УДК 371
Е. Н. Деревцова
модульный подход в формировании готовности будущих социальных педагогов к партнерским отношениям
В статье раскрывается вопрос о целевых, содержательных, организационных способах конструирования учебных модулей, их использовании в процессе формирования готовности студентов -будущих социальных педагогов - к реализации партнерских отношений с субъектами профессиональной деятельности.
Ключевые слова: партнерские отношения, модульный подход, модуль, социальный педагог, готовность к партнерским отношениям.
Modular approach to shape partnership relations efficiency among students of youth counselor course. ELENA N. DEREVTSOVA (East Siberian State Academy of Education, Irkutsk).
The author explores the issue of target, content and organizational ways to educational modules and their use in the process of shaping the readiness to establish partnership relations with the subject of professional occupation among the students of youth counselor course.
Key words: partnership relations, modular approach, module, youth counselor, partnership relations efficiency.
В профессиональном образовании модульное обучение занимает одно из центральных мест, поскольку:
- учитывает современные требования к результатам обучения, которые формируются исходя из видов профессиональной деятельности и соответствующих им профессиональных компетенций;
- обеспечивает структурное единство всего образовательного комплекса, объединяет содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения;
- является одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса, позволяет рационально использовать его резервы;
- способствует организации академической мобильности студентов, предоставляя выбор индивидуальной траектории движения по учебному курсу.
Слово «модуль» имеет различные значения. В образовании модулем называют структурную единицу учебного плана по специальности; организационно-методическую междисциплинарную структуру, представляющую собой набор тем (разделов) из разных дисциплин; организационно-методическую структурную единицу в рамках учебной дисциплины [3]. Под «модулем» в нашем исследовании будем понимать самостоятельную единицу, которая включает в себя программу дейст-
вий, выполняемую в рамках конкретной работы, а также методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей.
Формирование готовности студентов к партнерским отношениям (как одного из слагаемых профессиональной подготовки будущих социальных педагогов [2]) на основе модульного подхода определяет структуру модуля (модульной программы).
Реализация модульного подхода предполагает:
- формирование модулей, их содержания по функциональному признаку, т.е. вокруг функций, способов познавательной и профессиональной деятельности;
- разработку основных компонентов каждого модуля: целевого - сочетающего в себе ряд дидактических целей - комплексных (КДЦ), интегрирующих (ИДЦ) и частных (ЧДЦ), которые обучающийся должен понять и осознать как лично значимый и ожидаемый результат; - включающего учебный материал, резюме - обобщение содержания модуля в удобной для запоминания форме; практического - состоящего из набора задач (заданий): работа с текстами, решение педагогических задач, выполнение игр, упражнений и др.; контрольного - представляющего собой систему пошагового (входного, текущего и итогового) контроля и самоконтроля усвоения учебного материала с использованием рейтинговой системы оценки знаний;
ДЕРЕВЦОВА Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии (Восточно-Сибирская государственная академия образования, Иркутск). E-mail: [email protected] © Деревцова Е.Н., 2013
- разделение модулей на обособленные операциональные, самостоятельно значимые единицы -«учебные элементы»: УЭ0 - входной контроль; УЭ1 - интегрирующая цель модуля (ИДЦ), УЭп -содержательные учебные элементы, УЭ (п-1), предпоследний, - резюме (обобщение, вывод); УЭ(п+1), последний, - выходной контроль;
- содержательную и структурную гибкость модулей, заключающуюся в возможности проектировать различные модульные программы на основе их комбинаций, а также изменять (дифференцировать, интегрировать) содержание и объем каждого модуля, его элементов в зависимости от дидактических целей, уровневой подготовки обучающихся, их образовательных интересов;
- выбор активных, основанных на самостоятельной деятельности и проектной работе организационных форм, методов и, в целом, схем обучения, которые в наибольшей степени подходят для усвоения определенной порции учебного материала;
- паритетное взаимодействие преподавателя и студента: преподаватель является организатором и консультантом процесса обучения, его информа-ционно-контролирующие функции преобразованы в собственно-координационные функции обучающегося;
- формирование программно-методического обеспечения на основе структуры модуля и предполагаемого уровня компетентности обучающегося (Батышев С.Я., Блохин Н.В., Чошанов М.А., Юцявичене П.А. и др.).
Для достижения поставленной комплексной дидактической цели - формирования готовности студентов к партнерским отношениям в сфере их будущей профессиональной деятельности, принимая во внимание положения, изложенные выше, проектируемый нами процесс был выстроен по отдельным модулям: информационному, тренинговому, проектировочному.
