Научная статья на тему 'Мониторинг здоровья дошкольников: методические основы и организационные технологии'

Мониторинг здоровья дошкольников: методические основы и организационные технологии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3720
527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ / КОНТРОЛЬ ЗДОРОВЬЯ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Храмцов П. И., Цапенко М. М., Березина Н. О.

Контроль за состоянием здоровья дошкольников и своевременное проведение оздоровительных мероприятий является одним из приоритетных направлений современного дошкольного образования. Для оценки и динамического наблюдения за здоровьем детей разработана система мониторинга, включающая анализ соответствия хронологического и биологического возраста, физического развития, функциональные возможности организма, развитие мелкой моторики и острой заболеваемости. В качестве индикаторов динамики состояния здоровья принято количество детей с дефицитом и избытком массы тела, выраженными нарушениями осанки и деформациями стоп, с уровнем функциональных возможностей и мелкой моторики ниже возрастнополовой нормы, индекс здоровья и количество часто болеющих детей и с отставанием в биологическом развитии. Информация о развитии и здоровье детей предоставляется родителям каждого ребенка с указанием необходимых рекомендаций, воспитателям для оптимизации учебно-воспитательного процесса, заведующему и старшему воспитателю для обоснования организационных мероприятий по совершенствованию условий и режима жизнедеятельности детей в детском саду. Апробация и внедрение мониторинга здоровья дошкольников проводится в рамках реализации городской инновационной площадки Департамента образования города Москвы «Апробация и внедрение мониторинга здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях». Использование технологий мониторинга здоровья дошкольников позволяет объективно оценить здоровье-формирующие ресурсы детского сада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health monitoring in preschool children and organizational technologies

Control of the health condition of preschool children and timely conducting of health improvement measures is a priority of present-day preschool education. A monitoring system was developed for assessment and dynamic observation of children’s health, including analysis of respective chronological and biological age, physical fitness, functional capacity of the body, development of fine motor skills and acute morbidity. Assumed to be indicators of the dynamics of health conditions are the number of children with deficient and excessive body mass, pronounced postural disorders and talipes and the level of functional capacities and fine motor skills below the age and sex standards, the health index and the number children who fall ill frequently and those with handicapped biological development. Information about children’s health and development is presented to the parents of each child indicating the necessary recommendation to the teachers in order to optimize the teaching and care process. This information is also made available to the head and the head teacher to substantiate the measures to improve the conditions and regime of life activity in the kindergarten. The approval and introduction of health monitoring of preschool children is conducted under the innovative program of the Department of Education, Moscow Government “Testing and Monitoring of Health in Preschool Educational Institutions”. The use of monitoring technologies of preschool children makes it possible to assess the health-creating resources of the kindergarten.

Текст научной работы на тему «Мониторинг здоровья дошкольников: методические основы и организационные технологии»

Храмцов П.И.

доктор медицинских наук, Заведующий лабораторией новых технологий в гигиене детей и подростков

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН

Цапенко М.М. кандидат педагогических наук, Заместитель начальника управления развития содержания общего, дошкольного и специального образования Департамент образования г. Москвы

Березина Н.О. кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории гигиены обучения НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН

Москва, Россия

МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация: Контроль за состоянием здоровья дошкольников и своевременное проведение оздоровительных мероприятий является одним из приоритетных направлений современного дошкольного образования. Для оценки и динамического наблюдения за здоровьем детей разработана система мониторинга, включающая анализ соответствия хронологического и биологического возраста, физического развития, функциональные возможности организма, развитие мелкой моторики и острой заболеваемости. В качестве индикаторов динамики состояния здоровья принято количество детей с дефицитом и избытком массы тела, выраженными нарушениями осанки и деформациями стоп, с уровнем функциональных возможностей и мелкой моторики ниже возрастно-половой нормы, индекс здоровья и количество часто болеющих детей и с отставанием в биологическом развитии. Информация о развитии и здоровье детей предоставляется родителям каждого ребенка с указанием необходимых рекомендаций, воспитателям для оптимизации учебно-воспитательного процесса, заведующему и старшему воспитателю для обоснования организационных мероприятий по совершенствованию условий и режима жизнедеятельности детей в детском саду. Апробация и внедрение мониторинга здоровья дошкольников проводится в рамках реализации городской инновационной площадки Департамента образования города Москвы «Апробация и внедрение мониторинга здоровья детей в дошкольных образовательных

учреждениях». Использование технологий мониторинга здоровья дошкольников позволяет объективно оценить здоровьеформирующие ресурсы детского сада.

