Состояние здоровья и образ жизни современных дошкольников
Храмцов Петр Иванович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН,
Москва, Россия р1ккгаш180У@ашаП .сот Березина Надежда Олеговна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН,
Москва, Россия [email protected]
Аннотация. Приводятся данные исследований, посвященных оценке состояния здоровья, физического развития и функциональных возможностей организма детей старшего дошкольного возраста. Показано, что в динамике 30-летних наблюдений отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей и снижения функциональных возможностей их организма. Приводятся также данные о снижении уровня двигательной активности, нарушении сна и других показателей режима дня в связи с подготовкой детей к школе. Отмечается, что при реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования необходимо учитывать состояние здоровья дошкольников, рассматривая его в качестве одного их основных критериев эффективной реализации инноваций в дошкольном образовании.
Ключевые слова: дошкольники, здоровье, физическое развитие, функциональные возможности, образ жизни
В настоящее время отмечается многолетняя устойчивая тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков (Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Модестов А.А. и др., 2012). При этом, выраженные негативные сдвиги в состоянии здоровья детей происходят на всех этапах развития ребенка (Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопрт И.К., 2013).
По данным официальной статистики 17,3% детей могут считаться абсолютно здоровыми (I группа здоровья), 29,4% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 52,8% детей страдают хроническими болезнями в стадии компенсации (III группа) и 0,5% - хроническими болезнями в стадии субкомпенсации (IV группа здоровья).
Выявленная при профилактических осмотрах распространенность функциональных отклонений среди детей дошкольного возраста составляет 1425,6%о, частота встречаемости хронических заболеваний - 527,4%о, общая патологическая пораженность -1953,0% (Рапопорт И.К., Храмцов П.И., Звездина И.В. и др., 2009).
Ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста подтверждается не только данными официальной статистики, но еще в большей степени результатами выборочных углубленных научных исследований. Такие обследования позволяют выявлять значительно большую, чем при обычных осмотрах, распространенность функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы, невротических и
гиперкинетических расстройств, нарушений сна, аллергопатологии, нарушений физического развития.
Оценка состояния здоровья проводилась с использованием методики комплексной оценки состояния здоровья (Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., 2004).
По результатам углубленного обследования детей специалистами НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМН было установлено, что I группу здоровья имеют 5,2% детей, II группу - 41,7%, III группу - 52,5% и IV группу -0,6% дошкольников. Более половины воспитанников детских садов имели 3 и более нарушений здоровья, включая функциональные отклонения и хронические заболевания. Распространенность функциональных отклонений среди дошкольников составляет 2430%о, хронических болезней - 623%о.
Таким образом, фактическая частота функциональных отклонений на 1000 % выше той, которая выявляется при осмотрах, проводимых врачами поликлиник. Частота хронических болезней отличается меньше - на 100%.
По сравнению с детьми 5-7 лет 90-х годов прошлого века сократилось количество здоровых детей с 8% до 5,2% и существенно (в 3,3 раза) увеличилась распространенность хронических болезней - с 16,1% до 52,5%.
В структуре функциональных отклонений первые 3 ранговых места принадлежит нарушениям костно-мышечной системы (598%), нарушениям со стороны ЛОР-органов (228%), функциональным психическим расстройствам и расстройствам поведения (l64,5%).
В структуре хронической патологии первые ранговые места распределены следующим образом: болезни хирургической сферы, в основном нарушения костно-мышечной системы (112%), хронические болезни ЛОР-органов (104%) и болезни нервной системы (62,6%).
Отклонения физического развития, в среднем, диагностируются у 15-17% дошкольников 5-7 лет. По сравнению со сверстниками 90-х годов выявлена четко выраженная негативная динамика показателей физического развития с преобладанием количества детей с избытком массы тела. Ранее таких детей было всего 1,3%. В то же время дефицит массы тела имели 17,3% детей, что почти в 2 раза больше, чем в настоящее время.
Среди детей 5 лет чаще выявляются дети с дефицитом массы тела (9,0%) по сравнению с избытком массы тела (6,0%). С возрастом, наоборот, становится больше детей с избытком массы тела (10,3%), чем с недостатком (6,7%).
