УДК 16.1/4:378:371.263.018.4
Андрющенко Ирина Васильевна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной терапии и фтизиопульмонологии Владивостокского государственного медицинского университета, ??????????, Владивосток
Малинина Елена Владимировна ассистент кафедры госпитальной терапии и фтизиопульмонологии Владивостокского государственного медицинского университета, vahnenko_elena@mail.ru, Владивосток
балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПРИ МОДУЛЬНО-БЛОЧНОМ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ»
Аннотация. В статье представлена система балльно-рейтинговой оценки знаний студентов медицинского вуза при модульно-блочном изучении дисциплины «Внутренние болезни».
В рамках данной системы предусмотрено разделение всего учебного курса на ряд самостоятельных и логически завершенных блоков (модулей) и проведение по ним контрольных мероприятий.
Ключевые слова: модульно-блочное обучение, оценка, рейтинг, медицинский вуз.
Andrushenko Irina Vasilievna
Candidate of medical sciences, chair of reader of the hospital therapy and phthisiopulmonology of the Vladivostok state medical university, ???????????, Vladivostok
Malinina Elena Vladimirovna
Assistant of chair of the hospital therapy and phthisiopulmonology of the Vladivostok state medical university, vahnenko_elena@mail.ru, Vladivostok
THE POSITION OF A POINT-RATING SYSTEM OF ESTIMATION OF KNOWLEDGE OF STUDENTS OF THE MEDICAL UNIVERSITY IN THE MODULE-BLOCK THE STUDY DISCIPLINE «INTERNAL DISEASES»
Abstract. The article presents the point rating estimation of knowledge of students of the medical university in the module-block the study discipline “Internal diseases “. Under the system provided for the separation of the whole training course on the number of independent and logically completed blocks (modules) and that his control measures.
Keywords: module-block training, evaluation, rating, medical university.
В период реформирования высшего медицинского образования возникла необходимость перехода от информационно-сообща-ющих моделей обучения к инновационным, способствующим активному формированию функциональной готовности к профессиональной деятельности. Поиск новых педагогических подходов к изучению медицинских дисциплин привел к разработке технологии модульно-блочного обучения [3; 4; 6]. Внедрение модульно-блочного обучения неразрывно связано с контролем знаний, умений и навыков или уровня учебных достижений студентов на основе балльно-рейтинговой системы.
Балльно-рейтинговая система (БРС) оценки знаний, умений и навыков студентов (далее - система) представляет собой интегральную оценку результатов всех видов деятельности студента за семестровый и годовой периоды обучения по дисциплине «Внутренние болезни». Система оценки результатов успеваемости основана на учете накапливаемых оценок в баллах за выполнение текущих видов учебной деятельности и на регулярно проводимых контрольных измерениях. Модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов включает в себя две взаимосвязанные и дополняющие одна другую подсистемы:
• модульно-блочное построение учебного процесса по дисциплине «Внутренние болезни»;
• рейтинговую систему оценки знаний студента.
Модульное построение учебного процесса предполагает структурирование содержания учебной дисциплины на дисциплинарные модули.
Дисциплинарный модуль представляет собой логически законченный самостоятельный раздел дисциплины, объединяющий ряд тем в соответствии с рабочей программой [7; 8; 9]. Цель разработки модулей -разбить содержание дисциплины на логически завершенные части в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определить для всех частей дисциплины целесообразные виды, формы и методы обучения, согласовать их во времени и объединить в единый комплекс. Разбивка учебного материала на модули позволит быстро и легко изменять содержание и формы обучения при изменении требований и целей обучения, то есть обеспечит динамичность программы. В соответствии с вышесказанным учебная дисциплина «Внутренние болезни» разделена» на два дисциплинарных модуля. Основой для формирования модульно-блочного обучения (МБО) послужил федеральный государственный образовательный стандарт специальности «Педиатрия», типовая программа Министерства образования и рабочая программа дисциплины.
Система вводится с целью стимулирования и активизации текущей работы студентов, повышения объективности оценки их знаний, умений и навыков, обеспечения четкого оперативного контроля за ходом учебного процесса. Система направлена на высококачественную подготовку специалистов, глубокое усвоение студентами изучаемого материала и включает всестороннюю оценку работы студентов в семестре, а также ее учет при выставлении итоговой оценки на экзамене.
