Научная статья на тему 'Роль и значение модульно-рейтинговой системы оценки качества знаний студентов'

Роль и значение модульно-рейтинговой системы оценки качества знаний студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
844
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иглина Е. И.

В реализации одной из важнейших задач модернизации российского образования повышении качества профессиональных знаний свою положительную роль может сыграть модульно-рейтинговая система оценки качества знаний студентов. В настоящее время эта система приобретает широкое распространение во многих образовательных учреждениях, ее принимают как основополагающую своей учебной деятельности. Рейтинг служит основой для построения шкалы оценок результативности учебной деятельности каждого из студентов, включая такие ее виды, как лекционные и практические занятия, самостоятельную работу над изучением материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role and importance of modular rating quality assessment of students' knowledge

The moduar-rating quality assessment of students' knowledge can play a positive role in the realization of one of the major problems of the modernization of Russian education, that is the improvement of professional knowledge. This system is being widely spread in many educational institutions and is accepted as a basic educational activity. The rating system forms a basis for the construction of a rating scale of educational activity efficiency for every student, including lectures, practical training, independent work at the material studied.

Текст научной работы на тему «Роль и значение модульно-рейтинговой системы оценки качества знаний студентов»

ОБРАЗОВАНИЕ

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ Иглина Е.И.

В реализации одной из важнейших задач модернизации российского образования - повышении качества профессиональных знаний - свою положительную роль может сыграть модульно-рейтинговая система оценки качества знаний студентов. В настоящее время эта система приобретает широкое распространение во многих образовательных учреждениях, ее принимают как основополагающую своей учебной деятельности.

Рейтинг служит основой для построения шкалы оценок результативности учебной деятельности каждого из студентов, включая такие ее виды, как лекционные и практические занятия, самостоятельную работу над изучением материала.

ROLE AND IMPORTANCE OF MODULAR RATING QUALITY ASSESSMENT OF STUDENTS’ KNOWLEDGE

Iglina E.I.

The moduar-rating quality assessment of students’ knowledge can play a positive role in the realization of one of the major problems of the modernization of Russian education, that is the improvement of professional knowledge. This system is being widely spread in many educational institutions and is accepted as a basic educational activity.

The rating system forms a basis for the construction of a rating scale of educational activity efficiency for every student, including lectures, practical training, independent work at the material studied.

Программные документы федерального уровня в сфере образования, Правительства Свердловской области, тенденции развития Свердловской области и образовательные потребности ее жителей определяют следующие социально-экономические ориентиры стандартизации образования Свердловской области:

1) содействие развитию и размещению производительных сил Свердловской области посредством повышения потенциала системы высшего образования;

2) обеспечение эффективной занятости трудоспособного населения области, трудоустройства выпускников образовательных организаций и учреждений, реализующих образовательные программы;

3) достижение соответствия квалифика-

ционного уровня работников изменившимся требованиям работодателя;

4) развитие форм социального диалога и социальной ответственности за качество результата образования в Свердловской области;

5) содействие развитию институтов гражданского общества;

6) содействие включенности человека в разнообразие социокультурного пространства;

7) содействие реализации молодежной политики в Свердловской области.

Требования к выпускникам входят в противоречие с действующей системой контроля над качеством подготовки обучающихся. Трудно ожидать, что если содержание образования и методы работы преподавателя

Иглина Е.И.

изменятся, а способы и критерии контроля и оценки останутся прежними, то качество обучения улучшится.

Модульное обучение - обучение, основанное на квантовании учебного материала в целях выделения отдельных модулей и поэтапного их усвоения («Энциклопедия профессионального образования»). Основное назначение модульно-рейтинговой системы оценки знаний студентов - обеспечить надлежащий текущий контроль работы студента в течение всего срока обучения и предоставить объективную информацию о его успеваемости.

