Научная статья на тему 'Рецензия на монографию доктора философских наук, профессора В. В. Байлука «Системность самостоятельной деятельности студента вуза - основа профессиональной самореализации»'

Рецензия на монографию доктора философских наук, профессора В. В. Байлука «Системность самостоятельной деятельности студента вуза - основа профессиональной самореализации» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СУБЪЕКТНОСТЬ / САМОПОЗНАНИЕ / INDEPENDENT ACTIVITY / SELF-REALIZATION / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION / SUBJECT POSITION / SELF-KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахьямова Инна Анатольевна, Славина Анна Сергеевна

Предлагается краткая характеристика книги доктора философских наук, профессора, преподавателя Института социального образования Уральского государственного педагогического университета В. В. Байлука «Системность самостоятельной деятельности студентов вуза основа профессиональной самореализации» (Уральский государственный пеадгогически универитет, Екатеринбург, 2015). Автор впервые сводит в понятии «самостоятельная деятельность студентов» не только учебную работу, но и здоровьесберегающую (здоровьесозидающую) деятельность, обращает внимание на такие виды деятельности, как социокультурная, самостоятельная, подчеркивает значимость самопознания и самоуправления в деятельности студента. Предлагаемая автором монографии модель может позволить найти решение одной из ключевых задач модернизации российского образования разработки и внедрения в системах высшего образования новых образовательных технологий, т. к. автору удалось рассмотреть не только на методологическом, но и на технологическом уровне систему организации самостоятельной (самовоспитательной) деятельности студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахьямова Инна Анатольевна, Славина Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A REVIEW OF THE BOOK BY V.V. BAYLUK “SYSTEMIC NATURE OF INDEPENDENT ACTIVITY OF UNIVERSITY STUDENTS AS A BASIS OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION”

The article offers a brief review of the book by a Doctor of Philosophy, Professor of the Institute of Social Education of the Ural State Pedagogical University V.V. Bayluk “Systemic Nature of Independent Activity of University Students a Basis of Professional Self-realization” (Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, 2015). For the first time, the author includes in the notion of “independent activity of students” not only academic activity, but also health-preserving activity and attracts the attention of the readers to such forms of activity as socio-cultural and independent ones; he also stresses the importance of self-knowledge and self-management in the student’s activity. The suggested model may provide a solution to one of the key tasks of modernization of the Russian education design and implementation in the systems of higher education of new education technologies, as the author managed to consider the system of organization of independent (self-educational) activity of students not only on the methodological, but also on the technological level.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию доктора философских наук, профессора В. В. Байлука «Системность самостоятельной деятельности студента вуза - основа профессиональной самореализации»»

РЕЦЕНЗИИ

УДК 378.147(049.32) ББК Ч448.027

ГСНТИ 16.2127

Код ВАК 13.00.01

Ахьямова Инна Анатольевна,

доктор педагогических наук, профессор, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]

Славина Анна Сергеевна,

кандидат педагогических наук, доцент, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ ДОКТОРА ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА В. В. БАЙЛУКА «СИСТЕМНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА - ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самостоятельная деятельность; самореализация; профессиональная самореализация; высшее образование; субъектность; самопознание.

АННОТАЦИЯ. Предлагается краткая характеристика книги доктора философских наук, профессора, преподавателя Института социального образования Уральского государственного педагогического университета В. В. Байлука «Системность самостоятельной деятельности студентов вуза - основа профессиональной самореализации» (Уральский государственный пеадгогически универитет, Екатеринбург, 2015). Автор впервые сводит в понятии «самостоятельная деятельность студентов» не только учебную работу, но и здоровьесберегающую (здоровьесозидающую) деятельность, обращает внимание на такие виды деятельности, как социокультурная, самостоятельная, подчеркивает значимость самопознания и самоуправления в деятельности студента. Предлагаемая автором монографии модель может позволить найти решение одной из ключевых задач модернизации российского образования - разработки и внедрения в системах высшего образования новых образовательных технологий, т. к. автору удалось рассмотреть не только на методологическом, но и на технологическом уровне систему организации самостоятельной (самовоспитательной) деятельности студентов вуза.

Akh'yamova Inna Anatol'evna,

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Social Pedagogy, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Slavina Anna Sergeevna,

Candidate of Pedagogy, Professor of Department of Social Pedagogy, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

A REVIEW OF THE BOOK BY V.V. BAYLUK "SYSTEMIC NATURE OF INDEPENDENT ACTIVITY OF UNIVERSITY STUDENTS AS A BASIS OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION"

KEYWORDS: independent activity; self-realization; professional self-realization; subject position; self-knowledge.

ABSTRACT. The article offers a brief review of the book by a Doctor of Philosophy, Professor of the Institute of Social Education of the Ural State Pedagogical University V.V. Bayluk "Systemic Nature of Independent Activity of University Students - a Basis of Professional Self-realization" (Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, 2015). For the first time, the author includes in the notion of "independent activity of students" not only academic activity, but also health-preserving activity and attracts the attention of the readers to such forms of activity as socio-cultural and independent ones; he also stresses the importance of self-knowledge and self-management in the student's activity. The suggested model may provide a solution to one of the key tasks of modernization of the Russian education - design and implementation in the systems of higher education of new education technologies, as the author managed to consider the system of organization of independent (self-educational) activity of students not only on the methodological, but also on the technological level.

с

стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, является «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина».

Перед системой образования (в том числе и высшего образования) ставится за-

дача подготовки конкурентоспособного специалиста, способного и готового к постоянному саморазвитию. Для достижения этой цели в соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. предлагается «разработка новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий с учетом личностных свойств, интересов и потребностей обучающегося».

