a person is an integral factor not only in IWS, but in the educational process in higher school as well, because it ensures conscious activity of both teachers and managers of the higher school.

основная задача высшего образования - формирование духовно-творческой личности специалиста, способного к продуктивной профессиональной и личностной самореализации в интересах общества и самого себя. Но решение этой задачи практически невозможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя студенту. В литературе отмечается, что для этого необходимо перевести студен-

та из пассивного потребителя знаний в их активного творца, умеющего формировать проблемы, анализировать пути их решения, находить оптимальный результат и доказывать его правильность. Другими словами, основной движущей силой в познании студентом окружающего мира должен быть поиск истины. Однако это для будущей профессиональной самореализации необходимое, но далеко не достаточное условие.

© Байлук В. В., 2016

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2016. № 6

245

Студентам на основе усвоенных теоретических и прикладных знаний о человеке вообще необходимо также научиться познавать самих себя. Однако в настоящее время курс «Основы самопознания личности» не читается ни в общеобразовательной школе, ни в средних и высших профессиональных образовательных организациях. Результат -сегодня пробладающее большинство абитуриентов поступают в вузы исходя не из познания своих склонностей и способностей, т. е. не в соответствии со своим призванием, а в силу разного рода случайных факторов. А педагогической общественностью и субъектами управления образованием пока не осознается то, что практически все науки (учебные дисциплины), которые изучаются в образовательных организациях, являются и науками о самопознании обучающихся. Усваивая теоретические и прикладные знания этих наук, обучающиеся вначале познают в себе то универсальное, общее, что присуще им и объединяет их со всеми другими людьми и явлениями природы, а затем, используя эти знания в качестве методологии, они познают в себе уникальное, индивидуальное, т. е. то, что присуще только каждому из них. На базе этих знаний они строят свои Я-концепции, выступающие основой их сознательного отношения ко всем видам своей самостоятельной деятельности в вузе и вне его.

Мы исходим из того, что в настоящее время в едином образовательном процессе в вузе преподавателям принадлежит определяющая роль в создании условий для самостоятельной деятельности студентов (СДС) или, другими словами, для формирования у них профессиональной и личностной субъ-ектности. Но выполнение преподавателями этой роли возможно только тогда, когда они будут сами сознательно заниматься почти всеми теми видами деятельности, которыми должны заниматься студенты: самообразованием, самопознанием, самовоспитанием, самоуправлением, самооздоровлением, исследовательской и социокультурной деятельностью. Инача говоря, чтобы преподаватели продуктивно формировали у студентов готовность к профессиональной самореализации, они должны сами полноценно самореализоваться в профессии.

Системе самостоятельной деятельности студентов принадлежит определяющая роль в самом процессе созидания, производства своей профессиональной и личностной субъектности. Это означает, что весь образовательный процесс в вузе должен быть нацелен не только на приобретение студентами предметных знаний по учебным дисциплинам, непосредственно относящихся к профессии, но и на приобретение зна-

ний о всех видах самостоятельной деятельности студентов и, самое главное, на использование тех и других знаний в своей самостоятельной деятельности.

В первых четырех главах монографии рассматриваются теоретико-методологические вопросы исследования формирования готовности студентов к профессиональной самореализации: раскрывается природа профессиональной самореализации, ее ценности и функции, сущность профессионального самоопределения личности в довузовский период как формы самопознания и готовности к профессиональной самореализации, сконструирована модель формирования готовности студентов к профессиональной самореализации.

В 5-й и 15-й главах исследуется образовательный процесс в вузе, включающий подготовку преподавателя к формированию готовности студентов к профессиональной самореализации, воздействие преподавателя на студентов, взаимодействие преподавателя и студентов, самостоятельную деятельность студентов. При этом учитывается то, что между этапами образовательного процесса в вузе имеются не только прямые, но и обратные связи. Отмечается также то, что в настоящее время трактовка назначения педагогического взаимодействия, даже в виде сотрудничества, остается во многом усеченной. Сегодня в центре внимания пед-взаимодействия, как правило, находится прежде всего предметное знание различных учебных дисциплин, которое усваивается обучающимися не простым запоминанием, а преимущественно посредством решения искусственно созданных проблемных ситуаций. Следствием этой деятельности является развитие у обучающихся креативности, рефлексивности, культуры мышления, коммуникативности и ряда других социально-психологических качеств. Однако этой подготовки для продуктивного занятия самостоятельной деятельностью студентам совершенно недостаточно. По мнению автора, в центре внимания педвзаимодей-ствия должны находиться также вопросы освоения студентами знаний о всех видах СДС и, самое главное, обучение студентов использованию знаний, освоенных при изучении различных дисциплин по учебной программе, и знаний о видах СДС, самой этой деятельности. В настоящее же время в вузах в большей или меньшей мере студентов вооружают знаниями преимущественно об учебно-познавательной и отчасти об учебно-практической и исследовательской деятельности, но в вопросах самопознания, самовоспитания, самоуправления, самооздоровления, социокультурной деятельности