Цель введения модульно-рейтинговой системы оценок - стимулирование повседневной работы студентов, снижение роли случайных факторов при сдаче экзаменов и зачетов, приучение студентов работать самостоятельно, выравнивание учебной нагрузки студентов и преподавателей в течение семестра, повышение качества подготовки специалистов и объективности его оценки.

Основные принципы модульно-рейтинговой системы:

- структурирование содержания учебной дисциплины на обособленные части -дисциплинарные модули;

- интенсификация самостоятельной работы студентов за счет более рациональной организации обучения и постоянного контроля его результатов;

- рейтингование (оценивание) достигнутых результатов обучения для повышения мотивации студентов к освоению дисциплин, а также для своевременной коррекции содержания и методики преподавания;

- регулярность и объективность оценки результатов работы студентов и преподавателей;

- строгое соблюдение исполнительской дисциплины всеми участниками образовательного процесса (студенты и преподаватель).

Для эффективного функционирования МРС необходимо наличие:

- современного комплексного учебнометодического обеспечения (УМК) по дисциплине;

- инструктивно-методических документов по применению МРС;

- материально-технической базы, обеспечивающей реализацию в учебном процессе современных обучающих технологий и информатизацию всех процессов в функционировании МРС.

Задачи модульно-рейтинговой системы -повышение мотивации студентов к учебнопознавательной и научной деятельности, к самоменеджменту, к общественной активности.

Основными этапами проектирования рейтинговой системы являются:

- блочно-модульное структурирование изучаемого материала;

- системность;

- гибкость и мобильность;

- оценки - баллы имеют накопительную силу;

- создаются условия сотрудничества учителя и ученика;

- незнание не наказывается, а процесс познания стимулируется;

- ученик сам волен выбирать стратегию своей деятельности.

Основной принцип организации модульно-рейтинговой системы оценки знаний состоит в том, что на каждый учебный модуль дисциплины выделяется определенное количество баллов. Эти баллы разделяются между учебными работами, составляющими эту дисциплину. Деление баллов на учебные работы выполняет ведущий преподаватель дисциплины. Эту процедуру можно выполнить, руководствуясь общими соображениями, или можно ввести для каждой работы коэффициенты предпочтения (вес или значимость). Эти баллы распределяются между элементами каждой учебной работы с учетом их значимости в учебном процессе. Например, за каждый элемент учебной работы (доклад, обзор периодики, сдачу экзамена и т.д.) студенту начисляются баллы,

и чем сложнее работа, тем выше баллы (например, экзамены оцениваются выше, чем разработка презентации доклада). Каждая учебная работа или ее элемент имеет свой вес (или значимость). Лекция №2 может быть важнее для освоения материала дисциплины, чем лекция №1. В дополнение к этому имеется система для поощрения и наказания студентов. Каждая учебная работа имеет верхний (максимальный) и нижний (минимальный) предел суммарной оценки. Суммарный балл по каждой учебной работе должен быть не ниже минимального. Минимальный балл по учебной работе жестко привязан к максимальному баллу через коэффициент (обычно 0.6, по другому студент должен освоить материал не ниже, чем на «3» по существующей системе). Если студент получает за текущую учебную работу ниже минимальной оценки, то это лишает его права на получение зачета и (или) сдачи экзамена. Сумма баллов по дисциплине складывается из баллов, полученных по базовым модулям и при собеседовании во время зачета и (или) экзамена. Итоговая оценка по дисциплине по пятибалльной системе, которая проставляется в зачетку, зависит от набранной суммы баллов и представляет линейную функцию, где отличная оценка соответствует максимальному баллу.

Методика расчета модульно-рейтинговой оценки у каждой дисциплины своя и зависит от количества запланированных учебных работ по дисциплине. Следует обратить внимание: существует некоторая минимальная сумма баллов, дающая возможность успешно закончить обучение по данной дисциплине. Если количество баллов за выполнение заданий по модулям ниже минимальной суммы, зачет или допуск на экзамен получить невозможно.

