Данная статья посвящена проблеме создания в школе целостной системы мониторинга, составления и реализации программы мониторинга условий достижения образовательных результатов. В статье раскрываются возможности использования мониторинга для коррекции деятельности школы и, как следствие, повышения качества образования.
Ковылева Юлия Эдуардовна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГОУ СОШ № 1302 СЗОУО г. Москва
МОНИТОРИНГ УСЛОВИЙ ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Как можно провести мониторинг условий достижения образовательных результатов в школе?
Ключевые слова: качество образования; условия достижения образовательных результатов; мониторинг условий достижения образовательных результатов; инструментарий мониторинга; критерии; показатели.
Достижение современной школой высоких образовательных результатов в современной школе невозможно без обеспечения условий. При решении управленческих задач, входящих в сферу компетенции ОУ, каждая школа нуждается в получении достоверной информации о результатах своей деятельности и их динамике. Выстраивая целостную систему мониторинга качества образования, помимо мониторинга образовательных результатов каждая школа проводит мониторинг условий достижения образовательных результатов и цены их достижения.
Под мониторингом1 мы понимаем систему организации, сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности школы, обеспечиваюую непрерывное слежение за состоянием одной или нескольких систем образовательного учреждения и прогнозирование их развития.
Так, при проведении мониторинга условий достижения образовательных результатов целью мониторинга является сбор, хранение, обработка и анализ достоверной информации об условиях достижения образовательных результатов, необходимой для принятия управленческих решений в школе, направленных на повышение качества образования.
К задачам мониторинга в этом случае можно отнести:
Выявление критериев и показателей оценки качества условий достижения образовательных результатов.
1 Писарева С.А. Мониторинг, статистика, социология в деятельности образовательного учреждения / С.А. Писарева, С.А. Иванов, Е. В. Пискунов - М.: НФПК, ООО «Миралл», 2005
Подбор диагностических методик (индикаторов) для выявления показателей оценки качества условий достижения образовательных результатов.
Определение необходимых видов мониторинга, а также целесообразность включения в ВШК
Определение частоты сбора информации, ответственных за сбор, хранение, обработку и анализ информации.
Определение субъектов мониторинга (потребителей информации) и возможных форм ее представления.
Произведение необходимых диагностических процедур.
Произведение своевременной обработки и анализа полученной информации для принятия управленческих решений, направленных на повышение качества условий достижения образовательных результатов.
Оформление результатов для представления субъектам мониторинга.
Принятие управленческие решения с целью повышения качества условий достижения образовательных результатов.
Проводя мониторинг условий достижения образовательных результатов, мы выделяем признаки, на основании которых производится оценка, т.е. критерии. К таким признакам мы относим: методические ресурсы, валеологические ресурсы, ресурсы получения дополнительного образования, ресурсы образовательной среды. Для каждого признака выделяем показатели (данные, по которым можно судить о развитии критерия). Показатели оценки условий достижения образовательных результатов представлены в табл. 1.
Таблица 1
Критерии и показатели условий достижения образовательных результатов как составляющей целостной системы мониторинга качества образования в школе
Объект мониторинга Критерии оценки Показатели оценки
Повышение квалификации учителей
Владение педагогами разнообразными технологиями, методами, приемами
Инновационная и экспериментальная деятельность педагогов
Выступления педагогов на семинарах различного уровня, публикации
Методические ре- Участие педагогов в профессиональных конкурсах
сурсы Стабильность основного состава педагогического коллектива
Оснащенность кабинетов методическими материалами и оборудованием
Обеспеченность учебниками и УМК
Время доступа к персональным компьютерам (для учителей и учащихся)
Обеспеченность библиотеки
Валеологические Валеологическая кривая расписания
ресурсы Количество учащихся в классе
Дополнительные образовательные услуги в школе (виды, востребованность)
Ресурсы получения дополнительного образования Запросы учащихся и родителей на дополнительные образовательные услуги
Условия достижения образователь- Включенность учащихся в систему дополнительного образования в школе (факультативы, кружки)
ных результатов Широта (показывает какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду)
Интенсивность (показывает степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления)
Осознаваемость (характеризует степень включенности в нее субъектов образовательного процесса)
Обобщенность (характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной образовательной среды)
Ресурсы образо- Эмоциональность (показывает соотношение эмоционального и рационального компонентов в образовательной среде).
