Данная статья посвящена проблеме создания в школе целостной системы мониторинга, составления и реализации программы мониторинга цены достижения образовательных результатов. В статье раскрываются возможности использования мониторинга для коррекции деятельности школы и, как следствие, повышения качества образования, описывается применение психологических диагностик
Ковылева Юлия Эдуардовна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГОУ СОШ № 1302 СЗОУО г. Москва
Мониторинг качества образования в современной школе: цена достижения образовательных результатов
Ключевые слова: качество образования; цена достижения образовательных результатов; мониторинг, психологические диагностики
Для оценки качества образования в современной школе требуется не только мониторинг образовательных результатов и условий их достижения, но и мониторинг цены достижения образовательных результатов, являющейся необходимой составляющей целостной системы мониторинга качества образования.
Под мониторингом1 мы понимаем систему организации, сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности школы, обеспечивающую непрерывное слежение за состоянием одной или нескольких систем образовательного учреждения и прогнозирование их развития.
При проведении мониторинга цены достижения образовательных результатов целью мониторинга
1 Писарева С.А. Мониторинг, статистика, социология в деятельности образовательного учреждения / С.А. Писарева, С.А. Иванов, Е. В. Пискунов - М.: НФПК, ООО «Миралл», 2005
является сбор, хранение, обработка и анализ достоверной информации о цене достижения образовательных результатов, необходимой для принятия управленческих решений в школе, направленных на повышение качества образования.
К задачам мониторинга в этом случае можно отнести: ^ Выявление критериев и показателей оценки цены достижения образовательных результатов.
^ Подбор диагностических методик (индикаторов) для выявления показателей оценки цены достижения образовательных результатов.
^ Определение необходимых видов мониторинга, а также целесообразность включения в ВШК ^ Определение частоты сбора информации, ответственных за сбор, хранение, обработку и анализ информации.
^ Определение субъектов мониторинга (потребителей информации) и возможных форм ее представления. ^ Произведение необходимых диагностических процедур.
^ Произведение своевременной обработки и анализа полученной информации для принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образовательных результатов и условий их достижения ^ Оформление результатов для представления субъектам мониторинга.
Принятие управленческих решений с целью повышения качества образовательных результатов и условий их достижения
Составляя программу мониторинга цены достижения образовательных результатов мы выделяем критерии (признаки, на основании которых производится оценка). К таким признакам мы относим: нагрузку учащихся, нагрузку учителей, состояние здоровья учащихся и учителей. Для каждого критерия выделяем показа-
тели (данные, по которым можно судить о развитии критерия). Показатели оценки цены достижения образовательных результатов представлены в табл. 1.
Таблица 1
Критерии и показатели цены достижения образовательных результатов как составляющей целостной системы мониторинга качества образования в школе
Объект мониторинга Критерии оценки Показатели оценки
Цена достижения образовательных результатов Нагрузка учащихся Число проверочных, контрольных работ и других видов аттестации в единицу времени (триместр, полугодие и т.д.)
Время, затрачиваемое на подготовку к различным видам аттестации (их трудоемкость)
Время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий (по предметам, по четвертям, по параллелям и т.д.)
Нагрузка учителей Разнообразие видов выполняемой нагрузки в работе с учащимися
Разнообразие видов выполняемой нагрузки в педагогическом коллективе
Трудоемкость (время, затрачиваемое на подготовку)
Состояние здоровья (учащихся, педагогов) Динамика зрения
Динамика заболеваний
Динамика травматизма
Таблица 2
Мониторинг цены достижения образовательных результатов.
Индикаторы мониторинга, виды мониторинга, включенность в ВШК
№ п.п. Показатели мониторинга Индикаторы Виды мониторинга Включенность в ВШК
Информа- ционный Базо- вый Проблем- ный Управлен- ческий
Нагрузка учащихся
1 Число проверочных, контрольных работ и других видов аттестации в единицу времени (триместр, полугодие и т.д.) статистичекие данные, анализ + + +
2 Время, затрачиваемое на подготовку к различным видам аттестации (их трудоемкость) анкетирование, собеседование + +
3 Время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий (по предметам, по триместрам, по параллелям и т.д.) анкетирование, собеседование + +
Нагрузка учителей
4 Разнообразие видов выполняемой нагрузки в работе с учащимися анкетирование, собеседование + +
5 Разнообразие видов выполняемой нагрузки в педагогическом коллективе статистичекие данные, анализ + +
6 Трудоемкость (время, затрачиваемое на подготовку) анкетирование, собеседование +
Уровень здоровья (учащихся, педагогов)
7 Динамика заболеваний статистичекие данные, анализ + + +
8 Динамика травматизма статистичекие данные, анализ + + +
Таблица 3
Мониторинг цены достижения образовательных результатов.
