УДК 378
Ю. Н. Егорова, Ю. А. Генварева
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВУЗА В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблема самореализации студента является особо актуальной для учреждений высшего профессионального образования, готовящих специалистов железнодорожной отрасли. Профессия инженера путей сообщения предъявляет повышенные требования к личности, поэтому изучение личностных качеств студента позволяет определять и строить прогнозы будущей профессиональной деятельности во время обучения в вузе.
Излагаются теоретико-методологические основания исследования проблемы учебно-профессиональной самореализации студента железнодорожного вуза. Рассматриваются понятия «самореализация студента», «профессиональная самореализация», раскрываются особенности самореализации студента железнодорожного вуза. Выявлены факторы, компоненты и педагогические условия самореализации студента указанного вуза, предложена методика содействия самореализации студента в учебно-профессиональной деятельности.
Ключевые слова: самореализация, самореализация студента, учебно-профессиональная деятельность, профессиональная самореализация.
В настоящее время в обществе все более востребованным становится человек, умеющий активно откликаться на потребности социума, развиваться в продуктивной деятельности и общении, умеющий профессионально организовывать процесс взаимодействия людей, нацеленный на созидание в социокультурном пространстве. Современные учреждения высшего профессионального образования выступают значимым фактором самореализации будущих специалистов в связи с тем, что формируют, развивают, транслируют позитивный опыт активной личностной самореализации.
Самореализация личности студента в учебно-профессиональной деятельности представляет собой динамичное преобразующее взаимодействие с миром в рамках учебно-профессиональной сферы жизнедеятельности, содействующее активизации и раскрытию потенциалов студента при обеспечении педагогических условий.
Гуманитарный образовательный процесс современного вуза (Е. В. Бондаревская, Н. М. Борытко, И. А. Колесникова) может способствовать развитию и самореализации личности студента, а способность личности к самоорганизации, саморегуляции, самореализации и осуществлению себя как субъекта деятельности характеризует ее активность [1, с. 63].
В педагогике категория «самореализация» связывается, как правило, с проблемой формирования установок и ценностных ориентаций личности под воздействием образования как основной системообразующей ценности (И. В. Бестужева-Лады, Б. М. Бим-Бада, Е. В. Бон-даревской, Н. М. Борытко, Б. С. Гершунского и др.). Так, Е. В. Федосенко в монографии «Психология самореализации профессионала» отмечает, что самореализация является базовой социальной потребностью человека, а самореализация в профессии - важной составляющей его жизни. Деятельность, в свою очередь, представляет собой основной общественный способ жизни человека: труд, профессия занимают важное место в его жизни. Понятие профессиональной самореализации дает следующее: «Под профессиональной самореализацией мы понимаем непрерывный гетерохронный процесс развития потенциалов человека в созидательной деятельности на протяжении всего жизненного пути» [2, с. 15].
Исследования отечественных ученых (А. К. Марковой, Л. М. Митиной, В. А. Сластё-нина) показывают, что нереализованность в профессии порождает неудовлетворенность ею, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается и на учебно-воспитательном процессе. Как отмечает Н. Б. Крылова, самореализация становится одной из основных ценностей жизнедеятельности каждого человека, отражающей его стремление наиболее полно проявить свои способности и потенциалы и претворить их в процессе продуктивной деятельности.
Для нас особый интерес представляет период студенчества. И. С. Кон отмечает, что самореализация как некая общая мотивация жизни достигает пика своей актуальности именно в период молодости, когда молодой человек в силу своих психофизических и ментальных особенностей обладает наибольшей энергией и работоспособностью [3].
Таким образом, для студенческой молодежи самореализация выступает главной задачей, которая решается ею непосредственно в стенах вуза. Опыт полноценной самореализации в вузовском обучении становится в дальнейшем важной основой выстраивания жизненного пути личности. Поэтому ведущей задачей вуза выступает обеспечение условий для успешной самореализации личности студента.
Профессиональной самореализации предшествует длительный период развития профессионального становления личности. Профессиональное развитие личности понимается как рост, становление, интеграция в профессиональном труде личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но главное - как активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности - творческой самореализации в профессии [4, с. 157].
