УДК 364.014
Деревцова Елена Николаевна
Старший преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет»
РОЛЬ И МЕСТО ПАРТНЁРСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО
ПЕДАГОГА
В статье представлено целостное осмысление феномена партнерских отношений в профессиональной деятельности социального педагога посредством выявления и теоретического обоснования его ключевых характеристик. Раскрыты задачи, общие направления партнерской деятельности специалиста, этапы развития партнерских отношений в системе деятельности социального педагога. Обозначены типичные ситуации, с которыми сталкивается специалист в своей профессиональной деятельности и способы их разрешения на основе механизма конструктивного взаимодействия.
Ключевые слова: социальный педагог, партнерские отношения, социально-педагогическая деятельность, механизм конструктивного взаимодействия, система партнерства.
Elena Derevtsova
Senior teacher of social pedagogy and psychology department
Irkutsk State University
ROLE OF PARTNERSHIP RELATIONS IN SOCIAL PEDAGOGUE'S
PROFESSIONAL ACTIVITY
The article presents integral comprehension of the phenomenon of partnership relations in social pedagogue's professional activity by elaboration and theoretical substantiation of its key features. The author reveals the tasks and general areas of specialist's partnership activity and stages of partnership relations development in the system of social pedagogue's activity. Finally, the article defines typical situations which a specialist faces in professional activity and reveals the methods of their solving by the mechanism of constructive cooperation.
Keywords: social pedagogue, partnership relations, social and pedagogical activity, mechanism of constructive cooperation, partnership system.
Социальный педагог — многогранный специалист, ему приходится выполнять разнообразные виды работ, содержание которых определяется особенностями социума и спецификой учреждения, где работает профессионал. Поскольку характер проблем его подопечных имеет, как правило, комплексный (многоаспектный) характер, постольку профессиональную деятельность специалиста необходимо рассматривать в связи с вопросами осуществления совместной деятельности по оказанию помощи и поддержки конкретной личности, социальная группе, общности (М.А. Галагузова, Ф.А. Мустаева, В.А. Никитин, Н.И. Никитина, П.А. Шепттенко).
Именно социальный педагог, по мнению исследователей, должен занимать активную роль в структурировании, программировании и координации совместных действий специалистов. Он призван устранить разобщенность в деятельности социальных институтов и социальных служб, содействовать организации слаженной совместной работы их сотрудников, решать проблемы согласования целей при организации взаимодействия специалистов различного профиля на конкретном этапе работы. Социальный педагог обязан добиваться того, чтобы все службы, вовлеченные в решение проблемы индивида или группы, исходили бы из общих целей и задач, единого критериального подхода, консолидировали свои силы в оказании им социальной или воспитательной помощи.
Вместе с тем, дискуссионным на сегодняшний день по-прежнему остаётся вопрос о способах гармонизации отношений субъектов профессионального взаимодействия. Как показывает практика, и подтверждают результаты научных исследований, партнерские отношения — наиболее предпочтительный и естественный для людей и наиболее благоприятный для общества тип социальных отношений, способ реализации разнообразных интересов, как личностных, так и общественных. В процессе партнерства происходит
динамическое преобразование ролевых отношений в равноправные; усиливаются возможности, знания, идеи, связи; расширяется поле совместной деятельности (партнеры оказываются полезны друг другу в новых сферах); осуществляется выработка четких правил действий и норм взаимодействия, принимаемая участниками отношений безусловно, что в конечном итоге способствует быстрому и качественному решению задач.
Одной из предпосылок исследования феномена партнерства в профессиональной деятельности социального педагога следует считать накопленный практический отечественный и зарубежный опыт взаимодействия специалистов социальной сферы с субъектами совместной деятельности, требующий осмысления и обобщения (Л.Г. Гуслякова, М.Ф. Глухова, Н.И. Никитина, Е.С. Тощенко, Л.В Фомина, О.А. Маслова, Л.В. Куриленко и др.).
Существенным основанием для изучения обозначенной проблемы мы также можем считать усиливающееся внимание исследователей из разных областей научного знания к феномену партнерских отношений, изучению его структуры и содержания, способов оценки, условий формирования: Е.В. Новоженина, Н.Г. Саттарова, Е.С. Федосеева и др. (педагогические науки), М.Е. Балакшин, Л.Е. Елшина, О.И. Титова и др. (психологические науки), О.Н. Алмазова, Е.П. Гаврилова, В.В. Масленников, О.А. Пертая, С.С. Стаурский, А.С. Столяров и др. (экономические науки), Л.С. Богданова, А.В. Калашникова и др. (социологические науки), В.В. Сошников и др. (юридические науки).
