МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Модульно-компетентностный подход, образовательная программа, принципы проектирования профессиональных образовательных программ, модуль, компетенция.
Современный этап модернизации среднего профессионального образования характеризуется обновлением содержания подготовки специалистов, приведением его в соответствие с требованиями общества и рынка труда. Это обусловливает необходимость изменения концептуальных подходов к созданию профес-сиональных образовательных программ, создания их на основе модульно-компетентностного подхода [Блинов, 2008, с. 25].
Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании рассматривается как интегрирующий в себе идеи компетентностного и модульного (работы В.И. Блинова [Блинов, 2008, с. 22], Г.В. Ярочкиной и С.А. Ефимовой [Ярочкина, 2006, с. 90]). Вместе с тем можно выделить характеристики, присущие модульно-компетентностному подходу и являющиеся его отличительными чертами. Во-первых, ключевым принципом выступает ориентация на цели, значимые для сферы труда. Во-вторых, результат профессионального образования определяется через категорию компетенции. В-третьих, основной единицей структурирования содержания подготовки выступает модуль, содержание которого формируется вокруг функций и задач профессиональной деятельности на основе принципа междисциплинарности и интеграции, направлено на освоение компетенций. В-четвертых, оценка достижений обучающихся базируется на заранее заданном стандарте качества. Таким образом, модульно-компетентностный подход к профессиональному образованию представляет собой единую систему определения целей, отбора и структурирования содержания учебного материала, организационного и технологического обеспечения подготовки специалиста на основе выделения компетенций, гарантирующих высокий уровень и результативность профессиональной деятельности; средством достижения результата выступает модульное построение структуры и содержания образования.
Образовательная программа представляет собой комплекс организационно-педагогических условий реализации требований ГОС и вариативной части профессиональной подготовки, сформированной образовательным учреждением самостоятельно с учетом образовательных потребностей обучающихся и кадровых потребностей территории. Образовательная программа, созданная на основе модульно-компетентностного подхода, индивидуализирует процесс подготовки специалиста, формирует имидж социально-ориентированного, востребованного учреждения образования, обусловливает вариативность предоставляемых образовательных услуг.
Для разработки профессиональных образовательных программ на модульно-компетен-тностной основе нами выделено три группы принципов:
1) принципы, определяющие результативно-целевую направленность программ;
2) принципы, характеризующие особенности отбора и структурирования содержания профессионального образования;
3) принцип адекватности и взаимообусловленности ресурсного обеспечения образовательных программ.
Данные принципы представляют собой взаимосвязанную и взаимообусловленную совокупность концептуальных взглядов на образование в конкретном образовательном учреждении, которые обеспечивают особенности проектирования образовательных программ.
В рамках статьи представляется возможным только кратко охарактеризовать сущность каждого принципа.
Первую группу составляют принципы социального партнерства, ориентации на компетенции как результат профессионального образования, вариативно-личностной направленности образовательной программы, которые характеризуют основную цель и ожидаемые результаты реализации образовательной программы с точки зрения содержательного наполнения, источников появления и механизмов формирования.
Принцип социального партнерства заключается в установлении взаимовыгодного сотрудничества, которое позволяет прогнозировать потребности рынка труда, формировать профессионально-квалификационную структуру подготовки специалистов, обновлять содержание профессиональных образовательных программ, способствуя повышению качества профессионального образования. Таким образом, принцип социального партнерства позволяет совместно определить перспективы развития отрасли и подготовки квалифицированных кадров для решения новых профессиональных задач и / или переподготовки имеющихся кадров.
Принцип ориентации на компетенции как цель и результат профес-сионального образования предполагает, что в качестве основной идеи разработки образовательной программы выступают цели и результаты, выраженные в форме компетенций, необходимых для осуществления трудовой деятельности, решения профессиональных задач и выполнения функций, обеспечивающих трудоустройство и успешность в профессии.
Принцип вариативно-личностной направленности образовательной программы позволяет обучающимся определять собственную образовательную траекторию с точки зрения выбора дальнейшей специализации и расширения возможностей трудоустройства.
