ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Штукатурова Валентина Михайловна
педагог-психолог ГОУ СОШ № 1423 г. Москва
E-mail: [email protected]
J ^
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
л__________________________________________г
Аннотация. В статье приводится детальное описание инструментария психологического мониторинга. Автор обосновывает важную роль психологического мониторинга для организации воспитательной работы школы, обеспечивающей достижение личностных результатов обучающихся в соответствии с требования ФГОС. Устанавливается соответствие задач воспитательной работы школы описательным характеристикам ФГОС. Основной характеристикой личности для целей измерения является социализированность. Предлагаемый автором инструментарий предназначен для использования педагогами и не требует специальной подготовки.
Ключевые слова: психологический мониторинг, психическая система личности, личностные результаты, самосознание, личностное развитие, социализированность.
1. Формирование самосознания школьников как основной фактор личностного развития
В условиях поиска новых систем обучения мониторинг учебно-воспитательного процесса приобретает ведущую роль в сопровождении школьной жизни. Верные педагогические решения можно принимать на основе объективной информации о ходе учебно-воспитательного процесса [2,3]. Психологический мониторинг личностного развития имеет развивающий воспитательный потенциал, поэтому его можно обозначить как психологический мониторинг как средство развития личности школьников
Личность - центральное понятие психолого-педагогической науки. В связи с этим нельзя не признать личность главным результатом образовательного процесса. В науке личность рассматривается как сложная психическая система, имеющая ряд подструктур. В нашем представлении последние могут быть описаны такой схемой (табл. 1):
Таблица 1
Структура психической системы личности
Мотивационная сфера личности Интересы, мотивы, установки, идеалы, направленность личности
Интеллектуальная сфера личности Мышление, знания, мировоззрение, ценностные ориентации
Эмоционально-волевая сфера личности Воля, чувства, эмоции
Психогенетическая подоснова личности (психофизиологические особенности) Врожденные особенности психики: ощущения, восприятие, память, темперамент, воображение, способности
Хотя процесс саморазвития начинается вместе с рождением, человек нередко всю жизнь не становится его субъектом. Для того, чтобы это произошло, необходима целенаправленная поддержка развитию субъ-ектности человека. Решение одних возрастных задач и переход к решению других возрастных задач представляет собой этапы прохождения развития самосознания ребенка. Содержание и последовательность этапов можно представить в следующей модели (табл. 2).
Таблица 2
Основной результат развития личности школьника
Начальная школа Средняя школа Старшая школа
Статус школьника Овладение учебной деятельностью Социализация Овладение социальным взаимодействием, общением с другими людьми Самоопределе- ние Активная жизненная позиция, целенаправленная деятельность по достижению целей
Общее представление о социализации, как о процессе и результате усвоения индивидами социальных и культурных образцов и норм поведения, не обладает диагностическими характеристиками, которые можно было бы замерить [4]. Поэтому под социализацией можно понимать следующие процессы:
1. Социализация как развития самосознания, формирования идентичности и образа «Я»;
2. Социализация как адаптация, единство разнонаправленных процессов: приспособление и обособление индивида;
3. Социализация как усвоение социальных норм и ролей.
54
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Таблица 3
Федеральные государственные стандарты общего образования (ФГОС) Задачи школы
(1) Воспитание российской идентичности; усвоение гуманистических демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества (3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; (8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни Формирование мировоззрения: ценностное отношение к миру
(2) Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования Формирование мировоззрения: самосознание
(4) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции (6) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам Формирование мировоззрения: нравственность
(5) Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. (7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной и общественно-полезной деятельности Практическая деятельность: коммуникативная компетентность
Таблица 4
Оценка социализации и нравственного развития школьников
Задачи школы Параметры Методики Критерии оценки
Формирование мировоззрения: ценностное отношение к миру - гуманистические и демократические ценности - представления о мире, о людях 1. Опросник «Ценностные ориентации» П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова. Характер отношений школьников: к семье; к Отечеству; к труду; к культуре; к знаниям; к человеку как к иному 2. Методика для изучения правосознания. Л. А. Ясюкова. Сферы правосознания: бытовая; деловая; гражданская; правовые знания.