272

РЕЦЕНЗИИ

Все это предполагает необходимость определения новой модели и современных технологий профессионального обучения студентов, включающих в том числе иную организацию самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов сегодня становится одним из основных условий качественной подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности, а также их дальнейшей профессиональной самореализации.

Актуальность представленной на рецензию монографии обусловлена в первую очередь тем, что автор предлагает новый подход к определению содержания и механизмов организации самостоятельной работы обучающихся, подчеркивает ее инте-гративный характер и определяет основой понятия самостоятельной работы самостоятельную деятельность студента.

Автор описывает свою концепцию самостоятельной деятельности студента, подчеркивая роль самопознания как интегрирующего начала для всех видов самостоятельной работы. Это, на наш взгляд, позволяет по-новому взглянуть на процесс организации самостоятельной работы студентов, задает свежий вектор развития педагогической науки в описываемой области.

Автор справедливо подчеркивает, что в настоящее время интерес для преподавателей представляет исключительно «самостоятельное усвоение студентами знаний». В то время как цель образования - формирование готовности к профессиональной самореализации на основе приобретенных знаний, умений, воспитанных качеств. Это позволяет согласиться с заключением автора о том, что сегодня педагогическая общественность в своих исследованиях в области самостоятельной работы студентов зачастую делает акцент не на результат подготовки, а на его отдельные элементы (средства), затрагивая в основном только один вид деятельности -учебно-познавательную. В то время как о целостности самостоятельной деятельности студентов в вузе вспоминают нечасто.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время практически отсутствует методологический и технологический инструментарий для успешного осуществления всех видов самостоятельной деятельности студентов, развивая одну из своих ключевых идей о единстве методов воспитания и самовоспитания студентов в вузе.

Таким образом, научная и практическая значимость монографии В. В. Байлука заключается в авторском походе к трактовке сущности самостоятельной деятельности студента как сложной системы, имеющей две ключевых составляющих (подсистемы) и, соответственно, два ключевых вектора:

эндотерический (направленный на познание и совершенствование себя) и эзотерический (самостоятельная деятельность в созданных в рамках учебного процесса условиях). Этот подход является ведущим для пересмотра системы организации самостоятельной работы студентов в процессе их профессиональной подготовки. В условиях перехода на новые федеральные государственные стандарты такая трактовка становится особенно своевременной.

Значимым также является системный анализ автором содержания, технологий и методов самостоятельной работы студента в рамках всех ключевых направлений и видов деятельности студентов в вузе (учебно-познавательная, учебно-практическая, научно-исследовательская, самопознавательная, самостоятельная, здоровьесозидающая, социокультурная деятельности, самоменеджмент студента).

Отметим, что автор впервые объединяет в понятии «самостоятельная деятельность студентов» учебную работу и здоровь-есберегающую (здоровьесозидающую) деятельность, подчеркивая значимость самопознания и самоуправления в деятельности студента.

Отдельный интерес, на наш взгляд, представляет глава, посвященная здоровье-созидающей деятельности студентов в системе их самостоятельной работы. Автору удалось не только обобщить имеющиеся знания в области здоровьесберегающей деятельности, но и на доступном уровне раскрыть механизм влияния этого вида деятельности на успешность и продуктивность профессиональной деятельности. Считаем, что отдельного внимания заслуживает и глава, посвященная самостоятельной деятельности студента в области научно-исследовательской работы, где на методологическом уровне раскрыта природа описываемого явления и на методическом уровне представлена конкретная технология деятельности студента в области поиска и производства нового знания.

Достоинством монографии является практическая направленность, выраженная в описании конкретных методов и технологий самостоятельной деятельности, готовых к применению в практической деятельности преподавателя и студента. Подобный симбиоз науки и практики делает монографию интересной для широкого круга читателей.

Рецензируемая монография написана доступным языком, содержит большое количество иллюстративного материала, является воплощением неповторимого авторского стиля (цитаты ученых, афоризмы, примеры из жизни, работ студентов, ссылки

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2015. № 11

273

на авторские прикладные исследования и т. д.), отличается целостностью, системностью, представляет собой законченное исследование. На страницах автор ведет диалог со своим читателем, не только заставляя задуматься над поиском ответов на ключевые вопросы, но и предлагая свои варианты ответов, механизмы решения задач. Автор мотивирует читателя на применение описываемых технологий самостоятельной работы, предлагая подробный анализ результатов их использования, а также определяя критерии результативности.

На наш взгляд, предлагаемая В. В. Бай-луком модель может помочь в поиске решения задачи модернизации российского образования, обозначенной в Концепции Федеральной целевой программы развития

образования на 2016-2020 годы, в части разработки и внедрения в системе высшего образования новых образовательных технологий, поскольку автору удалось не только на методологическом, но и на технологическом уровне раскрыть систему организации самостоятельной (самовоспитательной) деятельности студентов вуза.

Несмотря на многие очевидные достоинства монографии, считаем, что автор уделил недостаточно внимания обобщающей главе, посвященной системности самостоятельной деятельности студентов. Возможно, при переиздании данной книги В. В. Байлук сочтет возможным раскрыть этот вопрос более подробно, как оно того заслуживает.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байлук В. В. Системность самостоятельной деятельности студентов вуза - основа профессиональной самореализации : монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2015.

REFERENCES

1. Bayluk V. V. Sistemnost' samostoyatel'noy deyatel'nosti studentov vuza - osnova professional'noy samo-realizatsii : monografiya / Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.