Выделение информационного модуля обусловлено важностью усвоения студентами базовых знаний, необходимых для реализации партнерских отношений в профессиональной деятельности социального педагога, а также решения задач, связанных со стимулированием внутренних мотивов познания темы. Как показали результаты теоретического исследования, такими базовыми знаниями выступают: специфика деятельности социального педагога, ее многосторонний, открытый и совместный характер; система взаимодействий социального педагога с различными специалистами образовательных, медицинских, культурных, спортивных, правовых учреждений; сущность, принципы построения партнерских отношений
профессионала с субъектами социально-педагогической деятельности; личностная характеристика социального педагога как субъекта партнерских отношений; стратегия и тактики как способы реализации успешных партнерских взаимодействий социального педагога; формы и средства партнерских отношений, и др.
Акцент в этом модуле сделан на одну из интегративных форм организации образовательного процесса - «Мастерскую построения знаний». Выбор данной формы обусловлен интегративным качеством мастерской, в контексте ее реализации происходит не только приращение, систематизация ранее усвоенного знания, но и построение своего знания, его осмысление, переработка и применение, наполнение личностно-значимым смыслом.
Варианты построения знаний в модульных элементах мастерских различны. Так, структура модульного элемента «Погружение в тему «Партнерство. Механизм партнерских отношений» (выстраивание смысла проблемы) представляет собой следующий алгоритм совместных действий педагога и студентов: формирование потребности изучения данного материала - создание модели изучаемого объекта (индивидуальная работа) - обмен построенными моделями - уточнение описания модели - «слово» мастера (мастер предлагает свой алгоритм действия) - составление вопросов по изучаемой теме - обсуждение (социализация) -индивидуальная работа по вопросам с полученной информацией - работа с материалами - словесное / письменное представление полученной информации (социализация) - объединение в группы для решения вопросов (заданы педагогом) - понимание студентом рассматриваемого вопроса - выбор в группе наиболее вероятного решения проблемы -представление результатов работы группы - выполнение задания (индивидуальная работа) - обсуждение в парах, в группах - понимание проблемы каждым - социализация в группе - рефлексия (задания) - домашнее задание.
Группа модульных элементов «Конструирование знаний» («Стратегия и тактики партнерских взаимодействий социального педагога», «Формы и средства партнерских отношений», «Трудности во взаимопонимании с партнерами и способы их преодоления», «Эмоции в общении с партнерами» и др.) может быть представлена следующим общим структурным составом: мастер предлагает тему - восприятие темы (высказывания студентов о содержании темы) - формулирование проблем, вопросов темы (в парах) - уточнение проблем, запись мастером на доске - выбор группой темы - поиск решения проблемы - представление проблемы
группой - вопросы группе - усовершенствование варианта решения проблемы - обобщение и фиксирование результатов (с помощью мастера и в индивидуальном порядке) - рефлексия.
Структура завершающего модульного элемента «Я в системе партнерских отношений» включает: творческое задание мастера (на воображение: «Я -социальный партнер») - анализ задания - диалог с сокурсниками - создание текста - воспроизведение текста - создание и представление текста в подгруппе - написание главного текста - рефлексия (связана с проявлением «Я» на всех этапах мастерской, анализом трудностей и достижений, определением дальнейших перспектив работы над собой).
Основная цель второго модуля формирования готовности студентов к партнерским отношениям -тренингового - состоит в приобретении и отработке партнерских умений в ситуациях группового учебного взаимодействия (устанавливать доверительные, равные взаимоотношения с партнерами по взаимодействию; осуществлять выбор способов согласованного взаимодействия при решении профессиональных задач; грамотно организовывать деловую беседу, переговоры и другие формы партнерских отношений; управлять процессом говорения, приемами активного слушания и аргументации и др.).
Базовой формой реализации данного модуля является тренинг, который включает в себя комплекс диагностических процедур, дискуссий, игр, упражнений, ориентированных на широкое использование обучающего эффекта группового взаимодействия. Так, групповая дискуссия позволяет прояснить собственную позицию, выявить многообразие подходов, точек зрения по какому-либо вопросу и, в результате обмена, подвести к всестороннему видению предмета. Интерактивные игровые методы и упражнения (подвижные, сюжетно-ролевые, деловые), психотехнические игры (игры-релаксации, адаптационные игры, игры-формулы), игры-защиты от манипулирования, позиционные игры (игры-коммуникации) и др. направлены на активизацию эмоционального состояния участников, сплочение группы, формирование новых моделей поведения в ситуациях межличностного взаимодействия, расширение гибкости их поведения [4].