Формирование мировоззрения: самосознание - самосознание - мотивация обучения 1. Опросник «Социально-психологической адаптированности» К. Роджерс и Р Даймонд, в адаптации Т В. Снегиревой. Модель отношений человека с социальным окружением и самим собой: - принятие себя - неприятие себя - принятие других - неприятие других - самостоятельность в достижении целей - эмоциональный комфорт. 2. Опросник «Школьная мотивация» Н. Г. Лусканова Уровни школьной мотивации: высокий, хороший, средний, низкий, очень низкий.
Формирование мировоззрения: нравственность - нравственный потенциал личности учащегося - нравственное поведение 1. Опросник «Размышляя о жизненном опыте» Н. Е. Щуркова. - Нравственная ориентация. - Безнравственная ориентация. - Несформированность нравственных отношений. 2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. - Школьные успехи. - Участие во внеурочных делах. - Общение с учителями. - Общение со сверстниками. - Поведение. 3. Методика «Независимых характеристик» Лутошкин А. Н.
Практическая деятельность: коммуникативная компетентность - адаптация - обособление - активность - направленность 1. Методика «Изучение социализированности личности учащегося» М. И. Рожков - Изучение процесса и результатов развития личности учащегося в коллективе - Социальная адаптированность. - Социальная. - Социальная автономность. - Социальная направленность. 2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013
55
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования представлены требования к личностным результатам обучения учащихся. Проанализировав описательные характеристики ФГОС, можно выделить необходимый и достаточный перечень задач школы в воспитательной работе (табл. 3).
Согласно этим требованиям можно предложить следующий психолого-педагогический инструментарий для оценки личностных результатов школьников (табл. 4).
Цель мониторинга - выяснить, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка. Выяснить, в первую очередь, для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса воспитания, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.
Важным является вопрос: кто будет работать с этими методиками? Правильным в данной ситуации будет ори-
Таблица 5
Психолого-педагогическая характеристика 7 класса
№ Параметры % учащихся, показавших уровень
низкий средний хороший высокий
Сформированность нравственных установок
1 Нравственный выбор
2 Безнравственный выбор
3 Несформированность нравств. установок
Социализированность
4 Адаптированность: ориентация на нормы и правила
5 Активность: наличие внутренней потребности в деятельности
6 Автономность: ориентация на свои интересы, настойчивость в достижении успеха
7 Социальная направленность: ориентация на хорошие взаимоотношения с людьми, высокая совестливость
Мнение учителей
8 Школьные успехи
9 Участие во внеклассных делах
10 Общение с учителями
11 Общение со сверстниками
12 Поведение
Общественное мнение
13 Доброжелательность
14 Умение владеть собой
15 Терпимость к различиям
16 Любознательность
17 Трудолюбие
Сформированность самосознания
18 Принятие себя
19 Принятие других
20 Самостоятельность в достижении цели
21 Эмоциональный комфорт
Ценностные ориентации
22 К семье
23 К Отечеству
24 К труду
25 К культуре
26 К знаниям
27 К человеку как к иному
56
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Таблица 6
Индивидуально-личностный профиль ученика 7 класса
№ Параметры Уровни
низкий средний хороший высокий
Социализированность
1 Адаптированность: ориентация на нормы и правила
2 Активность: наличие внутренней потребности в деятельности
3 Автономность: ориентация на свои интересы, настойчивость в достижении успеха
4 Социальная направленность: Ориентация на хорошие взаимоотношения с людьми, высокая совестливость
Экспертное мнение учителей
5 Школьные успехи
6 Участие во внеклассных делах
7 Общение с учителями
8 Общение со сверстниками
9 Поведение
Школьная мотивация
10 Школьная мотивация
Общественное мнение
11 Доброжелательность
12 Умение владеть собой
13 Терпимость к различиям
14 Любознательность
15 Трудолюбие
Сформированность самосознания
16 Принятие себя
17 Принятие других
18 Самостоятельность в достижении цели
19 Эмоциональный комфорт
Ценностные ориентации
20 К семье
21 К Отечеству
22 К труду
23 К культуре
24 К знаниям
25 К человеку как к иному
ентация на пользователя классного руководителя, т.к. процесс социализации организует и проводит педагог, и именно ему необходим инструментарий для отслеживания успешности проведенной работы [1]. Кроме того, указанные методики не требуют дополнительной подготовки.