246

РЕЦЕНЗИИ

студенты остаются практически невежественными.

На последнем этапе образовательного процесса рассмотрена самостоятельная деятельность студентов. В литературе справедливо отмечается, что в настоящее время, с одной стороны, удельный вес и образовательное значение СДС неуклонно возрастают, а с другой - теоретические и технологические основы продуктивной организации ее не разработаны и в имеющейся литературе СДС ограничивается преимущественно учебно-познавательной деятельностью, ориентировнной на освоение новых знаний и определенных умений.

В данной работе впервые СДС исследуется как система, в которой выделены подсистема эзотерических видов деятельности (самопознавательная деятельность, самоуправленческая, самовоспитательная, и самооздоровительная) и подсистема экзотерических видов деятельности (учебно-познавательная деятельность, исследовательская, учебно-практическая и социокультурная). Во всех видах СДС выявляется их сущность, внешняя и внутренняя детерминация, технологии и методы и роль их в подготовке студентов к продуктивной профессиональной самореализации. Выявлена универсальная технология каждого вида СДС, включающая следующие этапы: самообразование (приобретение знаний о данном виде деятельности), самопознание себя в отношении данного вида деятельности, самовоспитание (формирование системы качеств, необходимых для этого вида деятельности), самоуправление этим видом деятельности.

Доказывается, что в системе видов СДС исходным видом является их учебно-познавательная деятельность (самообразование), интегративным - самопознавательная деятельность студентов, поскольку научным самопознанием обеспечивается не только сознательный характер каждого вида СДС, но и их взаимосвязи между собой, а системообразующим видом СДС - учебно-практическая деятельность, т. к. в ней используются результаты всех других видов СДС, вследствие чего она выступает своеобразным критерием их эффективности. Доказывается также и то, что самопознание является интегративным

фактором не только в системе СДС, но и в системе образовательного процесса в вузе в целом, т. к. им обеспечивается сознательный характер деятельности как преподавателей, так и субъектов управления образовательным процессом.

Внедрение концепции СДС как системы в образовательный процесс в высшей школе, на наш взгляд, потребует кардинальной перестройки всех звеньев высшего образования - как деятельности студентов, так и деятельности педагогов и, разумеется, деятельности субъектов управления образованием.

В данной работе автор стремился сочетать строго научный подход к рассматриваемым проблемам с доступностью изложения. С этой целью ограничено число ссылок на научную литературу, использовавшуюся при ее написании и привлекается разнообразный фактический материал.

Особенность работы состоит в том, что в ней теоретическая сторона рассматриваемых проблем раскрывается в сочетании с их прикладной стороной, с описанием технологий, методов практического действия.

Во всей работе широко используются изречения, афоризмы многих деятелей мировой культуры, ведь «результаты мышления великих людей просеяны через решето и сито времени» (Л. Н. Толстой). Автор использовал афоризмы в тех случаях, когда сказать лучше не мог, в качестве аргументов и выразительных средств и с целью актуализации знаниевого опыта, который продуцируется вне академической науки и нередко дает более полное представление о предмете исследования.

Обсуждаемые в настоящей работе вопросы сложны и малоразработаны. Поэтому предлагаемое автором решение их может оказаться не бесспорным, дискуссионным. Автор будет рад обсудить их с читателями.

Автор выражает благодарность ректору Уральского государственного педагогического университета, доктору педагогических наук, профессору Алевтине Александровне Симоновой и директору Института социального образования, доктору педагогических наук, профессору Ирине Анатольевне Ларионовой за содействие в издании этой книги.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байлук В. В. Формирование готовности будущих специалистов в вузе к профессиональной самореализации : монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2016.

REFERENCES

1. Bayluk V. V. Formirovanie gotovnosti budushchikh spetsialistov v vuze k professional'noy samorealizatsii : monografiya / Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.