Научная статья на тему 'Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения'

Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7244
640
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЛКАЯ МОТОРИКА / ДОШКОЛЬНИКИ / PRESCHOOL CHILDREN / НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ / VISION DISORDER / SMALL MOTILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селетреникова Татьяна Анатольевна, Лернер Виктория Леонидовна, Глухова Екатерина Владимировна

В статье рассмотрены проблемы развития мелкой моторики у дошкольников со зрительной патологией; структура и содержание коррекционно-развивающих занятий, направленных на совершенствование мелкой моторики у дошкольников с ограниченными возможностями; отражены результаты исследования особенностей развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селетреникова Татьяна Анатольевна, Лернер Виктория Леонидовна, Глухова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SMALL MOTILITY IN PRESCHOOL CHILDREN WITH VISION DISORDER

In article authors considered problems of development of small motility in preschool children with visual pathology, structure and content of the correctional developing occupations directed to improvement of small motility at preschool children with limited opportunities and reflected results of research of features of development of small motility at classes in graphic activity in kindergarten.

Текст научной работы на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения»

УДК 376.373.2 10.20310/1810-231Х-2016-15-1-50-56

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Селетреникова Татьяна Анатольевна, Лернер Виктория Леонидовна, Глухова Екатерина Владимировна

Тамбовский государственный университет

имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, е-шай: [email protected]

В статье рассмотрены проблемы развития мелкой моторики у дошкольников со зрительной патологией; структура и содержание коррекционно-развивающих занятий, направленных на совершенствование мелкой моторики у дошкольников с ограниченными возможностями; отражены результаты исследования особенностей развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду.

Ключевые слова: мелкая моторика, дошкольники, нарушение зрения

Образовательные технологии

Сенсомоторное развитие является одним из ведущих факторов развития ребенка в дошкольном возрасте. Активное взаимодействие детей с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует их систему восприятия.

Проблема развития мелкой моторики наиболее успешно решается на занятиях по изобразительному искусству, так как именно данная двигательная деятельность способствует развитию сенсомоторики, то есть согласованности в работе органа зрения и рук, а также совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, а, соответственно, стимулирует психические процессы у дошкольников с патологией органа зрения [1].

Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в привычной и непривычной для него среде.

Движения пальцев рук у незрячих и слабовидящих детей неуклюжи, малокоордини-рованы, нарушены точность и темп сенсомо-

торики. Кроме того, уровень развития речи дошкольников с различной сенсорной патологией также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кисти [2].

Одна из эффективных форм развития мелкой моторики рук у дошкольников - это занятия по изобразительной деятельности. Системное развитие позволяет объяснить многие функции и определить механизмы развития моторных функций у детей. Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации, в том числе и с помощью органа зрения.

Рисование, аппликация и лепка рассматриваются исследователями в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, психолого-педагогического изучения ребенка, определения степени нарушений в работе зрительного анализатора [3].

Современная специальная педагогика, а также адаптивная физическая культура в поиске эффективных средств коррекции нарушений зрения все чаще ориентируется на использование изобразительной деятельности в процессе обучения и воспитания незрячих и слабовидящих дошкольников. Для того, чтобы изобразительная деятельность стала средством коррекции, а также развития мелкой моторики дошкольников со зрительной патологией, ее необходимо организовать

с учетом закономерностей их развития согласно возрасту, уровню дефекта, а также своеобразию мелкой моторики конкретного ребенка. Кроме того, система коррекционной помощи должна быть систематической и целенаправленной [4].

Актуальность данного исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер жизнедеятельности любого ребенка, в том числе, и с ограниченными возможностями. У дошкольников с нарушениями зрения это особенно важно, так как способствует их более успешной социализации и интеграции в окружающее жизненное пространство. Развитие мелкой моторики, как одно из условий осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности дальнейшего успешного обучения детей с особыми образовательными потребностями, проводимого в специальных (коррекционных) школах-интернатах Ш-1У вида.

В эксперименте принимали участие 15 дошкольников 5-6 лет со следующими заболеваниями органа зрения: амблиопия, гипер-метропия, аномалии рефракции.