Цель рейтинговой оценки знаний: стимулировать учебно-познавательную деятельность студентов за счет поэтапной оценки различных видов работ, повысить качество изучения и усвоения материала; мотивировать студента к систематической работе
в процессе получения знаний и усвоения учебного материала на протяжении всего года; повысить объективность итоговой экзаменационной оценки, усилив ее зависимость от результатов ежедневной работы студентов в течение семестра.
Балльно-рейтинговая система позволит получить возможность определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса; оценить объективную динамику усвоения знаний за все время обучения; дифференцировать значимость оценок, полученных студентами за выполнение различных видов работы (текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и др. работы); обеспечить объективность оценки знаний.
Контроль усвоения студентами учебного материала дисциплины в течение семестра осуществляется с помощью текущего, рубежного и итогового контролей. Текущий контроль успеваемости студентов по дисциплине осуществляется преподавателями, ведущими лекционные и семинарские занятия. В рамках текущего контроля в рейтинговых баллах оцениваются все виды работы студента, предусмотренные рабочей учебной программой. Он проводится на каждом аудиторном занятии и обеспечивает информацию о степени усвоения студентами теоретического материала. Количество проверок знаний студентов по текущему контролю определяется преподавателем исходя из специфики темы. Оптимальные формы и методы текущего контроля: устное выборочное собеседование; письменные или устные фронтальные опросы; оценка выполнения практических и лабораторных заданий; контрольные работы; проверка выполнения индивидуальных домашних заданий и др.
Рубежный (промежуточный контроль) успеваемости студентов по дисциплине осуществляется ведущим преподавателем по каждому модулю дисциплины в сроки, установленные графиком учебного процесса. Баллы за рубежные виды контроля набираются во время аудиторных занятий или в специально отведенные для этого часы. При этом проверяются знания студентов по завершенным темам программы (модуля) на уровне обобщения учебного материала, его анализа и взаимосвязи с материалами дру-
гих тем. Установленная форма проведения рубежного контроля на кафедре - тестирование.
Итоговый контроль успеваемости студентов включает в себя тестирование, решение ситуационных клинических задач, аттестацию практических навыков и сдачу экзамена по дисциплине.
Модульно-рейтинговая система основана на оценке каждого вида работы студента по каждому дисциплинарному модулю в рейтинговых баллах. Итоговый рейтинг студента по дисциплине формируется на основе учета основных и дополнительных критериев оценки. К основным критериям могут быть отнесены такие, как: посещаемость лекционного курса; посещаемость практических занятий; академическая успеваемость (средний балл по дисциплине); оценка за историю болезни; аттестация остаточных знаний по результатам тестирования; аттестация итоговых знаний по результатам тестирования; оценка за решение ситуационных задач; аттестация практических навыков. Каждый критерий контрольных измерений ранжирован согласно соответствующим шкалам.
Каждый студент имеет возможность повысить свой рейтинг за счет выполненной дополнительной деятельности, выходящей за пределы обязательного учебного плана. Например, оформление наглядных учебных средств; участие в работе научного студенческого общества; выступление с докладом по результатам научно-исследовательской работы студентов; публикации результатов научных исследования; участие в конкурсах на лучшую студенческую научную работу.
В ходе установления рейтинга определяются простая рейтинговая оценка и относительная рейтинговая оценка. Для вычисления простой рейтинговой оценки преподавателю необходимо после каждого контрольного измерения подсчитывать накопленные суммы баллов и максимально возможные накопленные баллы (баллы «идеального студента»). В процессе оценки сумма баллов «идеального студента» растет, а сумма баллов испытуемого студента колеблется, снижаясь или повышаясь. Относительная рейтинговая оценка вычисляется как частное от деления суммы оценок студента на сумму оценок «идеального студента» и
выражается в процентах. Последовательность значений относительной рейтинговой оценки характеризует устойчивость работы студента в течение семестра. Она ориентирует обучающихся на сравнение своих достижений не только с другими студентами, но и с «идеальным студентом». Это показывает испытуемому, насколько его работа соответствует требованиям учебного плана. Относительная рейтинговая оценка в отличие от простой может не только возрастать, но и убывать или оставаться практически постоянной в течение семестра. Итоговая оценка рейтинга каждого студента проводится по окончании модульного обучения по дисциплине «Внутренние болезни» (за 2 семестра) в первую очередь по сумме оценок основных критериев, но с учетом суммы оценок дополнительных критериев. Студент, имеющий относительный рейтинг 91-100%, может быть освобожден от курсового экзамена по его желанию. При этом в зачетную книжку ставится оценка «отлично».