Вторая группа принципов характеризует особенности отбора и структурирования содержания профессионального образования и содержит две подгруппы взаимосвязанных принципов. Первую подгруппу составляют принципы целостности образовательной программы, комплексного подхода в формировании компетенций, структурно-функционального соответствия технологии профессиональной деятельности, функциональной полноты компонентов модуля и образовательной программы, модульного построения образовательной программы, гибкости. Данные принципы взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга.
Принцип целостности предполагает построение образовательной программы на основе единства и взаимосвязи составляющих ее компонентов. «Стержнем» образовательной программы, определяющим характеристику всех остальных структурных компонентов, выступают цели и ожидаемые результаты. Значимость целей и ожидаемых результатов предопределяет особую роль контрольно-диагностического компонента, который позволяет зафиксировать результативность реализации образовательной программы. Содержание образования, реализуемые педагогические технологии должны быть ориентированы на достижение целей и результатов образования и обеспечены необходимыми ресурсами.
Таким образом, принцип целостности позволяет рассматривать все компоненты программы как единое целое с четко определенными внутренними связями между ними и согласованными с образовательной целью.
Принцип комплексного подхода в формировании компетенций определяет логику и структуру модуля на основе понимания сущности и составляющих компетенции. Компетенция рассматривается как сложная структура, состоящая из когнитивного (знания), функционально-деятельностного (опера-ционально-технологического (умения, навыки, способы деятельности)), ценностно-смыслового (отношение) компонентов. Ядро компетенции составляет операционально-технологический компонент. Знания необходимы для каче-
ственного усвоения умений, которые проявляются в деятельности и характеризуются определенным отношением к выполнению профессиональных действий. В связи с этим модуль содержит компоненты, позволяющие сформировать компетенцию в единстве ее составляющих. Характеристика компонентов модуля представлена в табл.
В образовательной программе указанные компоненты модуля располагаются последовательно, взаимодополняя и взаимообусловливая друг друга, составляя целостный процесс овладения компетенцией.
Принцип структурно-функционального соответствия технологии профессиональной деятельности позволяет определить содержательное наполнение компонентов модуля с точки зрения анализа трудовой деятельности и понимания ее строения. Технология педагогической деятельности представляет собой реализацию приемов и способов управления педагогическим процессом. Данный подход к пониманию технологии педагогической деятельности представлен в работах И.Ф. Исаева [Исаев, 2002, с. 89-90], В.А. Сластенина [Сластенин, 2003, с. 39], в педагогическом менеджменте (Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, В.П. Симонов, Т.И. Шамова и др.). Профессиональная деятельность педагога включает три взаимосвязанных этапа: проектирование педагогического процесса, его осуществление и контроль и оценка результатов педагогической деятельности. Функциональный анализ деятельности педагога позволяет определить структурно-логическую схему построения образовательной программы, содержательно наполнить выделенные выше компоненты модуля (рис.).
Принцип модульного построения образовательной программы позволяет структурировать содержание подготовки специалистов, предполагает соблюдение ряда требований к созданию образовательных программ. Во-первых, иерархичность и согласованность целей образовательной программы, модулей, учебных дисциплин и междисциплинарных курсов, входящих в модули. Во-вторых, содержание модуля обеспечивает освоение обучающимся определенной компетенции. В-третьих, модуль позволяет систематизировать, интегрировать и концентрировать содержание подготовки вокруг разных видов профессиональной деятельности, предполагает соблюдение последовательности при продвижении от одного вида деятельности к другому. В-четвертых, модуль включает
Таблица
Структурно-функциональная характеристика компонентов модуля
Компонент Функциональное назначение Содержание Результат
Пропедевтический (теоретический) - Обеспечивает формирование зна-ниевой составляющей компетенции: системы базовых знаний, гарантирующих возможность осуществления определенного вида деятельности (проявления компетенции); - ориентирован на формирование системы знаний, умений, отношений, необходимых для освоения базового компонента модуля - Основные понятия модуля; - ведущие идеи изучаемой технологии (исходные научные идеи); - целевое назначение технологии; - понятие о педагогическом инструментарии реализации технологии Сформирован- ность знаний и отношений как структурных компонентов (составляющих) компетенции