Основные понятия и термины в MPC

Дисциплинарный модуль - часть учебной дисциплины, по окончании изучения которой осуществляется контроль знаний студентов. Количество дисциплинарных модулей определяется в зависимости от содер-

жания и трудоемкости дисциплины. Дисциплинарные модули могут быть следующих видов: входной, базовый, итоговый, дополнительный.

Входной модуль - часть времени, отводимого на изучение дисциплины и используемого для определения уровня остаточных знаний по предыдущим смежным дисциплинам.

Базовый модуль - часть учебной дисциплины, содержащая ряд основных тем или разделов дисциплины.

Итоговый модуль - часть учебной дисциплины, отводимая на аттестацию и подготовку к ней в целом по дисциплине.

Дополнительный модуль - ряд дополнительных заданий, предназначенных для добора недостающих баллов по дисциплине в целом.

Входной рейтинг-контроль - это выявление остаточных знаний по ранее изученным смежным дисциплинам, которые необходимы для успешного усвоения данной дисциплины.

Рейтинг-контроль текущей работы - все виды аудиторной и внеаудиторной работы студентов по данному дисциплинарному модулю, результаты которой оцениваются до промежуточного контроля.

Промежуточный рейтинг-контроль - это проверка полноты знаний по освоенному материалу дисциплинарного модуля.

Рейтинг по модулю - сумма баллов рейтинг-контроля текущей работы и промежуточного рейтинг-контроля по отдельному модулю.

Итоговый рейтинг-контроль - это итоговая аттестация, проводимая в любой форме, в т.ч. и традиционной (экзамен, зачет), в конце семестра, в результате которой студент получает определенное количество баллов, которое включает:

- входной контроль;

- рейтинг-контроль текущей работы;

- промежуточный рейтинг-контроль;

- итоговый рейтинг-контроль;

- добор баллов (дополнительные задания).

Иглина Е.И.

Добор баллов - это проверка знаний студентов, желающих отчитаться по задолженностям или повысить свой рейтинг, осуществляемая в пределах дополнительного модуля.

Промежуточный рейтинг - сумма всех рейтинговых баллов к определенному моменту времени.

Рейтинг по дисциплине - это интегральная оценка результатов всех видов учебной деятельности студента по дисциплине.

Нормы и организация проведения рейтинг-контроля заключаются в следующем:

1. Входной рейтинг-контроль.

Входной рейтинг-контроль осуществляется перед началом изучения дисциплины в рамках входного модуля и представляет собой, как правило, тестирование, направленное на установление уровня остаточных знаний по предыдущим смежным дисциплинам. Может использоваться для корректировки содержания изучаемой и смежных дисциплин. Результат входного рейтинг-контроля может как включаться, так и не включаться в рейтинговую оценку по дисциплине.

2. Рейтинг-контроль текущей работы.

Рейтинг-контроль текущей работы осуществляется без специального прерывания занятий, предусмотренных расписанием, и в некоторых его формах может являться их составляющей (выполнение практических работ, оценка выступлений на семинарах и практических занятиях и т.п.). Формы рейтинг-контроля текущей работы определяются преподавателем и проводятся в рамках базовых модулей.

Совокупность мероприятий рейтинг-контроля текущей работы должна обеспечивать объективную оценку уровня усвоения изучаемого материала и своевременности выполнения студентами учебного графика. Рейтинг-контроль текущей работы осуществляется преподавателями непрерывно, т.е. используя лекции, практические, семинарские, лабораторные и индивидуальные занятия, консультации. Рейтинг-контроль

текущей работы осуществляется в форме контрольных работ, индивидуальных, типовых и творческих заданий, отчетов, рефератов, собеседований и др.

3. Рубужный (промежуточный) рейтинг-контроль.

