УДК 35.06
Деревцова Елена Николаевна
Старший преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии Иркутского государственного педагогического университета, [email protected], Иркутск
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ готовности СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К РЕАЛИЗАЦИИ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Derevtsova Elena Nikolaevna
Senior lecturer at pedagogics and psychology department of Irkutsk State Pedagogics University, [email protected], Irkutsk
STAGES OF FORMING WILLINGNESS TO CARRY OUT PARTNERSHIP RELATIONS AMONG STUDENTS OF PEDAGOGICS COLLEGES
Сегодня приоритет отдается партнерским, деловым взаимоотношениям во всех социальных структурах и сферах как личной, так и профессиональной лсизни (Ю. М. Резник, Ю. М. Розов и др.). Особую значимость приобретает задача установления партнерских отношений в ряде профессий социального типа. Так, сама специфика профессиональной деятельности социального педагога обуславливает необходимость построения успешных взаимодействий, поскольку специалист не только включается в совместную работу с коллегами, но и сотрудничает с самыми различными социальными группами населения, учреждениями, организациями, играя активную роль в структурировании, программировании и координации их действий (М. А. Галагузова, М. П. Гурьянова, В. А. Никитин, Е. И. Холостова и др.).
Построение социально-педагогической деятельности на основе партнерских отношений, позволяет профессионалу:
- установить (усилить) необходимые профессиональные связи и контакты со специалистами других социальных структур;
- активизировать жителей, представителей местных организаций, добровольцев на оказание помощи нуждающимся;
- разрешать ситуации, связанные с несовпадением или противоречием интересов различных субъектов взаимодействий;
- а также решить ряд других задач.
Сравнительно-сопоставительный анализ основных категорий проблемы (отношения, взаимодействие, партнерство) позволяет рассматривать партнерские отношения в профессиональной деятельности социального педагога как результат конструктивного взаимодействия с субъектами социально-пе-дагогической деятельности, достигнутый в процессе решения социальных
проблем подопечных и других профессиональных задач, при инициирующей (активной) роли специалиста социальной сферы.
При этом, опираясь на исследования В. Н Мясищева, Н. Н. Обозов а и др., конструктивное взаимодействие мы определяем как механизм установления партнерских отношений. Конструктивный механизм взаимодействия как способ построения успешных действий между участниками совместной деятельности предполагает: решение общей задачи через активность всех субъектов взаимодействия, поэтапное развертывание процесса взаимодействия, взаимное содействие между людьми, эффективное влияние друг на друга, координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил) и др. В свою очередь, партнерские отношения, выступая результатом построенных конструктивных взаимодействий, могут характеризоваться как плодотворный, продуктивный способ, тип контакта партнеров, процесс функционирования системы совместных действий его соучастников, при котором: соблюдается оптимальный баланс интересов его субъектов, сторонами партнерства принимается отказ от противоборства и конфронтации, ресурсный вклад его участников определяется возможностями и преимуществами каждого, действует отработанность механизма конструктивного взаимодействия; основными ориентирами в регулировании поведения партнеров выступают: равенство по правам, разделяемая ответственность за проблему, добровольность, согласованность интересов.
В исследованиях подчеркивается, что к субъектам социально-педагогической деятельности можно отнести отдельного человека, семью, группу, сообщество, организацию [4]; все социальное пространство обслуживаемого социальным педагогом микросоциума [1]; специалистов и волонтеров различных секторов общества, в развитии которых имеется немало проблем, важнейшая из них - проблема их гармоничного взаимодействия [2]; органы и учреждения, занимающимися социальной защитой ребенка и семьи: органы социальной защиты населения, органы опеки и попечительства, учреждения дополнительного образования, общественные организации и фонды, центры занятости населения, учреждения здравоохранения, отделы по делам молодежи [3] и др. Представленных субъектов можно, на наш взгляд, рассматривать с позиций уровней (федерального, областного, муниципального, уровня организации), существующих связей (внешних и внутренних, реальных и потенциальных), секторов (государственного, некоммерческого и коммерческого).
Между тем, практика и результаты научных исследований свидетельствуют о том, что проблемное поле профессиональной деятельности специалистов социальной сферы включает в себя трудности, испытываемые педагогами в установлении контактов с различными субъектами социаль-но-педагогической деятельности.