Анализ изученных позиций показал, что партнерские отношения рассматриваются как разновидность цивилизованных отношений (взаимовыгодные, конструктивные взаимоотношения; особый тип взаимодействия), организуемые в процессе совместной деятельности по достижению общих целей и задач (В.В. Масленников, Е.В. Новоженина, Н.Г. Саттарова, А.С. Столяров, Е.С. Федосеева и др.).
При этом исследователи сходятся во мнении, что партнерство возможно при учете интересов каждой из его сторон; добровольности признания друг друга в качестве участников взаимоотношений; взаимной зависимости, возникающей
вследствие разделения рисков, ответственности, ресурсов, компетенций, полномочий и доходов; обязательности исполнения достигнутых договоренностей; взаимоприемлемом контроле. А также при равноправии участников при выборе средств для достижения общей цели; согласованных действиях партнеров на всех уровнях и этапах совместной работы; выработке четких правил действий и норм взаимодействия, принимаемых участниками отношений безусловно; использовании диалога сторон как основного способа общения между партнерами; адекватности восприятия партнерами «положительных» и «отрицательных» черт друг друга; построении отношений на основе уважения, доверия, свободы выбора в обсуждении вопросов, терпимости к иному мнению (толерантности), взаимных уступок (компромиссе) и др. (М.Е. Балакшин, Л.С. Богданова, Н.Г. Веселова, Ф.И. Гайнуллина, Л.Г. Гуслякова, В.В. Масленников, В.И. Митрохин, Л.М. Потолова и др.).
В проанализированных работах также отмечается, что партнерские отношения связаны с совместной деятельностью и определяются ею. Их цели всегда инструментальны, взаимосвязь либо непосредственна, либо опосредована различными средствами (людьми, техникой, инструкциями). Каждый партнер в равной степени направляет свои усилия на решение поставленной задачи, действуя, при этом, как самостоятельно, регулярно информируя других субъектов о ходе её выполнения, так и совместно с другими проектирует, организует и осуществляет работу. Все участники партнерского взаимодействия осознают, что объединение их сил и средств дает кумулятивный эффект (возникает общее ощущение успешности, удовлетворенности от взаимодействия). Партнерство имеет особую природу, в нём параллельной реальностью являются не только отношения по делу (каждый представляет свою организацию, коллектив), но и личные отношения между субъектами (взаимная симпатия, интерес и т.д.), однако формальные моменты в них перевешивают неформальные, что облегчает взаимодействие и общение (М.Е. Балакшин, Е.В. Новоженина, Н.Г. Саттарова и др.). В своём развитии партнерские отношения проходят несколько стадий: знакомства, упорядочивания отношений, роста,
стабилизации и угасания, что, делает их, по мнению М.Е. Балакшина, процессуально близкими к романтическим отношениям.
Обобщая результаты проведенных нами исследований [1,2,3,4], отмечаем, что партнерские отношения в профессиональной деятельности социального педагога - это компетентностно обусловленные и специальным образом конструируемые отношения специалиста с различными группами социальных субъектов в процессе решения социально-значимых задач на основе согласования интересов, организации совместных активных действий, построения диалога, соблюдения равных прав и разделения ответственности между его соучастниками.
Важнейшей составляющей партнерских отношений, описывающей динамическую, технологическую сторону отношений, является его механизм, понимаемый нами как совокупность функционирования отдельных взаимодействующих между собой элементов единого регулируемого процесса. В качестве механизма развития партнерских отношений мы выделяем конструктивное взаимодействие как способ построения и поддержания успешных действий между участниками совместной деятельности, который предполагает: разработку и решение задачи через активность каждого её участника; сохранение (поддержание) общей мотивации субъектов взаимодействия; распределение обязанностей и ответственности; поэтапное развертывание процесса в соответствии с определенным планом работы; координацию совместных усилий; оценку результатов, как самих отношений, так и эффективного, своевременного решения поставленных задач. Механизм конструктивного взаимодействия приобретает свою детализацию в конкретных практических формах, методах, процедурах совместной деятельности.
Социальный педагог формирует систему партнерства, включающую его самого и тех социальных субъектов, с которыми он сотрудничает в процессе решения конкретных профессиональных задач. Размеры этой системы, т.е. круг лиц, с которыми он будет взаимодействовать, зависят от объекта помощи и решаемой проблемы.
Целью установления партнерских отношений в профессиональной деятельности социального педагога будет являться достижение оптимального баланса интересов субъектов партнерских отношений, направленных на совместное решение социально значимых проблем и других профессиональных задач. Специалист осуществляет работу по создание партнерской сети; вовлекает партнеров в круг совместных интересов, создаёт максимальное поле возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений; координирует действия участников партнерских отношений; создаёт единое информационного поля для целей поддержки и стимулирования партнерств. А также: оказывает комплексную социально-психолого-педагогическую помощь и поддержку подопечным в установлении различных связей и контактов со специалистами учреждений, организаций; активизирует жителей, представителей местных организаций, добровольцев на оказание помощи нуждающимся; формирует инициативные группы благотворительной направленности; мотивирует участников партнерского взаимодействия к активности, стимулирует их действия самыми разными способами и др.
