Priorities for development of the system of professional education
УДК/UDC 377(574)
К. К. Борибеков, А. К. Кусаинов K. Boribekov, A. Kusainov
РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В КАЗАХСТАНЕ
TECHNICAL AND PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT
IN KAZAKHSTAN
Стратегической целью развития системы технического и профессионального образования Казахстана является ее модернизация в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграции в мировое образовательное пространство.
The strategic goal of the development of technical andvocational educationin Kazakhstanis to modernize the VET system in accordance with the needs of society and the industrial-innovative development of the economy and integration into the world educational space.
Ключевые слова: техническое и профессиональное образование, система дуальной подготовки, социальное партнерство, Национальная квалификационная система, Казахстан.
Keywords: technical and professional system of dual training, social partnership, National qualification system, Kazakhstan.
Основой модернизации системы технического и профессионального образования (далее — ТиПО) является обновление структуры и содержания ТиПО с учетом запросов инду-
стриально-инновационного развития экономики, с активным привлечением представителей бизнеса (работодателей).
Для повышения эффективности и активности привлечениея представителей бизнеса к управлению системой подготовки кадров ТиПО сформирована принципиально новая модель управления. Обеспечение активного участия бизнеса и профессионального сообщества на республиканском уровне реализуется через создание Национального совета по профессионально-техническому образованию при Правительстве Казахстана. На региональном уровне вопросы обеспечения экономики страны решаются квалифицированными кадрами через 16 региональных и 14 отраслевых советов.
Одним из важных аспектов развития ТиПО стало создание в 2011 г НАО «Холдинг Кэсщор». Наряду с внедрением в систему ТиПО механизмов корпоративного управления и инновационных технологий на «Холдинг Кэсщор» возложено проектирование новой инфраструктуры через создание сети колледжей мирового уровня в городах Алматы, Астана, Актобе и Шымкент (табл.)*.
Таблица
Мощность и распределение новых колледжей «Кэсткор», чел.
Направление подготовки кадров Астана Алматы Шымкент Актобе
Школа инженерии 300 200 300
Школа архитектуры и строительства 200 300 300
Школа информационных и коммуникационных технологий 300 300 300 300
Школа дизайна и проектирования 200 200 300
Школа АПК 300
Школа машиностроения 200 200
Школа профессионального обучения (Школа ремесел) 300 300 300 300
Всего 1500 1500 1200 1200
*Источник — АО «Кэапцор»
Специализация колледжей мирового уровня направлена на подготовку квалифицированных кадров для реализации проектов Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития страны (ГПФИИР).
Развитие системы технического и профессионального образования предусматривает модель социального партнерства, ориентированную на эффективную деятельность учебных заведений (профессиональных лицеев и колледжей) по подготовке кадров в соответствии с требованиями и приоритетами экономики страны.
Внесенные на законодательном уровне новые положения предусматривают непосредственное участие работодателей не только в обновлении содержания ТиПО, но и в организации учебного процесса (в качестве лекторов по новой технике и технологии производства, в предоставлении мест для прохождения профессиональной практики обучающихся, в работе выпускных квалификационных комиссий).
Привлечение к процессу обучения высококвалифицированных специалистов, имеющих практический опыт в соответствующих отраслях экономики, и непосредственное участие работодателей в оценке профессиональной подготовленности выпускников ТиПО являются решающими факторами обеспечения качества подготовки кадров и поднятия ответственности учебных заведений за качество обучения.
Одним из нововведений в развитии системы технического и профессионального образования страны стала активизация внедрения основных принципов дуальной системы подготовки кадров.
В первый год реализации Госпрограммы развития образования на 2011-2020 гг. активизирована совместная работа учебных заведений ТиПО в соответствии с профилем подготовки национальных холдингов и компаний. Так, в 2011 г. 96 учебных заведений ТиПО, осуществляющих подготовку специалистов в таких отраслях экономики, как сельское хозяйство, транспорт, металлургия, машиностроение, нефтегазовое и химическое производство, заключили двусторонние договоры о сотрудничестве с АО «Холдинг "КазАгро"», «Казахстан Тем1рЖолы», «Алюминий Казахстана», «Донской горнообогатительный комбинат», «КазМунайГаз», «Казахстанский электролизный завод»,
«АрселорМиттал Темиртау», «Казахстан Инжиниринг», корпорацией «Казахмыс» и др.