Дошкольный возраст является наиболее важным этапом в развитии и формировании здоровья детского организма в связи с его повышенной чувствительностью к действию различных факторов природной и социальной среды.

Анализ данных профилактических медицинских осмотров позволил установить, что 17,3% детей можно считать практически здоровыми, 29,4% детей имеют функциональные отклонения, 52,8% детей страдают хроническими заболеваниями в стадии компенсации и 0,5% детей -хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.

К сожалению, выявляется существенная разница между данными официальной статистики и результатами углубленных медицинских осмотров. Это, в первую очередь, касается I и II групп здоровья. В соответствии с этими данными I группу составляют всего 5,2% детей, II - 41,7%. Количество детей III и IV групп здоровья существенно не различаются, поскольку клинически выраженные хронические заболевания не вызывают затруднений при постановке диагноза.

Сравнение данных распределения современных дошкольников по группам здоровья с их сверстниками 90-х годов прошлого века позволило вывить следующие особенности:

1) снижение количества детей I группы с 8,0% до 5,2%, т.е. в 1,5 раза,

2) снижение количества детей II группы с 75% до 41,7%, т.е. в 1,8 раза,

3) увеличение количества детей III группы с 16,1% до 52,5%, т.е. в 3,2 раза

Выявленные при осмотре нарушения здоровья дифференцируют на

функциональные отклонения и хронические болезни и оценивают их распространенность в расчете на 1000 обследованных детей (в %о). Данный показатель учитывает случаи, когда у одного ребенка выявляется несколько функциональных отклонений или хронических заболеваний.

Установлено, что распространенность функциональных отклонений у современных старших дошкольников составляет 1425%о, частота встречаемости хронических болезней - 527,4%о. Общая патологическая пораженность (сумма функциональных нарушений и хронических заболеваний) составляет 1953%о. В среднем на 1 ребенка приходится 1,5 функциональных нарушений и у каждого второго имеется хроническое заболевание.

Распространенность как функциональных отклонений, так и хронических заболеваний выше у мальчиков, чем у девочек.

Подтверждением низкой выявляемости функциональных отклонений у дошкольников при профилактических осмотрах служат различия между результатами профилактических осмотров и углубленных медицинских осмотров. Для функциональных отклонений различия составляют 1,7 раза, для хронических болезней - 1,2 раза.

Исходя из этого, актуальным является повышение качества диагностики, особенно раннего выявления функциональных отклонений у дошкольников и своевременное проведение оздоровительных мероприятий, поскольку именно на ранних этапах отклонений эффективность коррекции и оздоровления -максимальная.

Оценка физического развития позволила установить, что нормальное физическое развитие отмечалось у 81% дошкольников 90-х годов, дефицит массы тела - у 17,7% , избыток массы тела - у 1,3% детей.

У современных же детей произошло уменьшения в 1,5 раза количества детей с дефицитом массы тела - таких детей в настоящее время 11,3% и увеличение в 6,3 раза количества детей с избытком массы тела (8,2%).

Приведенные данные о заболеваемости и нарушении физического развития свидетельствуют о необходимости проведения постоянного мониторинга соответствующих показателей, причем, наиболее эффективно это возможно осуществить в время пребывания ребенка в детском саду. Оценка и контроль за ростом, развитием и формированием здоровья детей являются объективной характеристикой для обоснования приоритетных направлений

повышения резервов их здоровья в условиях дошкольных образовательных учреждений.

К сожалению, используемые в настоящее время показатели оценки и контроля здоровья дошкольников не носят системного характера. В НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков разработаны методические рекомендации «Мониторинг здоровья дошкольников», которые утверждены Президиумом Российского общества развития школьной и университетской медицины и здоровья, протокол № 12 от 21 декабря 2011 г. Структура мониторинга включает: Мониторинг проводится по следующим направлениям:

1. Соответствие хронологического и биологического возраста;

2. Физическое развитие (длина и масса тела, состояние осанки и стоп);

3. Функциональные возможности организма:

3.1. Сила мышц кисти ведущей руки,

3.2. Устойчивость организма к гипоксии (дыхательная проба Штанге),

3.3. Координация движений (поза Ромберга - стопы на одной линии, поза «Аист» - стоя на одной ноге),

3.4. Развитие мелкой моторики (мотометрический тест);

4. Острая заболеваемость (часто-, эпизодически и неболеющие дети);

5. Анализ результатов обследования детей в динамике наблюдения;

6. Использование результатов мониторинга.

Данные каждого раздела заносятся в соответствующие стандартизированные протоколы.