В процессе исследования мы использовали следующие методики: «Рисование ножницами», «Пластилиновые узоры», «Рисование по замыслу», «Деревья из бумажных лент».

На занятиях использовались индивидуальные и групповые методы работы. Предпочтение отдавалось индивидуальной форме работы.

Наблюдение за детьми осуществлялось за тем, как реагировал каждый дошкольник на предложенное задание, как проявлял интерес к нему, на быстроту утомляемости, а также на поведенческие реакции ребенка: умение общаться, расторможенность либо медлительность, активность либо пассивность.

Во время наблюдения мы посетили занятие по работе с бумагой «Изготовление медведя», а также занятие по работе с пластилином - «Изготовление неваляшки».

Цель занятия «Изготовление медведя» -научить детей складывать лист бумаги, показать приемы сгибания бумаги, разглаживание сгибов, закрепить умение работы с клеем и кисточкой. Все это, в свою очередь, способствует развитию мелкой моторики рук.

Воспитатель начинает занятие с тренировочных упражнений по развитию мелкой моторики пальцев кистей рук. Вспоминая сказку, «Маша и медведь», дети повторяют за ним слова сказки и делают определенные движения пальцами и ладошками. Например: «сяду на пенек» - сгибают пальцы правой руки, «съем пирожок» - сгибают пальцы левой руки и т. д.

Данные, которые были получены нами в ходе беседы с воспитателями, свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе после проведения дополнительных занятий появились дошкольники, у которых показатель продуктивности работы в значительной мере приближается к показателям нормально развивающихся детей. Отличия имеются только в повышенном количестве допускаемых дошкольниками с патологией органа зрения ошибок. При этом они начинают сами замечать допускаемые в работе ошибки.

Для определения уровня развития мелкой моторики при разметке бумаги по шаблону и работе с ножницами, а также сформи-рованности операции обведения и вырезания нами использовалась методика «Рисование ножницами».

Эта методика развивает у ребенка с ограниченными возможностями здоровья не только внимательность, но и так называемую зрительно-моторную координацию и мелкую моторику кистей рук. Для данного занятия необходимо подобрать хорошие ножницы: небольшие и с острыми концами. Дошкольникам показывают вазы разной формы, чтобы ребята могли их рассмотреть и ощупать, что дает обеспечение перцептуальному развитию и развитию сенсомоторной функции. В этой методике происходит интеграция образа округлых форм и двигательных навыков на уровне кинестетико-визуально-моторной координации.

Испытуемым предлагается сложенный вдвое лист цветной бумаги, на котором им необходимо нарисовать ножницами такую же вазу. Детям нужно было приложить к листу шаблон, обвести его карандашом, а затем по полученным линиям вырезать из бумаги вазу.

Для определения показателей выполнения данной методики были выделены следующие уровни:

1. Высокий уровень - правильное выполнение ребенком задания.

2. Средний уровень - дети испытывают небольшие затруднения.

3. Низкий уровень - неправильное выполнение ребенком задания.

Методика «Пластилиновые узоры» используется для изучения сформированности операций вдавливания, а также раскатывания при работе с пластилином. Дошкольникам предлагается рассмотреть узор на бумаге и вылепить точно такой же из куска пластилина. При этом можно глядеть на образец, расположенный на листке бумаги.

Методика проведения: воспитатель показывает детям, как наносить пластилин слоем в 1 -2 см на листок бумаги, как ее разглаживать, смачивая палец в воде. В процессе демонстрации задания он должен объяснить и показать, как наносить рисунок заостренной палочкой стеки, а также объяснить, что фон вокруг рисунка можно обжать, тогда рисунок получится выпуклым. При этом педагогу необходимо заметить, что неудачный рисунок можно стереть и нанести новый.

Методика «Рисование по замыслу». Дошкольникам предлагается работать по своему замыслу. Перед занятием рекомендуется, выполненные на предыдущем занятии работы продемонстрировать детям. Это делается для того, чтобы у ребенка с ограниченными возможностями был пример предыдущей работы, и он мог по нему определить, что именно он будет изображать сегодня. Дети рисуют на свободную тему карандашом.

