Стратегия развития профессионального образования
УДК 37.0 К. К. Борибеков, зам. председателя
НАО «Холдинг "Кесипкор"», Республика Казахстан, г. Астана, e-mail: [email protected]
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
В статье представлен модульно-компетентностный подход как методологическая основа современного технического и профессионального образования в Республике Казахстан. Рассмотрены особенности разработки современных образовательных программ технического и профессионального образования в Республике Казахстан, позволяющих обучающимся колледжей осваивать несколько квалификаций и быть более мобильными и востребованными на рынке труда.
Ключевые слова: техническое и профессиональное образование (ТиПО), сертификат о квалификации, модульно-компетентностный подход, модульная учебная программа.
В соответствии с Национальной системой квалификации, принятой в Республике Казахстан в 2011 г., а также с требованиями транснациональных компаний, работающих в Казахстане, при приеме на работу специалисты обязаны представить сертификат о квалификации, т. е. документ, подтверждающий профессиональную компетентность претендента на конкретное рабочее место. Это требование узаконено Трудовым кодексом Республики Казахстан [1].
В этой связи пришлось пересмотреть структуру, содержание образовательных программ и порядок проектирования учебных планов и программ, перейдя от традиционного предметно-циклового подхода с описанием содержания технических и специальных дисциплин и видов учебно-производственной работы к формированию модулей, ориентированных на выполнение определенных видов будущей профессиональной деятельности (компетенции).
В результате за 2013-2015 гг. с привлечением экспертов таких зарубежных организаций, как GIZ (Германия), Британский совет (Великобритания), Pearson Education (Великобритания), JAMK (Финляндия), LD (Германия), TAFE (Австралия), Nanyang Polytechnic (Сингапур), SAIT — Политехнический институт Южной Альберты (Канада) и РИПО (Беларусь), были разработаны образовательные программы по 45 специальностям на основе модульно-компе-тентностного подхода. Изучение зарубежного опыта и совместная с зарубежными экспертами разработка образовательных программ по подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена показали, что у каждой страны имеется особый подход к определению структуры и содержания модульных программ.
Обсуждая опыт совместной работы по созданию новых образовательных программ, мы приняли для Казахстана модульно-компетент-ностный подход и по соответствующей мето-
дологии планируем актуализировать (пересмотреть) за 2016-2018 гг. все ранее разработанные учебные планы и программы по подготовке специалистов среднего звена и рабочих кадров. Поскольку с нового 2016/17 уч. г. начинается внедрение в колледжах новых образовательных программ по 45 специальностям ТиПО, необходимо соответствующее повышение квалификации инженерно-педагогических и руководящих работников колледжей ТиПО, в которых предусмотрено внедрение данных образовательных программ.
Следует понимать, что модульная учебная программа — часть образовательной программы, направленная на освоение знаний, умений и компетенций, необходимых для выполнения определенных видов профессиональной деятельности в рамках одной специальности.
Содержание модульной учебной программы представляется в виде завершенных этапов обучения.
При модульном подходе к разработке образовательных программ для каждого вида профессиональной деятельности (компетенции) разрабатывается отдельный модуль.
В рабочей учебной программе по специальности определяются перечень и объем каждого модуля, порядок их изучения, виды учебных занятий и формы контроля в соотношении: теоретические занятия в колледже — 40-50 %, практика на предприятии — 50-60 % (процентное соотношение зависит от специальности).
Модульная учебная программа дает выпускниками колледжей возможность освоить несколько квалификаций и быть более мобильными и востребованными на рынке труда.
В зависимости от поставленных перед разработчиками целей и задач и от ожидаемых результатов обучения модульные образовательные программы по структуре и содержанию могут отличаться друг от друга.
В некоторых странах методисты используют модульный подход для организации планирования работы преподавателя общетехнических и специальных дисциплин. Учебные программы отдельных специальных предметов формируются по тематике и содержанию разделов в отдельные модули для обеспечения завершенности обучения тем или иным видам функциональной деятельности (компетенциям). Совокупность подобных модулей может составить отдельно взятую квалификацию. Этот подход рассматривается как модульная технология преподавания отдельных дисциплин. Полагаем, что при таком понимании модульного подхода завершение об-
учения по отдельно взятым модулям не дает возможности выхода на рынок труда.