По результатам социологического опроса, около половины социальных педагогов не готовы осуществлять конструктивное взаимодействие
с органами власти и муниципальными службами, правоохранительными органами, родительскими общественными организациями, детскими объединениями и учреждениями дополнительного образования, спонсорами, шефами (С. А. Косабуцкая, О. К. Крокинская, Л. С. Нагавкина). Результаты проведенного нами исследования подтверждают эти данные, указывая на то, что большинство опрошенных социальных педагогов (67%) (независимо от места и стажа работы), и выпускников педагогического колледжа (81%) испытывают неудовлетворенность уровнем своей готовности выстраивать деловые профессиональные отношения.
В связи с этим особую важность в сфере профессионального образования приобретают новые задачи по подготовке специалистов, готовых выстраивать отношения на принципах равенства, солидарности, открытости, владеющих механизмом построения и реализации конструктивного взаимодействия с субъектами совместной деятельности.
Опираясь на исследования В. А. Сластёнина, Е. И. Соколовой и др., формирование готовности студентов к реализации партнерских отношений мы определяем как процесс становления у будущих педагогов личностной (направленность личности на дело; сформированность группы личностных качеств, обеспечивающих успешность построения партнерских отношений), теоретической (владение системой знаний о сущности, особенностях организации партнерских отношений и их применении в профессиональной деятельности социального педагога), технологической (владение стратегиями, тактиками построения и реализации механизма партнерских взаимодействий) готовности.
Постановка исследуемой проблемы, рассматриваемой нами в качестве одной из сторон общего процесса формирования личности будущего социального педагога в условиях педагогического колледжа, обусловлена возможностью усиления теоретико-практической подготовки студентов в выбранном направлении, а также практико-ориентированным характером процесса обучения в СУЗе.
При разработке организационно-содержательных основ процесса формирования готовности студентов к реализации партнерских отношений мы исходили из ряда положений, полученных в ходе теоретической работы над исследованием, а также из результатов констатирующего эксперимента. Так, на основании разработанной и апробированной диагностической системы, представленной в исследовании совокупностью методов и методик (методика определения триады личностной направленности, опросник Т. Лири, опросник «Социальный педагог в системе партнерских отношений» и др.), был выявлен недостаточный уровень готовности будущих педагогов к реализации партнерских отношений. Так, в экспериментальной группе на низком уровне готовности находились 20,5% испытуемых, на среднем -66,7%, на высоком - 12,8%. Сходные результаты получены и в контрольной группе: на низком уровне - 24%, на среднем - 62%, на высоком - 14% студентов. Нами была определена преобладающая направленность студентов - пер-
вокурсников на общение, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, уступчивость, склонность к дезыоктивным (конфликтным) проявлениям, преобладание конформных установок. Большинство респондентов имели начальные, достаточно разрозненные представления о сущности партнерских отношений, об особенностях их применения в деятельности социального педагога, в недостаточной степени владели умениями и навыками партнерского взаимодействия.
Используемый критериальный подход к анализу целевого, предметносодержательного, организационно-технологического, программно-методического и социального компонентов образовательного процесса педагогического колледжа позволил оценить их как потенциально успешные, т. е. мы могли говорить о наличии в учебном заведении определенного потенциала для формирования готовности студентов к реализации партнерских отношений. Тем не менее, выявленные нами позитивные условия не обеспечивали в полной мере результативность подготовки студентов к партнерским отношениям, формируясь большей частью стихийно и, в некоторых случаях, в недостаточной степени. Так, отсутствовала целенаправленная и комплексная система накопления студентами знаний, отработки, реализации умений и навыков конструктивного взаимодействия; не было подготовлено его программно-методическое обеспечение.
Согласно полученным результатам было уточнено содержание педагогических условий формирования готовности студентов к реализации партнерских отношений и разработана модель (как способ наглядного, целостного представления и систематизации информации) по их реализации в образовательном процессе педагогического колледжа. Определено, что социально-личностная группа педагогических условий включает в себя: учет факторов, влияющих на процесс формирования готовности студентов к реализации партнерских отношений; усиление потенциала социальной среды колледжа; активизацию субъект-субъектных партнерских взаимодействий, создание соответствующей психологической атмосферы; стимулирование студентов к самопознанию, саморазвитию, в процессе решения задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью в направлении партнерства. Содержательно-деятельностная - разработку и внедрение предметного содержания, обеспечивающего информационное обогащение личности; использование практико-ориентированных форм и методов учебной и внеучебной работы; поэтапное включение студентов в партнерскую деятельность, соответствующее логике обучения и закономерностям профессионального становления, посредством разработки и реализации соответствующей модели.