Сбор информации, пользователи информации
№ п.п. Показатели мониторинга Частота сбора информации Кто собирает информацию Пользователи информации, формы представления
Учи- теля Ро- ди- тели Уча- щие- ся Органы управления образованием
Нагрузка учащихся
1 Число проверочных, контрольных работ и других видов аттестации в единицу времени (триместр, полугодие и т.д.) 3 раз в год (в начале триместра) Зам. дир. по УВР + + +
2 Время, затрачиваемое на подготовку к различным видам аттестации (их трудоемкость) 2 раза в год (декабрь, май) Зам. дир. по УВР, УМР, предс. м/о + + +
3 Время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий (по предметам, по триместрам, по параллелям и т.д.) 3 раза в год (сентябрь, декабрь, март) Зам дир по соц защите + + +
Нагрузка учителей
4 Разнообразие видов выполняемой нагрузки в работе с учащимися 2 раза в год (октябрь, февраль) Зам. дир. по УВР, УМР, предс. м/о + + +
5 Разнообразие видов выполняемой нагрузки в педагогическом коллективе 2 раза в год (октябрь, февраль) Зам. дир. по УВР, УМР, предс. м/о + +
6 Трудоемкость (время, затрачиваемое на подготовку) 1 раз в год Председатель профкома +
Уровень здоровья (учащихся, педагогов)
7 Динамика заболеваний 2 раза в год (ноябрь, апрель) Медработник + +
8 Динамика травматизма 1 раз в год (апрель) Инженер по ТБ и ОТ + + +
Таблица 4
Данные диагностики уровня тревожности у учащихся 5-х - 8-х классов по Филлипсу
№ Процент учащихся с повышенной тревожностью
п.п Факторы тревожности Ноябрь 2008 Март 2009 Ноябрь 2010
1 Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы 24% 17% 12%
2 Переживание социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками) 18% 15% 9%
3 Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата 14% 10% 4%
4 Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. 27% 14% 8%
5 Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей. 37% 22% 11%
6 Страх не соответствовать ожиданиям окружающих -ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, тревога по поводу оценок, ожидание негативных оценок 42% 28% 12%
7 Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного реагирования на тревожный фактор среды. 18% 15% 12%
8 Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. 17% 11% 6%
Выделенные нами индикаторы, а также виды мониторинга для всех показателей представлены в табл. 2. В табл. 3 показано необходимое при построении целостной системы мониторинга определение частоты сбора информации, ответственных за сбор, хранение, обработку и анализ информации.
Проведение мониторинга цены достижения образовательных результатов позволяет регулировать число проверочных, контрольных работ и других видов аттестации учащихся, корректировать объем домашних заданий, что приводит к снижению уровня тревожности учащихся.
В табл. 4 приведены данные диагностики уровня тревожности учащихся 5-х - 8-х классов по Филлипсу (по различным факторам). Методика описывается в приложении 1.
В табл. 5 приведены данные диагностики уровня тревожности учащихся 9-х - 11-х классов по шкале Спилберга - Ханина. Методика описывается в приложении 2.
Данные приведенные в таблицах 4,5 говорят о том, что тревожность учащихся по всем факторам снижа-
Данные диагностики уровня тревожности у учащ
ется. Значительно уменьшается страх самовыражения, страх проверки знаний, проблемы и страхи в отношениях с учителями и т.д. В результате же образовательные результаты учащихся становятся выше.
Проведение мониторинга цены достижения образовательных результатов позволяет корректировать нагрузку учителей, как в отношении разнообразие видов выполняемой нагрузки с учащимися, так и дополнительные нагрузки (методическая работа, экспериментальная работа, наставничество и т.п. В свою очередь, разнообразие нагрузки позволяет мотивировать каждого учителя и избегать конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.
Проведение мониторинга цены достижения образовательных результатов позволяет в большей степени сохранять здоровье как учащихся, так и учителей, создавать ситуацию успеха, добиваться того, что и учитель, и ученик изменяются, взаимодействуют и вместе участвуют в обновлении школьной жизни, при этом их сотрудничество становится более осмысленным и эффективным.
Таблица 5
:я 9-х -11-х классов по шкале Спилберга - Ханина
№ п.п Вид тревожности Процент учащихся с повышенной тревожностью
Ноябрь 2008 Март 2009 Ноябрь 2010
1 Ситуативная тревожность 33% 24% 11%
2 Личностная тревожность 28% 15% 8%
Пр иложение
Диагностика уровня школьной тревожности по Филлипсу Цель методики состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет»
Инструкция: “Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе” Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны.
Обработка результатов: При обработке результатов выделяют вопросы, ответы
на которые не совпадают с ключом теста. Например на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу сопутствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1) Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка; если больше 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности;
2) Число совпадений по каждому из 8 факторов тревож-
ности, выделяемых в тексте. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством
Текст опросника
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, чтобы кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята
31. относятся с особым вниманием?
32. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
33. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
34. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
35. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
36. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
37. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
38. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
39. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем р аньше?
40. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
41. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
42. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
43. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
44. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
45. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
46. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
47. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
48. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
49. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
50. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
51. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
Ключ к вопросам
Приложение 2
Шкала тревожности Спилберга - Ханина Особенности проведения процедуры тестирования.
Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы шкал согласно инструкциям, и напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности.