Сегодня, в условиях так называемого знаниевого общества, характеризующегося ускоренным научно-техническим развитием, глобализационными и интеграционными процессами, традиционные модели развития рынка труда претерпевают коренные изменения. Происходит быстрое устаревание одних профессий и возникновение новых, изменяется содержание професий и систем организации труда. Уже недостаточно приобретать профессию на всю жизнь и повышать квалификацию раз в пять лет, необходимо быть готовым к постоянному профессиональному развитию и совершенствованию для эффективной адаптации к изменяющимся условиям. Становятся необходимыми и различные гибкие формы как для обучения, так и для официального признания его результатов. Для этого, в свою очередь, необходимо иметь четко структурированное описание результатов обучения и способы определения результатов, то есть необходима рамка квалификации и национальная квалификационная система. Национальная квалификационная система (НКС) является практическим механизмом повышения качества рабочей силы, отвечающим задачам повышения конкурентоспособности экономики и роста благосостояния населения республики. Национальная квалификационная система является средством согласования спроса на квалификации работников со стороны работодателей (рынка труда) на основе настоящих и перспективных требований рынка труда.
Национальная квалификационная система включает в себя единые процессы обеспечения качества оценки знаний, умений и навыков, единые стандартные требования к экспертам по оценке и предназначена для обеспечения признания, оценки, сертификации и аккредитации профессиональных компетенций и квалификаций (результатов образования и обучения).
Внедрение в Казахстане Национальной квалификационной системы соответствует потребностям модернизации технического и профессионального образования и обеспечивает решение следующих задач:
— внедрение широкопрофильных образовательных программ ТиПО, направленных на развитие базовых навыков и компетенций;
Priorities for development of the system of professional education
— упрощение подготовки комплекса квалификаций за счет использования общепринятого набора описаний (дескрипторов) квалификаций, а также показателей;
— установление согласованных и последовательных связей между существующими в стране квалификациями и типами обучения;
— сопоставимость квалификаций в Казахстане с квалификациями европейских стран;
— взаимное признание сертификатов об образовании, что будет способствовать трудовой мобильности граждан Казахстана и привлечению квалифицированных специалистов в Казахстан;
— ориентация образовательных стандартов на потребности рынка труда;
— разработка требований к выпускникам учреждений профессионального образования посредством инструмента для социальных партнеров;
— внедрение системы аккредитации программ ТиПО в соответствии с международной практикой;
— возможность обучения в течение всей жизни в рамках как формального, так и неформального обучения.
Таким образом, вопросы взаимодействия системы ТиПО с рынком труда на основе развитой Национальной системы квалификации становятся основными, так как определяют качество профессионального образования и его соответствие запросам рынка труда.
Преимущества внедрения НКС состоят в следующем:
— связь умений, знаний и компетенций с потребностями рынка труда;
— охват всех видов образовательных программ;
— содействие развитию обучения в течение всей жизни;
— включение всех заинтересованных сторон;
— соотнесение компетенций с конкретным уровнем квалификаций;
— повышение мотивации к обучению на рабочем месте;
— соответствие квалификаций реальным умениям работников.
Разработка Национальной квалификационной системы и Национальной рамки квалификаций требует комплексной перестройки всей системы профессионального
образования, включая разработку образовательных стандартов и программ, внедрения новых методов обучения и оценки; привлечения значительных инвестиций; формирования эффективной системы обеспечения качества; разработки механизмов признания квалификаций и др.
В целях повышения качества подготовки кадров в учебных заведениях технического и профессионального образования к работе квалификационных комиссий по оценке профессиональной подготовленности и присвоения квалификации выпускникам активно привлекаются работодатели (2/3 состава комиссии состоят из представителей бизнеса). Лицам, успешно прошедшим квалификационный экзамен, присваивается соответствующий уровень квалификации по конкретной специальности и выдается свидетельство — сертификат установленного образца.
Работу по внедрению системы независимой от организации образования оценки профессиональной подготовленности выпускников курирует Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации МОН РК (РНМЦ МОН РК).