Модель формирования готовности студентов к реализации партнерских отношений, разработанная на основе системно-структурного подхода, представляет собой единство цели, задач, принципов, модулей, этапов реализации педагогических условий и прогнозируемого результата.
Для достижения поставленной цели, задач (личностно-ориентированной, информационно-теоретической, деятельностно-процессуальной), в соответствии с модульным принципом построения и реализации модели, процесс формирования готовности к реализации партнерских отношений нами был выстроен по отдельным модулям. Выделение информационного модуля было обусловлено важностью усвоения студентами базовых знаний, необходимых для реализации партнерских отношений в профессиональной деятельности социального педагога. Акцент в этом модуле сделан на одну из интегративных форм организации образовательного процесса - «Мастерскую построения знаний». Функционирование тренингового модуля мы связывали с приобретением и отработкой партнерских умений у студентов в ситуациях учебного взаимодействия. Базовой формой реализации данного модуля являлся педагогический тренинг, который включал в себя комплекс диагностических процедур, упражнений, игр и др. Формирование реального опыта партнерства через погружение студентов в различные ситуации их будущей профессиональной деятельности мы соотнесли с введением проектировочного модуля. Организационной формой работы студентов в этом модуле являлась разработка и реализация социально-педагогических проектов.
Обозначенные выше основные формы информационного, тренингового и проектировочного модулей определяли логику осуществления подготовительного, основного и завершающего этапов формирования готовности к партнерским отношениям, где каждая форма логически обусловливала начало следующей (мастерская-тренинг-проект).
Подготовительный этап формирования готовности к партнерским отношениям совпадал с первым годом обучения в колледже будущих социальных педагогов и был представлен мотивационно-ориентирующим содержанием. Основные его задачи были связаны с изучением готовности студентов к реализации партнерских отношений, формированием у них установки на партнерское взаимодействие, актуализацией познавательного интереса к содержательным аспектам проблемы; знакомством с основами социальнопедагогического проектирования.
Представление новой проблемы «Партнерство в профессиональной деятельности социального педагога», обсуждение и выделение основных понятий, без которых невозможно выстраивание смысла темы, знакомство с задачами, принципами партнерства, его применением в деятельности социального педагога, а также другая базовая информация была освещена в рамках педагогической мастерской «Погружение в тему». Особенностями построения данной мастерской явились: моделирование изучаемого объекта; составление, обмен, решение, обсуждение вопросов по изучаемой теме (индивидуальная и групповая работа); использование методов самодиагностики (изучение теоретической и технологической готовности); выполнение широкого спектра заданий, связанных с разработкой портрета социального педагога, составления схемы «Карта партнерства социального педагога»,
с рефлексией приобретенного знании. Проведенная работа способствовала осознанию студентами цели выполняемого дела, появлению познавательно-практического интереса к теме, желания выстраивать конструктивное взаимодействие («построить диалог так, чтобы он помог решить поставленную задачу»), овладению начальным объемом знаний по проблеме исследования, а также создала информационный запрос со стороны обучающихся - «как стать идеальным партнером в личной и профессиональной жизни», послуживший основанием для реализации следующей формы подготовительного этапа - педагогического тренинга.
В состав педагогического тренинга был включен комплекс диагностических процедур, а также серия упражнений («Здравствуй, это я», «Диалог с самим собой», «Мои достоинства», «Мои недостатки», «Автопортрет» и др.), направленных на изучение личностной готовности студентов к партнерским отношениям. Его результаты позволили выявить препятствия, которые могут возникнуть у будущих педагогов в профессиональной деятельности при реализации задач построения партнерства. Частью программы подготовительного этапа также являлась тренинговая группа «МЫ - команда», с использованием групповой дискуссии «Факты о нас», упражнений: «Связывание группы», «Совместный счет», «Поиск сходства» и др., ориентированных на решение задач по сплочению коллектива, развитию у студентов умения координировать свои действия, навыков межличностного восприятия, наблюдательности по отношению к людям.