Базовый Обеспечивает освоение обобщенных способов действий, необходимых для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, формирования компетенции - Проектирование как вид профессиональной деятельности педагога; - проектирование педагогического процесса как технология Сформирован- ность функци- онально-де- ятельностного (операциональ- но-технологи- ческого) компо-
Инструмен- Способствует формированию кон- - Педагогическое констру-
тальный (конструктив- но-операци- ональный) кретных умений, приемов и способов деятельности, позволяющих человеку на практике реализовать свою компетенцию ирование: сущность, формы и требования к ним; - создание конструкта нента компетенции, педагогических норм реализации педа-
Конструктив- но-методичес- кий Способствует формированию конкретных умений, приемов и способов разработки методического обеспечения реализации изучаемой технологии - Теоретические основы методической работы учителя; - практикум по созданию методических материалов
Внедренческий (реализационный) Способствует приобретению опыта практической деятельности в реальных условиях Осуществление педагогического процесса на основе изученной технологии Проявление компетенции в деятельности
Рефлексивный Обеспечивает анализ и оценку результатов освоения модуля - овладения компетенциями Оосуществление рефлексии собственной профессиональной деятельности, проявления компетенции Вывод об освоении компетенции
инвариантную составляющую (цели и результаты) и вариативную (содержание, методы, средства обучения и контроля). В-пятых, модули должны бы ть автономными и периодически обнов
сариативнп часть обрасяательной программы Тр^сгогая огщесхаїения образоватбьного омщесср
[И мо-
дульности позволяет концентрировать содержание Тпотготрвки в одном структурно-содер-ж| '
Пропедевтический (теоретический)
т
Название л Организация об- н Реализация о Реализация ь Реализация е Реализация Реализация
модуля разовательного здоровье - технологии исследователь- технологии образова-
процесса с приме- сберегающих интегративного ского подхода индивидуали- тельного
нением дистанци- технологии в обучения (реа- в обучении зации и диффе- процесса на
онных образова- образователь- лизация инте- ренциации основе ген-
Компонент тельных техноло- ном процессе гративного обучения дерного под-
модуля гии подхода в обу- хода в обуче-
чении) нии
Нормативно- правовые и организа-ционно-педагоги-ческие основы использования дистанционных образовательных технологий
Медико - биологические, психологические и социальные основы здоровья
А.
Теоретические основы интеграции
Основные технологии реализации исследовательского подхода в образовательном процессе
Теоретические основы технологии индивидуализации и дифференциации образовательного процесса
Основы гендерной психологии и педагогики
Базовый основы проектирования педагогического процесса
Определение цели
Определение способов
Отбор содержания Выбор методов, средств, установления обратной
форм взаимодействия связи, осуществления
участников образователь- -> контрольно - оценоч- —>
ного процесса ной деятельности
Инструментальный (конструктивно-операциональный) -
Процесс изучения учебной дисциплины Учебные занятия
ктп рабочая конспект план
программа
педагогическое конст- Внеклассные занятия, воспитательное мероприятие
руирование конспект план сценарий
Конструктивно - методический -разработка методического обеспечения образовательного процесса
Разработка системы заданий
Создание электронных пособий
Создание предметно-развивающей среды
Разработка дидактических средств
Внедренче-
ский
Полевые занятия (приобретение опыта профессиональной деятельности в реальных условиях)
Рефлексивный-анализ и оценка результатов освоения модуля - компетенций
Готовность применять дистанционные образовательные технологии в образовательном процессе
Владение технологиями здоровье сбережения
Владение технологией интегративного
Готовность реализовать исследовательский подход в
Владение технологиями индивидуализации и
циации обучения
Готовность реализовать гендерный подход в обучении
Рис. Структурно-логическая схема построения образовательной программы
Принцип гибкости определяет внешние и внутренние условия формирования содержания подготовки и организации процесса обучения. По отношению к внешней среде принцип гибкости позволяет обеспечить непрерывную адаптацию образовательных программ к изменяющимся условиям рынка труда и новым требованиям профессиональной среды. Гибкость позволяет оперативно обновлять / заменять модули при изменении требований к специалисту, обеспечивая качество подготовки на конкурентоспособном уровне.