В организационном плане можно рекомендовать следующий порядок проведения мониторинговых исследований воспитательного процесса в школе:
1. Мониторинговые исследования проводить в пятом, седьмом, девятом и одиннадцатом классе с целью составления психологического портрета ученика и класса в целом (табл. 5,6).
2. Полученные результаты по проводимым исследованиям можно представить в виде педагогической характеристики целого класса и индивидуально-личностного профиля.
Полученная информация характеризует особенности классного коллектива в целом, показывает успешно завершенные воспитательные задачи, а также формирует воспитательные задачи на следующий период жизни классного коллектива.
Тест-опросник «Оценка социализированное™ учащихся», разработанный М. И. Рожковым, дает возможность получать информацию о процессе и результатах развития личности учащегося в коллективе. Кроме того, он имеет
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013
57
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Таблица 7
уровни Очень слабый слабый средний хороший высокий
Адаптированность 1,6-2,2 7 чел 2,4-2,6 12 чел 2,8-3,0 25 чел 3,2-3,4 24 чел 3,6-4 14 чел
Социальная активность 1-1,2 9 чел 1,4—1,6 14 чел 1,8-2,6 29 чел 2,8-3,2 18 чел 3,4-4 12 чел
Автономность 0,8-2 10 чел 2,2-2,4 15 чел 2,6-3 25 чел 3,2-3,4 14 чел 3,6-4 17 чел
Социальная 0,6-2 2,2-2,4 2,6-3 3,2-3,4 3,6-4
направленность 10 чел 16 чел 25 чел 16 чел 14 чел
существенные преимущества перед другими тестами своей компактностью и простотой обработки (табл. 7).
Замеряемые параметры (интерпретация названия шкал изменена):
1. Социальная адаптированность - ориентация на нормы и правила поведения, принятие этих норм - приспособление
2. Социальная автономность - ориентация на свои интересы, обособление личности
3. Социальная активность - наличие внутренней потребности в социальной деятельности
4. Социальная направленность-ориентацин нехорошие взаимоотношения с сюдьин, на сотродлочесьво
Поело анализа результатов возникает необходимость калибровки показателей по возрастам. Предложенный вариант в методике не отсееант требованиям практики.
Социализпсаванноить. Тест Рожкова.
Псоведеоеаш епрсо на бсзеГОУ 1ЦО 1423 в 20092011 годах показал следующие результаты (см. график результатов).
Сравнение социализированное^ учащихся ГОУ ЦО №1423 декабрь 2011
—♦—5 кл -И-8 кл -А-9 кл -*-10 кл
адаптирован автономность активность соц направлен
Рис.1.Нормысоциализированностидлявыборки 85 учащихся 5 классов
Рассогласование индивидуальных результатов с общими результатами могут рассматриваться как своеобразие развития и или завершение решения возрастных задач данного периода, готовность перехода ребенка к другим возрастным периодам или задержку в личностном развитии ребенка. Например, рассмо-тримрезультатыученикаххх (пятиклассник):
• Социальнаяадаптированность - низкая
• Социальнаяавтономность- высокая
• Социальнаяактивность- хорошая
• Социальная направленность - низкая
Эти результаты не соответствуют профилю пятиклассника. В большей степени они подходят для более старших школьников. По наблюдениям психолога и экспертной оценке классного руководителя с учеником ххх бывает непросто найти общий язык, хотя он учится хорошо, профессионально занимается хоккеем. Он упрям, настойчив, пользуется уважением одноклассников, демонстрирует протестные реакции при несогласии с оценкой его успехов.
Главной рекомендацией в работе с учеником ххх является необходимость перестройки отношений со взрослыми. Постепенно, но необходимо переходить на партнерские взаимоотношения с взрослеющим школьником, меньше выдвигать директивных требований, вводить систему договоров.