Выстраивание ситуаций партнерства осуществляется в зависимости от роли социального педагога (инициирующей партнерский контакт или вступающей в него) и представляет собой замкнутый цикл технологического процесса, который включает этапы и операции, позволяющие выстраивать эффективные отношения и создавать благоприятные условия для преодоления проблемы в целом. Так, этап моделирования (подготовки поля деятельности для успешного партнерства) предполагает: предварительную оценку проблемы, возможных вариантов её решения — определение реального и/или потенциального состава субъектов партнерской деятельности (обращение к партнерской базе данных) — анализ потенциальных возможностей субъектов, их ресурсной обеспеченности в решении проблемы — выбор оптимальной формы контакта и средств взаимодействия с каждым партнером или группой партнеров — разработку последовательно реализуемых шагов в установлении партнерских связей,
содержания каждого из них — прогнозирование результатов партнерского взаимодействия, разработку возможных вариантов их корректировки.
На следующем этапе технологического процесса — этапе реализации (совместном с партнерами решении социальной проблемы) осуществляется: установление контакта (непосредственного или опосредованного) с партнерами
— согласование интересов, целей партнеров по взаимодействию — сбор и анализ данных о конкретной проблеме (исследование причин и последствий) — обмен мнениями по обсуждаемой проблеме (предоставление информации, аргументирование, активное слушание и др.) — постановка общей цели решения проблемы, разработка задач и показателей эффективного решения каждой — поиск и выбор взаимовыгодных вариантов решения проблемы (генерирование идей, поиск альтернативы, учитывающей общие интересы и примиряющей несовпадающие, отбор основных способов решения проблемы, их оценка) — сохранение, поддержание мотивации работать вместе — разработка плана совместных партнерских действий по решению проблемы - корректировка достигнутого баланса интересов между партнерами (при необходимости) — согласованное распределение деятельностей, выделение конкретной роли каждого партнера и необходимых шагов в решении одного из аспектов проблемы
— определение приоритетов и последовательности действий участников в решении проблемы — фиксация договоренности (заключение письменного или устного договора с обозначением границ и мер ответственности каждого партнера, с установлением конкретных сроков, способов информирования друг друга о результатах намеченных действий) — поэтапная и последовательная реализация плана совместных действий с использованием адекватных решаемой задаче тактик взаимодействия — координация усилий участников взаимодействия (совмещение, упорядочивание, суммирование их деятельностей) — поддержание уважительных, доверительных контактов, основанных на взаимопонимании партнеров по взаимодействию.
Завершающий этап — этап оценки (совместного анализа решения проблемы на основе партнерских отношений) включает: оценку эффективности
решения проблемы, выявление причин успеха или неудач партнерских усилий — оценку эффективности взаимодействия субъектов деятельности (индикаторы оценки эффективности построения партнерских отношений субъектов деятельности: широкий круг партнеров, готовых решать проблемы; активное, заинтересованное выполнение совместной деятельности; достигнутый баланс интересов; согласованный характер взаимодействий; установление взаимопонимания между партнерами и др.) — оценку возможностей и необходимости дальнейшего взаимного партнерства.
Вместе с тем, некоторые этапы и операции в реальной деятельности могут быть свернутыми или недостаточно четко проявленными, это, в свою очередь, будет зависеть от того, с какими субъектами взаимодействует специалист, какую проблему решает, какие задачи совместно с партнерами ставит. Поэтому объективно обусловленным шагом нашей работы стало выделение основных групп субъектов деятельности специалиста, анализ специфики оказываемой ими помощи различным категориям подопечных, ресурсов, которые они могут использовать в решении проблем, а также определение совместных направлений и форм работы социального педагога с партнерами.
Так, к общим направлениям партнерской деятельности нами отнесены: согласование (методов влияния, содержания и организации совместной деятельности); взаимное информирование специалистов о подопечном, нуждающегося в социальной и педагогической поддержке; разработка сопряженных программ различной направленности; выработка единой стратегии взаимодействия, общего представления о путях, способах комплексной помощи подопечным; организация и проведение совместных мероприятий (действий) с целью повышения результативности работы; исключение дублирования форм и методов, а также противоречивых действий, применяемых для изменения проблемной ситуации; взаимопомощь и взаимоподдержка при возникновении трудных, непредвиденных профессиональных ситуаций; объединение финансовых, материальных средств и воспитательных сил микросоциума для решения социальных задач и др.