ШКАЛА СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (СТ) Инструкция к первой группе суждений о самочувствии: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывай-
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
тесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. В зависимости от самочувствия в данный момент зачеркните (запишите) наиболее подходящую для вас цифру: «1» -нет, это не так; «2» - пожалуй, так; «3» - верно; «4» - совершенно верно.
ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (ЛТ) Инструкция ко второй группе суждений о самочувствии: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ОБЫЧНО. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет». Зачеркните (запишите) подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Цифры справа означают: «1» - почти никогда; «2» - иногда; «3» - часто; «4» - почти всегда..
№ п.п. Факторы №№ вопросов
1 Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 22
2 Переживание социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками) 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; сумма = 11
3 Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13
4 Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6
5 Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей. 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6
6 Страх не соответствовать ожиданиям окружающих -ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, тревога по поводу оценок, ожидание негативных оценок 3, 8, 13, 17, 22; сумма = 5
7 Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышаюие вероятность неадекватного реагирования на тревожный фактор среды. 9, 14, 18, 23, 28; сумма = 5
8 Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47; сумма = 8
1 - 7 - 13 - 19 - 25 + 31 - 37 - 43 + 49 - 55 -
2 - 8 - 14 - 20 + 26 - 32 - 38 + 44 + 50 - 56 -
3 - 9 - 15 - 21 - 27 - 33 - 39 + 45 - 51 - 57 -
4 - 10 - 16 - 22 + 28 - 34 - 40 - 46 - 52 - 58 -
5 - 11 + 17 - 23 - 29 - 35 + 41 + 47 - 53 -
6 - 12 - 18 - 24 + 30 + 36 + 42 - 48 - 54 -
Вопросник
№ п.п Суждение Ответы
нет, это не так пожа- луй, так вер- но Совер- шенно верно
1. Я спокоен 1 2 3 4
2 Мне ничто не угрожает 1 2 3 4
3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4 Я внутренне скован 1 2 3 4
5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6 Я расстроен 1 2 3 4
7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8 Я ощущаю душевный покой 1 2 3 4
9 Я встревожен 1 2 3 4
10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11 Я уверен в себе 1 2 3 4
12 Я нервничаю 1 2 3 4
13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14 Я взвинчен 1 2 3 4
15 Я не чувствую скованности, напряженности 1 2 3 4
16 Я доволен 1 2 3 4
17 Я озабочен 1 2 3 4
18 Я слишком возбужден, и мне не по себе 1 2 3 4
19 Мне радостно 1 2 3 4
20 Мне приятно 1 2 3 4
21 У меня бывает приподнятое настроение 1 2 3 4
22 Я бываю раздражительным 1 2 3 4
23 Я легко могу расстроиться 1 2 3 4
24 Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие 1 2 3 4
25 Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть 1 2 3 4
26 Я чувствую прилив сил, желание работать 1 2 3 4
27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
28 Меня тревожат возможные трудности 1 2 3 4
29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
30 Я бываю вполне счастлив 1 2 3 4
31 Я все принимаю близко к сердцу 1 2 3 4
32 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
33 Я чувствую себя беззащитным 1 2 3 4
34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4
35 У меня бывает хандра 1 2 3 4
36 Я бываю доволен 1 2 3 4
37 всякие пустяки отвлекают и волнуют 1 2 3 4
38 Бывает, что я чувствую себя неудачником 1 2 3 4
39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4
40 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах 1 2 3 4
КЛЮЧ
СТ ЛТ
№ п.п. Ответы № п.п. Ответы
1 4 3 2 1 21 4 3 2 1
2 4 3 2 1 22 1 2 3 4
3 1 2 3 4 23 1 2 3 4
4 1 2 3 4 24 1 2 3 4
5 4 3 2 1 25 1 2 3 4
6 1 2 3 4 26 4 3 2 1
7 1 2 3 4 27 4 3 2 1
8 4 3 2 1 28 1 2 3 4
9 1 2 3 4 29 1 2 3 4
10 4 3 2 1 30 4 3 2 1
11 4 3 2 1 31 1 2 3 4
12 1 2 3 4 32 1 2 3 4
13 1 2 3 4 33 1 2 3 4
14 1 2 3 4 34 1 2 3 4
15 4 3 2 1 35 1 2 3 4
16 4 3 2 1 36 4 3 2 1
17 1 2 3 4 37 1 2 3 4
18 1 2 3 4 38 1 2 3 4
19 4 3 2 1 39 4 3 2 1
20 4 3 2 1 40 1 2 3 4
ЕСТ = ЕЛТ =
Обработка результатов
1 вариант: Подсчет баллов в соответствии с ключом
2 вариант: Показатели СТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
СТ = -Х2 + 35,
где - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;
Х2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8,
10, 15, 16, 19, 20).
ЛТ = - Х2 + 35,
где - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;
Х2 - сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26,
27, 30, 33, 36, 39.
Интерпретация
При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из позиций может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов - низкая, 31-44 балла -умеренная, 45 и более - высокая.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания.
Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. Лицам с высокими показателями тревожности следует формировать чувство уверенности в успехе. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.
Низкая тревожность, наоборот, требует пробуждения активности, повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».