вательной среды Доминантность (характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса)
Когерентность (характеризует степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания)
Активность (служит показателем социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии образовательной среды в среду обитания)
Мобильность (служит показателем способности среды к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания)
Устойчивость (отражает стабильность образовательной среды во времени)
Выделенные нами индикаторы, а также виды мониторинга для всех показателей представлены в таблице 2. В таблице 3 показано необходимое при построении целостной системы мониторинга определение частоты сбора информации, ответственных за сбор, хранение, обработку и анализ информации.
Очевидно, что проведение мониторинга условий достижения образовательных результатов основывается, прежде всего, на наблюдении, анкетировании, анализе статистических данных.
Так при оценке методических ресурсов используется не только наблюдение, но и анкеты, опубликованные в педагогической литературе.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2010
Мониторинг условий достижения образовательных результатов. Индикаторы мониторинга, виды мониторинга, включенность в ВШК
№ п.п. Показатели мониторинга Индикаторы Виды мониторинга Включенность в ВШК
Информа- ционный Базовый Про- блемный Управлен- ческий
Методические ресурсы
1 Повышение квалификации учителей статистические данные, анализ +
2 Владение педагогами разнообразными технологиями, методами, приемами наблюдение1, анкетирование, собеседование1 + + +
3 Инновационная и экспериментальная деятельность педагогов наблюдение, анкетирование2, собеседование + + +
4 Выступления педагогов на семинарах различного уровня, публикации статистические данные, анализ + +
5 Участие педагогов в профессиональных конкурсах статистические данные, анализ + +
6 Стабильность основного состава педагогического коллектива статистические данные, анализ + +
7 Оснащенность кабинетов методическими материалами и оборудованием статистические данные, анализ + + +
8 Обеспеченность учебниками и УМК статистические данные, анализ + + +
9 Время доступа к персональным компьютерам (для учителей и учащихся) наблюдение, собеседование, анализ + +
10 Обеспеченность библиотеки статистические данные, анализ + +
Валеологические ресурсы
11 Валеологическая кривая расписания составление и анализ + +
12 Количество учащихся в классе статистические данные, анализ + +
Ресурсы получения дополнительного образования
13 Дополнительные образовательные услуги в школе (виды, востребованность) опрос участников образовательного процесса +
14 Запросы учащихся и родителей на дополнительные образовательные услуги опрос, анализ +
15 Включенность учащихся в систему дополнительного образования в школе (факультативы, кружки) наблюдение (посещаемость кружков, факультативов), анализ мотивации учащихся + + +
Ресурсы образовательной среды
16 Широта Методика экспертизы образовательной среды В.А. Левина (проводится анкетирование всех участников образовательного процесса, анализ)2. + +
17 Интенсивность
18 Осознаваемость
19 Обобщенность
20 Эмоциональность
21 Доминантность
22 Когерентность
23 Активность
24 Мобильность
25 Устойчивость
Со
Со
1 Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений. - Издание 2-е. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004
2 Писарева С.А. Мониторинг, статистика, социология в деятельности образовательного учреждения / С.А. Писарева, С.А. Иванов, Е. В. Пискунов - М.: НФПК, ООО «Миралл», 2005.