Индикаторами здоровья дошкольников являются следующие показатели:

1) количество детей с дефицитом массы тела, %

2) количество детей с избытком массы тела, %

3) количество детей с выраженными нарушениями осанки, %

4) количество детей с деформациями стоп, %

5) количество детей, у которых сила мышц кисти ведущей руки ниже среднего возрастно-полового значения, %

6) количество детей, у которых время задержки дыхания на вдохе ниже среднего возрастно-полового значения, %

7) количество детей, у которых значения координации движений ниже среднего возрастно-полового значения, %

8) количество детей, у которых установлено отставание в развитии мелкой моторики, %

9) количество ЧБД (часто болеющих детей), %

10) индекс здоровья (количество ни разу не болевших детей), %

11) количество детей с отставанием в биологическом развитии, %.

Важным разделом мониторинга здоровья дошкольников является анализ за весь период пребывания ребенка от момента поступления до момента его окончания следующих показателей: 1) количества вновь зарегистрированных функциональных нарушений, хронических заболеваний, отклонений физического развития по сравнению с теми, что были отмечены у детей при их поступлении в детский сад, 2) количества функциональных нарушений, хронических заболеваний и отклонений физического развития, которые были устранены и перед школой не отмечены, 3) среднее количество функциональных нарушений, хронических заболеваний, отклонений физического развития при поступлении и перед школой на одного ребенка.

Информация о развитии и здоровье детей, полученная в результате мониторинга, предоставляется:

1) родителям каждого ребенка в виде таблицы с указанием текущих значений и их соответствия средним возрастно-половым значениям. На основании установленных неблагоприятных изменений в развитии и состоянии здоровья детей родителям даются соответствующие рекомендации;

2) воспитателям групп для оптимизации учебно-воспитательного процесса с учетом выявленных особенностей развития детей;

3) заведующему и старшему воспитателю для обоснования организационных мероприятий по совершенствованию условий и режима жизнедеятельности детей в детском саду.

Апробация и внедрение мониторинга здоровья дошкольников проводится в рамках реализации городской инновационной площадки (ГИП) Департамента образования города Москвы «Апробация и внедрение мониторинга здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях». Базовыми дошкольными образовательными учреждениями ГИП являются следующие: № 791 ЮЗОУО, № 1688 и № 2565 ВОУО, № 1881 ЮВОУО и ЦО № 1998 (ДОУ как структурное подразделение). За период с сентября по ноябрь проведено 60 обучающих семинаров, на которых технологии мониторинга освоены специалистами 357 сетевых дошкольных образовательных учреждений. В течение октября и ноября 2012 г проведен мониторинг здоровья 18 697 дошкольников 5-7 лет.

Аналогов Московскому мониторингу здоровья дошкольников в настоящее время не существует.

Использование технологий мониторинга здоровья дошкольников позволяет также объективно оценить здоровьеформирующие ресурсы детского сада в условиях реализации развивающих, профилактических и оздоровительных программ на основе комплексного анализа показателей развития и состояния здоровья детей. Для систематизации и распространения здоровьеформирующих технологий в дошкольном образовании, а также для оценки их эффективности может быть использован механизм сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений.

Развитие здоровьеформирующих ресурсов современных детских садов предполагает решение следующих проблем:

1) недостаточность исследований по разработке и обоснованию эффективных инновационных профилактических и оздоровительных технологий формирования здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях,

3) недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов, воспитателей, специалистов и медицинских сестер в области сохранения и укрепления здоровья дошкольников,

4) негативные последствия форсированной подготовки к школе,

5) отсутствие преемственности технологий формирования здоровья детей в детском саду и школе,

6) низкий уровень социального партнерства детского сада и семьи, внедрения новых форм взаимодействия родителей, воспитателей и детей.

Перспективы развития здоровьеформирующих ресурсов современного детского сада связаны с реализацией следующих направлений:

1) разработка стандартов технологий развития здоровьеформирующих ресурсов дошкольных общеобразовательных учреждений,

2) системный мониторинг здоровья дошкольников и оценка на этой основе эффективности здоровьеформирующей деятельности детских садов,

3) широкое использование механизма сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений по систематизации, разработке, апробации и распространения результатов деятельности в области сохранения и укрепления здоровья детей в условиях детского сада,

4) методическое и технологическое обеспечение формирования здоровья детей в разных формах современного дошкольного образования и воспитания (консультативные пункты, семейные детские сады, ЦИПРы, группы кратковременного пребывания для старших дошкольников для их подготовки к школе),

5) разработка методических и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений в области сохранения и укрепления здоровья детей на разных этапах их роста и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.