Модульные учебные программы, используемые в колледжах Германии, Великобритании, в большинстве случаев разрабатываются на каждую компетенцию (вид действий, выполняемых в рамках одной квалификации), необходимую для получения квалификации.
В приведенных примерах рассматривается разработка модульной программы, направленной на освоение знаний, умений и компетенций, необходимых для выполнения определенных видов профессиональной деятельности (квалификации) в рамках одной специальности с возможностью сертификации квалификации и выхода на рынок труда. Содержание модульной учебной программы представляется в виде завершенных этапов обучения.
Структура и описание содержания модульных программ подразумевают необходимость разработки их на каждую квалификацию. Каждый модуль отражает ожидаемые результаты обучения и содержит критерии оценки.
Результаты обучения — это формулировки, определяющие, что будут знать, уметь или в состоянии выполнять студенты в результате учебной деятельности. Результатом обучения выступает совокупность формируемых компетенций по модулям обучения с выходом на квалификацию.
Критерии оценки — перечень основных видов учебной деятельности по модулям для принятия решения по оценке результатов обучения на соответствие требованиям, предъявляемым к компетентности.
Такой подход используется в Сингапуре, Австралии, Канаде, Норвегии, Финляндии и ряде других стран.
Согласно Трудовому кодексу Республики Казахстан только наличие документов об образовании и квалификации (т. е. специальных знаний и профессиональной подготовки) гарантирует конкурентоспособность и возможность выхода человека на рынок труда.
Именно поэтому внедрение модульно-ком-петентностного подхода к разработке новых образовательных программ в Казахстане является более востребованным и перспективным.
Рассмотрим примеры.
Отрасль «Машиностроение».
Профессиональный стандарт, разработанный и утвержденный в рамках внедрения Национальной системы квалификации Республики Казахстан (далее — НСК РК) по специальности «эксплуатация машин и оборудования
промышленности» [2] предусматривает выполнение минимум трех видов профессиональной деятельности (компетенции) в рамках данной специальности, а именно работать в качестве:
- слесаря механосборочных работ;
- слесаря-ремонтника машин и оборудования;
- техника-механика.
Для организации подготовки кадров по этой специальности на основе профессионального стандарта / квалификационных требований разрабатываются образовательные учебные программы и планы.
Образовательная программа по специальности «эксплуатация машин и оборудования промышленности» должна включать минимум три содержательно ориентированных на квалификацию специальных модуля профессионального обучения.
Исходя из требований (к компетенции специалиста) профессионального стандарта / квалификационных требований по специальности «эксплуатация машин и оборудования промышленности» и в зависимости от срока обучения можно предусмотреть еще четыре модуля, общие для всех видов профессиональной деятельности (компетенций) по следующим квалификациям: «материаловедение», «слесарное дело», «промышленные оборудование и механизмы», «охрана труда и техника безопасной организации работы». Тогда образовательная программа по данной специальности будет состоять минимум из семи модулей.
После завершения обучения по всем модулям учебной программы предусматривается возможность сдачи экзамена в центрах сертификации квалификаций. Получение сертификата в центрах сертификации дает возможность выйти на рынок труда.
Отрасль «Сфера обслуживания».
Профессиональный стандарт НСК РК по специальности «организация питания» [3] предусматривает выполнение следующих четырех видов профессиональной деятельности (компетенций) в рамках этой специальности: «повар», «кондитер», «официант» и «бармен».
На каждый вид профессиональной деятельности (компетенцию) разрабатывается отдельный модуль, который представляет собой завершенный этап обучения.
Образовательная программа по специальности «организация питания» в данном случае должна включать минимум четыре содержательно ориентированных на квалификацию специальных модуля профессионального обучения.
При модульно-компетентностном подходе к разработке образовательных программ по данной специальности, исходя из требований профессиональных стандартов (к компетенции специалиста), содержания и срока обучения, можно предусмотреть еще три дополнительных модуля: «оборудование и механизмы для организации общественного питания», «сырье и материалы для организации общественного питания», «охрана труда и техника безопасной организации работы».
Таким образом, при разработке рабочей учебной программы и плана по специальности «организация питания» можно будет предусмотреть минимум восемь модулей профессионального обучения.
После освоения всех модулей данной образовательной программы у студента будет возможность получить минимум четыре квалификации, что повысит возможность его трудоустройства в сфере обслуживания по специальности «организация питания».