Итоговой работой данного этапа явилась разработка проекта «Социальный педагог в системе партнерских отношений» с последующей реализацией одного из запланированных направлений - первые профессиональные пробы. Знакомство студентов с содержательными и технологическими основами проектирования осуществлялось через организации «Мастер-класса создания проекта», в процессе прохождения которого они смогли отработать умения в области определения проблемы, ее анализа, формулирования целей и задач, поиска и оценки ресурсов, разработки и реализации плана работы, презентации результатов проекта.
Самый обширный по содержанию, насыщенности, временной протяэ/сен-ности (второй и третий курсы обучения) - основной этап формирования готовности студентов к партнерским отношениям. Стержневое содержание данного этапа было связано с формированием у студентов качеств партнерского взаимодействия; освоением ими основного объема знаний, необходимого для установления успешного профессионального взаимодействия; отработкой умений партнерских взаимодействий в области стратегического планирования, диагностики, организации совместной деятельности (через подбор методов и средств взаимодействия с партнерами), оценки ее успешности.
Ведущей формой обогащения знаний на данном этапе явились педагогические мастерские «Построение знаний». Темами мастерских выступали ключевые вопросы изучения проблемы партнерства в профессиональной
деятельности социального педагога («Стратегии и тактики партнерства», «Формы и методы построения партнерских отношений» и др.). Диалоговый характер всех используемых методов и приемов способствовал динамичному усвоению студентами новых знаний, их систематизации, осмыслению, переработке (критический пересмотр), наполнению их личностно-значимым смыслом, а также содействовал выработке новых умений: быть открытым диалогу, публично предъявлять свой результат.
Педагогические тренинги, включенные в основной этап работы, явились логическим продолжением каждой тематической мастерской построения знаний. Групповая тематика тренингов позволила поэтапно формировать основные умения партнерских отношений. Основополагающим средством программы тренинга первой группы «Стратегия и стиль партнерского взаимодействия социального педагога» выступал метод решения педагогических задач, в процессе применения которого студенты учились правильно интерпретировать профессиональную ситуацию, оценивать ее с позиций партнерства, рассматривали возможности множества решений проблемы в зависимости от конкретных условий, которые нельзя предусмотреть в теории; учились проектировать и предвидеть возможные последствия своих действий, прогнозировать варианты взаимодействий и находить среди многих вариантов педагогически целесообразное решение.
Программа тренингов «Механизм партнерских взаимодействий» предполагала выполнение студентами серии упражнений, заданий, игр, участие в дискуссии («Структурные сложности переговорного процесса», «Деловым людям - деловые беседы», «Партнерское поведение в условиях напряженной конфликтной ситуации», «Невербальное поведение партнеров», «Манипуляции и защита от них», «Умение убеждать - волшебство, доступное каждому», «Управление эмоциональным состоянием партнеров по общению» и др.) с целью включения в решение различных по сложности коммуникативных задач на материале деятельности социального педагога. Применение данных методов способствовало отработке механизма партнерского взаимодействия: формированию умений и навыков публичного выступления, деловой беседы, совещания, дискуссии, отработке техник восприятия другого человека, управления процессами слушания и говорения и др.; тренировки рефлексивных умений, научению построению диалога с позиций равноправного партнера.
Одной из центральных работ студентов на данном этапе являлась разработка и реализация в тесном сотрудничестве с инспекторами Г1ДН, представителями общественных организаций, специалистами социальных служб трех групп социально-педагогических проектов различной тематики, уровней сложности, содержательной направленности. Выполнение проектов, их презентация усиливали личный интерес студентов к проблеме, способствовали развитию у них навыков коллективного планирования, умений отстаивать свою точку зрения, вступать в диалог, соблюдать этику партнерских отношений и т. д. Студентами было отмечено, что в процессе разработки
и реализации проектов они не только обогатили свои знания, умения, а самое главное - получили удовлетворение от получения реального практического результата, достигнутого в командном единстве.