Методика «Деревья из бумажных лент» развивает аналитическое мышление, то есть позволяет ребенку в меру своего возраста анализировать способы выполнения работы, а также формирует навык самоконтроля в процессе работы. Также данная методика способствует развитию согласованности в работе органа зрения и рук, совершенствованию координации движений, гибкости и точности в действиях, что особенно важно у дошкольников с патологией зрительного анализатора.

Инструкция: перед занятием необходимо подготовить бумажные полосы шириной от 5 мм до 1,5 см и длиной до 25 см в количестве 15-20 штук для одного ребенка. С одного конца они собираются в плотный пучок. Одной из полосок обматывают по спирали будущий ствол дерева и приклеивают ее. Полоска должна плотно облегать ствол. Обмотав 5-6 см снизу, от основного пучка отделя-

ют 3-5 полосок, собирают их в отдельный пучок, отводят в сторону и продолжают накручивать до следующего ответвления. Концы полос пока оставляют свободными. Число ответвлений делают произвольным, но каждую ветвь приклеивают в нужном направлении до полного высыхания клея. Одну из нарезанных полосок бумаги шириной 0,5-1,5 см желаемой длины накручивают на карандаш. Витки должны быть плотными. После окончательного скручивания карандаш осторожно вынимают. Ажурность спиралей зависит от диаметра стержня и ширины каждой бумажной полоски. Означенная методика позволяет развить у ребенка навык соотношения силы нажима с качеством бумаги, а также амплитуды движений с длиной полосы. А это, в свою очередь, формирует у слабовидящего ребенка навык ориентировки в пространстве и пространственное восприятие формы и величины объекта.

Общая организационная структура занятия с детьми, имеющими особые образовательные потребности, представлена в следующем виде:

Подготовительная часть (включает два этапа).

1. Организационный этап - это общая организация дошкольников, а также подготовка необходимых для занятия принадлежностей.

2. Вводная беседа - направлена на привлечение внимания ребенка, создание его эмоциональной заинтересованности и повышение мотивации деятельности дошкольников.

Основная часть (самая длительная состоит из четырех этапов).

1. Анализ объекта изображения по форме, размеру, строению, цвету и нахождению его в пространстве.

2. Определение будущей последовательности выполнения ребенком действий (планирование деятельности).

3. Объяснение задач, то есть побуждение дошкольника к началу работы (рекомендации по технике осуществления конкретной деятельности, предупреждение возможных ошибок).

4. Работа ребенка над заданием и руководство воспитателя процессом его деятельности:

- осуществление фронтального, дифференцированного и индивидуального руководства;

- повторное привлечение внимания дошкольников к объекту изображения;

- актуализация представлений, активизация и стимуляция деятельности детей;

- дополнительный показ технических приемов.

Заключительная часть (включает два этапа).

1. Подведение итогов урока:

- обобщение деятельности дошкольников;

- просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных ранее задач;

- фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах работ;

- оценка их ребенком и воспитателем.

2. Задание на дом.

Организационное окончание занятия.

Предлагаемая структура занятия в наибольшей степени отвечает особенностям познавательной деятельности дошкольников с нарушением зрения и оказывает эффективное воздействие на развитие у них мелкой моторики.

При таком распределении времени обеспечивается, в основном, понимание детьми 5-6-летнего возраста цели предстоящей работы. Наличие предварительной подготовки создает условие для их ориентировочно-исследовательской деятельности, которая предопределяет успешность выполнения ими задания.

Прежде чем приступить к коррекционно-развивающим занятиям в стенах детского сада нами была проведена предварительная работа:

1) было проведено собрание с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения на занятиях по изобразительной деятельности»;

2) даны советы родителям по развитию мелкой моторики у дошкольников в домашних условиях;

3) оформлена папка для родителей «Пальчиковые игры»;

4) в детском саду подготовлена выставка с разнообразным дидактическим материалом для того, чтобы показать родителям, как в домашних условиях можно развивать и совершенствовать мелкую моторику у дошкольников. На ней представлены: разнообразные пирамидки, башни, мозаики, разъемные цепочки, шнуровки, застежки, раскладывание и складывание разборных игрушек (мат-

решек, пирамид, чашек, кубиков), составление предметных разрезных картинок (сначала даются картинки, разрезанные на две части, потом на три и на четыре, первоначально складывают по образцу, в дальнейшем по памяти).