Отрасль «Строительство».
С учетом содержания разрабатываемой новой образовательной программы по специальности «строительство и эксплуатация зданий и сооружений» предусматривается выполнение минимум пяти видов профессиональной деятельности со специализацией «отделочные работы» и освоением пяти квалификаций или специальных модулей в рамках данной специальности, что позволяет работать в качестве:
- штукатура;
- маляра;
- мастера-отделочника (с умением выполнять работы плиточника и облицовщика);
- техника-отделочника;
- младшего технолога-строителя 5-го уровня НРК.
Структура и содержание образовательных учебных программ и планов определяются в соответствии с требованиями профессиональных стандартов или квалификационных требований и пожеланиями заказчика-работодателя.
При разработке рабочих образовательных программ и учебных планов, исходя из требований конкретного работодателя-заказчика и срока обучения по данной специальности, можно предусмотреть еще три дополнительных модуля общего профессионального характера деятельности: «Охрана труда и безопасная организация работы», «Оборудование, механизмы и инструменты, используемые в отделочных работах», «Сырье и материалы, используемые в отделочных работах». Тогда образовательная програм-
ма по данной специальности будет состоять минимум из восьми модулей (на усмотрение разработчика).
После завершения изучения всех модулей учебной программы предусматривается возможность сдачи экзамена (тестов) в центрах сертификации квалификаций, получения сертификата и выхода на рынок труда. Эти положения также должны быть учтены при разработке раздела «Контрольные измерительные материалы», т. е. тестовых заданий по оценке и сертификации квалификации.
Отдельные специальные модули можно использовать для организации краткосрочной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, так как модули являются автономными и представляют собой завершенные курсы профессионального обучения с достижением определенных результатов (компетенций).
Таким образом, новые образовательные программы, разработанные на основе модуль-но-компетентностного подхода, позволяют:
1) сохранить фундаментальность существующих образовательных программ (общегума-
Библиографический список
нитарные, социально-экономические и общепрофессиональные дисциплины);
2) реформировать блок специальных дисциплин в учебные модули для формирования профессиональных компетенций, указанных в профессиональных стандартах;
3) интегрировать модульные программы для обучения студентов в колледжах по родственным квалификациям;
4) использовать отдельные модули для курсовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
5) предусматривать в модулях практическую подготовку при использовании технологии дуального обучения.
При определении формируемой компетенции по каждому модулю и дисциплине необходимо учитывать приказ МОН РК от 3 ноября 2013 г. № 446 «Методика разработки типовых учебных планов и образовательных учебных программ, интегрированных образовательных учебных программ по специальностям технического и профессионального образования» [4] в части описания компетенций.
1. Республика Казахстан. Законы. Трудовой кодекс Республики Казахстан [Электронный ресурс] : Закон Республики Казахстан № 414-V : [принят 23.11.2015]. — Режим доступа: http:// www.mikoso1t.kz/trudovoy-codex-2016.html.
2. Профессиональный стандарт НСК РК по специальности «Эксплуатация машин и оборудования промышленности» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bestprofi.com/home/ document/665101196;jsessionid=BA57A7F8F27A6A818FCB732F1DEF3A93?0.
3. Профессиональный стандарт НСК РК по специальности «Организация питания» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://agartu.com/index.php?newsid=806.
4. Методика разработки типовых учебных планов и образовательных учебных программ, интегрированных образовательных учебных программ по специальностям технического и профессионального образования [Электронный ресурс] : [приказ МОН РК от 04.11.2013 № 446]. — Режим доступа: http://www.rnmc.kz/index.php/ru/2013-07-06-07-38-55/66-prikazy-i-normativnye-dokumenty/272-instruktivnoe-pismo-prikaz-446-ot-4-10-2013.
УДК 377 Т. А. Дядичкина, зам. директора Челябинского
механико-технологического техникума (ЧМТТ), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
КЛАСТЕРЫ КАК ОСНОВА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В статье на примере сотрудничества ГБПОУ «Челябинский механико-технологический техникум» с ООО «ЧТЗ-Уралтрак» рассмотрены формы организации образовательного процесса в условиях кластерного взаимодействия.
Ключевые слова: модель социального партнерства, образовательно-производственный кластер, инновационная модель образования, практико-ориентированное обучение.