Для нас в данной работе особый интерес представляет изучение процесса самореализации студента железнодорожного вуза в учебно-профессиональной деятельности. Профессия инженера путей сообщения предъявляет повышенные требования к личности, поэтому изучение личностных качеств студента позволяет определять и строить прогнозы будущей профессиональной деятельности во время обучения в вузе.
В диссертационном исследовании И. В. Митюкова предлагает профессионально ориентированную структуру личности инженера путей сообщения. Она представляет собой иерархию профессионально важных качеств интегрирующих профессионально значимые психофизиологические свойства, профессионально важные свойства личности (когнитивные, эмоционально-волевые, коммуникативные), профессионально важные психические процессы, профессиональную компетентность и профессиональную направленность [5].
Для того чтобы определить основные компоненты самореализации студента железнодорожного вуза в учебно-профессиональной деятельности, мы провели пилотажное исследование. В течение трех лет (2012-2015) проводили мониторинговые опросы, наблюдения, интервьюирования, различные тесты (рейтинг-тест Н. В. Кузьмина «Позиция студентов в образовательном процессе»), использовалась методика Е. В. Федосенко «Модели самореализации профессионала».
В рамках нашей работы было проведено исследование в Оренбургском институте путей сообщения, которое охватило 578 студентов очной формы обучения I-IV курсов железнодорожных специальностей: «Подвижной состав железных дорог», «Системы обеспечения движения поездов», «Эксплуатация железных дорог», «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» и экономических, направления «Менеджмент». Экспериментальную выборку составили студенты железнодорожных специальностей.
Опрос студентов показал следующее: на вопрос «Что вы понимаете под самореализацией?» студенты железнодорожных специальностей отвечали следующее: «Это достижение поставленных целей», «На данный момент - это окончить вуз на красный диплом, стать хорошим специалистом», «Самореализация для меня - это успехи в учебе и творческой деятельности, которой я занимаюсь». Студенты специальности «Менеджмент», напротив, видят свою самореализацию в участии в различных мероприятиях, молодежных движениях, акциях, в хобби: спорт, увлечение музыкой. Самореализацию никак не связывают ни с учебной деятельностью, ни с будущей профессией.
Таким образом, студенты технических специальностей рассматривают время обучения в вузе как этап к овладению профессией инженера железнодорожного транспорта, стремятся принимать участие как в отраслевых мероприятиях, касающихся социальной и досуго-вых сфер, так и в различных конференциях и слетах молодых специалистов и студентов.
По итогам проведенного исследования нами условно выделены три группы студентов. Первую группу составили студенты с высоким уровнем самореализации, имеющие достижения в учебной и профессиональной сферах вуза, активно участвующих во всех сферах деятельности вуза. Вторая группа студентов, имеющих средний уровень самореализации, и третья группа - имеющих низкий уровень, т. е. студенты, не вовлеченные в жизнь вуза, имеющие задолженности и не проявляющие интереса к учебе. Отметим, что если на первом курсе преобладают студенты со средним уровнем самореализации, то на втором курсе, после прохождения летней учебно-производственной практики на предприятиях «РЖД», число студентов, относящихся к группе с высоким уровнем самореализации возрастает, также необходимо отметить снижение числа студентов с низким уровнем самореализации.
Анализ практики профессиональной подготовки специалистов в Оренбургском институте путей сообщения показывает, что в вузе накоплен богатый опыт создания условий для профессиональной самореализации будущих специалистов: масштабные социально ориентированные акции, проекты, программы. В институте созданы студенческие клубы, научно-исследовательские лаборатории, студенческие газеты, установлено партнерство с учреждениями и организациями, в которых выпускники института имеют возможность реализовать свой профессионально-личностный потенциал.