Для более высокой эффективности проводимых занятий мы придерживались следующих требований:

1. Каждое занятие должно иметь четко определенную тему, цели, задачи. Почти каждое занятие должно включать новый материал, повторение изученного, готовить учащихся к внимательному восприятию нового материала.

2. Содержание материала обязательно должно отвечать теме, задачам и быть доступным для выполнения дошкольникам соответствующего возраста, и, кроме того, отвечать требованиям индивидуального и дифференцированного подхода.

3. Методы и приемы деятельности на занятии должны отвечать возрастным особенностям дошкольников, развивать и корригировать их познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий, синтезировать и обобщать информацию.

4. На каждом этапе занятия должен вестись систематический контроль за качеством усвоенных ребенком знаний, формирование у него новых знаний, умений и навыков.

5. На занятии должны присутствовать наглядные пособия и дидактический материал с необходимыми техническими средствами.

6. Каждое занятие должно отличаться организационной четкостью и правильным распределением времени между каждой его структурной частью.

7. На занятии должны соблюдаться все требования безопасности детей и охранительно-педагогического режима.

Из 15 испытуемых можно выделить 8 детей, которые комфортно чувствуют себя во время выполнения задания, они адекватно реагируют на замечания воспитателя, в большинстве случаев с интересом относятся к предложенному заданию, стараются самостоятельно достигнуть результата, легко идут на контакт со взрослыми, умеют общаться со сверстниками, помогают своим товарищам. 5 дошкольников во время проведения эксперимента большой активности в ходе выполнения задания не проявляли, к

некоторым заданиям имели интерес, другие выполняли неохотно. Они постоянно ждут похвалы от присутствующего взрослого. У этих дошкольников наблюдается быстрая утомляемость, сниженная активность. В основном эти дети хорошо идут на контакт со взрослым, умеют общаться со сверстниками. 2 человека из 15 дошкольников с нарушением зрения практически не проявили интереса к выполнению задания. Они не умеют пользоваться помощью взрослого, неохотно вступают в контакт, часто отказываются общаться.

Вторым этапом нашего исследования стало применение с испытуемыми, отнесенными к экспериментальной группе, методики, целью которой явилось развитие мелкой моторики дошкольников на дополнительных занятиях с воспитателем.

Методика состояла в следующем.

Перед основной работой проводится физзарядка. Ее основой являются тренировочные упражнения для развития и совершенствования мелкой моторики рук ребенка.

Для совершенствования двигательных изобразительных приемов и навыков развития тонких движений пальцев рук мы использовали следующие тренировочные упражнения:

- ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу, вытянуты:

1) развести пальцы рук, поочередно на каждую пару, оставляя их в разведенном состоянии, затем все пальцы сразу соединить;

2) пальцы каждой пары развести и свести, поочередно;

3) все пальцы одновременно развести и свести «похлопать» только одними пальцами;

- рука лежит на парте, кисть приподнята в вертикальном положении. Каждый палец поочередно касается поверхности стола;

- ладонь лежит на столе. Пальцы прижаты друг к другу, затем пальцы собираются в кулак, затем выпрямляются, ладонь ставится на ребро;

- упражнение «ладонь-кулак-ребро» повторяется несколько раз с указанной последовательностью.

Перед началом работы мы в обязательном порядке проводили серию упражнений, способствующих развитию координации и дифференциации движений, укреплению мышц руки и рекомендовали данные упражнения воспитателю: вращение кистями рук, сжимание кистей в кулак, последовательное нажимание кончиком большого пальца на кончики остальных пальцев той же кисти и ряд других несложных упражнений.

Результаты развития мелкой моторики у дошкольников представлены на рисунках 1-2.