Промежуточный (рубежный) рейтинг-контроль представляет собой самостоятельную форму контроля в структуре базового модуля, определяемую преподавателем. Он проводится в конце изучения базового модуля во время текущих занятий без прерывания учебного процесса по другим дисциплинам.

4. Итоговый рейтинг-контроль.

Итоговый рейтинг-контроль представляет собой форму контроля в рамках итогового модуля и предусматривает выделение времени на самостоятельную подготовку. Как правило, итоговый рейтинг-контроль включает в себя общие вопросы по дисциплине и направлен на определение общедисциплинарного уровня знаний. Форма проведения итогового рейтинг-контроля определяется с учетом учебного плана в виде либо традиционных форм (экзамен или зачет), либо иных, где экзамен может быть заменен тестированием, проектированием и т.п.

Организация учебного процесса осуществляется следующим образом:

Модульная программа - программа дисциплины, подразумевающая структурирование ее содержания на модули.

Дисциплина, изучаемая в течение семестра, делится на ряд дисциплинарных модулей в соответствии со структурно-логической схемой, представленной в модульной программе и технологической карте дисциплины. В структуре изучения дисциплины, как правило, могут быть представлены следующие дисциплинарные модули: входной, несколько базовых, итоговый и дополнительный. Обязательными являются только базовые модули, наличие или отсутствие других модулей определяется спецификой дисциплины. Ограничение числа

дисциплинарных модулей в семестре лимитируется практическими затруднениями при проведении большого числа промежуточных контролей, что, несомненно, отрицательно скажется на процессе усвоения материала студентами.

Модульная программа дисциплины разрабатывается преподавателем, за которым закреплена дисциплина. Она должна соответствовать следующим требованиям:

а) входить как часть обязательной документации в учебно-методический комплекс по дисциплине;

б) полностью соответствовать требованиям ГОС к обязательному минимуму содержания дисциплины, т.е. иметь в наличии все дидактические единицы;

в) обладать четкой структуризацией тем программы по дисциплинарным модулям.

Студент своевременно информируется преподавателем об изменении своего рейтинга, что является одним из основных факторов активизации его самостоятельной работы.

Результаты всех видов учебной деятельности студентов оцениваются рейтинговыми баллами. Количество баллов по дисциплине в целом и по отдельным формам работы и аттестации устанавливается ведущим преподавателем. В каждом модуле определяется минимальное и максимальное количество баллов. Сумма максимальных баллов по всем модулям равняется 100%-ному усвоению материала. Минимальное количество баллов в каждом модуле является обязательным и не может быть заменено набором баллов в других модулях, за исключением ситуации, когда минимальное количество баллов по модулю определено как нулевое. В этом случае модуль является необязательным для изучения, и общее количество баллов может быть набрано за счет других модулей. Для получения положительной оценки необходимо набрать не менее 60% баллов, предусмотренных по дисциплине (при условии набора всех обязательных минимальных баллов). Перевод

баллов в академическую оценку осуществляется по следующей схеме: оценка "удовлетворительно" - 60 - 72% баллов, "хорошо"

- 73 - 84% баллов, "отлично" - 85 - 100% баллов. Сумма минимальных границ диапазонов всех дисциплинарных модулей должна составлять 60% баллов, а максимальных - 100% баллов.

Для исключения дробных процентных значений баллов и связанных с этим затруднений при суммировании результатов различных форм контролей общее количество баллов по всей дисциплине должно быть кратным 100 (100, 200, 300). Рейтинговые баллы распределяются по дисциплинарным модулям в зависимости от их значимости и трудоемкости.

Количество баллов по дополнительному модулю не включается в общую максимальную сумму баллов, распределяемых по модулям, и не может превышать 10% от этой суммы для исключения возможности "перешагивания" через оценку за счет добора баллов.

При защите докладов и рефератов учитывается содержание и оформление работ, их качество, уровень защиты. Баллы устанавливаются по усмотрению преподавателя в соответствии с требованиями к данному виду работ.