Разработка программы тренинга, его основных модульных элементов осуществлялась по интенсивно-цикловому типу («погружение» в проектируемый процесс). Модульный элемент «Диалог с самим собой» направлен на формирование у студентов интереса к предстоящей работе, представлений о личностной готовности к партнерским отношениям. Он предполагает проведение с буду-
щими социальными педагогами ряда диагностических процедур (методика определения триады личностной направленности, опросник Т. Лири), а также серию упражнений «Здравствуй, это я», «Я в моих мечтах», «Мои достоинства», «Мои недостатки», «Рисование мира моего Я», «Расскажи о себе», «Автопортрет», блиц-игра «Самооценка» и др. Программа тренинга модульного элемента «Мы - команда» ориентирована на решение задач по сплочению студенческого коллектива, отработку умений командной работы, поиск наиболее эффективных путей координации совместных действий, принятие командных решений. В его состав включены: групповая дискуссия «Факты о нас», упражнения «Связывание группы», «Совместный счет», «Поиск сходства», «Мост», «Да здравствует позитив!», «Вместе мы сильнее», «Остров», «Синергия», «Подарок» и др. [1].
Следующие модульные элементы составляют достаточно обширную группу «Формы и средства партнерских отношений»: «Целеполагание и планирование в профессиональной деятельности социального педагога», «Установление контакта с партнерами», «Прием и передача информации», «Активное слушание», «Убеждаем и аргументируем», «Социальная сенситивность», «Партнерское поведение в условиях напряженной конфликтной ситуации», «Управление эмоциональным состоянием партнеров по общению» и др. Их использование направлено на отработку будущими специалистами конкретных путей, способов построения партнерских отношений с субъектами совместной деятельности, на развитие и тренировку рефлексивных умений, а также на актуализацию комплекса знаний, получение принципиально нового знания в процессе выполнения работы. Так, в модульный элемент «Партнерское поведение в условиях напряженной конфликтной ситуации», целью применения которого выступает изучение и закрепление на конкретных примерах тактик конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, вошли задания, связанные с анализом проблемных ситуаций, упражнения: «Гвалт», «Встреча на узком мостике», «Конфликтогены», «Анализ конфликтных ситуаций», тест «Стили поведения в конфликте», ролевая игра «Финансовые авантюристы», дискуссия «Мы и наши конфликты» [1].
Целевая направленность завершающего модульного элемента «Тренинг саморазвития» заключается в личностно-профессиональном самопознании и саморазвитии студентов в контексте рассматриваемой проблемы, обучении искусству самонаблюдения, самоанализа, самопрограммирования. В основу тренинга положена идея целостности, единства
профессионального и личностного развития человека. В него вошли задания для самотренинга, упражнения для самораскрытия («Самопрограммирование», «Мысленные игры», «Субличности», «Диалог субличностей», «Психодрама субличностей», «Медитация» и др.), а также упражнения на завершение работы группы («Мы - партнеры», «Портрет нашей группы») [1].
Формирование у студентов реального опыта партнерства, апробация ими новых способов поведения в практической деятельности осуществляется в процессе освоения ими проектировочного модуля. Организационной формой работы студентов в этом модуле является разработка и реализация социально значимых проектов. Использование проектов в подготовке будущих социальных педагогов предполагает отработку умений партнерских отношений в ситуациях профессионального взаимодействия, а также решает вопросы обновления знаний, формирования качеств партнерского типа личности (гибкость, активность, кооперативность, этичность, способность к компромиссам, эмоциональная устойчивость и др.).
Тематика и содержание социальных проектов по проблемам партнерства определяются его модульными элементами. Основная цель модульного элемента «Социальный педагог в системе партнерских отношений» заключается в ознакомлении студентов с основами проектирования, в отработке соответствующих умений и навыков, в создании проектного продукта с последующей реализацией одного из запланированных направлений - первые профессиональные пробы. В структуру данного модульного элемента включены: информация преподавателя (установочный материал - обсуждение цели, задач проектных работ, их основного замысла, этапов разработки и др.) - индивидуальная работа студентов с информацией (апробация отдельных шагов проектирования) - создание проектных групп - планирование работы в подгруппах на основе использования методических материалов -оформление проекта, его портфолио - реализация на педагогической практике одной из его частей -презентация проектов - оценка деятельности участников проектных групп.