Участниками модульно-рейтинговой системы являются студенты, профессорско-преподавательский состав кафедры и деканат. Реализация системы учета достижений на основе балльно-рейтинговой системы основывается на заполнении ведомости текущего контроля учебных достижений обучаемых (см. приложение) по семестрам и итогового контроля (за год). Технологически учет результатов освоения учебной программы на основе БРС начинается с первого занятия обучаемых по дисциплине, продолжается на протяжении всего периода обучения и завершается выводом итогового протокола завершенности изучения дисциплины для допуска к итоговой аттестации (экзамену). Оценка (выставление баллов, отметка о присутствии/отсутствии на занятиях) осуществляется преподавателем в конце каждого аудиторного занятия или выполнения определенного этапа практической работы, предусмотренной рабочей программой дисциплины в соответствии со шкалой, утвержденной кафедрой. На первом занятии начала изучения дисциплины преподаватель обязан ознакомить всех обучаемых с ее содержанием, методическим обеспечением, условиями и материально-техническим обеспечением реализации рабочей программы, видами учебных занятий и практических
заданий, которые должны быть выполнены обучаемыми, шкалой оценивания учебных достижений. После окончания занятия преподаватель обязан в течение суток завершить оценивание учебных достижений обучаемых за прошедшее занятие и зафиксировать оценку в журнале текущего контроля. Все участники БРС несут ответственность за полноту и своевременность учета результатов освоения образовательной программы. Балльно-рейтинговая система одна из современных технологий, которая используется в менеджменте качества образовательных услуг. Рейтинговая система направлена на непрерывный мониторинг учебной деятельности студентов и дифференциацию оценки успеваемости по всем видам деятельности.
Библиографический список
1. Артемов А., Павлов Н., Сидорова Т. Модульно-рейтинговая система // Высшее образование в России. - 1999. - №4. - С. 121-125.
2. Кузьмина Т. Н. Технология модульно-блочного обучения студентов по педиатрии // Инновационные технологии в высшем медицинском образовании. Проблемы. Анализ. Суждения: мат. науч.-метод. конф. / под ред. В. Б. Шуматова. Владивосток: Медицина ДВ, 2009. Вып. - 14. -С. 172-190.
5. Мазалева Н. Н., Мазалев С. А. Рейтинговая система оценки знаний и информационные технологии // Повышение качества высшего профессионального образования: материалы Всероссийской научно-методической конференции /под ред. А. А. Фаткулина. - Владивосток: ДВГТУ, 2010. -С. 213 - 215.
6. Овсяников В. В., Посухова . В. А. Формирование рейтинговой системы учета научных достижений студентов для вузов ДФО // Повышение качества высшего профессионального образования: материалы Всероссийской научно-методической конференции / под ред. А. А. Фаткулина. -Владивосток: ДВГТУ, 2010. - С. 167-176.
7. Осин А. Я., Блохина Н. П., Воропаева Н. М., Седулина О. Ф. Воспитательная и развивающая роль технологии модульно-блочного обучения в системе высшего медицинского образования // Воспитание учащейся молодежи: проблемы, исследования, перспективы: сборник материалов 7-й региональной науч. -практ. конф. Владивосток: МГУ, 2006. - С. 137-146.
8. Осин А Я., Крукович Е. В., Лучанинова В. Н., Бондарь Г. Н., Цветкова М. М., Садова Н. Г. Балльно-рейтинговая оценка учебных достижений студентов при модульно блочном обучении в медицинском вузе // Тихоокеанский медицинский журнал - 2011. - №2. - С. 88-92.
9. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / под ред. М. В. Булановой-Топорковой. - Ростов на Дону: Феникс, 2002. - 544 с.