В технологической карте дисциплины определяются виды текущей работы и формы проведения промежуточных рейтинг-контролей, диапазоны рейтинговых баллов дисциплинарных модулей с выделением баллов за текущую работу по видам и промежуточные рейтинг-контроли. При распределении баллов по видам текущей работы необходимо учитывать количество практических (семинарских, лабораторных) занятий, степень сложности учебного материала.

В течение обучения по дисциплинарному модулю преподаватель проставляет баллы за все виды текущей работы в журнале (ведомости) оценки (учета) знаний студентов по модульно-рейтинговой системе. Пос-

Иглина Е.И.

ле окончания дисциплинарного модуля преподаватель выставляет суммарные баллы за текущую работу и промежуточный рейтинг-контроль в единой ведомости оценки успеваемости студентов. Дисциплинарный модуль считается изученным, если студент набрал количество баллов в рамках установленного диапазона.

Преподаватель имеет право по своему усмотрению добавлять студенту определенное количество баллов (но не более 5 % от общего количества), в каждом дисциплинарном модуле:

- за активность на занятиях;

- за выступление с докладом на научной конференции;

- за научную публикацию;

- за иные учебные или научные достижения.

Студент, не набравший минимального количества баллов по текущей и промежуточной аттестациям в пределах первого базового модуля, допускается к изучению следующего базового модуля. Ему предоставляется возможность добора баллов в течение двух последующих недель (следующих за промежуточным рейтинг-контролем) на ликвидацию задолженностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студентам, которые не смогли набрать промежуточный рейтинг или рейтинг по дисциплине в общеустановленные сроки по болезни или по другим уважительным причинам (документально подтвержденным соответствующим учреждением), преподаватель устанавливает индивидуальные сроки сдачи. Если после этого срока задолженность по неуважительным причинам сохраняется, то назначается комиссия по приему академических задолженностей. В особых случаях деканат (методист отделения) имеет право установить другие сроки ликвидации студентами академических задолженностей.

Неявка студента на итоговый или промежуточный рейтинг-контроль отмечается в рейтинг-листе записью "не явился". Если неявка произошла по уважительной причи-

не (подтверждена документально), студент имеет право прохождение рейтинг-контроля в другие сроки. При неуважительной причине неявки в статистических данных проставляется "0" баллов, и студент считается задолжником по данной дисциплине.

Если студент желает повысить рейтинг по дисциплине после итогового контроля, то он должен заявить об этом. Дополнительная проверка знаний осуществляется преподавателем по направлению учебной части в течение недели после итогового контроля. При этом преподаватель должен ориентироваться на те темы дисциплины, по которым студент набрал наименьшее количество баллов. Полученные баллы вносятся в единую ведомость оценки успеваемости студентов (графа "Добор баллов") и учитываются при определении рейтинговой оценки в целом по дисциплине. Если студент во время дополнительной проверки знаний не смог повысить рейтинговую оценку, то ему сохраняется количество баллов, набранных ранее.

По дисциплине, изучение которой производится в течение нескольких семестров, итоговая рейтинговая оценка за каждый семестр выставляется в обычном порядке и заносится в единую ведомость оценки успеваемости студентов. По итогам изучения всей дисциплины определяется процент общего количества баллов от максимально возможных, набранных по результатам всех семестров, которое определяет оценку в приложении к диплому как результат работы по всей дисциплине в целом.

Распределение обязанностей по организации модульно-рейтинговой системы выглядят следующим образом: участниками модульно-рейтинговой системы являются студенты и преподаватели.

