ЕМ. Панина, Ю.Н.Ефимова Модулыю-рейтинговый подход в обучении
В системе высшего образования в настоящее время происходит перенос акцента на интересы обучаемого. Ориентация на формирование профессиональной личности означает перестройку учебного процесса из пассивного усвоения знаний в активный процесс формирования необходимых профессиональных компетенций.
Адекватной реакцией систем образования на изменение социального заказа | стало появление учебных программ с гибкой структурой и новых образовательных технологий, ориентированных на индивидуальные запросы учащихся, а также на потребности рынка труда по подготовке к (профессиональной деятельности. Начали широко использоваться вариативные учебные планы и профаммы, состоящие из обязательных курсов, а также из ; курсов по выбору обучающихся. Помимо экстенсивного пути совершенствования содержания обучения, связанного с увеличением числа учебных часов объема учебного материала, все большую роль стал играть интенсивный путь, основанный на изменениях структуры и содержания курсов и методики обучения.
Этим современным требованиям отвечает технология модульно-рейтингового обучения. Также объясняется актуальность различных исследований данной темы в настоящее время.
Одним из составляющих компонентов модульно-рейтинговой системы является модульное обучение.
Модульное обучение - это один из путей реализации личностно-ориентированного педагогического процесса. Модульное обучение предполагает строгое содержание учебного материала, четкие требования к знаниям и способам деятельности, алгоритмизацию труда [Конышева 2005:154].
От программированного обучения модульное переняло способы авления учебным процессом. Причем модульное обучение позволяет еодолеть фрагментарность программированного путем создания целостной лядной программы и проблемной подачи содержания в модуле, озаимствованной из проблемного обучения. Модульное обучение растеризуется адаптивностью, реализация которой отражается в специфических способах организации индивидуально-дифференцированного обучения. Такая проблема, как большой удельный вес самостоятельной работы обучающихся и недостаток делового общения в модульном обучении удачно компенсируется нетрадиционными формами и методами активного обучения, Которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать в них любознательность и формировать коммуникативные навыки.
Говоря об особенностях модульного обучения, можно выделить следующие:
• обязательная проработка каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях;
• четкая структуризация содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;
• вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.
Эти отличительные особенности модульного обучения позволяют выявить его высокую технологичность, определяемую структуризацией содержания обучения; четкой последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы; вариативностью структурных организационно-методических единиц.
В основу модульной методики положены основополагающие принципы:
• обоснованность и гласность оценивания:
• открытость и наглядность оценок:
• объективность оценки и самооценки знаний,
• индивидуализация обучения;
• самостоятельность изучения;
• изучение учебного материала модулями [Расторгуева 2006: festival. 1 september.ru/articles/420020/].
Несмотря на различное понимание исследователями целей модульного обучения, несомненно одно - главная цель модульного обучения - создание гибких образовательных структур как по содержанию, так и по организации обучения, гарантирующих удовлетворение потребности, имеющейся в данный момент у человека, и определяющих вектор нового, возникающего интереса.
Центральным понятием теории модульного обучения является понятие модуля. Несмотря на достаточную зрелость модульного обучения как в содержательном, так и в возрастном аспекте, до сих пор существуют различные точки зрения на понимание модуля и технологию его построения как в плане структурирования содержания обучения, так и в плане разработки системы форм и методов обучения.
A.B. Конышева определяет модуль как целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, так как в него входит целевой план действий, банК информации, методическое руководство по достижению дидактических цеЛ Именно модуль может выступать как программа индивидуализированная по содержанию, методам учения, УР00 ^ самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности Уче [Конышева 2005:154].
Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуал из про ванную
• по содержанию,
• методам обучения,
• уровню самостоятельности,
• темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся. Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна
соответствовать достаточная полнота учебного материала. Это означает:
• в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации;
• дается разъяснение к этой информации;
• определяются условия погружения в информацию (с помощью средств ИКТ, конкретных литературных источников, методов добывания информации);
• приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;
• указаны практические задания. В теории и практике модульного обучения исследователями приводится такое соотношение практического материала к теоретическому в модуле: 80% к 20.
Следует отметить то, что переход от традиционного к модульному и дистанционному образованию предполагает использование различных ( технологий как педагогического, так и управленческого характера. Реализация этих технологий требует от педагога и управленца использования разнообразных алгоритмов и процедур.
Принцип модульности позволяет конструировать курс по предмету из отдельных блоков с учетом внутрипредметных связей. Построение курса из отдельных модулей должно соответствовать определенной структуре с тем, чтобы отдельные модули, выстраиваясь в единый, логически завершенный курс, не противоречили образовательному стандарту.
Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемы и подвижны. Кроме того, модульная система организации учебно-воспитательного процесса ориентируется на развитие обучаемого и предполагает в начале изучения каждого модуля мотивационный этап. Отбор содержания материала модуля должен предполагать не только соответствие образовательному стандарту, но и организации познавательной деятельности, развитию профессиональных ;авыков и творческих способностей будущих учителей. Для реализации рческой направленности учебного процесса важна не только мотивация и отбор содержания с учетом внутрипредметных связей, но и отбор содержания, По возможности в полной мере учитывающий межпредметные связи. Каждый модуль должен содержать как темы, обязательные для изучения всеми студентами, так и темы для углубленного изучения, например, в виде тем для Курсовых работ или проектов [Бочарова 2004: 45].
Решение проблемы проектирования модульной программы и модулей и обеспечения ими обучающихся является лишь первым шагом в организации Модульного обучения, т.к. особую важность представляет собственно организация модульного обучения.
Необходимым элементом модульного обучения обычно выступает рейтинговая система оценки знаний.
В рейтинговой системе оценивания принято выделять следующие понятия:
Дисциплинарный модуль - часть учебной дисциплины, по окончании изучения которой осуществляется контроль знаний студентов в виде рубежного рейтинг-контроля.
Текущий рейтинг-контроль - результаты оценивания всех обязательных видов аудиторной и внеаудиторной работы студентов, выраженные в баллах, в период изучения дисциплины.
Рубежный рейтинг-контроль - оценка знаний, умений и навыков по результатам выполнения контрольно-тестовых (проверочных) заданий (тестирование, контрольная работа или коллоквиум) по освоенному материалу каждого дисциплинарного модуля.
Рейтинг по дисциплинарному модулю - сумма баллов, полученных по результатам оценивания рубежного рейтинг-контроля и постоянного контроля текущей работы в период изучения дисциплинарного модуля.
Суммарный рейтинг по дисциплине - сумма баллов, которая складывается из результатов рейтингов по дисциплинарным модулям.
Рейтинг-план дисциплины - документ, определяющий количество баллов и формы работы в дисциплинарных модулях.
Рейтинговая технология оценивания результатов обучения студентов основана на суммировании и учете накапливаемых баллов за выполнение учебных поручений (текущий рейтинг-контроль) и результатах выполнения контрольно-тестовых (проверочных) заданий (рубежный рейтинг-контроль) по освоенному материалу каждого дисциплинарного модуля в период изучения дисциплины [Модулыю-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов 2008: 5].
Рейтинг — дословно с английского — это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Принят и такой термин — «индивидуальный, кумулятивный индекс». В вузовской практике рейтинг — это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год).
Для удобства сравнения рейтинги рассчитываются по 100-балльнои шкале. Для перевода рейтинга в четырехбалльную оценку предлагается следующая шкала: от 1 до 49 — неудовлетворительно (2), от 50 до 69 удовлетворительно (3), от 70 до 84 — хорошо (4), от 85 до 100 — отлично (5)-
Наиболее известны 20-бапльная (которая используется за рубежом) и балльная система. При 20-балльной системе все контрольные работы так*® исчисляются по этой шкале, а общая оценка вычисляется как средняя. ' Р 100-балльной системе общая оценка есть простая сумма оценок за отделы ^ контрольные мероприятия. Предпочтительнее вторая модель, х
математически они эквивалентны. Что касается предлагаемой шкалы перевода (условно «55—75—90»), то кроме нее возможны и другие, например, «55—75—90», «60—75—90». Во всех западных системах граница положительной оценки составляет половину от максимума.
В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и оценку ее усвоения. В их числе:
• рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу студента и его результаты на экзамене (зачете);
• совокупный семестровый рейтинг, отражающий успеваемость студента по всем предметам, изучаемым в данном семестре;
• заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;
• интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость студента в целом в течение какого-то периода обучения [Кукушин 2006: 45].
Рассмотрим более подробно текущий и рубежный рейтинг-контроли.
Текущий рейтинг-контроль включает оценивание в баллах факта и качества выполнения и защиты лабораторных и самостоятельных работ, выступлений на семинарах и практических занятиях, выполнения письменных и устных домашний заданий и расчетно-графических работ, а также других обязательных учебных поручений. Суммарное количество баллов за текущий рейтинг-контроль по мере изучения данной дисциплины в семестре по всем дисциплинарным модулям в зависимости от качества выполнения указанных выше работ может составлять от 30 (минимальное значение) до 40 (максимальное значение) баллов.
Рубежный рейтинг-контроль включает оценивание в баллах знаний, умений и навыков студентов, приобретенных ими в рамках данной дисциплины, и проводится преподавателем в конце изучения дисциплинарного модуля в одной из трех форм: тестирование (компьютерное или письменное), контрольная работа или коллоквиум. Суммарное количество баллов за рубежный рейтинг-контроль в семестре по всем дисциплинарным модулям в зависимости от полноты и качества ответов на контрольные задания может составлять от 20 (минимальное значение) до 60 (максимальное значение) баллов.
Рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов реализуется в соответствии с рейтинг-планом дисциплины. Рейтинг-план дисциплины составляет ведущий преподаватель-лектор отдельно на каждую Дисциплину для каждой специальности, руководствуясь рабочей учебной программой и государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности (направлению).
При составлении рейтинг-плана дисциплины преподаватель производит разделение учебного материала на самостоятельные структурно-логические единицы (модули) без нарушения полноты охвата предметной области и
определяет виды текущей работы и формы проведения рубежных рейтинг-контролей, диапазоны рейтинговых баллов дисциплинарных модулей с выделением баллов за текущую работу по видам учебных поручений и рубежные рейтинг-контроли. При распределении баллов по видам текущей работы необходимо учитывать количество практических (семинарских лабораторных) занятий и степень сложности учебного материала для чего могут быть использованы коэффициенты веса.
Рейтинг-планы рассматриваются на заседании кафедры и утверждаются заведующим кафедрой.
Рейтинг-план, его структура и числовые показатели остаются неизменными в течение учебного года/семестра, но могут быть модифицированы перед началом очередного учебного года/семестра в случае изменения учебной программы дисциплины, при внедрении инновационных педагогических технологий и т.д.
Рейтинг-план и правила, по которым рейтинговая оценка по дисциплине будет вычисляться в течение семестра, утвержденные заведующим кафедрой, доводятся до сведения студентов на вводном занятии по данной дисциплине.
В процессе обучения по дисциплинарному модулю преподаватель проставляет баллы в соответствии с рейтинг-планом за все виды текущей работы в журнале оценки знаний студентов. Постоянный контроль текущей работы осуществляется без специального прерывания занятий, предусмотренных расписанием, и является их составляющей (выполнение и защита лабораторных работ, оценка выступлений на семинарах и практических занятиях, самостоятельные работы, выполнение письменных и устных домашний заданий и расчетно-графических работ) [Модульно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов 2008: 9].
Опыт показывает, что внедрение в учебный процесс рейтинговой системы контроля создаёт следующие преимущества в обучении:
•расширяется компетентность обучающихся в области изучения дисциплины;
•снижается стрессовая ситуация во время контроля как для обучающихся, так и для преподавателя;
• обучение становится личностно-ориентированным; •обеспечивается ритмичная, систематическая, максимально мотивированная работа как обучающихся, так и преподавателя.
Данная технология позволяет развивать и воспитывать аналитическое и критическое мышление; коммуникативные способности; ответственность за результаты своей работы; чувство взаимопомощи, умение контролировать сеоя. умение рационально распределять своё время; чувство самоуважения [Расторгуева 2006: festival.lseptember.ru/articles/420020/].
В заключение следует отметить следующее: в результате использован! модульно-рейтинговой технологии в учебном процессе вуза студент начина ^ обладать основополагающими характеристиками, отличающими его субъекта обучения: осознает себя все более самостоятельной, самоуправляем^ личностью; накапливает все больший запас жизненного опыта. Таким обр33
формируется уровень профессиональной компетенции студента, что свидетельствует о качестве образования.
Список литературы
Бочарова, O.E. Применение модульно-рейтинговой технологии при обучении студентов в педагогической вузе/О.Е. Бочарова. М.,2004. 73 с.
Конышева, А. В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку/ A.B. Конышева. Минск, 2005. 59 с.
Кукушин, В. С. Рейтинговая система контроля/В.С. Кукушин. М., 2006.
Модульно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов. Тверь, 2008. 15 с.
Расторгуева, J1.H. Применение модулыю-рейтинговой технологии обучения на уроках информатики и ИКТ[Электронный ресурс]. Режим доступа:
//http://festival.lscptcmber.ru/articles/420020/.
©Панина Е.Ю., ЕфимоваЮ.Н., 2009
Л.В. Павлюкевич
Проблема формирования профессиональной самостоятельности будущего учителя в педагогическом вузе
Самостоятельность - одно из важнейших свойств личности, в особенности в высшей школе, где самостоятельная работа студента является обязательным компонентом учебной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов. Успешное обучение немыслимо без интенсивной самостоятельной работы учащихся, тогда как ее эффективность в значительной степени определяет качество профессиональной подготовки.
Многие исследователи проявляли интерес к самостоятельной работе, к особенностям ее организации и к формированию самостоятельности обучающихся. Однако большинство исследований проводилось в логике знаниево-центристской образовательной парадигмы, не выдвигающей на первый план личностные качества обучающихся и ориентированной, прежде всего, на передачу знаний студенту как объекту процесса обучения. Компетентностный подход, в логике которого мной рассматривается формирование профессиональной самостоятельности студентов, в отличие от старой парадигмы объединяет в единое целое образовательный процесс и его осмысление, в ходе которого и происходит становление личностной позиции будущего работника, его отношения к предмету своей деятельности. Основная идея этого подхода в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к ффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых итуациях [Лебедев 2004: 36].