Структура модульных элементов следующей группы достаточно вариативна, поскольку они различны по своей тематике, уровню сложности, содержанию: авторский проект с самостоятельным определением тем («Идеальный фандрайзер», «Памятка для родителей, воспитывающих детей-инва-лидов», «Социальная карта города», «Проблемы оказания помощи добровольно», «Подари ребенку шанс!» и др.); групповой проект («Стадии и этапы
решения комплексной проблемы при взаимодействии специалистов различного профиля»: «ВИЧ-инфекция, как уберечься», «Стоп! Беспризорность и безнадзорность!», «Профилактика наркомании в молодежной среде» и др.); коллективный проект (разработка организационных, содержательных, правовых основ центра молодежных социальных инициатив «Добровольный выбор!»). Создание проектов базировалось на «технологии проектной деятельности» Е.С. Полат, И. Чечель. В целом общий алгоритм организации данных элементов может быть представлен следующим образом: определение предмета, темы, цели и задач проекта - создание проектных групп - выстраивание концепции, выделение приоритетных задач проекта - выполнение работы - презентация проектов, подведение итогов.
Итоговый модульный элемент «Я - партнер!» предполагает создание проекта по саморазвитию. Его целью становится разработка программных проектов индивидуальных шагов саморазвития в рассматриваемом направлении деятельности. Последовательная работа по реализации данного модульного элемента включает: установку на создание проекта саморазвития - анализ программ саморазвития (клише) - знакомство со структурой проекта - поэтапную разработку собственного продукта (анализ собственной информации, проектирование) - обсуждение с руководителем полученных результатов.
Обобщая вышеизложенный материал, мы отмечаем, что представленные модули, будучи самостоятельными, вместе с тем тесно взаимосвязаны. Так, управление деятельностью по передаче знаний является доминантой информационного модуля, однако их пополнение, систематизация осуществляется также в контексте прохождения двух других модулей. Формирование умений, их отработка в ситуациях учебного и профессионального взаимодействия - основная задача тренингового и проектировочного модулей, но ее реализация имеет место и при изучении студентами основных теоретических аспектов проблемы (информационный модуль).
Каждый модуль имеет свое программно-методическое обеспечение. В соответствии с целевой направленностью были определены три его формы: нормативная, сопроводительная и профессиональная. Нормативная форма представлена модульной программой «Социальный педагог в системе партнерских отношений». Сопроводительная форма включает в себя учебный пакет, используемый студентами для самостоятельного изучения отдельных вопросов проблемы, выполнения заданий на педагогической практике, позволяющий студентам
самостоятельно управлять своей профессиональной деятельностью в рамках освоения содержания модулей. Профессиональная форма содержит материалы, ориентированные на деятельность будущего специалиста социальной сферы. Они представлены в трех печатных и электронных методических пособиях: «Как найти общий язык с партнером?». «Партнерство в профессии и жизни», «Социальный педагог - партнер!».
Опыт использования модульного обучения в высшей школе по формированию готовности будущих социальных педагогов к партнерским отношениям позволяет выделить ряд положительных его эффектов:
- усиление мотивации обучения, появление осознанной заинтересованности в получении информации, осознание обучающимися значимости работы для себя;
- повышение качества усвоения материала, достижение мобильности знаний в структуре профессиональной компетентности будущих специалистов, наполнение их личностно-значимым смыслом;
- индивидуализация процесса обучения за счет возможности построения индивидуальной траектории изучения модулей с учетом базовой подготовки обучаемого и его образовательных потребностей;
- обеспечение эффективности контроля, появление у студентов заинтересованности в нем как в определенной ступени на пути продвижения к конечной цели;
- построение партнерских отношений между участниками учебного (профессионального) взаимодействия, успешное овладение студентами механизмом построения и реализации партнерских отношений с субъектами социальной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Деревцова Е.Н. Партнерство в профессии и жизни. Иркутск: ВСГАО, 2012. 172 с.
2. Деревцова Е.Н. Педагогические условия формирования готовности студентов к партнерским отношениям: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 18 ноября 2011 г. Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2011. С. 31-36.
3. Кускова И.Б. Принципы модульного обучения // Компетентность. 2009. № 6 (67). С. 15-17.
4. Федотова Е.Л. Феномен интерактивного обучения и основные параметры его продуктивности // Вестн. ВСГАО. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2010. Вып. 11. С. 44-48.