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2010
со
К
Мониторинг условий достижения образовательных результатов. Сбор информации, пользователи информации
№ п.п. Показатели мониторинга Частота сбора информации Кто собирает информацию Пользователи информации, формы представления
Учи- теля Роди- тели Уча- щиеся Органы управ- ления образо- ванием
Методические ресурсы
1 Повышение квалификации учителей 1 раз в год (апрель) Зам. дир. по УМР + +
2 Владение педагогами разнообразными технологиями, методами, приемами 2 раза в год (ноябрь, март) Зам. дир. по УМР, УВР, предс. м/о + + +
3 Инновационная и экспериментальная деятельность педагогов 2 раза в год (декабрь, май) Совет ЭП + + +
4 Выступления педагогов на семинарах различного уровня, публикации 1 раз в год (апрель-май) Зам.дир.по УВР, УМР, предс. м/о + + +
5 Участие педагогов в профессиональных конкурсах 1 раз в год (апрель) Зам.дир.по УВР + + +
6 Стабильность основного состава педагогического коллектива 1 раз в год (апрель-май) Зам.дир.по УВР + +
7 Оснащенность кабинетов методическими материалами и оборудованием 2 раза в год (октябрь, апрель) Зам.дир.по УМР, предс. м/о + + +
8 Обеспеченность учебниками и УМК 1 раз в год (март) Зав. библиотекой + + + +
9 Время доступа к персональным компьютерам (для учителей и учащихся) 2 раза в год (ноябрь, март) Зам.дир. по ИТ + +
10 Обеспеченность библиотеки 1 раз в год (май) Зав. библиотекой + + + +
Валеологические ресурсы
11 Валеологическая кривая расписания 2 раза в год (сентябрь, январь) Зам.дир.по УВР + + + +
12 Количество учащихся в классе 1 раз в год Зам.дир. по соц. защите + + + +
Ресурсы получения дополнительного образования
13 Дополнительные образовательные услуги в школе (виды, востребованность) 2 раза в год (сентябрь, декабрь) Зам.дир.по ВД + + +
14 Запросы учащихся и родителей на дополнительные образовательные услуги 1 раз в год (сентябрь) Зам.дир.по УВР + + +
15 Включенность учащихся в систему дополнительного образования в школе (факультативы, кружки) 2 раза в год (ноябрь, апрель) Зам.дир.по ВД + + +
Ресурсы образовательной среды
16 Широта 1 раз в год (ноябрь) Психологическая служба, администрацийя школы + + +
17 Интенсивность
18 Осознаваемость
19 Обобщенность
20 Эмоциональность
21 Доминантность
22 Когерентность
23 Активность
24 Мобильность
25 Устойчивость
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
16; 37%
□ низкий □ чуть ниже среднего □ средний
□ чуть выше среднего □ выше среднего □ высокий
□ очень высокий
Рис. 1. Результаты анкетирования педагогов школы. (ноябрь 2008 г.)
Данные диагностические процедуры используются не для того, чтобы накапливать «досье недостатков» учителя, а накапливать «досье успехов», способствовать распределению направлений и перспектив профессионального роста, укреплению адекватной профессиональной самооценки, психологической защищенности учителя. Так, например, анкетирование1 учителей с целью оценки их творческого потенциала в ноябре 2008 года показало следующие результаты (рис. 1):
Анкетирование было анонимным, и было сделано предположение, что педагоги, показавшие средний и низкий уровень, скорее всего не включены в состав действующих в школе экспериментальных площадок и творческих групп. Указанные педагоги были вовлечены в состав творческих групп, и в ноябре 2009 года было проведено повторное анкетирование, результаты которого представлены на рис. 2.
Приведенные данные показывают, что творческий потенциал педагогического коллектива школы
19; 39%
□ средний □ чуть выше среднего □ выше среднего □ высокий □ очень ВЫСОКИЙ
Рис. 2. Результаты анкетирования педагогов школы. (ноябрь 2009 г.)
Приведенные данные показывают, что творческий потенциал педагогов школы достаточно высок: (2% -очень высокий, 20% - высокий, 37% - выше среднего, 18% - чуть выше среднего). В тоже время, 14% педагогов показали средний уровень, 7% - чуть ниже среднего и 2% - низкий.
1 Анкета «Оценка уровня творческого потенциала личности» Диагностика успешности учителя: Сборник
методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений. - Издание 2-е. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
повысился: (4% - очень высокий, 23% - высокий, 39% - выше среднего, 21% - чуть выше среднего, 15% - средний. Ниже среднего и низкого уровня зафиксировано не было.
Нужно сказать, что вместе с этим в 2009 - 2010 учебном году увеличилось число педагогов, вовлеченных в экспериментальную деятельность в составе действующих экспериментальных площадок.
Другим примером является мониторинг владения педагогами различными технологиями. Наблюдение, анкетирование и собеседование, проводимые в ходе мониторинга позволяют определить
«слабые места» отдельных педагогов, в зависимости от которых появляется возможность направить педагогов на курсы повышения квалификации определенной направленности и повысить указанные показатели. В табл. 4 приведены данные владения педагогами некоторыми технологиями, полученные в октябре - ноябре 2008 года и в ноябре 2009 года.
Таблица 4
Сравнительные данные владения педагогами разнообразными технологиями, методами, приемами
Технологии % педагогов, владеющих технологиями (2008) % педагогов, владеющих технологиями (2009)
1 Инфомационно-коммуника-ционные технологии 22% 46%
2 Технологии проектного обучения 56% 68%
3 Технологии развивающего обучения 65% 92%
4 Технологии обучения в сотрудничестве 75% 88%
5 Технологии проблемного обучения 88% 94%
6 Открытые образовательные технологии: технология «Дебаты», технология развития критического мышления, технологии инновационной оценки «Портфолио», технологии использования игровых методов 83% 96%
7 Технологии разноуровневого обучения 85% 96%
Приведенные в таблице 4 данные говорят о том, что в педагогическом коллективе школы динамика владения педагогами различными технологиями является положительной.
