Храмцов П.И.
доктор медицинских наук, Заведующий лабораторией новых технологий в гигиене детей и подростков
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН
Цапенко М.М. кандидат педагогических наук, Заместитель начальника управления развития содержания общего, дошкольного и специального образования Департамент образования г. Москвы
Березина Н.О. кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории гигиены обучения НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН
Москва, Россия
МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация: Контроль за состоянием здоровья дошкольников и своевременное проведение оздоровительных мероприятий является одним из приоритетных направлений современного дошкольного образования. Для оценки и динамического наблюдения за здоровьем детей разработана система мониторинга, включающая анализ соответствия хронологического и биологического возраста, физического развития, функциональные возможности организма, развитие мелкой моторики и острой заболеваемости. В качестве индикаторов динамики состояния здоровья принято количество детей с дефицитом и избытком массы тела, выраженными нарушениями осанки и деформациями стоп, с уровнем функциональных возможностей и мелкой моторики ниже возрастно-половой нормы, индекс здоровья и количество часто болеющих детей и с отставанием в биологическом развитии. Информация о развитии и здоровье детей предоставляется родителям каждого ребенка с указанием необходимых рекомендаций, воспитателям для оптимизации учебно-воспитательного процесса, заведующему и старшему воспитателю для обоснования организационных мероприятий по совершенствованию условий и режима жизнедеятельности детей в детском саду. Апробация и внедрение мониторинга здоровья дошкольников проводится в рамках реализации городской инновационной площадки Департамента образования города Москвы «Апробация и внедрение мониторинга здоровья детей в дошкольных образовательных
учреждениях». Использование технологий мониторинга здоровья дошкольников позволяет объективно оценить здоровьеформирующие ресурсы детского сада.
Дошкольный возраст является наиболее важным этапом в развитии и формировании здоровья детского организма в связи с его повышенной чувствительностью к действию различных факторов природной и социальной среды.
Анализ данных профилактических медицинских осмотров позволил установить, что 17,3% детей можно считать практически здоровыми, 29,4% детей имеют функциональные отклонения, 52,8% детей страдают хроническими заболеваниями в стадии компенсации и 0,5% детей -хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.
К сожалению, выявляется существенная разница между данными официальной статистики и результатами углубленных медицинских осмотров. Это, в первую очередь, касается I и II групп здоровья. В соответствии с этими данными I группу составляют всего 5,2% детей, II - 41,7%. Количество детей III и IV групп здоровья существенно не различаются, поскольку клинически выраженные хронические заболевания не вызывают затруднений при постановке диагноза.
Сравнение данных распределения современных дошкольников по группам здоровья с их сверстниками 90-х годов прошлого века позволило вывить следующие особенности:
1) снижение количества детей I группы с 8,0% до 5,2%, т.е. в 1,5 раза,
2) снижение количества детей II группы с 75% до 41,7%, т.е. в 1,8 раза,
3) увеличение количества детей III группы с 16,1% до 52,5%, т.е. в 3,2 раза
Выявленные при осмотре нарушения здоровья дифференцируют на
функциональные отклонения и хронические болезни и оценивают их распространенность в расчете на 1000 обследованных детей (в %о). Данный показатель учитывает случаи, когда у одного ребенка выявляется несколько функциональных отклонений или хронических заболеваний.
Установлено, что распространенность функциональных отклонений у современных старших дошкольников составляет 1425%о, частота встречаемости хронических болезней - 527,4%о. Общая патологическая пораженность (сумма функциональных нарушений и хронических заболеваний) составляет 1953%о. В среднем на 1 ребенка приходится 1,5 функциональных нарушений и у каждого второго имеется хроническое заболевание.
Распространенность как функциональных отклонений, так и хронических заболеваний выше у мальчиков, чем у девочек.
Подтверждением низкой выявляемости функциональных отклонений у дошкольников при профилактических осмотрах служат различия между результатами профилактических осмотров и углубленных медицинских осмотров. Для функциональных отклонений различия составляют 1,7 раза, для хронических болезней - 1,2 раза.
Исходя из этого, актуальным является повышение качества диагностики, особенно раннего выявления функциональных отклонений у дошкольников и своевременное проведение оздоровительных мероприятий, поскольку именно на ранних этапах отклонений эффективность коррекции и оздоровления -максимальная.
Оценка физического развития позволила установить, что нормальное физическое развитие отмечалось у 81% дошкольников 90-х годов, дефицит массы тела - у 17,7% , избыток массы тела - у 1,3% детей.
У современных же детей произошло уменьшения в 1,5 раза количества детей с дефицитом массы тела - таких детей в настоящее время 11,3% и увеличение в 6,3 раза количества детей с избытком массы тела (8,2%).
Приведенные данные о заболеваемости и нарушении физического развития свидетельствуют о необходимости проведения постоянного мониторинга соответствующих показателей, причем, наиболее эффективно это возможно осуществить в время пребывания ребенка в детском саду. Оценка и контроль за ростом, развитием и формированием здоровья детей являются объективной характеристикой для обоснования приоритетных направлений
повышения резервов их здоровья в условиях дошкольных образовательных учреждений.