Принцип гибкости позволяет индивидуализировать процесс обучения путем комбинирования необходимых модулей, изменять количество и последовательность освоения модулей; дифференцировать содержание образования; применять вариативные методы и средства обучения и контроля. И наконец, принцип гибкости позволяет применять одни и те же модули как элементы основных профессиональных программ разных специальностей.
Принцип функциональной полноты компонентов модуля и образовательной программы предполагает наличие всех обязательных компонентов модуля и программы, обусловленных особенностями профессиональной деятельности педагога и составляющими компетенции.
Вторая подгруппа, включающая принципы научности и практикоориентированности, междисциплинарности и интеграции, минимальной достаточности, опоры на знания, умения, компетенции, формируемые основной образовательной программой, определяет особенности отбора содержания профессиональных образовательных программ.
Принцип научности и практикоориентированности требует установления целесообразного соотношения объективного научного знания современных достижений и перспектив развития отрасли и направленности на подготовку к профессиональной практической деятельности.
Принцип междисциплинарности и интеграции ориентирует проектирование содержания образовательной программы на синтез знаний широкого круга наук, сопряженных с профессиональной деятельностью педагога.
Принцип минимальной достаточности требует такого объема содержания подготовки, который обеспечивает освоение профессиональных компетенций и мобильность выпускников, проявляющуюся в способности адаптироваться к изменяющейся ситуации в сфере труда, готовности продолжать образование; предполагает тщательный отбор знаний, необходимых для освоения компетенций и удовлетворения потребностей сферы труда.
Принцип опоры на знания, умения, компетенции, формируемые основной образовательной программой, означает, что проектируемая программа рассматривается как составная часть основной программы, подчиняясь общей цели профессионального образования, развивая, углубляя, дополняя результаты образования.
Сделаем основные выводы.
Методологической основой создания профессиональных образовательных программ выступает модульно-компетентностный подход, который представляет собой единую систему определения целей, отбора и структурирования содержания учебного материала, организационного и технологического обеспечения подготовки специалиста на основе выделения компетенций, гарантирующих высокий уровень и результативность профессиональной деятельности; средством достижения результата выступает модульное построение структуры и содержания профессионального образования.
Образовательная программа представляет собой комплекс организационно-педагогических условий реализации требований ГОС и вариативной составляющей профессиональной подготовки, сформированной образовательным учреждением самостоятельно с учетом образовательных потребностей обучающихся и кадровых потребностей территории. Образовательная программа, созданная на основе модульно-компетентностного подхода, индивидуализирует процесс подготовки специалиста, формирует имидж социально-ориентированного, востребованного учреждения образования.
Создание профессиональных образовательных программ на модульно-компетентнос-тной основе базируется на единстве трех групп принципов, которые представлены как система, состоящая из принципов, определяющих результативно-целевую направленность программ, принципов, характеризующих особенности отбора и структурирования содержания профессионального образования, а также принципа адекватности и взаимообусловленности ресурсного обеспечения образовательных программ. Выделенные принципы представляют собой взаимосвязанную и взаимообусловленную совокупность концептуальных взглядов на образование в конкретном образовательном учреждении, обеспечивающих особенности проектирования образовательных программ.
Библиографический список
1. Блинов В.И. Компетентностный подход как методологическая основа разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования // Образовательная политика. 2008. № 9. С. 21-25.
2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2002. 208 с.
3. Научные подходы к созданию образовательно-профессиональных программ на модульной основе в сфере гуманитарного образования. URL: http:// www.msu.ru/ innovation/nmo/oop.pdf
4. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2003. 576 с.
5. Проектирование современных образовательно-профессиональных программ по направлениям педагогического образования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 187 с.
6. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях. М.: Альфа-М, 2005. 288 с.
7. Ярочкина Г.В. Методика проектирования учебных материалов на модульно-компетентностной основе для системы довузовского профессионального образования. М.: Моск. психол.-социальн. ин-т, Федер. ин-т развития образов., 2006. 177 с.