Приведем пример мониторинга ресурсов получения дополнительного образования. В октябре 2008 года было проведено анкетирование родителей учащихся 9-х - 10х классов. Большинство родителей и учащихся высказали
пожелание (несмотря на то, что школа с углубленным изучением иностранных языков) увеличить количество часов математики в расписании I половины дня с целью повышения качества подготовки к ЕГЭ по математике. Учителем школы был разработан элективный курс «Использование информационной среды БСНАВ в школьной математике», курс был одобрен в окружном методическом центре, утвержден в Московском институте открытого образования. В 2009 - 2010 году курс введен в расписание I половины дня на старшей ступени обучения (10 - 11 классы), курс ведется в группах, разделенных по уровню мотивации к учебной деятельности. В связи с введением указанного курса качество обученности учащихся по математике значительно повысилось, о чем свидетельствуют результаты диагностических работ в формате ЕГЭ.
Хотелось бы немного сказать и о мониторинге ресурсов образовательной среды, который проводится с помощью «Методики экспертизы образовательной среды» по В.А. Ясвину1. При проведении мониторинга проводится опрос всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, учащихся).
На рис. 3 показаны результаты анонимного опроса родителей и педагогов с помощью «Методики экспертизы образовательной среды», полученные в ноябре 2008 года.
Полученные данные показали, что, в целом, и родители и учителя оценивают образовательную среду школы достаточно высоко. В то же время при анализе полученных данных было обращено особое внимание на те характеристики образовательной среды, по которым расхождение во мнениях родителей и учителей было наиболее высоким. Такие расхождения наблюдались в характеристике «осознаваемость», оценивающей степень включенности субъектов образовательного процесса в жизнь школы, характеристике «активность», служащей показателем социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии образовательной среды в среду обитания, и характеристики «мобильность», являющейся показателем способности среды к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания. Было сделано предположение о том, что данные расхождения связаны с недостатком
1 Писарева С.А. Мониторинг, статистика, социология в деятельности образовательного учреждения / С.А. Писарева, С.А. Иванов, Е. В. Пискунов - М.: НФПК, ООО «Миралл», 2005
Рис. 3. Данные опроса родителей и педагогов с помощью «Методики экспертизы образовательной среды», полученные в ноябре 2008 года
Рис. 4. Данные опроса родителей и педагогов с помощью «Методики экспертизы образовательной среды», полученные в ноябре 2009 года.
информации о жизни школы у родителей, и принято решение размещать соответствующие материалы на сайте школы, больше рассказывать о жизни школы на родительских конференциях, днях открытых дверей.
На рис. 4 показаны данные анонимного опроса родителей и педагогов с помощью «Методики экспертизы образовательной среды», полученные в ноябре 2009 года.
Приведенные данные показывают, что при оценке ресурсов образовательной среды удалось добиться
того, что расхождение между мнением родителей и педагогов стало минимальным, что в свою очередь привело к большему взаимодействию участников образовательного процесса друг с другом.
В заключении хотелось бы отметить, что применяя целостную систему мониторинга качества образования в школе, удается своевременно корректировать деятельность школы, добиваться значительного повышения качества образования.
В статье описывается организация производственной практики как средства профессионального самоопределения обучающихся в условиях села.
Федотов Петр Саввич,
заместитель директора по научно-методической работе МОУ Октемская средняя общеобразовательная школа
с. Октемцы Республика Саха (Якутия) [email protected]; [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ С ЦЕЛЬЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
Как организовать профессиональное самоопределение обучающихся в условиях сельской школы?
Ключевые слова: производственная практика, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация школьников.
Целью формирования готовности учащегося к самоопределению в основной школе и старшей школе является формирование профориентационной компетентности. Она выражается в готовности школьника:
• испытывать потребность в образовательной и профессиональной самоидентификации, в са-
мовыражении в образовательном и профессиональном сообществе, в продуктивном освоении образовательной среды;
• выделять варианты выбора из предлагаемых образовательным пространством или конструировать собственные версии образовательного и профессионального самопродвижения;