Одним из важных условий успешной самореализации студентов в учебно-профессиональной детальности выступает эмпатийное взаимодействие и эффективное сотрудничество с преподавателем. При этом важное значение приобретает обновление ролевой позиции преподавателя. Выступая в роли тьютора, преподаватель помогает студенту выявлять, диагностировать свои интересы и способности, проблемные зоны, возможные риски, моделировать ситуации сознательного выбора, формировать общечеловеческие ценности. Сопровождающая и поддерживающая позиции преподавателя в самообразовании, самореализации обучающегося обеспечивают своевременную и успешную реализацию индивидуальных образовательных траекторий, проектов и программ студентов. Переход преподавателя от роли «организатора» к роли «фасилитатора» успешно реализуется в активизации творческой составляющей традиционных лекций, семинаров путем совместной постановки вопросов, проблемных ситуаций, подготовки и проведения, что также обеспечивает и реализацию новых ролей для студента - «соучастника», «соорганизатора». При этом студент получает возможность самостоятельно выбрать направление, осуществить поиск необходимой информации, формулировать и самореализовывать свои идеи, что способствует повышению уровней самоорганизации, рефлексии и творческой свободы личности.
Организация внеаудиторной и самостоятельной работы, которая представляет палитру приложения личностных устремлений и реализации личностных потенций молодежи,
также представляется необходимым условием успешной самореализации студента. Участие студентов в научно-исследовательской деятельности актуализирует активную исследовательскую позицию, творческие ресурсы, обеспечивает максимальное приложение сил, выражение и воплощение личностных мировоззренческих установок. Выполнение курсовых работ, выпускных квалификационных работ, участие в тестировании, в акциях, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписка со сверстниками из других городов, стран, участие в чатах, видеоконференциях, выступления на научно-практических конференциях создают оптимальные условия студентам для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации.
Реализация современных образовательных технологий в подготовке специалиста железнодорожной отрасли создает основу эффективности формирования специалиста современного социума и обеспечивает выработку практических профессиональных и социальных навыков специалиста. Повышение уровня самореализации студента в учебно-профессиональной деятельности обеспечивается реализацией технологий, включающих в себя взаимодействие студента и преподавателя и обеспечивающих осуществление себя, обнаружение и, вследствие этого, развитие своих возможностей. Наиболее результативными технологиями в этом русле выступают технологии исследовательской, проектной, игровой деятельности, PR-технологии, технологии развития критического мышления, контекстного обучения, анализа конкретных ситуаций, кейс-метод. Е. Р. Никонова выделяет индивидуальное социальное проектирование как средство подготовки студентов к самореализации и самоактуализации, ею разработана и апробирована авторская методика эффективной подготовки будущих специалистов к самореализации и самоактуализации через активную социальную деятельность [6].
Вошедшие в образовательный процесс и активно используемые ИКТ-технологии позволяют студенту оперативно находить необходимую информацию, использовать ее в практических целях и развивать навыки критического мышления, анализа, синтеза и оценки информации, создавать свой микромир, в котором личность может презентовать себя и создавать многочисленные коммуникативные связи, реализуя свои потенции на эффективное деловое общение, профессиональный пиар, создание прагматичных моделей социального поведения [7].
Таким образом, учебно-профессиональная деятельность как сфера жизнедеятельности студента должна обеспечивать возможности для саморазвития, самообразования, самореализации личности, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, а также включать условия для поиска и выбора личностью оптимальных вариантов, нивелирования рисков, устранения и минимизации негативных последствий.
Список литературы
1. Власюк И. В. Подготовка учителя к ценностному взаимодействию с семьей в системе вузовского обучения // Изв. Волгоградского гос. ун-та. Спецвыпуск. 2012. Вып. 4 (68). С. 61-65.
2. Психология самореализации профессионала / под науч. ред. Е. В. Федосенко. СПб.: Речь, 2012. 157 с.
3. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
4. Митина Л. М. Два способа жизни (по С. Л. Рубинштейну) - две модели профессиональной жизнедеятельности человека в современном мире // Материалы всерос. науч. конф. (15-16 октября 2009 г.). М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
5. Митюкова И. В. Мотивационные и личностные факторы профессионального самоопределения студентов железнодорожного вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Чита, 2006. 23 с.
6. Никонова Е. Р. Индивидуальное социальное проектирование как средство подготовки будущих архитекторов к самореализации и самоактуализации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 131-134.
7. Ефремова Е. П. О некоторых возможностях реализации электронного обучения в образовательной среде технического вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 12 (165). С. 77-80.