Завершающий этап, имеющий коррекционно-прогностическое содержание, был реализован во втором семестре третьего (завершающего) года обучения студентов в педагогическом колледже. Решение задачи данного этапа было направлено на осмысление студентами полученного опыта партнерских отношений, рефлексии собственных достижений, на овладение навыками проектирования путей дальнейшего саморазвития.
«Мастерской саморазвития «Я» мы завершали реализацию информационного модуля формирования готовности студентов к партнерским отношениям. Включение в состав мастерской задания на воображение («Я -социальный партнер»), поэтапной работы по созданию письменного текста (работа с цветом, звуком, образами), процедуры коллективного и индивидуального самооценивания, создания группового портрета, рефлексии (связанной с проявлением «Я» на всех этапах мастерской) и др. позволили подвести итоги работы, проанализировать трудности и достижения, определить дальнейшие перспективы работы.
Логическим продолжением мастерской и завершением всей работы по формированию готовности студентов к реализации партнерских отношений стали: организация тренинга личностного роста, в состав которого вошли задания для самотренинга, упражнения для самораскрытия («Самопрограммирование», «Мысленные игры», «Диалог субличностей» и др.), а также упражнения на завершение работы группы («Мы - партнеры», «Портрет нашей группы»). Включенная в тренинг работа по изучению уровня готовности к партнерским отношениям (с использованием элементов самодиагностики) позволила студентам отследить у себя положительную динамику теоретической, личностной, технологической готовности к реализации партнерских отношений, и разработать программные проекты индивидуальных шагов саморазвития в рассматриваемом направлении деятельности социального педагога.
На всех этапах реализации данного процесса, особое внимание мы уделяли его программно-методической обеспеченности. В соответствии с ее целевой направленностью, были определены три формы: нормативная, сопроводительная и профессиональная. Нормативная форма представлена материалами к учебному курсу «Социальное партнерство и связи с общественностью». Сопроводительная форма включала в себя учебный материал, используемый студентами для самостоятельного изучения отдельных вопросов проблемы, выполнения заданий на педагогической практике. Профессиональная форма содержала материалы, ориентированные на деятельность будущего специалиста, представленные в методическом пособии «Как найти общий язык с партнером?».
С целью проверки результативности проделанной работы по окончании формирующего этапа был проведен контрольный эксперимент. Он предусмат-
ривал повторные задания для студентов экспериментальной и контрольной групп. Оценка результатов проводилась по обозначенным ранее критериям и показателям готовности студентов к партнерским отношениям (таблица).
Динамика формирования готовности студентов педагогического колледжа к партнерским отношениям в контрольной и экспериментальной группах, %
Уровни готовности Экспериментальная группа Контрольная группа
студентов
к партнерским начало конец начало конец
отношениям эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента
Высокий 12,8 31,1 14,0 14,9
Средний 66,7 62,2 62,0 65,9
Низкий 20,5 6,7 24,0 19,2
Сравнивая результаты диагностического и контрольного этапов, мы пришли к выводу, о том, что в целом экспериментальная работа позитивно повлияла на отдельные показатели готовности будущих социальных педагогов к реализации партнерских отношений. Это проявилось в возникновении у студентов устойчивого познавательно-практического интереса к проблеме исследования, осознании ими значимости работы для себя; в их ориентации на деловое сотрудничество; в проявлении гибкости при решении проблем и в конфликтных ситуациях; в усвоении новых знаний, наполнении их личностно-значимым смыслом; в овладении стратегиями, спектром тактик поведения, развитии умений партнерского взаимодействия.
Библиографический список
1. Гурьянова, М. П. Сельская школа и социальная педагогика [Текст] / М. П. Гурьянова. - Мн.: Амалфея, 2000. - 448 с.
2. Никитина, Л. Е. Социальная педагогика [Текст] /Л. Е. Никитина. - М.: Академический проект, 2003. - 272 с.
3. Практические материалы для специалистов социальной службы образовательного учреждения [Текст] / Авт.-сост. И. В. Кувшинкова, Г. Г. Иванова, А. Я. Панфилова. - М.: АРКТИ, 2006. - 144 с. (С. 17-22).
4. Шишковец, Т. А. Справочник социального педагога [Текст] / Т. А. Шишко-вец - М.: ВАКО, 2005. - 208 с.