В 2011 г., по данным РНМЦ МОН РК, с участием работодателей через систему независимой от организации образования оценку уровня квалификации (НОК) прошли 122,6 тыс. выпускников ТиПО по 150 специальностям (в 2010 г. — по 125 специальностям 105,5 тыс.).
Показатель достижения выпускниками ТиПО порогового балла НОК по республике в 2011 г. составил 72,3 % (88 691 человек). Высокий уровень подготовленности показали выпускники Западно-Казахстанской (86,1 %% чел.), Акмолинской (83,7 %% чел.) областей и города Астана (82,7 % чел.). Значительно ниже общереспубликанского показатели Атырауской (58,3 %), Актюбинской (59,2 %) и Восточно-Казахстанской (63 %) областей.
Миссия организаций ТиПО — эффективное решение социальных и экономических проблем региона путем подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, обладающих высокими гражданскими и нравственными качествами. Одно из основных требований к организации образовательного процесса — соче-
тание социального заказа на специалиста и ориентация на потребности личности.
Согласно Государственной программе развития образования на 2011-2020 гг. одной из основных задач модернизации системы ТиПО в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграции в мировое образовательное пространство является обновление структуры и содержания технического и профессионального образования.
Внесены изменения и дополнения в Классификатор профессий и специальностей технического и профессионального, послесреднего образования с учетом предложений отраслевых советов, ассоциаций и крупных компаний, учебно-методических объединений ТиПО. В 2011 г. разработаны и утверждены:
— Государственные общеобязательные стандарты (ГОСО) с участием международных экспертов и работодателей на основе компетентностного подхода. Компетент-ностный подход подразумевает способность специалиста решать определенную совокупность профессиональных задач на основе единства знаний, умений и опыта, способностей действовать и навыков поведения. Новый ГОСО ориентирован на потребности рынка труда, а также возможность получения нескольких уровней квалификации по одной специальности;
— образовательные программы по 65 специальностям ТиПО, типовые учебные программы по 720 специальным дисциплинам в соответствии с прогнозными потребностями рынка труда к уровню квалификации. К разработке типовых учебных планов и программ привлечены социальные партнеры и международные эксперты проектов Европейского союза «Поддержка профессионально-технического образования в Республике Казахстан», Центра профессиональной подготовки и обучения (ЯКК, Норвегия) и др.
В данных типовых учебных планах и программах предусматриваются возможности комбинирования модулей для получения новых квалификаций, базовых и специальных компетенций. Внесение изменений в содержание дисциплин специального цикла
(или соответствующего модуля) с учетом требований работодателей и региональных особенностей, объема учебного времени, отводимого на освоение учебного материала, до 25 % при сохранении общего объема, отведенного на освоение профессиональных учебных программ, является также нововведением в обновлении содержания данного уровня образования.
Совершенствование структуры и содержания системы ТиПО предусматривает выбор различных технологий обучения, форм, методов организации и контроля учебного процесса, которые предполагают практико-ориентированное обучение.
В 2011 г. начат активный процесс внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий, формирующих у обучающихся востребованные компетенции (активные, интерактивные и другие технологии обучения). В режиме эксперимента внедрены 22 программы по кредитной, модульной технологии обучения и высшей технической школы.
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы.
— Наблюдается снижение контингента обучающихся организаций ТиПО. С целью привлечения молодежи к обучению в учебных заведениях ТиПО необходимо усилить информационно-разъяснительную и проф-ориентационную работу среди молодежи.
— Отмечается положительная тенденция развития социального партнерства. В соответствии с прогнозными потребностями рынка труда разработаны образовательные и типовые учебные программы. Для развития практических навыков обучающихся в рабочих учебных планах предлагается предусмотреть возможность увеличения доли профессиональной практики на производстве, внедрения элементов дуальной системы обучения.
— Действует независимый от организаций ТиПО механизм подтверждения квалификации выпускников. Вместе с тем внедрение независимой от системы образования модели подтверждения и присвоения квалификации необходимо привести в соответствие с основными положениями закона Республики Казахстан «Об аккредитации в области оценки соответствия».