Их применение позволит создать мультидисциплинарную команду, в которой каждый партнер будет лучше понимать работу своих коллег, видеть весь процесс работы с подопечным и свою роль в этом процессе. Партнерство при этом не снимает самостоятельной специфической роли каждого специалиста, но побуждает его в разных формах (организацию семинаров, ведение переговоров, деловых бесед, заключение договоров, участие в консилиуме, коллегиальном консультировании, разработку проектов, социальных технологий и т. д.) взаимодействовать с социальными субъектами, что дает более широкие и глубокие возможности обоснования собственных решений и поступков.
Чтобы система партнерства успешно функционировала, социальный педагог решает различные задачи, связанные с выбором оптимальной формы контакта с каждым партнером субъектом или группой партнеров субъектов, согласованием интересов, целей партнеров по взаимодействию, мотивацией их на совместную работу, её сохранением и поддержанием; преодолением конфликтных ситуаций и т. д. Для этого работник осуществляет принятие на себя другой роли, вносит изменения в договорные процедуры, определяет приоритеты и последовательность действий участников в решении проблемы, координирует их деятельность в соответствии с планом работы, изменяет количественный состав членов партнерства, показывает каждому личные выгоды, стимулирует их действия самыми разными способами, применяет техники установления контакта, процедуры согласования интересов, осуществляет корректировку достигнутого баланса на разных этапах взаимодействия и др.
В ходе исследовательской работы представлены типичные профессиональных ситуации, с которыми сталкивается специалист в своей профессиональной деятельности и способы их разрешения на основе механизма конструктивного взаимодействия. Построение и реализация профессиональной деятельности на основе партнерских отношений позволит социальному педагогу усилить необходимые связи и контакты со специалистами различных социальных структур, расширить диапазон возможностей в решении задач
каждым субъектом посредством объединения возможностей, знаний, идей, связей партнеров по совместной деятельности; обеспечить согласованный характер взаимодействий участников, быстро и качественно разрешать ситуации, связанные с несовпадением или противоречием их интересов. Изучаемая проблема требует своего дальнейшего теоретического уточнения и эмпирической проверки в направлении исследования готовности социальных педагогов к партнерским отношениям, её формирования у студентов в условиях вуза.
Литература
1. Деревцова, Е.Н. Построение профессиональной деятельности специалистов социальной сферы на основе механизма партнёрских отношений / Е.Н. Деревцова // Вестник ВСГАО. - Иркутск, 2012. - С. 27 - 30.
2. Федотова, Е.Л. Партнерские отношения в профессиональной деятельности социального педагога (Приложение 1) / Е.Л. Федотова, Е.Н. Деревцова // Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки студентов гуманитарных и технических специальностей: коллективная научная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: SIMJET, 2015. - С. 335-337.
3. Федотова, Е.Л. Готовность к партнерским отношениям как качественный показатель профессиональной компетентности социального педагога / Е.Л. Федотова, Е.Н. Деревцова // Вестник ТГПУ. - 2013. - № 9 (137). - С. 26-31.
4. Федотова, Е.Л. Партнерские отношения как феномен современного общества / Е.Л. Федотова, Е.Н. Деревцова // Материали за 10-а международна научна практична конференция, «Achievement of high school». - 2014. - Том 11. Педагогически науки. Психология и социология. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД -С. 74-78.
References
1. Derevtsova, E.N. Postroenie professional'noy deyatel'nosti spe-tsialistov sotsial'noy sfery na osnove mekhanizma partnerskikh otnosheniy / E.N. Derevtsova // Vestnik VSGAO. - Irkutsk, 2012. - S. 27 - 30. (in Russian)
2. Fedotova, E.L. Partnerskie otnosheniya v professional'noy deya-tel'nosti sotsial'nogo pedagoga (Prilozhenie 1) / E.L. Fedotova, E.N. De-revtsova // Teoreticheskie i prakticheskie aspekty professional'noy podgo-tovki studentov gumanitarnykh i tekhnicheskikh spetsial'nostey: kollektivnaya nauchnaya monografiya / otv. red. A.Yu. Nagornova. - Ul'yanovsk: SIMJET, 2015. - S. 335-337. (in Russian)
3. Fedotova, E.L. Gotovnost' k partnerskim otnosheniyam kak kache-stvennyy pokazatel' professional'noy kompetentnosti sotsial'nogo pedago-ga / E.L. Fedotova, E.N. Derevtsova // Vestnik TGPU. - 2013. - № 9 (137). - S. 26-31. (in Russian)
4. Fedotova, E.L. Partnerskie otnosheniya kak fenomen sovremennogo obshchestva / E.L. Fedotova, E.N. Derevtsova // Materiali za 10-a mezhdunarod-na nauchna praktichna konferentsiya, «Achievement of high school». - 2014. - Tom 11. Pedagogicheski nauki. Psikhologiya i sotsiologiya. Sofiya. «Byal GRAD-BG» OOD -S. 74-78. (in Russian)