Полученные результаты позволяют составить психолого-педагогическую характеристику обследованных классов в целом (рис.2).
Как видим, 5 класс «М» отличается от других классов самой высокой активностью и самой низкой социальной направленностью. Это демонстрирует классному руководителю, что школьники с удовольствием проявляют свою активность и с трудом уступают друг другу, ради своего успеха. Они готовы прилагать усилия и не готовы тратить свое время на других.
Данное распределение результатов по уровням проявления социализированности более ярко отражают картину в классе. Низкий уровень социальной направленности тем более удивителен, что с первого по четвертый класс учителем была проделана огромная работа по воспитанию коллективизма у учащихся. Полученный результат оказался неожиданным. К тому же с переходом в пятый класс активность учащихся очень часто была направлена на конфликтные отношения (см. гистограмму, рис.3).
По итогам психолого-педагогического обследования в пятом «М» классе было решено провести целенаправленную работу по развитию коллективизма и формированию доброжелательных отношений между одноклассниками. Цикл классных часов был посвящен теме толерантности. Говорилось о том, что в первую очередь нужно думать, как воспитать, развить, сформировать в наших детях самое главное: основу основ взаимоотношений -пуважение к себе и на его основе уважение к другому человеку.
450!
Мунецилмл ьноаоброз ованис:иен овации и эксперимент №6, 2013
ЭКСПЕРИМЕН ТАЛЬНЫЕ Ги^ОЦДА^1^1И
Социализированностьучащихся 5 класса "М1 ГБОУ 1423 2011
■ оч. низкий ■ низний ■ средний ■ хороший ■ высокий
Социальная Социальная автономность Социальная активность Социальная
адаптированность направленность
Рис.3.
2. Исследование социализированности учащихся с помощью экспертного опроса учителей
Каталосьты проведентептдобного опроса-этт всегда субоа1—ивная оценка. Но вданноо тлуоае речь и не должна идти об оценке «нравится - не нравится». Речь идет о профессиональной педагогиче-скоНотан-е, аоотоветоаоио тох иля отох ктмпотоноов школвоотжизно ио ор^сгот1^нпкхе лeлхcнбПтaзблcхи (рис.4).
В этой связи экспертам, проводящим анализ социализированности учащихся, мы рекомендуем использовать стандартизированное наблюдение за
жизнедеятельностью учащихся. Наши рекомендации гтcттвлнны онтонаос арофоаситоального ледагого-чеспогн тзгхяот пав^осйг^^юж^т^оп^олйг^сО вроаесс в школе. При определении уровня активности в той или иной деятолооонтз тчноткл мягу^о глмоoоьзoвстлоя отбпмрpйPзтуйоaнныло табnюлуриял и <<Сце нка ст цо-ализации» (табл. 8).
Полученные результаты экспертной оценки класс-ныт рлкoвбрстялelх мooботсвбeлы но сиограмме рис.5:
Из представленных на рисунке данных можно сделать вывод, что класс более успешен во внеклассной дихтяяьесстм, чемвучеУной. Толтко 27% уеащихся хорошо учатся, а к районным и городским олимпиа-
МутибPлaльнoл обнмррвлоиу:хннoвабни и экобeнлмooр 3
59
ЭК СПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Успешность жизнедеятельности учащихся____класса. Учитель______________________ Дата
Ха ФИ Учебные ! успехи Участие во Нелепые- РЧсщ в ■ЖСЫ™“1 ' делах мость . олимпиадах в лрсктпв Поведение Общение о учнто1яиц Обшение сс све-ст-никамм Итог Примечание
Рис.4.
Таблица 8
Оценка социализации. Экспертное мнение педагогов.
Социализация - эго процесс и результат усвоения индивидами социальных и культурных образцов и норм поведения, включая нравственные нормы, традиции, обычаи и т.д.
Об успешности социализации обычно судят по тому, как человек ведет себя в тех или иных социальных ситуациях.