При оценке состояния здоровья важное значение имеет характеристика функциональных возможностей организма детей, которые, во многом, определяют успешность детской деятельности, в том числе образовательной.
Проведен сравнительный анализ результатов лонгитудинальных 30- летних наблюдений, начиная с 1975 года до 2005 года с интервалом в 15 лет. Показатели динамометрии, как важного индикатора функциональных возможностей организма как у мальчиков, так и у девочек-дошкольников имеют четко выраженную негативную динамику. За данный период значения данного показателя у мальчиков 5 лет уменьшились в 1,8 раза, у девочек - в 2 раза; у детей 6 лет, соответственно, в 1,7 раза, и в 1,8 раза.
На основании полученных данных следует считать, что особенностями состояния здоровья, физического развития и функциональных возможностей организма дошкольников являются: высокая степень распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний; негативная динамика показателей здоровья с преобладанием хронических заболеваний; изменение характера нарушений физического развития - преобладание детей с дефицитом массы тела, характерное ранее, сменилось
преобладанием детей с избытком массы тела; ярко выраженная многолетняя отрицательная динамика функциональных возможностей организма детей 5-7 лет.
Здоровье современных дошкольников тесным образом связано с их образом жизни, существенно влияющего на рост, развитие и функциональные возможности организма.
В настоящее время отмечаются существенные перемены в социальном развитии детей. С каждым годом увеличивается количество семей, в которых наблюдается сокращение «воспитательных ресурсов» родителей. Снижается качество и количество речевого общения, меняются родительские установки. Родители становятся более авторитарными, ужесточаются требования дисциплины. Дети все чаще предоставляются сами себе и виртуальному миру телевидения и компьютера.
По данным исследований продолжительность просмотра ТВ-передач старшими дошкольниками, соответствующая гигиеническим нормативам, в будние дни отмечается только у каждого четвертого ребенка, в выходные дни - в 3,7 раза чаще. Кроме увлечения ТВ-передачами дети много времени играют в компьютерные игры. При этом продолжительность компьютерных игр, превышающая гигиенические нормативы, отмечалась почти у каждого третьего ребенка в будние дни и почти у половины детей в выходные дни.
Установлено также, что более 50% детей старших и подготовительных групп не досыпают в будние дни и даже в выходные дни 16% детей спят меньше возрастной нормы. Выявленные нарушения режима дня ребенка в семье указывает на низкий уровень здоровьесберегающих компетенций современных родителей.
Приметой времени является высокая степень загруженности детей в связи с посещением дополнительных занятий статического характера, в том числе для подготовки к школе. В детском саду такие занятия посещают 55,9% детей, вне детского сада - 44,3% детей. Почти половина дошкольников старшего возраста посещают дополнительные занятия вне детского сада, что приводит к нарушениям режима дня, ограничивает возможности по повышению двигательной активности, играющей решающую роль в развитии и формировании здоровья.
Безусловно, малоподвижный образ жизни и форсированная подготовка детей к школе не могут не оказать негативного влияния на их рост, развитие и здоровье.
Необходимо особо подчеркнуть, что инновации современного дошкольного образования должны быть строго скоординированы с возможностями детского организма. Необходимы инструментарий и механизмы реализации динамического контроля соответствия предъявляемых педагогических требований физиологическим возможностям растущего организма. Не следует забывать, что бурно растущий детский организм особо чувствителен к воздействию различных факторов, в том числе образовательных.
Библиография
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. 2004. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах: Руководство для врачей. М. 168с.
2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Модестов А.А., Косова С.А. и др. 2012. Заболеваемость детского населения России (итоги комплексного медико-статистического исследования) // Здравоохранение Российской Федерации. № 5, С. 21-26.
3. Рапопорт И.К., Храмцов П.И., Звездина И.В., Сотникова Е.Н. 2009. Состояние здоровья воспитанников детских дошкольных учреждений Москвы // Российский педиатрический журнал. №2. С.49-52.
4. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.К. 2013. Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с первого по девятый класс // Российский педиатрический журнал. № 4, С. 48-53.