Егорова Ю. Н., доктор педагогических наук, профессор, и. о. зав. кафедрой. Оренбургский институт путей сообщения - филиал ФГБОУ ВПО «СамГУПС».
Пр-д Коммунаров, 16-18, Оренбург, Россия, 460006. E-mail: [email protected]
Генварева Ю. А., кандидат педагогических наук, доцент.
Оренбургский институт путей сообщения - филиал ФГБОУ ВПО «СамГУПС».
Пр-д Коммунаров, 16-18, Оренбург, Россия, 460006. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 11.02.2016.
Y. N. Egorova, Y. A. Genvareva THE RAILWAY UNIVERSITY STUDENTS' SELF- REALIZATION IN ACADEMIC AND PROFESSIONAL ACTIVITY
The problem of students' self-realization is particularly relevant for the higher professional education institutions training specialists for the railway industry. Railway Engineer profession raises standards to the individual, so the analysis of student's personal qualities allows one to define future careers perspectives while studying at university.
This paper presents theoretical and methodological bases of research problems for academic and professional self-realization of railway engineering students. The concepts of "students' self-realization", "professional self-realization" are revealed, as well as some peculiarities of railway engineering students' self-realization.
The components of the self-realization process are analyzed; cooperation forms and methods of the railway university students' self-realization in academic and professional activity are given.
Key words: self-realization, students' self-realization, academic and professional activity, professional self-realization.
References
1. Vlasyuk I. V. Podgotovka uchitelya k tsennostnomu vzaimodeystviyu s sem'ey v sisteme vuzovskogo obucheniya [Preparing Teachers to Value Interaction with the Family in University Training System]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta - Volgograd State University Bulletin. Special edition, 2012, no. 4 (68), pp. 61-65 (in Russian).
2. Psikhologiya samorealizatsii professionala [Psychology of Professional Self-realization]. Ed. by E. V. Fedosenko. St. Petersburg, Rech Publ., 2012. 157 p. (in Russian).
3. Kon I. S. V poiskakh sebya: Lichnost' i eye samosoznaniye [In Search of Oneself: Personality and its Identity]. Moscow, Politizdat Publ., 1984. 335 p. (in Russian).
4. Mitina L. M. Dva sposoba zhizni (po S. L. Rubinshteynu) - dve modeli professional'noy zhiznedeyatelnosti cheloveka v sovremennom mire [Two Ways of Life (by S. L. Rubinstein) - Two Models of Professional Human Activity in the Modern World]. Materialy vserossiyskoy nauchnoy konferentsii (15-16 oktyabrya 2009 g.) [All-Russian Scientific Conference (15-16 October 2009)]. Moscow, Institut psykhologii Russiyskoy akademii nauk Publ., 2009 (in Russian).
5. Mityukova I. V. Motivatsionnye i lichnostnye faktory professional'nogo samoopredeleniya studentov zheleznodorozhnogo vuza: Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Motivational and Personal Factors of Professional Self-Determination of Railway High School Students. Abstract of thesis cand. of psychol. sci.]. Chita, 2006. 23 p. (in Russian).
6. Nikonova E. R. Individual'noye sotsial'noye proektirovaniye kak sredstvo podgotovki budushchikh arkhitektorov k samorealizatsii i samoaktualizatsii [Individual social designing as means of preparation of the future architects to self-realization and self-actualization]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no. 2 (117), pp. 131-134 (in Russian).
7. Efremova E. P. O nekotorykh vozmozhnostyakh realizatsii elektronnogo obucheniya v obrazovatel'noy srede tekhnicheskogo vuza [Possibilities of e-learning realization for technical higher schools]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 12 (165), pp. 77-80 (in Russian).
Egorova Y. N.
Orenburg Railway Institute, Branch of Federal State Budgetary Educational Institution of
Higher Education "Samara State Transport University".
Pr-d Kommunarov, 16-8, Orenburg, Russia, 460006.
E-mail: [email protected]
Genvareva Y. A.
Orenburg Railway Institute, Branch of Federal State Budgetary Educational Institution of
Higher Education "Samara State Transport University".
Pr-d Kommunarov, 16-8, Orenburg, Russia, 460006.
E-mail: [email protected]