Уровни
Очень слабый Слабый Средний Хороший Высокий
Успеваемость Все тройки : Много троек Имеет две, три тройки Учится с одной <.<3» Учится на «4» н «5»
Участие в олпм-п налах, проектах Невозможность участ- Нежелание участвовать вевать в олимпиадах в олимпиадах Участие в олимпиадах Получение наград на школьных олимпиадах Получение наград на городских пли районных олимпиадах
Участие во внеурочных делах Избегание внеклассной j Присутствие на внедеятельности урочных мероприятиях Выполнение отдельных поручений Проявляет желание, активное участие Лидеры, организаторы различных коллективных дел
Поведение Агрессивно реагирует После полученных за-на замечания, после за- мечаний поведение мечаний в поведении свое изменить не может изменений нет ' или не хочет Получает замечания по поведению, адекватно реагирует, исправляет свое поведение Хорошее поведение: очень редко получает замечание Примерное поведение: не полуют-замечания ни повелению, 1 к оттаэдимкт на занятия, выполняет домашне -задания
Общение с учителем Бывают агрессивные выходки, может быть груб в общении с учителем Избегает обшетгня с учителем Пассивен в общении с учителем, выполняет распоряжения учителя Доброжелателен, Сам инициативу не проявляет, но активно включается в общение Доброжелателен. Проявляет инициативу, обращается с предложениями, проблемами
Общение со сверстниками Является изгоем в классе (нет друзей, негативное отношение всех учеников) Включены в микрогруппы, которые находятся в противостоянии друг с другом Хорошие отношения со всеми одноклассниками Доброжелателен, является инициатором и лидером в своей микрогруппе Доброжелателен, является инициатором и лидером в общении со всеми учениками в классе
Итог: В социализации ученика есть серьезные 1 Ученик социализирован проблемы, мешающие сто успешной жизнедеятельности в школе ! Ученик социализирован, активная жизненная позиция
Примечание Участие и дополнительной деятельности (кружки, спортивные секции, молодежные объединения), проблемы со здоровьем, проблемы в семье, личностные особенности.
дам по предметам интереса не проявляют. Зато 50% школьниковучаствуютво внеурочной деятельности и 45% имеют хорошие отношения с учителями.
llpoooflHMyTiDafoTB по экспвртнойтцвнкесоциали-зации школьников имеет, кроме того, дополнительные возможности. Отдельным этапом может быть самооценка учащимися своих успехов и сравнение своего мнения с мнением учителя. Конечно же, эта работа должна проводиться очень деликатно, как впрочем, и любая воспитательная работа с детьми. Прикосновение к внутреннему миру ребенка невозможно без профессионального подхода. По сути своей эта работа является трансляцией ребенку общественного мнения о нем.
Вот так самооценку своих успехов проводил Александр П. (7 класс). Знаком «+» он оценил свои успехи в данный момент, галочкой - какие успехи он хотел бы иметь, звездочкой отмечено мнение учителя (рис.6).
Школьники в итоге получают такую информацию:
• если твое мнение совпадает с мнением учителя, скорое вввгь, эы пьчвсоьов тмиввврь веМв;
• если твое мнение ниже, чем мнение учителя о себе, значит, ты слишком критичен к себе, видишь свои недостатки, мало ценишь свои способности;
• если твое мнение выше, чем мнение учителя, значит, не замечаешь своих недостатков, не слишком критичен к себе.
Конечно же, мнение учителя является субъективным, и может не точно или не полно отражать реальное состояние. Повысить объективность такого исследования личности ученика можно, привлекая к экспертной оценке не только классного руководителя, но и некоторых учителей.
Конечно же, мнение о себе может быть не всегда приятным и вызвать у школьника бурю отрицательных эмоций. Некоторые сторонники бережного отношения к личности ребенка негативно относятся к такой провокационной
60
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДК И
Успешн ость ж1^зню^еЕ'^^ь^ЕЫ^сти^^^Е^^ыхн17 класса "Б"
ЬБОЛП^О 1423 2012 г
■ низкий ■ средний ■ хороший ■ высокий
Самооценка успешности жизнедеятельности \
ученика 7 класса «Б» март 2012
Уровни
слабый средний хороший высокий
Успеваемость V
Участие в олимгша-дах, проектах V
Участие во внеурочных делах 4
Поведение ■ Ж 4 ^
Общение с учителями -Ч ш
Общение со сверстниками .W-Y
Рис.6.