К сожалению, используемые в настоящее время показатели оценки и контроля здоровья дошкольников не носят системного характера. В НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков разработаны методические рекомендации «Мониторинг здоровья дошкольников», которые утверждены Президиумом Российского общества развития школьной и университетской медицины и здоровья, протокол № 12 от 21 декабря 2011 г. Структура мониторинга включает: Мониторинг проводится по следующим направлениям:
1. Соответствие хронологического и биологического возраста;
2. Физическое развитие (длина и масса тела, состояние осанки и стоп);
3. Функциональные возможности организма:
3.1. Сила мышц кисти ведущей руки,
3.2. Устойчивость организма к гипоксии (дыхательная проба Штанге),
3.3. Координация движений (поза Ромберга - стопы на одной линии, поза «Аист» - стоя на одной ноге),
3.4. Развитие мелкой моторики (мотометрический тест);
4. Острая заболеваемость (часто-, эпизодически и неболеющие дети);
5. Анализ результатов обследования детей в динамике наблюдения;
6. Использование результатов мониторинга.
Данные каждого раздела заносятся в соответствующие стандартизированные протоколы.
Индикаторами здоровья дошкольников являются следующие показатели:
1) количество детей с дефицитом массы тела, %
2) количество детей с избытком массы тела, %
3) количество детей с выраженными нарушениями осанки, %
4) количество детей с деформациями стоп, %
5) количество детей, у которых сила мышц кисти ведущей руки ниже среднего возрастно-полового значения, %
6) количество детей, у которых время задержки дыхания на вдохе ниже среднего возрастно-полового значения, %
7) количество детей, у которых значения координации движений ниже среднего возрастно-полового значения, %
8) количество детей, у которых установлено отставание в развитии мелкой моторики, %
9) количество ЧБД (часто болеющих детей), %
10) индекс здоровья (количество ни разу не болевших детей), %
11) количество детей с отставанием в биологическом развитии, %.
Важным разделом мониторинга здоровья дошкольников является анализ за весь период пребывания ребенка от момента поступления до момента его окончания следующих показателей: 1) количества вновь зарегистрированных функциональных нарушений, хронических заболеваний, отклонений физического развития по сравнению с теми, что были отмечены у детей при их поступлении в детский сад, 2) количества функциональных нарушений, хронических заболеваний и отклонений физического развития, которые были устранены и перед школой не отмечены, 3) среднее количество функциональных нарушений, хронических заболеваний, отклонений физического развития при поступлении и перед школой на одного ребенка.
Информация о развитии и здоровье детей, полученная в результате мониторинга, предоставляется:
1) родителям каждого ребенка в виде таблицы с указанием текущих значений и их соответствия средним возрастно-половым значениям. На основании установленных неблагоприятных изменений в развитии и состоянии здоровья детей родителям даются соответствующие рекомендации;
2) воспитателям групп для оптимизации учебно-воспитательного процесса с учетом выявленных особенностей развития детей;
3) заведующему и старшему воспитателю для обоснования организационных мероприятий по совершенствованию условий и режима жизнедеятельности детей в детском саду.
Апробация и внедрение мониторинга здоровья дошкольников проводится в рамках реализации городской инновационной площадки (ГИП) Департамента образования города Москвы «Апробация и внедрение мониторинга здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях». Базовыми дошкольными образовательными учреждениями ГИП являются следующие: № 791 ЮЗОУО, № 1688 и № 2565 ВОУО, № 1881 ЮВОУО и ЦО № 1998 (ДОУ как структурное подразделение). За период с сентября по ноябрь проведено 60 обучающих семинаров, на которых технологии мониторинга освоены специалистами 357 сетевых дошкольных образовательных учреждений. В течение октября и ноября 2012 г проведен мониторинг здоровья 18 697 дошкольников 5-7 лет.
Аналогов Московскому мониторингу здоровья дошкольников в настоящее время не существует.
Использование технологий мониторинга здоровья дошкольников позволяет также объективно оценить здоровьеформирующие ресурсы детского сада в условиях реализации развивающих, профилактических и оздоровительных программ на основе комплексного анализа показателей развития и состояния здоровья детей. Для систематизации и распространения здоровьеформирующих технологий в дошкольном образовании, а также для оценки их эффективности может быть использован механизм сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений.
Развитие здоровьеформирующих ресурсов современных детских садов предполагает решение следующих проблем:
1) недостаточность исследований по разработке и обоснованию эффективных инновационных профилактических и оздоровительных технологий формирования здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях,
3) недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов, воспитателей, специалистов и медицинских сестер в области сохранения и укрепления здоровья дошкольников,
4) негативные последствия форсированной подготовки к школе,
5) отсутствие преемственности технологий формирования здоровья детей в детском саду и школе,
6) низкий уровень социального партнерства детского сада и семьи, внедрения новых форм взаимодействия родителей, воспитателей и детей.
Перспективы развития здоровьеформирующих ресурсов современного детского сада связаны с реализацией следующих направлений:
1) разработка стандартов технологий развития здоровьеформирующих ресурсов дошкольных общеобразовательных учреждений,
2) системный мониторинг здоровья дошкольников и оценка на этой основе эффективности здоровьеформирующей деятельности детских садов,
3) широкое использование механизма сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений по систематизации, разработке, апробации и распространения результатов деятельности в области сохранения и укрепления здоровья детей в условиях детского сада,
4) методическое и технологическое обеспечение формирования здоровья детей в разных формах современного дошкольного образования и воспитания (консультативные пункты, семейные детские сады, ЦИПРы, группы кратковременного пребывания для старших дошкольников для их подготовки к школе),
5) разработка методических и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений в области сохранения и укрепления здоровья детей на разных этапах их роста и развития.