Преподаватель:

- организует методическое обеспечение учебного процесса в условиях модульнорейтинговой системы;

- разрабатывает инструктивно-методические материалы по модульно-рейтинго-

вой системе (положения, инструкции, рекомендации и др.);

- осуществляет контроль за разработкой и выполнением модульных программ по учебной дисциплине и технологических карт дисциплины. При необходимости вносит корректировки выявленных отклонений;

- готовит бланки документов, используемых в модульно-рейтинговой системе, и доводит их до непосредственных исполнителей;

- осуществляет мониторинг качества обучения студентов в рамках модульно-рейтинговой системы;

- изучает, обобщает и распространяет имеющийся опыт обучения студентов по модульно-рейтинговой системе;

- проводит индивидуальную работу со студентами на основе анализа данных об успеваемости;

- собирает, обрабатывает и анализирует информацию о результатах итогового рейтингового контроля успеваемости студентов;

- принимает участие в обобщении и организации обмена опытом работы по модульно-рейтинговой системе и ее распространении;

- регулярно (не реже одного раза в течение месяца) анализирует информацию о текущей работе студентов и промежуточных рейтинг-контролях, о результатах итоговых рейтинг-контролей по модулям, разрабатывает и реализует меры по устранению выявленных недостатков;

- обобщает опыт работы преподавателей по модульно-рейтинговой системе с целью активного внедрения инновационных подходов к учебному процессу;

- знакомит студентов в начале каждого семестра с содержанием технологической карты учебной дисциплины на данный семестр;

- вносит в течение трех дней по окончании дисциплинарного модуля информацию об итогах промежуточного контроля по пре-

подаваемой дисциплине в информационную систему;

- своевременно передает в учебную часть информацию о результатах рейтинга студентов по преподаваемой дисциплине.

Студенты:

- знакомятся с содержанием модульной программы учебной дисциплины и других организационных документов с целью организации своей учебной (в т.ч. самостоятельной) работы по изучению дисциплины;

- выполняют все виды учебной работы (включая самостоятельную) в течение семестра и отчитываются об их выполнении в сроки, установленные в соответствующих документах (модульных программах учебных дисциплин, технологических картах, программах практик и др.).

Принципы формирования рейтинговой оценки учебной деятельности студентов выглядят следующим образом.

Максимальное количество баллов за овладение учебной дисциплиной семестра равно 100 баллам. При этом работа в семестре оценена в 85 баллов максимум и 60 баллов минимум, а сдача экзамена или зачета - в 15 баллов максимум и 9 баллов минимум. Предусматривается поощрение студентов за хорошую работу в семестре возможностью получить семестровую оценку без сдачи экзамена или зачета. При повторной сдаче зачета или экзамена оценка уменьшается на 20 %.

Соответствие между суммарной рейтинговой оценкой и оценкой в традиционной форме по пятибалльной системе:

- 85 - 100 баллов - "отлично";

- 73 - 84 баллов - "хорошо";

- 72 - 60 баллов - "удовлетворительно";

- менее 60 баллов - "неудовлетворительно".

Использование модульно-рейтинговой системы при организации учебного процесса способствует активизации самостоятельной работы студентов и оказывает положительное влияние на ритмичность работы студентов при освоении ими учебных кур-

Иглина Е.И.

сов. Кроме того, внедрение данной системы обеспечивает повышение объективности оценки знаний студентов преподавателями.

Можно предположить, что практика внедрения данной методики покажет высокую способность студентов адаптироваться к такой системе контроля и оценки знаний. Данная система позволит пассивным студентам со средней успеваемостью получить высокие баллы за счет проявления усердия при выполнении задания, организовать систематическую работу по усвоению учебного материала. Студент в течение семестра может оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебных заданий; знать объективные показатели своих знаний и прогнозировать итоговую оценку. Рейтинг студента представляет собой индивидуальную оценку качества его подготовки, т.е. уровень освоения его компетенций.

Модульно-рейтинговая система позволяет преподавателям знать ход усвоения каждым студентом и учебной группой изучаемого материала, всесторонне и объективно оценивать выполнение каждым студентом утвержденных учебных заданий, точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом самостоятельной работы студента, выполнения домашних заданий по всем аспектам, промежуточной аттестации, зачетов и экзамена, улучшить контроль за ходом учебного процесса, оценивать работу каждого студента и учебных групп по результатам семестрового рейтингового контроля.