процедуре, усматривая в ней элементы несправедливости и насилия. Не стоит при этом забывать, источником любых изменений и развития всегда было стол -кновение. Если ребенок растет в комфортной, удобной для себя среде, он вырастает потребителем, думающим, что все ему должен кто-то предоставить без лишних усилий с его стороны. Поэтому сообщение ребенку общественного мнения о нем, пусть даже отрицательного, является источником личностного развития. Другая часть детей, получающая положительную информацию о себе, тоже выигрывает от такой экспертной оценки.
В нашей культуре не принято детей хвалить, мы воспитываем, указывая на недостатки. Вот почему очень много молодежи выходит из стен школы не уверенные в себе. Положительная информация о себе станет для многих школьников подкреплением в формировании уверенности в своих силах.
Существует еще один важный, но скрытый эффект в проведении оценки жизнедеятельности учащихся с помощью метода экспертной оценки педагогов. Процесс идентификации в подростковом и юношеском возрасте сопровождается активным поиском идеалов. Вот почему именно в этот период появляются кумиры, которые помогают молодым людям строить себя.
В современной школе принцип ненасилия, перенесенный в область педагогики, проявляется в невмешательстве в построение идеалов.
Природа не выносит пустоты. И головы наших детей заполняются сомнительными кумирами, созданными средствами массовой информации: многие мальчики мечтают стать олигархами, а девочки - моделями. Когда же подросток получает некоторые критерии, по которым он оценивает себя, он осмысливает эталон личности, который предъяклет ему общество. Таким образом, учитель может влиятт се формирование идеалов подростков. Проведенная подобная работа в нашей школе показала возникновение огромного интереса школьников к мнению учителя. Залем этот интерес у многих учащихся перерос в желание измен икья, приложить усилия, чтобы соответствовать изложенным критериям общения и поведения. Именно диагностике жизнедеятельности школьников стала еще и средствтм формирования ценностей подростков.
Некоторые сторонники бережного отношения к личности ребенка негативно относятся к п роесду|эн трпнт-ляции общественного мнения самому осостнмку:
• Конечно же, мнение о себе может быть не всегда приятным и вызвать у школьника бурю отрицательных эмоций.
о Не стоит пр, лтм заБывпть, бкточни кем люуыь ызмеие-звй и репвстня псогда Ныло стоппнооензе, кзнфлитг.
• Кроме того, для другой части положительная информация о себе станет подкреплением в формировании узвривеостив своих зитзх .
Литература
1. Демидова Е. В. Роль воспитательной среды и уклада об-Кнуователснтго ычрлы!екнет сзцивлкзотии учащихся // Нкспуоинвнс и инзоепцит т шгялт. 2010. № 5.
2. Пашкевич А. В. Создание мониторинга уровня сформи-|ЭЬБаННБЫТИ ИIНБeTЫOНOMпотенций! увещихся НЯЯЛЫ е Эквглоимент п зиоооaLБИ з^котвЕВ 11 .Из е.
• Конечно же, мнение учителя является субъективным,
3. Рагозинникова Л. Н. Педагогический мониторинг как не-
и может не точно или не полно отражать реальное состояние.
отъемлемое условие качества образования // Инноваци-ивныы пиоeгты к псогиатмык oбиызoилныи. 2в11. Яс1.
• Повысить объективность такого исследования лично-
Ь.СеуулЬоее Б.М., МавлоЕошикыктА. Е. ФенонкняЕУЫния
сти ученика можно, привлекая к экспертной оценке не только классного руководителя, но к ывктторыв.чт-телей.
социализации: диагностика, уровни, условия, подходы к в^^оы^етнын игтвккоттв .гтащегоявк шкплвЯ Итыовт-ционные проекты и программы в образовании. 2013. № 1.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013
61