среднии

уровень выполнения задания

Рис. 1. Уровень развития мелкой моторики на 1 этапе эксперимента

4

3,5 3 2,5

кол-во детей 2

1,5 1

0,5 0

средним

уровень выполнения задания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ ЭГ

□ КГ

Рис. 2. Уровень развития мелкой моторики на 2 этапе эксперимента

В ходе настоящего исследования нами были сделаны следующие выводы.

1. На первом этапе экспериментального исследования у большинства дошкольников 5-6 лет с патологией зрительного анализатора развитие мелкой моторики находится на среднем уровне. Это указывает на наличие некоторых трудностей в развитии мелкой моторики детей, проявляющихся в периодических изменениях их работоспособности и в быстрой утомляемости. Эти нарушения препятствуют формированию у дошкольников целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию образовательного процесса в детском дошкольном учреждении.

2. Коррекция нарушений мелкой моторики, свойственных дошкольникам с патологией органа зрения осуществляется путем избирательного воздействия на нарушенные или ослабленные функции детей, систематического воспитания и совершенствования у них организованности, точности и напряжения.

3. Предлагаемая нами к использованию методика (ряд занятий по изобразительной деятельности в совокупности с коррекцион-но-развивающими упражнениями) оказывают существенную помощь при исправлении недостатков развития мелкой моторики у дошкольников 5-6 лет с патологией зрительного анализатора.

4. Предложенные методики развивают аналитическое мышление, т. е. способность

ребенка анализировать способы выполнения работы, а также навык самоконтроля в процессе работы, согласованность в работе глаз и рук, координацию движений, гибкость, точность в действиях.

Литература

1. Вайнерман С. М., Большов А. С., Сил-кин А. С. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. М., 2001.

2. Богатырева З. Н. Чудесные поделки из бумаги. М., 2007.

3. Беззубцева В. Г., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. М., 2013.

4. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. М., 2003.

References

1. Vajnerman S. M., Bol'shov А. S., Silkin А. S. Sensomotornoye razvitiye doshkol'nikov na zanya-tiyakh po izobrazitel'nomu iskusstvu [Sensory-motor development of preschool children at the lessons of the fine arts]. M., 2001.

2. Bogatyreva Z. N. Chudesnye podelki iz bu-magi [Wonderful hand-made articles from paper]. M., 2007.

3. Bezzubtseva V. G., Andrievskaya T. N. Razvivayem ruku rebyonka, gotovim yeyo k risova-niyu i pis'mu [We develop the child's hand, we prepare it for drawing and the letter]. M., 2013.

4. Dmitriev A. A. Fizicheskaya kul'tura v spet-sial'nykh (korrektsionnykh) obrazovatel'nykh uch-rezhdeniyakh [Physical culture in special (correctional) educational institutions]. M., 2003.

* * *

DEVELOPMENT OF SMALL MOTILITY IN PRESCHOOL CHILDREN WITH VISION DISORDER

Selitrenikova Tatyana Anatolyevna, Lerner Viktoriya Leonidovna, Glukhova Ekaterina Vladimirovna

Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: [email protected]

In article authors considered problems of development of small motility in preschool children with visual pathology, structure and content of the correctional developing occupations directed to improvement of small motility at preschool children with limited opportunities and reflected results of research of features of development of small motility at classes in graphic activity in kindergarten.

Key words: small motility, preschool children, vision disorder

Об авторах:

Селитреникова Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина Лернер Виктория Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры и БЖД Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

Глухова Екатерина Владимировна, студентка 5 курса, направление подготовки 49.03.02 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

About the authors:

Selitrenikova Tatyana Anatolyevna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Theory and Technique of Physical Culture and Sports Disciplines Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin

Lerner Victoriya Leonidovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of Adaptive Physical Culture and Health and Safety Department, Tambov State University named after G.R. Derzhavin

Glukhova Ekaterina Vladimirovna, 5-year Student, Education Program 49.03.02 - Physical Culture for Persons with Deviations in State of Health (Adaptive Physical Culture), Tambov State University named after G.R. Derzhavin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.