Модульно-рейтинговая система оценки качества знаний студентов может стать своеобразным банком данных об обучающихся.

Образовательному учреждению в целом МРС позволит:

• улучшить контроль за ходом учебного процесса;

• оценивать работу каждого студента и учебных групп по результатам семестрового модульно-рейтингового контроля.

К несущественным недостаткам модульно-рейтинговой системы можно отнести:

- большое количество времени для подготовки к началу изучения дисциплины;

- большое количество информационно раздаточного материала;

- затрачивается большое количество времени для составления индивидуальных карт студентов;

- недостаточный доступ студентов в компьютерные классы.

Преимущества модульно-рейтинговой системы:

- возможность организовать и поддерживать ритмичную систематическую работу студентов в течение всего семестра;

- контроль учебной деятельности не носит директивного характера, и студенты охотно "зарабатывают" баллы за приобретенные знания и умения;

- повышение посещаемости и уровня дисциплины на занятиях; студентам "выгодно" посещать занятия;

- акцент на психологические особенности молодежной аудитории; уменьшение "сессионного стресса";

- предсказуемость итоговой оценки, студенты сознательно подходят к ее достижению, и, как следствие, система становится привлекательной для студентов;

- стимулирование творческого отношения к работе как студентов, так и преподавателей.

- в связи с сокращением учебной нагрузки контроль знаний не может дать объективной картины, не отражает динамики учебного процесса. При рейтинговой системе оценивания полученная учеником итоговая оценка более объективна, поскольку она "накапливается" на протяжении всего времени изучения предмета.

Современный этап и перспективы общественного развития выдвигают новые требования к выпускнику. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что на первый

план выходят такие профессиональные и личностные качества, которые позволяют выпускнику успешно адаптироваться, жить и работать в условиях нового века. Среди них выделяются системное мышление, высокообразованно сть, экономическая, правовая, информационная культура, культура предпринимательства, способность к осознанному анализу своей деятельности, творческой активности и ответственности за выполняемую работу, конструктивность, мобильность, способность к сотрудничеству.

Новые требования к выпускникам входят в противоречие с действующей системой контроля над качеством подготовки студентов. Трудно ожидать, что если содержание образования и методы работы преподавателя изменятся, а способы и критерии контроля и оценки останутся прежними, то качество обучения улучшится.

Таким образом, гибкость модульнорейтинговой системы позволяет быстро перестроиться в связи с изменяющимися условиями (уровень обученности учащихся, приоритеты учебного заведения, учебной группы или отдельно взятого ученика и др.). Данная система - это инструмент, с помощью которого можно управлять процессом обучения и планировать результат. Каждый ученик может строить индивидуальную траекторию обучения, комбинируя виды работ, сроки их выполнения, объем заданий. Высока воспитательная роль оценки - балла, которая строго индивидуальна, баллы имеют накопительную силу. Больше самостоятельности и ответственности переходит к учащимся, так как определять, что делать и как делать, приходится им, а не преподавателю.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.,1996

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М., 2003.

3. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию / Под общей ред. А.П. Беляевой. СПБ, Бохум, 1999.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. доктора пед. наук проф. Е.С. Полат. М., 2002.

5. Новые методы и подходы к организации образовательного процесса / Под ред. В.И. Байденко. М., 2001.

6. Общая и профессиональная педагогика / Под ред. В.Д.Симоненко. М., 2005.

7. Педагогика.Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Педкасистого. М., 2003.

8. Семушкина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. М., 2001.

9. Справочник менеджера образования. В 2-х т. / Составитель Гиршович М.В. М.: Новая школа, 1999.

10. Среднее профессиональное образование. (Сборник основных нормативных документов) / Под ред. П.Ф. Анисимова. М.1997.

11. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. М., АПО., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.